Показатели речевого развития ребенка от 2 до 3 лет

Многих родителей малышей волнует вопрос, всё ли в порядке с их ребенком. Или нормально то, что малыш не говорит в 2 года. Иногда детские неврологи говорят мамам детей-молчунов, что отсутствие речи в 3 года — ничего страшного. Я хочу рассказать о нормах речевого развития, опираясь на периодизацию Б. М. Гриншпуна.

Он выделил 2 периода

1. Доречевой.

Крик — первый звук, который появляется у ребенка после рождения. Он может быть сильным, слабым, появиться сразу или после каких-то врачебных манипуляций.

3-6 месяцев — гуление. Ребенок начинает произносить серии звуков, обычно певучие, гласные (а-а-а), но могут слышаться и согласные звуки (а-а-а-о-о-о-м-м-м). Гуление у детей всего мира одинаково. Это биологическая программа. Гуление есть даже у глухих детишек.

6-12 месяцев — лепет. Появляются слоги (ба-ба-ба, па-па-па, ма-ма-ба). Это еще не первые слова, так как произносимое «ба-ба» не несет никакого смысла для ребенка. Лепет может быть слабым или активным, во многом лепет зависит от людей, которые окружают малыша. Дефектологи отмечают, что у детишек-отказников лепет не такой продуктивный, как у детей, с которыми играют родители. Взрослым надо понимать, что лепет — это важный этап в развитии ребенка, от которого во многом зависит собственно речевой этап. Поэтому так полезно агукать с малышом, повторять его лепетные словечки, эмоционально, громко и радостно. Чем больше взаимодействия и речевого общения с малышом на «его» языке, тем лучше. В этот же период ребенок начинает различать интонации, поэтому важно говорить ласково, с любовью.

Отмечу, что лепет может отсутствовать у детей с аутизмом, глухих детей. Может запаздывать у детей с интеллектуальной недостаточность и у алаликов.

К году ребенку нужно дать возможность самостоятельно есть: жевать небольшие кусочки еды (не протертую еду, а твердую), пробовать самостоятельно пользоваться ложкой, пить из кружки (да, малыш еще неуклюжий, пачкается, но ему уже пора начинать самостоятельно кушать). И еще важный момент — дыхание, оно должно быть через нос, а не рот. Если ребенок дышит ртом, нужно обратиться к лору. То, как работают мышцы артикуляционного аппарата и то, как дышит ребенок тесно связано с речью. У детей с ротовым дыханием и неразвитыми мышцами могут быть проблемы с речью.

К 12 месяцам у ребенка должно быть 8-12 слов (например, мама, папа, баба, ку-ку, му). Если у вашего ребенка нет 8 слов в год, но при этом ребенок контактный, знает жест «пока», «дай», то можно подождать еще полгода, до 1,5 лет.

Если же в год у ребенка отсутствуют жесты, он не любит играть, то можно заподозрить аутизм, снижение слуха или «сенсорный компонент» (ребенок не понимает речь, в будущем может быть сенсорная алалия). С такими детками надо начинать заниматься как можно раньше.

2. Речевой период

1-1,5 года. В 1,5 года обязательно должны появиться первые слова. Если их нет, нужно обратиться к логопеду за консультацией.

В 1,5 года ребенок уже хорошо понимает речь и может выполнить простую просьбу: «Принеси кружку», «Погладь кису». У ребенка появляются согласные звуки п, б, м, н (гласные а, у, о, и, э уже есть). В словаре ребенка от 70 до 100 слов. Ребенок хорошо произносит простые слова (мама, папа, дядя, тётя, киса и т. д.).

1,5-2 года. Ребенок активен, его словарный запас растет: к двум годам — около 200 слов. Дети пытаются общаться со взрослыми, если не хватает слов, они используют жесты, самый популярный — указательный жест. Появляются первые глаголы, например, «дай», и более сложные слова по структуре: из 3 слогов (кубики, молоко). Дети уже могут произносить звуки в, ф, г, к, х и даже ль. Малыш вправе смягчать согласные, ведь и взрослые с ним сюсюкают. А детки говорят так, как слышат.

В 2 года уже формируется фонематический слух — способность различать звуки. Если перед ребенком поставить стол и стул и попросить его показать, где стул и где стол, он справится. Хотя такие задания могут быть сложны для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

2-3 года. Словарный запас уже очень большой — около 1000 слов. В этом возрасте дети различают единственное и множественное число сущ. (муха — мухи), женский и мужской род (моя мама, мой папа) и активно пытаются употреблять все эти формы в речи, но иногда допускают ошибки — это нормально. В речи ребенка появляются полноценные длинные предложения, появляются союзы «когда» и «почему».

Период интересен словотворчеством ребенка: продавец = продаватель (как и «покупатель»), курица окурилась (по аналогии «кошка окатилась»). Словотворчество — важный показатель нормального речевого развития ребенка. У детей с умственной отсталостью и аутизмом словотворчества нет.

Период 3 лет заканчивается кризисом. Ребенок хочет стать независимым от мамы, превращается в маленького непоседу и нехочуху.

После 3 лет наступает дошкольный период, в 5-6 лет ребенка начинают готовить к школе. Речь детей уже становится правильной, а в 7 лет она ничем не отличается от речи взрослых.

Источник

Нормы речевого  развитие детей 2-3 лет

Специалисты считают возраст с двух до трех лет критическим в плане речевого развития и рекомендуют совершить первый визит к логопеду для ответа на вопрос «все ли хорошо с речью?»

Так же этот период считается самым активным периодом развития речи, когда можно наблюдать количественные и качественные преобразования речевой деятельности малыша.

Звукопроизношение. В речи ребенка третьего года жизни должны появиться звуки [с’], [л’], [й’], а также, [г], [х], [к], [м], [п], [б], [н], [в], [ф], [д], [т] (и их мягкие пары), все гласные. Однако произношение многих звуков еще далеко от совершенства, что на данном возрастном этапе является характерным для детской речи, так как подвижность мышц языка и губ еще недостаточно развита. Многие трудные звуки ребенок заменяет более легкими для произношения. Так, шипящие звуки ([ш], [ж], [ч’], [щ’]) малыш нередко заменяет мягкими свистящими: «сяпка» (шапка), «зюк» (жук), «цяйник» (чайник), «сенок» (щенок). Иногда вместо звука [ч’] ребенок может произносить [т’]: «тясы» (часы). Некоторые дети в этом возрасте заменяют шипящие звуки твердыми свистящими: «сапка» вместо шапка; твердые свистящие- мягкими свистящими: «сянки» (санки), «зяйка» (зайка). Согласные [р], [р’], [л] отсутствуют или заменяются звуками [л’], [й]: «ыба» (рыба), «гия» (гиря), «ябоко» (яблоко), «двель» (дверь), «голюби» (голуби), «мей» (мел).

Читайте также:  Практика проведения диагностики развития ребенка в системе дошкольного образования

Словарный запас. Быстро пополняется пассивный и активный словарь ребенка: к 2 годам он достигает примерно  300 слов, а к 3 годам – до 1000 слов. Кроме существительных и глаголов ребенок все чаще употребляет прилагательные, наречия, предлоги, местоимения. Малыш должен знать, как его зовут, различать родных, уметь различать и копировать голоса животных. В этом возрасте расширяется запас и понимание более сложных прилагательных, например, вкусный, красивый, большой, веселый, высокий и т.п. В 3-х летнем возрасте речь ребенка должна объединяться в смысловые предложения, правильно употреблять местоимения, часто использовать прилагательные и наречия (горячо, рано, далеко и т.д.).

На третьем году жизни малыш с удовольствием слушает и воспринимает несложные сказки, рассказы, с легкостью выполняет простые словесные поручения.

Фразовая речь. Речь приобретает связный характер. Специалисты единодушны в том, что к 2 годам у малыша уже должна сформироваться фразовая речь. Пускай фразы пока не всегда понятны и состоят из двух слов, часто лепетных. Например: МАМА, ПИ (мама, я хочу пить). ДЁ УЯТЬ (идем гулять). Главное – появилась  фраза (предложение). А вот предложения трехлетних детей становятся сложными, с союзами «потому что», «или», «чтобы», «а». Появляются простые предлоги в, на, у , с . И, хотя в  их речи еще много неверного употребления окончаний («Смотри, как много мячов!»), суффиксов («У меня есть куклочка»), согласований («Это мой кукла!»), ударений («Ложка лежит на стОле»), постепенно их становится все меньше, они приобретают случайный характер и исчезают приблизительно в 5-6 лет. Ребенок задает вопросы, меняет интонацию.

О том, что у ребенка значительная задержка речевого развития говорят следующие признаки:

  • Когда в 2 года ребенок не пытается выучить новые слова, а продолжает использовать всего несколько отдельных простейших слов.
  •  Когда в 2,5 года словарный запас активно используемых слов и словоподражаний меньше 20. Не знает названий частей тела и привычных предметов. Проведите проверочный тест: попросите показать части тела, принести хорошо знакомый ему предмет, находящийся в соседней комнате. Если не составляет словосочетаний из двух слов, к примеру, «дай ады» («дай воды»)
  • Когда в 3-летнем возрасте речь ребенка настолько не разборчива, что даже родные понимают его с трудом. Не говорит элементарных предложений состоящих из пары-тройки словосочетаний, не понимает объяснений, простых рассказов.
  •  Когда малыш в 3 года «тарахтит» – говорит чересчур быстро, глотает окончания слов или, напротив, очень медленно, растягивая слова, хотя дома никто подобным образом не разговаривает.
  • Когда в 3 года малыш не строит собственных предложений, а изъясняется фразами из книжек и мультиков. Если ребенок зеркально вторит фразам, который слышит от взрослых, даже если это к месту. В таком случае необходимо срочно обращаться к специалисту, причем обязательно обследоваться у психиатра – это может быть признаком серьёзнейшего отклонения в развитии.
  • Когда ребенок вне зависимости от возраста постоянно ходит с приоткрытым ртом, когда без явных причин повышенно выделяется слюна, но это не связано с ростом зубов.

Источник

Речевое развитие детей — первоочередная задача ФГОС дошкольного образования. Для того, чтобы у ребёнка не было проблем в социализации и обучении, необходимо с раннего возраста помогать усваивать ему навыки в изучении родного языка.

Основные этапы нормального речевого развития ребенка от 1 до 3 лет

Как и другие навыки, речевое развитие у детей происходит поэтапно. И как в любой другой области, были выделены и проанализированы нормы для каждого года жизни, начиная с самого раннего возраста, когда происходит активное созревание областей мозга, отвечающих за речь.

Мама с малышом

Крик, гуление, лепет, произношение слогов, а затем и первых слов — должны произойти в первые 12 месяцев жизни. Второй год характеризуется увеличением словарного запаса, ребенок начинает понимать речь взрослых, вступать в диалог, пытается разговаривать простыми предложениями: «Папа би-би» — папа уехал«, «Киса ди — киса, иди».

Среднестатистические нормы

Жёстких рамок в развитии детской речи нет, так как все дети индивидуальны. Некоторые дети могут начать разговаривать в год, правильно произнося слова, а есть те, которые говорят мало или вовсе молчат. Но тем не менее существуют нормы, отклонение от которых не ускользнет от внимательных родителей. Нормальное развитие речи у детей 2 3 лет должно происходить следующим образом:

  • 12 месяцев. Этот период также важен для общей картины речевого развития. Малыш произносит первые слова из одинаковых слогов: «папа», «мама», понимает простые просьбы «иди», «пока-пока». Начинает интересоваться книгами.

Важно! Для профилактики отклонений в развитии ребёнка необходимо своевременно посещать детского невролога

  • 18 месяцев. Он может повторять за взрослыми часто произносимые слова. Отвечает словами или жестами на вопросы о местонахождении предметов, показывает на части тела. Словарный запас может достигать пятидесяти слов.
  • 2 года. Малыш начинает произносить первые предложения: «Хочу пить», «Где папа?» Понимает простые конструкции из двух последовательных действий: «Принеси куклу и покажи бабушке». Словарный запас увеличивается и может насчитывать уже 200 слов, в обиход входят прилагательные, предлоги, местоимения. «Большой красный мячик», «маленький мишка» — так начинает понимать цвет и форму.
  • 3 года. Малыш общается предложениями, состоящими из трех и более слов. Может запоминать и рассказывать различные истории. Досказывает строчки стихотворений, например, Агнии Барто. Различает формы и цвета предметов. Сохраняются трудности в произношении некоторых звуков (свистящих, шипящих). Словарный запас обширный, ребенок может вставлять в предложения причастные и деепричастные обороты.

Педагог показывает упражнения

Особенности и нормы речевого развития у 2-3-летних детей

Ребенок в два-три года разговаривает, но родителей часто беспокоит вопрос: нормально ли то, что он может коверкать слова, переставлять слоги, не проговаривать некоторые звуки.

Мышцы, отвечающие за речь, окрепли, но есть ещё немало трудностей в звукопроизношении. Тяжело даются детям шипящие звуки, которые они заменяют более легкими — свистящими, например, «осень-очень», «кася-каша». Заменяют они и твердые звуки: «люк-лук». Согласные могут выпадать: «айчик-зайчик», «той-стой».

Дети часто меняют слоги местами, или опускают их для удобства в длинных словах, при этом, в коротких могут проговаривать их безупречно.

Все это варианты нормы, в зависимости от индивидуальности ребенка. Звукопроизношение детей одного возраста может в разной степени различаться. На это влияют не только физические факторы, но и психо-эмоциональные. Если сын или дочка растут в атмосфере любви и взаимопонимания, они свободно ориентируясь в ближайшем окружении, может назвать предметы, имена близких людей.

Обратите внимание! В этом возрасте дети не в полной мере владеют интонацией (громче-тише). Нормальны и ошибки в согласовании частей речи (девочка пошел).

Читайте также:  Роль творческих способностей в развитии ребенка

Что должно насторожить родителей, если малыш ещё не заговорил?

Люди, находящиеся в непосредственной близости: родители, бабушки, дедушки в большинстве своём очень ответственно подходят к вопросам здоровья и воспитания. Если недомогания, связанные с различными болезнями, взрослые распознают, то молчание малыша не все способны выявить вовремя, списав это на характер. Поводом для беспокойства становится полное отсутствие речи, а также малое количество произносимых слов. На что следует обратить внимание:

  • в год не говорит ни одного слова и не выполняет простые просьбы;
  • в полтора года не произносит слов «папа», «мама»;
  • в год и девять словарный запас не насчитывает пяти осмысленных слов;
  • в два года не узнает и не называет людей на фото, не выполняет просьбы из двух действий «пойди в комнату и покажи игрушку папе», не называет части тела;
  • в три года не может сказать как его зовут, не рассказывает или не досказывает стихи; окружающие не могут разобрать его речь; он говорит слишком быстро, либо слишком медленно.

Ребенок с закрытым ртом

В чем может крыться причина молчания малыша?

Важно! Если малыш не откликается на свое имя, не реагирует на просьбы и звуки, необходимо обратиться к педиатру для дальнейшего направления к врачу более узкой специализации

Причины задержки речи могут быть разными: от нарушения слуха до психо-эмоциональных расстройств разной степени. Необходимо понаблюдать за той средой, в которой воспитывается ребёнок. Все ли благополучно с психологической стороны. Может молчать, плохо разговаривать, если с ним не общаются и не занимаются.

Важно знать и характер малыша: одни дети активны, любознательны, легко находят общий язык с другими. Они часто начинают рано разговаривать. Другие дети созерцатели, мечтатели, им сложно адаптироваться в новых условиях. Могут молчать или говорить мало по причине стеснительности. Таким детям необходимо давать больше внимания и заботы.

Основные причины задержки развития речи у детей

  • поражение слуха. Если малыш не говорит и ни коим образом не реагирует на речь и звуки, это может быть следствием перенесенного отита (воспаления среднего уха). В этом случае врач после осмотра назначит необходимое лечение;
  • задержка развития в виду недозревшей нервной системы. Такое нередко происходит при недоношенной беременности и выявляется специалистами в первые дни жизни малыша;
  • расстройство развития при умственной отсталости. Наряду с другими симптомами устанавливается специалистом;
  • отсутствие мотивации. Может происходить в семьях, где чересчур опекают и предугадывают любые желания, отбивая у него необходимость разговаривать с домочадцами, просить их о чем-либо;
  • отсутствие должного ухода. Когда ребёнком не занимаются совсем, предоставляя его самому себе, у него не вырабатываются навыки речи и сопровождающие её артикуляции;
  • последствия психологической травмы. Может быть при раннем разлучении с матерью или другим человеком, который находится в тесном эмоциональном контакте;
  • отсутствие непосредственного общения. Ребёнок может молчать, если родители в виду сильной загруженности просто не разговаривают с ним, либо произносят односложные фразы.

Важно! Телевизор не способствует навыку речи у ребёнка

Что делать, если ребенок к 2-3 годам не начал говорить?

Необходимо исключить причины задержки развития речи, связанные с поражением слуха, нервной системы и умственной отсталости. Диагноз может поставить только врач. Родителям же нужно немного понаблюдать за ребёнком: при каких обстоятельствах он отказывается говорить, каков его словарный запас.

Иногда нужно просто больше времени проводить с малышом, разговаривать, рассказывать об окружающем мире, читать книги. Полезно записывать новые произнесенные звуки и слова в тетрадь. Если к трём годам ребёнок так и не начал разговаривать, то требуется консультация специалиста.

Мама с двумя детьми и книгой

Как развивать речь у детей 2–3 лет?

Дети воспринимают окружающий мир через основные органы чувств, так называемый сенсорный канал. Поэтому необходимо давать им информацию с помощью любого рода сенсорных ощущений:

  • первое чувство с помощью которого ребёнок познает мир — осязание. Необходимо разнообразить тактильные ощущения малыша: массаж, предметы, состоящие из разных структур (дерево, пластик, резина), игрушки различных форм, пальчиковые краски, песок, крупы, фасоль и так далее;
  • слух. Среди многообразия звуков, с которыми можно познакомить ребёнка (музыка, пение птиц, шум воды), главным является родная речь. Если разговаривать с малышом, проговаривать действия, петь песенки и потешки, называть окружающие предметы, он будет реагировать на них, пытаться подражать;
  • зрение. Называя различные предметы на картинках, или в окружающей среде, необходимо фокусировать внимание ребёнка на этих предметах, чтобы он запоминал названия;
  • вкус. В этом случае нужно проговаривать продукты: «сейчас съедим печенье». Подключать малыша к приготовлению, например при замешивании теста называть ингредиенты: «молоко», «мука»;
  • мелкая моторика. Речевые и двигательные центры в головном мозге находятся рядом. Поэтому мелкая моторика так важна для развития речи. Нужно внести в список занятий с ребёнком игры с мелкими предметами, крупами, бобовыми; лепку из теста и пластилина, рисование пальчиками; расстёгивание и застёгивание молнии, пуговиц.
  • Речь. Во время разговора задействуются мышцы лица, шеи, усиливается жестикуляция. Как в случае тренировки мышц, речь необходимо развивать регулярными занятиями. Для этого с ребёнком можно заниматься речевой гимнастикой;
  • внимание и забота. Нужно хвалить ребёнка за работу и достижения; обсуждать с ним все происходящие моменты и отвечать на вопросы, развивать умения.

Воспитатели включают специальные упражнения в конспекты по проведению занятий на развитие речи.

Важно! Исправлять ошибки в речи обязательно. Но нужно делать это тактично, чтобы в будущем он не боялся произносить незнакомые слова.

Дети в 2-3 года познают мир в форме игры. Важно начинать упражнения для развития речи незаметно, вовлекая ребёнка стишком, потешкой или любимой игрушкой.

Артикуляционные упражнения

Артикуляционная гимнастика — это комплекс упражнений, направленных на развитие и укрепление мышц языка. Логопеды проводят занятия с детьми, используя различные инструменты для поддержания язычка. Например, если ребёнок не может прижать язык к небу, специалист поможет ему в этом специальным приспособлением.

Дыхательные упражнения и артикуляционная гимнастика

Дыхательная гимнастика начинается с общих упражнений. Ребёнка учат дышать носом при закрытом рте. Затем тренируют выдох ртом, закрывая ноздри ребенка. Все упражнения хорошо проделывать под счёт или музыку, через игровые приёмы. Существует большое количество упражнений в игровой форме, наример:

«Кораблики». В емкость с водой опускаются бумажки, на которые нужно дуть, чтобы они достигли противоположного края;

Артикуляционная гимнастика состоит из упражнений на различные мышцы лица: нижней челюсти, губ, щёк, мягкого нёба, языка.

Можно надувать щечки, вытягивать трубочкой губы. Языком изображать маятник, тренировать его сопротивлением, упершись им в зубы. А также учиться придавать ему форму: широкий язык вывести за зубы и сделать его в форме чашечки или, наоборот узким, как иголочка.

Сейчас есть много логопедических методик, с которыми можно ознакомиться в интернете или приобрести книги. Например, у Е. Колесниковой есть учебно-методические пособия для разных возрастных групп.

Важно! Эффект от каждого упражнения будет лучше, если сопровождать его соответствующей картинкой.

Ребенок с разрисованными ладошками

Чем полезны пальчиковые игры, рисование, лепка и другие виды детского творчества

Пальчиковые игры положительно влияют на развитие речи у детей. Это могут быть как сюжетные игры, так и рисование, лепка из теста или пластилина. Такие упражнения с ребёнком может делать каждый, а эффект они могут произвести колоссальный:

  • комментирование каждого изменения положения пальцев (сгибание, разгибание, сжимание), с проговариванием стишков очень нравится детям;
  • ребёнок начинает следовать инструкции взрослого: «Сорока-ворона кашу варила» — он понимает какое действие будет следующим;
  • пальчики могут стать своеобразныи инструментами для повествования. «Идёт коза рогатая» — ребёнок делает изпальцев «рога». Это развивает творческие способности, креативность ;
  • происходит формирование математических способностей: «Раз, два, три, четыре, пять. Вышли пальцы погулять»;
  • развивается усидчивость, способность работать аккуратно, скурпулезно. Ребёнок отщипывает кусочки пластилина двумя пальчиками, катает шарики, формирует из них лепешки;
  • творческий подход к рисованию поднимает настроение. Пальчиками можно проводить линии (дождик льет) иделать точки (дождик кап-кап), рисовать листья на деревьях
Читайте также:  Развитие и воспитание ребенка по комаровскому

Общие правила проведения занятий по развитию речи с детьми 2-3 лет

Чтобы занятия для развития речи у ребёнка 2х лет проходили слаженно, важен эмоциональный настрой. Если предполагается урок для группы малышей, необходимо продумать его ход и структуру.

Дети в этом возрасте не умеют работать в коллективе, но концентрируются на речи педагога. Если ребёнком занимается родитель, то он сам может найти подходящий момент для занятий. Ребёнку лучше не говорить, что будет проводиться занятие, а объявить, что ему прочитают сказку или поиграют с ним.

Важно! У всех детей разный темп развития. Родителям нужно не учить словам любой ценой, а планомерно развивать речь ребёнка.

Контейнер с крупой и игрушками

Сенсорные игры на развитие мелкой моторики

Через игру малыш познает окружающий мир, активизируются все его органы чувств. Целью сенсорных игр является возможность ребёнка почувствовать новые ощущения через зрение (цвета, их смешивание), слух (музыка, звуки природы, переливание воды, шуршание бумаги и так далее), осязание: материалы, различные по фактуре (дерево, махровое полотенце, губка, резина, пластик) и форме (большие и маленькие бусины); обоняние и вкус (запахи и продукты, с которыми ассоциируются различные предметы и еда); движение (прыжки, бег, ползание, танцы).

Обратите внимание! Для общего развития детей, и, в частности, развития речи, придумываются различные игры.

Упражнения и игры, которые помогут развивать речь у 2-3 летних малышей

  • Игры с крупами идругими сыпучими материалами.
  • Рыбалка. В миске с крупой (рисом, гречкой) найти фасолинки или конфеты.
  • Рисование на подносе манкой или кофе.
  • Из пустого в порожнее. Из одной чашки пересыпать крупу в другую, защипывая её пальцами и перетирая.
  • Игры с тканями и бумагой.
  • Давать ребёнку трогать разные ткани и проговаривать названия: шерсть, лен, хлопок. Также анализировать вместе с малышом: эта ткань очень мягкая, а другая колется.
  • Сминать бумагу в комки, а затем разглаживать её.
  • Делать бумажные аппликации вместе с малышом (цыпленок, небо, солнышко, домик)
  • Игры с водой.
  • Переливать воду из одной ёмкости в другую с помощью разных предметов (ложки, стакана).
  • Доставать из миски с водой различные предметы (камешки, мелкие игрушки), вытирать их.
  • Дуть мыльные пузыри и ловить их руками.
  • Игры смассажем
  • Весёлая семья. Каждый пальчик, начиная с большого пощипывать, приговаривая: «Этот пальчик дедушка, этот пальчик бабушка и так далее».
  • За грибами. Загибать пальчики и при этом говорить: «Этот пальчик в лес пошёл, этот пальчик гриб нашёл, этот пальчик гриб помыл, этот пальчики гриб сварил, а этот пальчик (пощипывать большой палец, как будто ругая его) гриб съел».
  • Массировать ладошки и пальцы ребёнка различными предметами: мячиком с пупырышками, деревянными и пластиковыми массажерами.

Это лишь малый список занятий, которые можно придумать. В ходе игр происходит стимуляция нервной системы. В результате ребёнок получает новые навыки, узнает новые ощущения и слова, и, как следствие, происходит динамика в развитии речи малыша.

Детские пальчики

Игры для развития навыка говорения

В любой игре нужно стараться проговаривать с ребёнком все: от условий до персонажей. Например, складывать разные предметы (мяч, кубик, куклу) в машинку-самосвал и называть их.

Можно рассказывать малышу стихи, изображая главного героя: «Мишка косолапый по лесу идёт» — ребёнок топает, собирает шишки. «Идёт бычок, качается» — изображает бычка на четвереньках. «Жил-был зайчик, длинные ушки» — приставляет ручки к макушке и скачет.

Также для развития речи полезны потешки с повторяющимися словами или слогами. Например: «Ай-люли-тара-ра, на лугу стоит гора».

Как развивать речь ребенка в 1, 2 и 3 года: занятия для речевого развития

Дети в маленьком возрасте подражают взрослым членам семьи, проецируют их поведение на себя. То же самое касается и речи. Для нормального развития необходимо больше разговаривать с ребёнком.

Период до трех лет — самый благоприятный для усвоения родной речи. Родителям нужно набраться терпения, постараться не загонять ребёнка в рамки. Лучше мягко знакомить малыша с его телом, окружающим миром.

В 1 год подойдут игры, содержащие в себе знакомство со звуками, слогами. Можно показывать картинки и рассказывать ребёнку кто как кричит: «Корова говорит мууууу».

Второй год жизни ознаменован тем, что ребёнок начинает ходить, ему интересно все вокруг. Родителям нужно проговаривать все действия и называть предметы, чтобы он быстрее их запомнил: «Сейчас пойдём чистить зубы», «Давай покажем бабушке новую куклу». С малышом нужно рисовать, лепить, делать аппликации из бумаги.

К трём годам дети обычно начинают говорить предложенияи. Нужно продолжать игры на развитие мелкой моторики. В любом возрасте ребёнок нуждается в похвале и поддержке родителей.

Занятия по развитию речи для детей 2-3 лет: упражнения для развития фонематического слуха

Часто родители жалуются, что ребёнок не может выговорить звук Р, заменяя его на Л, не может нормально произнести шипящие звуки. Это происходит потому, что у детей не развит фонематический слух.

Фонематический слух — это способность узнавать и различать звуки в речи. То есть ребёнок не слышит слова и звуки правильно, так как их произносят взрослые. При развитом фонематическом слухе он говорит: «Шапка», в случае его недоразвидости: «Сяпка». Проблема проявит себя в школе, когда придёт пора учиться правописанию. Поэтому, лучше предупредить изъян, и начать занятия по улучшению фонематического слуха уже в 2-3 года.

Игра «Карточки». Нужно дать два листа бумаги красного и зелёного цветов. Договориться, что если слово будет произнесено правильно, то он должен поднять зелёную карточку, если нет — красную. И начать проговаривать слово: «Солнце-толнце-полнце».

Обратите внимание! Пальчиковая гимнастика. Сжимать и разжимать пальцы в кулачок или поочередно загибая их.

Подвижная игра «Кто первый?». В центр комнаты ставится стул, вокруг которого будут бегать дети под музыку. Когда музыка выключится, кому-то из них нужно будет успеть сесть на стул. Этл упражнение вырабатывает быстроту реакции ребенка, его умение переключать с одного действия на другое.

Помощь в развитии речи, прежде всего, зависит от причины её задержки. Если это просто дефицит внимания, то нужно уделять больше времени, играть с ним, читать. В других случаях малышу может понадобиться помощь логопеда, который выявит причину задержки развития речи и поможет справиться с ней.

Источник