Показатели нервно психического развития ребенка второго года жизни


ВОЗРАСТ ДЕТЕЙ | СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ | ДЕЙСТВИЯ С ПРЕДМЕТАМИ | ДВИЖЕНИЯ ОБЩИЕ | РЕЧЬ ПОНИМАЕМАЯ | РЕЧЬ АКТИВНАЯ | НАВЫКИ И УМЕНИЯ |
1 год 3 месяца | 1) Ориентируется в предметах контрастной величины (большой, маленький). Вкладывает малый куб или стаканчик в большой и обратно. 2) Ориентируется в пред-метах контрастной формы; выбирает один из двух по образцу и слову (кубик, шарик) («Дай такой же»). 3) Собирает матрешку из 2-х частей. 4) Строит башню из 3-х кубиков. 5) Переворачивает 2-3 стр. одновременно. | Развивается игра: 1) воспроизводит отдельные игровые действия: кормит куклу, собирает пирамидку из 3-4 колец без учета последовательности и др. 2) Строит из кубиков и кирпичиков «машину, дорожку, башню». 3) Рисует «каракули» карандашом. | 1) Ходит длительно, меняя положение: пятится, поворачивается, приседает, наклоняется. 2) Ходьба по лестнице приставным шагом с опорой. 3) Подпрыгивает при поддержке за обе руки. 4) Залезает на предмет высотой 15-20 см и слезает с него. 5) Бросает мяч обеими руками. | 1) Понимает названия окружающих предметов и игрушек: · находит и дает 3-4 игрушки, · дает предметы обуви и одежды. 2) Понимает и выполняет простые инструкции по слову: «покорми куклу», «положи спать в кроватку» 3) По слову ориентируется в группе: «Где твоя кроват-ка? Возьми свой горшок» 4) Узнает знакомые предметы и игрушки на картинках (3 картинки). | 1) Разнообразно лепечет, подражает новым слогам. 2) Пользуется облегченными «словами – действиями» в процессе активной деятельности (« дай, бух, на, иди…») | 1) Самостоятельно ест густую пищу ложкой. 2) Часть пищи может съесть с помощью взрослого. 3) Еще проявляет неаккуратность в еде. |
1 год 6 месяцев | 1) Ориентируется в 4-х контрастных формах: подбирает их по предлагаемому образцу и слову («Дай такой же») (кубик, кирпичик, шарик, призма – «крыша»). 2) Подбирает предметы нужной формы и величины («большой кубик, маленький кирпичик,…). | 1) Воспроизводит ряд игровых действий,часто наблюдаемых в жизни: причесывает куклу, умывает ее, вытирает нос,.. 2) Строит из кубиков и кирпичиков «забор». 3) Собирает пирамидку из 2-х колец в определенной последовательности. | Движения становятся более координированными: 1) перешагивает через палку (брусок), лежащий на полу, приставнымшагом (по показу); 2) бегает семенящим, мелким шагом, неритмично; 3) сидит на корточках. | 1) Обобщает предметы: находит 2 одинаковых по значению, но разных по цвету или величине предмета: «Где собачка, где еще собачка?» 2) Узнает «картинки в действии» – собака ест, кукла спит,… (2 картинки). 3) Показывает одну из частей тела. | 1) Начинает заменять звукоподражательные слова на общеупотребительные («ляля» – кукла). 2) Использует в речи однословную фразу: «Дай» + жест рукой | 1) Самостоятельно ест густую пищу ложкой. 2) Съедает ¾ жидкой пищи (суп) из глубокой тарелки, держа ложку рукой сверху (в кулачке). |
1 год 9 месяцев | 1) Ориентируется в 3-х контрастных по величинепредметах(кубах): 10 см, 7 см, 4 см. 2) Собирает кубы, соответственно их величине (вкладывает). 3) Собирает матрешку из 3-х частей. | 1) Воспроизводит по показу несложные «постройки –перекрытия» из строительного материа-ла (ворота, скамейка); учится обыгрывать их вместе со взрослым. 2) Собирает пирамидку из 3-х колец в определенной последовательности. 3) Рисует прямые линии. | 1) Ходит по скамье без помощи взрослого (поднимается и спускается при помощи взрослого). Ширина скамьи: 15-20 см, Высота: 15-20 см 2) Выполняет толчок или удар ногой по мячу. 3) Подпрыгивает на месте без помощи взрослого. | 1) Показывает знакомые предметы на сюжетных картинках. 2) Отвечает на вопросы при рассматривании сюжетных картинок (ребенок может ответить одним словом). 3) Показывает три части тела. | 1) Обозначает свои действия словами («спи, иди, упал»). 2) Связывает слова в двухсловную фразу: «Дай ку» – дай куклу. | Умеет частично раздеваться – с небольшой помощью взрослого: · снимает ботинки (развязанные), · туфли (расстегнутые), · носки, колготки. |
ВОЗРАСТ | СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ | ДЕЙСТВИЯ | ДВИЖЕНИЯ ОБЩИЕ | РЕЧЬ | РЕЧЬ АКТИВНАЯ | НАВЫКИ |
2 года | 1) По предлагаемому образцу и слову находит предметы 3-х цветов (красный, синий, зеленый). 2) Строит башню из 6-7 кубиков. 3) Переворачивает страницы в книге одну за другой. | 1) Воспроизводит в игре логически связанные, последовательные действия: куклу сажает в ванночку, трет губкой, моет, вытирает. 2) Собирает пирамидку из 4-5 колец в определенной последовательности. | 1) По показу перешагивает через препятствия чередующимся шагом (3-4 брусочка на расстоя-нии 20 см) 2) Лазание по стремянке приставным шагом. 3) Бег без координации «рука-нога». | 1) Понимает обозначаемые на картинках действия, выполняет инструкции: «Покажи, кто сидит, кто спит?» 2) Понимает короткий рассказ о событиях, знакомых ребенку из личного опыта. Отвечает на вопросы взрослого словом или коротким предложением. 3) Показывает 5 частей тела. 4) Выполняет 2-х этапную инструкцию. | 1) При общении со взрослым пользуется 2-3х словными предложениями. 2) Вводит в речь: · прилагательные, · местоимения (я, ты, мы, он), · наречия (там, туда). | 1) Умеет частично одеваться с небольшой помощью взрослого (шапку, ботинки, носки). 2) Моет и вытирает руки. |
2 года 6 месяцев | 1) По предлагаемому образцу находит предметы 4 цветов (красный, синий, зеленый, желтый). 2) Подбирает по образцу геометрические фигуры: шарик, кубик, кирпичик, призма, цилиндр, конус («Дай такой же»). 3) Собирает матрешку из 4-5-ти частей. | 1) Игра носитсюжетный характер: ребенок само-стоятельно и последо-вательно выполняет 2-3 связанных между собой игровых действия: куклу кормит, укладывает спать, гуляет. 2) Строит из кубиков «кроватку, стол, стул». 3) Собирает пирамидку из 6-8 колец в определенной последовательности. 4) Рисует закругленные линии («солнышко»). | 1) Чередующимся шагом перешагивает через несколько препятствий, лежащих на полу (3 палки или кубика – на расстоянии 20 см) 2) Стоит на одной ноге с поддержкой около 8 сек. 3) Совершенствуется бег. 4) Бросает мяч одной рукой (не большой). | 1) Понимает значения предлогов в привычной конкретной ситуации («Положи на стул»). 2) Начинает понимать прочитанные сказки с опорой на картинку. | 1) Строит предложения из 3-х и более слов. 2) Появляются вопросы «Где? Куда?» 3) Использует в речи предлоги (в, на, у, с). 4) Использует в речи местоимения «мой, моя, мои, мое». | 1) Самостоятельно одевается, но еще не умеет застегивать пуговицы и завязывать шнурки. 2) Открывает и закрывает кран. 3) Знает, когда пользоваться туалетом. |
3 года | 1) Называет 4 основных цвета: красный, синий, зеленый, желтый. 2) Строит башню из 9 кубиков. 3) Складывает разрезную картинку из 2-3-х частей. 4) Складывает матрешку из 6-ти частей. 5) Складывает фигуры из геометрической мозаики. | 1) Возникновениероле-вой игры и начальных навыков ролевого поведе-ния: ребенок выбирает сюжет игры и исполняет роль, которую сопровож-дает словом. 2) Собирает пирамидку из 8-12 колец в определен-ной последовательности. 3) Строит постройки и обыгрывает их («дом, гараж»). 4) Держит карандаш тремя пальцами («рисование по замыслу»). | 1) Переступает через препятствия высотой 10-15 см чередующимсяшагом (кубики). 2) Шагает вверх и вниз по лестнице приставным и чередующимся шагом с поддержкой и без нее. 3) Ловит мяч обеими руками. 4) Бег с координацией «рука-нога». 5) Лазание по вертикальной лестнице переменным шагом. | 1) Понимает сложноподчиненные предложения, значения предлогов вне конкретной ситуации. 2) Понимает прочитанные сказки без опоры на картинку. | 1) Употребляет в речи сложные предложения. 2) Использует вопросительные слова «Почему? Когда? Зачем?» 3) Рассказывает наизусть стихи, потешки, песенки из 2-4-х строк с опорой на картинки. 4) Договаривает слова и словосочетания в стихах, чистоговорках. | 1) Одевается самостоятельно. 2) С небольшой помощью взрослого застегивает пуговицы и завязывает шнурки. 3) Причесывается. |
Дата добавления: 2016-09-06; просмотров: 2912 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов
Читайте также:
Рекомендуемый контект:
Поиск на сайте:
© 2015-2020 lektsii.org – Контакты – Последнее добавление
Источник
ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ДИАГНОСТИКИ
НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 2-3 ГОДА ЖИЗНИ.
Развитие детей раннего возраста, воспитывающихся в детском дошкольном учреждении, должно систематически контролироваться.
В организации контроля за развитием детей раннего возраста принимают участие заведующая, старший воспитатель, медсестра и конечно же воспитатель группы раннего возраста. (см. схему 1)
Воспитателю необходимо вести листы адаптации детей к условиям ДОУ, составление карт развития и поведения детей (по показателям нервно-психического развития) и определение группы развития ребёнка по параметрам, разработанным К.Л.Печорой, Г.В.Пантюхиной, Л.Г.Голубевой.
Цель контроля – определить фактический уровень развития каждого ребёнка и возрастной группы в целом. При этом выявляется правильность медико-педагогических воздействий, условий воспитания, качество всей воспитательной работы дошкольного учреждения.
Систематический контроль позволяет обнаружить первоначальные отклонения в развитии ребёнка, его поведении, своевременно скорректировать воспитательные воздействия, а при планировании занятий учесть не только действующую программу, но и фактический уровень развития и поведения детей. (см.карту развития ребёнка)
Опираясь на материалы об особенностях психического развития детей раннего возраста, которые были разработаны Н.М.Щеловановым, Н.М. Аксариной, учитываем следующее:
- Чем младше ребёнок, тем быстрее он развивается, тем чаще требуется смена занятий, условий воспитания. Поэтому на первом году жизни степень зрелости малыша контролируется ежемесячно (в условиях семьи), на втором – один раз в квартал, на третьем – один раз в полгода в условиях ДОУ.
- У маленького ребёнка, как и у взрослого, все функции организма взаимосвязаны и воспринимаются в единстве: состояние здоровья, физическое, нервно-психическое развитие, поведение. Поэтому и контроль над ними проводится одновременно, исходя из результатов, намечается комплексный план оздоровительно-воспитательной работы.
- Развитие ребёнка идёт неравномерно: в различные возрастные периоды, определённые умения формируются наиболее интенсивно. Так, возрастной период жизни малыша от 1 года до 2 лет можно условно разделить на 4 периода развития:
1г. 1мес. – 1г. 6мес.;
1г. 4мес. – 1г. 6мес.;
1г. 7мес. – 1г. 9мес.;
1г. 10мес. – 2г.
На третьем году жизни выделяются два периода в развитии ребёнка:
2г. 1мес. – 2г. 6мес.;
2г. 7мес. – 3г.
В каждом из них контролируется:
- Понимание речи.
- Активная речь.
- Сенсорное развитие.
- Игры и действия с предметами.
- Изобразительная деятельность.
- Конструктивная деятельность.
- Степень развития общих движений.
- Формирование навыков самостоятельности.
- Поведение.
Помимо психического развития необходимо контролировать поведенческие реакции, такие как сон, аппетит, настроение, а так же индивидуальные особенности, некоторые черты личности ребёнка.
Отклонения в поведении малыша могут быть результатом неправильных педагогических мер, применяемых родителями и воспитателями, но могут быть и симптомом заболевания. В этом случае необходимо проконсультироваться с врачом.
В процессе контроля за нервно-психическим развитием детей могут быть использованы следующие основные методы:
1) Беседа с матерью.
2) Наблюдение за ребёнком в группе (выявляющее особенности его
поведения).
3) Диагностика психического развития (выявление уровня НПР).
(См. таблицу 2)
От обычного наблюдения метод диагностики отличается тем, что контроль проводится по единой методике, иногда с помощью какого-либо материала в определённой ситуации, которая максимально приближена к естественным условиям жизни малыша. Важно установить близкий контакт с ребёнком, взрослый своим отношением должен внушить малышу уверенность в том, что предложенное задание ему по силам. Однако поведение взрослого при диагностике не совсем обычно: ему полагается не обучать ребёнка чему-либо, а только умело выявлять уже сформированные умения, не прибегая к подсказкам.
Ребёнок, как правило, ждёт оценки со стороны взрослых. И если малыш хорошо справился с заданием, нужно похвалить его.
Если ребёнок не выполняет задание по какой-либо из линий своего периода развития, воспитатель проверяет уровень его знаний и умений по этой же линии, но на возраст ниже. Уровень развития движений может определяться на занятиях гимнастикой, навыки самостоятельности при выполнении режимных моментов.
Наблюдения за поведением детей проводятся ежедневно. В кризисные сроки результаты наблюдений заносятся в карту развития ребёнка.
Методика диагностики уровня нервно-психического развития детей раннего возраста разработана авторами: К.Л.Печерой, Г.В.Пантюхиной, Л.Г.Голубевой. Ими так же разработаны «Карта развития и поведения ребёнка» и критерии оценки развития по кризисным возрастам «Показатели нервно-психического развития детей 1г. 3мес.-3 лет».
При оценке уровня развития проставляется тот возраст, которому соответствует выявленный показатель. Так отмечаются опережение или задержка в развитии отдельных функций. За нормальное развитие ребёнка второго года жизни принимается формирование умений в пределах одного квартала, а на третьем году – в пределах полугодия.
Для сравнения детей разного уровня развития разработана количественная оценка в виде групп развития. При этом учитывается степень опережения или задержки в развитии ребёнка, количество выполняемых детьми заданий соответственно показателям.
По уровню развития дети распределены на три основные группы (четвёртая группа встречается редко и составляет примерно 1,25% детей).
(См.таблицу 3)
В первой группе числятся дети с нормальным развитием, т.е. когда все показатели соответствуют календарному возрасту, а также с опережением развитии. Во вторую группу входят дети с первоначальной задержкой в развитии на один эпикризный срок (на втором году – 1 квартал, на третьем году – 1 полугодие). Третью группу составляют дети с более глубокой задержкой – на два эпикризных срока, а четвёртую с ещё большей задержкой – на три эпикризных срока.
В каждой группе определена степень опережения или задержки в развитии. В первой группе в первой группе опережение на один эпикризный срок – это ускоренное развитие; на два эпикризных срока – это высокое развитие. Во второй, третьей и четвёртой группе выявлены три степени задержки развития (в зависимости от количества несформированных навыков – линий задержки); I степень – 1-2, II – 3-4, III – 5-7 линий. В каждой группе выделены дети с негармоничным развитием. В I группе – дети с верхнегармоничным развитием ( одна часть линий выше на 1, другая – на два эпикризных срока), во II – с негармоничным развитием (одна часть линий вышена 1 , другая ниже на 1 эпикризный срок), в III группе – с нижнегармоничным развитием (одна часть линий ниже на 1 эпикризный срок, другая часть – на 2 эпикризных срока).
Во второй группе развития большую часть составляют дети с задержкой степени на 1-2 показателя, чаще всего это дети с первоначальной задержкой активной речи. Таких детей следует сразу же взять на учёт с целью их речевого развития. Дети третьей группы требуют особого внимания педагога, врача, логопеда, а четвёртой – обязательной консультации психоневролога.
В графе «Заключение» проставляется группа развития.
В графе «Назначения» указываются конкретные задания для ребёнка на следующий возрастной период и соответствие развития возрастной норме.
ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫ ПОВЕДЕНИЯ РЕБЁНКА.
I. Настроение: бодрое, спокойное, раздражительное, подавленное, неустойчивое.
Бодрое – положительно относится к окружающему, реакции менее эмоционально окрашены, часто улыбается, смеётся, охотно контактирует с окружающими.
Спокойное – положительно относится к окружающему, реакции эмоционально окрашены, меньше контактирует с окружающими.
Раздражительное, возбуждённое состояние – имеют место аффективные вспышки возбуждения, конфликтность, могут наблюдаться озлобленность, крик.
Подавленное настроение – ребёнок вял, бездеятелен, пассивен, замкнут, грустен, может плакать тихо, долго.
Неустойчивое – быстро переходит из одного состояния в другое, может весело смеяться и тут же заплакать, часто вступает в конфликты или замыкается.
II. Сон: засыпание, характер сна, продолжительность.
Засыпание – быстрое, медленное (более 15 минут), спокойное, неспокойное, с дополнительными воздействиями.
Характер сна – глубокий, неглубокий, спокойный, неспокойный.
Продолжительность – сон короткий, длительный, соответствующий возрасту.
III. Аппетит: хороший, неустойчивый, избирательное отношение к пище, плохой.
IV. Характер бодрствования: ребёнок активный, малоактивный, пассивный.
V. Индивидуальные особенности, некоторые черты личности ребёнка:
Социальные связи – контактен, доброжелателен, правильно реагирует на оценку взрослых, инициативен в играх и т.д.
Познавательные способности – проявляет интерес к занятиям, окружающему, легко обучаем, внимание достаточно устойчиво.
Обидчив, застенчив, медлителен или чрезмерно подвижен.
Имеются отрицательные привычки – сосёт палец, раскачивается, грызёт ногти и пр.
ФАКТОРЫ РИСКА НАРУШЕНИЯ РАЗВИТИЯ
I. Факторы медико-биологического риска:
- наличие наследственных заболеваний в семье;
- пороки развития системы организма, врожденные
и раноприобретённые:
– снижение слуха;
– снижение зрения;
– нарушения в строении и развитии опорно-двигательного
аппарата (мышечной системы и скелета);
– аномалии развития ЦНС (микроцефалия, черепно-
мозговые грыжи и др.);
- органическое поражение ЦНС и периферической НС:
– ДЦП, церебральные и спинальные параличи;
– гидроцефалия;
– энцефалопатия перинатальная;
- психические заболевания (ранние проявления):
– РДА;
– эпилепсия;
- выраженная соматическая патология различной этиологии:
– пороки развития основных систем организма (порок сердца)
и хронические соматические заболевания;
– частая заболеваемость в связи со снижением иммунитета
(в том числе врождённый иммунодефицит);
II. Факторы биологического риска:
– недоношенные и маловесные дети, рождённые с массой
тела менее 1500 г;
– дети, рождённые на сроке гистации меньше 33 недель;
– дети, перенёсшие асфиксию во время родов;
– дети, находившиеся в отделении интенсивной терапии.
III. Факторы социального риска:
- наркомания и алкоголизм родителей;
- малолетние родители (моложе 17 лет);
- дети беженцев;
- стресс, пережитый ребёнком;
- длительная разлука с матерью;
- социально-эмоциональная депривация вследствие резкого ограничения общения со взрослыми.
ВОЗРАСТНАЯ ШКАЛА ОЦЕНКИ ПСИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
ДЕТЕЙ С ГОДА ДО ТРЁХ ЛЕТ.
Возраст | Факторы психического развития |
1г. 3 мес. |
|
1г. 6 мес. |
|
1г. 9 мес. |
|
2года |
|
2г. 6мес. |
|
3 года |
|
Источник