Показатель активности личности развития ребенка

Показатель активности личности развития ребенка thumbnail

Активность как фактор развития личности. Признаки и виды детской активности.

Активность является базовым качеством личности ребенка и влияет на его позицию по отношению к миру. Потребность активного отношения служит потенциалом движущих сил развития ребенка.

Активность рассматривается как динамическое условие деятельности и свойство личности, определяющее  возможность собственного движения, деятельности и развития, в конечном счете. В качестве  динамической переменной возможно рассмотрение активности общей – интенсивности и объема взаимодействия человека со средой, а так же активности надситуативной – способности ставить углубленные цели и задачи и подниматься над уровнем требования ситуации. Таким образом, надситуативная активность  приобретает у человека не только  характеристику общей психической деятельности, но и может выступать в качестве самостоятельного образования в структуре личности, тем самым влияя на особенности протекания деятельности.

Все воздействия и влияния, которые сказываются на развитии и формировании личности, делят на две группы – внешние и внутренние. Средовые влияния и воспитание относятся к внешним факторам развития личности. Природные же склонности, и влечения, а также вся совокупность чувств и переживаний человека, которые возникают под влиянием внешних воздействий (среды и воспитания), относятся к факторам внутренним. Развитие и формирование личности является результатом взаимодействия этих двух факторов. Вполне понятно, что воспитание играет определяющую роль в развитии личности только при условии, если оно оказывает положительное влияние на внутреннее стимулирование ее активности в работе над собой. Именно эта активность и собственное стремление растущего человека к своему личностному совершенствованию в конечном итоге и определяют его развитие.

         Чтобы лучше понять это, обратимся к метафоре Л.Н. Толстого. Л.Н. Толстой сравнивал развитие человека с тем, как растет плодовое дерево. Ведь в буквальном смысле не человек его выращивает – оно само растет. Он только рыхлит почву, вносит удобрения, обрезает ветви, иначе говоря, создает необходимые внешние условия, которые способствуют его саморазвитию и стимулируют его. Само же развитие происходит по своим внутренним законам. В известном смысле нечто подобное имеет место и в саморазвитии личности. Хотя оно и происходит под влиянием социальных и воспитательных факторов, но эти факторы развивают и формируют личность лишь в той мере, в какой они вызывают у нее положительное внутреннее психологическое переживание и стимулируют ее собственную активность в работе над собой.

Собственная активность ребенка и соответствующие внутренние изменения  задаются четырьмя компонентами:

1) согласованностью;

2) преодолением;

3) осознанием собственного положения;

4) интересом к новому.

Внешние формы активности могут быть различными:

– вынесение суждений о чем-либо;

– анализ ситуации и планирование деятельности;

– оценка и принятие решений;

– информационный поиск;

– разработка алгоритма деятельности;

– нахождение пробелов в собственных ресурсах;

– постановка и формулировка прикладных задач;

– определение границ собственной компетентности.

Можно выделить аспекты активности, связанные с различными базовыми свойствами высшей нервной деятельности, дающими различные преимущества:

– энергетический связан с силой нервных процессов и активированностью нервной системы;

– скоростной – с  лабильностью;

– вариационный – со слабостью.

Каждый аспект активности вносит свой вклад в становление общих и специальных способностей.

Игровая и свободная деятельность ребенка служит точкой приложения его собственных усилий. Это делает ее ценным диагностическим инструментом в определении общей активности, так как целесообразность действий и желаний действовать задается не ситуацией извне, а внутренней мотивацией, преобладающей интенсивностью и объемом взаимодействия с окружающей средой.

По этому параметру детей можно разделить на группы:

– инертных;

– пассивных;

– спокойных;

– инициативных;

– активных;

– стремительных.

Признаки активности:

– выражается в производимых действиях, обусловленных внутренними состояниями личности;

– определяется наличием собственной цели;

– предполагает выход за пределы исходной ситуации, способность преодолевать ограничения и барьеры заданной деятельности.

Виды детской активности:

– поисковая;

– познавательная;

– творческая;

– двигательная;

– социальная.

Рассмотрим содержание каждой из них.

Поисковая активность выражается в поведении, направленном на самостоятельный поиск ребенком информации по заданной взрослым ситуации, самостоятельную активно-преобразующую деятельность, в ходе которой ребенок приходит к получению новых неожиданных знаний. В поисковой деятельности ребенок выступает как исследователь, самостоятельно изучающий или воздействующий различными способами на окружающие предметы и явления с целью более полного их познания и освоения.

Поисковая активность человека выражается в поведении, направленном на изменение ситуации или своего отношения к ней, которое протекает в условиях дефицита информации и невозможности осуществления прогнозирования результатов деятельности, но при постоянном учете степени ее эффективности. Поисковая активность определяется потребностью в эффективности деятельности по достижению цели и связана в той или иной мере с восполнением полевых пробелов не только через систему поиска недостающих элементов, но и за счет реконструкции поля во внутреннем плане. Главное условие ее возникновения – дефицит.

Отдельно или в качестве разновидности поисковой активности можно выделить познавательную активность. В ней знание выступают самостоятельной ценностью и целью деятельности человека. Главное – не преодоление зоны затруднений как некоего барьера по какой-то целевой задаче, а расширение представлений о мире и возможностей своей когнитивной деятельности . При этом, на наш взгляд, поисковая активность склонна к снижению по мере разрешения полевого конфликта, а познавательная, наоборот, – к повышению так как в ней присутствует катарсический эффект.

Познавательная активность развивается из потребности в новых впечатлениях, присущих ребенку с рождения. В дошкольном возрасте на основе этой потребности у него формируется стремление узнать и открыть для себя как можно больше нового. Познавательная активность выступает движущей силой развития ребенка  и определяет его стремление к наиболее полному познанию предметов и явлений окружающего мира.

Творческая активность выражается в актуализации творческого потенциала. Одна из основных линий работы с детьми – формирование у них творческого отношения к явлениям окружающей действительности.

Творческий ребенок, творческая личность – это результаты всего образа жизни дошкольника, его общения и совместной деятельности со взрослым, его собственной активности. У ребенка постепенно формируется сложнейший внутренний мир, который придает всей его деятельности либо творческий характер, либо, наоборот, определяет его развитие по готовым проторенным схемам. Обучают, как правило, отдельным приемам и способам творчества.

Читайте также:  Развитие ребенка сидит мес ходит мес

Двигательная активность – естественная потребность в движениях, удовлетворение которой служит важнейшим условием для формирования основных структур и функций организма, одним из способов познания мира и ориентировки в нем. Доказано, что нереализация потребности в движении приводит к снижению умственной активности, влияет не только на физическое, но и психическое состояние ребенка. При разных типах движений стимулируются различные отделы головного мозга. Поэтому для нас так важно устранить у детей существующий дефицит двигательной активности.

Социальная активность направлена на овладение ребенком нормами и правилами социальной жизни, отображение и моделирование  социальных отношений. Социальная активность формирует социальную позицию ребенка, которая определяет способ его вхождения в мир взрослых и  дальнейшую социальную адаптивность.

Таким образом, мы видим, что в основе всех видов активности лежит собственная внутренняя активность ребенка. Поэтому одна из задач, которая стоит перед человеком, имеющим отношение к воспитанию детей,  – уделять приоритетное внимание развитию представленных видов детской активности путем стимуляции собственной внутренней активной позиции ребенка.

Список использованной литературы:

  1. Немов Р. С., Психология образования. Книга 2,  М., 1995;
  2. Рубинштейн С.Л., Проблемы общей психологии,  М., 1973;
  3. Лисина М.И., Общение, личность и психология ребенка,  М., 1997.

Источник

Инфоурок

Доп. образование
›Другие методич. материалы›«Критерии и показатели личностного развития учащихся»

«Критерии и показатели личностного развития учащихся»

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

«Критерии и показатели личностного развития учащихся»

Описание слайда:

«Критерии и показатели личностного развития учащихся»

2 слайд

4 направления динамики личностного развития детей I блок — организационно-вол

Описание слайда:

4 направления динамики личностного развития детей I блок — организационно-волевые качества, выступающие субъективной основой образовательной деятельности любой направленности и практическим регулятором процесса саморазвития обучающегося. II блок — ориентационные свойства личности, непосредственно побуждающие ребенка к активности. III блок — поведенческие характеристики, отражающие тип общения со сверстниками и определяющие статус ребенка в группе. IV блок – творческие характеристики, отражающие творческое развитие ребенка, креативные подходы к учебной деятельности.

3 слайд

I блок — организационно- волевые качества Воля. Данное качество формируется с

Описание слайда:

I блок — организационно- волевые качества Воля. Данное качество формируется с раннего возраста. Высшим баллом оценивается способность ребенка выполнять определенную деятельность за счет собственных волевых усилий, без побуждения извне со стороны педагога. Самоконтроль. Показывает, способен ли ребенок подчиняться требованиям, достигать намеченных результатов. Формы самоконтроля могут быть самыми разными: за собственным вниманием, своей памятью, за собственными действиями и т.д. Терпение. Это качество хотя и дано ребенку от природы, поддается направленному формированию и изменению. При оценивании его уровня, наивысший балл – ставится за то, что у ребенка хватает силы выполнять задания в течение всего занятия, без внешних побуждений.

4 слайд

Методы диагностики 1 группы показателей Оперативность получения информации. Н

Описание слайда:

Методы диагностики 1 группы показателей Оперативность получения информации. Наблюдение позволяет одновременно охватить поведение ряда лиц по отношению друг к другу или к определённым задачам, предметам и т. д. Наблюдение позволяет произвести исследование независимо от готовности наблюдаемых субъектов. Наблюдение позволяет достичь многомерности охвата, то есть фиксации сразу по нескольким параметрам — например, вербального и невербального поведения.

5 слайд

II блок — ориентационные свойства личности Самооценка. Это представление ребе

Описание слайда:

II блок — ориентационные свойства личности Самооценка. Это представление ребенка о своих достоинствах и недостатках. Самооценка запускает или тормозит механизм саморазвития личности. От взрослых во многом зависит то, какой уровень самооценки сформируется у ребенка: заниженный, нормально развитый или завышенный. Интерес ребенка к конкретному делу – вызван природными склонностями, установкой, идущей от родителей, и т.д., вначале он имеет общий, а не конкретный характер. Наивысший балл ставится в том случае, когда интерес поддерживается ребенком самостоятельно.

6 слайд

Методы диагностики 2 группы показателей Прослеживаются в процессе наблюдения

Описание слайда:

Методы диагностики 2 группы показателей Прослеживаются в процессе наблюдения – дошкольный возраст, младшие школьники (1 класс) Методика «Устойчивость интересов».

7 слайд

III блок — поведенческие характеристики Отношение ребенка к конфликтам в груп

Описание слайда:

III блок — поведенческие характеристики Отношение ребенка к конфликтам в группе. Проблемы общения со сверстниками включены в таблицу потому, что всякое индивидуальное развитие — это в некотором роде соревнование. В сверстниках дети ощущают равных себе по природе и именно с ними соотносят свои успехи в работе над собой. Особенно значима эта ориентация в подростковом возрасте. Общение со сверстниками выступает как дополнительный социальный стимул включения механизма саморазвития ребенка. Коммуникативные умения – взаимоотношения ребенка в коллективе, групповая сплоченность (приложение 7), умение красиво и культурно говорить (приложение 8). Тип сотрудничества (способность ребенка принимать участие в общем деле). Совместная деятельность связана с распределением функций между участниками и предполагает умение ребенка: считаться с мнением других, в чем – то ограничивать себя, проявлять инициативу.

8 слайд

Методы диагностики 3 группы показателей Метод незаконченного предложения. Опр

Описание слайда:

Методы диагностики 3 группы показателей Метод незаконченного предложения. Опросник «Общение в объединении и групповая деятельность» Опросник «Культура общения» (Т.М. Хрусталева) Проективная методика «Несуществующее животное» интерпретированная М.З. Дукаревич; Графическая методика «Кактус» Методика «АРТ»

9 слайд

IV блок - творческие характеристики Творческие способности - это индивидуальн

Описание слайда:

IV блок – творческие характеристики Творческие способности – это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода: Творческий потенциал – умение находить нестандартные решения в разных ситуациях. Воображение, мысленное воспроизведение чего-либо или кого-либо, фантазия. Оно тесно связано с мышлением, так как образ и мысль всегда выступают в единстве. Воображение способствует предвосхищению будущего и как бы оживляет прошлое. Понятия «воображение» и «фантазия» являются синонимами.

10 слайд

Методы диагностики 4 группы показателей Тест «Творческий потенциал», направле

Описание слайда:

Методы диагностики 4 группы показателей Тест «Творческий потенциал», направленн на выявление творческого потенциала детей и умения находить нестандартное решение. 2. Методика определения уровня воображения.

11 слайд

Показатели личностного развития 1 блок – организационно – волевые качества –

Описание слайда:

Показатели личностного развития 1 блок – организационно – волевые качества – является основой деятельности любой направленности; 2 блок – ориентационные свойства личности –активность ребенка; 3 блок – поведенческие характеристики – отражает тип общения со сверстниками; 4 блок – творческие способности (творческое воображение, творческое мышление)

Читайте также:  Лучшее детям центр гармоничного развития ребенка

12 слайд

Список литературы Астраханцева С.В. Управление качеством обучения и воспитани

Описание слайда:

Список литературы Астраханцева С.В. Управление качеством обучения и воспитания в учреждении дополнительного образования // Дополнительное образование. – 2006. – №9. – С.12-15. Биктеева А.Д.Личностные достижения как критерии результативности деятельности воспитательных систем//Внешкольник Оренбуржья, Оренбург: ООО «Метрополис», РА «Метро», 2005. – №1-2– С.41-42. Буйлова Л.Н., Клёнова Н.В. Методика определения результатов образовательной деятельности детей// Дополнительное образование. – 2004. – № 12, 2005 – № 1. Журкина А.Я. Мониторинг качества образовательной деятельности в учреждении дополнительного образования детей. – М.: ГОУДОД ФЦРСДОД, 2005. – 72с. Кодолов С.М. Система контроля и оценки результатов деятельности участников образовательного процесса // Дополнительное образование. – 2005. – №8. – С.17-24. Кочергина Г.Д. Развитие образовательного процесса в УДОД // Дополнительное образование. – 2006. – №11. – С.3-7. Круглова Л.Ю. О деятельности педагога в условиях модернизации дополнительного образования// Дополнительное образование. – 2006. – №9. – С.8-11. Педагогика дополнительного образования: мониторинг качества образовательного процесса в учреждении дополнительного образования детей: методические рекомендации/сост. А.М.Тарасова, М.М.Лобода; под общ. ред.Н.Н.Рыбаковой. – Омск: БОУ ДПО «ИРООО», 2009. Хрусталева Т. М. Учебное пособие «Психология способностей» – Пермь: ПГГПУ, 2013.- 180 с.

Показатель активности личности развития ребенка

Курс повышения квалификации

Показатель активности личности развития ребенка

Курс профессиональной переподготовки

Педагог дополнительного образования детей и взрослых

Показатель активности личности развития ребенка

Курс повышения квалификации

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала:

ДБ-1706946

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Источник

Гульнара Закирова
Показатели и уровни проявления инициативы в общении, игровой, двигательной активности у детей дошкольного возраста

Показатели и уровни проявления инициативы в общении, игровой, познавательно-исследовательской, продуктивной практиках, а также двигательной активности у детей дошкольного возраста

Слайд 1

Ознакомимся с показателями и уровнями проявления инициативы в общении, игровой, познавательно-исследовательской, продуктивной практиках, а также двигательной активности у детей дошкольного возраста, которые стали основой разработки инструментария по оценке качества дошкольного образования.

В основу разработки показателей и уровней проявления инициативы в общении, игровой, познавательно-исследовательской, продуктивной практиках, а также двигательной активности у детей дошкольного возраста положены следующие основания.

Первое – это интеллектуальные и мотивационно-динамические характеристики деятельности ребенка дошкольного возраста. Выделены крайние нормативные точки в 3 года и 6-7 лет (соответствующие началу и концу возрастного диапазона) и точка качественного сдвига в психическом развитии ребенка, когда можно сказать, что он уже совсем не такой, как в 3 года, но еще совсем не такой, как в 6-7 лет. Точку этого качественного сдвига можно отнести к промежутку между 4-5 годами, опираясь на многочисленные научные исследования развития детей.

Таким образом, в диапазоне дошкольного возраста выстраиваются три целостных «образа» дошкольника, последовательная смена которых должна служить самым общим ориентиром для воспитателя в оценивании индивидуально-группового продвижения детей в развитии.

Второе основание – это активность, инициативность ребенка как субъекта деятельности в различных жизненных сферах.

В качестве главного в развитии ребёнка дошкольного возраста были выделены основные сферы его инициативности.

Под инициативой, согласно толковому словарю С. И. Ожегова, понимается «почин, внутреннее побуждение к новым формам деятельности, предприимчивость, … руководящая роль в каких-нибудь действиях». [Ожегов С. И., 1997, с. 247]

В педагогике инициативность рассматривается как проявление активной позиции в общении, деятельности, поведении, источником которой является сам ребёнок. По сравнению с другими показателями при оценке развития детей сферы инициативности ребёнка имеют ряд значительных преимуществ.

С одной стороны, сферы инициативы ребенка обеспечивают развитие его наиболее важных психических процессов (психических новообразований возраста, а с другой стороны, обеспечивают эмоциональное благополучие ребенка, его самореализацию, полноту «проживания» им дошкольного периода детства, включенность в те виды культурной практики (виды деятельности, которые традиционно отведены обществом для образования дошкольника.

Основные сферы инициативы ребенка:

– творческая инициатива (включенность в сюжетную игру как основную творческую деятельность ребенка, где развиваются воображение, образное мышление);

инициатива как целеполагание и волевое усилие (включенность в разные виды продуктивной деятельности – рисование, лепку, конструирование, требующие усилий по преодолению «сопротивления» материала, где развиваются произвольность, планирующая функция речи);

– коммуникативная инициатива (включенность ребенка во взаимодействие со сверстниками, где развиваются эмпатия, коммуникативная функция речи);

– познавательная инициатива – любознательность (включенность в экспериментирование, простую познавательно-исследовательскую деятельность, где развиваются способности устанавливать пространственно-временные, причинно-следственные и родовидовые отношения).

двигательная активность (инициатива) – это естественная потребность детей в движении, удовлетворение которой является важнейшим условием гармоничного развития ребёнка, состояния его здоровья.

Каждый вид деятельности способствует развитию и проявлению определенной сферы инициативы. Однако верно и то, что во всех видах детской деятельности в той или иной мере задействованы разные сферы инициативы.

Прогрессивное развитие каждого вида инициативы в 5 видах детской деятельности оценивается на основании предметно-содержательной направленности активности ребенка. Условными ступенями в развитии каждого вида инициативы является трансформация замысла ребенка, его «движение» от связанности наличным предметным полем и процессуальной мотивации к четко оформленному замыслу-цели и мотивации достижения поставленного результата. Это позволяет выделить в каждом виде инициативы три уровня инициативы у детей разного возраста в диапазоне от 3 до 7 лет (3-4, 4-5, 5-6, 6-7 лет): низкий, средний, высокий.

Три уровня инициативы (низкий, средний, высокий) описаны в 5-и сферах детской инициативы,что соответствует 5-и видам детской деятельности:

– в сюжетной игре;

– в игре с правилами;

– в продуктивной деятельности;

– в познавательно-исследовательской;

– в двигательной активности.

Для каждого вида детской деятельности разработаны показатели, уровни и ключевые характеристики.

1. ТВОРЧЕСКАЯ ИНИЦИАТИВА (наблюдение за сюжетной игрой).

Слайд 2

1-й уровеньнизкий (типично в 3-4 года).

Показатели: активно развертывает несколько связанных по смыслу условных действий (роль в действии, содержание которых зависит от наличной игровой обстановки; активно использует предметы-заместители, наделяя один и тот же предмет разными игровыми значениями; с энтузиазмом многократно воспроизводит понравившееся условное игровое действие (цепочку действий) с незначительными вариациями.

Читайте также:  Центр развития ребенка 23 железнодорожный

Ключевые признаки: в рамках наличной предметно-игровой обстановки активно развертывает несколько связанных по смыслу игровых действий (роль в действии); вариативно использует предметы-заместители в условном игровом значении.

2-й уровеньсредний (типично в 4-5 лет).

Показатели: имеет первоначальный замысел («Хочу играть в больницу», «Я – шофер» и т. п.); активно ищет или видоизменяет имеющуюся игровую обстановку; принимает и обозначает в речи игровые роли; развертывает отдельные сюжетные эпизоды (в рамках привычных последовательностей событий, активно используя не только условные действия, но и ролевую речь, от раза к разу делая разнообразными ролевые диалоги; в процессе игры может переходить от одного отдельного сюжетного эпизода к другому (от одной роли к другой, не заботясь об их связности.

Ключевые признаки: имеет первоначальный замысел, легко меняющийся в процессе игры; принимает разнообразные роли; при развертывании отдельных сюжетных эпизодов подкрепляет условные действия ролевой речью (вариативные диалоги с игрушками или сверстниками).

3-й уровеньвысокий (типично в 6-7 лет).

Показатели: имеет разнообразные игровые замыслы; активно создает предметную обстановку «под замысел»; комбинирует (связывает) в процессе игры разные сюжетные эпизоды в новое целое, выстраивая оригинальный сюжет; может при этом осознанно использовать смену ролей; замысел также имеет тенденцию воплощаться преимущественно в речи (словесное придумывание историй) или в предметном макете воображаемого «мира» (с мелкими игрушками-персонажами, может фиксироваться в продукте (сюжетные композиции в рисовании, лепке, конструировании).

Ключевые признаки: комбинирует разнообразные сюжетные эпизоды в новую связную последовательность; использует развернутое словесное комментирование игры через события и пространство (что, где происходит с персонажами); частично воплощает игровой замысел в продукте (словесном – история, предметном – макет, сюжетный рисунок).

2. ИНИЦИАТИВА КАК ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ И ВОЛЕВОЕ УСИЛИЕ (наблюдение за продуктивной деятельностью).

Слайд 3

1-й уровеньнизкий (типично в 3-4 года).

Показатели: обнаруживает стремление включиться в процесс деятельности (хочу лепить, рисовать, строить) без отчетливой цели, поглощен процессом (манипулирует материалом, изрисовывает много листов и т. п.); завершение процесса определяется исчерпанием материала или времени; на вопрос «Что ты делаешь?» отвечает обозначением процесса (рисую, строю); называние продукта может появиться после окончания процесса (предварительно конкретная цель не формулируется).

Ключевые признаки: поглощен процессом; конкретная цель не фиксируется; бросает работу, как только появляются отвлекающие моменты, и не возвращается к ней.

2-й уровеньсредний (типично в 4-5 лет).

Показатели: обнаруживает конкретное намерение-цель («Хочу нарисовать домик., построить домик., слепить домик…») – работает над ограниченным материалом, его трансформациями; результат фиксируется, но удовлетворяет любой (в процессе работы цель может изменяться, в зависимости от того, что получается).

Ключевые признаки: формулирует конкретную цель («Нарисую домик»); в процессе работы может менять цель, но фиксирует конечный результат («Получилась машина»).

3-й уровень высокий (типично в 6-7 лет).

Показатели: имеет конкретное намерение-цель; работает над материалом в соответствии с целью; конечный результат фиксируется, демонстрируется, если удовлетворяет, или уничтожается, если не удовлетворяет; самостоятельно подбирает вещные или графические образцы для копирования («Хочу сделать такое же») в разных материалах (лепка, рисование, конструирование).

Ключевые признаки: обозначает конкретную цель, удерживает ее во время работы; фиксирует конечный результат, стремится достичь хорошего качества; возвращается к прерванной работе, доводит ее до конца.

3. КОММУНИКАТИВНАЯ ИНИЦИАТИВА (наблюдение за совместной деятельностью: продуктивной и игровой (игра с правилами, сюжетная игра).

Слайд 4

1-й уровеньнизкий (типично в 3-4 года).

Показатели: привлекает внимание сверстника к своим действиям, комментирует их в речи, но не старается, чтобы сверстник понял; также выступает как активный наблюдатель: пристраивается к уже действующему сверстнику, комментирует и подправляет наблюдаемые действия; старается быть (играть, делать) рядом со сверстниками; ситуативен в выборе, довольствуется обществом и вниманием любого.

Ключевые признаки: обращает внимание сверстника на интересующие самого ребенка действия («Смотри.», комментирует их в речи, но не старается быть понятым; довольствуется обществом любого.

2-й уровеньсредний (типично в 4-5 лет).

Показатели: намеренно привлекает определенного сверстника к совместной деятельности с опорой на предмет и одновременным кратким словесным пояснением замысла, цели («Давай играть, делать.»); ведет парное взаимодействие в игре, используя речевое пошаговое предложение – побуждение партнера к конкретным действиям («Ты говори.», «Ты делай.»); поддерживает диалог в конкретной деятельности; может найти аналогичный или дополняющий игровой предмет, материал, роль, не вступая в конфликт со сверстником.

Ключевые признаки: инициирует парное взаимодействие со сверстником через краткое речевое предложение-побуждение («Давай играть, делать.»); поддерживает диалог в конкретной деятельности; начинает проявлять избирательность в выборе партнера.

3-й уровеньвысокий (типично в 6-7 лет).

Показатели: инициирует и организует действия 2-3 сверстников, словесно развертывая исходные замыслы, цели, спланировав несколько начальных действий («Давайте так играть., рисовать.»); использует простой договор («Я буду., а вы будете, не ущемляя интересы и желания других; может встроиться в совместную деятельность других детей, подобрав подходящие по смыслу игровые роли, материалы; легко поддерживает диалог в конкретной деятельности; может инициировать и поддержать простой диалог со сверстником на отвлеченную тему; избирателен в выборе партнеров; осознанно стремится не только к реализации замысла, но и к взаимопониманию, к поддержанию слаженного взаимодействия с партнерами.

Ключевые признаки: в развернутой словесной форме предлагает партнерам исходные замыслы, цели; договаривается о распределении действий, не ущемляя интересы других участников; избирателен в выборе, осознанно стремится к взаимопониманию и поддержанию слаженного взаимодействия.

4. ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ИНИЦИАТИВА – ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ (наблюдение за познавательно-исследовательской и продуктивной деятельностью).

Слайд 5

1-й уровень низкий (типично в 3-4 года).

Показатели: замечает новые предметы в окружении и проявляет интерес к ним; активно обследует вещи, практически обнаруживая их возможности (манипулирует, разбирает-собирает, без попыток достичь точного исх