Показатели развития личности ребенка в начальной школе

Оценка развития личности ребёнка как основа управления качеством          образования в начальной школе

Самсонова О.Н. руководитель кафедры начальных классов МОУ СОШ № 35

   Сегодня школа вся и во всём изменяется, обновляется и перестраивается Новая социально-экономическая ситуация предъявила к ней и новые требования. «Развивающемуся обществу, – подчёркивается в «Концепции модернизации Российского образования», – нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения… , прогнозируя их возможные последствия, отличаются мобильностью…способны к сотрудничеству…обладают чувством ответственности за судьбу страны, её социально- экономическое процветание». 

          Может ли школьник рассчитывать, что он таким и станет, окончив общеобразовательную школу, ведь он приступает к учебной деятельности? Да… если очень захочет, будет знать, как это сделать и образовательное пространство будет этому способствовать. Но, переступая порог школы, ребенок сначала об этом просто не думает, а когда станет перед выбором, зачастую осознает, что и знания есть, и желание есть, но найти свою дорогу во взрослой жизни, стать нужным и полезным, состояться как профессионалу ему не так-то просто. Такой разрыв между усваиваемыми знаниями и перспективами их применения в реальной профессиональной и социальной деятельности обессмысливает сам процесс учения. Это стало одной из причин разработки ФГОС второго поколения.     

  Изменились приоритеты образования. Если прежде ценились знания сами по себе, то теперь на первое место вышли универсальные учебные действия: умения приобретать и эффективно использовать знания. Причины понятны: в настоящее время знания быстро устаревают или оказываются недостаточными, а значит, нужно овладеть способами их пополнения и обновления. От того, как ученик может применить эти знания, насколько он компетентен в широком внешкольном контексте, зависит его будущее самоопределение. Поэтому диагностико-технологическое управление качеством образования включает обязательное планирование мониторинга качества знаний, т.к. контроль и диагностика знаний и умений учащихся – обязательное условие результативного учебного процесса.

           Успех реализации новых стандартов в большей степени зависит от учителя, который перестанет быть единственным носителем знания, как было раньше, а будет выполнять роль проводника в мире информации. Теперь учителю необходимо выстраивать процесс обучения не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей. Поэтому наряду с традиционным вопросом “Чему учить?”, учитель должен понимать, “Как учить?” или, точнее, “Как учить так, чтобы инициировать у детей собственные вопросы: “Чему мне нужно научиться?” и “Как мне этому научиться?».                                             

                   В системе общего образования начальному этапу обучения отводится особая роль: именно на этой ступени закладывается фундамент знаний об окружающей деятельности, развивается учебно-познавательный интерес, формируются универсальные учебные действия, которые впоследствии становятся основой непрерывного образования личности.

Основная задача начального общего образования – развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться; воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально- ценностного позитивного отношения к себе и к окружающим.                            

Решение   этих задач возможно, если исходить из их гуманистического убеждения, опирающегося на данные педагогической психологии: все дети способны успешно учиться в начальной школе, если создать для них необходимые условия.

Сразу же, в первые дни обучения   каждый учитель исследует и составляет диагностическую карту первоклассника, опираясь на психологическое тестирование (входную диагностику), с целью зафиксировать начальный результат. Определив уровень интеллектуального развития школьника, можно в какой-то мере прогнозировать то, каковы будут его  успехи в обучении, скорректировать образовательный процесс.

Систематическая   диагностика («Лист личных достижений») помогает проследить траекторию изменения интеллектуального развития ребёнка, чётко увидеть динамику изменения личностных характеристик ученика, проанализировать соответствие достижения запланированным результатам, то есть определить каково качество образования.

      В ходе работы по данному вопросу нами выработан алгоритм действия учителя при оценке качества образования в процессе  развития личности ребёнка , его  познавательных и созидательных способностей,  формирования  целостной системы  универсальных учебных действий.

  • Определение способностей и возможностей каждого учащегося
  • Определение критериев обученности  
  • Уточнение цели диагностики.
  • Определение темы, содержания, форм, методов диагностики.
  • Подготовка текстов контрольных работ, срезов знаний, тестов.
  • Определение сроков проведения  диагностирования.
  • Осуществление анализа, оценки, обобщения, систематизации полученных данных.
  • Ознакомление ученика и родителей с результатами диагностики
  • Коррекция   учебного  процесса   в соответствии с полученными результатами

В зависимости от текущих целей учитель может оценить результаты учебной деятельности каждого ученика или класса( «Сад успеха»), определить относительное место учащегося в классе, выделить группы учащихся с высокими и низкими показателями, что позволяет оценить эффективность работы педагога с конкретным ребёнком, своевременно проводить коррекцию успешного обучения, для обеспечения равных возможностей получения качественного начального общего образования.

        Педагогическая поддержка индивидуальности ребёнка выводит на первый план проблему соотношения обучения и развития. Специально организованная система сочетания индивидуальной деятельности с работой в малых группах, продуманная система заданий разного уровня трудности позволяет обеспечить условия, при которых обучение идёт впереди развития, т.е. в зоне ближайшего развития каждого ученика на основе учёта уровня его актуального развития. То , что ученик не может выполнить индивидуально, он может сделать с помощью, в малой группе.

Качество образования подразумевает не только анализ качества знаний, но и сформированость у ученика устойчивой мотивации познания, развитие различных сторон его жизни.

         Безусловную ценность для формирования основ умения учиться и способности к организации своей деятельности представляет портфолио  ученика («Портфель достижений») .Основные цели и задачи ведения порфолио:

— создание ситуации успеха для каждого ученика, повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях;
— максимальное раскрытие индивидуальных способностей каждого ребенка;
— развитие познавательных интересов учащихся и формирование готовности к самостоятельному познанию;
— формирование установки на творческую деятельность и умений творческой деятельности, развитие мотивации дальнейшего творческого роста;
— формирование положительных моральных и нравственных качеств личности;
— приобретение навыков рефлексии, формирование умения анализировать собственные интересы, склонности, потребности и соотносить их с имеющимися возможностями (“я реальный”, “я идеальный”);
— формирование жизненных идеалов, стимулирование стремления к самосовершенствованию.

.
       Учителю необходимо создать условия для самостоятельной работы детей, для активной мыслительной деятельности, обучить приёмам рефлексивной самооценки.(«Волшебная линеечка», «Знаковая оценка», «Баллирование»…)          Проникновение в проблему ребенка позволит учителю увидеть ее с позиции самого ребенка. Дать учащимся возможность делать выбор, аргументировать свою точку зрения, нести ответственность за этот выбор, а не давать готовое. Ученик сам понимает цель, выбирает способы решения и сам оценивает результат. Всё это в комплексе создаёт основу для самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений , компетенций, видов и способов деятельности.

   Известный физик Ландау дал такое определение образованию: «Образование есть то, что остается, когда все выученное уже забыто», А что остается у человека после того, как все выученное в школе забыто? У него остаются привычки, убеждения, навыки и умения.

Источник

ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ   ШКОЛЫ

Медведева Е. Б.,

учитель начальных классов

МБОУ Акташская СОШ им. Ст. Мохова

Ребенок не рождается на свет, с каким – либо отношением к себе. Как и все другие особенности личности, его самооценка складывается в процессе воспитания, в котором основная роль принадлежит семье и школе.

Проблема возникновения и развития самооценки является одной из центральных проблем становления личности ребенка. Самооценка это необходимый компонент развития самосознания, т.е. осознания человеком самого себя, своих физических сил, умственных способностей, поступков, мотивов и целей своего поведения, своего отношения к окружающим, к другим людям и самому себе. Самооценка подразумевает под собой известное отношение к себе: к своим качествам и состояниям, возможностям, физическим и духовным силам. Дам основные характеристики личностного развития учащихся начальной школы.

САМООПРЕДЕЛЕНИЕ

     1. Формирование основ гражданской идентичности личности:

— чувства сопричастности своей Родине, народу и истории и гордости за них, ответственности человека за благосостояние общества;

— осознания этнической принадлежности и культурной идентичности на основе осознания «Я» как гражданина России.

     2. Формирование картины мира культуры как порождения трудовой предметно-преобразующей деятельности человека:

— ознакомление с миром профессий, их социальной значимостью и содержанием.

     3. Развитие Я-концепции и самооценки личности:

— формирование адекватной позитивной осознанной самооценки и самопринятия.

СМЫСЛООБРАЗОВАНИЕ

Формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе:

— развития познавательных интересов, учебных мотивов;

— формирования мотивов достижения и социального

признания;

— мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности.

НРАВСТВЕННО-ЭТИЧЕСКАЯ ОРИЕНТАЦИЯ включает:

— формирование единого, целостного образа мира при разнообразии культур, национальностей, религий; отказ от деления на «своих» и «чужих»; уважение истории и культуры всех народов, развитие толерантности;

— ориентацию в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, развитие этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения;

— знание основных моральных норм (справедливое распределение, взаимопомощь, правдивость, честность, ответственность);

— выделение нравственного содержания поступков на основе различения конвенциональных, персональных и моральных норм;

— формирование моральной самооценки;

— развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;

— развитие эмпатии и сопереживания, эмоционально-нравственной отзывчивости;

— формирование установки на здоровый и безопасный образ жизни, нетерпимости и умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни, здоровья, безопасности личности и общества в пределах своих возможностей;

— формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

САМООЦЕНКА – это необходимый компонент развития самосознания, т. Е. осознание человеком самрго себя, своих физических сил, умственных способностей, мотивов и целей своего поведения, своего отношения к окружающим и самому себе.

Главный смысл самооценки заключается в самоконтроле обучающегося, его саморегуляции, самостоятельной экспертизе собственной деятельности и в самостимуляции. Переход школьника к самооценке своих учебных действий непрост и нескор, особенно если у него накоплен опыт проживания в другом режиме, где все оценочные функции находились в руках взрослых людей: родителей, воспитателей, учителей

Дети с адекватной самооценкой, как правило, встречаются в семьях, в которых родители уважительно относятся к личности ребенка, к его интересам, и при этом внимание к личности сочетается с требовательностью к соблюдениям норм поведения.

Дети с заниженной самооценкой чаще всего встречаются в распавшихся семьях, где родители мало интересуются жизнью своих детей, пренебрегают их интересами, их мнением, и в результате дети чувствуют себя незащищенными, неуверенными и одинокими.

Дети с завышенной самооценкой, скорее всего, воспитываются в семьях, где ребенок «центр жизни», где его достоинства и недостатки оцениваются одинокого положительно, где ребенка уверяют в его исключительности.

Самооценка, которая складывается у ребенка в семье, существенно сказывается на установке, с которой он приходит в школу.

  Существует 3 уровня самооценки:

1-й уровень наиболее высокий; он характеризуется реалистичной самооценкой ребенка: преимущественная ориентация при обосновании самооценки на знание своих особенностей; наличие способности к обобщению ситуаций, в которых реализуются оцениваемые качества; глубокое и разностороннее содержание самооценочных суждений и употребление их преимущественно в проблемных формах.
      2-й уровень – средний; ему свойственны непоследовательные проявления реалистичных самооценок; ориентация ребенка при обосновании самооценки, в основном, на мнения окружающих, на анализ конкретных фактов и ситуаций самооценивания, наличие самооценочных суждений самого узкого содержания и их реализация, как в проблематичных, так и в категоричных формах.
    3-й уровень – низкий; этот уровень отличают преимущественная неадекватность самооценки ребенка; обоснование ее эмоциональными предпочтениями (захотелось), отсутствие подтверждения самооценки анализом реальных фактов, неглубокое содержание самооценочных суждений и употребление их преимущественно в категоричных формах.

          По мнению психологов, самооценка развивается на протяжении всей жизни человека. Наиболее благоприятным периодом развития самооценки является младший школьный возраст, так как именно в этот период начинается организованное обучение. И от того, как учитель организует это обучение, зависит, будет ли развитие самооценки активным, так как в этом возрасте самооценка ребенка продолжает формироваться, корректироваться и отшлифовываться под влиянием оценки учителя (словесной — похвала, порицание; и знаковой — отметка).

  От самооценки человека зависит характер его общения, отношения с другими людьми, успешность его деятельности, дальнейшее развитие его личности. Адекватная самооценка дает человеку нравственное удовлетворение.

Источник

Цель:  получение целостного представления о  различных сторонах развития личности учащегося, определение задач его развития по заданным параметрам, оценка сформированности конкретных качеств на определенном возрастном этапе  развития личности.

№ п/п

Критерии показателей

 Баллы

1.

Мотивация учебно-познавательной  деятельности:

  • учится охотно,  стремится получать прочные знания и вне школьной работы способствует активной познавательной деятельности учащихся в классе, охотно помогает в реализации познавательных возможностей товарищам;
  • учится с интересом,  участвует в познавательной деятельности, не ограничивается рамками школьной программы, но под контролем педагогов и наставников или только по интересующим его предметам;
  • учится под контролем педагогов и наставников, не охотно, познавательная активность низкая, ограничивается рамками школьной программы;
  • не проявляет особого интереса к приобретению знаний, познавательная активность крайне низкая, школьную программу знает плохо;
  •  равнодушен к учению, познавательная активность отсутствует, знания образовательной программы неудовлетворительны.

   5

  4

  3

  2

  1

2.

Сформированность интеллектуальных умений (анализа, синтеза, сравнения, установления закономерностей):

  • высокая,  самостоятельно определяет содержание, смысл (в том числе скрытый), анализируемого, точно и емко обобщает, видит и осознает тонкие различия при сравнении, легко обнаруживает закономерные связи;
  • хорошая, охотно определяет содержание, смысл анализируемого с  незначительной помощью взрослых, умеет обобщать, способен  найти различия в сравнении, закономерные связи обнаруживает при внешней стимуляции взрослых;
  • средняя,  задания,  требующие анализа, синтеза, сравнения, обобщения и установления закономерных связей выполняет не всегда охотно и при соответствующей стимулирующей помощи взрослых;
  •  низкая,  задания выполняются с организующей и направляющей помощью учителя,  не может перенести освоенный способ деятельности на сходное задание, закономерные связи обнаруживает с большим трудом;
  • очень низкая,  при выполнении задания необходимо обучающая помощь, предлагаемая помощь воспринимается с трудом, самостоятельный перенос освоенных способов деятельности не осуществляется, способность к установлению закономерностей практически отсутствует.

 5

  4

  3

  2

  1

3.

Степень обучаемости:

  • высокая, усваивает учебный материал на  уроке, свободно применяет все виды памяти, обладает высокой способностью к переключению внимания;
  • хорошая,  учебный материал усваивает, в основном, на уроке; при необходимости использует наиболее развитые виды памяти; при желании свободно переключает внимание;
  • средняя,  для усвоения учебного материала необходимо дополнительная  домашняя проработка,  использует лишь один вид памяти, способность к переключению внимания развита недостаточно;
  • низкая,  учебный материал усваивает плохо, память развита слабо, способность к переключению внимания  практически отсутствует;
  • очень низкая, учебный материал не усваивает, память не развита, способность к переключению внимания отсутствует.

  5

  4

  3

  2

  1

4.

Навыки учебного труда:

  • высокие, умеет планировать и контролировать свою деятельность, организован, темп работы стабильный, высокий;
  • хорошие,  может планировать и контролировать свою деятельность с помощью учителя, не всегда организован, темп работы не всегда стабильно хороший;
  • средние,  с трудом  планирует и контролирует свою деятельность, не организован, темп работы замедленный;
  • низкие, не планирует свою деятельность, способность к самоконтролю развита слабо, темп работы низкий;
  • очень низкие,  не умеет и не хочет планировать свою деятельность, темп работы крайне низкий.

  5

  4

  3

  2

  1

5.

Результативность индивидуальных занятий:

  • высокая,  наблюдается постоянно возрастающий интерес, проявляется практическая инициатива;
  • хорошая, интерес к занятиям стабилен, но инициатива проявляется не всегда;
  • удовлетворительная,  интерес к занятиям ситуативен, инициатива проявляется только по требованию наставника  или учителя;
  • низкая, интерес к занятиям практически отсутствует, инициатива не проявляется;
  • очень низкая,  интерес к  знаниям отсутствует.

  5

  4

  3

  2

  1

6.

Уровень утомляемости:

  • очень низкий,  хорошо развита способность к необходимой концентрации, внимания, постоянно соблюдается режим дня и питания;
  • низкий,  развита способность к концентрации внимания, режим дня и питания соблюдается не всегда;
  • значительный, способность к концентрации внимания развита недостаточно, режим дня и питания нередко нарушается;
  • достаточно высокий,  способность к концентрации внимания развита очень слабо, режим дня и питания  постоянно нарушается;
  •  высокий,  способность к концентрации внимания не развита, режим дня и питания не соблюдается.

  5

  4

  3

  2

  1

7.

Целеустремленность:

  • умеет ставить перед собой цель и  добиваться её осуществления, осознает, кем и каким хочет  стать, стремится к знаниям в сфере  выбранного жизненного становления;
  • может  поставить перед собой цель, но не всегда добивается её осуществления, осознает, кем  и каким хочет стать, но упорства в  обогащении знаниями не проявляет;
  • не считает  нужным ставить перед собой конкретные цели, четко не представляет, кем и каким хочет стать, полагается на рекомендации взрослых, сверстников и воспринимает это как необходимость;
  • не способен  ставить перед собой цели, в выборе жизненного пути следует «за всеми», не проявляет активности в личностном становлении;
  • отсутствует  полностью, не задумывается о дальнейшем жизненном становлении, не хочет знать, кем и каким будет.

  5

  4

  3

  2

  1

8.

Дисциплина и  организованность:

  • высокая, самоорганизован, выполняет Правила внутреннего распорядка, проявляет постоянную готовность в оказании помощи другим (одноклассникам, учителям), в их соблюдении, осознает значение этих качеств;
  • хорошая,  готов оказать содействие в  соблюдении Правил внутреннего распорядка по просьбе взрослых, осознает значение этих качеств для воспитанника;
  • удовлетворительная,  проявляет эти качества по указанию учителей и наставников, слабо осознает их значение;
  • низкая, пассивен в их проявлении, характерная позиция «исполнитель по необходимости», не осознает их  значение;
  • полностью отсутствует, не считает эти качества необходимыми.

  5

  4

  3

  2

  1

9.

Коммуникабельность, степень влияния в  коллективе:

  • явный лидер, легко контактирует с окружающими, умеет создавать и поддерживать  благоприятные, положительные отношения в коллективе, пользуется уважением среди воспитанников и взрослых;
  • лидер, умеет находить контакт с окружающими, поддерживает доброжелательные отношения в коллективе, но сам редко выступает инициатором их создания, пользуется уважением среди большинства воспитанников;
  • неровен в отношениях,  с окружающими может стать источником межличностных конфликтов, не способен поддерживать нормальные отношения в коллективе, пользуется уважением среди небольшого количества воспитанников;
  •  конфликтен,  часто безразличен к состоянию взаимоотношений в коллективе, уважением среди сверстников практически  не пользуется;
  • часто осложняет отношения в коллективе,  безразличен к их состоянию, не способен к адекватному анализу ситуации, уважением в коллективе не пользуется;

  5

  4

  3

  2

  1

10.

Соблюдение правил личной гигиены, уровень развития навыков самообслуживания:

  • постоянно соблюдает и активизирует товарищей на их освоение,  высокие навыки самообслуживания, не требующие контроля со стороны наставников;
  • соблюдает выборочно, готов к самообслуживанию по требованию наставника;
  • соблюдает неохотно, навыки самообслуживания  развиты слабо, к их развитию не стремится;
  • соблюдает только под присмотром наставника, навыки самообслуживания развиты крайне слабо;
  • не соблюдает, не хочет заниматься самообслуживанием.

  5

  4

  3

  2

  1

11.

Внешний вид и аккуратность:

  • соответствует  требованиям учебного заведения, способствует развитию этих качеств в товарищах, пропагандирует их значение;
  • соответствует требованиям, способствует развитию этих качеств у одноклассников лишь по просьбе наставника; 
  • не всегда соответствует требованиям, не хочет развивать в себе эти качества;
  • крайне редко соответствует требованиям, не хочет развивать в себе эти качества;
  • не соответствует требованиям, высмеивает наличие этих качеств у других;

  5

  4

  3

  2

  1

12.

Интересы и увлечения:

  • любит читать, проявляет  постоянный и живой интерес  к музыке,  живописи, мировой культуре и её значению, охотно делится своими знаниями с товарищами, привлекает их к культурному просвещению;
  • много читает,  интересуется музыкой, с удовольствием посещает культурные центры, осознает значение культурного наследия, делится своими знаниями с товарищами лишь по просьбе учителя;
  • читает, посещает культурные центры по рекомендации взрослых, недостаточно понимает значение культурного наследия;
  • интереса к чтению не проявляет, культурные центры посещает редко и неохотно, не проявляет желания к культурному росту и совершенствованию;
  • не хочет читать художественную литературу, отказывается посещать культурные центры, не проявляет интереса своему культурному просвещению.

  5

  4

  3

  2

  1

13.

Уровень этической культуры:

  • высокий,  не допускает неуважительного отношения к себе и окружающим, соблюдает общепринятые нравственные нормы поведения,  разъясняет необходимость их соблюдения среди одноклассников,  обладает устойчивым иммунитетом к безнравственной некорректной лексике;
  • хороший, соблюдает общепринятую этику взаимоотношений, но инициатором её соблюдения среди сверстников не выступает, корректен;
  • средний,  соблюдает нормы общепринятой этики взаимоотношений под давлением взрослых, неразборчив в выборе лексики,  допускает неуважительное отношение к окружающим;
  • низкий, использует  нецензурную лексику, часто неуважителен к окружающим,  редко задумывается над необходимостью работы над собой;
  • очень  низкий,  неуравновешен, часто использует нецензурную лексику, неуважителен и не сдержан в выборе средств самовыражения.

  5

  4

  3

  2

  1

14.

Работа над вредными привычками:

  • активно работает над искоренением вредных привычек, постоянно  проявляет инициативу в поиске оптимальных результатов,  внимательно прислушивается к взрослым и сверстникам;
  • активен в искоренении вредных привычек, но в работувключается по инициативе других; 
  • особой активности не проявляет,  в работу включается по мере необходимости и под контролем старших;
  • пассивен  в работе над собой, включается в неё лишь под воздействием необходимых стимулов;
  • уклоняется от работы над собой, безразличен к мнению окружающих.

  5

  4

  3

  2

  1

15.

Отношение к физической культуре и спорту:

  • активно участвует  в занятиях спортивных секций, посещает бассейн, ежедневно занимается утренней гимнастикой, выполняет  водные закаливающие процедуры, ведет здоровый образ жизни и пропагандирует его среди сверстников, постоянно улучшает свои спортивные достижения;
  • занимается в спортивной секции, посещает бассейн, занимается утренней гимнастикой, не всегда проводит закаливающие водные процедуры, пропагандирует здоровый образ жизни по просьбе старших, спортивные достижения нестабильны;
  • активность в занятиях физкультурой ситуативна, не всегда посещает спортивную секцию и бассейн, не проявляет интереса к необходимости  ЗОЖ. Безразличен к своим спортивным достижениям, не всегда делает утреннюю гимнастику, старается не выполнять закаливающие процедуры;
  • пассивен в занятиях физкультурой и спортом, редко  делает утреннюю гимнастику, старается не посещать  бассейн, не выполняет закаливающие процедуры, уровень спортивных достижений низкий;
  • безразличен к физической культуре и спорту, ЗОЖ, не выполняет закаливающие процедуры, не делает утреннюю гимнастику, не посещает спортивную секцию, уровень спортивных достижений  очень  низкий.

  5

  4

  3

  2

  1

16.

Общественная активность:

  • постоянно  выступает инициатором и организатором внеклассных мероприятий, проявляет активность в решении поставленных задач, стремится к вовлечению большего  числа одноклассников в общественно-значимые мероприятия;
  • ответственно  относится к порученным заданиям, но безынициативен, не старается проявлять  организаторские способности без особой надобности;
  • активность в делах коллектива ситуативна,  организаторские способности развиты слабо, не стремится довести  дело до конца, старается не участвовать в общественно значимых мероприятиях;
  • пассивен.  Характерная позиция –   «слушатель», «наблюдатель», «зритель».
  • безразличен ко всем делам коллектива и отдельных групп, часто мешает  выполнению поставленных задач.

  5

  4

  3

  2

  1

17.

Исполнение должностных обязанностей:

  • работает активно, инициативно, доводит до конца любое порученное дело, аккумулирует активность подчиненных;
  • работает хорошо, но особой активности не проявляет;
  • не проявляет интереса к порученному делу, безынициативен, не ведет документацию, для выполнения работы необходимо давление взрослых;
  • активность ситуативна,  порученное дело не доводит до конца, необходим постоянный контроль со стороны  взрослых;
  • не выполняет своих обязанностей, к решению поставленных задач безразличен.

  5

  4

  3

  2

  1