Подвижные игры как средство развития личности ребенка

Безгачева Виктория Петровна
Роль подвижных игр в становлении личности ребенка.

Подвижные игры как средство формирования разносторонне развитой личности ребенка

В современном мире, в эпоху информационных технологий, люди все чаще задаются вопросами здоровья. В моде здоровый образ жизни. Но постоянная занятость современных родителей не позволяет им уделять должное внимание сохранению и укреплению здоровья детей. Поэтому им на помощь приходит детский сад.

Движение – это жизнь! Являясь биологической потребностью человека, движения служат обязательным условием формирования всех систем и функций организма. Учить детей движениям не только нужно, но и необходимо. Физкультурные занятия в детском саду – самая эффективная школа обучения движениям. Физкультурно-оздоровительная работа является одной из главных задач укрепления и сохранения здоровья детей.

От уровня удовлетворенности ребенка двигательной активностью во многом зависит улучшение деятельности его сердечно – сосудистой и дыхательной систем, повышение функциональных возможностей организма, развитие двигательных способностей, физическая работоспособность, успешное освоение материала познавательной деятельности и, наконец, настроение.

Дети по своей природе активны и подвижны. Мы сами, родители,снижаем эту активность: «Не бегай! Не прыгай! Поиграй в спокойные игры!» – очень часто мы так говорим своим детям. А ведь это неправильно!

Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра. Благодаря играм обыденное дело становится необычным, а потому особенно привлекательным. Преимущество игр перед строго определенными заданиями в том, что игра всегда связана с инициативой, фантазией, творчеством, протекает эмоционально, стимулирует двигательную активность. Подвижные игры оказывают оздоровительное воздействие на организм ребенка.Он упражняется в самых разнообразных движениях: беге, прыжках, лазанье, перелезании, бросании, ловле, увертывании и т. д. Оздоровительный эффект подвижных игр усиливается при проведении их на свежем воздухе.

На занятиях по физической культуре в детском саду используются игры большей подвижности и игры малой подвижности. На каждую неделю, по возрастам, планируются игры разного характера и содержания. При выборе подвижных игр учитывается предыдущая и последующая деятельность детей. Сюжет игры выбирается в соответствии со временем года.

При проведении подвижной игры обязательным ее условием является подведение итогов в конце игры. Многие игры не носят соревновательного характера, поэтому подведение итогов это анализ как игры в целом, так и успехов каждого ребенка. Определение результатов игры, выявление ошибок, неверных действий участников имеет большое воспитательное значение.

Воспитывать потребность, любовь к подвижным играм лучше всего в семье с раннего возраста. Игры в семье имеют громадное значение. Играя, дети овладевают новыми навыками, умениями, знаниями, усваивают правила общения. Однако анкетные данные и опрос родителей показывают, что подавляющее большинство родителей основное внимание уделяет умственному воспитанию детей, обучая их чтению, счету, письму, музыке, иностранному языку. Бесспорно, это очень хорошо. Но такой подход в воспитании является односторонним.

Большие резервы для укрепления здоровья детей, обучения их необходимым двигательным навыкам с помощью подвижных игр имеют детские сады и ясли. Но это не значит, что не нужно обучать детей движениям дома, на свежем воздухе, в гостях.

В нашем городе есть парки, зоны отдыха, развлекательные центры. Во дворе каждого дома оборудованы детские игровые площадки. Это прекрасная возможность помочь ребенку провести время с пользой для физического и психического здоровья.

Подвижные игры классифицируются по возрасту, по степени подвижности ребенка в игре (игры с малой, средней, большей подвижностью, по видам движений (игры с бегом, метание и т. д., по содержанию (подвижные игры с правилами и спортивные игры).

Есть несколько практических рекомендаций для проведения подвижных игр:

– ПОМОЩЬ СТАРШИХ. Наибольшую пользу подвижные игры приносят тогда, когда дети играют самостоятельно, свободно. Однако для того, чтобы изучить ход и правила новой игры, осваивать ее желательно с помощью руководителя (инструктора по ФК, воспитателя, родителей и т. д.).

– ВЫБОР ВОДЯЩЕГО. Не во всех, но во многих играх есть водящий.Его можно выбрать несколькими способами:

1) по назначению руководителя;

2) по выбору играющих;

3) по результатам предыдущих игр;

4) по жребию или считалке.

– ДЕЛЕНИЕ НА КОМАНДЫ. Разделить детей для подвижныхигр на команды можно так же несколькими способами:

1) взрослые производят деление по своему усмотрению. Обычно это происходит, когда дети только осваивают игры и их нужно разделить на равные по силам команды;

2) назначение капитанов, которые по очереди набирают игроков в свои команды;

3) путем расчета на «первый – второй», где первые номера – одна команда, вторые – другая. Так же можно организовать 3 – 4 команды.

Не забывайте основной закон игры: ОДИН ЗА ВСЕХ И ВСЕ ЗА ОДНОГО! Учите детей ставить интересы команды выше своих.

Существует огромное количество подвижных игр для детей дошкольного возраста. Поэтому, чтобы было легче ориентироваться в этом потоке их целесообразно делить на группы.Прежде всего ПО ВОЗРАСТУ:

Подвижные игры для детей I младшей группы;

Подвижные игры для детей II младшей группы;

Подвижные игры для детей средней группы;

Подвижные игры для детей Старшей группы;

Подвижные игры для детей подготовительной к школе группы.

Для каждой возрастной группы можно создать картотеки подвижных игр, которые соответствуют возрасту и психофизическим возможностям ребенка на данном этапе развития.

Здоровье и развитие ребенка напрямую зависит от степени его двигательной активности.

Источник

Maia. Майя. Bakulina. Бакулина.
Мастер-класс «Подвижная игра как средство развития личности ребенка»

Мастер-класс «Подвижная игра как средство развития личности ребенка»

Цель: Моей работы направлена на сохранение и укрепление здоровья детей; формирование осмысленного ценностного отношения ребенка к движению как способу существования живого; активное освоение им двигательного опыта через игру; формирование сохранения собственного здоровья и здоровья детей.

В наш век бурного развития информационных технологий преподаватели озадачены тем, что социальное развитие детей дошкольного возраста не соответствует современным нормам и большинство дошкольников не умеют правильно общаться. Современные дети не могут правильно играть, общаться, правильно ответить на обращения с просьбой, не способны сопереживать или симпатизировать, но большей части недружелюбно относятся к окружающим или совсем отказываются от общения. Недостаточное развитие коммуникативных способностей вызывает серьезную озабоченность преподавателей дошкольных учреждений. Современные дети замыкаясь на компьютерных играх и просмотре телевизионных передач, мало общаются не только с родителями, но и со сверстниками. Но ведь без живого общения жизнь ребенка теряет свою яркость, блекнет насыщенность его эмоциональных ощущений. Кроме того, способность оптимально общаться с окружающими-залог успешного продвижения ребенка во всех сферах жизни.

Читайте также:  Воспитание ребенка по этапам развития

Воспитания коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста –основная задача для подготовки ребенка во взрослую жизнь.

Игра – жизненная потребность ребенка, она занимает важное место в жизни дошкольника и является главным средством воспитания. Среди всего многообразия игр, следует особо выделить подвижные игры, в которых все играющие обязательно вовлекаются в активные действия, которые обусловлены сюжетом и правилами игры, и направлены на достижении определенной условной цели. Подвижная игра имеет большое значение для всестороннего, гармоничного развития детей и является эффективным средством формирования здорового образа жизни.

Задачи:

1.Создание условий для разнообразной двигательной активности;

2. Формирование умений и развитие физических качеств участников;

4. Побуждение участников мастер-класса к творчеству в двигательной деятельности;

Предлагаю вашему вниманию игры, наиболее часто проводимые в наших детских садах с детьми старшего дошкольного возраста.

1. Подвижная игра “Мыши водят хоровод”.

Цель: развивать двигательную активность

Описание: перед началом игры необходимо выбрать водящего — «кота». Кот выбирает себе «печку» (ею может послужить скамейка или стул, садится на нее и закрывает глаза. Все остальные участники берутся за руки и начинают водить хоровод вокруг кота со словами:

Мыши водят хоровод,

На печи дремлет кот.

Тише мыши, не шумите,

Кота Ваську не будите,

Вот проснется Васька кот —

Разобьет наш хоровод!»

Во время произнесения последних слов кот потягивается, открывает глаза и начинает гоняться за мышами. Пойманный участник становится котом, и игра начинается сначала.

2. Кенгуру.

Участники строятся у стартовой линии. По определенному сигналу начинают скакать на двух ногах 20—30 м, зажав большой мяч между ног. Побеждает участник, раньше всех закончивший прыжки. Если мяч выпадет, его следует подобрать и с этого же места продолжать прыгать.

Можно проводить командные соревнования, передавая мяч как эстафету.

3. Пустое место.

Играющие встают в круг, заложив руки за спину, а водящий за кругом. Он, обходя круг, дотрагивается до руки кого-либо из игроков и бежит в любую сторону за кругом, а вызванный —в обратную сторону. Задача бегущих — обежав круг, первым занять пустое место. Оставшийся без места становится водящим.

4. Игра “Горелки”.

Задачи: упражнять в беге, реагировать на сигнал, соблюдать правила игры.

Описание: В игре принимают участие нечетное количество детей, которые становятся парами и держатся за руки. Впереди колонны находится водящий, который смотрит вперед. Дети хором повторяют слова:

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло,

Глянь на небо —

Птички летят,

Колокольчики звенят!

Раз! Два! Три! Беги!

Как только участники произнесут слово «Беги!», стоящие в последней паре в колонне отпускает руки и бегут вдоль колонны вперед, один с правой стороны, другой — с левой. Их задача — выбежать вперед, встать перед водящим и снова взяться за руки. Водящий, в свою очередь, должен поймать кого-то из этой пары до того момента, как они возьмутся за руки. Если получится поймать, то водящий с пойманным образует новую пару, а участник, оставшийся без пары, теперь будет водить.

5. Рыбалка.

Игроки становятся в круг. В центре круга стоит ведущий. Он должен взять толстую веревку или канат и крутить ею по низу, стараясь ею коснуться ног других игроков. Игроки же, в свою очередь, подпрыгивают, чтобы веревка-удочка их не задела. У кого не получилось, выбывает из игры.

6. Смешилка.

Дети сидят на стульчиках, а воспитатель или ребенок становится перед ними и показывает любое движение или рассказывает стих, стараясь рассмешить детей. Все должны быть серьеозными. Ребенок, который засмеялся, платит штраф: закрывает глаза и отгадывает, что ей положили в руку или сам идет смешить, а тот кто рассмешил, садится на место.

7. Угадай что это за животное.

Водящий садиться ко всем детям спиной. Каждый игрок по очереди подходит к нему и издает звук, изображая любое животное, например, корову. Водящий угадывает, что это за животное.

8. По кочкам через болото.

Воспитатель распределяет детишек по командам. Впереди каждой из команд ложатся кирпичики на определенном расстоянии.

Цель игры: пройти по кирпичикам заданный участок, не касаясь ногами пола. Побеждает команда, у которой последний игрок достигнет цели первым.

9. Укради морковку.

Воспитатель рисует круг диаметром 8 м. В круг кладет 10 кубиков. В этой игре круг символизирует огород, а кубики морковку. Из игроков выбирается один сторож. Его задача охранять морковки. Остальные игроки становятся зайцами. Они должны постараться украсть эти морковки из круга-огорода. Кого «сторож» поймает, тот выбывает из игры. Победитель – самый ловкий, т. е. тот, кто украл морковку и не был пойман «сторожем».

10. Угадай, кого поймал.

Рекомендация: До начала этой подвижной игры воспитатель должен показать детям картинки животных и рассказать им немного о них.

Вдоль стены комнаты устанавливаются стульчики и на них садятся дети. Воспитатель разрешает детям встать и погулять по помещению, например: «сходите в лес и поймайте там птичку, жучка, пчелку, муравья, ежика, кузнечика, стрекозу и т. д.». Дети изображают, как будто кого-то ловят. Они начинают прыгать и бегать за воображаемым животным или насекомым.

Читайте также:  Связь физического и умственного развития ребенка

Воспитатель говорит: «пора домой». Дети возвращаются и усаживаются все по своим местам. При этом они держат ладошки закрытыми, чтобы их пойманный зверек не смог убежать.

Воспитатель вызывает одного из игроков и предлагает ему показать кого он поймал. Ребенок без слов изображает пойманного зверька. Например, бегает и жужжит, а потом падает на спину и болтает в воздухе руками и ногами, т. е. имитирует движения жучка. В это время дети внимательно наблюдают и затем отгадывают кто это. После верной отгадки вызывается другой игрок и все пытаются отгадать его «пленника». И так 5-6 раз.

У детей 5-6, 6-7 в лет характер игровой деятельности несколько меняется. Теперь их уже начинает интересовать результат подвижной игры, они стремятся выразить свои чувства, желания, осуществить задуманное. Однако подражательность и имитация не исчезают и продолжают играть немаловажную роль в жизни старшего дошкольника.

Ну вот, сегодня мы с вами рассмотрели подвижные игры в старшей группе для детей 5-7 лет. Надеюсь, они вам понравились. Нужно заметить, во избежание недоразумений, что эти игры даны для детских садов в помощь воспитателям, поэтому они для родителей могут показаться, немного сложными. Но если вы захотите ими воспользоваться, думаю, ничего страшного от этого не случится, а наоборот, будет только одна польза. Детки вместе повеселятся, а заодно и получат необходимые навыки.

Предложите эти подвижные игры в детском саду. Уверенна, ваши дети будут вам очень благодарны.

Источник

Консультация для родителей на тему: «Подвижная игра как средство всестороннего развития личности ребенка»

Описание материала: Данная консультация для родителей поможет полно разъяснить о важности подвижных игр способствующим как развитию физических и умственных способностей, так и освоению нравственных норм, правил поведения, этических ценностей общества. Консультация для родителей на тему: «Подвижная игра как средство всестороннего развития личности ребенка» Подвижная игра — незаменимое средство пополнения ребенком знаний и представлений об окружающем мире, развития мышления, смекалки, ловкости, сноровки, ценных морально-волевых качеств. Глубокий смысл подвижных игр – в их полноценной роли в физической и духовной жизни, существующей в истории и культуре каждого народа. Подвижную игру можно назвать важнейшим воспитательным институтом, способствующим как развитию физических и умственных способностей, так и освоению нравственных норм, правил поведения, этических ценностей общества. Подвижные игры являются одним из условий развития культуры ребенка. В них он осмысливает и познает окружающий мир, в них развивается его интеллект, фантазия, воображение, формируются социальные качества. Являясь важным средством физического воспитания, подвижная игра одновременно оказывает оздоровительное воздействие на организм ребенка. Это в свою очередь оказывает благотворное влияние на психическую деятельность. Велика роль подвижной игры в умственном воспитании ребенка: дети учатся действовать в соответствии с правилами, овладевать пространственной терминологией, осознанно действовать в изменившейся игровой ситуации и познавать окружающий мир. В процессе игры активизируются память, представления, развиваются мышление, воображение, увеличивается словарный запас, обогащается речь детей. Большое значение имеют подвижные игры и для нравственного воспитания. Дети учатся действовать в коллективе, подчиняться общим требованиям. Правила игры дети воспринимают как закон, и сознательное выполнение их формирует волю, развивает самообладание, выдержку, умение контролировать свои поступки, свое поведение. В игре формируется честность, дисциплинированность, справедливость. Умелое, вдумчивое руководство игрой со стороны педагога способствует воспитанию активной творческой личности.В подвижных играх совершенствуется эстетическое восприятие мира. Дети познают красоту движений, их образность, у них развивается чувство ритма. Они овладевают поэтической образной речью. Подвижная игра готовит ребенка к труду: дети изготавливают игровые атрибуты, располагают и убирают их в определенной последовательности, совершенствуют свои двигательные навыки, необходимые для будущей трудовой деятельности. Источником подвижных игр с правилами являются народные игры, для которых характерны яркость замысла, содержательность, простота и занимательность. Подвижные игры делят на элементарные и сложные. Элементарные в свою очередь делят на сюжетные и бессюжетные, игры-забавы, аттракционы. Сюжетные игры имеют готовый сюжет и твердо зафиксированные правила. Сюжет отражает явления окружающей жизни. игровые действия связаны с развитием сюжета и с ролью, которую выполняет ребенок. Правила обусловливают начало и прекращение движения, определяют поведение и взаимоотношения играющих, уточняют ход игры. Подчинение правилам обязательно для всех. Сюжетные подвижные игры преимущественно коллективные .Игры этого вида используются во всех возрастных группах. Бессюжетные подвижные игры не имеют сюжета, образов, но сходны с сюжетными наличием правил, ролей, взаимообусловленностью игровых действий всех участников. Эти игры связаны с выполнением конкретного двигательного задания и требуют от детей большой самостоятельности, быстроты, ловкости, ориентировки в пространстве. К сложным играм относятся спортивные игры (городки, бадминтон, настольный теннис, баскетбол, волейбол, футбол, хоккей). В дошкольном возрасте используются элементы этих игр и дети играют по упрощенным правилам. Подвижные игры различаются и по их двигательному содержанию: игры с бегом, прыжками, метанием и др. По степени физической нагрузки, которую получает каждый играющий, различают игры большой, средней и малой подвижности. Истоки подвижных игр уходят корнями в глубокую древность. История появления игр позволяет понять их воспитательное значение. Игра была спутником человека с незапамятных времен. В ней культуры разных народов демонстрируют сходство и огромное многообразие. Е. А. Покровский утверждал, что игры во все времена и у всех народов были непременно. Многие из игр представляли собою большую оригинальность, смотря по свойствам и образу жизни народа. Справедливо также мнение Н. С. Воловик о том, что назначение древних игр — не развлекательное, а практическое. Действиями игры и словами песни люди пытались обеспечить себе будущий успех в предстоящих работах. Глубокий анализ педагогической и психологической литературы по вопросу исторического происхождения игры провел Д. Б. Эльконин, который отмечал, что «вопрос об историческом возникновении игры тесно связан с характером воспитания подрастающихпоколений в обществах, стоящих на низших уровнях развития производства и культуры». Уже в наиболее ранних этнографических и географических описаниях русских путешественников имеются указания на приучение маленьких детей к выполнению трудовых обязанностей и включение их в производительный труд взрослых. Так, Г. Новицкий в описании остяцкого народа писал, что во всех играх общим являлись ловля птиц, рыбы, охота на зверя. Дети, чтобы прокормиться, учились стрелять из лука, ловить птиц и рыбу. Орудия зависели от того, какая отрасль труда являлась основной в данном обществе. Согласно теории, развитой К. Гроссом, игры служат средством для упражнения различных физических и психических сил. Если наблюдать за играми молодых животных и за играми детей, то этот факт выступает с полной ясностью: игры всюду служат средством для упражнения и развития органов движения, органов чувств – особенно зрения, а в то же время и для развития внимания, наблюдательности, часто и мышления. Воспитательная и художественная ценности подвижной игры сохранились до настоящего времени. В педагогической истории России подвижным играм придавалось большое значение. Они рассматривались как основа физического воспитания. Во второй половине XIX в. появляются работы виднейших педагогов Н.И.Пирогова, позднее Е.Н.Водовозова, П. Ф. Каптерева и др. В них подчеркивается первостепенное значение подвижной игры как деятельности, отвечающей возрастным потребностям ребенка. Основатель российской системы физического воспитания П.Ф.Лесгафт отводил подвижной игре большое место. Он указывал на наличие в подвижной игре определенной цели. Рекомендовал постепенно усложнять содержание и правила игры. По утверждению П.Ф. Лесгафта, систематическое проведение подвижных игр развивает у ребенка умение управлять своими движениями, дисциплинирует его тело. Идеи П.Ф. Лесгафта успешно претворялись в жизнь его последователями и учениками (В.В. Гориневским, Е.А. Аркиным). В.В. Гориневский рассматривал подвижную игру как средство формирования личности ребенка. Он придавал огромное значение оздоровительной направленности положительных эмоций, которые ребенок испытывает в игре. Серьезные требования В.В. Гориневский предъявлял воспитательной ценности сюжета игры, методике ее проведения. Он требовал от воспитателя эмоциональности, эстетики движений, индивидуального подхода к ребенку, точного соблюдения правил игры . Значительную роль в результативности игры Е. А. Аркин отводил педагогу, его искусству заинтересовать ребенка, правильно объяснить игру, распределить роли, подвести итог; при необходимости педагог успешно может подключиться к игре. В создание теории игры значительный вклад внесли ведущие русские педагоги и психологи. Вопросы теории и методики игры разрабатывались Д.Б.Элькониным, А. А. Леонтьевым, А.В.Запорожцем, Н.Н.Поддъяковым и др. В разработке содержания, организации и методики подвижных игрважную роль сыграли работы А.И.Быковой, М.М.Конторович, Л.И.Михайловой, Т.И.Осокиной, Е.А.Тимофеевой, Л.В.Артамоновой и другими (9). Игровая деятельность возникает уже в преддошкольном возрасте. Для того чтобы игра малышей была полноценной, необходимо создавать для них педагогически целесообразную внешнюю обстановку, правильно подбирать игрушки. Дети второго года жизни очень подвижны. Для удовлетворения их потребности в движении необходимо иметь горку, скамейки, ящики и другие пособия. Детям должно быть предоставлено достаточно места, чтобы бегать, подниматься на ступеньки, сползать по скату горки и т.д., играть в прятки, догонялки. В играх детей старше полутора лет можно заметить признаки подражания взрослым. Учитывая это, воспитатель вовлекает детей в игры с помощью игрушки, старается разбудить в них интерес эмоциональным образным объяснением. В младших группах наиболее часто используются сюжетные игры и простейшие несюжетные игры типа «ловишек», а также игры-забавы. Малышей привлекает в игре главным образом процесс действия: им интересно бежать, догонять, бросать и т.д. Важно научить ребенка действовать точно по сигналу, подчиняться простым правилам игры. Успех проведения игры в младшей группе зависит от воспитателя. Он должен заинтересовать детей, дать образцы движений. Ведущие роли в игре педагог выполняет сам или поручает наиболее активному ребенку, иногда готовит к этому кого-то из старших групп. При проведении сюжетных игр рекомендуется пользоваться методикой, которая обращена к воображению ребенка. С этой целью используют образные возможности сюжетного рассказа. Проводя игру, необходимо постоянно напоминать детям об игровом образе. Значительно оживляют игру различные атрибуты: головные уборы с изображением птичек, руль автомобиля. Для младшей группы рекомендуются игры с текстом. Такие игры воспитывают у детей чувство ритма. Дети, слушая воспитателя, стараются подражать его движениям. Педагог отмечает успехи детей в игре, воспитывает доброжелательность, формирует честность, справедливость, обращает внимание на качество движений, следит за тем, что бы они были легкими, красивыми, уверенными. Дети должны учиться ориентироваться в пространстве, проявлять выдержку, смелость, находчивость, творчески решать двигательные задачи. В играх необходимо ставить перед детьми задачи для самостоятельного решения. При умелом руководстве воспитателя подвижной игрой успешно формируется творческая активность детей: они придумывают варианты игры, новые сюжеты, более сложные игровые задания. Таким образом, подвижная игра — незаменимое средство пополнения ребенком знаний и представлений об окружающем мире, развития мышления, смекалки, ловкости, сноровки, ценных морально-волевых качеств. У детей всех возрастов огромная потребность в игре, и очень важно использовать подвижную игру не только для совершенствованиядвигательных навыков, но и для воспитания всех сторон личности ребенка. Продуманная методика проведения подвижных игр способствует раскрытию индивидуальных способностей ребенка, помогает воспитать его здоровым, бодрым, жизнерадостным, активным, умеющим самостоятельно и творчески решать самые разнообразные задачи. Подвижную игру можно назвать важнейшим воспитательным институтом, способствующим развитию физических, умственных способностей, освоению нравственных норм, правил поведения, этических ценностей общества, совершенствуется эстетическое восприятие мира и готовят ребенка к труду

Читайте также:  Психическое развитие ребенка является процессом

Источник