Подвижные игры как средство развития речи ребенка

Подвижные игры как средство развития речи ребенка thumbnail

Подвижная игра как средство развития речи дошкольников

Всем известно, что работа по развитию речи дошкольников будет намного эффективнее, если ее закрепление происходит во всех видах деятельности, в том числе, в двигательной деятельности: а именно при проведении различных упражнений и гимнастик (дыхательной, пальчиковой, гимнастики для глаз), и, конечно же, в подвижных играх, имеющих словесное сопровождение.

Е.И.Тихеева отмечала, что в речевых проявлениях действуют моторные механизмы не только речевого аппарата, но моторный механизм ребенка в целом. Задержки в развитии речи и недостатки речи взрослого человека часто зависят от недостатков его моторного развития в детстве.

Психологи утверждают: «Неподвижный ребенок не обучается», так как движения и речь тесно связаны на неврологическом уровне. Они два выхода одного и того же мыслительного процесса. Часть мозга, отвечающая за речь, активизируется не только, когда мы говорим, но и когда жестикулируем, выполняем определенные движения. Следовательно, движения, сопровождаемые речью и, наоборот, речь, сопровождаемая движениями, способствуют лучшему запоминанию текста, его эмоциональному восприятию.

Самыми привлекательными для детей являются игры, которые дают возможность подвигаться, попрыгать, побегать, т. е. подвижные игры.

Подвижная игра помогает в  решении одной из основных задач – вызвать у детей желание говорить, подтолкнуть их к речевым контактам, к побуждению у детей подражательной речевой деятельности, расширению объема понимания речи и словарного запаса. Чтобы овладеть правильным произношением звука, ребенок должен часто повторять его в словах и фразовой речи. Этому требованию отвечают подвижные игры, в которые включен литературный текст, стишок, предписывающий те или иные действия. Именно в условиях игры появляется возможность обеспечить нужное количество повторений на разном материале.

 Подвижную игру можно и нужно приспособить к интересам развития речи ребенка.

Игра «Живая стрелка»

Цель. Закрепить умение определять в слове первый звук и давать ему характеристику, упражнять в беге по кругу и остановке по сигналу.

Оборудование: картинки, сумка, нагрудник со стрелкой.

Ход игры. В центре круга находится дошкольник, изображающий стрелку. Рядом с ним на полу стоит сумка с картинками. Ребенок кружится вокруг себя, вытянув вперед правую руку. Дети, взявшись за руки, идут по кругу со словами:

Наша стрелка оживилась,

Быстро, быстро закружилась!

Сделай круг и обернись,

А теперь остановись!

«Стрелка» останавливается и указывает на ребенка. Тот достает из сумки ведущего картинку, определяет первый звук и дает ему характеристику.

Игра «Кто быстрее перенесет предметы»

Цель. Учить дифференцировать звонкие и глухие звуки, бегать в определенном направлении, совершенствовать координацию движений рук и ног.

Оборудование: 3 стола, игрушки.

Ход игры. Дети делятся на две команды. На один стол выкладываются игрушки, названия которых начинаются на звонкий или глухой звук. На другой стороне группы – два пустых стола. По сигналу команды начинают выполнять задание. Дети одной команды переносят только те предметы, названия которых начинаются на звонкие звуки, дети другой — на глухие звуки. Когда последний ребенок команды перенесет предмет, взрослый вместе с детьми проверяет правильность выполнения задания и определяет команду-победителя.

Игра «Месяцы и их последовательность»

Месяц к месяцу встает — Каждый всех их назовет.

Цель. Закрепить временные понятия в активном словаре ребенка.

Оборудование: мяч

Ход игры. Дети встают в круг. Взрослый с детьми называют месяцы, бросая мяч об пол: «Январь, февраль, март…». Вместо следующего месяца взрослый называет имя ребенка: «Маша!». Названный ребенок подхватывает мяч и продолжает называть месяцы, хлопая мячом об пол.

Игра «Кто кем был?»

Мы, конечно, не забыли, кем еще вчера вы были.

Цель. Закрепить умение верно употреблять падежные окончания.

Оборудование: мяч

Ход игры. Взрослый, бросая мяч кому-либо из детей, называет предмет или животное. Ребенок, возвращая мяч, отвечает на вопрос, кем (чем) был раньше названный объект (цыпленок — яйцом, лошадь — жеребенком, дуб — желудем, рыба — икринкой.

Подвижная игра «Медведь»

Цель. Автоматизация в речи «С»

Ход игры. Дети встают в круг, считалкой выбирается «медведь», который ложится в центре круга. Дети идут, взявшись за руки и читая стихотворение И. Токмаковой:

Как на горке снег, снег.

И под горкой снег, снег.

И на елке снег, снег.

И под елкой снег, снег.

А под снегом спит медведь.

Тише, тише, не шуметь.

– Медведь проснулся!

После этих слов дети разбегаются, а медведь ловит.

Подвижная игра «Змея»

Цель. Автоматизация звука «З»

Ход игры. Дети под тихую музыку бегают, ходят по залу. Водящий – «змея» ходит и произносит:

– Я, змея, змея, змея. Я ползу, ползу, ползу. Маша, будь моим хвостом.

– Хорошо.

– Ребенок  встает за спиной водящего, берет его за его талию.

Затем идут уже вдвоем, хором повторяя слова игрового текста. Игра продолжается, пока не будут охвачены действием все дети.

Подвижная игра «Сова и комары»

Цель. Автоматизация звука «З»

Ход игры. Выбирается водящий – «сова», остальные дети – «комары».

Дети – «комары» – летают по залу, площадке и «звенят»: «ЗЗЗЗЗЗ».

«Сова», стоя на стуле, в стороне, произносит слова:

– Я, сова, большая голова.

На суку сижу, во все стороны гляжу, комаров ловлю!

Спрыгивает со стула и ловит «комаров». Пойманный ребенок садится на стульчик. Игра продолжается, пока не будут пойманы все дети или не закончится музыка.

Подвижная игра «Синица»

Цель. Автоматизация звука «Ц»

Ход игры. Дети стоят в кругу, в центре – ребенок – «синица».

Дети идут по кругу:

– Синица, синица, веселая птица!

Где ты была, где ты жила?

«Синица», летая по кругу, отвечает:

– Я летала по кустам, я летала по садам.

Я покоя не давала мошкам!

После последних слов дети разбегаются, «синица» их ловит.

Подвижная игра «Курочка – рябушечка»

Цель. Развитие диалогической речи, автоматизация звука «Ц»

Ход игры. Выбираем «курочку», остальные дети – цыплята.

– Курочка – рябушечка, куда идешь?

– На речку.

– Курочка – рябушечка, зачем идешь?

– За водичкой.

– Курочка – рябушечка, зачем тебе водичка?

– Цыплят поить. Они пить хотят, на всю улицу пищат!

«Цыплята» разбегаются, «курочка», догнав ребенка произносит:

– Иди к колодцу пить водицу! (Пойманный ребенок садится на стул).

Подвижная игра «Кот на крыше»

Цель. Автоматизация звука «Ш»

Ход игры. Считалкой выбирается «кот», он сидит в центре круга – «спит». Дети идут по кругу:

Читайте также:  История развития ребенка тетрадь купить

– Тише мыши, тише мыши.

Кот сидит на нашей крыше. (Произносят тихо и медленно).

– Мышка, мышка, берегись и коту не попадись! (Произносят громко и быстро).

С окончанием текста кот «просыпается» и гонится за мышками.

Подвижная игра «Жуки»

Цель. Автоматизация звука «Ж»

Дети – «жуки» «летают» по залу и жужжат: «ЖЖЖЖЖ».

Останавливаются, приседают:

– Жу – жу, жу – жу – я на ветке сижу.

Я на ветке сижу, букву «Ж» все твержу.

Ложатся на спину, руки и ноги поднимают вверх.

– Жук упал, и встать не может, ждет он, кто ему поможет: «ЖЖЖЖЖЖ».

Встают и игра продолжается.

Подвижная игра «Щука и пескари»

Цель. Автоматизация звука «Щ»

Ход игры. Выбирается «щука». Определяется территория, на которой щука может ловить пескарей. Например, ковер, если это зал. «Пескари» «плавают» вокруг щуки и произносят следующие слова:

– Щука в озере жила, щеткой воду мела.

Щи варила для гостей, угощала пескарей.

С окончанием слов щука начинает ловить «пескарей», которые «заплывают» на опасную территорию.

Подвижная игра «Огуречик».

Цель. Автоматизация звука «Ч»

Ход игры. Выбирается «мышка» и место где она «живет». На определенном расстояние фиксируется место – «домик» для детей. Дети выходят из домика и произносят, прыгая на одной ноге:

– Огуречик, огуречик, не ходи на тот конечик. Там мышка живет, тебе хвостик отгрызет!

По сигналу: «Мышка!», дети убегают в свой домик, а мышка догоняет.

Подвижная игра «Вороны и собаки»

Цель. Автоматизация звука «Р»

Ход игры. Выбираются два ребенка – «собаки», которым отводится определенное место, остальные дети – «вороны».

Воспитатель. Вот под елкой запушенной скачут, прыгают вороны, из-за корочки подрались, во все горло раскричались.

Дети. Кар, кар, кар, кар!

Воспитатель. Тут собаки прибегали, а вороны улетали!

Выбегают «собаки» и догоняют «ворон».

Подвижная игра «Скворушки и кот»

Цель. Дифференциация звуков «Рь» – «Р»

Ход игры. Выбирается «кот», который отходит в уголок. Дети берут стульчики, ставят по кругу, приседают за ними и произносят:

– В домике, скворечнике, скворушки сидят.

Из окна скворечника скворушки глядят.

А в углу, а в углу хитрый кот сидит.

Притворился наш кот, будто сладко спит.

Затем дети «выбегают» из домиков и бегают по свободному пространству.

По сигналу:  «Кот проснулся!» – летят в свой домик, кот ловит детей, которые не успели найти «свой скворечник».

Подвижная игра «Яблоня»

Цель. Автоматизация и дифференциация звуков «Л» – «Ль». Координация речи с движением, развитие мелкой моторики, овладение вопросительной интонацией.

Ход игры. Выбирается «яблонька», которая встает в центре круга. Дети идут по кругу, взявшись за руки:

– Яблоня, яблоня, где же твои яблоки?

Затем останавливаются и на каждую строчку загибают по одному пальцу на левой руке, а «яблонька» отрицательно качает головой.

–  Где же твои яблоки? (поднимают плечи и разводят руки в стороны).

– Заморозил их мороз?

Или ветер их унес?

Или молния спалила?

Или градом их побило?

Или птицы поклевали?

Куда они пропали? (поднимают плечи, разводят руки в стороны).

(Загибают пальцы на правой руке).

– Не морозил их мороз.

И не ветер их унес.

Не спалило их огнем.

Града не было с дождем.

Птицы их не поклевали…

«Яблонька»: дети оборвали!

(Дети разбегаются, а «яблонька» их догоняет).

Подвижная игра «Апельсин»

Цель. Автоматизация в речи звука «Ль»

Ход игры. Выбирается «волк», который садится на пол в центре круга. Дети стоят вокруг него, произносят текст и выполняют пальчиковую гимнастику, выпрямляя из кулака по одному пальцу на каждой руке.

Мы делили апельсин,

Много нас, а он один.

Это долька для ежа,

Это долька для чижа,

Это долька для утят,

Это долька для котят.

Это долька для бобра,

Ну, а волку – кожура!

– Он сердит на нас, беда! Разбегайтесь, кто куда!

Дети разбегаются, а «волк» их догоняет.

Источник

юля кузьмина
Использование подвижных игр для речевого развития детей дошкольного возраста

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОДВИЖНЫХ ИГР ДЛЯ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Физиологи уже давно доказали, что чувство движения тесно связано с памятью, языком, обучением и эмоциями. Физические движения стимулируют мозг.

Психологи утверждают: «Неподвижный ребенок не обучается», так как движения и речь тесно связаны на неврологическом уровне. Они два выхода одного и того же мыслительного процесса. Часть мозга, отвечающая за речь, активизируется не только, когда мы говорим, но и когда жестикулируем, выполняем определенные движения. Следовательно, движения, сопровождаемые речью и, наоборот, речь, сопровождаемая движениями, способствуют лучшему запоминанию текста, его эмоциональному восприятию.

Самыми привлекательными для детей являются игры, которые дают возможность подвигаться, попрыгать побегать, т. е. подвижные игры. Подвижную игру можно и нужно приспособить к интересам развития языка ребенка.

Подвижные игры воспитывают у детей: самостоятельность, инициативу, выдержку, решительность, чувство товарищества; развитие фразовой речи, автоматизацию звуков в тексте, развитие темпа и ритма речи.

Под воздействием взрослого, подвижная игра, как и любая дидактическая, направлена на достижение определённых целей воспитания и обучения. Проведение игр, сопровождающихся движением, позволяет снять нагрузку, связанную с долгим пребыванием в неудобной позе, повышает работоспособность, улучшает качество усвоения знаний. Игры малой подвижности используются в НОД, как в соответствии с тематикой, так и в качестве физкультминутки.Например: «Ровным кругом», «Чей голосок», «Шепот, шепот, ты узнай», «Колпачок», «Подарки».

Развитие ребенка идет от движения и эмоции к слову, поэтому народные игры являются прекрасным помощником в организации детей. Дети с большим удовольствием, а самое главное, с пользой играют в них, т. к. текст игры связывает движения детей одним ритмом, координирует их, поднимает настроение, развивает речь, доставляет радость. Например, для детей младшего возраста подбираются игры – «Тишина», «Огуречик», «Курица и цыплята»; для старшего дошкольного возраста – «Горелки», «Капуста», «Чурилки», «Воевода», «Заря – зарница».

Подвижные игры используются как часть двигательной и музыкальной деятельности, проводиться на утренниках, развлечениях, на прогулке, в самостоятельной деятельности.

Подвижная игра помогает в решении одной из основных задач – вызвать у детей желание говорить, подтолкнуть их к речевым контактам, к побуждению у детей подражательной речевой деятельности, расширению объема понимания речи и словарного запаса. Чтобы овладеть правильным произношением звука, ребенок должен часто повторять его в словах и фразовой речи. Этому требованию отвечают подвижные игры, в которые включен литературный текст, стишок, предписывающий те или иные действия. В разных возрастных группах руководство детскими играми имеет свои особенности. С детьми младшего возраста педагог активно играет сам, что доставляет детям особое удовольствие, дает им образец игрового поведения. Такие игры не требуют особой подготовки, наглядного материала, оформления; могут проводиться в любые режимные моменты. Малышам особенно интересны подвижные игры, которые строятся на основе имитационных движений.

Читайте также:  Развитие ребенка до 2 лет фильм

Например: такие игры,как: «Воробушки и автомобиль», «Солнышко и дождик», «Пузырь», «Самолеты», «Поезд», «Лохматый пес» и др. [1, с. 3]. Благодаря таким играм дети учатся согласовывать речь с движением, развивается речь, внимание, память, мышление. Учатся взаимодействовать в коллективе, проявлять инициативу, самостоятельность, а часто и творчество, общаться друг с другом в различных игровых ситуациях.

Традиционные игровые тексты – одно из важных звеньев игры – уже сами по себе могут активизировать, успокаивать, «завораживать», т. е. оказывать психокоррекционное воздействие. Считалки, ролевые слова, как нельзя лучше отвечают потребностям детства. Все они имеют для ребенка большое значение и поддерживают настроение игры, радостное состояние. В течение игры стихи прочитываются несколько раз. Сами игры повторяются много раз. Неудивительно, что дети скоро запоминают текст, стихотворения и часто произносят его вне игровых действий. Детям старшего возраста предлагаются игры на автоматизацию звуков. Например, подвижные игры: «Медведь». «Лиса», «Сова и комары», «Курочка – рябушечка», «Кот на крыше», «Жуки», «Щука и пескари». «Вороны и собаки», «Апельсин»

Неоценима роль подвижных упражнений и для развития мелкой моторики, быстроты реакции, координации движений, внимания, памяти, восприятия, формирования представлений об окружающем мире, координации деятельности слухового и зрительного анализаторов. Игра помогает ребенку преодолеть робость, застенчивость. Часто бывает трудно заставить малыша выполнять какое-либо движение на глазах у всех. В игре же, подражая действиям своих товарищей, он естественно и непринужденно выполняет самые различные движения. Подчинение правилам игры воспитывает у детей организованность, внимание, умение управлять своими движениями, способствует проявлению волевых усилий, например, когда дети должны начинать движения все вместе по указанию воспитателя, убегать от водящего только после сигнала или последних слов текста, если игра сопровождается текстом. У детей младшего возраставоспитателю следует вызывать звукоподражания: «пи-пи-пи» – кричат воробушки, «би-би-би» – гудит автомобиль (игры «У медведя во бору», «Волк и зайки», «Воробушки и автомобиль»).

Для детей старшего дошкольного возраста подбираются игры с более сложным текстом (игры «Карусель», «Два Мороза», «Мышеловка», «Гуси-лебеди», «Часы и мыши»).

Подвижная игра с выраженным эмоциональным характером – одно из самых любимых занятий дошкольников. Игры подбираются с учетом возможностей детей (как физических, так и речевых, с пониманием задач каждого этапа коррекционного процесса при правильном, умелом руководстве со стороны взрослого, то окажет неоценимую помощь в работе педагога.

Проводя подвижную игру, воспитатель стремимся к тому, чтобы дошкольники достигали игровой цели. Например, проводя подвижную игры «У медведя во бору», условия которой известны, педагог ставит речевые цели: автоматизация звука р изолированно и в тексте; развитие фразовой речи, развитие дыхания; развития голоса; нормализация темпа и ритма речи. Целями физического развития,в данном случае являются: развитие общих движений, скорости реакции, собранности, а цели познавательного развития могут быть решены перед началом или завершением в беседе о диких животных и растительности лес. В эту игру могут играть и малыши, и старшие дети.

Подвижные игры объединённые с дидактическими задачами обучения должны проводиться живо, эмоционально, непринуждённо, развивать речевую активность детей. Перед детьми обязательно должна ставится игровая цель, определяться игровые правила и сигналы. Важно раскрыть последовательность игровых действий, указать местоположение играющих и атрибутов. Объясняя игру, педагог не должен отвлекаться, делая замечания детям. С помощью вопросов проверяет, все ли дети поняли игру. В старшей группе игра объясняется перед началом игровых действий.

Сам педагог принимает активное участие в игре, помогая, подбадривая, отмечая даже малейшие успехи тех, кто с трудом или частично справляется с заданием. Необходимо проявить терпимость к детям, которые не могут или не понимают и в связи с этим неправильно выполняют задания взрослого. Каждый ребенок должен участвовать в игре, выполняя посильные для него игровые действия, по возможности стараясь подражать ведущему и товарищам, выполнять действия вместе с педагогом. Важно, чтобы у детей появилась уверенность в своих силах.

Таким образом, подвижная игра способствуют ускорению развития речи, что особенно ценно для детей с нарушениями в развитии речи, активизирует, способствует эмоциональной разрядке, обеспечивает необходимую физическую нагрузку, развивает моторику.

Источник

Волкова Алла Алексеевна.

Россия, Белгородская область, г. Валуйки, МДОУ «Центр развития  ребёнка – детский сад №10» воспитатель.

Безуглая Светлана Викторовна.

Россия, Белгородская область, г. Валуйки, МДОУ «Центр развития   ребёнка – детский сад №10», воспитатель.

Е.И.Тихеева отмечала, что в речевых проявлениях действуют моторные механизмы не только речевого аппарата, но моторный механизм ребенка в целом. Задержки в развитии речи и недостатки речи взрослого часто зависят от недостатков его моторного развития в детстве.

Физиологи уже давно доказали, что чувство движения тесно связано с памятью, языком, обучением и эмоциями. Физические движения стимулируют мозг.

Психологи утверждают: «Неподвижный ребенок не обучается», так как движения и речь тесно связаны на неврологическом уровне. Они два выхода одного и того же мыслительного процесса. Часть мозга, отвечающая за речь, активизируется не только, когда мы говорим, но и когда жестикулируем, выполняем определенные движения. Следовательно, движения, сопровождаемые речью и, наоборот, речь, сопровождаемая движениями, способствуют лучшему запоминанию текста, его эмоциональному восприятию.

Самыми привлекательными для детей являются игры, которые дают возможность подвигаться, попрыгать побегать, т. е. подвижные игры. Подвижную игру можно и нужно приспособить к интересам развития языка ребенка.

Подвижные игры воспитывают у детей: самостоятельность, инициативу, выдержку, решительность, чувство товарищества; развитие фразовой речи, автоматизацию звуков в тексте, развитие темпа и ритма речи.

Под воздействием взрослого, подвижная игра, как и любая дидактическая, направлена на достижение определённых целей воспитания и обучения. Проведение игр, сопровождающихся движением, позволяет снять нагрузку, связанную с долгим пребыванием в неудобной позе, повышает работоспособность, улучшает качество усвоения знаний. Игры малой подвижности  используются в НОД, как в соответствии с тематикой, так и  в качестве физкультминутки. Например: «Ровным кругом», «Чей голосок», «Шепот, шепот, ты узнай», «Колпачок», «Подарки».

Читайте также:  Критические периоды в нервно психическом развитии ребенка

Развитие ребенка идет от движения и эмоции к слову, поэтому  народные игры являются прекрасным помощником в организации детей.  Дети с большим удовольствием, а самое главное, с пользой играют в них, т.к. текст игры связывает движения детей одним ритмом, координирует их, поднимает настроение, развивает речь, доставляет радость. Например, для детей младшего возраста подбираются игры – «Тишина», «Огуречик», «Курица и цыплята»; для старшего дошкольного возраста – «Горелки», «Капуста», «Чурилки», «Воевода», «Заря – зарница».

Подвижные игры используются как часть двигательной и музыкальной деятельности, проводиться на утренниках, развлечениях, на прогулке, в самостоятельной деятельности.

Подвижная игра помогает в  решении одной из основных задач – вызвать у детей желание говорить, подтолкнуть их к речевым контактам, к побуждению у детей подражательной речевой деятельности, расширению объема понимания речи и словарного запаса. Чтобы овладеть правильным произношением звука, ребенок должен часто повторять его в словах и фразовой речи. Этому требованию отвечают подвижные игры, в которые включен литературный текст, стишок, предписывающий те или иные действия. В  разных возрастных группах руководство детскими играми  имеет свои особенности. С детьми  младшего возраста педагог активно играет сам, что доставляет детям  особое удовольствие, дает им образец игрового поведения. Такие игры не требуют особой подготовки, наглядного материала, оформления; могут проводиться в любые режимные моменты. Малышам особенно интересны подвижные игры,  которые строятся на основе имитационных движений.

 Например: такие игры, как: «Воробушки и автомобиль», «Солнышко и дождик», «Пузырь», «Самолеты», «Поезд», «Лохматый пес» и др. [1, с. 3]. Благодаря таким играм дети  учатся согласовывать речь с движением, развивается речь, внимание, память, мышление. Учатся  взаимодействовать в коллективе, проявлять  инициативу, самостоятельность, а часто и творчество, общаться друг с другом в различных игровых ситуациях.

 Традиционные игровые тексты – одно из важных звеньев игры – уже сами по себе могут активизировать, успокаивать, «завораживать», т. е. оказывать психокоррекционное воздействие. Считалки, ролевые слова, как нельзя лучше отвечают потребностям детства. Все они имеют для ребенка большое значение и поддерживают настроение игры, радостное состояние. В течение игры стихи прочитываются несколько раз. Сами игры повторяются много раз. Неудивительно, что дети скоро запоминают текст, стихотворения и часто произносят его вне игровых действий. Детям  старшего возраста предлагаются игры на автоматизацию звуков. Например, подвижные игры: «Медведь». «Лиса», «Сова и комары», «Курочка – рябушечка», «Кот на крыше», «Жуки», «Щука и пескари». «Вороны и собаки», «Апельсин»…

Неоценима роль подвижных упражнений и для развития мелкой моторики, быстроты реакции, координации движений, внимания, памяти, восприятия, формирования представлений об окружающем мире, координации деятельности слухового и зрительного анализаторов. Игра помогает ребенку преодолеть робость, застенчивость. Часто бывает трудно заставить малыша выполнять какое-либо движение на глазах у всех. В игре же, подражая действиям своих товарищей, он естественно и непринужденно выполняет самые различные движения. Подчинение правилам игры воспитывает у детей организованность, внимание, умение управлять своими движениями, способствует проявлению волевых усилий, например, когда дети должны начинать движения все вместе по указанию воспитателя, убегать от водящего только после сигнала или последних слов текста, если игра сопровождается текстом. У детей младшего возраста воспитателю следует вызывать звукоподражания: «пи-пи-пи» – кричат воробушки, «би-би-би» – гудит автомобиль (игры «У медведя во бору», «Волк и зайки», «Воробушки и автомобиль») [1, с. 26 ].

Для детей старшего дошкольного возраста подбираются игры с  более сложным текстом (игры «Карусель»,  «Два Мороза», «Мышеловка», «Гуси-лебеди», «Часы и мыши»…).

Подвижная игра с выраженным эмоциональным характером – одно из самых любимых занятий дошкольников. Игры  подбираются с учетом возможностей детей (как физических, так и речевых), с пониманием задач каждого этапа коррекционного процесса при правильном, умелом руководстве со стороны взрослого, то окажет неоценимую помощь в работе педагога.

Проводя подвижную игру, воспитатель стремимся к тому, чтобы дошкольники достигали игровой цели. Например, проводя подвижную  игры «У медведя во бору», условия которой известны, педагог ставит речевые цели:  автоматизация звука р изолированно и в тексте;  развитие фразовой речи, развитие дыхания; развития голоса; нормализация темпа и ритма речи. Целями  физического развития, в данном случае являются: развитие общих движений, скорости реакции, собранности, а цели познавательного развития могут быть решены перед началом или завершением в беседе о диких животных и растительности леса [2.с.6]. В эту игру могут играть и малыши, и старшие дети.               

Подвижные игры объединённые с дидактическими задачами обучения должны проводиться живо, эмоционально, непринуждённо, развивать речевую активность детей.     Перед детьми обязательно должна ставится игровая цель, определяться игровые правила и сигналы. Важно раскрыть последовательность игровых действий, указать местоположение играющих и атрибутов. Объясняя игру, педагог не должен отвлекаться, делая замечания детям. С помощью вопросов проверяет, все ли дети поняли игру. В старшей  группе игра объясняется перед началом игровых действий.

 Сам педагог принимает активное участие в игре, помогая, подбадривая, отмечая даже малейшие успехи тех, кто с трудом или частично справляется с заданием. Необходимо проявить терпимость к детям, которые не могут или не понимают и в связи с этим неправильно выполняют задания взрослого. Каждый ребенок должен участвовать в игре, выполняя посильные для него игровые действия, по возможности стараясь подражать ведущему и товарищам, выполнять действия вместе с педагогом. Важно, чтобы у детей появилась уверенность в своих силах.

Таким образом, подвижная  игра способствуют ускорению развития речи, что особенно ценно для детей с нарушениями в развитии речи, активизирует, способствует эмоциональной разрядке, обеспечивает необходимую физическую нагрузку, развивает моторику.

Библиографический список:

  1. Нищева Н.В. «Подвижные игры на прогулке»/ Санкт  – Петербург «Детство – Пресс», 2010 – 192 с.
  2. Игры в логопедической группе с детьми: Пособие для логопедов/ авт.-сост.: Ю.Г. Гаубих и др.: под редакцией В.И. Селиверстова.– 2-е изд. – М.: Просвещение, 1979 г. – 208 с.

Источник