Показатели нервно психического развития ребенка второго года жизни

Показатели нервно психического развития ребенка второго года жизни thumbnail
Лекции.Орг

ВОЗРАСТ
ДЕТЕЙ
СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕЙСТВИЯ
С ПРЕДМЕТАМИ
ДВИЖЕНИЯ ОБЩИЕ РЕЧЬ
ПОНИМАЕМАЯ
РЕЧЬ АКТИВНАЯ НАВЫКИ
И
УМЕНИЯ
1 год 3 месяца 1) Ориентируется в предметах контрастной величины (большой, маленький).
Вкладывает малый куб или стаканчик в большой и обратно.
2) Ориентируется в пред-метах контрастной формы; выбирает один из двух по образцу и слову (кубик, шарик) («Дай такой же»).
3) Собирает матрешку
из 2-х частей.
4) Строит башню из 3-х кубиков.
5) Переворачивает 2-3 стр. одновременно.
Развивается игра:
1) воспроизводит отдельные игровые действия:
кормит куклу, собирает пирамидку из 3-4 колец без учета последовательности и др.
 
2) Строит из кубиков и кирпичиков «машину, дорожку, башню».
 
3) Рисует «каракули» карандашом.
 
 
 
1) Ходит длительно, меняя положение: пятится, поворачивается, приседает, наклоняется.
 
2) Ходьба по лестнице приставным шагом с опорой.
 
3) Подпрыгивает при поддержке за обе руки.
 
4) Залезает на предмет высотой 15-20 см и слезает с него.
5) Бросает мяч обеими руками.
 
1) Понимает названия окружающих предметов и игрушек:
· находит и дает 3-4 игрушки,
· дает предметы обуви и одежды.
2) Понимает и выполняет простые инструкции по слову: «покорми куклу», «положи спать в кроватку»
3) По слову ориентируется в группе: «Где твоя кроват-ка? Возьми свой горшок»
4) Узнает знакомые предметы и игрушки на картинках (3 картинки).
 
1) Разнообразно лепечет, подражает новым слогам.
 
 
2) Пользуется
облегченными
«словами – действиями»
в процессе активной деятельности
(« дай, бух, на, иди…»)
 
 
 
1) Самостоятельно ест густую пищу ложкой.
 
2) Часть пищи может съесть с помощью взрослого.
 
3) Еще проявляет неаккуратность в еде.
1 год 6 месяцев 1) Ориентируется в 4-х контрастных формах: подбирает их по предлагаемому образцу и слову («Дай такой же»)
(кубик, кирпичик, шарик, призма – «крыша»).
2) Подбирает предметы нужной формы и величины («большой кубик, маленький кирпичик,…).
1) Воспроизводит ряд игровых действий,часто наблюдаемых в жизни:
причесывает куклу, умывает ее, вытирает нос,..
2) Строит из кубиков и кирпичиков «забор».
 
3) Собирает пирамидку из 2-х колец в определенной последовательности.
Движения становятся более координированными:
1) перешагивает через палку (брусок), лежащий на полу, приставнымшагом (по показу);
2) бегает семенящим, мелким шагом, неритмично;
3) сидит на корточках.
1) Обобщает предметы: находит 2 одинаковых по значению, но разных по цвету или величине предмета: «Где собачка, где еще собачка?»
2) Узнает «картинки в действии» – собака ест, кукла спит,… (2 картинки).
3) Показывает одну из частей тела.
 
1) Начинает заменять звукоподражательные слова на общеупотребительные («ляля» – кукла).
 
2) Использует в речи однословную фразу:
 
«Дай» + жест рукой
 
 
1) Самостоятельно ест густую пищу ложкой.
 
2) Съедает ¾ жидкой пищи (суп) из глубокой тарелки, держа ложку рукой сверху (в кулачке).
1 год 9 месяцев  
1) Ориентируется в 3-х контрастных по величинепредметах(кубах):
10 см, 7 см, 4 см.
 
2) Собирает кубы, соответственно их величине (вкладывает).
3) Собирает матрешку
из 3-х частей.
1) Воспроизводит
по показу несложные «постройки –перекрытия» из строительного материа-ла (ворота, скамейка);
учится обыгрывать их вместе со взрослым.
2) Собирает пирамидку из 3-х колец в определенной последовательности.
3) Рисует прямые линии.
1) Ходит по скамье без помощи взрослого (поднимается и спускается при помощи взрослого).
Ширина скамьи: 15-20 см,
Высота: 15-20 см
2) Выполняет толчок или удар ногой по мячу.
3) Подпрыгивает на месте без помощи взрослого.
 
1) Показывает знакомые предметы на сюжетных картинках.
2) Отвечает на вопросы при рассматривании сюжетных картинок (ребенок может ответить одним словом).
3) Показывает три части тела.
 
1) Обозначает свои действия словами
(«спи, иди, упал»).
 
2) Связывает слова в двухсловную фразу:
 
«Дай ку» – дай куклу.
Умеет частично раздеваться – с небольшой помощью взрослого:
· снимает ботинки (развязанные),
· туфли (расстегнутые),
· носки, колготки.

ВОЗРАСТ
ДЕТЕЙ

СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ

ДЕЙСТВИЯ
С ПРЕДМЕТАМИ

ДВИЖЕНИЯ ОБЩИЕ

РЕЧЬ
ПОНИМАЕМАЯ

РЕЧЬ АКТИВНАЯ

НАВЫКИ
И
УМЕНИЯ

2 года  
1) По предлагаемому образцу и слову находит предметы 3-х цветов
 
(красный, синий, зеленый).
 
 
2) Строит башню из
6-7 кубиков.
 
3) Переворачивает страницы в книге одну за другой.
 
 
1) Воспроизводит в игре
логически связанные, последовательные действия:
куклу сажает в ванночку, трет губкой, моет, вытирает.
 
2) Собирает пирамидку из 4-5 колец в определенной последовательности.
 
 
 
1) По показу перешагивает через препятствия чередующимся шагом
(3-4 брусочка на расстоя-нии 20 см)
 
2) Лазание по стремянке приставным шагом.
 
3) Бег без координации «рука-нога».
 
1) Понимает обозначаемые на картинках действия, выполняет инструкции: «Покажи, кто сидит, кто спит?»
2) Понимает короткий рассказ о событиях, знакомых ребенку из личного опыта. Отвечает на вопросы взрослого словом или коротким предложением.
3) Показывает 5 частей тела.
4) Выполняет 2-х этапную инструкцию.
 
1) При общении со взрослым пользуется 2-3х словными предложениями.
 
2) Вводит в речь:
· прилагательные,
· местоимения (я, ты, мы, он),
· наречия (там, туда).
 
 
1) Умеет частично одеваться с небольшой помощью взрослого
 
(шапку, ботинки, носки).
 
2) Моет и вытирает руки.
2 года 6 месяцев  
1) По предлагаемому образцу находит предметы 4 цветов
(красный, синий, зеленый, желтый).
 
2) Подбирает по образцу геометрические фигуры:
шарик, кубик, кирпичик, призма, цилиндр, конус («Дай такой же»).
 
3) Собирает матрешку
из 4-5-ти частей.
1) Игра носитсюжетный характер: ребенок само-стоятельно и последо-вательно выполняет 2-3 связанных между собой игровых действия: куклу кормит, укладывает спать, гуляет.
2) Строит из кубиков «кроватку, стол, стул».
3) Собирает пирамидку из 6-8 колец в определенной последовательности.
4) Рисует закругленные линии («солнышко»).
 
1) Чередующимся шагом перешагивает через несколько препятствий, лежащих на полу
(3 палки или кубика –
на расстоянии 20 см)
2) Стоит на одной ноге с поддержкой около 8 сек.
 
3) Совершенствуется бег.
 
4) Бросает мяч одной рукой (не большой).
 
1) Понимает значения предлогов в привычной конкретной ситуации («Положи на стул»).
 
2) Начинает понимать прочитанные сказки с опорой на картинку.
 
1) Строит предложения из 3-х и более слов.
 
2) Появляются вопросы «Где? Куда?»
 
3) Использует в речи предлоги (в, на, у, с).
 
4) Использует в речи местоимения «мой, моя, мои, мое».
 
1) Самостоятельно одевается, но еще не умеет застегивать пуговицы и завязывать шнурки.
 
2) Открывает и закрывает кран.
 
3) Знает, когда пользоваться туалетом.
3 года  
1) Называет 4 основных цвета: красный, синий, зеленый, желтый.
 
2) Строит башню из
9 кубиков.
 
3) Складывает разрезную картинку из 2-3-х частей.
 
4) Складывает матрешку из 6-ти частей.
 
5) Складывает фигуры из геометрической мозаики.
1) Возникновениероле-вой игры и начальных навыков ролевого поведе-ния: ребенок выбирает сюжет игры и исполняет роль, которую сопровож-дает словом.
2) Собирает пирамидку из 8-12 колец в определен-ной последовательности.
3) Строит постройки и обыгрывает их («дом, гараж»).
4) Держит карандаш тремя пальцами («рисование по замыслу»).
 
1) Переступает через препятствия высотой
10-15 см чередующимсяшагом (кубики).
2) Шагает вверх и вниз по лестнице приставным и чередующимся шагом с поддержкой и без нее.
3) Ловит мяч обеими руками.
4) Бег с координацией «рука-нога».
5) Лазание по вертикальной лестнице переменным шагом.
 
1) Понимает сложноподчиненные предложения, значения предлогов вне конкретной ситуации.
 
2) Понимает прочитанные сказки без опоры на картинку.
 
1) Употребляет в речи сложные предложения.
 
2) Использует вопросительные слова «Почему? Когда? Зачем?»
 
3) Рассказывает наизусть стихи, потешки, песенки из 2-4-х строк с опорой на картинки.
 
4) Договаривает слова и словосочетания в стихах, чистоговорках.
 
1) Одевается самостоятельно.
 
2) С небольшой помощью взрослого застегивает пуговицы и завязывает шнурки.
 
3) Причесывается.

Дата добавления: 2016-09-06; просмотров: 2912 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов

Читайте также:

Рекомендуемый контект:

Поиск на сайте:

© 2015-2020 lektsii.org – Контакты – Последнее добавление

Источник

ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ДИАГНОСТИКИ

НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 2-3 ГОДА ЖИЗНИ.

Развитие детей раннего возраста, воспитывающихся в детском дошкольном учреждении, должно систематически контролироваться.

В организации контроля за развитием детей раннего возраста принимают участие заведующая, старший воспитатель, медсестра и конечно же воспитатель группы раннего возраста. (см. схему 1)

Воспитателю необходимо вести листы адаптации детей к условиям ДОУ, составление карт развития и поведения детей (по показателям нервно-психического развития) и определение группы развития ребёнка по параметрам, разработанным К.Л.Печорой, Г.В.Пантюхиной, Л.Г.Голубевой.

Цель контроля – определить фактический уровень развития каждого ребёнка и возрастной группы в целом. При этом выявляется правильность медико-педагогических воздействий, условий воспитания, качество всей воспитательной работы дошкольного учреждения.

Систематический контроль позволяет обнаружить первоначальные отклонения в развитии ребёнка, его поведении, своевременно скорректировать воспитательные воздействия, а при планировании занятий учесть не только действующую программу, но и фактический уровень развития и поведения детей. (см.карту развития ребёнка)

Опираясь на материалы об особенностях психического развития  детей раннего возраста, которые были разработаны Н.М.Щеловановым, Н.М. Аксариной, учитываем следующее:

  1. Чем младше ребёнок, тем быстрее он развивается, тем чаще требуется смена занятий, условий воспитания. Поэтому на первом году жизни степень зрелости малыша контролируется ежемесячно (в условиях семьи), на втором – один раз в квартал, на третьем – один раз в полгода в условиях ДОУ.
  2. У маленького ребёнка, как и у взрослого, все функции организма взаимосвязаны и воспринимаются в единстве: состояние здоровья, физическое, нервно-психическое развитие, поведение. Поэтому и контроль над ними проводится одновременно, исходя из результатов, намечается комплексный план оздоровительно-воспитательной работы.
  3. Развитие ребёнка идёт неравномерно: в различные возрастные периоды, определённые умения формируются наиболее интенсивно. Так, возрастной период жизни малыша от 1 года до 2 лет можно условно разделить на 4 периода развития:

1г. 1мес. – 1г. 6мес.;

1г. 4мес. – 1г. 6мес.;

1г. 7мес. – 1г. 9мес.;

1г. 10мес. – 2г.

На третьем году жизни выделяются два периода в развитии ребёнка:

                         2г. 1мес. – 2г. 6мес.;

                         2г. 7мес. – 3г.

В каждом из них контролируется:

  1. Понимание речи.
  2. Активная речь.
  3. Сенсорное развитие.
  4. Игры и действия с предметами.
  5. Изобразительная деятельность.
  6. Конструктивная деятельность.
  7. Степень развития общих движений.
  8. Формирование навыков самостоятельности.
  9. Поведение.

Помимо психического развития необходимо контролировать поведенческие реакции, такие как сон, аппетит, настроение, а так же индивидуальные особенности, некоторые черты личности ребёнка.

 Отклонения в поведении малыша могут быть результатом неправильных педагогических мер, применяемых родителями и воспитателями, но могут быть и симптомом заболевания. В этом случае необходимо проконсультироваться с врачом.

В процессе контроля за нервно-психическим развитием детей могут быть использованы следующие основные методы:

1) Беседа с матерью.

2) Наблюдение за ребёнком в группе (выявляющее особенности его

    поведения).

3) Диагностика психического развития (выявление уровня НПР).

(См. таблицу 2)

От обычного наблюдения метод диагностики отличается тем, что контроль проводится по единой методике, иногда с помощью какого-либо материала в определённой ситуации, которая максимально приближена к естественным условиям жизни малыша. Важно установить близкий контакт с ребёнком, взрослый своим отношением должен внушить малышу уверенность в том, что предложенное задание ему по силам. Однако поведение взрослого при диагностике не совсем обычно: ему полагается не обучать ребёнка чему-либо, а только умело выявлять уже сформированные умения, не прибегая к подсказкам.

Ребёнок, как правило, ждёт оценки со стороны взрослых. И если малыш хорошо справился с заданием, нужно похвалить его.

Если ребёнок не выполняет задание по какой-либо из линий своего периода развития, воспитатель проверяет уровень его знаний и умений по этой же линии, но на возраст ниже. Уровень развития движений может определяться на занятиях гимнастикой, навыки самостоятельности при выполнении режимных моментов.

Наблюдения за поведением детей проводятся ежедневно. В кризисные сроки результаты наблюдений заносятся в карту развития ребёнка.

Методика диагностики уровня нервно-психического развития детей раннего возраста разработана авторами: К.Л.Печерой, Г.В.Пантюхиной, Л.Г.Голубевой. Ими так же разработаны «Карта развития и поведения ребёнка» и критерии оценки развития по кризисным возрастам «Показатели нервно-психического развития детей 1г. 3мес.-3 лет».

При оценке уровня развития проставляется тот возраст, которому соответствует выявленный показатель. Так отмечаются опережение или задержка в развитии отдельных функций. За нормальное развитие ребёнка второго года жизни принимается формирование умений в пределах одного квартала, а на третьем году – в пределах полугодия.

Для сравнения детей разного уровня развития разработана количественная оценка в виде групп развития. При этом учитывается степень опережения или задержки в развитии ребёнка, количество выполняемых детьми заданий соответственно показателям.

По уровню развития дети распределены на три основные группы (четвёртая группа встречается редко и составляет примерно 1,25% детей).

(См.таблицу 3)

В первой группе числятся дети с нормальным развитием, т.е. когда все показатели соответствуют календарному возрасту, а также с опережением развитии. Во вторую группу входят дети с первоначальной задержкой в развитии на один эпикризный срок (на втором году – 1 квартал, на третьем году – 1 полугодие). Третью группу составляют дети с более глубокой задержкой – на два эпикризных срока, а четвёртую с ещё большей задержкой – на три эпикризных срока.

В каждой группе определена степень опережения или задержки в развитии. В первой группе в первой группе опережение на один эпикризный срок – это ускоренное развитие; на два эпикризных срока – это высокое развитие. Во второй, третьей и четвёртой группе выявлены три степени задержки развития (в зависимости от количества несформированных навыков – линий задержки); I степень – 1-2, II – 3-4, III – 5-7 линий. В каждой группе выделены дети с негармоничным развитием. В I группе – дети с верхнегармоничным развитием  ( одна часть линий выше на 1, другая – на два эпикризных срока), во II – с негармоничным развитием (одна часть линий вышена 1 , другая ниже на 1 эпикризный срок), в III группе – с нижнегармоничным развитием (одна часть линий ниже на 1 эпикризный срок, другая часть – на 2 эпикризных срока).

Во второй группе развития большую часть составляют дети с задержкой степени на 1-2 показателя, чаще всего это дети с первоначальной задержкой активной речи. Таких детей следует сразу же взять на учёт с целью их речевого развития. Дети третьей группы требуют особого внимания педагога, врача, логопеда, а четвёртой – обязательной консультации психоневролога.

В графе «Заключение» проставляется группа развития.

В графе «Назначения» указываются конкретные задания для ребёнка на следующий возрастной период и соответствие развития возрастной норме.

ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫ ПОВЕДЕНИЯ РЕБЁНКА.

I. Настроение: бодрое, спокойное, раздражительное, подавленное, неустойчивое.

Бодрое – положительно относится к окружающему, реакции менее эмоционально окрашены, часто улыбается, смеётся, охотно контактирует с окружающими.

Спокойное – положительно относится к окружающему, реакции эмоционально окрашены, меньше контактирует с окружающими.

Раздражительное, возбуждённое состояние – имеют место аффективные вспышки возбуждения, конфликтность, могут наблюдаться озлобленность, крик.

Подавленное настроение – ребёнок вял, бездеятелен, пассивен, замкнут, грустен, может плакать тихо, долго.

Неустойчивое – быстро переходит из одного состояния в другое, может весело смеяться и тут же заплакать, часто вступает в конфликты или замыкается.

II. Сон: засыпание, характер сна, продолжительность.

Засыпание – быстрое, медленное (более 15 минут), спокойное, неспокойное, с дополнительными воздействиями.

Характер сна  – глубокий, неглубокий, спокойный, неспокойный.

Продолжительность – сон короткий, длительный, соответствующий возрасту.

III. Аппетит: хороший, неустойчивый, избирательное отношение к пище, плохой.

IV. Характер бодрствования: ребёнок активный, малоактивный, пассивный.

V. Индивидуальные особенности, некоторые черты личности ребёнка:

Социальные связи – контактен, доброжелателен, правильно реагирует на оценку взрослых, инициативен в играх и т.д.

Познавательные способности – проявляет интерес к  занятиям, окружающему, легко обучаем, внимание достаточно устойчиво.

Обидчив, застенчив, медлителен или чрезмерно подвижен.

Имеются отрицательные привычки – сосёт палец, раскачивается, грызёт ногти и пр.

ФАКТОРЫ РИСКА НАРУШЕНИЯ РАЗВИТИЯ

I. Факторы медико-биологического риска:

  1. наличие наследственных заболеваний в семье;
  2. пороки развития системы организма, врожденные

     и раноприобретённые:

–  снижение слуха;

–  снижение зрения;

–  нарушения в строении и развитии опорно-двигательного  

   аппарата (мышечной системы и скелета);

–  аномалии развития ЦНС (микроцефалия, черепно-

   мозговые грыжи и др.);

  1. органическое поражение ЦНС и периферической НС:

–   ДЦП, церебральные и спинальные параличи;

–   гидроцефалия;

–   энцефалопатия перинатальная;

  1. психические заболевания (ранние проявления):

–   РДА;

–   эпилепсия;

  1. выраженная соматическая патология различной этиологии:

–   пороки развития основных систем организма (порок сердца)

    и хронические соматические заболевания;

–   частая заболеваемость в связи со снижением иммунитета

    (в том числе врождённый иммунодефицит);

            II. Факторы биологического риска:

                   –   недоношенные и маловесные дети, рождённые с массой

                       тела менее 1500 г;

                   –   дети, рождённые на сроке гистации меньше 33 недель;

                   –   дети, перенёсшие асфиксию во время родов;

                   –   дети, находившиеся в отделении интенсивной терапии.

   III. Факторы социального риска:

  1. наркомания и алкоголизм родителей;
  2. малолетние родители (моложе 17 лет);
  3. дети беженцев;
  4. стресс, пережитый ребёнком;
  5. длительная разлука с матерью;
  6. социально-эмоциональная депривация вследствие резкого ограничения общения со взрослыми.

ВОЗРАСТНАЯ ШКАЛА ОЦЕНКИ ПСИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

ДЕТЕЙ С ГОДА ДО ТРЁХ ЛЕТ.

Возраст

Факторы психического развития

1г. 3 мес.

  1. Произносит 20 и более слов.
  2. Выполняет 2 поручения.
  3. Держит карандаш и оставляет им следы на бумаге.
  4. Держит ложку во время еды.
  5. Ставит 5 кубиков один на другой.
  6. Ходит сам, но часто падает.

1г. 6 мес.

  1. Стремится связать 2 слова в предложение.
  2. Хочет всё делать самостоятельно.
  3. Чиркает карандашом целенаправленно и старательно.
  4. Пробует самостоятельно есть.
  5. После наблюдения повторяет увиденное действие с игрушкой.
  6. Ходит стабильно, редко падает.

1г. 9 мес.

  1. Называет пять изображений на рисунке.
  2. Ищет помощи у взрослых.
  3. Чиркает карандашом в рамках листа.
  4. Самостоятельно ест.
  5. Бросает мяч в ящик (корзину).
  6. Пробует бегать.

2года

  1. Задаёт первые вопросы.
  2. Общается с детьми.
  3. Чиркает вертикальные и горизонтальные линии.
  4. Регулирует отправление физиологических потребностей.
  5. Пробует ловить брошенный мяч.
  6. Поднимается и спускается по лестнице с поддержкой.

2г. 6мес.

  1. Задаёт различные вопросы.
  2. Может связно рассказывать.
  3. Умеет чертить кривую, замкнутую линию.
  4. Расстёгивает 3 пуговицы.
  5. Бегает значительно лучше.

3 года

  1. Может связно рассказывать.
  2. В игре входит в роль.
  3. Рисует шар, яблоко и другие предметы.
  4. Сам раздевается и одевается.
  5. Ставит 10 кубиков один на другой.
  6. Поднимается и спускается по ступенькам без опоры.

Источник