Показатели деятельности и общее развитие ребенка
Образовательная область
Показатели развития
Вторая младшая группа
Речевое развитие
1. Рассматривает сюжетные картинки, способен кратко рассказать об увиденном
2. Отвечает на вопросы взрослого, касающиеся ближайшего окружения
3. Использует все части речи, простые нераспространенные предложения и предложения с однородными членами
4. Четко произносит все гласные звуки, определяет гласный звук
Познавательное развитие
Знает свое имя и фамилию, адрес проживания, имена родителей
2. Рассматривает иллюстрированные издания детских книг, проявляет интерес к ним
3. Ориентируется в помещениях детского сада, называет свой город
4. Знает и называет некоторые растения и животных, их детенышей, игрушки
5. Правильно определяет количественное соотношение двух групп предметов, понимает конкретный смысл слов «больше-меньше-столько же»
6. Различает круг, квадрат, треугольник, предметы, имеющие углы и круглую форму
7. Умеет группировать предметы по цвету, размеру, форме
8. Понимает смысл обозначений: вверху-внизу, впереди-сзади, слева-справа,на, над-под, верхняя-нижняя. Различает день-ночь, зима-лето
Социально-коммуникативное развитие
Старается соблюдать правила поведения в общественных местах, в общении со взрослыми и сверстниками, в природе
2. Понимает социальную оценку поступков сверстников или героев литературных произведений, эмоционально откликается
3. Имитирует мимику, движения, интонацию героев литературных произведений
4. Принимает на себя роль, объединяет несколько игровых действий в единую сюжетную линию
5. Способен придерживаться игровых правил в дидактических играх
6. Разыгрывает самостоятельно и по просьбе взрослого отрывки из знакомых сказок
Художественно-эстетическое развитие
1. Знает, называет и правильно использует детали строительного материала. Изменяет постройки, надстраивая или заменяя одни детали другими
2. Изображает/создает отдельные предметы, простые по композиции и по содержанию сюжеты, используя разные материалы
3. Создает изображения предметов из готовых фигур. Украшает заготовки из бумаги разной формы
4. Слушает музыкальное произведение до конца. Узнает знакомые песни. Поет, не отставая и не опережая других
5. Умеет выполнять танцевальные движения: кружиться в парах, притопывать попеременно ногами, двигаться под музыку с предметами
6. Различает и называет музыкальные инструменты. Замечает изменения в звучании (тихо-громко)
Физическое развитие
1. Владеет простейшими навыками поведения во время еды, умывания
2. Приучен к опрятности, замечает и устраняет непорядок в одежде
3. умеет ходить и бегать, сохраняя равновесие, в разных направлениях по указанию взрослого
4. Может ползать на четвереньках, лазать по лесенке-стремянке, гимнастической стенке произвольным способом
5. Энергично отталкиваться в прыжках на двух ногах, прыгает в длину с места
6. Катает мяч в заданном направлении с расстояния, бросает мяч двумя руками от груди, из-за головы; ударяет мячом о пол, бросает вверх и ловит; метает предметы левой и правой рукой
Для средней группы
Речевое развитие
1. Рассказывает о содержании сюжетной картинки, в том числе по опорной схеме. Может повторить образцы описания игрушки
2. Имеет предпочтение в литературных произведениях. Проявляет эмоциональную заинтересованность в драматизации знакомых сказок. Может пересказать сюжет литературного произведения, заучить стихотворение наизусть
3. Определяет первый звук в слове. Умеет образовывать новые слова по аналогии со знакомыми словами
4. Поддерживает беседу, использует все части речи. Понимает и употребляет слова-антонимы
Познавательное развитие
1. Знает свое имя и фамилию, адрес проживания, имена родителей
2. Рассматривает иллюстрированные издания детских книг, проявляет интерес к ним
3. Знает о значении солнца, воздуха, воды для человека
4. Ориентируется в пространстве (на себе, на другом человеке, от предмета, на плоскости)
5. Называет диких и домашних животных, одежду, обувь, мебель, посуду, деревья
6. Сравнивает количество предметов в группах до 5 на основе счета, приложением, наложением
7. Различает круг, квадрат, треугольник, прямоугольник
8. Умеет группировать предметы по цвету, размеру, форме, назначению
9. Понимает смысл слов «утро-день,ночь», определяет части суток, называет времена года, их признаки, последовательность
Социально-коммуникативное развитие
1. Старается соблюдать правила поведения в общественных местах, в общении со взрослыми и сверстниками, в природе
2. Понимает социальную оценку поступков сверстников или героев иллюстраций, литературных произведений, эмоционально откликается
3. Понимает значение слов, обозначающих эмоциональное состояние, этические качества, эстетические характеристики
4. Имеет представление о мужских и женских профессиях
5. Проявляет интерес к кукольному театру, выбирает предпочитаемых героев, может поддерживать ролевые диалоги
6. Готовит к занятиям свое рабочее место, убирает материалы по окончании работы
7. Принимает роль в игре со сверстниками, проявляет инициативу в игре, может объяснить сверстнику правило игры
Художественно-эстетическое развитие
1. Способен преобразовывать постройки в соответствии с заданием взрослого, проявляет интерес к конструктивной деятельности, в том числе к поделкам из бумаги
2. Правильно держит ножницы и умеет резать ими по прямой, по диагонали (квадрат и прямоугольник); вырезать круг из квадрата, овал из прямоугольника, плавно срезать и закруглять углы
3. Изображает предметы путем создания отчетливых форм, подбора цвета, аккуратного закрашивания, приклеивания, использования разных материалов. Объединяет предметы в сюжеты
4. Знаком с элементами некоторых видов народного прикладного творчества, может использовать их в своей творческой деятельности
5. Имеет предпочтение в выборе муз.произведения для слушания и пения. Выполняет движения, отвечающие характеру музыки, самостоятельно меняя их в соответствии с двухчастной формой музыкального произведения
6. Умеет выполнять танцевальные движения: пружинка, подскоки, движения парами по кругу, кружение по одному и в парах. Может выполнять движения с предметами
7. Узнает песни по мелодии. Может петь протяжно, четко произносить слова; вместе с другими детьми – начинать и заканчивать пение
Физическое развитие
1. Знает о значении для здоровья утренней гимнастики, закаливания, соблюдения режима дня
2. Соблюдает элементарные правила личной гигиены, опрятности
3. Умеет самостоятельно одеваться и раздеваться, убирает одежду и обувь в шкафчик
4. Ловит мяч с расстояния. Метает мяч разными способами правой и левой руками, отбивает о пол
5. Строится по заданию взрослого в шеренгу, в колонну по одному, парами, в круг
6. Определяет положение предметов в пространстве, умеет двигаться в нужном направлении, находит правую и левую руки
Для старшей группы
Социально-коммуникативное развитие
1. Старается соблюдать правила поведения в общественных местах, в общении со взрослыми и сверстниками, в природе
2. Может дать нравственную оценку своим и чужим поступкам/ действиям
3. Понимает и употребляет в своей речи, обозначающее эмоциональное состояние, этические качества, эстетические характеристики
4. Понимает скрытые мотивы поступков героев литературных произведений, эмоционально откликается
5. Выполняет обязанности дежурного по столовой, уголку природы
6. Имеет предпочтение в игре, выборе видов труда и творчества
7. Проявляет интерес к совместным играм со сверстниками, в том числе игры с правилами, сюжетно-ролевые игры; предлагает варианты развития сюжета, выдерживает принятую роль
Познавательное развитие
1. Знает свои имя и фамилию, адрес проживания, имена и фамилии родителей, их профессии
2. Знает столицу России. Может назвать некоторые достопримечательности родного края, города/поселения
3. Знает о значении солнца, воздуха, воды для человека
4. Ориентируется в пространстве (На себе, на другом человеке, от предмета, на плоскости)
5. Называет виды транспорта, инструменты, бытовую технику. Определяет материал ( бумага, дерево, металл, пластмасса)
6. Правильно пользуется порядковыми количественными числительными до 10, уравнивает 2 группы предметов (+1 и -1)
7. Выкладывает ряд предметов по длине, ширине, высоте сравнивает на глаз, проверяет приложением и наложением
8. Различает круг,квадрат,треугольник,прямоугольник,овал. Соотносит объемные и плоскостные фигуры
9. Выкладывает ряд предметов по длине,ширине,высоте,сравнивает на глаз,проверяет приложением и наложением
10. Ориентируется во времени (вчера-сегодня-завтра; называет времена года, части суток,дни недели
Физическое развитие
1. Знает о важных и вредных факторах для здоровья, о значении для здоровья утренней гимнастики, закаливания, соблюдения режима дня
2. Соблюдает элементарные правила личной гигиены, самообслуживания, опрятности
3. Умеет быстро и аккуратно одеваться и раздеваться, соблюдает порядок в шкафчике
4. Умеет лазать по гимнастической стенке, прыгать в длину с места, с разбега, в высоту с разбега, через скакалку
5. Умеет перестраиваться в колонну по трое, четверо, равняться, размыкаться, выполнять повороты в колонне
6. Умеет метать предметы правой и левой руками в вертикальную и горизонтальную цель, отбивает и ловит мяч
Речевое развитие
1. Имеет предпочтение в литературных произведениях, называет некоторых писателей. Может выразительно, связно и последовательно рассказать небольшую сказку, может выучить небольшое стихотворение
2. Драматизирует небольшие сказки, читает по ролям стихотворение. Составляет по образцу рассказы по сюжетной картине, по серии картин, относительно точно пересказывает литературные произведения
3. Определяет место звука в слове. Сравнивает слова по длительности. Находит слова с заданным звуком
4. Поддерживает беседу, высказывает свою точка зрения, согласие/несогласие, использует все части речи. Подбирает к существительному прилагательные, умеет подбирать синонимы
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
1. Способен конструировать по собственному замыслу. Способен использовать простые схематические изображения не сложных задач,строить по схеме, решать лабиринтные задачи
2. Правильно держит ножницы, использует разнообразные приёмы вырезания
3. Создает индивидуальные и коллективные рисунки, сюжетные и декоративные композиции, используя разные материалы и способы создания, в т.ч. по мотивам народно-прикладного творчества
4. Различает жанры муз. произведений, имеет предпочтения в слушании муз. произведений .
5. Может ритмично двигаться по характеру музыки, самостоятельно инсценирует содержание песен, хороводов, испытывает эмоциональное удовольствие
6. Умеет выполнить танцевальные движения ( поочерёдное выбрасывание ног в прыжке, выставление ноги на пятку в полуприседе, шаг с продвижением вперёд и в кружении )
7. Играет на детских муз.инструментах несложные песни и мелодии; может петь в сопровождении муз. инструмента
Для подготовительной группы
Социально-коммуникативное развитие
1. Внимательно слушает взрослого, может действовать по правилу и образцу, правильно оценивает результат
2. Знает и соблюдает правила поведения в общественных местах, в т.ч. на транспорте, в общении со взрослыми и сверстниками, в природе
3. Может дать нравственную оценку своим и чужим поступкам / действиям, в т.ч. изображённым
4. Может определить базовые эмоциональные состояния партнёров т.ч. на иллюстрации. Эмоционально откликается на переживания близких взрослых, детей, персонажей сказок и историй, мультфильмов и художественных фильмов, кукольных спектаклей
5. Имеет предпочтение в игре, выборе видов труда и творчества, может обосновать свой выбор
6. Договаривается и принимает роль в игре со сверстниками, соблюдает ролевое поведение, проявляет инициативу в игре, обогащает сюжет
7. Следит за опрятностью своего внешнего вида. Не нуждается в помощи взрослого при одевании /раздевании, приёме пищи, выполнении гигиенических процедур.
Познавательное развитие
1. Проявляет познавательный интерес в быту и в организованной деятельности, ищет способы определения свойств незнакомых предметов
2. Знает своё имя и фамилию, страну и адрес проживания, имена и фамилии родителей, их место работы и род занятий, своё близкое окружение
3. Знает герб, флаг, гимн России, столицу. Может назвать некоторые государственные праздники и их значение в жизни граждан России
4. Может назвать некоторые достопримечательности родного города / поселения
5. Имеет представления о космосе,планете Земля,умеет наблюдать за Солнцем и Луной как небесными объектами,знает о их значении в жизнедеятельности всего живого на планете (смена времен года,смена дня и ночи)
6. Знает и называет зверей, птиц, пресмыкающихся , земноводных, насекомых
7. Количественный и порядковый счёт в пределах 20, знает состав числа до 10 из единиц и из двух меньших (до 5 )
8. Составляет и решает задачи в одно действие на «+», пользуется цифрами и арифметическими знаками
9. Знает способы измерения величины:длины,массы. Пользуется условной меркой
10. Называет отрезок,угол,круг,овал,многоугольник,шар,куб,проводит их сравнение. Умеет делить фигуры на части и составляет целое
11. Знает временные отношения: день-неделя-месяц, минута-час, последовательность времен года и дней недели.
Речевое развитие
1.Называет некоторые жанры детской литературы, имеет предпочтение в жанрах воспринимаемых текстов , может интонационно и выразительно продекламировать небольшой текст
2. Пересказывает и драматизирует небольшие литературные произведения, составляет по плану и образцу рассказы по образцу рассказы о предмете, по сюжетной картине
3. Различает звук, слог, слово, предложение, определяет их последовательность
4. При необходимости обосновать свой выбор, употребляет обобщающие слова, синонимы, антонимы, сложные предложения.
Художественно-эстетическое развитие
1. Знает некоторые виды искусства, имеет предпочтение в выборе вида искусства для восприятия, эмоционально реагирует в процессе восприятия
2. Знает направления народного творчества , может использовать их элементы в театральной деятельности
3. Создаёт индивидуальные и коллективные рисунки , сюжетные и декоративные композиции, используя разные материалы и способы создания
4. Создаёт модели одного и того же предмета из разных видов конструктора и бумаги ( оригами) по рисунку и словесной инструкции
5. Правильно пользуется ножницами, может резать по извилистой линии, по кругу, может вырезать цепочку предметов из сложенной бумаги
6. Умеет выразительно и ритмично двигаться в соответствии с характером музыки, испытывает эмоциональное удовольствие
7. Исполняет сольно и в ансамбле на детских муз.инструментах не сложные песни и мелодии; может петь в сопровождении муз. инструмента, индивидуально и коллективно
Физическое развитие
1. Знает о принципах здорового образа жизни (двигательная активность, закаливание, здоровое питание, правильная осанка) и старается их соблюдать
2. Называет атрибуты некоторых видов спорта, имеет предпочтение в выборе подвижных игр с правилами
3. Выполняет ОРУ по собственно инициативе, согласует движения рук и ног
4. Умеет прыгать в длину с места, с разбега, в высоту с разбега, через скакалку
5. Умеет перестраиваться в 3-4 колонны, в 2-3 круга на ходу, в 2 шеренги после пересчёта соблюдает интервалы в передвижении
6. Умеет метать предметы правой и левой руками в вертикальную и горизонтальную цель, отбивает и ловит мяч.
Сводная таблица по мониторингу освоения основной образовательной программы групп МБДОУ за _____________ учебный год.
Образовательные области/
Группы
Речевое развитие
Познавательное развитие
Социально-коммуникативное развитие
Художественно-эстетическое развитие
Физическое развитие
н
с/с
с
н
с/с
с
н
с/с
с
н
с/с
с
н
с/с
с
2 младшая
2
4
1
Средняя
4
13
Старшая
Подготовительная
12
18
Таблица педагогической диагностики освоения ООП методом наблюдения ________ группы МБДОУ
«Детский сад «Тополек» с.Чапаево по состоянию на ___________ 201_-201_ учебный год.
Образовательные области/ Ф.И. ребенка
Речевое развитие
Познавательное развитие
Социально-коммуникативное развитие
Художественно-эстетическое развитие
Физическое развитие
1
2
3
4
5
1
2
3
4
5
1
2
3
4
5
1
2
3
4
5
1
2
3
4
5
1
с/с
н
с
н
с
с/с
н
с
с/с
н
с
с/с
с
с
с
н
с/с
н
с
с
с
с
н
с
с
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
Источник
Основные показатели и результаты деятельности в
части интеллектуального развития детей.
Интеллектуальные способности человека зависят не столько от природных данных, сколько от среды, в которой он растет. Поэтому родители и воспитатели, которые хотят вырастить думающих и любознательных детей, должны создать для них подходящие условия как дома, таки в детском саду. Стоит напомнить, что интеллектуальное развитие включает в себя несколько направлений, каждое из которых играет значительную роль в формировании личности ребенка.
Выделяют следующие виды интеллекта:
Вербальный – учит общаться с окружающими людьми, вести диалог, находить контакт со сверстниками;
Социальный – помогает налаживать контакт с обществом и находить свое место в нем;
Эмоциональный – связан с чувствами и впечатлениями человека, помогает анализировать свои ощущения и делать конкретные выводы;
Логический – тесно связан с мышлением, помогает рассуждать, решать поставленные задачи и проблемы;
Духовный – обогащает внутренний мир человека;
Творческий – дает возможность творить что-то новое, воплощать свои идеи в реальность.
Физический – учит координировать движения, а также положительно влияет на моторику;
Становится понятно, что для того, чтобы человек вырос полноценно развитой личностью, следует уделять внимание всем сферам его интеллекта, а также, организовывать физическую активность, которая так же поможет в когнитивном развитии ребенка.
Интеллектуальное развитие дошкольников – многогранный процесс, связанный с развитием всех сторон личности ребёнка— это систематическое и целенаправленное педагогическое воздействие на подрастающего человека с целью развития интеллекта. Оно протекает как планомерный процесс овладения подрастающим поколением общественно-историческим опытом, накопленным человечеством и представленным в знаниях, навыках и умениях, в нормах, правилах и оценках.
Первой стадией развития ребенка является наглядно-действенное мышление с использованием тактильного изучения и познания окружающего мира. Так же это эмоциональная стадия, во время которой складывается его базовое доверие к миру.
Дальше следует наглядно-образное мышление, которое помогает ребенку наиболее полно воссоздавать все многообразие различных характеристик предметов окружающей действительности. Позже, когда ребенок сможет подключать к образному мышлению логику и воображение его мир наполниться дополнительным спектром восприятия жизни.
В среднем и старшем дошкольном возрасте, дети отличаются достаточно высоким уровнем умственного развития: появляется расчлененное восприятие, интенсивно развивается воображение, вырабатываются обобщенные нормы мышления.
Следующим этапом развития можно назвать словесно- логическое мышление. При котором модель умственного воспитания детей предполагает развитие природной способности запоминать информацию на слух и, по возможности, воспроизводить ее словесно.
Мы упомянули только несколько типов мышления, но уже можем отметить, что интеллектуальное развитие ребенка делится на несколько периодов, и каждый предыдущий создает фундамент для последующего.
Основная задача воспитателя в работе с детьми состоит в том, чтобы помочь каждому ребенку поставить перед собой посильные задачи, овладеть приемами их решения и помочь найти применение результатам своей деятельности.
Самый доступный способ работы с детьми осуществляется через игровые взаимодействия. Так как это естественная среда восприятия и развития для каждого ребенка.
С помощью игры педагог привлекает интерес детей к познавательной и творческой деятельности, раскрывает их артистические способности. Учит концентрировать внимание на изучаемом материале. Через простые упражнения и игры обеспечивается постепенное усложнение умений. Обучение происходит от простого к сложному, от малого к большему. Помогая планомерно и комфортно усваивать полученные знания и умения, с последующим применением их на практике.
Цели: При помощи различных игр создать условия для интеллектуального развитию детей.
Задачи: Сформировать правильные представления об окружающем мире, о простейших явлениях природы и общественной жизни; развить познавательные психические процессы, такие как ощущение, восприятие, память, воображение, мышление, речь, а также развить любознательность, фантазию и творческие способности.
Основой построения обучающей игры с детьми является следующая система дидактических принципов:
создается образ