Показатели психического развития ребенка возраста 1 месяц

Показатели психического развития ребенка возраста 1 месяц thumbnail

За первый месяц жизни новорожденный прибавляет в весе в среднем 600 гр. Не воспринимайте это буквально. Помните, что каждый ребенок — это индивидуальность, пусть даже на первом месяце жизни, и у каждого ребенка свои темпы развития. Поэтому, если ваш ребенок набирает в весе больше или меньше этой цифры, и этом чувствует себя хорошо (нормально спит, съедает необходимую для него норму молочка), то у вас не повода для беспокойства. Есть еще несколько важных показателей физического развития: в среднем рост увеличивается на 3 см, объем головы и грудной клетки — на 1,3–1,5 см.

У новорожденного ребенка движения не координированные. Ручки согнутые в локтевых суставах, пальчики в кулачках, ножки в коленках – мышцы пребывают в физиологическом гипертонусе. К 3–4 месяцам жизни гипертонус у малыша проходит. Научитесь внимательно «читать» язык движений вашего малыша, этим вы эму очень поможете. Доказано, что если ребенок чувствует боль, то он загибает пальчики на ножках и отводит в сторону большой палец на ручке. При вздутии животика он активно выбивает ножками. Если вы заметили, что ребенок активно крутит головой, это свидетельствует о неприятных ощущениях в ушке.

Глаза полностью сформированы сразу после рождения. Но зрения у ребенка еще не достаточно, он не может сконцентрировать взгляд на предмете, потому что видит нечетко. Все объясняется незрелостью органов зрения.

Обратите внимание, что ваш малыш плачет без слез. Они появляются на 3–4 неделе жизни.

Ошибочное мнение, что новорожденные ничего не слышат. Среди всех незнакомых звуков, которые окружают его теперь, он легко определит самый родной и самый знакомый — голос мамы. Понаблюдайте за малышом, вы убедитесь, что он слышит — если спустя минуту он плакал и вот, услышав, мамин голос он прислушивается, затихает, успокаивается.

Ребенок по запаху может узнать маму с рождения. Мамам не рекомендуется пользоваться парфюмерией с острыми запахами, потому что ребенок может воспринять вас как чужого человека и, даже, отказаться от кормления.

В развитии обоняния важную роль играют частые насморки. Потому что слизистая носика перестает воспринимать раздражители запаха. Рекомендуется принимать меры сразу при первых симптомах насморка (заложенность носика) — капайте в носик раствор сосудосужающих капель перед каждым кормлением.

Стул ребенка зависит от вида вскармливания. Если ребенок находиться на грудном вскармливании, то стул мягкий, кашеподобный, золотисто-желтого цвета. Стул у ребенка может быть от 3 до 6 раз в сутки, но не больше 7. Расчет прост — по количеству кормлений в сутки.

При искусственном вскармливании стул густой, вязкий, светло-желтого или коричневого цвета. Стул у ребенка может быть от 1 до 3 раз в сутки.

Помните, что первые два дня ребенок мочиться очень мало — всего 2–4 раза. На 5–6 день моча станет прозрачной, и ребенок будет мочиться до 20-25 раз в сутки. Если ребенок мочиться меньше 6 раз в сутки, подумайте, достаточно ли ему молока.

Кожа вашего ребенка в первые месяцы жизни очень нежная и очень чувствительная. Поэтому ей необходим правильный уход. Во-первых, она раздражается от воздействия мочи и кала, а во-вторых, она приспосабливается к новым условиям окружающей среды. Особенно важным на этом этапе развития ребенка есть повышенная мягкость материалов, которые используются в подгузниках, и сухость. Одним словом – ребенку должно быть сухо и комфортно.

С самого рождения начинайте ухаживать за кожей вашего малыша. Кожа ребенка имеет мало сальных желез для выделения жира, поэтому у нее очень низкая степень защиты от раздражений. Кроме того, частые купания с мылом, контакт с мочой и калом вызывают появление опрелостей. Покраснения появляются в области половых органов, в складочках шеи, за ушками, под ручками. Сразу же, как вы заметите покраснение, промойте складочки чистой, теплой водой (без мыла!) и хорошо высушите мягким полотенцем. Потом нежными, аккуратными движениями нанесите на кожу малыша средство от опрелостей (Например: крем «Десетин», детский крем «Красная шапочка» с экстрактом зверобоя). Можете, также немного подсушить кожу малыша с помощью детской присыпки.

Область половых органов вашего ребенка требует особой чистоты. Возьмите за правило — подмывать ребенка после каждого стула, теплой водой с детским мылом. Не используйте для этого влажные салфетки, в данном случае вреда от них больше чем пользы. Конечно, исключением является посещение, например, детской поликлиники, где нет условий подмыть ребенка. Но, по приходу домой вы обязательно сделаете эту очень важную для вашего малыша процедуру. Если вы уверенны, что кожа малыша хорошо высушена после подмывания — можно наносить средство от опрелостей или детскую присыпку.

Пора подумать и о первых игрушках для вашей крохи.

Если Вашему малышу уже исполнился один месяц, советуем Вам приобрести погремушку яркой окраски, которая издает приятный звук. Она станет первой игрушкой вашего малыша! Сначала Вы сами будете держать ее в руке, а малыш будет наблюдать за Вашими движениями, водить за Вами глазками из стороны в сторону и, даже, сможет поворачивать головку.

Когда ребенок не спит, повесьте над кроваткой игрушку. Это могут быть различные погремушки с ручками, которые отличаются по форме и цвету. Ребенок, на первом месяце жизни, будет рассматривать игрушку лежа на спине, поэтому не следует вешать ее на высоте меньше 55 – 75 см. Еще один важный момент — не предлагайте вашему малышу слишком много игрушек. Время о времени их нужно менять.

Рекомендуется использовать разноцветные погремушки, которые хорошо моются.

Навыки и достижения

Физические и физиологические навыки:

  • не координированные движения руку и ног;
  • самовольное мочеиспускание при наполнении мочевого пузыря (20-25 раз в сутки);
  • спонтанно проявляется сосательный рефлекс, ручки держит в кулачках или раскрытыми;
  • в полусогнутом положении пребывают ручки и ножки;
  • со спины на бок поворачивается часто;
  • у ребенка наблюдается частый стул, до 6-7 раз в сутки (если ребенок находиться на грудном вскармливании);
  • ребенок спит около 18-20 часов в сутки, при этом просыпается 7-8 раз.

Сенсорно-моторные навыки:

  • внимательно смотрит на предметы, но еще за ними не тянется;
  • может не на долго перевести глаза на яркий предмет или свет;
  • наклоняется к груди, даже если его не кормят;
  • если мама разведет пальчики ребенка и положит ему в ладошку погремушку, он ее быстро схватит, но тут же отпустит.

Интеллектуальные навыки:

  • ребенок подвижен в течение одного с десяти часов;
  • он криком оповещает о том, что ему нужна помощь;
  • малыш затихает, если кто-то из близких берет его на руки;
  • на протяжении длительного времени, у ребенка безразличный вид;
  • ребенок помнит предметы, которые появляются повторно на протяжении нескольких секунд.

Социальные навыки:

  • умеет устанавливать контакт глазами;
  • реагирует на человеческий голос;
  • приспосабливает свое положение к человеку, который держит его;
  • в ответ на улыбку мамы, ребенок сосредотачивает свой взгляд на ее лице.

Режим дня

Малыша следует приучать к режиму дня. Если ночью ребенок плачет, проверьте, может он мокрый и ему нужно сменить пеленку, или он хочет пить. Дайте ему кипяченой водички, приготовленной вечером. Со временем ребенок привыкнет к режиму, и не будет просить кушать ночью. Для этого нужно выдержать режим 2-3 ночи.

Берите малыша на руки для кормления, переодевания, когда он спокойный, а также и для эмоционального общения с ним.

С малышом нужно разговаривать тихо, ласково. Старайтесь вызвать у него зрительное внимание или улыбку.

Режим дня ребенка первого месяца жизни состоит из двух этапов: 1-й этап — сон, 2-й этап — кормление. Желательно, что бы ребенок просыпался в одно и то же время, соответственно кушал. Обязательно соблюдайте интервалы между кормлением и сном.

Каждое утро ребенка умывают, промывают глазки, моют ручки, между пальчиками, чистят носик и ушки.

Особое внимание уделите купанию ребенка. О том, как это правильно делать, читайте в статье «https://ladushki.info/razvitie-i-vospitanie/sadiki-i-nyani/kak-pravilno-kupat-grudnogo-rebyonka.htm».

Есть определенные правила подмывания мальчиков и девочек.

Девочек подмывают по направлению спереди назад после каждого мочеиспускания. Мальчику, один раз в 10 дней, аккуратно откачивают крайнюю плоть полового органа, промывают теплой водой (без мыла!) и просушивают салфеткой или чистым полотенцем.

Если вы хотите, что бы ваш ребенок был здоровым, не болел на простудные заболевания и нормально развивался, необходимо закаливать ребенка. Этому способствуют воздушные ванны, прогулки, купание, водные процедуры.

На первом месяце жизни ребенка, вы смело можете начинать проводить закаливающие процедуры. С начала это будут воздушные ванны, при температура воздуха не ниже 22°С.

При пеленании оставляйте ребенка раздетым на 1-2 минуты. Продолжительность воздушных ванн нужно увеличивать постепенно.

Итак, начиная с 6-7 дня жизни воздушные ванны проводите 1-2 минуты, с 14-15 дня — 2-3 минуты, с 22–23 дня — 3–4 минуты, а в конце первого месяца — по 5 минут два раза в день. При этом температура воздуха в комнате вы постепенно снижаете до 17-18°С.

Через несколько дней после выписки с роддома вы идете на прогулку с вашим малышом. Летом, длительность первой прогулки составляет около 15–17 минут при температуре от +28 до +30°С. Длительность прогулки увеличивается на пять минут каждый день.

Зимой длительность первой прогулки составляет около 10–12 минут при температуре не ниже -3°С. Длительность прогулки увеличивается на пять минут каждый второй день.

К концу месяца, ребенок должен гулять на улице около 30–45 минут два раза в день летом, и зимой по 15–25 минут. Знайте, что сон на свежем воздухе очень полезен.

Возвратившись с улицы, проверьте носик и ножки вашего малыша — если они теплые — значит, вы одели его правильно.

Питание ребенка

Количество кормлений в сутки — 6 раз через каждые 3,5 часа с ночным перерывом между кормлениями около 6 часов.

Днем ребенок спит 4 раза по 1,5–2 часа после каждого кормления.

Часы кормления при 6-ти разовом кормлении: 6.00; 9.30; 13.00; 16.30; 20.00; 23.30.

Для того чтобы ваш ребенок был здоров, постарайтесь кормить его грудью. Вы почувствуете большое удовольствие оттого, что даете малышу, то чего никто в свете ему дать не может. Грудное молоко не только обеспечит гармоничное развитие вашего ребенка. Кормление грудью устанавливает контакт между ребенком и матерью, и через нее, взаимодействие с окружающей средой.

В первый месяц жизни ребенок очень чувствителен к еде, ее объему и качеству, потому что желудочек только приспосабливается к новому виду питания. Идеальной едой для ребенка, особенно первых месяцев, есть материнское молоко. В материнском молоке есть все необходимые для ребенка витамины и микроэлементы, которые хорошо усваиваются. В молоке также есть иммунокомпетентные клетки антитела, которые защищают ребенка от инфекций, повышают стойкость детского организма к неблагоприятным воздействиям.

https://ladushki.info/razvitie-i-vospitanie/kalendar-razvitiya/1-mesyac.htm

Источник

Каждый малыш индивидуален, и темпы развития у всех детей тоже очень разные. Какие-то навыки могут опережать приведенные ниже нормы развития , а другие, наоборот, отставать. Тем не менее, отставание развития ребенка на большой срок или сразу по многим параметрам должно служить сигналом к тому, что его развитию следует уделить повышенное внимание.
 
1 месяц
 
Движения глаз становятся координированными, ребенок фиксирует взгляд на ярких предметах и лице взрослого.
Резкий звук вызывает вздрагивание и мигание; намечается слуховое сосредоточение.
Малыш начинает издавать какие-то неопределенные звуки; появляется улыбка в ответ на разговор взрослого; крик приобретает некоторый эмоциональный оттенок.
Попытки удержать голову прямо при вертикальном положении тела удаются ребенку на несколько секунд.
Лежа на животе, он пытается приподнимать и удерживать голову.
Потягивается.
Упирается ножками, поддерживаемый под мышки
 
Феномен ползания и тонический рефлекс рук держатся.
Спит около 20 часов в сутки.
 
2 месяц
 
Отчетливо выявляется способность зрительного и слухового сосредоточения; ребенок гораздо лучше следит глазами за двигающимся предметом, поворачивает голову на человеческий голос, прекращает сосание при показывании ему яркого предмета.
Рассматривает висящие над ним игрушки (над грудью примерно на расстоянии 50-70 см).
Малыш хорошо поднимает голову и при лежании на животе приподнимает грудь; удерживает 1-1,5 минуты голову в вертикальном положении; поддерживаемый под мышки, долго стоит ,не подгибая ножек.
Исчезают симптом ползания и тонический рефлекс рук.
Эмоциональные реакции становятся более разнообразными: малыш улыбается в ответ на улыбку, разговор, тормошение и т.д.; гулит более определенно.
Начинает удерживать предметы всей рукой. Таким образом, двигательные реакции приобретают некоторую целесообразность.
 
3 месяц
 
Ребенок зрительно сосредоточивается и следит за предметом, находясь в вертикальном положении более длительное время — 5-6 минут.
Четко улавливает направление звука, поворачивая голову в сторону последнего.
Наблюдавшееся ранее «беспорядочное искание» ртом материнской груди сменяется открыванием рта при приближении к груди, при виде бутылочки или ложечки (условный рефлекс).
В ответ на разговор взрослого с ним проявляет радость: улыбкой, оживленными движениями рук и ног, звуками (комплекс оживления).
Случайно наталкивается руками на игрушку, низко висящую над его грудью.
Поддерживаемый под мышки, крепко упирается ногами, согнутыми в тазобедренном суставе, в твердую поверхность.
Лежа на животе, малыш приподнимает туловище, опираясь на локти и предплечья; сидит при поддержке за таз; переворачивается со спины на бок; свободно держит голову.
Движения рук становятся свободными и целесообразными: он тянет предметы в рот, ощупывает пеленку, тянется к игрушкам и т.д.
Ребенок иногда узнает мать.
Смеется в хорошем настроении и криком выражает неудовольствие, если его оставляют одного или укладывают в кроватку, когда он не хочет спать.
Гуление становится разнообразным.
Музыкальные звуки вызывают у малыша положительные эмоции.
 
4 месяц
 
Лежа на животе, ребенок хорошо следит за движущимся предметом, ощупывает материнскую грудь, реагирует своим поведением на незнакомое лицо.
Во время кормления придерживает руками бутылочку или грудь матери.
Во время бодрствования часто улыбается, издает громкие звуки, много двигается (комплекс оживления).
Громко смеется, когда с ним играют.
Исчезает физиологическая гипертония мышц ног.
Движения становятся более дифференцированными и более свободными: приподнимаясь на руках, малыш опирается только на ладони; поворачивается со спины на живот; делает «мост»; хватает, гладит и удерживает предметы.
Рассматривает, ощупывает и захватывает висящие над его грудью игрушки.
Гуление становится более длительным, появляются певучие и гортанные звуки.
Неудовольствие выражается хныканьем.
 
5 месяц
 
Ребенок отлично знает мать, по-разному реагирует на знакомые и чужие лица, не берет чужую грудь, уверенно хватает предметы и тянет их в рот.
Различает тон, с которым к нему обращаются.
Во время бодрствования подолгу певуче гулит.
Малыш хорошо сидит, придерживаясь за что-нибудь руками, но при сидении его спина может быть сильно согнута (симптом «складного ножа»).
Взятый под мышки, ребенок стоит прямо, не подгибая ножек; делает попытки стянуть накинутую на лицо пеленку.
В каждой руке удерживает по одному предмету не менее 20-30 секунд.
 
6 месяц
 
Ребенок переворачивается с живота на спину, сидит без поддержки, пытается ползать на четвереньках, поднимается на ножки при подтягивании его за руки; поддерживаемый за грудь, делает первые попытки переступать.
Хватает предметы одной рукой, размахивает погремушкой, поднимает выпавшую из рук игрушку, сбрасывает пеленку с лица.
Эмоциональные проявления более разнообразны.
Первые попытки произносить слоги — «ба»,»ма» и т.д.
Хорошо ест с ложки, снимая пищу губами.
 
7 месяц
 
Ребенок тянется к своему отражению в зеркале.
Сам поднимает и тянет в рот бутылочку, выпавшую при кормлении.
Поднимается на четвереньки; ползает; самостоятельно сидит; встает на колени, цепляясь руками за сетку манежа; поддерживаемый под мышки, хорошо переступает.
Движения становятся более целеустремленными.
Малыш перекладывает предмет из руки в руку, постукивает игрушкой об игрушку и т.д.
Многие движения имеют вполне определенный эмоциональный оттенок: ребенок тянется с рук на руки, протягивает руки матери и знакомым.
Появляются повторения слогов — «ба-ба-ба», «ма-ма-ма» и т.д.
На вопрос «где?» ищет и находит взглядом предмет (неоднократно называемый и постоянно находящийся в определенном месте).
 
8 месяц
 
Ребенок интересуется своим отражением в зеркале, улыбается ему, ищет взглядом нужный предмет, выражает мимикой удивление и интерес при виде новых предметов.
Он уже самостоятельно садится и из сидячего положения ложится; встает, цепляясь за барьер.
Стоит, придерживаемый за одну ручку; поддерживаемый за обе руки и цепляясь за спинку кроватки, делает попытки ходить.
По просьбе взрослого выполняет разученные с ним движения («ладушки», «до свидания», «дай ручки» и т.д.).
Во время бодрствования долго занимается с игрушками.
Ест сухарик, который сам держит в руке; пьет из чашки, которую держит взрослый.
 
9 месяц
 
Малыш ищет спрятанный под пеленку или упавший предмет; делает попытки стоять без опоры и переходить от одного предмета мебели к другому, слегка придерживаясь за них руками.
Хорошо ходит, поддерживаемый за обе руки; садится из вертикального положения; встает на колени.
Для ребенка в этом возрасте оказываются доступными некоторые элементарные движения: собирает мелкие предметы, достает кубики из коробки; следит за падением бросаемых предметов; щелкает языком, стараясь привлечь внимание взрослого, и т.д.
Подражает взрослому — повторяет за ним слоги.
На вопрос «где?» отыскивает несколько знакомых предметов, независимо от их местоположения.
Знает свое имя — оборачивается на зов.
С предметами обращается по-разному в зависимости от их свойств: катает шар, вынимает один предмет из другого, сжимает и разжимает резиновую игрушку.
Хорошо пьет из чашки, которую держит взрослый, и сам слегка придерживает ее руками.
 
10 месяц
 
Ребенок стоит и поднимается без опоры; хорошо ходит вдоль опоры и делает попытки ходить за одну ручку; подражает движениям взрослых; открывает и закрывает дверцы; берет мелкие предметы двумя пальцами; не отдает отбираемую у него игрушку и т.д.
Малыш называет отдельными, но всегда одними и теми же слогами различные предметы, например, собаку -»ав», корову -»му» и т.д.; произносит наиболее легкие слова — «мама»,»баба»;выполняет простые требования; понимает запрещение.
Входит на лесенку (3-4 ступеньки) держась за перила.
 
11 месяц
 
Употребляет первые слова-обозначения («ав-ав», «кис-кис», «дай»).
Некоторые слова в речи взрослого начинают приобретать обобщенный характер (на вопрос «где киса?» приносит и дает плюшевую, меховую, резиновую игрушку-кошку).
По предложению взрослого выполняет разученные действия с сюжетными игрушками (покачай лялю, покажи у кисы глазки).
Овладевает новыми действиями с предметами: накладывает один кубик на другой, разбирает и собирает пирамидку.
Стоит самостоятельно.
Пытается снять носок; приседает без опоры; нагибается при поднимании предмета без приседания; хорошо ходит за руку.
 
12 месяц
 
Легко подражает новым слогам, употребляет около 10 слов.
Увеличивает запас понимаемых слов, понимает по слову (без жеста) названия нескольких предметов, разученных действий и знает имена нескольких взрослых и детей (где мама? где Таня? как ляля пляшет? покорми кису и т.д.).
Указывает части тела, выполняет большое количество требований.
Самостоятельно ходит (встает, идет, садится — все самостоятельно и не от предмета к предмету).
Пьет из чашки, сам держит ее.
 
Растите здоровыми!

Нервно психическое развитие ребенка до 1 года Основные показатели и величины

Текст данной публикации скопирован из Интернета или других открытых источников.

Источник