Показатели развития личностных качеств ребенка

Показатели развития личностных качеств ребенка thumbnail

Диагностика формирования личностных качеств дошкольника

Развитие личности ребенка, особенно интенсивное в дошкольном возрасте – центральная педагогическая задача родителей и воспитателей ДОУ. В этот период в ответ на внешние социальные условия формируются личностные качества, которые в последующем сложно поддаются коррекции. Прежде чем организовать работу с детьми, педагог должен понять, на каком уровне находится личностное развитие конкретного ребенка относительно детей его возрастной группы, насколько результативны применяемые методы, формы, технологии воспитания, развитию каких личностных качеств ребенка следует уделить особое внимание.

Ответить на эти и некоторые другие вопросы поможет диагностика личностного развития детей. С помощью методики диагностики сформированности личностных качеств дошкольника “Ориентир”.

   Она представляет собой карту структурированного наблюдения за поведением воспитанников от трех до семи лет, позволяющую сделать заключение о сформированности девяти важнейших личностных качеств:

  • уверенности в себе;
  • уважения к другим и дружелюбия;
  • альтруистичности;  
  • оптимистичности;
  • любознательности;
  • терпения;
  • сообразительности;  
  • любви к прекрасному;  
  • целеустремленности.

Методика достаточно экономична и проста, но требует понимания и осмысления. Диагностике подвергаются девять важнейших личностных качеств, развитие которых поможет заложить фундамент счастливой и эффективной жизни ребенка и взрослого. При этом оценивается не само личностное качество, которое можно трактовать по-разному, а его проявление в поведении, что, как правило, понимается разными людьми примерно одинаково. Подбор поведенческих проявлений осуществлен педагогами-исследователями и практиками путем обсуждения и согласования.

Процедура проведения диагностики не требует больших затрат времени и организационных усилий. Педагоги получают бланк методики (приложение 1) и ответный лист. Он представляет собой таблицу из 30 столбцов, где отмечаются данные ребенка (порядковый номер, фамилия и имя, возраст). 27 столбцов ответного листа отведены для каждого поведенческого проявления. Число строк равно количеству детей в группе.

Воспитателям предлагается ознакомиться с поведенческими проявлениями, обозначенными в методике, и в течение недели понаблюдать за детьми. Если диагностику выполняет один педагог, то он же заполняет ответный лист, а если два воспитателя, работающие с группой, – то им предлагается заполнить ответный лист после обсуждения результатов своих наблюдений. Результаты наблюдения, выраженные в баллах в ответном листе, переносятся в сводную таблицу для окончательного подсчета. Таблица может быть заполнена в формате Microsoft Office Excel и должна состоять из 13 столбцов, в которых фиксируются порядковый номер, фамилия, имя ребенка и его возраст. Девять столбцов предназначены для каждого личностного качества, в последнем отмечается сред нее значение уровня сформированности личностных качеств дошкольника (отдельная строка).

Значение сформированности каждого личностного качества равно сумме его трех поведенческих проявлений, деленной на три (среднее арифметическое), и представлено в ключе к методике (приложение 2).  

Обработка данных состоит из подсчета среднего арифметического значения сформированности всех личностных качеств (заносится в последний столбец) и отдельно каждого личностного

качества дошкольника (фиксируется в последней строке).

Анализ полученных результатов может предусматривать выявление групп детей, имеющих высокий, средний и низкий уровень сформированности личностных качеств. Для этого среднее арифметическое сформированности личностных качеств каждого ребенка сопоставляется со средним значением для данной возрастной группы. Все близкие к указанному показатели относятся к среднему уровню, существенно превышающие – к высокому, уступающие им – к низкому. Таблица средних значений и диапазона среднего уровня для изучаемых возрастов представлена в (приложении 3). Для удобства группы детей можно выделить разными цветами.

Анализируя результаты, педагоги определяют у каждого ребенка те личностные качества, которые требуют более интенсивного развития. Их показатель существенно ниже среднего значения для данной возрастной группы.

Путем сравнения средних групповых значений сформированности каждого качества и средних значений данного качества для данной возрастной группы специалисты определяют также личностные качества дошкольников, развитию которых следует уделить особое внимание. Дополнительного внимания может потребовать развитие качества, в отношении которого установлены существенно более низкие значения.

По итогам диагностики определяется результативность работы педагогов в сфере личностного развития детей. ЕСЛИ диагностика проводится, например, в начале учебного года и в конце, можно определить динамику развития каждого ребенка и группы в целом.

Таким образом, данная диагностика может служить необходимым ориентиром в развивающей работе с дошкольниками, т. к. помогает определять, какие именно личностные качества следует развивать для обеспечения счастливой жизни ребенка, и отслеживать трудности или успехи на пути достижения этой цели. Образно говоря, данная методика позволяет четко понять, «куда нам идти, и где мы находимся, насколько успешно продвигаемся к цели»

Приложение 1 

Методика оценивания характеристик поведения дошкольника Уважаемые педагоги! 

Оцените, пожалуйста, как часто проявляются следующие характеристики поведения у дошкольников, и поставьте соответствующие баллы в ответном листе.

Характеристика поведения

Всегда 

Часто 

Иногда 

Никогда 

1

Легко и уверенно отвечает на вопросы педагога в процессе         непосредственно         образовательной деятельности,         высказывает         свое         мнение         в повседневном общении 

3 балла

2 балла

1 балл 

0 баллов 

2

Проявляет уважение к интересам других детей

3

Оказывает помощь другим детям (предлагает сам)

4

Имеет хорошее настроение 

5

Задает вопросы

6

Умеет дождаться своей очереди в процессе непосредственно образовательной деятельности, общения, игры

7

Находит решение (выход) в затруднительных ситуациях (не теряется, проявляет находчивость)

8

Замечает красоту в окружающем

9

Знает, что хочет

10

Уверенная осанка и жестикуляция

11

Радуется успехам других детей

12

13Может поделиться игрушкой

13

Хвалит других детей

14

Проявляет         заинтересованность         в         выполнении заданий 

15

Может         подождать,         когда         отказывают         в

выполнении его просьбы 

16

Импровизирует 

17

Создает прекрасное (поделки, рисунки, танцует, поет, играет на музыкальных инструментах и т. п.) 

18

Добивается поставленной цели 

19

Оказывает влияние на детей в игре и общении

(может управлять, командовать)

20

Проявляет внимание и заботу о других детях

21

Выполняет просьбы взрослых и детей

22

Говорит о позитивных моментах и событиях

23

Рассказывает о своих впечатлениях

24

Доводит начатое дело до конца

25

Сам придумывает игры, правила игры

26

Говорит или невербально проявляет восхищение прекрасным

27

Не останавливается на достигнутом, ставит новые цели

Приложение 2 

Личностное качество 

Номера пунктов в методике 

1

Уверенность в себе 

1,10,19 

2

Уважение к другим и дружелюбие

2,11,20 

3

Альтруистичность

3,12,21 

4

Оптимистичность

4,13,22 

5

Любознательность

5,14,23 

6

Терпение

6, 15,24 

7

Сообразительность

7,16,25 

8

Любовь к прекрасному

8,17,26 

9

Целеустремленность

9,18, 27 

Приложение 3 

Возрастная группа  

(лет, мес.) 

Диапазон среднего уровня 

3,0-3,6

0,2

0,0

0,4

0,3

0,4

0,5

0,0

0,1

0,2

0,2

0,1-0,3

3,7-3,11

0,4

0,3

1,0

0,6

0,6

1,0

0,0

0,2

0,4

0,5

0,35-0,65

4,0-4,6

0,8

0,6

0,9

1,0

0,9

0,7

0,5

0,5

0,7

0,7

0,55-0,85

4,7-4,11

1,1

1,0

1,1

1,1

1,2

1,0

0,8

0,8

1,0

1,0

0,85-1,15

5,0-5,6

1,4

1,1

1,3

1,1

1,3

1,5

0,9

1,1

1,3

1,2

1,05-1,35

5,7-5,11

1,6

1,3

1,6

1,4

1,7

1,6

1,1

1,4

1,7

1,5

1,35-1,65

6,0-6,6

1,5

1,2

1,9

1,4

1,6

1,7

1,1

1,1

1,4

1,4

1,25-1,55

6,7-6,12

1,2

1,2

1,9

1,1

1,5

1,8

1,3

1,3

1,2

1,4

1,25-1,55

Источник

Библиографическое описание:

Рощина, Е. В. Развитие личностных качеств ребенка в соответствии с ФГОС ДО / Е. В. Рощина. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). — Краснодар : Новация, 2016. — С. 120-121. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/187/9574/ (дата обращения: 11.10.2020).

Детские годы — самые важные в жизни человека, а как они пройдут, зависит от взрослых — родителей и педагогов.

Исследования показали, что большинство родителей считают главными задачами дошкольного образования, это умение ребенка читать, писать, считать. Но на самом деле это не так. Основной результат дошкольного образования — это гармоничное всестороннее развитие личности ребенка, а не знания, умения, навыки.

Какими же качествами должен обладать ребенок, выпускаясь из детского сада, в соответствии с ФГОС ДО?

Ведущей целью должно быть формирование у дошкольника таких качеств, которые необходимы для овладения учебной деятельностью:

                   инициативности и самостоятельности в разных видах деятельности — игре, общении, конструировании;

                   уверенность дошкольника в своих силах, открытость внешнему миру, положительное отношение к себе и к другим, обладание чувством собственного достоинства;

                   умение ребенка активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, участвовать в совместных играх;

                   способность договариваться, учитывать интересы и чувства своих сверстников, сопереживать неудачам и радоваться успехам других;

                   стараться разрешать конфликты, умение подчиняться разным правилам и социальным нормам;

                   развитие крупной и мелкой моторики рук;

                   способность к волевым усилиям в разных сферах деятельности.

Именно эти все вышеперечисленные характеристики и являются основой для успешного перехода на следующий уровень начального образования, успешной адаптации к условиям жизни в школе.

Какие родители не хотят, чтобы их ребенок обладал всеми этими качествами?

Для того, чтобы достичь этих целей, необходима помощь родителей. Поскольку семья — первая ступень в жизни человека. Она с раннего возраста направляет сознание, волю, чувства детей. От того, каковы здесь традиции, какое место занимает в семье ребенок, какова по отношению к нему воспитательная линия членов семьи, зависит многое. Конечно же, развитие всех этих важных и главных качеств личности — это не какое-то одно действие, или одно занятие, или одна беседа. Это, целостный, достаточно длительный процесс тесного взаимодействия, сотрудничества детей, родителей и педагогов. Именно родители должны быть активными участниками образовательного процесса, а не просто сторонними наблюдателями.

Каким же образом необходимо воспитывать в детях важные качества личности?

Огромную роль в развитии важнейших качеств личности детские психологи и педагоги отводят игре. Игра является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте. В игре ребенок знакомится с разнообразными чувствами, овладевает и своими эмоциями, учится ими управлять. В игре развиваются такие психические процессы, как память, мышление, внимание, воображение, речь, формируются реальные отношения детей в коллективе, умение подчиняться и руководить, организовывать совместные действия, преодолевать конфликтные ситуации.

Но игра вдвойне интересней ребенку, когда он чувствует заинтересованность самых близких и любимых людей — родителей.

Большое значение для гармоничного развития ребенка, имеет совместное чтение книг. Среди книг, адресованных детям, особое место занимают сказки. Ведь очень важно помочь ребенку принять и преодолеть какие-то трудности в жизни, а не убегать от них. Именно об этом говорят многие сказки: трудности в жизни неизбежны, но если герой не струсит, то он преодолеет все преграды и станет победителем.

Сказка близка ребенку и потому, что она не учит и не поучает его. Он сам, сопереживая герою, проживает все его страдания и трудности и таким образом приходит к пониманию того, что действительно ценно.

Сказка позволяет ребенку осмыслить такие приоритеты, как дело и отдых. При этом решение этой непростой задачи происходит ненавязчиво, в привлекательной, захватывающей форме.

Еще одно необходимое условие подготовки к школе и всестороннего развития ребенка это —переживание успеха.

Взрослым нужно создать ребенку такие условия деятельности, в которых он обязательно встретится с успехом. Когда ребенок чего-то достиг, каких-то определенных результатов, его надо обязательно поощрить, похвалить, оценить, тогда у него будет стимул в дальнейшем снова чего-то достичь.

Ситуации успеха можно создавать везде, во всех видах деятельности ребенка. И в театральной деятельности, драматизациях, игровых ситуациях, и в продуктивных видах деятельности, таких как рисование, аппликация, лепка. Здесь, задача родителей и педагогов стремиться довести до сознания каждого ребенка, что он личность, не похожая на других! Он может многое сделать, многое узнать. Так, у детей формируется уверенность и вера в себя, в свои силы.

Таким образом, ребенок всегда должен чувствовать поддержку взрослых, то крепкое плечо, на которое можно облокотиться в трудных ситуациях. И тогда, в будущем, он вырастет в такую личность, в такого человека, которым безусловно можно гордиться.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, дошкольное образование, жизнь человека, игра, качество личности, родитель, умение ребенка.

Источник

Инфоурок

Доп. образование
›Другие методич. материалы›«Критерии и показатели личностного развития учащихся»

«Критерии и показатели личностного развития учащихся»

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

«Критерии и показатели личностного развития учащихся»

Описание слайда:

«Критерии и показатели личностного развития учащихся»

2 слайд

4 направления динамики личностного развития детей I блок — организационно-вол

Описание слайда:

4 направления динамики личностного развития детей I блок — организационно-волевые качества, выступающие субъективной основой образовательной деятельности любой направленности и практическим регулятором процесса саморазвития обучающегося. II блок — ориентационные свойства личности, непосредственно побуждающие ребенка к активности. III блок — поведенческие характеристики, отражающие тип общения со сверстниками и определяющие статус ребенка в группе. IV блок – творческие характеристики, отражающие творческое развитие ребенка, креативные подходы к учебной деятельности.

3 слайд

I блок — организационно- волевые качества Воля. Данное качество формируется с

Описание слайда:

I блок — организационно- волевые качества Воля. Данное качество формируется с раннего возраста. Высшим баллом оценивается способность ребенка выполнять определенную деятельность за счет собственных волевых усилий, без побуждения извне со стороны педагога. Самоконтроль. Показывает, способен ли ребенок подчиняться требованиям, достигать намеченных результатов. Формы самоконтроля могут быть самыми разными: за собственным вниманием, своей памятью, за собственными действиями и т.д. Терпение. Это качество хотя и дано ребенку от природы, поддается направленному формированию и изменению. При оценивании его уровня, наивысший балл – ставится за то, что у ребенка хватает силы выполнять задания в течение всего занятия, без внешних побуждений.

4 слайд

Методы диагностики 1 группы показателей Оперативность получения информации. Н

Описание слайда:

Методы диагностики 1 группы показателей Оперативность получения информации. Наблюдение позволяет одновременно охватить поведение ряда лиц по отношению друг к другу или к определённым задачам, предметам и т. д. Наблюдение позволяет произвести исследование независимо от готовности наблюдаемых субъектов. Наблюдение позволяет достичь многомерности охвата, то есть фиксации сразу по нескольким параметрам — например, вербального и невербального поведения.

5 слайд

II блок — ориентационные свойства личности Самооценка. Это представление ребе

Описание слайда:

II блок — ориентационные свойства личности Самооценка. Это представление ребенка о своих достоинствах и недостатках. Самооценка запускает или тормозит механизм саморазвития личности. От взрослых во многом зависит то, какой уровень самооценки сформируется у ребенка: заниженный, нормально развитый или завышенный. Интерес ребенка к конкретному делу – вызван природными склонностями, установкой, идущей от родителей, и т.д., вначале он имеет общий, а не конкретный характер. Наивысший балл ставится в том случае, когда интерес поддерживается ребенком самостоятельно.

6 слайд

Методы диагностики 2 группы показателей Прослеживаются в процессе наблюдения

Описание слайда:

Методы диагностики 2 группы показателей Прослеживаются в процессе наблюдения – дошкольный возраст, младшие школьники (1 класс) Методика «Устойчивость интересов».

7 слайд

III блок — поведенческие характеристики Отношение ребенка к конфликтам в груп

Описание слайда:

III блок — поведенческие характеристики Отношение ребенка к конфликтам в группе. Проблемы общения со сверстниками включены в таблицу потому, что всякое индивидуальное развитие — это в некотором роде соревнование. В сверстниках дети ощущают равных себе по природе и именно с ними соотносят свои успехи в работе над собой. Особенно значима эта ориентация в подростковом возрасте. Общение со сверстниками выступает как дополнительный социальный стимул включения механизма саморазвития ребенка. Коммуникативные умения – взаимоотношения ребенка в коллективе, групповая сплоченность (приложение 7), умение красиво и культурно говорить (приложение 8). Тип сотрудничества (способность ребенка принимать участие в общем деле). Совместная деятельность связана с распределением функций между участниками и предполагает умение ребенка: считаться с мнением других, в чем – то ограничивать себя, проявлять инициативу.

8 слайд

Методы диагностики 3 группы показателей Метод незаконченного предложения. Опр

Описание слайда:

Методы диагностики 3 группы показателей Метод незаконченного предложения. Опросник «Общение в объединении и групповая деятельность» Опросник «Культура общения» (Т.М. Хрусталева) Проективная методика «Несуществующее животное» интерпретированная М.З. Дукаревич; Графическая методика «Кактус» Методика «АРТ»

9 слайд

IV блок - творческие характеристики Творческие способности - это индивидуальн

Описание слайда:

IV блок – творческие характеристики Творческие способности – это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода: Творческий потенциал – умение находить нестандартные решения в разных ситуациях. Воображение, мысленное воспроизведение чего-либо или кого-либо, фантазия. Оно тесно связано с мышлением, так как образ и мысль всегда выступают в единстве. Воображение способствует предвосхищению будущего и как бы оживляет прошлое. Понятия «воображение» и «фантазия» являются синонимами.

10 слайд

Методы диагностики 4 группы показателей Тест «Творческий потенциал», направле

Описание слайда:

Методы диагностики 4 группы показателей Тест «Творческий потенциал», направленн на выявление творческого потенциала детей и умения находить нестандартное решение. 2. Методика определения уровня воображения.

11 слайд

Показатели личностного развития 1 блок – организационно – волевые качества –

Описание слайда:

Показатели личностного развития 1 блок – организационно – волевые качества – является основой деятельности любой направленности; 2 блок – ориентационные свойства личности –активность ребенка; 3 блок – поведенческие характеристики – отражает тип общения со сверстниками; 4 блок – творческие способности (творческое воображение, творческое мышление)

12 слайд

Список литературы Астраханцева С.В. Управление качеством обучения и воспитани

Описание слайда:

Список литературы Астраханцева С.В. Управление качеством обучения и воспитания в учреждении дополнительного образования // Дополнительное образование. – 2006. – №9. – С.12-15. Биктеева А.Д.Личностные достижения как критерии результативности деятельности воспитательных систем//Внешкольник Оренбуржья, Оренбург: ООО «Метрополис», РА «Метро», 2005. – №1-2– С.41-42. Буйлова Л.Н., Клёнова Н.В. Методика определения результатов образовательной деятельности детей// Дополнительное образование. – 2004. – № 12, 2005 – № 1. Журкина А.Я. Мониторинг качества образовательной деятельности в учреждении дополнительного образования детей. – М.: ГОУДОД ФЦРСДОД, 2005. – 72с. Кодолов С.М. Система контроля и оценки результатов деятельности участников образовательного процесса // Дополнительное образование. – 2005. – №8. – С.17-24. Кочергина Г.Д. Развитие образовательного процесса в УДОД // Дополнительное образование. – 2006. – №11. – С.3-7. Круглова Л.Ю. О деятельности педагога в условиях модернизации дополнительного образования// Дополнительное образование. – 2006. – №9. – С.8-11. Педагогика дополнительного образования: мониторинг качества образовательного процесса в учреждении дополнительного образования детей: методические рекомендации/сост. А.М.Тарасова, М.М.Лобода; под общ. ред.Н.Н.Рыбаковой. – Омск: БОУ ДПО «ИРООО», 2009. Хрусталева Т. М. Учебное пособие «Психология способностей» – Пермь: ПГГПУ, 2013.- 180 с.

Выберите книгу со скидкой:

Показатели развития личностных качеств ребенка

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА

Инфолавка – книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»

Показатели развития личностных качеств ребенка

Курс повышения квалификации

Показатели развития личностных качеств ребенка

Курс профессиональной переподготовки

Педагог дополнительного образования детей и взрослых

Показатели развития личностных качеств ребенка

Курс повышения квалификации

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала:

ДБ-1706946

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Источник