Показатели нормального развития ребенка 4 лет
Физическое развитие
Внешние проявления физического развития – рост и вес. В таблице приведены показатели для нормально развитых детей четырехлетнего возраста.
Тип телосложения | Рост (см) | Вес (кг) |
Большой | 106,3 – 114,2 | 15,6 – 19,7 |
Средний | 102,6 – 106,2 | 15,3 – 18,5 |
Маленький | 96,2 – 101,2 | 11,5 – 15,0 |
К четырем годам у ребенка выросли все 20 молочных зубов, а в пять лет начинается прорезывание первых постоянных коренных зубов.
К этому возрасту ребенок должен уметь ходить прямо, не шаркая ногами, в заданном направлении; бегать, сохраняя равновесие, изменяя направление и темп бега; перешагивать через предметы; ползать на четвереньках, лазать по шведской стенке произвольным способом; энергично отталкиваться в прыжках на обеих ногах, прыгать в длину с места не менее чем на 40 см; катать мяч в заданном направлении с расстояния 1,5 м; бросать мяч обеими руками от груди, из-за головы, вниз об пол и вверх 2-3 раза подряд и ловить его; метать предметы правой и левой рукой на расстояние не менее 5 м.
Развитие речи
Главное направление на пятом году жизни – освоение связной монологической речи, начинается взрыв словотворчества.
Современный ребенок к 4 – 4,5 годам при правильном развитии овладевает родным языком, говорит связно, правильно излагает сказки, знает и читает наизусть небольшие стихи. Он произносит почти все звуки (до 5 лет допускается искажение только звука «р»), воспроизводит многосложные слова. Словарный запас составляет от 4 – 4,5 тыс. слов.
При раннем типе развития дети инициативны в общении со взрослыми, задают много вопросов, охотно рассказывают знакомые сказки, сочиняют небольшие истории по набору игрушек, картинкам, придумывают слова и рифмы. Менее активные дети не проявляют инициативы в общении со взрослыми, но откликаются на его предложения, играют со звуками и слова по побуждению педагога в игровых проблемных ситуациях. Ребенок делит на слоги двух- и трехсложные слова: сани, малина (взрослый говорит не слог, а часть слова), определяет первый и последний звуки в словах; может произвольно регулировать силу голоса, темп и ритм речи, дыхание, использовать разнообразные интонации. Понимает термины «слово», «звук», «буква» при выполнении упражнений. В этом возрасте ребенок уже согласует слова в роде, числе и падеже, употребляет предложения с однородными членами.
Если ребенок плохо для своего возраста владеет речью, обязательно обратитесь к логопеду.
Ознакомление с окружающим миром
Ребенок знает и называет свое имя и фамилию, имена и отчества своих родителей, дедушек и бабушек, няни, воспитателей. Знает названия 2-3 деревьев и цветов, отличительные особенности внешнего вида нескольких животных (домашних и диких), называет детенышей домашних животных.
Различает и называет окружающие его предметы, знает их назначение, существенные детали и части, их величину, цвет и форму. Понимает обобщающие слова: игрушки, одежда, мебель, обувь, транспорт, посуда. Называет времена года и состояние погоды.
К четырем годам ребенок внимательно слушает не мене 10 минут литературные тексты, пересказывает содержание художественных произведений по наводящим вопросам, знает много стихов. Воспринимает иллюстрации к книгам, предметы народно-прикладного творчества, с удовольствием рассматривает картины, скульптуры.
Изобразительная деятельность
Ребенок знает и называет цвета (красный, желтый, зеленый, синий, черный, белый, голубой, розовый). Правильно работает с карандашом и кистью, подбирает цвет, соответствующий предмету, изображает простейшие предметы и явления, использует прямые, круглые, наклонные, длинные, короткие и пересекающиеся линии, закрашивает предметы в пределах контура.
Лепит из глины или пластилина предметы, состоящие из 1-3 частей одинаковой или разной формы, используя приемы скатывания прямыми и круговыми движениями, сплющивания, соединения, защипывания краев формы кончиками пальцев. В аппликации умеет пользоваться клеем, наклеивать готовые формы.
Конструирование
Ребенок называет основные детали строительного материала (конструктора), располагает пластины, кирпичики, кубики вертикально и горизонтально, изменяет постройки, надстраивая или заменяя одни детали другими, различает части постройки по величине (большая – маленькая, длинная – короткая, высокая – низкая, узкая – широкая).
Музыкальное воспитание
Ребенок знает и называет некоторые музыкальные инструменты: барабан, фортепиано, гитара, металлофон, скрипка. Умеет слушать небольшие музыкальные произведения от начала до конца, узнавать на слух знакомые мелодии и песни, подпевать. Различает звуки по высоте (в пределах октавы), замечает изменения в звучании (тихо – громко), поет под музыку и без музыки, танцует.
Элементарные математические представления
Ребенок знает понятия «много» и «один», сравнивает группы предметов, используя приемы наложения и приложения; выражает словами каких предметов больше (меньше), каких поровну. Сравнивает два предмета разные по величине (длине, высоте), выражает словами какой предмет больше (меньше), длиннее (короче), выше (ниже). Узнает, называет и соотносит предметы круглой, квадратной и треугольной формы. Понимает слова: верх, низ, слева, справа, направо. Знает порядковый счет до десяти и цифры до 5.
Эмоциональное развитие и культура поведения
Ребенок здоровается и прощается, умеет благодарить взрослого или сверстника за оказанную помощь, внимание, пользуется словами «спасибо», «пожалуйста», бережно относится к игрушкам, книгам и вещам; убирает их на место. Соблюдает элементарные правила поведения в туалете, ванной комнате, за столом, на улице, в гостях. Умеет вести себя спокойно, не кричать, не мешать окружающим.
Ребенок ориентируется в человеческих отношениях, чувствует и осознает доброжелательное и недоброжелательное отношение к себе, замечает изменения настроения окружающих, близких, проявляет сочувствие и внимание.
Он способен сдерживать непосредственные ситуативные желания «Я хочу». Переживания эмпатийного характера и эмоциональная экспрессия (выражение печали, радости) становятся регуляторами поведения и общения ребенка со сверстниками и взрослыми.
Источник
Для каждого возраста характерны свои нормы и стандарты, на которые стоит ориентироваться, оценивая уровень физического и психического развития ребёнка.
В 3 года вариантов нормы больше, чем в 4, а соответственно, у четырёхлетнего малыша гораздо проще выявить патологии.
На что стоит обратить внимание, чтобы вовремя скорректировать воспитательный и учебный процесс?
Давайте разбираться.
Особенности жизни
Четырёхлетний возраст – это штиль, после эмоциональной бури кризиса трёх лет, но несмотря на это родителям всё же не стоит расслабляться.
В 4 года ребёнок многое узнаёт и осознаёт впервые. В его голове каждую минуту созревают новые вопросы, требующие немедленных ответов.
Жажда деятельности и экспериментов заставляет его испытывать грани дозволенного, а заодно и проверять нервы родителей на прочность.
Для родителя очень важно в этот момент научиться переключать внимание ребёнка и направлять его энергию в правильное русло.
Что должен уметь малыш?
Вне зависимости от пола, четырёхлетний ребёнок должен уметь:
- концентрировать внимание на своей деятельности как минимум на 5 минут;
- находить и описывать различия между двумя предметами;
- складывать простую мозаику;
- складывать башенку из кубиков или пирамидку, придерживаясь последовательности от большому к маленькому;
- распределять предметы, животных по группам;
- находить и исключать лишний предмет из предложенных объектов;
- находить и использовать антонимы слов;
- строить и объяснять простые причинно-следственные связи (зачем надевать курточку зимой? почему ночью нужно спать? и т. д).
Мальчики
Маленькие сорванцы в этом возрасте уже понимают своё отличие от девочек и предпочитают общаться с мальчиками, играть машинками, пистолетами или конструктором.
Ровесницы у них вызывают любопытство и симпатию. Как правило, мальчики социализируются проще, чем девочки, быстрее приходят к пониманию физических свойств предметов.
Однако, медленнее осваивают речь, письмо и способность концентрировать внимание.
Девочки
Девочки часто находят себе занятие самостоятельно. Это может быть спокойная игра с куклами, «чаепитие» или ролевая постановка с игрушками. В отличие от мальчиков они проявляют большую привязанность к родителям и насторожённость в общении с незнакомцами.
Физические нормы
До 5 лет скелет ребёнка всё ещё гибок и восприимчив, поэтому очень важно следить, чтобы малыш не перетруждался и не сидел долго в неправильной позе. Матрац для сна должен быть средней мягкости.
Примерно с 4 до 4,5 лет происходит смещение центра тяжести и изменение пропорций тела. Сходит детская припухлость с лица и тела из-за чего ребёнок начинает восприниматься как маленький взрослый.
Важно! Для обеспечения необходимого энергетического запаса, четырёхлетнего ребёнка нужно кормить от 4 до 5 раз в день.
Если малыш не ходит в садик и привык ориентироваться на режим, установленный родителями – он может отказаться от дневного сна.
Рост и вес в таблице
Наш плагин поможет рассчитать эти параметры. Выберите пол и категорию:
Диагностика в четыре года
Оценить уровень развития ребёнка, а также установить его сильные и слабые стороны вам поможет простой тест из 5 пунктов. Если выполнение заданий не вызвало никаких затруднений у малыша – вы работаете в правильном направлении. Если же он не справился более чем с одним заданием – стоит проконсультироваться со специалистом и подобрать более результативные методики.
- Собери матрёшку – задание направлено на выявление уровня ориентировки по величинам и способность воспроизводить ранее увиденные действия. Разложите перед малышом матрёшку, поясняя свои действия и комментируя (эта большая, а эта меньше, а вот эта совсем маленькая) и соберите назад. Предложите ребёнку повторить ваши действия.
- Пирамидка – задание направлено на определение умения отделять первостепенные задачи от второстепенных (отвлечься от цвета и обратить внимание на размер). Для задания вам понадобится стандартная пирамидка из 6 колечек, каждое из которых разного цвета и размера. Попросите ребёнка проследить за вашими действиями, а затем повторить их. Разберите, а затем соберите пирамидку.
- Подбери ключик к замочку. Для упражнения вам понадобится детская головоломка, состоящая из коробки с прорезями разных форм, и геометрических фигур, соответствующих этим прорезям. Попросите малыша подобрать «ключик к замочку» опустив фигурки в подходящие прорези.
- Собери картинку. Это задание поможет вам понять, способен ли ребёнок к обучению и пространственному мышлению. Вам понадобится простая мозаика из 4 деталей и картинка, изображающая итоговый результат. Попросите малыша сложить детали мозаики так, чтобы получилась целая картинка.
- Покажи такой же. Это задание направлено на выявление уровня восприятия цвета и способность анализировать. Положите перед ребёнком 10-14 кубиков, так, чтобы каждого цвета было по 2. Попросите его перечислить и показать все цвета. Затем, возьмите в руку кубик, и попросите малыша найти такой же.
Упражнения и занятия
Что может быть?
Четырёхлетний малыш любит задавать вопросы, и также с удовольствием включится в игру, если отвечать придётся ему. Задавайте вопросы, начинающиеся на «что может быть», к примеру:
- Что может быть сладким?
- Что может быть холодным?
- Что может быть плоским?
Эта игра научит его творчески мыслить, анализировать и соотносить предметы по категориям.
Что произойдёт, если?
Вступите с ребёнком в активную дискуссию попросите его пофантазировать на тему «что произойдёт, если». К примеру: что произойдёт, если ты попадёшь под дождь? Что произойдёт, если кинуть мячик в море?
Это научит ребёнка моделировать вероятные и маловероятные события в своей голове.
Что и где лежит?
Попросите кроху рассказать о том, какие предметы находятся в ванной, гостиной и прихожей. Не торопите его, пусть он вспомнит как можно больше объектов. Затем поменяйте правила игры наоборот: называйте объект и просите рассказать, в какой комнате он находится. К примеру: где стоит диван?
Ходит на носочках – что делать?
Причин тому, что четырёхлетний малыш ходит на носочках всего 4:
- Психологическая – полностью здоровый ребёнок ходит на носочках потому, что подражает кому-то, пытается казаться выше или ему просто не нравиться прикасаться чувствительными стопами к какой-либо поверхности (колючему коврику, холодной плитке).
- Поведенческая – если хождение на носочках является лишь одной из сторон странного поведения, это может указывать на наличие аутизма.
- Неврологическая – ДЦП, мышечная дистрофия, нарушения координации движений. При таких состояниях икроножные мышцы всегда напряжены, из невозможно расслабить и из-за этого ребёнок не может опустить пятку.
- Ортопедическая – воспаление пяточной кости, короткое пяточное сухожилие, косолапость. Все эти недуги отражаются болью при опускании на пятку.
Важно! Если вы видите, что ребёнок ходит на цыпочках постоянно, часто спотыкается и в целом плохо скоординирован – проконсультируетесь с невропатологом.
Речь
Четырёхлетний дошкольник постоянно пополняет свой словарный запас, экспериментирует с произношением, путая слоги и ударения.
Какие звуки уже произносит?
В этом возрасте малыш уже умеет произносить более сложные буквы, такие как «с», «з» и «ц».
Освоив новую букву, он старается поделиться этим знанием со сверстниками и поправляет их, если слышит, что слово произносится неправильно.
Произношение часто невнятное: «р» заменяется на «л», «щ» на «с». Однако, всё это относится к норме.
Справка! Логопеды рекомендуют начинать занятия по улучшению дикции не ранее 5 лет.
Упражнения
Правда или неправда?
Покажите малышу картинку с каким-либо животным или объектом и попросите его угадать, что сказанное вами правда, а что нет. Например, на картинке изображена лошадь, вы спрашиваете: она быстро бегает? (правда), она умеет летать? (неправда) и т. д.
Этого не может быть!
Это упражнение учит замечать логические не состыковки в повествовании. Предупредите малыша, что расскажете ему историю, а он должен остановить вас и сказать «этого не может быть», когда увидит что-то неправдоподобное. Например, вы читаете рассказ: «На дворе стоит зима, скоро Новый год, в клумбе расцвели цветы».
Какое это время года?
Найдите описательные стихотворения или короткие рассказы о временах года. Расскажите их чаду и попросите его угадать, о каком времени года шла речь в произведении.
Мультики
Малышам 4 лет можно включать мультфильмы с более сложным сюжетом и героями. Хороши мультфильмы с музыкальными вставками и песнями, тексты которых легко запомнить и напевать, или же картины со стихотворным повествованием. Для этой цели отлично подойдут советские мультфильмы и классика Диснея.
Как рисуют?
В четыре года активно развивается наглядно-образное мышление.
Ребёнок учится воспринимать объёмные предметы и раскладывать их на составляющие детали.
Его восприятие можно понять по рисункам — мелкие детали опущены, но при этом чётко передан общий смысл.
К примеру, домик изображается как квадрат с треугольной крышей, кошка – как круг с двумя треугольниками ушей на овальном туловище и с четырьмя лапами, дерево- коричневый прямоугольник с круглой зелёной шапкой и т. д.
Ребёнок всё ещё не может рисовать ровно и аккуратно, но пытается передавать прямые и штриховать, используя неразрывные линии или спиралеобразные формы.
Обратите внимание! В 4 года ребёнок уже может перерисовывать цифры и буквы, но часто путается с тем, в какую сторону они повёрнуты. Это нормальное явление, которое с развитием письменного навыка пройдёт.
Мышление
В 4 года дошкольник уже умеет:
- осмыслять, искать и объяснять причинно-следственные связи;
- формулировать и задавать сложные вопросы, а также самостоятельно отвечать на них;
- сортировать и обобщать события, вещи, людей, животных по общим признакам;
- умеет вычленять лишнее и находить недостающее;
- занимать себя надолго книгой, сказкой, мультиком, а затем осмыслять и обсуждать увиденное;
- объяснять собственное поведение, поведение других людей или персонажей сказок, мультфильмов;
- идентифицировать собственные эмоции и делиться ими с окружающими;
- видеть логические не состыковки.
Интеллектуальное становление
Согласно перечню, сформированному психологами и педагогами, четырёхлетний ребёнок должен:
- знать своё имя и имена всех членов семьи;
- знать имена своих друзей;
- знать все основные геометрические формы;
- знать всё 7 цветов радуги или более;
- понимать значение обобщающих слов (посуда, животные, машины и т. д);
- понимать пространственные определения (верх, низ, право, лево);
- понимать количественные определения (один, мало, много);
- различать предметы по высоте, длине, ширине, весу;
- различать времена года по типичным погодным явлениям;
- отличать утро, день, вечер и ночь;
- описывать словами увиденный предмет или явление;
- уметь строить разносторонний диалог со сверстниками.
Эмоциональная сфера
Дети в 4 года во многом руководствуются собственными эмоциями.
Очень важно в этот момент научить его совладать с собственными переживаниями и не стесняться говорить о своих чувствах.
Ребёнок, который живёт в семье, где постоянно царит эмоционально напряжённая обстановка, рискует вырасти скованным неврастеником, так как он привыкнет к тому, что никак не может повлиять на конфликт и агрессию.
Если же родители, наоборот, тщательно скрывают все свои чувства и эмоции, малыш будет испытывать трудности в идентификации собственных переживаний, что скажется на социальных навыках во взрослой жизни.
Он должен видеть и понимать, что все члены семьи любят друг друга, заботятся и переживают. Просите его о посильной помощи в бытовых делах, подключайте его к выбору подарков на праздники или помогите ему смастерить подарок своими руками – это хорошая практика, для того, чтобы ребёнок понял, что в отношениях не только получают, но и отдают.
Важно! Ребёнок осознаёт себя как отдельную личность и очень остро воспринимает вторжение в личное пространство. Родителям стоит понимать, что такие чувства, как щедрость и общность не возникают сами по себе, а воспитываются личным примером.
Психическое состояние
Одним из важнейших аспектов формирования личности четырёхлетнего ребёнка является психологическое развитие. Малыш должен:
- испытывать новые для себя эмоции: восхищение, обида, стыд, грусть;
- ориентироваться на внешнюю оценку (родителей, воспитателей, сверстников);
- стремиться к самостоятельности;
- владеть стандартными навыками самообслуживания.
Здоровое психологическое развитие – это заслуга внимания и терпения родителей. На рубеже 5 лет ребёнок становится более ранимым и пугливым, из-за того, что начинает больше осознавать. Ваша задача – помочь малышу побороть все страхи и обрести уверенность в том, что у него всегда будет поддержка и опора.
Музыкальные способности
В 4 года малыш уже понимает и осознаёт музыку, как отдельное явление. У него появляются любимые песни, текст которых он запоминает, и мелодии, под которые он начинает пританцовывать.
Обратите внимание! Понаблюдайте за тем, как малыш танцует и есть ли у него чувство ритма. Детские танцы – отличный способ развить координацию движений и пластичность.
Также он выделяет песни и исполнителей, которые ему не нравятся. Он видит эмоциональный посыл композиции (грустная песня, весёлая, страшная).
Дошкольник умеет связывать песни с определёнными событиями, вспоминать на их фоне истории из прошлого (мелодия которая играла на утреннике, песня, которую я слышал на море и т. д).
Логика
В 4 года ребёнок умеет концентрировать внимание на событии или действии чуть дольше, чем в 3 года, а соответственно, строить следующие логические взаимосвязи:
- уметь считать до 10 и ориентироваться в этих числах (5 меньше 8, 8 больше 7);
- переписывать буквы или числа, ориентируясь на картинку;
- сравнить предметы по форме и размеру;
- зарисовывать простые геометрические фигуры;
- объединять и разделять предметы по свойствам;
- отделять вымышленное от реального;
- ориентироваться в пространстве и запоминать привычные маршруты;
- помнить домашний адрес;
Эти навыки – фундамент для дальнейшего развития логики и умственных способностей.
Память
До 4 лет мозг ребенка фиксировал всё на подсознательном уровне – события запомнилась автоматически, без всяческих усилий извне.
К четырём годам этот процесс становится подвластен малышу. Он заучивает и запоминает то, что кажется ему интересным и нужным, или же запоминает информацию по просьбе взрослых.
Объём памяти вырастает, пассивный и активный словарь постепенно пополняется.
Важный критерий развития памяти: малыш может последовательно, опуская второстепенные детали рассказать о каком-то событии или прошедшем дне.
Тренировать память можно даже во время пути из детского сада до дома – расспросите ребёнка о том, что было сегодня в садике, во что он играл, чем кормили и т. д.
Внимание
В 4 года дошкольник находится на первоначальной стадии развития произвольного внимания. Поэтому:
- ему недоступна многозадачность. Он не может заниматься сразу несколькими делами одновременно;
- он не может сосредотачиваться на мелких деталях, вычленяя их из общей картины событий;
- он может всматриваться, вслушиваться, мыслить над загадкой или подолгу рассматривать книжные иллюстрации;
- он может направлять своё внимание на деятельность или предмет по указанию взрослого;
- он запоминает ранее сказанные слова и может обидеться, если просьба была не выполнена (не купили обещанную игрушку).
Игры
Следующими играми можно разнообразить семейный досуг и поспособствовать всестороннему развитию малыша:
Не подглядывай!
Завяжите ребёнку глаза, возьмите его за руку и отправьтесь в путешествие по дому.
Пусть он трогает предметы руками, вдыхает их запах или пробует на вкус (если это продукты) и попытается угадать, что это, руководствуясь всеми чувствами, кроме зрения.
Придумай, как назвать
Суть игры кроется в придумывании альтернативного названия для привычных вещей. Покажите ребёнку, к примеру, зонт и попросите придумать ему альтернативное название. Может быть «щит от воды», «каплеотражатель»? Эта игра однозначно развеселит малыша и поспособствует развитию фантазии.
Что это может быть?
Малыш садится за стол напротив мамы. Перед ним – чистый лист бумаги и россыпь карандашей. Он зажмуривается и по указанию мамы, на ощупь выбирает карандаш, и также не подсматривая, рисует им каракулю на листе. Затем в ход идёт второй цвет, третий. В итоге ребенок должен открыть глаза и пофантазировать вместе с мамой, что может быть изображено.
Мультики
Мультфильм – это не только способ занять ребёнка на пару часов для высвобождения личного времени, но и процесс обучения. Конечно, если правильно выбрать картину.
Мультики для детей 4 лет должны знакомить малыша с нормами поведения, окружающим миром, прививать ему моральные принципы и учить таким понятиям, как добро и зло.
В то же время, они не должны быть слишком долгими, мрачными или затянутыми.
Лучше всего, если мультфильм будет включать какой-либо интерактив для малыша, танцы и песни.
Развивающие игрушки
Чтобы развлечь и развить дошкольника, заранее запаситесь следующими игрушками:
- простые головоломки с подбором фигурки к отверстию;
- конструкторы с крупными деталями;
- кубики;
- мяч;
- дартс с шариками на липучках;
- глина;
- пластилин:
- фигурки животных, людей, машин;
- интерактивные «говорящие» игрушки.
Важно! Обеспечьте своему ребёнку место для занятий и творчества. Минимальные требования: стол для рисования, стульчик и личный ящик для хранения игрушек.
Картинки
Обучение через картинки и иллюстрации — важный этап в развитии четырёхлетнего ребёнка, поэтому помимо игрушек обеспечьте своё чадо:
- картинками, на которых нужно найти различия;
- изображениями животных, растений и людей для сортировки по категориям;
- картинками с «лабиринтами», где нужно провести линию из одной точки в другую;
- иллюстрированными книгами и энциклопедиями с крупным шрифтом;
- раскрасками;
- картинками, где нужно дорисовать недостающий предмет.
Ребёнок в 4 года – уже полноценная личность, хоть ещё и слишком маленькая для принятия серьёзных решений. Всё что должен сделать родитель – помочь малышу пройти сложный путь становления из младшего дошкольного возраста к старшему. Помните – чем больше вы прилагаете усилий, тем меньше малыш будет испытывать трудностей в учёбе и социальной адаптации.
Источник