Показатели психического развития ребенка таблица

Таблицы по педиатрии
скачать (3208.6 kb.)
Доступные файлы (8):
2-НПР.doc
кафедра пропедевтики детских болезней и поликлинической педиатрии
Критерии нервно–психического развития детей раннего возраста
Возраст | А зр. | А сл. | Эмоции | До | Др | Ра | Рп | Навыки | Воспитание |
1 мес. | Фиксирует взгляд на ярких предметах, плавно следит за движущимся предметом | Прислушивается к голосу взрослого, к звуку игрушки | Первая улыбка в ответ на разговор взрослого | Пытается поднять и удерживать голову лежа на животе | * | * | * | * | Выкладывать на живот между кормлениями до появления признаков усталости. Игрушки подвешивать на 50–70см |
2 мес. | Длительно следит глазами за двигающимся предметом. Рассматривает неподвижный предмет | Ищет источник длительного звука поворотом головы | Быстро отвечает улыбкой при общении | Хорошо держит голову лежа на животе | * | Гортанные звуки | * | * | Передвигать игрушки, разговаривать с ребенком |
3 мес. | Зрительное сосредоточение на неподвижном предмете в вертикальном положении | Поворачивает голову в сторону голоса взрослого | Комплекс «оживления» в ответ на общение | Опирается на предплечья лежа на животе высоко подняв голову. Хорошо держит голову в вертикальном положении | Случайно наталкивается рукой на подвешенную игрушку | Гуление | * | * | Подвешивание игрушки на вытянутую руку |
4 мес. | Узнаёт мать, радуется при её виде | Находит глазами невидимый источник звука | Громко смеется при общении со взрослым | Поворачивается со спины на живот. Упирается полусогнутыми ногами о твердую поверхность (с 3–х мес.) | Захватывает низко висящую над грудью игрушку | Гуление. | * | При кормлении придерживает грудь матери или бутылочку | Помощь ребенку в развитии захватывающих движений |
5 мес. | Различает близких от чужих | Узнает голос матери. Различает строгий и ласковый тон | * | Долго лежит на животе, опираясь на ладони вытянутых рук, переворачивается со спины на живот, ровно устойчиво стоит при поддержке под мышки | Берет игрушку из рук взрослого | Подолгу певуче гулит | * | то же | Матери необходимо разговаривать с ребенком лицо в лицо |
6 мес. | * | По разному реагирует на своё и чужое имя | * | Переворачивается с живота на спину, передвигается, переставляя ручки или подползая | Перекладывает в руках игрушку, берет еe из разных положений | Произносит отдельные слоги | * | Ест пищу с ложки, снимая её губами | Необходимо кормить с ложки, разговаривать, разнообразить игрушки |
7 мес. | * | * | * | Хорошо ползает в различном направлении | Стучит, размахивает игрушкой, перекладывает, бросает ее | Лепет. Повторно произносит слоги | На вопрос “где?” находит взглядом предмет на постоянном месте: например, часы, куклу | Хорошо ест с ложки, пьет из чашки, которую держит взрослый | Игрушки должны быть звучащими. Кормить необходимо с ложки, поить с чашки |
8 мес. | * | * | * | Сам садится сидит и ложится, держась за барьер сам встает, стоит и опускается, переступает | Простое подражание в игре: стучит, катает | Громко, четко и повторно произносит слоги. | Находит 2–3 предмета, выполняет разученные ранее действия, например, “ладушки”, “дай ручку” | Сам держит и ест корочку хлеба | Необходимо разговаривать, играя с ребенком |
9 мес. | * | Под музыку совершает плясовые движения | * | Ходит, держась за опору | Игрушками занимается долго и разнообразно. С предметами действует в зависимости от их свойств | Подражая взрослому, повторяет слоги, которые уже есть в его лепете | Находит предмет, независимо от его местонахождения. Знает свое имя | Пьет из чашки, держа руками, спокойно садится на горшок | Разговаривать и обучать игре с игрушками, высаживать на горшок |
10 мес. | * | * | * | Идет вперед при поддержке за обе руки, способен влезть на низкую поверхность и сойти | Самостоятельно и по просьбе взрослого выполняет разученные действия с предметами | Повторяет за взрослыми новые слоги | По просьбе “дай?” находит и дает знакомые предметы, выполняет разученные действия и движения | Закрепляются умения, приобретенные в 9 месяцев | Закрепление навыков, приобретенных ранее. |
11 мес. | * | * | * | Самостоятельно стоит, делает первые шаги | Накладывает кубик на кубик, правильно собирает пирамидку | Произносит первые упрощенные слова “кис–кис”, “ав–ав” | Первые обобщения: куклы, кубики, мячи | То же | Ребенку необходим максимум о6щения. |
12мес. | Узнает знакомого взрослого на фотографии | * | * | Ходит самостоятельно | Выполняет действия, заученные ранее, играя с игрушками. Начало сложной игры: водит, кормит куклу | Произносит до 6–10 облегченных слов, повторяет новые слова | Понимает без показа названия нескольких предметов, понимает слово нельзя, выполняет отдельные поручения | Сам пьет из чашки | То же |
Примечание: * – нет критериев оценки
^
Возраст | Развитие речи | Сенсорное развитие | ^ с предметами | Движения | Навыки | |
понимание речи | активная речь | |||||
1 год 1 мес. – 1 год 3 мес. | Запас понимаемых слов быстро расширяется | Пользуется лепетом и отдельными словами в момент двигательной активности, удивления и радости | Ориентируется в 2 контрастных величинах предметов (типа кубов) с разницей в 3 см | Воспроизводит в игpe действия с предметами, ранее изученными. Кормит куклу, нанизывает кольцa на стержень | Ходит длительно не присаживаясь, меняет положения (приседает, наклоняется, поворачивается, пятится) | Самостоятельно ест густую пищу ложкой |
1 год 4 мес. – 1 год 6 мес. | Отбирает предмет по существенным признакам (2 одинаковых по значению, но разных по цвету или величине) | Словами, облегченными (“би–би”) и произнесенными правильно (машина), называет предметы и действия в момент сильной заинтересованности | Ориентируется в 4 контрастных формах предметов (шар, куб, кирпичик, призма) | Отображает в игре отдельные наблюдательные действия | Перешагивает через препятствие приставным шагом | Самостоятельно ест жидкую пищу ложкой |
1 год 7 мес. – 1 год 9 мес. | Понимает несложный рассказ по сюжетной картинке, отвечает на вопросы взрослого | Во время игры словами и 2 словными предложениями обозначает свои действия | Ориентируется в 3 контрастных величинах предметов (типа кубиков) с разницей в 3 см | Воспроизводит несложные сюжетные постройки перекрытия типа “ворот’, “скамейки”, “дома” | Перешагивает приставным шагом 3 палки на расстоянии 18–20 см, перешагивает через палку или веревку, приподнятую от земли на 5 см. Ходит по поверхности шириной 15–20 м, на высоте 15–20 см от пола | Частично снимает одежду с небольшой помощью взрослого (трусы, ботинки, шапку) |
1 год 10 мес. – 2 года | Понимает рассказ 6eз показа о событиях, бывших в опыте ребенка | При общении со взрослыми пользуется 3–сложными предложениями употребляя прилагательные и местоимения | Подбирает по образцу и слову 3 контрастных цвета | В игре воспроизводит ряд логически связанных и последовательных действий (начало сюжетной игры) | Перешагивает чередующимся шагом 3 палки (расстояние между ними 18 – 20 см), перешагивает через палку или веревку, приподнятую от земли на 10см | Частично надевает одежду (ботинки, шапку) |
^
Возраст | Активная речь | Сенсорное развитие | Сюжетная игра | Навыки | Движения | ||
Грамматика | Вопросы | Восприятие цвета | В одевании | В кормлении | |||
2 года – 2 г. 6 мес. | Говорит многословными предложениями (более 3 слов) | «где?», «куда?» | Подбирает по образцу разнообразные предметы 4 основных цветов | Игра носит сюжетный характер. Ребенок отражает взаимосвязь и последовательность действий (2–3) | Полностью одевается, но еще не умеет застегивать пуговицы, завязывать шнурки | Ест аккуратно | Перешагивает через палку, приподнятую от земли на 15 см, ходит по горизонтальной поверхности шириной 15–20 см на высоте от пола 20–28 см |
2 года 7 мес – 3 года | Начинает употреблять сложные придаточные предложения | «когда?» «почему?» | Называет 4 основных цвета | Появляются элементы ролевой игры | Одевается самостоятельно, может застегивать пуговицы, завязывать шнурки с небольшой помощью взрослого | Пользуется салфеткой по мере надобности без напоминания | Перешагивает через палку, приподнятую от земли на 20 см, ходит по горизонтальной поверхности шириной 15–20 см на высоте от пола 30–36 см |
^
НЕРВНО – ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 4 – 6 ЛЕТ
Показатели развития | Соответствует норме | С отклонениями |
4 г о д а | ||
I. Мышление и речь. ^ | Умеет группировать предметы по классам: мебель, посуда, одежда, животные, птица и др. | Группирует предметы по несущественному признаку: например, по цвету |
^ Специальные Задания | Общая: умеет подпрыгивать одновременно на двух ногах, на месте и продвигаясь вперед. Тонкая: всегда или иногда застегивает пуговицы самостоятельно. Всегда или иногда самостоятельно завязывает шнурки | Не умеет подпрыгивать на месте и, продвигаясь вперед, отталкивается одной ногой или не отрывается от пола. Никогда не застегивает пуговицы и не завязывает шнурки самостоятельно |
Ш. Внимание и память. Специальные Задания | Внимателен, собран. Стихи, соответствующие возрасту, запоминает быстро, прочно, или медленно после многих повторений, но в целом успешно | Рассеян, невнимателен, часто «отключается». С трудом и непрочно запоминает стихи |
IV. Социальные контакты. Наблюдение, опрос. | Умеет играть с другими детьми, не ссорясь и соблюдая правила игры | Часто ссорится с детьми, обижается, дерется. Избегает других детей, любит играть в одиночестве. Не имеет друзей в детском саду, во дворе |
V. Психическое здоровье (опрос) | Без отклонений | Наличие отклонений соматовегетативного, эмоционального, психомоторного характера |
5 л е т | ||
1. Мышление и речь. Специальные задания | Умеет составить по картинке рассказ из нескольких предложений. Правильно отвечает на вопрос, как герой подал в данную ситуацию | Составляя рассказ, не может ответить на вопрос, как герой попал в данную ситуацию. Не понимает смысла картинки, перечисляя действия героя вместо пересказа сюжета |
2.Моторика. Специальные задания | Умеет прыгать на месте на одной ноге и продвигаясь вперед. Одевается и раздевается полностью самостоятельно всегда или почти всегда | Не умеет прыгать на одной ноге. Никогда полностью не одевается и не раздевается самостоятельно или делает это очень редко |
3.Внимание и память. Специальные задания | Внимателен, собран. Стихи, соответствующие возрасту, запоминает быстро, прочно или медленно, после многих повторения, но, в целом, успешно | Рассеян, невнимателен, часто отвлекается, отключается. С трудом и непрочно запоминает стихи |
4.Социальные контакты Наблюдение, опрос. | Умеет играть с другими детьми, не ссорясь, соблюдая правила игры | Часто ссорится с детьми, обижается, дерется. Избегает других детей, любит играть в одиночестве. Не имеет друзей в детском саду, во дворе |
(опрос) | Без отклонений | Наличие отклонений соматовегетативного, эмоционального, психомоторного характера |
6 л е т | ||
1.Мышление и речь. Специальные задания | Умеет составить по картинке рассказ и с развитием сюжета, отразив в нем события прошлого, настоящего и будущего | При рассказе сюжета не может ответить на вопрос, как герой попал в данную ситуацию, чем все завершится |
2. Моторика. Специальные задания | Общая: умеет прыгать в длину с места с результатом не менее 70 см. Ручная: умеет аккуратно закрасить круг диаметром 2 см не более чем за 70 сек. | Не умеет прыгать в длину с места или показывает результат менее 70 см. Неаккуратно закрашивает круг (часто и грубо пересекает линию, много больших пробелов) или тратит на это более 70 сек. |
3.Внимаиие и память. Специальные задания. | Внимателен, собран. Стихи, соответствующие возрасту, запоминает быстро, прочно или медленно, после многих повторений, но в целом успешно | Рассеян, невнимателен, часто отвлекается, “отключается”. С трудом и непрочно запоминает стихи |
4.Социальные контакты. Наблюдение, опрос | Умеет играть с другими детьми, не ссорясь, соблюдая правила игры | Часто ссорится с детьми, обижается, дерется. Избегает других детей, любит играть в одиночестве. Не имеет друзей в детском саду, во дворе |
5.Психическое здоровье (опрос) | Без отклонений | Наличие отклонений соматовегетативного, эмоционального, психомоторного характера |
Скачать файл (3208.6 kb.)
Источник
Предлагается простой и понятный алгоритм оценки нервно психического развития ребенка по месяцам до 1 года и соответствие выявленных признаков средней возрастной норме.
Такие сведения помогут своевременно выявить задержку психомоторного и речевого развития детей, принять меры по коррекции выявленных нарушений совместно с врачом-педиатром, неврологом, а также при участии детского психолога и логопеда.
Нормы развития детей по месяцам до года
В 1 месяц
- Активные движения ручками и ножками лежа на спине. Малыш в течение нескольких секунд удерживает голову, если его взяли на руки и держат в вертикальном положении, прижимая к себе.
- Пытается приподнять голову из положения лежа на животе
- Хорошо глотает жидкую пищу, не поперхивается
- Фиксирует взгляд на неподвижном предмете и следит за двигающимся, может появиться первая улыбка
- Реагирует на звук игрушки, голос взрослого, может издавать отдельные звуки – а-аа, е-ее
Нервно психическое развитие ребенка до года в 2 месяца
- Поворачивает голову лежа на спине, хорошо держит голову лежа на животе и в вертикальном положении, трясет игрушкой, вложенной в руку
- Открывает рот, увидев бутылочку, пьет с ложечки
- Внимательно рассматривает лицо человека, различает голос матери и реагирует на него двигательным оживлением, улыбкой
- Гулит – могут появляться звуки – г-у, бу-у и другие
В 3 месяца
- Длительно удерживает голову в вертикальном положении и лежа на животе (может приподнимать туловище с опорой на предплечья)
- Внимательно рассматривает висящие низко игрушки, пытается схватить их, а вложенный в руку предмет тянет в рот
- Оживляется при виде матери – двигает ручками и ножками, улыбается, гулит, может смеяться
- Произносит гласные звуки г-у, ш-и, бу-у, эы и другие, как самопроизвольно, так и в ответ на обращение к нему
В 4 месяца
- При нормальном развитии ребенка иногда уже в 4 месяца удается поворот со спины на живот, малыш может сидеть при поддержке за обе ручки
- Выражен комплекс оживления при появлении знакомых лиц (активные движения, улыбка, громкий смех)
- Хорошо захватывает игрушки, при приеме пищи придерживает рукой грудь матери, бутылочку
- Поворачивается при обращении к нему, гулит, произнося протяжные гласные и согласные звуки – ле-ее-лы-аль-аы и другие
Психомоторное развитие детей до года в 5 месяцев
- Самостоятельно переворачивается со спины на живот, в положении на животе высоко поднимает голову, опираясь на выпрямленные ручки. Может кратковременно стоять при поддержке за обе руки
- Различает знакомых и незнакомых людей, интонацию голоса
- Играет с игрушками в воде, принимая ванну, пытается удержать движущийся предмет
- Громко смеется, подолгу гулит
- Ест пищу с ложки (как жидкую, так и густую), хорошо глотает
Нормы развития ребенка в 6 месяцев
- Становится доступным самостоятельное переворачивание с живота на спину, ребенок в 6 месяцев уже зачастую может сидеть без поддержки, пытается ползать
- Хорошо захватывает и держит в одной руке игрушку, может поднять предмет, если тот выпал из рук, переложить его из руки в руку
- При кормлении охотно ест густую пищу с ложки, активно снимает еду губами, может пить из чашки, которую поддерживают родители
- Появляется лепетная речь – произносит звуки «мм-м», иногда отдельные слоги: «ба», «да-да-да» и некоторые другие
В 7 месяцев
- Нервно-психическое развитие детей до года в 7 месяцев переходит на новый уровень: ребенок уже не хочет подолгу лежать и начинает садиться с помощью взрослого, ползать, поднимается на четвереньки и даже пытается стоять, держась за барьер кроватки, манежа
- При назывании хорошо знакомого предмета ищет взглядом его обычное местоположение
- В лепетной речи все чаще появляются слоги «ба», «ма», многократно повторяемые нараспев
- Появляются эмоциональные реакции при появлении знакомых (улыбается, смеется при виде мамы, обнимает ее) и незнакомых людей (может кричать, отворачиваться, хмуриться)
- Самостоятельно держит в руке печенье, откусывает и жует
В 8 месяцев
- Без посторонней помощи садится, уверенно сидит, ложится. Может самостоятельно встать, опираясь на стенку манежа, кроватки
- Помнит названия распространенных предметов и при произношении находит их взглядом
- Выполняет хорошо знакомые движения, если об этом попросит взрослый («пока-пока», «ладушки» и другие)
- Уверенно произносит слоги «ма», «ба», «па», иногда появляется и первое слово «мама»
Нервно-психическое развитие ребенка до года в 9 месяцев
- Достаточно хорошо ползает, в том числе на четвереньках, при поддержке за руки стоит и делает первые шаги
- Учится самостоятельно пить из чашки, удерживая ее двумя руками вместе с родителем
- Подражает звукам и словам, произнесенным взрослым – пытается покашлять, цокает, причмокивает, произносит знакомые слоги
- Повторяет движения матери, отца – стучит игрушкой, поднимает ручки, пытается выполнить плясовые движения
- Знает, как его зовут и оборачивается, когда называют его имя
В 10 месяцев
- Продолжается психомоторное развитие детей до года: ребенок в 10 месяцев иногда уже начинает ходить с поддержкой, может стоять самостоятельно несколько секунд
- Если малыша попросить выполнить хорошо знакомое действие, он с удовольствием делает это – вынимает кубик из коробки, открывает дверцу, находит названную игрушку и подает ее взрослому
- Различает предметы и начинает их называть разными слогами (собака – «ав», корова – «му» и тому подобное), расширяется запас слов – мама, папа, дядя, баба, ам-ам
- Берет чашку и удерживает ее двумя руками, может держать ложку за ручку
Нормы развития ребенка в 11 месяцев
- Ходит с поддержкой за одну руку, хорошо стоит без посторонней помощи, самостоятельно делает первые шаги
- Появляются первые обобщения – при просьбе подать мячик или куклу подает соответственно все мячи (куклы)
- Ставит кубик на кубик, может снять со стержня и надеть на него кольцо с большим отверстием
- Знает несколько простых слов, появляются обозначения действий – «На», «Дай» и т.п.
- Учится самостоятельно брать пищу ложкой, ест твердую пищу
Развитие детей к 12 месяцам
- Ребенок к 1 году часто самостоятельно ходит без поддержки
- Сам удерживает чашку с водой и пьет из нее
- Понимает и выполняет просьбы взрослого – «подай мячик», «принеси машинку», «покажи ножку», «отдай» и т.д.
- Знает и произносит 5-10 простых слов
Примерно в такой последовательности обычно проходит нервно психическое развитие ребенка по месяцам до 1 года. Приведенные данные являются ориентировочными, и отсутствие какого-либо пункта у вашего малыша ни в коем случае не свидетельствует об отставании психомоторного развития ребенка. Каждый малыш индивидуален и одни навыки у него могут появиться раньше, чем у сверстника, а другие – на 1-2-3 месяца позже. Главное, чтобы ребенок был активным, подвижным, любознательным, не было заторможенности или постоянного беспокойства, апатии и безразличия к окружающим предметам и явлениям.
В этой статье мы рассмотрели по месяцам нормальное нервно-психическое развитие детей до года. В других статьях я продолжу рассказ о средних показателях нормального развития ребенка в возрасте от 1 до 3 лет, с 3 до 6 лет.
Источник