Показатели психологического развития ребенка дошкольника

Показатели психологического развития ребенка дошкольника thumbnail

Параметры

Показатели развития детей в возрасте

2-3 года

3-4 года

4-5лет

5-6лет

6-7лет

Мышление

Обладают наглядно-действенным мышлением, т.е. при решении каких-либо задач и ситуаций малыши оперируют с помощью материальных предметов в наглядно воспринимаемой ситуации.

На основе наглядно-действенного формируется наглядно-образное мышление, т.е. происходит постепенный отрыв действий ребенка от конкретного предмета, перенос ситуации в «как будто».

Ведущую роль играет наглядно-образное мышление. Развитие способности выстраивать умозаключения.

Наглядно-образное, начинает формироваться образно-схематическое мышление. Развивается соподчинение мотивов.

На основе наглядно-образного мышления у дошкольников развиваются элементы логического мышления.

Речь

Словосочетаниями, понимает глаголы

Формирование связной речи, начинает понимать прилагательные.

Более широкое использование речи как средства общения. Окончание формирования активной речи. Ребенок учится излагать мысли. Главный вопрос – «почему?»

Кроме коммуникативной, развивается планирующая функция речи,

т.е. ребенок учится последовательно и логически выстраивать свои действия, рассказывать об этом.

Развитие внутренней речи.

Произвольность познавательных процессов

Внимание и память непроизвольные

Внимание и память непроизвольные. Память характеризуется образностью. Преобладает узнавание, а не запоминание.

Зависимость внимания от эмоциональной насыщенности и интереса к ним сохраняется. Но развивается устойчивость и возможность произвольного переключения внимания, развиваться произвольное запоминание в игре.

Развитие целенаправленного запоминания,  наблюдается переход от непроизвольного внимания к произвольному. Развивается самоинструктирование, которое помогает ребенку заранее организовать свое внимание на предстоящей деятельности.

Начало формирования произвольности, как умения прилагать усилия и концентрировать процесс усвоения

Физиологическая чувствительность

Высокая чувствительность к физическому дискомфорту.

Сохраняется высокая чувствительность к дискомфорту

Уменьшается чувствительность к физическому дискомфорту. Ребенок становится более вынослив физически и психологически. Снижается утомляемость.

Уменьшение чувствительности к дискомфорту.

Индивидуально, у большинства низкая.

Объект познания

Непосредственно окружающие предметы, их внутреннее устройство.

Непосредственно окружающие предметы, их свойства и назначение.

Предметы и явления, непосредственно не воспринимаемые.

Детей начинают интересовать причины и следствия явлений.

Предметы и явления, непосредственно не воспринимаемые.

Нравственные нормы. Сфера взаимоотношений между людьми.

Причинно-следственные связи между предметами и явлениями.

Способ познания

Манипулирование предметами, их разбирание

Экспериментиро-вание, конструирование

Рассказы взрослого, экспериментиро-вание

Общение со взрослым, сверстником, самостоятельная деятельность, экспериментиро-вание.

Самостоятельная деятельность, познавательное общение со взрослыми и сверстниками.

Условия успешности ребенка

Разнообразие развивающей среды, в которой пребывает ребенок.

Развивающая среда и партнёрские отношения со взрослыми.

Кругозор взрослого, его стремление удовлетворять познавательный интерес ребенка, содержательно отвечать на все вопросы. Хорошо развитая речь ребенка.

Собственный широкий кругозор ребенка, хорошо развитая речь.

Собственный широкий кругозор, умение в чем-либо.

Форма общения

Ситуативно-личностное, т.е. вступает в общение при возникновении потребности, как реакции на ситуацию.

Ситуативно-деловое.

Внеситуативно-деловое.

Внеситуативно-деловое и внеситуативно-личностное.

Внеситуативно-личностное.

Отношения со сверстниками

Мало интересны

Мало интересны, но дети начинают усваивать правила взаимоотношений в группе сверстников.

Появляется интерес к сверстникам как к партнерам по игре. Начинают складываться предпочтения по половому признаку.

Появляется познавательная мотивация в общении, стремление поделиться со сверстниками своими знаниями и впечатлениями. Углубление интереса как к партнеру по играм.

Сверстник – это собеседник, партнер по деятельности.

Отношения со взрослыми

Взрослый для ребенка этого возраста источник защиты, ласки и помощи.

Взрослый для ребенка этого возраста источник способов деятельности, партнёр по игре и творчеству.

Взрослый для ребенка как источник информации.

Взрослый для ребенка является источником информации, собеседником.

Взрослый для ребенка – источник эмоциональной поддержки.

Наличие конфликтов

Со взрослыми («Я – сам»)

Со взрослыми (как продолжение «Я – сам»)

Отсутствуют

Представления ребенка о Я-реальном и Я-идеальном дифференцируются более четко.

К 7 годам – мотивационно-потребностный кризис. Стремление к смене социальной роли. Принятие роли школьника.

Эмоции

Сильной модальности, ярко выражены проявления всех переживаний. Резкие переходы из одного состояния в другое.

Сильной модальности, резкие переключения.

Фон настроения выравнивается, становится более стабильным.

Преобладание ровного оптимистического настроения. Ребенок может различать весь спектр человеческих эмоций. Формируются «высшие чувства».

Эмоции регулирует. Развиваются «высшие чувства».

Игровая деятельность

Предметно-манипулятивная. Игра «рядом» со сверстником, но не «вместе».

Партнерская со взрослыми, индивидуальная с игрушками, появляется самостоятельное игровое действие.

Коллективная: дети стремятся к партнерству в играх со сверстниками. Используется ролевой диалог, создаётся игровая ситуация. Игровые объединения становятся устойчивыми.

Усложнение игровых замыслов; длительные игровые объединения.

Длительные игровые объединения; умение согласовывать своё поведение в соответствии с ролью.

Источник

Особенности психологического развития дошкольников

В дошкольном возрасте происходит формирование важных психологических процессов, имеющих влияние на дальнейшее развитие личности ребёнка. Психологическое развитие дошкольника характеризуется изменениями в таких сферах, как память, внимание, восприятие, способность к общению, состраданию, проявление творческих способностей. Психологическое развитие детей старшего дошкольного возраста зависит от окружающей среды, семейного воспитания, взаимодействия с другими детьми. Большую роль играют обучающие программы, предусматривающие всестороннее и гармоничное развитие дошкольника, учитывающие его индивидуальные особенности.

Методы диагностики психологического развития ребенка дошкольного возраста

Первичная диагностика необходима для создания отправной точки, которая будет служить ориентиром в оценке происходящих изменений. Методов ее проведения много, они учитывают особенности психологического развития дошкольника, их реакцию на различные тестовые ситуации. Необходимо постоянно поддерживать интерес к заданиям, иначе показатели будут неверными. Самыми действенными считаются:

  1. Методика Л.А.Венгера, направленная на определение интеллектуального уровня.
  2. Система В. Т. Кудрявцева основана на проигрывании определенной ситуации и показывает уровень творческого потенциала в вербальном выражении.
  3. Разработка Дж. Гилфорда и Э.П. Торренса показывает степень образного мышления.
  4. Г. А. Урунтаева и Ю. А. Афонькина в своей системе делают упор на рисунок, и с его помощью диагностируют уровень творческих задатков.

Диагностика психологического развития дошкольников проводится в плановом режиме или по индивидуальному запросу воспитателей или родителей и решает такие задачи, как уровень соответствия средней возрастной норме, выявление отклонений и поиск предполагаемых причин, определение индивидуальных особенностей.

Методами диагностики становятся наблюдение, опрос, тестирование, создание проблемных ситуаций, сюжетные игры. Условием успешного проведения исследований становится непринужденная обстановка, заинтересованность дошкольника в выполнении заданий.

Важно! Не стоит резко отрывать его от интересной игры или забирать с увлекательного занятия. В этом случае результат подобного тестирования нельзя считать адекватными его способностям.

Особенности развития дошкольников

К этой категории относят детей 6 – 7 лет, у них ярко выражена склонность к сюжетным играм, где они пробуют силы в разных видах деятельности. Через развитие образного мышления приходит осознание себя как личности. Наблюдается интенсивный рост интеллектуальных способностей, формируется готовность к школе. Психологические особенности развития ребенка в дошкольном возрасте диктуют необходимость проведения личностно-ориентированного вида занятий с учетом интересов и склонностей.

Психологические особенности развития детей дошкольного развития ярко выражаются в изменении способа запоминания. Формируется и выходит на первый план произвольное запоминание, начинают выстраиваться осознанные ассоциативные цепочки, увеличивается объем внимания. Это важные предпосылки для успешного обучения в школе.

Читайте также:  Особенности развития гиперактивного ребенка в дошкольном возрасте

Психологическое развитие ребенка в дошкольном возрасте хорошо позволяет провести замену наглядных материалов на замещающие символы, развивающие воображение и формирующие начальные навыки работ с абстрактными понятиями.

Нормальное психологическое развитие ребенка дошкольника предусматривает изменение параметров внимания, его продолжительность и избирательность. Необходимо обращать внимание на такие стороны, как устойчивость, уровень концентрации, распределение и умения своевременно переключаться на другую задачу. Проверки внимания не должны превышать 15 минут, дальше результаты начнут искажаться из – за потери интереса и появления усталости у ребёнка.

Адекватное возрасту психологическое развитие старшего дошкольника предполагает также умение вести осмысленный диалог, понимать и воспринимать аргументы собеседника, способность делать выбор и осознавать его последствия, нести ответственность за свои поступки.

Условия комплексного психологического развития дошкольников

Для планомерного обучения и воспитания детей разработана и утверждена ФГОС ДО программа психологического развития дошкольников. Ее целью стало создание условий для естественного психологического роста и формирования необходимых навыков. В перечень задач входит:

  • формирование и развитие эмоциональной сферы через приобщение к образцам мировой литературы, музыки;
  • расширение сферы коммуникативных навыков;
  • формирование интеллектуальной, волевой и личностной сферы;
  • создание позитивного настроя к обучению, мотивация;
  • создание предпосылок к развитию познавательных процессов.

Основными положениями ФГОС ДО являются создание условий, позволяющих дошкольнику самостоятельное познание окружающего мира через личный опыт, обеспечение преемственности и непрерывности обучения, а также разнообразие организационных форм, где учитывается индивидуальная психология развития дошкольника.

Формы развивающей и воспитательной работы

Психолого-педагогические условия развития дошкольников направлены на личностное совершенствование, когда в процессе творчества происходит развитие интеллекта, способностей к запоминанию, анализу, абстрактному мышлению.

Они включают использование театрализованных игр, индивидуальные творческие задания, беседы – диалоги, чтение художественной литературы.

Важно! Новая информация в этом возрасте лучше воспринимается через игровые формы. Поэтому именно они должны стать основной формой работы, чтобы успешно реализовывать психолого-педагогическое развитие старших дошкольников.

С возрастом обязательно сформируются учебные навыки, а на данном этапе более ценно познание мира, его закономерностей, взаимосвязь событий и навыки общения со сверстниками.

Воспитательные аспекты

Они идут в тесном сотрудничестве с развивающей деятельностью. Четко провести границу между этими двумя видами деятельности невозможно. Опытный педагог настолько тесно сплетает их, что они начинают дополнять друг друга, усиливая результат.

В возрасте 6 – 7 лет психологическое воспитание дошкольников направлено на формирование таких понятий как добро, зло, справедливость, сострадание. Появляется понятие морали, отношение к счастью, потребность равного общения, осознание себя как самостоятельной личности.

Психология воспитания дошкольника проявляется в том, что самым действенным средством является личный пример. Роль семьи в этом вопросе очень важна, поэтому в работе педагогов ДОУ обязательно присутствует проведение тематических бесед с родителями, организация круглых столов с участием штатного психолога и методиста, оформление стендов и памяток.

Среди приемов формирования духовных ценностей, морали и нравственности прекрасно зарекомендовали себя, и нашли практическое подтверждение результативности такие методы, как:

Вид работы

Содержание

Результат

1

Сказкотерапия

Чтение поучительных сказок и историй

Ребенок отождествляет себя с одним из героев и видит способы решения проблемы

2

Игры с заданной ситуацией

Существует несколько вариантов развития событий

Ребенку приходится выбирать один из вариантов и просчитывать последствия своего поступка

3

Разбор спорных жизненных ситуаций

Нужно подобрать несколько объяснений поступка другого человека

Поиск мотивов действующих лиц, в процессе которого прививается умение посмотреть на ситуацию со стороны.

Психолого-педагогическое воспитание дошкольников неразрывно связано с другими сферами образовательной и развивающей деятельности, являясь единым комплексом, где приоритетной задачей является воспитание всесторонне развитой личности, готовой к дальнейшему обучению и адаптированной для жизни в обществе.

Социализация дошкольника в обществе

Одним из самых важных показателей готовности к школе становится умение общаться, налаживать контакт со сверстниками, адаптироваться к новым условиям. Социально-психологическое развитие дошкольников заключается в базовом формировании первоначальной культуры. Это происходит в процессе общения со сверстниками и взрослыми, где усваиваются поведенческие нормы, вырабатывается способность учитывать интересы собеседника, отстаивать свою точку зрения, искать компромисс.

В дошкольном возрасте доминирует личностная форма коммуникации, возникают вопросы о жизненных моментах, появляются свои взгляды на ситуации. Дошкольник нуждается в советах, поддержке и одобрении взрослых, избирая их эталоном для формирования своего стиля поведения.

На его мировоззрение влияет социальная среда, которой становятся книги, окружение, совместная творческая деятельность, окружающая среда ДОУ, телевидение, музыка, природа. Гармоничное сочетание средств и методов социального воспитания позволяет полностью раскрыться личному потенциалу ребенка.

Также большую роль в формировании взглядов и манер поведения приобретают сюжетно – ролевые игры. Они заставляют задуматься об отношениях между людьми, понять ценность труда, примерить на себя роли взрослых.

Показателями успешного формирования социальных навыков служат свободное общение с людьми, внимательность к чувствам других, сострадание, умение ставить цели и намечать пути их достижения, ведущие к успешному вхождению в общество.

При хорошей социальной адаптации дошкольник будет уверенно себя чувствовать в коллективе, быстро примет новые условия, что станет предпосылками к успешному обучению в школе и прекрасной успеваемости.

Видео

009

Источник

В возрастной психологии дошкольное детство считается одним из самых сложных и важных этапов психического развития ребенка. Каждому родителю необходимо знать психологические особенности дошкольников, чтобы суметь создать благоприятные условия для развития малыша, воспитать его сильной, гармоничной личностью.

Психология дошкольника: особенности возрастного развития

Дошкольный период подразделяется на три этапа:

  • младший дошкольный возраст (3–4 года);
  • средний (4–5 лет);
  • старший (5–7 лет).

Психологические особенности ребенка во многом зависят от того, к какой возрастной группе он относится. В психологии младшего дошкольного возраста на первый план выступает потребность в любви и внимании взрослых, половая самоидентификация. Уже в три года ребенок начинает понимать, мальчик он или девочка, восхищается родителем своего пола и пытается ему подражать. Для старших дошкольников большое значение приобретает формирование самосознания, самооценки, общение со сверстниками, развитие творческих задатков. Соответственно, подход к воспитанию должен претерпевать изменения.

Психологические особенности детей дошкольного возраста: кратко о развитии психических процессов

Развитие мышления проходит в несколько этапов.

  1. Наглядно-действенное мышление (характерно для психологии детей младшего дошкольного возраста) — мыслительные процессы неразрывно связаны с совершением действий. В результате многократных манипуляций с реальными объектами, их физическим преобразованием, ребенок получает представление об их свойствах и скрытых связях. Например, многие ребята любят ломать, разбирать игрушки на части, чтобы посмотреть, как они устроены.
  2. Наглядно-образное мышление (доминирующий тип мышления в среднем дошкольном возрасте). Ребенок учится оперировать не конкретными предметами, а их наглядными образами, моделями.
  3. Словесно-логическое мышление. Начинает формироваться в возрасте 6–7 лет. Ребенок обучается оперировать достаточно абстрактными понятиями, даже если они не представлены в наглядной или модельной форме.
Читайте также:  Влияние подвижной игры на физическое развитие ребенка

Психологические особенности детей дошкольного возраста нужно иметь ввиду при общении с ними. Например, 4-летний кроха интересуется, когда папа придет домой. Вы объясняете, что он вернется вечером после работы. Вполне вероятно, что спустя несколько минут малыш задаст тот же вопрос. И это не баловство. В силу особенностей детского мышления ребенок просто не смог осмыслить данный ему ответ. Используя слова «после», «вечером», вы апеллируете к словесно-логическому мышлению, которое у ребенка еще не сформировалось. Чтобы малыш вас понял, гораздо эффективнее будет перечислить занятия, события в его жизни, по завершении которых отец появится дома. Например, сейчас мы поиграем, пообедаем, поспим, посмотрим мультфильм, за окном стемнеет, и придет папа.

Внимание в дошкольном периоде все еще имеет непроизвольный характер. Хотя и становится более устойчивым по мере взросления. Удержать детское внимание получается, только если поддерживать интерес к деятельности. Организовывать внимание на предстоящей деятельности помогает использование речи. Детям старшего дошкольного возраста, которые вслух проговаривают полученные от взрослых инструкции, гораздо проще сосредоточиться на их выполнении.

Произвольная память начинает формироваться в возрасте 4–5 лет. Наиболее трудный материал ребенку проще усвоить, если его запоминание организовано в виде игровой деятельности. Например, чтобы помочь малышу заучить стихотворение, нужно разыграть с ним сценку по данному произведению.

В дошкольном возрасте в основном завершается процесс овладения речью. Совершается переход от ситуативной речи («Дай куклу», «Хочу уйти») к отвлеченной, не связанной напрямую с сиюминутной ситуацией. Интенсивно растет словарный запас.

В возрасте 3–5 лет наблюдается эгоцентрическая речь — комментирование своих действий вслух без обращения к конкретному собеседнику с целью воздействовать на него. Это абсолютно нормальное явление, промежуточный вид между социальной и внутренней речью, выполняет функцию саморегуляции.

Овладение ребенком речью — важнейшее условие его полноценного психического развития. Здесь многое зависит от того, как часто и каким образом с малышом общаются взрослые. Важно не сюсюкаться с ребенком, не коверкать слова. Наоборот, тщательно следите за грамотностью и чистотой своей речи, когда разговариваете с ребенком. Ведь дети развивают свои речевые навыки, активно подражая окружающим. Проговаривайте слова четко, медленно, но эмоционально. Говорите с малышом и просто в его присутствии как можно чаще. Сопровождайте словесными комментариями все свои действия.

Не ограничивайтесь только бытовой речью. Разучивайте вместе скороговорки, стишки — все что хорошо и ритмично ложится на слух. Играйте в отгадывание загадок. Это поможет сформировать у малыша способность к анализу, обобщению, умение определять характерные признаки предмета и делать логические выводы.

Игра, как ведущая деятельность

Игры дошкольников можно разделить на три категории:

  • подвижные (мяч, салочки, жмурки), в первую очередь способствующие развитию физического тела;
  • образовательные (пазлы, лото) — развивающие интеллект;
  • сюжетно-ролевые — наиболее популярны среди дошкольников и играют главную роль в их психологическом развитии.

В ролевой игре детьми формируются представления о различных социальных ролях, развиваются навыки нормативного поведения в распространенных жизненных ситуациях. Психология дошкольника такова, что до него легче донести смысл каких-то моральных принципов и норм через игру, чем через разъяснительную беседу.

Очень благоприятное влияние на развитие малыша оказывает драматическое обыгрывание конфликтных ситуаций как внутрисемейных, так и в компании сверстников. Например, крохе предлагается сыграть роль мамы или папы, в то время как родители изображают детей. Такой обмен ролями в игре помогает малышу преодолеть эгоцентрическое мышление, научиться соотносить собственную позицию с чувствами окружающих.

3–4-летние малыши играют, заимствуя персонажей и сюжеты из сказок. Дети среднего дошкольного возраста предпочитают игры, содержащие бытовые сцены: дочки-матери, магазин, больница. В старшем возрасте идеи для сюжета игр черпаются из мультфильмов, детских книг.

Если в игре самых младших ребят можно заметить демонстрацию характерных черт реального знакомого им человека, то по мере взросления дошкольники изображают уже не конкретных личностей, а только социальные роли — мать, дедушка, почтальон, милиционер.

Сюжетно-ролевая игра в своих наиболее продвинутых формах представляет собой коллективную деятельность. Ни при каких других занятиях общение у дошкольников не достигает такого уровня взаимодействия, как в игре.

Малышам 3–4 лет межличностное общение пока дается нелегко. Их совместные игры носит эпизодический характер, и часто заканчиваются спорами и слезами. Как правило, они объединяются в небольшие группки по несколько человек и их игры носят непродолжительный характер — не более 20 минут.

По мере взросления дошкольники начинают все больше стремиться к совместным играм. В 4–5 лет сверстник становится гораздо более желанным партнером по играм, чем взрослый. Старшие дошколята гораздо лучше младших товарищей справляются с распределением ролей и, как правило, не нуждаются в помощи взрослых. Старшие дошкольники легко собираются в большие группы (до 15 детей) и способны играть вместе часами напролет, изображать довольно сложные социальные события: свадьбу, войну, праздник.

В процессе игры дошкольники учатся координировать свои действия друг с другом, включаются в отношения лидерство/подчинение. Отказываться от сиюминутных желаний, дабы не нарушать установленные правила игры. Таким образом, развивают навыки самоконтроля и межличностного общения.

Психологическое развитие ребенка в дошкольном возрасте: кризисные периоды

Психика дошкольника формируется неравномерно. Периоды плавного развития сменяются своего рода скачками в психологическом развитии, когда у ребенка резко меняется восприятие действительности и поведение. На дошкольное время приходятся два таких возрастных кризиса.

Кризис 3 лет

В возрасте 2–4 лет малыш начинает осознавать, что он не одно целое с мамой, а отдельная личность. Возникает стремление по любому поводу действовать наперекор родительской воле, чтобы утвердить свою самостоятельность. Ребенок становится практически неуправляемым. Ни уговоры, ни крики, ни угрозы обычно не приносят никакого результата. Малыш устраивает родителям своеобразный экзамен, чтобы прощупать границы своей свободы. В небогатом словаре крохи самыми популярными словами становятся: «не хочу», «не буду», «я сам».

Каждый ребенок легко чувствует «слабые места» родителей и может попытаться сыграть на них. Нельзя полностью идти на поводу у маленького бунтаря. Важно четко сформулировать правила, которые нельзя ни при каких обстоятельствах нарушать.

При этом ни в коем случае нельзя сердиться на ребенка за проявления упрямства и своеволия, пытаться сломить его характер. Вы можете повлиять на малыша, переключив его внимание на что-то интересное. Чтобы ребенок реже закатывал истерики, старайтесь облекать свои запреты и указания в более «дипломатичную» форму. Например, вместо категоричного заявления «надевай шапку», предоставьте малышу выбор: «Сегодня будешь в зеленой или синей шапке?».

Читайте также:  Потребности как источник развития ребенка

Кризис 6–8 лет

Основными симптомами данного кризисного периода являются:

  • возникновение интеллектуальной компоненты между эмоцией и действием; потеря легкости, непосредственности;
  • замкнутость, скрытность в отношении своих чувств (симптом «горькой конфеты»);
  • развитие «социальных» эмоций (чувство гордости за хороший поступок, стыда — за плохой);
  • обесценивание прежних интересов (развивающие возможности игр исчерпали себя), формирование мотивации к учебе.

У ребенка формируется способность мыслить логически, абстрактно. Он начинает требовать от родителей более серьезной аргументации их требований. Например, в ответ на напоминание почистить зубы, может заявить: «Зачем это надо? Они молочные — все равно выпадут».

У малыша могут проявиться в поведение черты, направленные на подчеркивание взрослости. Например, девочка подражает старшей сестре и красит ногти, делает взрослую прическу, мальчик пытается всерьез рассуждать о политике.

Справиться с очередным кризисом может подготовка к поступлению в школу. В первую очередь школа привлекает дошкольников возможностью быть, как старшие ребята, а также приобрести знания, доступные «всемогущественным» взрослым.

К ребенку приходит осознание, что общество предъявляет к нему определенные требования. Ощущение благополучия начинает зависеть от характера отношений с окружающими, одобряют ли его в социальной группе. Перед поступлением в школу ребенок, как правило, имеет завышенную самооценку. Однако в учебном заведении ему предстоит заниматься новой, незнакомой деятельностью, совсем непохожей на игровую. В результате при первых трудностях и неудачах в обучении у бывшего дошкольника может резко упасть самооценка. Ребенок осознает, что может не все.

Детская психология дошкольника: формирование здоровой самооценки

В основе самооценки взрослого человека лежит «Я-концепция» — комплекс представлений о самом себе, результат оценки своего поведения в разнообразных жизненных ситуациях, сравнения с другими личностями. Когда речь идет о самооценке дошкольника, то правильнее было бы рассуждать о «Ты-концепции». Так как отношение к собственной личности у ребенка формируется на основе того, как к нему относятся в раннем детстве значимые взрослые, в первую очередь родители.

Если родители не поддерживают естественную активность, непосредственность дошкольника, то у него может сформироваться нереалистичная самооценка, как правило, заниженная. Всегда поощряйте инициативность и любознательность малыша, не отмахивайтесь от его бесконечных вопросов «почему?», «зачем?». Помните: все то, что вам кажется обыденным, элементарным и понятным, ваш ребенок воспринимает впервые.

Важно донести до ребенка особенности учебного процесса, его хода, значения промежуточных и итоговых результатов, чтобы неопытный ученик не впадал в панику из-за случайной двойки. Научить не бояться неудач, вместе разбирать ошибки и делать выводы. Нужно создать такую атмосферу, чтобы малыш чувствовал, что его любят и одобряют, несмотря на то, какую оценку он заслуживает в данный момент. Не забывайте демонстрировать ребенку уверенность, что в будущем он сможет добиться высоких результатов.

Важно, чтобы стандарты, которые прививают родители детям, не были чрезмерно завышенными. Похвала и наказание должны быть адекватны возрасту и индивидуальным особенностям малыша. Сравнивать ребенка можно только с ним самим — его вчерашние и сегодняшние достижения. Приведение в пример успехов сверстников, братьев и сестер больно бьет по самооценке. Ребенок должен воспринимать свои результаты как вариант нормы. Лишь в таком случае он сможет спокойно относиться к успехам других детей.

Помочь поднять самооценку дошкольника можно привлекая его к самостоятельному выполнению повседневных дел. Успешно выполняя несложные домашние обязанности, помогая старшим, он будет ощущать свою значимость и полезность.

Нужно следить, чтобы негативная оценка поведения ребенка не распространялась на его личность. Допустимо сказать: «Мама расстроена тем, как что ты не убрал игрушки в комнате. Теперь комната выглядит грязной и неуютной». Но не стоит называть ребенка лентяем или неряхой. Помните, что малыш понимает, как к нему относятся папа и мама не только исходя из сказанных ими слов, но и по интонации, мимике, жестикуляции родителей.

Психологические особенности дошкольного возраста: трудности развития

Психология дошкольного возраста занимается изучением ряда проблем:

  • замедленное развитие интеллектуальной сферы (сложности с запоминанием, невнимательность, задержка речевого развития);
  • нарушения в поведенческой сфере (стремление главенствовать, гиперактивность, лживость, агрессивность);
  • неврологические расстройства (нарушение сна, мигрени, повышенная утомляемость, нервные тики, энурез, заикание);
  • эмоциональные и личностные проблемы (тревожность, робость, быстрая смена настроения, страхи).

При появлении подобных проблем стоит обратиться за консультацией психологу-гипнологу, например, к Батурину Никите Валерьевичу.

Психология детей дошкольного возраста пристальное внимание уделяет детским страхам и фобиям, так как их специфика может указать на характер имеющихся проблем в психологическом развитии малыша. Например, повторяющие ночные кошмары с участием негативного женского персонажа (баба Яга, чужая тетя), могут указывать на неприятие ребенком некоторых особенностей поведения матери. Но так как родители идеализируются малышом, то негативные эмоции в их адрес вытесняются и персонифицируются в виде отрицательных героев сказок или злых незнакомцев.

Психологические особенности детей таковы, что они могут использовать страхи, чтобы привлечь к себе внимание, вызвать сочувствие. Такое поведение может спровоцировать недостаточная эмоциональная отзывчивость родителей, ревность ребенка к младшему братику или сестричке.

Существует прямая связь между количеством страхов у малыша и его родителей, прежде всего матери. Каналом передачи тревоги становиться материнская забота, состоящая из одних опасений и тревог. В таком случае в терапии нуждается не столько ребенок, сколько сами родители. Привести нервы в порядок поможет прослушивание гипнотических внушений от страха и панических атак:

Помимо перечисленных факторов, детские фобии развиваются в результате фиксации в эмоциональной памяти сильных испугов. Однако не стоит думать, что любой иррациональный страх в дошкольном возрасте является патологией. Многие из детских фобий, с точки зрения дошкольной психологии, считаются природными, характерными для данного возрастного периода и по мере взросления ребенка проходят сам по себе. Например, считаются нормой страх смерти, нападения, похищения, боязнь замкнутого пространства, темноты.

Методы лечения детских страхов и других психологических проблем напоминают любимые занятия дошкольников:

  • арт-терапия (рисование, лепка);
  • игровая терапия;
  • сказкотерапия (эриксоновский гипноз).

Смысл использования подобных методик в том, что логическое мышление у дошкольников еще недостаточно развито, и рациональное объяснение ребенку беспочвенности его страха не принесет результата. Апеллировать нужно к образному мышлению — через архетипы и символы, которыми насквозь пропитано изобразительное искусство и сказки.

Источник