Показатели психофизического развития ребенка первого года жизни

Показатели психофизического развития ребенка первого года жизни thumbnail

Показатели психофизического развития здоровых детей различных возрастных групп.

1.1. Показатели психофизического развития здорового новорожденного ребенка в возрасте до 10 дней (по Е.М. Мастюковой, В. И. Гарбузовон, Э.Л. Фрухт и др.)

1-ая неделя жизни ребенка:

-поворачивает глаза к свету;

-хмурится и беспокоится при ярком свете;

-вздрагивает при резком звуке (звонок, колокольчик, хлопок);

-глазные яблоки плывут в сторону громкого звука (звонок, колокольчик, хлопок, металлический стук по стеклу или металлу);

-преобладает торможение над возбуждением;

-при пробуждении крик и гримаса неудовольствия, индивиду­альный способ реагирования – может не быть гримасы, крика;

-голодный кричит;

-взятый матерью и прижатый к груди кричащий ребенок успокаивается;

-сон спокойный, просыпается голодный и мокрый;

-переодетой и накормленный быстро засыпает;

-глаза: легкое сходящееся косоглазие, легкое грефе;

-безусловные рефлексы – все симметричны.

Показатели психофизического развития детей 1-го года жизни

Оценка нервно-психического развития детей 1-го года жизни осуществляется по следующим показателям:

1-зрительные ориентировочные реакции (АЗ – анализация зрительная);

2- слуховые ориентировочные реакции (АС – анализация слуховая);

3- эмоции и социальное поведение – Э;

4-движение (руки и действия с предметами – ДР);

5- движения общие – ДО;

6- подготовительные этапы развития речи: понимание речи – ПР, активная речь -АР;

7- умения в кормлении и в других режимных процессах, навыки-Н.

Ребенок в возрасте 10 дней:

ДО – в положении на животе пытается поднять голову;

АЗ.– задерживает взгляд на красном предмете, на глазах и лице матери;

АЗ – удерживает в поле зрения движущийся предмет (ступенчатое слежение);

АС – вздрагивает и моргает при резком звуке.

Ребенок в возрасте 18-20 дней:

АЗ – удерживает в поле зрения неподвижный предмет (лицо взрослого);

АС – плачущий или кричащий ребенок успокаивается при сильном звуке (слуховое сосредоточение).

Ребенок в возрасте 1 месяц:

АЗ – плавное прослеживание движущегося предмета;

АС – длительное слуховое сосредоточение (прислушивается к голосу взрослого, к звуку игрушки);

Э – первая улыбка в ответ на разговор взрослого;

ДО – лежа на животе, пытается поднимать и удерживать голову (до 5 сек.);

АР – издает отдельные звуки в ответ на разговор с ним.

Ребенок в возрасте 2 месяца:

АЗ – длительное зрительное сосредоточение: смотрит на привлекший внимание неподвижный предмет или лицо взрослого, длительно следит за движущейся игрушкой или взрослым;

АС – ищущие повороты головы при длительном звуке, поворачивает голову в сторону голоса взрослого;

Э – быстро отвечает на разговор с ним улыбкой, длительное зрительное сосредоточение на другом ребенке;

ДО – лежа на животе, поднимает и некоторое время удерживает голову (не менее 5 сек.);

АР – повторно произносит отдельные звуки.

Ребенок в возрасте 3 месяца:

АЗ – зрительное сосредоточение в вертикальном положении на руках у зрослого (на лице говорящего с ним взрослого, на игрушке);

Э – отвечает комплексом оживления на эмоциональное общение с ним (разговор), ищет глазами ребенка, издающего звуки;

ДР – случайно наталкивается руками на игрушки, низко висящие над грудью;

ДО – лежит на животе, опираясь на предплечья и высоко подняв голову

(1 минута).

Ребенок в возрасте 4 месяца:

АЗ – узнает мать или близкого человека (радуется);

АС – поворачивает голову в сторону невидимого источника звука и находит его глазами;

Э – во время бодрствования часто и легко возникает «комплекс оживления», громко смеется в ответ на эмоциональ­ное речевое общение, ищет взглядом другого ребенка, рассматривает, радуется, тянется к нему;

ДР – рассматривает, ощупывает, захватывает низко висящие над грудью игрушки;

ДО – удерживает голову в вертикальном положении (на руках у взрослого), при поддержке под мышки крепко упирается о твердую опору ногами, согнутыми в тазобедренном суставе;

РА – гулит;

Н – во время кормления придерживает руками грудь матери или бутылочку.

Ребенок в возрасте 5 месяцев:

АЗ – отличает близких людей от чужих по внешнему виду (по-разному реагирует на лицо знакомого и незнакомого вз­рослого);

АС – узнает голос матери или близкого человека, различает строгую и ласковую интонацию обращенной к нему речи, по-разному реагирует;

Э – радуется ребенку, берет у него из рук игрушки, гулит;

ДР – берет игрушку из рук взрослого, удерживает игрушку в руке;

ДО – долго лежит на животе, подняв корпус и опираясь на ладони выпрямленных рук, переворачивается со спины на живот, ровно, устойчиво стоит при поддержке под мышки;

Читайте также:  Домашняя программа развития ребенка с 3 лет

РА – подолгу певуче гулит;

Н – ест с ложки полугустую и густую пищу.

Ребенок в возрасте 6 месяцев:

АС – по-разному реагирует на свое и чужое имя;

ДР – уверенно берет игрушки, находясь в любом положении, и подолгу или занимается, перекладывая из одной руки в другую;

ДО – переворачивается с живота на спину, передвигается, переставляя руки или немного подползая;

РА – произносит отдельные слоги (начало лепета);

Н – хорошо ест с ложки, снимая пищу губами, небольшое количество жидкой пищи пьет из блюдца или чашки.

Ребенок в возрасте 7 месяцев:

ДР – стучит игрушкой, размахивает, перекладывает, бросает ее;

ДО – хорошо ползает (много, быстро, в разных направлениях);

ПР – на вопрос «Где?» находит взглядом предмет, находящийся постоянно в определенном месте (например, часы, куклу);

АР – подолгу лепечет, повторно произносит одни и те же слоги (2-3);

Н – пьет из чашки, которую держит взрослый.

Ребенок в возрасте 8 месяцев:

Э – смотрит на действия другого ребенка, смеется или лепечет;

ДР – игрушками занимается долго и разнообразно, действует ими, в зависимости от их свойств, подражает действиям взрослого с игрушками (толкает мяч, стучит, вынимает);

ДО – сам садится, сидит, ложится, держась руками за барьер, сам встает, стоит и опускается, переступает, держась за барьер;

РП – на вопрос «Где?» находит несколько предметов (2-3) на постоянных местах, по просьбе взрослого, выполняет разученные ранее простые действия;

РА – громко, четко и повторно произносит различные слоги;

Н – ест корочку хлеба, которую сам держит в руке, пьет из чашки, которую держит взрослый.

Ребенок в возрасте 9 месяцев:

АС – плясовые движения под плясовую мелодию;
Э – догоняет ребенка, ползет ему навстречу, подражает действиям другого ребенка;
ДР – с предметами действует по-разному, в зависимости от их свойств (катает, нажимает, вынимает);

ДО – переходит от одного предмета к другому, слегка придерживаясь за них руками;

РП – на вопрос «Где?» находит несколько знакомых предметов в разных местах, независимо от их постоянного местоположения, знает свое имя, оборачивается на зов;

РА – подражает взрослому, повторяя за ним слоги, которые уже есть в лепете;

Н – хорошо пьет из чашки, слегка придерживая ее руками, формируется навык опрятности (спокойно относится к процессу высаживания на горшок).

Ребенок в возрасте 10 месяцев:

Э – действует рядом с ребенком или одной игрушкой с ним;

ДР– самостоятельно и по просьбе взрослого выполняет разученные с игрушками действия: вынимает, вкладывает, открывает, закрывает, катает, действия с предметами принимают устойчивый характер;

ДО – входит на невысокую поверхность или горку, держась за перила, и сходит с нее, идет вперед с поддержкой за обе руки;

РП – по просьбе «Дай!» находит и дает знакомые предметы; по вербальной просьбе взрослого, выполняет более сложные разученные действия и движения: «Догоню-догоню», «Сорока-ворона», играет в прятки и др.);

РА – подражая взрослому, повторяет за ним новые слоги, которых не было в его лепете;

Н – закрепляются умения, приобретенные в 9 месяцев.

Ребенок в возрасте 11 месяцев:

Э – радуется приходу детей; избирательное отношение к детям;

ДР – овладевает новыми действиями с предметами и начинает выполнять их по слову взрослого: накладывает кубик на кубик, снимает и надевает кольца с большими отверстиями на стержень;

ДО – стоит самостоятельно; делает первые самостоятельные шаги;

РП – по словесной инструкции, выполняет разученные действия, не подсказанные предметами (водит куклу, кормит собачку); появляются первые обобщения в понимаемой речи (по словесной просьбе взрослого, находит, дает любую куклу, которую видит среди игрушек, любой мяч, все машины, часы);

РА – произносит первые слова-обозначения, например: «Дай, мама, би-би»;

Н – закрепляются приобретенные в 9 месяцев умения и навыки.

Ребенок в возрасте 12 месяцев:

АЗ – различает две контрастные формы предметов (подбор по образцу), узнает на фотографии знакомого взрослого;

Э – протягивает другому ребенку игрушку, сопровождая это смехом и лепетом, ищет игрушку, спрятанную другим ребенком;

ДР – выполняет самостоятельно разученные действия с игрушками: катает, водит, кормит; переносит действия, разученные с одним предметом, на другой (водит, кормит, баюкает куклу, кошку, зайца);

Читайте также:  Центр развития ребенка в реутове

ДО – ходит самостоятельно (без опоры);

ПР – понимает (без показа) название нескольких предметов, действий, имена детей и взрослых, выполняет отдельные поручения (принеси, найди, отдай тете, положи на место); понимает слово нельзя (прекращает действие); некоторые слова в понимаемой речи приобретают обобщенный характер; по вербальной просьбе взрослого, выполняет разученные ранее действия с игрушками;

РА – подражая взрослому, легко произносит новые слоги; произносит 5-10 облегченных слов;

Н – самостоятельно пьет из чашки (берет ее руками и пьет).

1.3. Показатели психофизического развития детей

2-го годя жизни

Оценка психофизического развития детей 2-го года жизни осуществляется по следующим показателям:

– развитие речи: понимание речи (РП) и активная речь (РА);

– сенсорное развитие (С);

– игра и действия с предметами (И);

– движения (Д);

– навыки (Н).

Ребенок в возрасте 1 года 3 месяцев:

РП – запас понимаемых слов быстро расширяется; РА – лепечет и произносит отдельные облегченные слова во время ярких эмоциональных

переживаний;

СР – различает по величине 2 полых куба (разница граней – 3см);

Д– ходит длительно, не присаживаясь, меняет положение (приседает, наклоняется, поворачивается, пятится);

Н – самостоятельно ест густую пищу ложкой.

Ребенок в возрасте 1 года 6 месяцев:

РП – обобщает предметы по существенным признакам в понимании речи;

РА – облегченными или полными словами правильно называет предметы и действия в момент сильной заинтересованности;

СР – различает 3-4 контрастные формы предметов (шар, куб, кирпичики, призма);

И – воспроизводит в игре отдельные часто наблюдаемые действия;

Д– перешагивает (без поддержки или может пользоваться поддержкой) через палку, лежащую на полу;

Н – самостоятельно ест жидкую пищу ложкой.

Ребенок в возрасте 1 года 9 месяцев:

РП – понимает вопрос взрослого о предметах и действиях, изображенных на картинках;

РА – во время игры словами и двухсложными предложениями обозначает свои действия;

РС – различает 3-4 контрастные величины предметов (кубы с разницей граней 3 см);

Д– перешагивает приставным шагом через параллельно положенные на полу 3 палки;

Н – раздевается (полностью) с небольшой помощью взрослого.

Ребенок в возрасте 2-х лет:

РП – понимает без иллюстраций короткий рассказ о ранее знакомых событиях;

РА – при общении со взрослыми пользуется трехсложными предложениями, употребляя прилагательные и местоимения;

СР – подбирает по образцу и вербальной инструкции взрослого 3 предмета разных цветов (красный, синий, зеленый);

И – воспроизводит в игре ряд последовательных действий (начало сюжетной игры);

Д – перешагивает чередующимся шагом через 3 параллельно положенные на полу папки; перешагивает без поддержки через палку или веревку, приподнятую над полом на 10 см;

И – частично надевает одежду.

Читайте также:

Рекомендуемые страницы:

©2015-2021 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08
Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных

Источник

Показатели психофизического развития ребенка первого года жизни базируются на научном наследии отечественных и зарубежных психологов, педагогов, медицинских работников, и освещены в Программе развития и воспитания ребенка раннего возраста “Зернышко”, который позволяет ориентироваться в динамике изменений и сроках возникновения новообразований. Обследование уровня развития ребенка первого года жизни осуществляется по таким основным линиям развития: физическое, эмоционально-социальный, познавательный развитие, развитие речи, экологический и художественно-эстетический. Такое выделение линий условно, поскольку между линиями прослеживается определенная взаимосвязь, обусловленный направлениям развития, а именно: психического, сенсорного, умственного и физического. Однако каждая линия базируется на конкретных знаниях, умениях и навыках ребенка, характеризующие его развитие в этой линии на данном возрастном этапе.

Показатели физического развития ребенка первого года жизни

Показатели физического развития ребенка в 1-2 месяца:

– поднимает голову и удерживает ее в течение нескольких секунд, лежа на животе и находясь на руках у матери;

– координирует движения глаз и головы;

– ощущает комфорт, лежа с матерью рядом и имея возможность при необходимости сосать ее грудь;

– может просыпаться для мочеиспускания.

Показатели физического развития ребенка в 3 месяца:

– подтягивается на руках, упирается ногами, отталкивается от опоры, пытается подняться;

– длительное время удерживает голову;

– качает пресс, стоит с поддержкой под мышками, перебирает ногами;

– на руках у матери находится в сидячем положении;

Читайте также:  Аномалия развития коленного сустава у ребенка

– возвращается с живота на бок;

– во время кормления грудью захватывает ее руками, мне;

– радуется воде; положительно воспринимает загартовуючи процедуры;

– высадки периодически оказывается успешным.

Показатели физического развития ребенка в 4 месяца:

– переворачивается со спины на живот, с живота на спину;

– лежа на животе, поднимается на руках;

– становится на четвереньки, раскачивается;

– лежа на спине и держа взрослого за руку, подтягивается;

– прижимает грудь матери деснами;

– наблюдает за едой взрослых;

– охотно купается, чувствует себя в воде комфортно;

– чувствует удовлетворение после переодевания в чистую одежду.

Показатели физического развития ребенка в 5 месяцев:

– стоит при поддержке под мышками;

– сидит при поддержке за обе руки;

– “Пританцовывает” на руках у взрослого;

– проявляет все больший интерес к взрослой пищи;

– самостоятельно удерживает в руках кусок яблока, сухарик;

– время от времени отвлекается на постороннее от сосания груди;

– лучше становится контроль за мочеиспусканием.

Показатели физического развития ребенка в 6 месяцев:

– становится на колени, поднимается на ноги, держась за опору;

– сидит в течение 1-2 минут;

– стоит, опершись грудью на опору, манипулируя одной или двумя руками;

– ползет, может переползти небольшое препятствие;

– во время грудного кормления упирается в маму руками, отталкивается от нее;

– пробует взрослую пищу, жует и глотает ее;

– время от времени просит, чтобы ее взорвали.

Показатели физического развития ребенка в 7 месяцев:

– ловко и быстро проползают небольшое расстояние;

– опираясь одной рукой на опору, второе манипулирует;

– ходит, держась за руку матери;

– размахивает головой, как бы говорит “нет”;

– во время сосания груди прикусывает ее;

– узнает и положительно относится к основным гигиенических и закаляющих процедур;

– неравнодушный к одобрению взрослым его желание быть чистым.

Показатели физического развития ребенка в 8 месяцев:

– стоит при поддержке взрослого;

– самостоятельно поднимается и опускается;

– ходит, держась за опору;

– балансирует несколько минут без опоры;

– сидя изменяет положение;

– осторожно преодолевает невысокий порог;

– мне и щиплет грудь матери во время кормления, варьирует позы;

– высадки успешное во время сна и после него; отказывается от него, когда не хочет.

Показатели физического развития ребенка в 9 месяцев:

– стоит без опоры, ходит, держась за опору;

– перелизает через препятствие, залезает на диван, кресло;

– переступает сторону переставным шагом;

– поднимается и опускается с наклонной горки;

– на уровне своего роста и поднятой руки достает предметы и вещи;

– жует твердую взрослую пищу, глотает ее;

– сообщает о физиологические потребности; радуется успешной высадке;

– имитирует отдельные гигиенические процедуры (умывается, садится на горшок, вытирает носовым платком нос, моет руки и т.п.).

Показатели физического развития ребенка в 10 месяцев:

– стоит без поддержки;

– делает первые шаги без опоры;

– самостоятельно садится, поднимается;

– преодолевает небольшое расстояние;

– во время грудного кормления варьирует позы, ведет себя по собственному усмотрению;

– охотно жует твердую пищу, глотает ее; радуется участия в совместной со взрослыми трапезе;

– знает назначения носовой платок, салфетки, горшка, расчески;

– контролирует процессы мочеиспускания и дефекации.

Показатели физического развития ребенка в 11 месяцев:

– пытается идти без поддержки в определенном направлении;

– идет по опоре, что движется;

– залезает на невысокие предметы, подползает под них;

– поднимается пологими лестницами и спускается с них, держась за опору;

– активно пробует взрослую пищу, охотно жует твердую;

– радуется приятным и терпеливо ждет не очень приятных гигиенических процедур;

– подавляющее большинство высаживаемых успешная;

– чувствителен к одобрению аккуратности.

Показатели физического развития ребенка в 12 месяцев:

– активно передвигает вещи вперед;

– довольно быстро ходит;

– уверенно залезает на невысокие предметы, использует подставки;

– зовет взрослого, когда возникают трудности;

– интересуется процедурой приема взрослыми пищи;

– держит чашку за ручку, пьет из нее;

– самостоятельно садится за стол и выходит из-за стола;

– благодарит за пищу;

– внимательно наблюдает за выполнением взрослыми гигиенических процедур, имитирует выполнение некоторых из них;

– знает назначения носовой платок, салфетки, расчески.

Источник