Показатели развития ребенка на 1 году жизни фрухт
БИБЛИОТЕКА
МАНИПУЛЯЦИИ
ЗАБОЛЕВАНИЯ
БАЗОВЫЕ ВОПРОСЫ
КУРОРТОЛОГИЯ
ССЫЛКИ
О САЙТЕ
Категория: Манипуляции в педиатрии
Ребёнок рождается с рядом безусловных рефлексов, которые можно подразделить на 3 категории: стойкие пожизненные автоматизмы; рефлексы, отражающие специфические условия, в которых находится ребёнок на данном промежутке физического развития и которые впоследствии исчезают; рефлексы, или автоматизмы, которые ещё только начинают проявляться и поэтому не всегда выявляются сразу после рождения.
Возраст | Зрительная ориентация А.З.(Аз) | слуховая ориентация А.С. (Ас) | Эмоции (Э) | Движение руки (Д.Р.) | Движение общее (Д.О.) | Понимаемая речь (Р.П.) | Активная речь (Р.А.) | Новые умения, навыки (Н) |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1 месяц | плавное прослеживание движения предмета | прислушивается у звуку голоса | первая улыбка в ответ на разговор | – | лёжа на животе пытается поднять и удержать голову | – | – | – |
2 месяца | длительное зрительное сосредоточение на предмете | ищущие повороты головы при длительном звуке | быстрый ответ улыбкой | – | лёжа на животе поднимает и непродолжительно удерживает голову | – | произносит отдельные звуки | – |
3 месяца | зрительное сосредоточение в вертикальном положении | – | комплекс оживления на общение с ним | случайно наталкивается руками (над грудью) на игрушку | лежит на животе, опираясь на предплечья и высоко подняв голову. При поддержке в подмышках крепко упирается ногами, согнутыми в тазобедренных суставах | – | – | – |
4 месяца | узнаёт мать | находит глазами невидимый источник звука | громко смеётся в ответ на обращение к нему | рассматривает и захватывает висящую игрушку | – | – | гулит | придерживает руками грудь или бутылочку |
5 месяцев | отличает близких от чужих | узнаёт голос матери и отца, различает строгую и ласковую интонацию | – | чётко берёт игрушку из рук взрослых и удерживает её | долго лежит на животе, опираясь на ладони выпрямленных рук, переворачивается со спины на живот. Ровно и устойчиво стоит при поддержке в подмышках | – | подолгу певуче гулит | ест с ложки |
6 месяцев | – | по разному реагирует на своё и чужое время | – | свободно берёт игрушки из разных положений | переворачивается с живота на спину. Передвигается, переставляя руки, и подползает | – | произносит отдельные слоги | снимает с ложки губами |
7 месяцев | – | – | – | стучит, размахивает игрушками | ползает | на вопрос “где?” находит взглядом предмет | подолгу лепечет | пьёт из чашки |
8 месяцев | – | – | – | движение руки с игрушкой | сам садится, ложится, сидит, встаёт. опускается, переступает | на вопрос “где?” находит много предметов, выполняет различные действия | – | пьёт из чашки |
9 месяцев | – | плясовые движения | – | пирамиды, кубики, то есть совершенствование движений | переходит от предмета к предмету | знает своё имя | слоги | спокойно относится к высаживанию на горшок |
10 месяцев | – | – | – | – | входит на невысокую поверхность и сходит с неё | – | – | – |
11 месяцев | – | – | – | – | стоит самостоятельно, делает самостоятельные шаги | – | первые “дай”, “на”, “ав”, “па” | – |
12 месяцев | узнаёт на фотографии знакомых | – | – | переносит действия с одного предмета на другой | ходит самостоятельно без опоры | понимает без показа название предметов, “нельзя”, имена | – | – |
Саенко И. А.
Источники:
- Тульчинская В. Д., Соколова Н. Г., Шеховцова Н. М Сестринское дело в педиатриии. Серия ‘Медицина для вас’. Ростов н/Д: Феникс, 2000.
- Бисярина В.П. Детские болезни с уходом за детьми и анатомо-физиологическими особенностями детского возраста – Москва: Медицина, 1981.
опущение стенок влагалища подробнее на www.Ya-zdorova.Ru
© Злыгостев А. С., подборка материалов, статьи, разработка ПО 2010-2019
Саенко Инна Александровна, автор статей
При копировании материалов проекта обязательно ставить активную ссылку на страницу источник:
https://m-sestra.ru/ ‘M-Sestra.ru: Сестринское дело’
Источник
Возраст | Зрительная ориентация А. З. (Аз) | Слуховая ориентация А. С. (Ас) | Эмоции (Э.) | Движения руки (Д. Р.) | Движение общие (Д. О.) | Понимаемая речь (Р. П.). | Активная речь (Р. А.) | Новые умения, навыки (Н) |
1 месяц | Плавное прослеживание движения предмета | Прислушивается к звуку голоса взрослого | Первая улыбка в ответ на разговор | Лежа на животе пытается поднять и удержать голову | ||||
2 месяца | Длительное зрительное сосредочение на предмет | Ищущие повороты головы при длительном звуке | Быстрый ответ улыбкой | Лежа на животе поднимает и непродолжительно удерживает голову | Произносит отдельные звуки | |||
3 месяца | Зрительное сосредочение в вертикальном положение | Комплекс оживления на обращение к нему | Случайно наталкивается руками (над грудью) на игрушку | Лежит на животе, опираясь на предплечья и высоко подняв голову. При поддержке в подмышках, крепко упирается ногами, согнутыми в тазобедренных суставах | ||||
4 месяца | Узнает мать | Находит глазами невидимый источник звука | Громко смеется в ответ на обращение к нему | Рассматривает и захватывает висящую игрушку | Гулит | Придерживает руками грудь или бутылочку | ||
5 месяцев | Отличает близких от чужих | Узнает голос матери и отца, различает строгую и ласковую интонацию | Четко берет игрушку из рук взрослого и удерживает её | Долго лежит на животе, опираясь на ладони выпрямленных рук, переворачивается со спины на живот. Ровно и устойчиво стоит при поддержке в подмышках | Подолгу певуче гулит | Ест с ложки | ||
6 месяцев | По-разному реагируют на своё и чужоё имя | Свободно берет игрушку из разных положений | Переворачивается с живота на спину. Передвигается, переставляя руки, и подползает | Произносит отдельные слоги | Снимает с ложки губами | |||
7 месяцев | Стучит, размахивает игрушками | Ползает | На вопрос «где?» находит взглядом предмет | Подолгу лепечет | Пьет из чашки | |||
8 месяцев | Движение руки с игрушкой | Сам садится, ложится, сидит, встает, опускается, переступает | На вопрос «где?» находит много предметов, выполняет различные действия | Пьет из чашки | ||||
9 месяцев | Плясовые движения | Пирамиды, кубики, т. е. совершенствование движений | Переходит от предмета к предмету | + знает своё имя | Слоги | Спокойно относится к высаживанию на горшок | ||
10 месяцев | Входит на невысокую поверхность и сходит с неё | |||||||
11 месяцев | Стоит самостоятельно, делает самостоятельные шаги | Первые «ДАЙ», «НА», «АВ», «ПА» | ||||||
12 месяцев | Узнает на фотографии знакомых | Переносит действия с одного предмета на другой | Ходит самостоятельно без опоры | Понимает без показа название предметов, «нельзя», имена |
Закономерности нарастания физических показателей ребенка на 1-м году жизни
Масса тела рассчитывается по формуле А. В. Мазурина и И. М. Воронцова:
I полугодие
mд = mр + 800 г*n,
где mд — масса долженствующая; mр — масса при рождении; 800 г — средняя ежемесячная прибавка массы в I полугодии; n — возраст ребенка в месяцах до 6.
II полугодие
mд = mр + (800 * 6) + 400 * (n — 6),
где mд — масса долженствующая; mр — масса при рождении; (800 * 6) — средняя прибавка массы за I полугодие; 400г — средняя ежемесячная прибавка массы во II полугодии; n — возраст ребенка старше 6 мес.
Используется поправочный коэффициент к массе тела детей до 1 года k = ± 10% от долженствующей массы.
Изменение массы тела ребенка на 1-м году жизни
Первое полугодие = 4800 г | Второе полугодие = 2400 г |
1, 2, 3, 4, 5, 6-й месяцы | 7, 8, 9, 10,11, 12-й месяцы |
800 г в месяц | 400 г в месяц |
200 г в неделю | 100 г в неделю |
Длина тела (рост)рассчитывается по прибавкам за квартал и за каждый месяц:
I квартал = по 3 см в мес. = 9 см;
II квартал = по 2,5 см в мес. = 7,5 см;
III квартал = по 1,5 см в мес. = 4,5 см;
IV квартал == по 1,0 см в мес. = 3 см.
Примерно 24—25 см за 1-й год жизни.
Для роста также используется поправочный коэффициент, но поскольку длина тела изменяется под влиянием внешних факторов не так значительно, как масса, то и правка на рост будет меньше k = ± 5% от долженствующего роста.
Изменение длины тела ребенка на 1-м году жизни
1 квартал | II квартал | III квартал | IV квартал |
1,2,3-й месяцы | 4, 5, 6-й месяцы | 7, 8, 9-й месяцы | 10, 11,12-й месяцы |
3 см + 3 см +3см | 2,5 см + 2,5 см+ 2,5 см | 1,5 см + 1,5см + 1,5см | 1 см + 1 см+1 см |
9см | 7,5см | 4,5см | 3см |
Окружность головы увеличивается на 1 см в месяц (на 1-м году).
Окружность грудной клетки увеличивается на 1,3 см в месяц (на 1-м году).
Расчет питания недоношенных новорожденных
В первые дни жизни рассчитывают разовый объем пищи:
Vраз. – в 1-й день – 5-10 мл;
Во 2-й день – 10-15 мл;
В 3-й день- 15-20 мл.
С 4-го по 14-й день рассчитывают суточный объем молока по формуле Роммеля:
Vсут. = (n + 10) / 100 х mр,
Где n – число дней ребенка
mр – масса при рождении.
Vраз. = Vсут. : КК
КК при 1 степени – 6-7 раз в сутки;
КК при 2 степени – 8 раз в сутки;
КК при 3 степени – 9 раз в сутки;
КК при 4 степени – 10 раз в сутки.
С 15-го дня суточный объем пищи составляет:
При 1 и 2 степени – 1/5 от массы тела
При 3 и 4 степени – 1/7 от массы тела.
Классификация недоношенности
Степень | По срокам гестации | По массе тела |
I | 37 – 35 недель | 2500 – 2001 г |
II | 34 – 32 недели | 2000 – 1501 г |
III | 31 – 29 недель | 1500 – 1001 г |
IV | 28 – 22 недели | 1000 г и менее |
Расчет питания новорожденного ребенка в первые 7-8 дней
Vсут= 70 х n (при массе тела при рождении ниже 3200 г) или Vсут= 80 х n (при массе тела при рождении выше 3200 г), где n – дни жизни ребёнка.
Vраз.= Vсут: КК (количество кормлений)
КК до 1 месяца = 7 раз в сутки
КК с 1 до 5 мес. = 6 раз в сутки
КК с 5 до 12 мес. = 5 раз в сутки
Расчет питания детей грудного возраста
Количество пищи грудного ребенка в сутки рассчитывают объёмным методом:
· от 2 недель до 2 месяцев – Vс = 1/5 долженствующей массы тела;
· от 2 месяцев до 4 месяцев – Vс = 1/6;
· от 4 месяцев до 6 месяцев – Vс = 1/7;
· от 6 месяцев до 9 месяцев – Vс = не более 1000 мл;
· с 9 месяцев до 12 месяцев – Vс = 1100 мл.
Vраз.= Vсут: КК (количество кормлений)
КК до 1 месяца = 6-7 раз в сутки
КК с 1 до 5 мес. = 6 раз в сутки
КК с 5 до 12 мес. = 5 раз в сутки
Алгоритм составления примерного меню детям грудного возраста:
- Определить суточный объем пищи:
· от 2 недель до 2 месяцев – Vс = 1/5 долженствующей массы тела;
· от 2 месяцев до 4 месяцев – Vс = 1/6;
· от 4 месяцев до 6 месяцев – Vс = 1/7;
· от 6 месяцев до 9 месяцев – Vс = не более 1000 мл;
· с 9 месяцев до 12 месяцев – Vс = 1100 мл.
- Определить разовый объем пищи:
Vр = Vс/ КК.
- Определить частоту кормлений и интервалы между кормлениями в зависимости от возраста ребенка:
0 – 1 мес. – 7 раз (через 3 часа) или 6 раз (через 3,5 часа);
1 – 5 мес. – 6 раз (через 3,5 часа);
5 – 12 мес. – 5 раз (через 4 часа).
- Записать часы кормлений в зависимости от частоты кормлений:
7 раз: 6.00, 9.00,12.00, 15.00, 18.00, 21.00,24.00;
6 раз: 6.00, 9.30, 13.00, 16.30, 20.00. 23.00;
5 раз: 6.00, 10.00, 14.00, 18.00, 22.00.
- Определить количество прикормов и ввести в меню блюда-добавки в определенном количестве, в зависимости от возраста, распределив их рационально в течение дня:
Таблица введения прикормов и блюд-добавок согласно рекомендациям ВОЗ
Наименование продуктов и блюд | Возраст, мес. | |||||
0 – 5 | 10 – 12 | |||||
*Фруктовый сок, мл | – | 30 – 50 | 50 – 70 | 50 – 70 | ||
*Фруктовое пюре, г | – | 40 – 50 | 50 – 70 | 50 – 70 | 90 – 100 | |
*Творог, г | – | 5 – 25 | 10 – 30 | |||
*Яичный желток, шт. | – | – | 0,25 | 0,25 – 0,5 | 0,5 | 0,5 |
Овощное пюре, г | – | 50 – 100 | ||||
Каша | – | 50 – 100 | 100 – 150 | 150 – 170 | ||
Мясное пюре, г | – | 5 – 30 | 50 – 60 | |||
Кефир, мл | – | – | – | 50 – 100 | 100 – 150 | 150 – 200 |
Рыбное пюре, г | – | – | – | 10 – 20 | 30 – 50 | 50 – 60 |
Хлеб, г | – | – | – | |||
Печенье, г | – | – | 3 – 5 | |||
Растительное масло, мл | – | |||||
Сливочное масло, г | – | – |
* блюда-добавки
Группы здоровья
Взрослое население
I группа – практически здоровые.К этой группеотносятся лица, не высказывающие никаких жалоб, не имеющие хронических заболеваний и полностью трудоспособные. В этой группе могут редко встречаться острые заболевания, однако протекают они не длительно и не приводят к нарушению функций отдельных органов и систем, при обследовании не находят отклонений от установленных границ нормы. Так же в эту группу относят тех, у кого не существенные отклонения в АД, которые не влияют на работоспособность организма. Данная категория подлежит общему осмотру не менее одного раза в год.
II группа — группа риска.К этой группе относятся лица, у которых наблюдаются некоторые хронические заболевания, частые острые заболевания, но они не влияют на трудоспособность человека и не имеют обострений. Обследование необходимо проводить около двух раз в год. Здесь необходимо проводить мероприятия, которые должны быть направлены на управление здоровьем.
III группа — больные хроническими заболеваниями. Подразделяются на лиц с компенсированным течением заболевания, редкими и непродолжительными потерями трудоспособности; с субкомпенсированным течением заболевания, частыми обострениями и продолжительными потерями трудоспособности; с декомпенсированным течением, устойчивыми патологическими изменениями, ведущими к стойкой утрате трудоспособности. Осмотр данной группы проводят чаще, чем в других. Обследуется организм, рост и состояние заболевания.
Детское население
Первая (I) группаздоровья объединяет детей, не имеющих отклонений по всем избранным для оценки критериям здоровья, не болевших или редко болевших за период наблюдения, имеющих отставание в нервно–психическом развитии не более чем на 1эпикризный срок, а также детей, имеющих единичные морфологические отклонения (аномалии ногтей, деформация ушной раковины и др.), не влияющие на состояние здоровья ребенка и не требующие коррекции.
Вторую (II) группу здоровья составляют также здоровые дети, но имеющие “риск” формирования хронических заболеваний. В раннем возрасте принято выделять 2 подгруппы среди детей со II группой здоровья.
II–A «угрожаемые дети», имеющие отягощенный биологический, генеалогический или социальный анамнез, но не имеющие отклонений по всем остальным критериям здоровья.
II–Б группа «риска» – дети, имеющие некоторые функциональные и морфологические изменения, часто болеющие дети (4 и более раз в год), дети с аномалиями конституции и другими отклонениями в состоянии здоровья.
Для отнесения детей раннего и дошкольного возраста ко II группе здоровья можно использовать перечень следующих основных отклонении в развитии и состоянии здоровья:
– ребенок от многоплодной беременности,
– недоношенность, переношенность, незрелость,
– перинатальное поражение ЦНС,
– внутриутробное инфицирование,
– низкая масса тела при рождении,
– избыточная масса тела при рождении (более4 кг),
– рахит (начальный период, 1-я степень, остаточные явления),
– гипотрофия 1-й ст.,
– дефицит или избыток массы тела 1-й и II-й степени,
– аномалии конституции (экссудативно–катаральный, лимфатико-гипопластический, нервно–артритический диатезы),
– функциональные изменения сердечно–сосудистой системы, шумы функционального характера, тенденция к понижению или повышению АД, изменение ритма и частоты пульса, неблагоприятная реакция на функциональную пробу с мышечной нагрузкой,
– частые острые заболевания, в т.ч. респираторные,
– понижение содержания гемоглобина в крови до нижней границы нормы, угроза анемии,
– тимомегалия,
– дисфункция ЖКТ – периодические боли в животе, нарушение аппетита и др.,
– вираж туберкулиновых проб,
– состояние реконвалесценции «после перенесенных острых инфекционных и неинфекционных заболеваний с длительным нарушением общего самочувствия и состояния (в т.ч. острой пневмонии, болезни Боткина, острых нейроинфекций и др.),
– состояние после неотложных хирургических вмешательств.
Третья (III) группа здоровья объединяет больных детей с наличием хронических болезней или врожденной патологии в состоянии компенсации, т.е. с редкими, нетяжелыми по характеру течения обострениями хронического заболевания без выраженного нарушения общего самочувствия и поведения, редкими интеркуррентными заболеваниями, наличием функциональных отклонений только одной, патологически измененной системы или органа (без клинических проявлений функциональных отклонений других органов и систем).
Четвертая (IV) группа включает в себя детей с хроническими болезнями, врожденными пороками развития в состоянии субкомпенсации, которое определяется наличием функциональных отклонений не только патологически измененного органа, системы, но и других органов и систем, с частыми обострениями основного заболевания с нарушением общего состояния и самочувствия после обострения, с затяжными реконвалесцентными периодами после интеркуррентного заболевания.
Пятая (V) группа – дети с тяжелыми хроническими заболеваниями, тяжелыми врожденными пороками развития в состоянии декомпенсации, т.е. угрожаемые по инвалидности или инвалиды.
При отнесении детей ко 2 – 5 группам здоровья не обязательно наличие отклонений по всем критериям здоровья, достаточно по одному из них, но может быть и по нескольким. Группа здоровья определяется по самому тяжелому отклонению или диагнозу.
Рекомендуемые страницы:
Читайте также:
Источник
Э. Л. Фрухт Диагностика нервно-психического развития детей первого года жизни
МЕТОДИКА Э. Л. ФРУХТ ФИКСИРУЕТ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА В ВОЗРАСТЕ ОТ 10 ДНЕЙ ДО 12 МЕСЯЦЕВ ПО СЛЕДУЮЩИМ КАТЕГОРИЯМ: 1) 2) 3) 4) 5) 6) 7) 8) зрительные ориентировочные реакции; слуховые ориентировочные реакции; эмоции и социальное поведение; движения руки и действия с предметами; движения общие; Подготовительные этапы понимания речи; Подготовительные этапы развития активной речи; навыки и умения в режимных процессах.
В методике проводится сугубо качественная оценка развития ребенка, детально и последовательно представлены различные показатели психического развития младенцев. Недостатки теста: отсутствие количественных показателей развития, оценка многих навыков до 3 -4 мес. у ребенка проводится в горизонтальном положении (возникают переходные состояния между бодрствованием и сном), неточности в технике инициации комплекса оживления.
10 дней 1) 2) Зрительно ориентированные реакции: удерживает в поле зрения движущийся предмет(ступенчатое слежение); слуховые ориентировочные реакции: вздрагивает и мигает при звуке;
18 -20 дней 1) 2) зрительные ориентировочные реакции: удерживает в поле зрения неподвижный предмет( лицо взрослого); слуховые ориентировочные реакции: успокаивается при сильном звуке;
1 месяц 1) 2) 3) 4) 5) зрительные ориентировочные реакции: плавное прослеживание движущегося предмета; слуховые ориентировочные реакции: длительное слуховое сосредоточение; эмоции и социальное поведение: первая улыбка в ответ на разговор взрослого; движения общие: лежа на животе пытается поднимать и удерживать голову; Подготовительные этапы развития активной речи: издает отдельные звуки в ответ на разговор с ним.
2 месяца 1) 2) 3) 4) 5) зрительные ориентировочные реакции: длительное зрительное сосредоточение, длительно следит за движущейся игрушкой или взрослым; слуховые ориентировочные реакции: ищущие повороты головы при длительном звуке, поворачивает голову в сторону взрослого; эмоции и социальное поведение: быстро отвечает улыбкой на разговор с ним, длительное сосредоточение на другом ребенке; движения общие: лежа на животе поднимает и некоторое время удерживает голову; Подготовительные этапы развития активной речи: повторяет отдельные звуки.
3 месяца 1) 2) 3) 4) зрительные ориентировочные реакции: зрительное сосредоточение в вертикальном положении; эмоции и социальное поведение: проявляет комплекс оживления в ответ на эмоциональное общение с ним, ищет глазами ребенка издающего звуки; движения руки и действия с предметами: случайной наталкивается руками на игрушки, низко висящие над грудью; движения общие: лежит несколько минут на животе, опираясь на предплечья и высоко подняв голову, при поддержке под мышки крепко упирается о твердую опору ногами, согнутыми в тазобедренном суставе, удерживает голову в вертикальном положении.
4 месяца 1) 2) 3) 4) 5) 6) 7) зрительные ориентировочные реакции: узнает мать, радуется; слуховые ориентировочные реакции: поворачивает голову в сторону видимого источника звука и находит его, по разному реагирует на мелодии; эмоции и социальное поведение: часто возникает комплекс оживления во время бодрствования, громко смеется в ответ на эмоциональное речевое общение с ним, ищет взглядом другого ребенка, рассматривает, радуется, тянется к нему; движения руки и действия с предметами: рассматривает, ощупывает и захватывается низко висящие над грудью игрушки; движения общие: как и в 3 месяца, но более выражены; Подготовительные этапы развития активной речи: гуление; навыки и умения в режимных процессах: во время кормления придерживает руками грудь матери или бутылочку.
5 месяцев 1) 2) 3) 4) 5) 6) 7) зрительные ориентировочные реакции: отличает близких людей от чужих по внешнему виду, по-разному реагирует; слуховые ориентировочные реакции: узнает голос матери или близкого человека, различает интонации; эмоции и социальное поведение: радуется ребенку, берет у него из рук игрушку, гулит; движения руки и действия с предметами: четко берет игрушку из рук взрослого, удерживает в руке игрушку; движения общие: долго лежит на животе, приподняв корпус и опираясь на ладони, переворачивается со спины на живот, ровно стоит при поддержке под мышки; Подготовительные этапы развития активной речи: подолгу певуче гулит; навыки и умения в режимных процессах: ест с ложки полугустую и густую пищу.
6 месяцев 1) 2) 3) 4) 5) слуховые ориентировочные реакции: по-разному реагирует на свое и чужое имя; движения руки и действия с предметами: уверенно берет игрушки из разных положений и подолгу занимается ими, перекладывает из одной руки в другую; движения общие: переворачивается с живота на спину, передвигается переставляя руки или немного ползая; Подготовительные этапы развития активной речи: произносит отдельные слоги(начало лепета); навыки и умения в режимных процессах: ест с ложки, пьет из чашки небольшое количество жидкости.
7 месяцев 1) 2) 3) 4) 5) движения руки и действия с предметами: игрушкой стучит, размахивает, перекладывет, бросает ее; движения общие: хорошо ползает; Подготовительные этапы понимания речи: на вопрос «где? » ищет и находит взглядом предмет, неоднократно показываемый и находящийся всегда в одном и том же месте; Подготовительные этапы развития активной речи: подолгу лепечет, повторно произносит одни и те же слоги; навыки и умения в режимных процессах: пьет из чашки, которую держит взрослый.
8 месяцев 1) 2) 3) 4) 5) 6) эмоции и социальное поведение: смотрит на другого ребенка, смеется и лепечет; движения руки и действия с предметами: занимается игрушками, подражает действиям взрослого с игрушками; движения общие: садится, сидит, ложится, встает, придерживаясь за опору, переступает; Подготовительные этапы понимания речи: по слову взрослого выполняет разученные ранее действия, например «ладушки» ; Подготовительные этапы развития активной речи: громко, четко и повторно произносит различные слоги; навыки и умения в режимных процессах: ест корочку, сам ее держит.
9 месяцев 1) 2) 3) 4) 5) 6) 7) слуховые ориентировочные реакции: плясовые движения вод плясовую мелодию; эмоции и социальное поведение: догоняет ребенка, ползет ему навстречу, подражает ему; движения руки и действия с предметами: различные действия с предметами; движения общие: переходит от одного предмета к другому, слегка придерживаясь руками; Подготовительные этапы понимания речи: находит несколько предметов, знает свое имя; Подготовительные этапы развития активной речи: подражает взрослому, повторяя за ним слоги, которые есть в его лепете; навыки и умения в режимных процессах: формируется навык опрятности.
10 месяцев 1) 2) 3) 4) 5) 6) эмоции и социальное поведение: действует рядом с ребенком или одной игрушкой ним; движения руки и действия с предметами: выполняет различные действия с игрушками по просьбе взрослого, устойчивый характер действий; движения общие: входит на невысокую поверхность или горку, держась за перила и сходит с нее, идет вперед с поддержкой за обе руки; Подготовительные этапы понимания речи: по просьбе «дай» находит знакомые предметы, выполняет различные действия при игре с ним; Подготовительные этапы развития активной речи: подражая взрослому, повторяет новые слоги, которых у него еще нет в лепете; навыки и умения в режимных процессах: закрепление приобретенного в 9 мес.
11 месяцев 1) 2) 3) 4) 5) 6) эмоции и социальное поведение: радуется приходу детей, относится к ним избирательно; движения руки и действия с предметами: овладевает новыми разученными действиями и выполняет их по слову взрослого; движения общие: стоит самостоятельно, делает первые шаги; Подготовительные этапы понимания речи: выполняет различные действия, не подсказанные предметами, появляются первые обобщения в понимаемой речи; Подготовительные этапы развития активной речи: произносит первые словаобозначения; навыки и умения в режимных процессах: закрепление умений
12 месяцев 1) 2) 3) 4) 5) 6) 7) зрительные ориентировочные реакции: различает предметы по форме, узнает на фотографии знакомые лица; эмоции и социальное поведение: протягивает другому ребенку и отдает игрушку, смеясь и лепеча, ищет игрушку, спрятанную другим ребенком; движения руки и действия с предметами: самостоятельно выполняет различные действия с игрушками, переносит действия, разученные с одним предметом, на другой; движения общие: ходи без опоры; Подготовительные этапы понимания речи: понимает названия нескольких предметов, имена взрослых и детей, выполняет отдельные поручения( «найди» , «принеси» . . ); Подготовительные этапы развития активной речи: легко подражает новым слогам, произносит 5 -10 облегченных слов; навыки и умения в режимных процессах: самостоятельно пьет из чашки.
Качественно-количественная оценка психического развития детей при качественно-количественной оценке психического развития детей первого, творого и третьего года жизни выделяется пять групп нервно-психического развития:
I группа 1) дети с опережением в развитии: на 2 эпикризисных срока – высокое развитие; на 1 эпикризисный срок – ускоренное развитие. 2) Дети с опережением в развитии: дисгармоничное развитие – часть показателей выше на 1 эпикризисный срок, часть выше на 2 эпикризисных срока. 3) Дети с нормальным развитием.
II група Дети с задержкой на 1 эпикризисный срок: 1) Дети с равномерной задержкой: I степень – задержка 1 -2 показателей; II степень – задержка 2 -3 показателей; III степень – задержка 6 -7 показателей. 2) Дети с атипичным негармоничным развитием: часть показателей выше, часть ниже на 1 эпикризисный срок.
III группа Дети с задержкой в развитии на 2 эпикризисных срока: 1) Дети с равномерной задержкой : I степень – задержка 1 -2 показателей; II степень – задержка 2 -3 показателей; III степень – задержка 5 -7 показателей. 2) Дети с атипичным дисгармоничным развитием: часть показателей ниже на 1 эпикризисный срок, часть ниже на 2 эпикризисных срока.
IV группа Дети с задержкой в развитии на 3 эпикризисных срока: 1) Дети с равномерной задержкой: I степень – задержка 1 -2 показателей; II степень – задержка 2 -3 показателей; III степень – задержка 5 -7 показателей; 2) Дети с атипичным дисгармоничным развитием: часть показателей ниже на 1 эпикризисный срок, часть – на 2 эпикризисных срока, часть – на 3 эпикризисных срока.