Показатели развития ребенка в средняя группа
Елена Георгиевна Бычковская ,
заместитель заведующего
по основной деятельности
Ясли-сада № 9 г. Мозыря
Физическое развитие
Основные антропометрические и физиологические показатели соответствуют возрастным нормам и гармоничны. Начинает овладевать «культурой движений» (координация, ритм, темп, амплитуда, элементы творчества), проявляет в движениях элементарные физические качества: ловкость, быстроту, выносливость. Владеет некоторыми сложными движениями (езда на трех-, двухколесном велосипеде, катание на санках, передвижение на лыжах, скольжение по ледяным дорожкам с помощью взрослых). Умеет согласовывать движения в коллективной деятельности (строиться в колонну, в круг, ориентироваться в пространстве), выполнять общеразвивающие упражнения не только по показу, но и по словесному объяснению.
Социально-нравственное и личностное развитие
Осознает ценность своего «Я», своих достоинств. Знает свое имя, фамилию, возраст, имена родителей и других близких. Стремится самостоятельно решать проблемы, возникающие в деятельности и общении, проявляет упорство в достижении цели. Активно усваивает полоролевые стереотипы и формы поведения, осознает общность с другими представителями пола. Начинает осознавать себя во времени: «Я сейчас», «Я буду…», «Когда я вырасту, я буду…». Проявляет открытость, эмоциональность, впечатлительность, искренность, избирательность привязанностей (и ко взрослым, и к сверстникам). Имеет представление о правилах поведения и культурного общения с другими людьми, владеет доступными формами культурного поведения, знает речевой этикет, проявляет навыки социально одобряемого поведения в общественных местах. Знает номера домашнего телефона, телефонов пожарной безопасности, милиции, «скорой помощи», умеет набирать нужный номер. Свободно ориентируется в помещении дошкольного учреждения.
Имеет представления о: ♦ возможных вариантах поведения, общения с незнакомыми людьми; ♦ правилах дорожного движения (переход улицы); ♦ правилах пожарной безопасности, соблюдает их; ♦ правилах безопасного использования орудий труда.
Сформированы навыки самообслуживания (одевание, раздевание, завязывание шнурков; устранение неполадок в одежде, прическе с помощью взрослого, прием пищи, пользование расческой, носовым платком, туалетом). Налаживает взаимодействие со сверстниками, участвует в совместной с ними деятельности, осознает свое положение среди сверстников. Видит и понимает эмоциональное состояние сверстника, проявляет отзывчивость к его переживаниям, оказывает ему помощь.
Стремится приобщиться к миру взрослых через ролевую игру. Перевоплощается в другого человека, примеряет на себя его социальную роль. Решает игровые задачи на основе воображаемой ситуации и игровых действий по ее законам. Определяет линию развития игры. Соблюдает правила в игре, логику и последовательность игровых действий для решения игровой и дидактической задачи. Воспроизводит в игре определенные отношения между людьми. Выделяет роли и правила в игре, на которых строятся взаимоотношения детей, соблюдает их и следует им. Называет себя в соответствии с ролью. Использует в игре заместители вместо реальных предметов. Понимает партнера по игре, подчиняет свои действия его действию, оказывает помощь. Проявляет интерес к игре-драматизации с использованием кукольного театра. Владеет умениями, приводящими к получению результата в виде постройки в условиях игры со строительным материалом.
Ориентируется в многообразии предметов рукотворного мира, пользуется ими по назначению и бережно к ним относится. Знает материалы, из которых сделаны предметы (бумага, металл, резина, кожа, ткань, дерево), их отличительные признаки (рвется, бьется, ломается). Группирует предметы по существенным видовым признакам (назначению, строению). Дифференцирует предметы одного рода, различает их и сравнивает. Различает и называет транспорт по среде передвижения, по назначению. Использует приобретенные знания об окружающих предметах, технике в непосредственной детской деятельности, в условиях экспериментирования.
Знает столицу Беларуси, кто живет в Беларуси, основные праздничные даты государства. Совместно с педагогом участвует в трудовой деятельности по наведению и поддержанию порядка в группе и на участке. Выполняет обязанности дежурного по столовой и по подготовке к занятиям.
Самостоятельно и (или) с небольшой помощью педагога ухаживает за растениями и животными в уголке природы и на участке. Изготавливает поделки из различных материалов. Совместно с педагогом ставит цель трудовой деятельности, обсуждает способы выполнения действий для ее достижения, оценивает результат. Взаимодействует со сверстниками в процессе различных видов труда (хозяйственно-бытовой, труд в природе). Понимает важность и необходимость трудовой деятельности.
Познавательное развитие Познавательная активность
Проявляет любознательность, избирательность, потребность в получении знаний. Проявляет разнообразные интересы, повышенную познавательную активность в форме разнообразных вопросов: причинных (зачем? почему? каким образом?), вопросов-гипотез («Девочка плачет, потому что потерялась?», «А верблюд кушает хлеб?»).
Сенсорные процессы
Выполняет разнообразные перцептивные обследовательские действия: владеет зрительным и осязательным обследованием формы предметов (рассматриванием, ощупыванием, прислушиванием и др.), выделяет детали, анализирует сложную форму, усваивает различные временные отношения (утро, день, вечер, сегодня, завтра, вчера, дни недели, времена года), ориентируется в пространстве (далеко, близко, вверху, внизу, впереди, сзади, над, под, в, на и др.). Имеет представление о многообразии овалов, треугольников, многоугольников, способен самостоятельно изготовить новые формы (путем вырезывания, конструирования, лепки). Решает умственные задачи без участия практических действий, планирует деятельность, представляет будущий результат своих действий.
Развитие внимания
Внимание становится устойчивым. Ребенок способен сосредоточиться на интересной деятельности в течение 10—15 мин. Длительное сосредоточение на объекте позволяет выявить новизну в процессе наблюдений за происходящим вокруг (поведением животных, ростом растений, сезонными изменениями погоды, работой транспорта, трудом людей).
Развитие памяти
Память наполняется социально ценным содержанием в соответствии с интересами, стремлениями, образом жизни ребенка. Он способен к детальному, конкретному и яркому запечатлению воспринятого, к накоплению наглядных образных представлений. Легко запоминает то, что включено в деятельность. Осознает необходимость преднамеренного запоминания и припоминания, готов к принятию и осознанию цели запомнить. Активно и осознанно использует произвольную память. Осознает необходимость применения приемов, улучшающих эффективность запоминания. Сохраняет в памяти поручения, способ действия, события, стихи, сказки, поговорки, считалки, загадки. Использует приемы самоконтроля при запоминании и воспроизведении, усваивает простые приемы осмысливания материала (соотнесение по сходным признакам, элементарное обобщение по сходным признакам, соотнесение с ранее усвоенным и др.).
Развитие мышления
Легко оперирует наглядными образами при решении мыслительных задач в дидактических играх, в проблемных ситуациях. Активно осваивает способы совершения мыслительных операций (анализа = мысленного расчленения образов; сравнения = сопоставления по существенным признакам; обобщения, группировки, классификации = не только на наглядном, но и на вербальном материале через понятия). Легко оперирует наглядными образами при решении мыслительных задач в дидактических играх, в проблемных ситуациях. Способен оперировать общими представлениями, осуществлять обобщения через адекватные родовые понятия (овощи, фрукты, животные, растения, посуда, транспорт и др.). Осуществляет различные перцептивные преобразования путем оперирования образами во внутреннем плане. Способен переносить освоенные мыслительные операции на новый материал, в новые условия, решает умственные задачи без участия практических действий. Переходит от наглядно-образного к наглядно-схематическому мышлению. Начинает усваивать обобщенные знания, усваивает понятия первого и второго порядка, познает внутренние свойства предметов и явлений, разнообразие связей и отношений. Решает конструктивные задачи, опираясь на схемы, чертежи, осваивает приемы наглядного моделирования. Понимает смешное, переносный смысл, проявляет чувство юмора.
Развитие воображения
Способен создавать наглядный образ на основе описания, начинает вычленять фантастическое и вымышленное, отличает его от реального. Фантазирует на заданную тему, по собственному замыслу, осваивает приемы создания образов воображения (комбинирование, смешение признаков, преувеличение, преуменьшение, неожиданные превращения и др.).
Элементарные математические представления
Умеет сосчитать группу предметов до 10 количественным и порядковым счетом, устанавливать отношения между группами предметов практически и опосредованно через число, понимает независимость числа от качественных и пространственных признаков множеств. Имеет представления о цифрах как условных знаках, обозначающих число, об отношениях между частью и целым (понятие «половина»).
Сравнивает предметы с помощью глазомера и при помощи предмета, выступающего в роли посредника, строит сериационные ряды, словами описывает соотношения между предметами сериационного ряда. Определяет свойства геометрических фигур (ромб, трапеция, конус, пирамида) осязательно-двигательным путем под контролем зрения. Ориентируется на листе бумаги, в направлении от себя, в заданном направлении.
Имеет представление о последовательной смене времен года, частей суток, днях недели.
Ребенок и природа
Дифференцирует живые и неживые объекты природы по основным признакам (чувствительность, движение, питание, дыхание, рост, размножение). Различает и правильно называет достаточно большое количество растений и животных, их характерные признаки. Соотносит растения и животных с природными сообществами, созданными руками человека (огорода, сада, цветника, парка). Замечает характерные для каждого сезона состояния неживой природы, растений и животных. Проявляет сочувствие, сопереживание, стремление помочь живым существам. Знает правила поведения человека в природном сообществе, созданном руками человека. Под руководством и контролем взрослого осуществляет уход за животными уголка природы, растениями уголка природы, огорода, цветника.
Речевое развитие
Использует слова, которые обозначают существенные признаки, некоторые этические качества, свойства, действия, в том числе волевые и интеллектуальные. Понимает и употребляет обобщающие слова (фрукты, овощи, чайная и столовая посуда). Называет действия, связанные с движением игрушек, животных. Подбирает определения к заданным словам. Обозначает словами результат сравнения предметов по размеру, цвету, величине. Подбирает к предмету слова, обозначающие действия и наоборот; подбирает слова, близкие и противоположные по смыслу (смелый, отважный, храбрый; холодный—теплый и т. д.). Понимает многозначность слова. Изменяет правильно слова по формам. Использует в речи несклоняемые существительные (пальто, кино, пианино). Согласовывает слова в роде, числе, падеже. Составляет предложения разных типов. Произносит правильно шипящие [ш], [ж], [ч], свистящие [с], [з], [ц], сонорные [л], [р] звуки. Подбирает подобные по звучанию слова (кошка, ножка, мошка). Произносит слова правильно и четко. Произносит фразы с вопросительной, повествовательной, восклицательной интонацией. Произносит фразы, состоящие из 3—5 слов на одном выдохе. Пересказывает короткие сказки и рассказы с незнакомым ему ранее содержанием. Составляет рассказ по картинке или игрушке совместно со взрослым. Составляет рассказ из личного опыта. Описывает предмет или игрушку.
Эстетическое развитие Изобразительная деятельность
Воспринимает и эмоционально реагирует на произведения искусства (книжную иллюстрацию, скульптуру малых форм, произведения декоративно-прикладного искусства); имеет представление об архитектуре и искусстве дизайна. Определяет средства художественной выразительности произведения, его назначение и художественные материалы. Рисует предметы, сюжеты, декоративные элементы по замыслу разными способами, разными изобразительными материалами; использует средства художественной выразительности в рисунке, цвета (контрастные и близкие по тональности), сюжетные и декоративные композиции.
Лепит предметы, сюжетные композиции, декоративные элементы и игрушки по замыслу, строит композицию, лепит объекты в разных позах, движении; владеет разными способами и приемами лепки.
Владеет аппликацией (предметной, сюжетной, декоративной); знает техники коллажа, наклеивания, работы с ножницами.
Конструирует из строительного материала, деталей конструкторов, бумаги, природного (дополнительного) материала; конструирует по замыслу, образцу; использует разные способы конструирования; использует разнообразные формы и величины, варианты цветового решения, фактуры материала.
Музыкальная деятельность
Целостно и дифференцированно воспринимает вокальную и инструментальную музыку. Понимает эмоционально-образное содержание музыкального произведения и различает его характер (радостный, веселый, печальный, задумчивый, нежный, взволнованный, загадочный). Воспринимает музыкальные образы и интерпретирует их характер в соответствии с эмоциональным содержанием музыки, с наиболее яркими средствами музыкальной выразительности, используемыми композитором в создании музыкального образа. Высказывает элементарные суждения о музыке. Сравнивает музыкальные произведения одного и разных жанров, контрастные по характеру, выражающие схожие или различные эмоции (радость—веселье; грусть—обида; радость—грусть либо радость—взволнованность и т. д.).
Исполняет песню естественным голосом с музыкальным сопровождением и без него, начиная и заканчивая фразы одновременно с музыкой, в движении. Поет легко, напевно, мягко; протяжно, пропевая долгие звуки, без крика и напряжения; четко произносит слова в процессе пения; интонирует мелодию песни, передавая направление ее движения и ритмический рисунок. Выразительно исполняет песню в соответствии с заданным темпом, динамическими оттенками, с характером музыки (весело, радостно, ласково, грустно и т. д.), соло и в ансамбле, слушая друг друга, начиная и заканчивая пение одновременно со своими сверстниками.
Воспринимает музыку и двигается в соответствии с ее характером, начиная и заканчивая движение одновременно с музыкой и сопереживая ей; шагом, легким бегом, подпрыгивая, притопами на месте; подскоком врассыпную, по кругу, по одному; моталочкой вправо, влево; ходит хороводным шагом; сужая и расширяя круг и др.; по показу педагога и самостоятельно; с предметами и без них; самостоятельно меняя движение в соответствии со сменой частей музыкального произведения. Исполняет парные, образные танцы, водит хоровод, играет в музыкальные игры под инструментальную музыку и пение.
Моделирует музыкально-игровой образ разными способами образно-пластических действий (жестами, походками, позами), позволяющими передать его эмоциональное развитие. Свободно ориентируется в пространстве. Проявляет интерес к музицированию на детских музыкальных инструментах (дудочка, бубен, барабан, металлофон, ксилофон, треугольник). Называет детские музыкальные инструменты, определяя их по внешнему виду и тембру звучания (бубен, треугольник, металлофон, ксилофон), умеет пользоваться ими. Координирует движения рук в процессе игры на детских музыкальных инструментах.
Воспроизводит на металлофоне и ксилофоне звуки (высокие, низкие), динамику их звучания (громко, тихо); ритмы попевок (индивидуально) на инструментах (бубен, барабан, треугольник, металлофон, ксилофон и др.). Музицирует соло, дуэтом, в ансамбле детских музыкальных инструментов. Делится впечатлениями о понравившемся инструменте.
Список использованной литературы:
1. Учебная программа дошкольного образования / Министерство образования Республики Беларусь. – Минск: НИО; Аверсэв, 2019. – 480 с.
Источник
способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности
Самостоятельно выбирает участников для совместной игры и деятельности.
Самостоятельно придумывает сюжет игры и инициирует игру, приглашает сверстников к игре.
Соблюдает ролевое соподчинение (например, продавец-покупатель) и активно ведет ролевые диалоги.
Взаимодействуя со сверстниками, проявляет инициативу и предлагает новые роли или действия, обогащает сюжет.
В настольно-печатных играх может выступать в роли ведущего, объяснять сверстникам правила игры.
Умеет объединяться с детьми для совместных игр, согласовывать тему игры, распределять роли, поступать в соответствии с правилами и общим замыслом.
Умеет инициировать и развивать игру.
Часто берет на себя ведущую роль в игре.
Предлагает сверстникам и взрослым разнообразные сюжеты игры.
Умеет самостоятельно организовать игровое пространство, варьировать его в соответствии с сюжетом.
Проявляет творчество в играх.
Легко выбирает партнеров по игре, во время игры не конфликтует с участниками, может найти компромисс.
В играх соблюдает правила на протяжении всей игры, видит, когда правила нарушают другие дети, и говорит об этом.
Игровые действия имеют четкую последовательность, разнообразны, динамичны в зависимости от сюжета.
В играх часто использует многофункциональные предметы (лоскутки, бумага, палочки и т. д.) и при необходимости может изготовить небольшое количество ключевых атрибутов.
Предметное оформление игры занимает минимальное время.
Использует развернутую ролевую речь на протяжении всей игры.
Может назвать любимую сказку, прочитать наизусть понравившееся стихотворение, считалку.
Рассматривает иллюстрированные издания детских книг, проявляет интерес к ним.
Драматизирует (инсценирует) с помощью взрослого небольшие сказки (отрывки из сказок).
Может принимать участие в беседах о театре (театр — актеры — зрители, поведение людей в зрительном зале).
Активен при создании индивидуальных и коллективных композиций в рисунках, лепке, аппликации; с удовольствием участвует в выставках детских работ
Не всегда может самостоятельно выбрать участников для совместной игры и деятельности.
Самостоятельно придумывает сюжет игры, но не всегда инициирует игру, приглашает сверстников к игре.
Не всегда может соблюдать ролевое соподчинение (например, продавец-покупатель) и вести ролевые диалоги.
Ситуативно объединяется с детьми для совместных игр, согласовывает тему игры, участвует в распределении ролей, поступает в соответствии с правилами и общим замыслом.
Не всегда может назвать любимую сказку, прочитать наизусть понравившееся стихотворение, считалку.
Иногда рассматривает иллюстрированные издания детских книг, ситуативно проявляет интерес к ним.
Ситуативно может драматизировать (инсценировать) с помощью взрослого небольшие сказки (отрывки из сказок).
Иногда принимает участие в беседах о театре (театр — актеры — зрители, поведение людей в зрительном зале).
Не всегда активен при создании индивидуальных и коллективных композиций в рисунках, лепке, аппликации
Не может самостоятельно выбрать участников для совместной игры и деятельности.
Редко придумывает сюжет игры, не инициирует игру, не приглашает сверстников к игре.
Редко объединяется с детьми для совместных игр, согласовывает тему игры, не участвует в распределении ролей, ситуативно поступает в соответствии с правилами и общим замыслом.
Не может назвать любимую сказку, прочитать наизусть стихотворение, считалку.
Редко рассматривает иллюстрированные издания детских книг, проявляет интерес к ним.
Крайне редко драматизирует (инсценирует) с помощью взрослого небольшие сказки (отрывки из сказок).
Не принимает участие в беседах о театре (театр — актеры — зрители, поведение людей в зрительном зале).
Не активен при создании индивидуальных и коллективных композиций в рисунках, лепке, аппликации
активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.
Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в т. ч. чувство веры в себя, старается разрешать конфликты
Проявляет интерес к социальному окружению, труду взрослых, задает много вопросов.
Активно участвует в совместных играх со взрослыми и сверстниками.
Сопереживает неудачам и радуется успехам других.
Проявляет доброжелательность, по отношению к окружающим, откликается на просьбы.
Адекватно реагирует на эмоции близких людей и друзей, делает попытки пожалеть сверстника при необходимости, обнять его, помочь.
Адресно выражает свои чувства — радость, огорчение, страх, удивление, удовольствие и др.
Во взаимоотношениях со сверстниками проявляет избирательность, которая выражается в предпочтении одних детей другим.
Имеются постоянные партнеры по играм
Ситуативно проявляет интерес к социальному окружению, труду взрослых, иногда задает вопросы.
Участвует в совместных играх со взрослыми и сверстниками.
Ситуативно сопереживает неудачам и радуется успехам других.
Не всегда проявляет доброжелательность по отношению к окружающим, откликается на просьбы.
Адекватно реагирует на эмоции близких людей и друзей, делает попытки пожалеть сверстника при необходимости, обнять его, помочь.
Адресно выражает свои чувства (радость, огорчение, страх, удивление, удовольствие и др.).
Во взаимоотношениях со сверстниками не проявляется избирательность.
Имеются постоянные партнеры по играм
Не проявляет интерес к социальному окружению, труду взрослых, редко задает вопросы. Редко участвует в совместных играх со взрослыми и сверстниками.
Редко сопереживает неудачам и радуется успехам других.
Не проявляет доброжелательность по отношению к окружающим, не откликается на просьбы.
Крайне редко реагирует на эмоции близких людей и друзей, не делает попытки пожалеть сверстника при необходимости, обнять его, помочь.
Не всегда адресно выражает свои чувства (радость, огорчение, страх, удивление, удовольствие и др.).
Во взаимоотношениях со сверстниками не проявляется избирательность.
Нет постоянных партнеров по играм
владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам
Активно использует в играх предметы-заместители, разнообразные игрушки, которые сразу не вписываются в контекст игры, предметы из уголка ряженья, предметы мебели.
Рисунки и поделки дополняет деталями по своему усмотрению.
Самостоятельно придумывает и создает поделки, рисунки.
В самостоятельных театрализованных играх обустраивает место для игры, воплощается в роли, используя художественные выразительные средства (интонация, мимика), атрибутику
Периодически использует в играх предметы-заместители, разнообразные игрушки, которые сразу не вписываются в контекст игры, предметы из уголка ряженья, предметы мебели.
Рисунки и поделки дополняет деталями по своему усмотрению, но чаще — по просьбе взрослого.
По просьбе взрослого может самостоятельно придумывать и создавать поделки, рисунки.
В самостоятельных театрализованных играх вместе с другими детьми обустраивает место для игры, воплощается в роли, используя художественные выразительные средства (интонация, мимика), атрибутику
Редко использует в играх предметы-заместители, разнообразные игрушки, которые сразу не вписываются в контекст игры, предметы из уголка ряженья, предметы мебели.
Рисунки и поделки дополняет деталями по просьбе взрослого.
Испытывает трудности с придумыванием и созданием поделок, рисунков.
В самостоятельных театрализованных играх испытывает трудности с обустройством места для игры, с трудом воплощается в роли
может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности
он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими
Развита координация движения (умеет бросать и ловить мяч).
Ориентируется в пространстве (относительно себя и других предметов).
Владеет основными видами движения (ходьба, бег, прыжки, лазанье), активно использует их в подвижных и сюжетно-ролевых играх.
Создает небольшие постройки из конструкторов с разным скреплением деталей, мозаики, собирает пазлы — до 80 элементов.
Развиты физические качества (быстрота, ловкость, выносливость, сила, координация) в соответствии с возрастными показателями
Создает небольшие постройки из конструкторов с разным скреплением деталей, но предпочитает 1 или 2 конструктора; с помощью взрослого создает узоры из мозаики, собирает пазлы — до 50 элементов.
Не все физические качества (быстрота, ловкость, выносливость, сила, координация) развиты в соответствии с возрастными показателями
Не развита координация движения (не умеет бросать и ловить мяч).
Испытывает трудности с ориентировкой в пространстве (относительно себя и других предметов).
Владеет не всеми основными видами движения (ходьба, бег, но трудности с прыжками, лазаньем), периодически использует их в подвижных и сюжетно-ролевых играх.
С помощью взрослого создает маленькие постройки из конструкторов типа «Лего», создает узоры из мозаики, не собирает пазлы, испытывает трудности в этом.
Физические качества (быстрота, ловкость, выносливость, сила, координация) не развиты в соответствии с возрастными показателями
Может контролировать свое поведение в обществе среди детей и взрослых. Адекватно реагирует на эмоциональные проявления другого человека.
Помогает взрослым в уборке помещения.
Умеет ухаживать за животными и растениями и стремится это делать.
Знает элементарные правила дорожного движения.
Знает меры предосторожности в обращении с огнем, острыми предметами.
В дидактических играх противостоит трудностям, подчиняется правилам
Не всегда может контролировать свое поведение в обществе среди детей и взрослых.
Не всегда адекватно реагирует на эмоциональные проявления другого человека.
Ситуативно может помочь взрослым в уборке помещения. Умеет ухаживать за животными и растениями, но не стремится это делать.
Знает элементарные правила дорожного движения.
Знает меры предосторожности в обращении с огнем, острыми предметами.
В дидактических играх не всегда противостоит трудностям, подчиняется правилам
Редко может контролировать свое поведение в обществе среди детей и взрослых.
Часто адекватно реагирует на эмоциональные проявления другого человека.
Отказывается помогать взрослым в уборке помещения.
Не умеет ухаживать за животными и растениями и не стремится это делать.
Не знает элементарные правила дорожного движения.
Не знает меры предосторожности в обращении с огнем, острыми предметами.
В дидактических играх не противостоит трудностям, часто не подчиняется правилам
склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, природном и социальном мире, в котором он живет;
знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т. п.
Ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности
Стремится к знаниям, способен самостоятельно экспериментировать и наблюдать за явлениями и событиями окружающей жизни.
Знает свое имя, фамилию, имена и отчества членов семьи, воспитателей, специалистов детского сада.
Знает героев детских произведений, насекомых, животных, птиц, деревья и т. п.
Использует свои знания и умения в разных видах деятельности.
Ребенка легко заинтересовать
Стремится к знаниям, способен экспериментировать и наблюдать за явлениями и событиями окружающей жизни с помощью взрослого.
Знает свое имя, фамилию, имена членов семьи, воспитателей, специалистов детского сада.
Знает героев детских произведений, насекомых, животных, птиц, деревья и т. п., но иногда путается в назывании их.
Не всегда может применить свои знания и умения в разных видах деятельности.
Ситуативно ребенка легко заинтересовать
Не стремится к знаниям, способен экспериментировать и наблюдать за явлениями и событиями окружающей жизни только с помощью взрослого.
Знает свое имя, имена основных членов семьи, воспитателей своей группы.
Знает некоторых героев детских произведений, насекомых, животных, птиц, деревья и т. п., часто путается в назывании их.
Не может применить свои знания и умения в разных видах деятельности.
Ребенка трудно заинтересовать
Источник