Показатели нервно психического развития ребенка 3 года жизни


ВОЗРАСТ ДЕТЕЙ | СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ | ДЕЙСТВИЯ С ПРЕДМЕТАМИ | ДВИЖЕНИЯ ОБЩИЕ | РЕЧЬ ПОНИМАЕМАЯ | РЕЧЬ АКТИВНАЯ | НАВЫКИ И УМЕНИЯ |
1 год 3 месяца | 1) Ориентируется в предметах контрастной величины (большой, маленький). Вкладывает малый куб или стаканчик в большой и обратно. 2) Ориентируется в пред-метах контрастной формы; выбирает один из двух по образцу и слову (кубик, шарик) («Дай такой же»). 3) Собирает матрешку из 2-х частей. 4) Строит башню из 3-х кубиков. 5) Переворачивает 2-3 стр. одновременно. | Развивается игра: 1) воспроизводит отдельные игровые действия: кормит куклу, собирает пирамидку из 3-4 колец без учета последовательности и др. 2) Строит из кубиков и кирпичиков «машину, дорожку, башню». 3) Рисует «каракули» карандашом. | 1) Ходит длительно, меняя положение: пятится, поворачивается, приседает, наклоняется. 2) Ходьба по лестнице приставным шагом с опорой. 3) Подпрыгивает при поддержке за обе руки. 4) Залезает на предмет высотой 15-20 см и слезает с него. 5) Бросает мяч обеими руками. | 1) Понимает названия окружающих предметов и игрушек: · находит и дает 3-4 игрушки, · дает предметы обуви и одежды. 2) Понимает и выполняет простые инструкции по слову: «покорми куклу», «положи спать в кроватку» 3) По слову ориентируется в группе: «Где твоя кроват-ка? Возьми свой горшок» 4) Узнает знакомые предметы и игрушки на картинках (3 картинки). | 1) Разнообразно лепечет, подражает новым слогам. 2) Пользуется облегченными «словами – действиями» в процессе активной деятельности (« дай, бух, на, иди…») | 1) Самостоятельно ест густую пищу ложкой. 2) Часть пищи может съесть с помощью взрослого. 3) Еще проявляет неаккуратность в еде. |
1 год 6 месяцев | 1) Ориентируется в 4-х контрастных формах: подбирает их по предлагаемому образцу и слову («Дай такой же») (кубик, кирпичик, шарик, призма – «крыша»). 2) Подбирает предметы нужной формы и величины («большой кубик, маленький кирпичик,…). | 1) Воспроизводит ряд игровых действий,часто наблюдаемых в жизни: причесывает куклу, умывает ее, вытирает нос,.. 2) Строит из кубиков и кирпичиков «забор». 3) Собирает пирамидку из 2-х колец в определенной последовательности. | Движения становятся более координированными: 1) перешагивает через палку (брусок), лежащий на полу, приставнымшагом (по показу); 2) бегает семенящим, мелким шагом, неритмично; 3) сидит на корточках. | 1) Обобщает предметы: находит 2 одинаковых по значению, но разных по цвету или величине предмета: «Где собачка, где еще собачка?» 2) Узнает «картинки в действии» – собака ест, кукла спит,… (2 картинки). 3) Показывает одну из частей тела. | 1) Начинает заменять звукоподражательные слова на общеупотребительные («ляля» – кукла). 2) Использует в речи однословную фразу: «Дай» + жест рукой | 1) Самостоятельно ест густую пищу ложкой. 2) Съедает ¾ жидкой пищи (суп) из глубокой тарелки, держа ложку рукой сверху (в кулачке). |
1 год 9 месяцев | 1) Ориентируется в 3-х контрастных по величинепредметах(кубах): 10 см, 7 см, 4 см. 2) Собирает кубы, соответственно их величине (вкладывает). 3) Собирает матрешку из 3-х частей. | 1) Воспроизводит по показу несложные «постройки –перекрытия» из строительного материа-ла (ворота, скамейка); учится обыгрывать их вместе со взрослым. 2) Собирает пирамидку из 3-х колец в определенной последовательности. 3) Рисует прямые линии. | 1) Ходит по скамье без помощи взрослого (поднимается и спускается при помощи взрослого). Ширина скамьи: 15-20 см, Высота: 15-20 см 2) Выполняет толчок или удар ногой по мячу. 3) Подпрыгивает на месте без помощи взрослого. | 1) Показывает знакомые предметы на сюжетных картинках. 2) Отвечает на вопросы при рассматривании сюжетных картинок (ребенок может ответить одним словом). 3) Показывает три части тела. | 1) Обозначает свои действия словами («спи, иди, упал»). 2) Связывает слова в двухсловную фразу: «Дай ку» – дай куклу. | Умеет частично раздеваться – с небольшой помощью взрослого: · снимает ботинки (развязанные), · туфли (расстегнутые), · носки, колготки. |
ВОЗРАСТ | СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ | ДЕЙСТВИЯ | ДВИЖЕНИЯ ОБЩИЕ | РЕЧЬ | РЕЧЬ АКТИВНАЯ | НАВЫКИ |
2 года | 1) По предлагаемому образцу и слову находит предметы 3-х цветов (красный, синий, зеленый). 2) Строит башню из 6-7 кубиков. 3) Переворачивает страницы в книге одну за другой. | 1) Воспроизводит в игре логически связанные, последовательные действия: куклу сажает в ванночку, трет губкой, моет, вытирает. 2) Собирает пирамидку из 4-5 колец в определенной последовательности. | 1) По показу перешагивает через препятствия чередующимся шагом (3-4 брусочка на расстоя-нии 20 см) 2) Лазание по стремянке приставным шагом. 3) Бег без координации «рука-нога». | 1) Понимает обозначаемые на картинках действия, выполняет инструкции: «Покажи, кто сидит, кто спит?» 2) Понимает короткий рассказ о событиях, знакомых ребенку из личного опыта. Отвечает на вопросы взрослого словом или коротким предложением. 3) Показывает 5 частей тела. 4) Выполняет 2-х этапную инструкцию. | 1) При общении со взрослым пользуется 2-3х словными предложениями. 2) Вводит в речь: · прилагательные, · местоимения (я, ты, мы, он), · наречия (там, туда). | 1) Умеет частично одеваться с небольшой помощью взрослого (шапку, ботинки, носки). 2) Моет и вытирает руки. |
2 года 6 месяцев | 1) По предлагаемому образцу находит предметы 4 цветов (красный, синий, зеленый, желтый). 2) Подбирает по образцу геометрические фигуры: шарик, кубик, кирпичик, призма, цилиндр, конус («Дай такой же»). 3) Собирает матрешку из 4-5-ти частей. | 1) Игра носитсюжетный характер: ребенок само-стоятельно и последо-вательно выполняет 2-3 связанных между собой игровых действия: куклу кормит, укладывает спать, гуляет. 2) Строит из кубиков «кроватку, стол, стул». 3) Собирает пирамидку из 6-8 колец в определенной последовательности. 4) Рисует закругленные линии («солнышко»). | 1) Чередующимся шагом перешагивает через несколько препятствий, лежащих на полу (3 палки или кубика – на расстоянии 20 см) 2) Стоит на одной ноге с поддержкой около 8 сек. 3) Совершенствуется бег. 4) Бросает мяч одной рукой (не большой). | 1) Понимает значения предлогов в привычной конкретной ситуации («Положи на стул»). 2) Начинает понимать прочитанные сказки с опорой на картинку. | 1) Строит предложения из 3-х и более слов. 2) Появляются вопросы «Где? Куда?» 3) Использует в речи предлоги (в, на, у, с). 4) Использует в речи местоимения «мой, моя, мои, мое». | 1) Самостоятельно одевается, но еще не умеет застегивать пуговицы и завязывать шнурки. 2) Открывает и закрывает кран. 3) Знает, когда пользоваться туалетом. |
3 года | 1) Называет 4 основных цвета: красный, синий, зеленый, желтый. 2) Строит башню из 9 кубиков. 3) Складывает разрезную картинку из 2-3-х частей. 4) Складывает матрешку из 6-ти частей. 5) Складывает фигуры из геометрической мозаики. | 1) Возникновениероле-вой игры и начальных навыков ролевого поведе-ния: ребенок выбирает сюжет игры и исполняет роль, которую сопровож-дает словом. 2) Собирает пирамидку из 8-12 колец в определен-ной последовательности. 3) Строит постройки и обыгрывает их («дом, гараж»). 4) Держит карандаш тремя пальцами («рисование по замыслу»). | 1) Переступает через препятствия высотой 10-15 см чередующимсяшагом (кубики). 2) Шагает вверх и вниз по лестнице приставным и чередующимся шагом с поддержкой и без нее. 3) Ловит мяч обеими руками. 4) Бег с координацией «рука-нога». 5) Лазание по вертикальной лестнице переменным шагом. | 1) Понимает сложноподчиненные предложения, значения предлогов вне конкретной ситуации. 2) Понимает прочитанные сказки без опоры на картинку. | 1) Употребляет в речи сложные предложения. 2) Использует вопросительные слова «Почему? Когда? Зачем?» 3) Рассказывает наизусть стихи, потешки, песенки из 2-4-х строк с опорой на картинки. 4) Договаривает слова и словосочетания в стихах, чистоговорках. | 1) Одевается самостоятельно. 2) С небольшой помощью взрослого застегивает пуговицы и завязывает шнурки. 3) Причесывается. |
Дата добавления: 2016-09-06; просмотров: 2962 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов
Читайте также:
Рекомендуемый контект:
Поиск на сайте:
© 2015-2020 lektsii.org – Контакты – Последнее добавление
Источник
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Солнышко»
Диагностика нервно-психического развития детей 3-4 лет
Подготовил
педагог-психолог МБДОУ
детский сад «Солнышко»
Щербинина Анастасия Викторовна
с.Каратузское
2017 г.
Диагностика нервно-психического развития детей 3-4 лет
Линия развития ребенка (возраст 4 года) | ||||||||
Понимание речи | Активная речь | Сенсорное развитие | Игра и действия с предметами | Движения | Навыки | Конструктивная деятельность | Изобразительная деятельность | Социальное развитие |
Понимает содержание рассказов, сказок. Понимает содержание картинок со скрытым смыслом | При рассматривании картинок отвечает на вопросы взрослого, пользуется многословными придаточными предложениями. | Классифицирует 2 группы предметов, каждая из которых состоит из 4 карточек (4 лишняя). Называет 6 цветов (красный, синий, зеленый, желтый, голубой, розовый). | Складывает разрезную картинку из 3-4 частей, играет в ролевые игры с 2-3 детьми, распределяя роли и выполняя их. | Умеет подпрыгивать на двух ногах, продвигаясь вперед. | При одевании самостоятельно застегивает пуговицы, молнии, завязывает шнурки, ест из мелкой тарелки, пользуется вилкой. | Планирует свои постройки, использует различные строительные детали в соответствии с их конструктивными свойствами | Изображает предметы, состоящие из нескольких частей (дом, машина, поезд) | В деятельности начинает ставить цель, сопоставляя между собой отдельные мотивы действия |
Методика определения нервно-психического развития ребенка (К.Л.Печора, Г.В.Пантюхина)
- Понимание речи.
- Ребенок понимает содержание сказок и рассказ о событиях, которые сам не видел, но с отдельными элементами знаком. (возраст 3 года)
Методика обследования: специально подготовленная ситуация. Педагог читает сказку «Курочка Ряба».
Ожидаемый результат: ребенок с интересом слушает педагога, отвечает на его вопросы о содержании сказки (если ребенок на вопросы не может ответить (не разговаривает), педагог задает наводящие вопросы и просит показать объект или ситуацию на картинках книги).
- Ребенок понимает содержание картинок со скрытым смыслом. (возраст 4 года)
Методика обследования: специально подготовленная ситуация. Педагог показывает ребенку сюжетные картинки и просит рассказать, что произошло на этой картинке.
Ожидаемый результат: ребенок с интересом рассматривает картинку, рассказывает, что произошло на картинке (описывает действие). (Если ребенок не может описать словами действие на картинке, то делает это с помощью жестов, мимики, отдельных звуков. Педагог оказывает направляющую помощь).
- Активная речь
- Ребенок начинает употреблять сложные предложения. Задает вопросы «Почему?», «Когда?» (3 года)
Методика обследования: естественная ситуация. Педагог беседует с ребенком на любую близкую ему тему, либо провоцирует ребенка с помощью картинки.
Ожидаемый результат: хотя бы раз в своей речи ребенок использует сложное предложение, либо отвечает на вопрос педагога. Ребенок задает вопросы «Почему?», «Когда?»
- Ребенок при рассматривании картинок отвечает на вопросы педагога, использует многословные предложения. (4 года)
Методика обследования: педагог предлагает ребенку рассмотреть сюжетные картинки и рассказать, что увидел на картинках.
Ожидаемый результат: ребенок рассказывает, что видит на картинках, используя многословные предложения.
- Сенсорное развитие
- Ребенок в своей деятельности использует фигуры путем соединения.
Материал: напольная мозаика, изображение несложных предметов (цветок, облако, бабочка). (3 года)
Методика обследования: специально подготовленная ситуация. Педагог дает ребенку мозаику, образец и предлагает выполнить соответствующие рисунки.
Ожидаемый результат: ребенок правильно составляет рисунок из мозаики по образцу.
- Ребенок называет 4 основные цвета (3 года)
Материал: 8 однотонно окрашенных предметов (по 2 одинакового цвета), разной формы.
Методика обследования: провоцирующая ситуация. Педагог показывает ребенку один предмет за другим и спрашивает: «Какого цвета кубик?». Цвета чередуются. (если ребенок не может произнести название цвета, педагог просит: «Покажи красный кубик»)
Ожидаемый результат: ребенок правильно называет (показывает) хотя бы по одному разу 4 основных цвета.
- Ребенок классифицирует 2 группы предметов.
Материал: 4 картинки с изображением фруктов, 4 картинки с изображением цветов, 2 плоскостные бумажные корзинки.
Методика обследования: провоцирующая ситуация. Педагог предлагает ребенку разложить фрукты и цветы в корзинки таким образом, чтобы в одной корзинке были только фрукты, а в другой только цветы.
Ожидаемый результат: ребенок классифицирует группы предметов, верно раскладывает фрукты и цветы в корзинки.
- Ребенок называет 6 цветов (красный, синий, зеленый, желтый, голубой, розовый). (4 года)
Материал: 12 однотонно окрашенных предметов (по 2 одинакового цвета), разной формы.
Методика обследования: провоцирующая ситуация. Педагог показывает ребенку один предмет за другим и спрашивает: «Какого цвета кубик?». Цвета чередуются. (если ребенок не может произнести название цвета, педагог просит: «Покажи красный кубик»)
Ожидаемый результат: ребенок правильно называет (показывает) хотя бы по одному разу 6 цветов.
- Игра и действия с предметами
- У ребенка появляются элементы ролевой игры . (3 года)
Материал: руль для шофера, элементы ряженья (фуражка для шофера).
Методика обследования: провоцирующая ситуация. В игровом уголке подобраны атрибуты для разнообразных сюжетных игр. Педагог предлагает ребенку поиграть с этими атрибутами.
Ожидаемый результат: ребенок отображает какой-либо сюжет, выполняет роль, которую определяет словом, при этом использует предметы –заместители и воображаемые предметы.
2.Методика обследования: провоцирующая ситуация. Взрослый наблюдает за игрой ребенка, спрашивает его: «Кто ты?»
Ожидаемый результат: ребенок на вопрос взрослого называет свою роль в соответствии с выполняемым действием.
- Ребенок играет в ролевые игры с двумя-тремя детьми, распределяя роли и выполняя их.
Методика обследования: наблюдение за игрой ребенка в условиях группы, есть ли у ребенка партнеры по игре, берет ли ребенок на себя роль и исполняет ее в соответствии с ситуацией.
Ожидаемый результат: ребенок играет в ролевые игры с детьми, выполняет определенную роль в соответствии с ситуацией.
- Ребенок складывает разрезную картинку из 3-4 частей. (4 года)
Методика обследования: провоцирующая ситуация. Педагог предлагает ребенку собрать разрезную картинку из 3-4 частей.
Ожидаемый результат: ребенок собирает разрезную картинку из 3-4 частей самостоятельно.
- Движения
- Ребенок перешагивает через палку или веревку, горизонтально приподнятую над полом на высоту 30-35 см. (3 года)
Материал: палка длиной 70 см – 1 м или веревка.
Методика обследования: специально подготовленная ситуация. Н стене или ножке стула, стола сделать отметки необходимой высоты (10 см) для палки. Палку или веревку можно закреплять на этой высоте или держать в руке. Ребенку предлагают перешагнуть через палку.
Ожидаемый результат: ребенок перешагивает через палку без поддержки.
- Ребенок умеет подпрыгивать на двух ногах, продвигаясь вперед. (4 года)
Методика обследования: провоцирующая ситуация. Педагог предлагает ребенку, прыгая по дорожке на двух ногах (ограниченной двумя шнурами), допрыгать до кегли.
Ожидаемый результат: ребенок прыгает на двух ногах с продвижением вперед.
- Навыки
- Ребенок самостоятельно одевается, может застегивать пуговицы, завязывать шнурки с небольшой помощью взрослого. (3 года)
Методика обследования: ситуация естественная (во время одевания). При необходимости взрослый помогает застегивать пуговицы или завязывать шнурки.
Ожидаемый результат: ребенок самостоятельно одевается. Иногда возможна незначительная помощь со стороны взрослого при застегивании пуговиц или завязывании шнурков.
- Ребенок пользуется салфеткой по мере надобности без напоминания. (3 года)
Методика обследования: естественная ситуация (во время кормления).
Ожидаемый результат: если лицо или руки загрязнились, ребенок сам пользуется салфеткой.
- Ребенок самостоятельно застегивает пуговицы, молнии, завязывает шнурки; (4 года)
Методика обследования: ситуация естественная (во время одевания). При необходимости взрослый помогает завязать шнурки.
Ожидаемый результат: ребенок самостоятельно одевается. Иногда возможна незначительная помощь со стороны взрослого при завязывании шнурков.
- Ребенок ест из мелкой посуды, пользуется вилкой. (4 года).
Методика обследования: естественная ситуация (во время приема пищи).
Ожидаемый результат: ребенок самостоятельно ест из мелкой посуды, пользуется вилкой.
- Конструктивная деятельность
- Ребенок делает сложные постройки («гараж», «дом с трубой и дверью», «диван»)
(3 года).
Материал: 4 кирпичика, 1 кубик, 1 призма, 1 цилиндр, сюжетная игрушка, машинка.
Методика обследования: провоцирующая ситуация. Педагог предлагает ребенку построить «дом с трубой», «гараж», «диван».
Ожидаемый результат: ребенок делает сложные сюжетные постройки (гараж, дом, диван), называет их и обыгрывает.
- Ребенок планирует свои постройки, использует различные строительные детали в соответствии с их конструктивными свойствами (4 года)
Материал: сюжетные игрушки (кукла, собачка, слоник), машинка, различный строительный материал (кубики, кирпичики, призмы, цилиндры).
Методика обследования: провоцирующая ситуация. Педагог предлагает ребенку построить всем игрушкам свои домики.
Ожидаемый результат: ребенок самостоятельно делает сложные сюжетные постройки, каждому строит свой домик, соответствующий размерам игрушек. Обыгрывает свои постройки, сам строит гараж для машинки.
- Изобразительная деятельность
Рисование.
- Ребенок с помощью карандаша или красок изображает простые предметы и называет их.(3 года)
Материал: лист бумаги, карандаш или краски (гуашь).
Методика обследования: провоцирующая ситуация. Педагог предлагает ребенку нарисовать «солнышко», «мячик», «снеговика».
Ожидаемый результат: ребенок изображает какой-либо предмет и обязательно называет его. Рисунок должен иметь сходство с названным предметом.
- Ребенок с помощью карандаша или красок изображает предметы, состоящие из нескольких частей (дом, машина, поезд) и называет их.(4 года)
Материал: лист бумаги, карандаш или краски (гуашь).
Методика обследования: провоцирующая ситуация. Педагог предлагает ребенку нарисовать «домик», «машину», «поезд».
Ожидаемый результат: ребенок изображает какой-либо предмет и обязательно называет его. Рисунок должен иметь сходство с названным предметом.
Лепка.
- Ребенок с помощью пластилина изображает простые предметы и называет их.(3 года).
Материал: кусок пластилина цилиндрической формы, длиной 4-6 см, диаметром 1,5-2 см.
Методика обследования: специально подготовленная ситуация. Педагог дает ребенку кусок пластилина в виде цилиндра и предлагает вылепить «колобка», «морковку» или «грибок».
Ожидаемый результат: ребенок лепит из пластилина какой-либо предмет и обязательно называет его, при этом изделие должно иметь сходство с названным предметом.
- Ребенок с помощью пластилина изображает предметы, состоящие из нескольких частей, и называет их.(4 года).
Материал: кусок пластилина цилиндрической формы, длиной 4-6 см, диаметром 1,5-2 см.
Методика обследования: специально подготовленная ситуация. Педагог дает ребенку кусок пластилина в виде цилиндра и предлагает вылепить «птичку», «гусеницу» или «снеговика».
Ожидаемый результат: ребенок лепит из пластилина какой-либо предмет, состоящий из нескольких частей, и обязательно называет его, при этом изделие должно иметь сходство с названным предметом.
- Социальное развитие
- Ребенок проявляет самостоятельность, независимость, часто употребляет «я сам». (3 года)
Методика обследования: естественная ситуация. Педагог поддерживает самостоятельность ребенка, его инициативность, дает положительные оценки его «творческой деятельности».
Ожидаемый результат: ребенок проявляет самостоятельность.
- Ребенок в деятельности начинает ставить цель, сопоставляя между собой отдельные мотивы действия (4 года).
Методика обследования: естественная ситуация. Педагог наблюдает, какие цели ставит перед собой ребенок и какими способами добивается этой цели.
Ожидаемый результат: ребенок ставит перед собой цели.
Литература:
- Печора К.Л., Пантюхина Г.В. Диагностика детей раннего возраста. Развивающие игры и занятия. – М.: ТЦ Сфера, 2016.
- Психоречевая диагностика детей 3-7 лет/ авт.-сост Е.П.Кольцова, О.А.Романович. – Волгоград: Учитель, 2012.
Источник