Показатели нервно психического развития ребенка 3 года жизни

Показатели нервно психического развития ребенка 3 года жизни thumbnail
Лекции.Орг

ВОЗРАСТ
ДЕТЕЙ
СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕЙСТВИЯ
С ПРЕДМЕТАМИ
ДВИЖЕНИЯ ОБЩИЕ РЕЧЬ
ПОНИМАЕМАЯ
РЕЧЬ АКТИВНАЯ НАВЫКИ
И
УМЕНИЯ
1 год 3 месяца 1) Ориентируется в предметах контрастной величины (большой, маленький).
Вкладывает малый куб или стаканчик в большой и обратно.
2) Ориентируется в пред-метах контрастной формы; выбирает один из двух по образцу и слову (кубик, шарик) («Дай такой же»).
3) Собирает матрешку
из 2-х частей.
4) Строит башню из 3-х кубиков.
5) Переворачивает 2-3 стр. одновременно.
Развивается игра:
1) воспроизводит отдельные игровые действия:
кормит куклу, собирает пирамидку из 3-4 колец без учета последовательности и др.
 
2) Строит из кубиков и кирпичиков «машину, дорожку, башню».
 
3) Рисует «каракули» карандашом.
 
 
 
1) Ходит длительно, меняя положение: пятится, поворачивается, приседает, наклоняется.
 
2) Ходьба по лестнице приставным шагом с опорой.
 
3) Подпрыгивает при поддержке за обе руки.
 
4) Залезает на предмет высотой 15-20 см и слезает с него.
5) Бросает мяч обеими руками.
 
1) Понимает названия окружающих предметов и игрушек:
· находит и дает 3-4 игрушки,
· дает предметы обуви и одежды.
2) Понимает и выполняет простые инструкции по слову: «покорми куклу», «положи спать в кроватку»
3) По слову ориентируется в группе: «Где твоя кроват-ка? Возьми свой горшок»
4) Узнает знакомые предметы и игрушки на картинках (3 картинки).
 
1) Разнообразно лепечет, подражает новым слогам.
 
 
2) Пользуется
облегченными
«словами – действиями»
в процессе активной деятельности
(« дай, бух, на, иди…»)
 
 
 
1) Самостоятельно ест густую пищу ложкой.
 
2) Часть пищи может съесть с помощью взрослого.
 
3) Еще проявляет неаккуратность в еде.
1 год 6 месяцев 1) Ориентируется в 4-х контрастных формах: подбирает их по предлагаемому образцу и слову («Дай такой же»)
(кубик, кирпичик, шарик, призма – «крыша»).
2) Подбирает предметы нужной формы и величины («большой кубик, маленький кирпичик,…).
1) Воспроизводит ряд игровых действий,часто наблюдаемых в жизни:
причесывает куклу, умывает ее, вытирает нос,..
2) Строит из кубиков и кирпичиков «забор».
 
3) Собирает пирамидку из 2-х колец в определенной последовательности.
Движения становятся более координированными:
1) перешагивает через палку (брусок), лежащий на полу, приставнымшагом (по показу);
2) бегает семенящим, мелким шагом, неритмично;
3) сидит на корточках.
1) Обобщает предметы: находит 2 одинаковых по значению, но разных по цвету или величине предмета: «Где собачка, где еще собачка?»
2) Узнает «картинки в действии» – собака ест, кукла спит,… (2 картинки).
3) Показывает одну из частей тела.
 
1) Начинает заменять звукоподражательные слова на общеупотребительные («ляля» – кукла).
 
2) Использует в речи однословную фразу:
 
«Дай» + жест рукой
 
 
1) Самостоятельно ест густую пищу ложкой.
 
2) Съедает ¾ жидкой пищи (суп) из глубокой тарелки, держа ложку рукой сверху (в кулачке).
1 год 9 месяцев  
1) Ориентируется в 3-х контрастных по величинепредметах(кубах):
10 см, 7 см, 4 см.
 
2) Собирает кубы, соответственно их величине (вкладывает).
3) Собирает матрешку
из 3-х частей.
1) Воспроизводит
по показу несложные «постройки –перекрытия» из строительного материа-ла (ворота, скамейка);
учится обыгрывать их вместе со взрослым.
2) Собирает пирамидку из 3-х колец в определенной последовательности.
3) Рисует прямые линии.
1) Ходит по скамье без помощи взрослого (поднимается и спускается при помощи взрослого).
Ширина скамьи: 15-20 см,
Высота: 15-20 см
2) Выполняет толчок или удар ногой по мячу.
3) Подпрыгивает на месте без помощи взрослого.
 
1) Показывает знакомые предметы на сюжетных картинках.
2) Отвечает на вопросы при рассматривании сюжетных картинок (ребенок может ответить одним словом).
3) Показывает три части тела.
 
1) Обозначает свои действия словами
(«спи, иди, упал»).
 
2) Связывает слова в двухсловную фразу:
 
«Дай ку» – дай куклу.
Умеет частично раздеваться – с небольшой помощью взрослого:
· снимает ботинки (развязанные),
· туфли (расстегнутые),
· носки, колготки.

ВОЗРАСТ
ДЕТЕЙ

СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ

ДЕЙСТВИЯ
С ПРЕДМЕТАМИ

ДВИЖЕНИЯ ОБЩИЕ

РЕЧЬ
ПОНИМАЕМАЯ

РЕЧЬ АКТИВНАЯ

НАВЫКИ
И
УМЕНИЯ

2 года  
1) По предлагаемому образцу и слову находит предметы 3-х цветов
 
(красный, синий, зеленый).
 
 
2) Строит башню из
6-7 кубиков.
 
3) Переворачивает страницы в книге одну за другой.
 
 
1) Воспроизводит в игре
логически связанные, последовательные действия:
куклу сажает в ванночку, трет губкой, моет, вытирает.
 
2) Собирает пирамидку из 4-5 колец в определенной последовательности.
 
 
 
1) По показу перешагивает через препятствия чередующимся шагом
(3-4 брусочка на расстоя-нии 20 см)
 
2) Лазание по стремянке приставным шагом.
 
3) Бег без координации «рука-нога».
 
1) Понимает обозначаемые на картинках действия, выполняет инструкции: «Покажи, кто сидит, кто спит?»
2) Понимает короткий рассказ о событиях, знакомых ребенку из личного опыта. Отвечает на вопросы взрослого словом или коротким предложением.
3) Показывает 5 частей тела.
4) Выполняет 2-х этапную инструкцию.
 
1) При общении со взрослым пользуется 2-3х словными предложениями.
 
2) Вводит в речь:
· прилагательные,
· местоимения (я, ты, мы, он),
· наречия (там, туда).
 
 
1) Умеет частично одеваться с небольшой помощью взрослого
 
(шапку, ботинки, носки).
 
2) Моет и вытирает руки.
2 года 6 месяцев  
1) По предлагаемому образцу находит предметы 4 цветов
(красный, синий, зеленый, желтый).
 
2) Подбирает по образцу геометрические фигуры:
шарик, кубик, кирпичик, призма, цилиндр, конус («Дай такой же»).
 
3) Собирает матрешку
из 4-5-ти частей.
1) Игра носитсюжетный характер: ребенок само-стоятельно и последо-вательно выполняет 2-3 связанных между собой игровых действия: куклу кормит, укладывает спать, гуляет.
2) Строит из кубиков «кроватку, стол, стул».
3) Собирает пирамидку из 6-8 колец в определенной последовательности.
4) Рисует закругленные линии («солнышко»).
 
1) Чередующимся шагом перешагивает через несколько препятствий, лежащих на полу
(3 палки или кубика –
на расстоянии 20 см)
2) Стоит на одной ноге с поддержкой около 8 сек.
 
3) Совершенствуется бег.
 
4) Бросает мяч одной рукой (не большой).
 
1) Понимает значения предлогов в привычной конкретной ситуации («Положи на стул»).
 
2) Начинает понимать прочитанные сказки с опорой на картинку.
 
1) Строит предложения из 3-х и более слов.
 
2) Появляются вопросы «Где? Куда?»
 
3) Использует в речи предлоги (в, на, у, с).
 
4) Использует в речи местоимения «мой, моя, мои, мое».
 
1) Самостоятельно одевается, но еще не умеет застегивать пуговицы и завязывать шнурки.
 
2) Открывает и закрывает кран.
 
3) Знает, когда пользоваться туалетом.
3 года  
1) Называет 4 основных цвета: красный, синий, зеленый, желтый.
 
2) Строит башню из
9 кубиков.
 
3) Складывает разрезную картинку из 2-3-х частей.
 
4) Складывает матрешку из 6-ти частей.
 
5) Складывает фигуры из геометрической мозаики.
1) Возникновениероле-вой игры и начальных навыков ролевого поведе-ния: ребенок выбирает сюжет игры и исполняет роль, которую сопровож-дает словом.
2) Собирает пирамидку из 8-12 колец в определен-ной последовательности.
3) Строит постройки и обыгрывает их («дом, гараж»).
4) Держит карандаш тремя пальцами («рисование по замыслу»).
 
1) Переступает через препятствия высотой
10-15 см чередующимсяшагом (кубики).
2) Шагает вверх и вниз по лестнице приставным и чередующимся шагом с поддержкой и без нее.
3) Ловит мяч обеими руками.
4) Бег с координацией «рука-нога».
5) Лазание по вертикальной лестнице переменным шагом.
 
1) Понимает сложноподчиненные предложения, значения предлогов вне конкретной ситуации.
 
2) Понимает прочитанные сказки без опоры на картинку.
 
1) Употребляет в речи сложные предложения.
 
2) Использует вопросительные слова «Почему? Когда? Зачем?»
 
3) Рассказывает наизусть стихи, потешки, песенки из 2-4-х строк с опорой на картинки.
 
4) Договаривает слова и словосочетания в стихах, чистоговорках.
 
1) Одевается самостоятельно.
 
2) С небольшой помощью взрослого застегивает пуговицы и завязывает шнурки.
 
3) Причесывается.

Дата добавления: 2016-09-06; просмотров: 2962 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов

Читайте также:

Рекомендуемый контект:

Поиск на сайте:

© 2015-2020 lektsii.org – Контакты – Последнее добавление

Источник

муниципальное бюджетное дошкольное  образовательное учреждение

детский сад «Солнышко»

Диагностика нервно-психического развития детей 3-4  лет

Подготовил

педагог-психолог  МБДОУ

детский сад «Солнышко»

Щербинина Анастасия Викторовна  

с.Каратузское

2017 г.

Диагностика нервно-психического развития детей 3-4  лет

Линия развития ребенка  (возраст 4 года)

Понимание речи

Активная речь

Сенсорное развитие

Игра и действия с предметами

Движения

Навыки

Конструктивная деятельность

Изобразительная деятельность

Социальное развитие

Понимает содержание рассказов, сказок. Понимает содержание картинок со скрытым смыслом

При рассматривании картинок отвечает на вопросы взрослого, пользуется многословными придаточными предложениями.  

Классифицирует 2 группы предметов, каждая из которых  состоит из 4 карточек (4 лишняя). Называет 6 цветов (красный, синий, зеленый, желтый, голубой, розовый).  

Складывает разрезную картинку из 3-4 частей, играет в ролевые игры с 2-3 детьми, распределяя роли и выполняя их.

Умеет подпрыгивать на двух ногах, продвигаясь вперед.

При одевании самостоятельно застегивает пуговицы, молнии, завязывает шнурки, ест из мелкой тарелки, пользуется вилкой.

Планирует свои постройки, использует различные строительные детали в соответствии с их конструктивными свойствами

Изображает предметы, состоящие из нескольких частей (дом, машина, поезд)

В деятельности начинает ставить цель, сопоставляя между собой отдельные мотивы действия

Методика определения нервно-психического развития ребенка (К.Л.Печора, Г.В.Пантюхина)

  1. Понимание речи.
  • Ребенок понимает содержание сказок и рассказ о событиях, которые сам не видел, но с отдельными элементами знаком. (возраст 3 года)

Методика обследования: специально подготовленная ситуация. Педагог читает сказку «Курочка Ряба».

Ожидаемый  результат: ребенок с интересом слушает педагога, отвечает на его вопросы о содержании сказки (если ребенок на вопросы не может ответить (не разговаривает), педагог задает наводящие вопросы и просит показать объект или ситуацию на картинках книги).  

  • Ребенок понимает содержание картинок со скрытым смыслом. (возраст 4 года)

Методика обследования: специально подготовленная ситуация. Педагог показывает ребенку сюжетные картинки и просит рассказать, что произошло на этой картинке.

Ожидаемый  результат: ребенок с интересом рассматривает картинку, рассказывает, что произошло на картинке (описывает действие). (Если ребенок не может описать  словами действие на картинке, то делает это с помощью жестов, мимики, отдельных звуков. Педагог оказывает направляющую помощь).

  1. Активная речь
  • Ребенок начинает употреблять сложные предложения. Задает вопросы «Почему?», «Когда?» (3 года)

Методика обследования: естественная ситуация. Педагог беседует с ребенком на любую близкую ему тему, либо провоцирует ребенка с помощью картинки.

Ожидаемый результат: хотя бы раз в своей речи ребенок использует сложное предложение, либо отвечает на вопрос педагога. Ребенок задает вопросы «Почему?», «Когда?»

  • Ребенок при рассматривании картинок отвечает на вопросы педагога, использует многословные предложения. (4 года) 

Методика обследования: педагог предлагает ребенку рассмотреть сюжетные картинки и рассказать, что увидел на картинках.

Ожидаемый результат: ребенок рассказывает, что видит на картинках, используя многословные предложения.

  1. Сенсорное развитие
  • Ребенок в своей деятельности использует фигуры путем соединения.

Материал: напольная мозаика, изображение несложных предметов (цветок, облако, бабочка). (3 года)

Методика обследования: специально подготовленная ситуация. Педагог дает ребенку мозаику, образец и предлагает выполнить соответствующие рисунки.

Ожидаемый результат: ребенок правильно составляет рисунок из мозаики по образцу.

  • Ребенок называет 4 основные цвета (3 года)

Материал: 8 однотонно окрашенных предметов  (по 2 одинакового цвета), разной формы.

Методика обследования: провоцирующая ситуация. Педагог показывает ребенку один предмет за другим  и спрашивает: «Какого цвета кубик?». Цвета чередуются. (если ребенок не может произнести название цвета, педагог просит: «Покажи красный кубик»)

Ожидаемый результат: ребенок правильно называет (показывает) хотя бы по одному разу 4 основных цвета.

  • Ребенок классифицирует 2 группы предметов.

Материал: 4 картинки с изображением фруктов, 4 картинки с изображением цветов, 2 плоскостные бумажные корзинки.

Методика обследования: провоцирующая ситуация. Педагог предлагает ребенку разложить фрукты и цветы в корзинки таким образом, чтобы в одной корзинке были только фрукты, а в другой только цветы.

Ожидаемый результат: ребенок классифицирует группы предметов, верно раскладывает фрукты и цветы в корзинки.

  • Ребенок называет 6 цветов (красный, синий, зеленый, желтый, голубой, розовый). (4 года)

Материал: 12 однотонно окрашенных предметов  (по 2 одинакового цвета), разной формы.

Методика обследования: провоцирующая ситуация. Педагог показывает ребенку один предмет за другим  и спрашивает: «Какого цвета кубик?». Цвета чередуются. (если ребенок не может произнести название цвета, педагог просит: «Покажи красный кубик»)

Ожидаемый результат: ребенок правильно называет (показывает) хотя бы по одному разу 6 цветов.

  1. Игра и действия с предметами
  • У ребенка появляются элементы ролевой игры . (3 года)

Материал: руль для шофера, элементы ряженья (фуражка для шофера).

Методика обследования: провоцирующая ситуация. В игровом уголке подобраны атрибуты для разнообразных сюжетных игр. Педагог предлагает ребенку поиграть с этими атрибутами.

Ожидаемый результат: ребенок отображает какой-либо сюжет, выполняет роль, которую определяет словом, при этом использует предметы –заместители и воображаемые предметы.

2.Методика обследования: провоцирующая ситуация. Взрослый наблюдает за  игрой ребенка, спрашивает его: «Кто ты?»

Ожидаемый результат: ребенок на вопрос взрослого называет свою роль в соответствии с выполняемым действием.

  • Ребенок играет в ролевые игры с двумя-тремя детьми, распределяя роли и выполняя их.

Методика обследования: наблюдение за игрой ребенка в условиях группы, есть ли  у ребенка партнеры по игре, берет ли ребенок на себя роль и исполняет ее в соответствии с ситуацией.  

Ожидаемый результат: ребенок играет в ролевые игры с детьми, выполняет определенную роль  в соответствии с ситуацией.

  • Ребенок складывает разрезную картинку из 3-4 частей. (4 года)

Методика обследования: провоцирующая ситуация. Педагог предлагает ребенку собрать разрезную картинку из 3-4 частей.

Ожидаемый результат: ребенок собирает разрезную картинку из 3-4 частей самостоятельно.

  1. Движения
  • Ребенок перешагивает через палку  или веревку, горизонтально приподнятую над полом на высоту 30-35 см. (3 года)

Материал: палка длиной 70 см – 1 м или веревка.

Методика обследования: специально подготовленная ситуация. Н стене или ножке стула, стола сделать отметки необходимой высоты (10 см) для палки. Палку или веревку можно закреплять на этой высоте или держать в руке. Ребенку предлагают перешагнуть через палку.

Ожидаемый результат: ребенок перешагивает через палку без поддержки.

  • Ребенок умеет подпрыгивать на двух ногах, продвигаясь вперед. (4 года)

Методика обследования: провоцирующая ситуация. Педагог предлагает ребенку,  прыгая по дорожке на двух ногах  (ограниченной двумя шнурами), допрыгать до кегли.

Ожидаемый результат: ребенок прыгает на двух ногах с продвижением вперед.

  1. Навыки
  • Ребенок самостоятельно одевается, может застегивать пуговицы, завязывать шнурки с небольшой помощью взрослого. (3 года)

Методика обследования: ситуация естественная (во время одевания). При необходимости взрослый помогает застегивать пуговицы или завязывать шнурки.

Ожидаемый результат: ребенок самостоятельно одевается. Иногда возможна незначительная помощь со стороны взрослого при застегивании пуговиц или завязывании шнурков.  

  • Ребенок пользуется салфеткой по мере надобности без напоминания. (3 года)

Методика обследования: естественная ситуация (во время кормления).

Ожидаемый результат: если лицо или руки загрязнились, ребенок сам пользуется салфеткой.

  • Ребенок самостоятельно застегивает пуговицы, молнии, завязывает шнурки; (4 года)

Методика обследования: ситуация естественная (во время одевания). При необходимости взрослый помогает завязать шнурки.

Ожидаемый результат: ребенок самостоятельно одевается. Иногда возможна незначительная помощь со стороны взрослого при завязывании шнурков.  

  • Ребенок ест из мелкой посуды, пользуется вилкой. (4 года).

Методика обследования:  естественная ситуация (во время приема пищи).

Ожидаемый результат: ребенок самостоятельно ест из мелкой посуды, пользуется вилкой.

  1. Конструктивная деятельность
  • Ребенок делает сложные постройки («гараж», «дом с трубой и дверью», «диван»)

(3 года).

Материал: 4 кирпичика, 1 кубик, 1 призма, 1 цилиндр, сюжетная игрушка, машинка.

Методика обследования: провоцирующая ситуация. Педагог предлагает ребенку построить «дом с трубой», «гараж», «диван».

Ожидаемый результат: ребенок делает сложные сюжетные постройки (гараж, дом, диван), называет их и обыгрывает.

  • Ребенок планирует свои постройки, использует различные строительные детали в соответствии с их конструктивными свойствами (4 года)

Материал: сюжетные игрушки (кукла, собачка, слоник), машинка, различный строительный материал (кубики, кирпичики, призмы, цилиндры).

Методика обследования: провоцирующая ситуация. Педагог предлагает ребенку построить всем игрушкам свои домики.

Ожидаемый результат: ребенок самостоятельно делает сложные сюжетные постройки, каждому строит свой домик, соответствующий  размерам игрушек. Обыгрывает свои постройки, сам строит гараж для машинки.  

  1. Изобразительная деятельность

Рисование.

  • Ребенок с помощью карандаша или красок изображает простые предметы и называет их.(3 года) 

Материал: лист бумаги, карандаш или краски (гуашь).

Методика обследования: провоцирующая ситуация. Педагог предлагает ребенку нарисовать «солнышко», «мячик», «снеговика».

Ожидаемый результат: ребенок изображает какой-либо предмет и обязательно называет его. Рисунок должен иметь сходство с названным предметом.  

  • Ребенок с помощью карандаша или красок изображает предметы, состоящие из нескольких частей (дом, машина, поезд) и называет их.(4 года) 

Материал: лист бумаги, карандаш или краски (гуашь).

Методика обследования: провоцирующая ситуация. Педагог предлагает ребенку нарисовать «домик», «машину», «поезд».

Ожидаемый результат: ребенок изображает какой-либо предмет и обязательно называет его. Рисунок должен иметь сходство с названным предметом.

Лепка.

  • Ребенок с помощью пластилина изображает простые предметы и называет их.(3 года).  

Материал: кусок пластилина цилиндрической формы, длиной 4-6 см, диаметром 1,5-2 см.

Методика обследования: специально подготовленная ситуация. Педагог дает ребенку кусок пластилина в виде цилиндра и предлагает вылепить «колобка», «морковку» или «грибок».

Ожидаемый результат: ребенок лепит из пластилина какой-либо предмет и обязательно называет его, при этом изделие должно иметь сходство с названным предметом.

  • Ребенок с помощью пластилина изображает предметы, состоящие из нескольких частей,  и называет их.(4 года).  

Материал: кусок пластилина цилиндрической формы, длиной 4-6 см, диаметром 1,5-2 см.

Методика обследования: специально подготовленная ситуация. Педагог дает ребенку кусок пластилина в виде цилиндра и предлагает вылепить «птичку», «гусеницу» или «снеговика».

Ожидаемый результат: ребенок лепит из пластилина какой-либо предмет, состоящий из нескольких частей,   и обязательно называет его, при этом изделие должно иметь сходство с названным предметом.

  1. Социальное развитие  
  • Ребенок проявляет самостоятельность, независимость, часто употребляет «я сам». (3 года)

Методика обследования: естественная ситуация. Педагог поддерживает самостоятельность ребенка, его инициативность, дает положительные оценки его «творческой деятельности».

Ожидаемый результат: ребенок проявляет самостоятельность.

  • Ребенок в деятельности начинает ставить цель, сопоставляя между собой отдельные мотивы действия  (4 года).  

Методика обследования: естественная ситуация. Педагог наблюдает, какие цели ставит перед собой ребенок и какими способами добивается этой цели.

Ожидаемый результат: ребенок ставит перед собой цели.  

Литература:

  1. Печора К.Л., Пантюхина Г.В. Диагностика детей раннего возраста. Развивающие игры и занятия. – М.: ТЦ Сфера, 2016.
  2.  Психоречевая диагностика детей 3-7 лет/ авт.-сост Е.П.Кольцова, О.А.Романович. – Волгоград: Учитель, 2012.

Источник