Подвижные игры как средство двигательного развития ребенка

Подвижные игры как средство  развития двигательной активности детей раннего возраста

Шарипова Галия Умяровна

Физическое здоровье детей является одной из первооснов его полноценного развития.  Одним из условий нормального роста и развития ребенка, повышения сопротивляемости его организма, является достаточная двигательная активность. Именно двигательная активность как основа жизнеобеспечения детского организма оказывает воздействие на рост и развитие нервно – психического состояния, функциональные возможности и работоспособность ребенка. Нормально физически развивающийся ребенок, как правило, подвижен, жизнерадостен и любознателен; активен в играх, участвует в делах взрослых. Физическое самочувствие ребенка раннего возраста в дошкольном учреждении должно быть предметом особого внимания педагогов.

Почему? С одной стороны в раннем возрасте малыши начинают овладевать всеми видами основных движений и потребность в движениях и их смене велика, но с другой стороны движения детей  в раннем  возрасте имеют некоторые особенности: они недостаточно координированы, неуклюжи, и детям трудно сохранять равновесие, редко используют или вовсе не используют лазание, подпрыгивание, перешагивание, редко играют с мячом, обручами.

Одним из средств развития движений, а так же удовлетворения двигательной активности  детей раннего возраста являются подвижные игры.  Они привлекают малышей своей эмоциональностью, разнообразием сюжетов и двигательных заданий. Кроме этого, подвижные игры способствуют также развитию внимания, памяти, воображения, формированию личностных качеств (самостоятельность, активность). Участвуя в этих играх, дети приобретают опыт общения со сверстниками и взрослыми. Взрослый является организатором и  активным участником игр: выполняет роль ведущего (читает текст, который служит сигналом к началу и окончанию движений) и одновременно действует вместе с ребенком, являясь образцом для подражания.

Понимая важность проблемы развития двигательной активности детей раннего возраста средствами подвижных игр, мы поставили перед собой следующую

цель: Создание благоприятных условий для полноценного физического и психического развития детей раннего возраста путем удовлетворения потребности в  двигательной активности детей раннего возраста в подвижных играх.

В своей работе мы решаем такие задачи:

1.Умение сохранять устойчивое положение тела и правильную осанку.

2.Умение двигаться свободно и самостоятельно.

3.Формировать физические качества личности – смелость, ловкость, чувство радости от совместных действий с другими детьми.

4. Сделать физическую культуру частью  здорового образа жизни ребёнка в семье.

Подвижные игры как основная двигательная деятельность детей раннего возраста планируется нами  в различное время дня в соответствие с режимом дня. Подвижные игры  включаем в физкультурные занятия, утреннюю гимнастику, а также в часы самостоятельной деятельности детей. При этом мы фиксируем свое внимание на том,  чтобы каждый ребенок в течение дня принял участие хотя бы в одной игре, вовлекая  малышей в игру.

Так дети третьего года жизни с удовольствием выполняют такие игровые упражнения как:

«Полетаем как птички»

«Попрыгаем как зайчики»

«Цыплята клюют зёрнышки»

Через эти игры – упражнения дети учатся умению передавать простейшие образные действия некоторых персонажей. Развитие и совершенствование движений обусловлено повседневностью их применения, это такие движения: как ходьба, бег, лазанье, подпрыгивание, которые широко применяются не только в самостоятельной деятельности, но и в подвижных играх.

Наша задача при организации подвижных игр с детьми раннего возраста – научить выполнять ряд правил: бежать в определенном направлении, останавливаться по сигналу. При планировании мы учитываем разнообразие движений, вызывающих деятельность различных мышц, переход от более спокойных к более оживленным движениям.

В первой младшей группе организуем игры  сложного содержания, в которых выделяется  роль ведущего. Играя  в подвижные игры: «Весёлые зайчата», «По ровненькой дорожке», «Пузырь», «Карусели», дети учатся  играть по правилам, соотносить действия со словами.

Чтобы дети имели представление о сюжете игры, проводим предварительную работу: чтение художественной литературы,  наблюдение в природе, наблюдение за повадками животных и птиц, наблюдение за деятельностью людей.

Мы активно принимаем участие в игре с детьми раннего возраста и берем на себя ведущую роль, показывая, что и как надо делать. Наше позитивное эмоциональное  состояние передаётся детям. Путём показа, объяснения мы обучаем детей навыкам движения, регулируем  число повторений, подбираем   разные игры по трудности выполнения того или иного движения, обеспечиваем определённую физическую нагрузку.    

Используем  в работе с детьми игры различного содержания:

  • с ходьбой и бегом;
  • с ползанием;
  • с бросанием и ловлей мяча;
  • с подпрыгиванием;
  • на ориентировку в пространстве;
  • с разнообразными движениями и пением.

Для обогащения игрового опыта детей используем следующие приемы:

– поддержка инициативы ребенка, поощрение действий вызывает у него желание еще раз повторить какое-нибудь упражнение (пройти по широкой и узкой дорожкам, перешагнуть через листочек, догнать не только большой, но и маленький мячик, бросить не только мешочек с песком, но и «снежный комочек», а неоднократное повторение движений улучшает качество их выполнения.

-введение игрового персонажа, обогащение игровых сюжетов. Учитывая особенности раннего возраста, малышам трудно точно выполнять движения по слову воспитателя, мы предлагаем игровые ситуации, побуждающие ребенка выполнять различные движения, например кукла Катя катает мяч, а теперь мячик к Сереже покатится или кошка играет с мышками, а теперь дети будут мышками.

Для применения любой из поставленных задач необходимо  спортивное оборудование и атрибуты (игрушки,  шапочки – маски, массажёры и др.) в изготовлении которых большую помощь оказывают родители.

Работа по физическому воспитанию ведётся совместно с родителями: это приобщение к здоровому образу жизни (совместные игры, прогулки), знакомим родителей с содержанием и словами подвижных игр, привлекаем к обустройству участков в  летнее и зимнее время, всё это способствует  развитию у детей двигательных   умений и навыков.

Читайте также:  Физические показатели правильного развития ребенка

Таким образом, на рубеже раннего возраста ребенок приобретает опыт в двигательной деятельности, связанной с выполнением упражнений, направленных на освоение основных движений: ходьбы, бега, прыжков,  лазанья  и бросания мяча в одном из приоритетных видов детской деятельности –  игре. В контексте нашей работы таковой является подвижная  игра. Именно в подвижной игре ребенок удовлетворяет свою природную подвижность, именно в ней ребенок раннего возраста совершенствуется  в двигательном развитии, в умении правильно вести себя в коллективе, а значит, это является благоприятным условием для полноценного физического и психического развития детей раннего возраста.

Источник

8f´£‚YÖգ؃°ÇI›œÇ+nÉGä¢ÌTVIÎ!|Òʆ+šrLdç}fÕÇzà EsîBkcЩ0“P:ÕKꢌ°”%ü„ÎTìVx֕EÚÒÏRk/ݹS°¤Vª±½»?¾ÝpøOÄ¿ùgot?üÔ=¯;r:ø÷røôþÏ}MÁM(6Ë륐cãÆs­‚qšÃTNÐâVœf=v=«³¾r!0í©ç©†¿qà,¹¡¬dtÙÑçTR„ÜÇ%Môxa°Ÿ!z¯z+åçÅ×M
•Q‡Ô=Ä{H.„Ð.„0jÜÂU˜/Êû/:–ÕãïƒPéEh±/`.M¨T9æDo¼c‰A#4
ÐÄZ@rÍ΅§ÙÏÈT©ˆá¼`]ƒñui Ð ë_^x뻇3®¬7EüÞ1*M Ù±s¾=õØø {ê‘óu·Lõhäq&s93qïb•é0ZGÅ5F@Ҷן|&ëVµípß”¬7†6÷ٌ¶=!9Ö½ÑÄðєߓҎÎ¯bu†ûûžáš¦£¹[&ïÚ:ß7ÈÒÉ¢oÈþûÉc˜£»z*ç,.~j9Ü_3‹eç™Ôž9PÆÒù”÷2¹;ß-9Ð69>C¹¤¾05‹‹R¸¢o7Qñ4 mœ(öœå̟fjØBÜxs¶l³ÚŸæK¦¨;ò˜Sžz3Úp«%ÖOÞ¹ªîmÞè序Ë;’ÞËÊÆ6/ù1œÆ†÷†+’ù…Éÿµ‹áG±›66!í峃 U«ó¢³’]Üq®7(þ{»1on|ú¸q%©¦„?”A.¯Û÷cÏ2Ô½Ï}†Ó Ÿ@´…›…뀿ip’yƒ’)n
–d{Ú}úó—÷ï~ú흤õƒ®L®˜X…U¿rÁ{«osúº]|áó›éÚeñ%êuyã
ndùWûºž”¹éÖ|—«w3ꥂÐ+fªXdýq÷AؘÀÊ⎟Bêjeg†œíe9â¶d̃öJHî-ÎÝ’~+A:F1k¦¦ÙKö¼ßb{ñĺ9pØ°rÆøwÅ6–—ʪ5þ ¤¾Ò§Rúr‰æND™öˆ6EŸåoFîĒH·R÷À²5pbÜñ,F˜†{ Ô©üb¡64º°æÖgK|iaõ|_õa´XŠ;ê¾ÂêXXá
·uHBq  nDˆûɯ”·ªAB ç3ÕМ
½…á!³‹é91­fÃðÉ@Üþ™æ¸(­§˜T®÷çÕ±z>T‘¢õ——Ô噓{R­·mD¹t}ODn§ð束µÿüF¹c±!h·¤Â´_W9OÛi‡÷Ñ†§vƒ=HmÔLU5!¼Q8¸B©«^ÎùÏ¥]kŸ0$Ãn1g‹öpˆû„¯IÆV‹¸‹Xë”H’Œ˜…gÄZ#£dnIJI±Ö1‘$˜VX,;ñ³ÖŽ¿$™j°èpXë H’Ì•À—I¶ÖQ‘$xÊeÇäZGE’d”.%ƒç,Yv´lµÓ¤Šbc‘Òذɞ}®Zn/ň]½Í8î+Þw“aԙʐíÞwÖ yÌ·_óhåY45Läî‘Á«ch+° íÿ 0Ló™
endstream
endobj
5 0 obj
>
endobj
6 0 obj
[ 7 0 R]
endobj
7 0 obj
>
endobj
8 0 obj
>
endobj
9 0 obj
>
endobj
10 0 obj
>
endobj
11 0 obj
>
endobj
12 0 obj
>
endobj
13 0 obj
>
endobj
14 0 obj
>
endobj
15 0 obj
[ 16 0 R]
endobj
16 0 obj
>
endobj
17 0 obj
>
endobj
18 0 obj
>
endobj
19 0 obj
>
endobj
20 0 obj
>
endobj
21 0 obj
>/ExtGState>/ProcSet[/PDF/Text/ImageB/ImageC/ImageI] >>/MediaBox[ 0 0 595.32 841.92] /Contents 22 0 R/Group>/Tabs/S/StructParents 1>>
endobj
22 0 obj
>
stream
xœÍ]Koä6¾ðÐqfÓ|SŒºÛv°‹
ÝqCƒwv2;‡ØɬsØ¿|JT7‹¤(yàŒ~IU‹¬¯ŠU’æzÿõå˯_º››ëýËËãÇÿ|úw÷óõáùååù·_®þ÷û§ë?yz|ùòütýáϽ˜¯îŸŸ_>}ÝíºÃí±ûãò#lþõ½”îÄ £]Ï h÷õÓåÅOéž./—×÷´#aÞ=üzyaŽÆéHýbÎ{øMö݂»ÏÿÕ¢»Ïî#ñ¿»¼øù}ÿK÷ð·Ë‹;-ò—[@  A°Š½º®Q>¶»ûþØu×~|2Fþþø×Û_ÿýñés÷îëŸWÿüñ}›YbT*DT§Egc¸Á”vܼô˜²;û–Ýë{÷-Ö÷úUé?j~Ú­11O™Xa¤DÞ©‰Sf#˜väV/ÑH• HÊ*Z§2’Q­¬ï¸`H
åˆÄ*OðS •,Ÿ$Ìð3‰xjÚÙÑÿÝï„ùxçç]í¤™wêWÂÙt¯„EĀïÐßn¸I|²f¸‰E$¨DªF{ºˆ¢u$C”(ÕÚz^ZEXE’`ö¬G„ž±ß:] ^Všê™Á®Çxu0ô0÷E©§Ó0sšd˜„­È󾘗UöE¢ÏH¹âí†lw*x§¥`Œ™þcí¤˜ðÝ3¯Ä~
¬ÕV”KD ˆ’›+$Zá +I Ü»«³å¸ÖC˜ÊÙÞÓ±}¹Û]
7aÄ6˜}t¦däxkPn£´h}ö¸™F{ÖÑɯ±ö¼‡È¾G¤O€ž”‹Ö‚î-™Ûá8
H¹—1¨Y/2’=g7§2m,âìT:·ú~ö«3;x?aòh”÷Õ1†©_ÌW2¶Ô¿œ¥6’ãg·1›à…%^Íf„&Š×?ŸÕ0?󳹇IÄ8h“õ›æ¹|¢Ž•ù„Ò6=†b:áuºÀ„”›Nd%Ӊ$£V$úòõ0¥y§”zEPéi€¼«J×ùŠriײ%•O¸07;&¿´yŸ]g}!áÊʂ
Žéñò³Q‘÷Wì”ç9å­É½
VfڒJ’–“‡]o^Ü’q°,O…Þ{IgÂKï~‘š¥æJIÍÎÌEbrqçO=؈”4e‹½;Ɋ–¾•´/§Ò™ùK5grs¶ƒ„í©jB>á
§“Ô} `˜Ñ¨1b”=át±wìÝyŠºsÅ­ûºŸâmtß.y0¨Ñép-þ`îÛÈø¹ÐÚ¸ÂÂ#©Ä°Vìõq#¶öÒd­—¥ÞRR6Î}Óí÷ša’Ceº)JG¥ò ‘© ÒôUSƒj‰[ JšŒJ5ªÀ¨´dö²AIý
єҬÏ)jŠuҊqI‰ótÃÅ%
Æ¥*µéÀ$µÓZ£­HàJÏHŠŒa‰Å‘àÞñ1#ӗöŽó$¯SrŽÂ2åö6¤x@x€(‡y ƒ³5’xØÚÒüª„?8ڊÆöãÔ~úݚWøý$ë'[ۈMlÏӔ3œÏÒV©Ã‰TÉø¨|®d
Å>±q‡OD6&7O]ð:©OUWŠ9‹=D-L;bS»š÷>ép™Òš }¤ mñÊé ¼!®äD˜×“§ç½Ò18åƒÔ¨©‘U
ªu4–õùÊÿJXi» Ø7+Óá~è!mb•¶ó#¨Éª–-™|rÁ(“”jÑÜ2*ôòÂÊ$Çbè÷)hǒ”ßKù`dyNG±ˆçüW–U´Ió2ä)IÞz&wTh‰pä”Ìa¯°Õ€¸¥Â¤@óN§®i‹–¹Å)Û`Ù5‘/·eE]8
ÿüR‰uº¼§•£tàEó’u`.uªz„ªCV +;0ÑyfªvPîALsPÔ4 [QÁM¼…@†JþzEcA¬ô¯ ”Üè=”…ÁºÖñS­§2˜w§¢¶·ßŠÙ´Q6U[íÁ°BŠAö ÷E­ö`„™ ÛC‡»T}¯ò0Z!´“NÖ¯± 
2¼?ý!Õt‡.oŠþ5¼Ãû08DquÔõ)‰Úf¤6à†.£û´°É8׳YïO;Š›]7C‹ÛùúìÚ RõÉK1ÂePGG°÷óa £%mÌ-èt!Õ¬oÏ1Bý́€†LI9âpÕøȣ™žŒÇÀ]c³“Ö»!«Uï×q°÷K£*æg^gU7”ä»|YQÅü¬Š¨“;?¨y¶ª4ƒU¡ÊÄסJO5”˶êr¹, L­Qå²ËÖp>—%ÄìkëÚ¯êT +Ö¹9—H¥öùþkÖt™»G’Z-Gºº^(†*›)ûI»_õÙFܐô%¹Ð§Ë}¾j©7ÏcÿTÚÚÝ0«rÆ¿ŒzwþÀY5u^?$®8h÷Ïû±nD¨~G(¤ö¼üljÏn·®âÿ¬üìG‚}Q2úu*”úÊ­7ó)2/^V5v7^aéQŠx²{7ŸHE>Vh£© q[d*æƅ_Wù8λÄBÆ5U»seÝÖAS¢é‘ƒ^TÊ}
L$/w2WI%‡UŽðNiU—B¿
QŨ•fÁŠXJó%çu¨RFí°½
è£æh0Î5*õnÑTf“ÌÜÖRÙÒ¥P™¼NZ1Ô1so*5É·t«Ô&cþª—€Z»‘qÛÀçû‰·ÎÚp6šÍ”#Ÿ¢¡´WËÛaŽÑ¶ %
Qd¤]{’¦åaj;JGÐ1ͺF¨û~Ö ug†p’q*LNýOk=×µ‘@Î-gٞ9¿vJDÀÍ@DÒà±°™oŽ6›?¬_ÅM-aþ1œŸÆr,ÙٜB,¿YÛ,uÓ9K½ÃTŽµUۗ¦²µ4È6’›Û횤¶QÊorýÒJ¾J65H©R½Öº†)…:]5²Jáàۚ šo¶¬„•²ëU´UmÖêÂê²é̇UæRɪf&-ôBòÂʤ$°¹æfÃffHÔÝy”
g¤þvû™5V_¯Ã´QË®ï”Võ3i¾^–Uô°4|9V£.W”AýÌVeމMLމMvHjo@.„ŸVvb*PŸl†„æDt‡÷´~¼oME¥ññö-ž¼Qø›Ü œÉ†Jú¥Kå“v*û¥SZu“0Í×f³¢Š~™†úe£.ï—ieОµU™÷ËE“õK:`sSi_²Bq6/¬ì—˜˜ä¸ïv8ë_÷ÁK]Ì]Ó÷ìúñ~Sí°Wѽ‘¾áå»~Ñéî­p­°±=iO
·¨Ãåá·¾ç& ?l5Ó’p敮|¬A›a$Ø”kx¥uÈ×Ʋ¢Š¬‘†±F«.ÏieЭ­Ê

é
{Àbç”#cN¨y?`aDهȬJŸaH1fÀ?Âh|e³¨]h;{œ!
„ÂÆjՋW)p¢Ãú8Á^²Ð«-¤@µËλCÎàyÐ. ±*E…VU•’7ˆàD”¢Î§*J
2½÷Ý;WŽh¡~Ôò&«Ê”YÉÍÆMsúIbÞ³z:nW¬ómuý~ý§ˆ˜óMÂeZýé¦û¼-I–}Œ5+s®®2a‡ Îè]ÝçmåÕa¨9`!§çp
{Ìb`ÓO÷¡1$4{¨³ê:X¤òAúkæl܍ÞT*Š{·© odåÆTÞNψ+5Uàæ°4çNr;úՃ™õ^Rt(3zÝì·ÉmŠ¸éÌþsr296’ÃÒU®šÝÞ L ÝSe%Ñ¥ÏIM£‹«Ëîí yÜ!6Æ|¡; · J1m@îgSïS¯W³Uº¾šzÀ֕@¦jUA¦Ã*ό‡ðØ)„¶`F°0›éך¼Žé3°¹ÿ€ŽlëOÃë²Ó6¡LРӋU–¢‡ ¢ÄÒ[ P؂º†Ÿ¶`ã”-·ÍÓff2°ÐC¦Áh‹+:¯‡. #¾Lí/R—Tÿ¯’ÎóbþRn$ ¼¤›a@~’¸Í£–ÀÏ—F¦óJ!éYÚG†õ“’Âm±­¹ÉŒ}šõg*«‹@.´„Ä_×*ÑԂ”}©FhADÕ {ÝÂDÎû1bL¯5°ûênѺ¸ñàrÖÏú,ÆÒô|Šã
#*O(î´” Õ&qîHQ-V TÄþ1͋¥ÝQ¾QhD:™jÊÌJ¹!c…eѪÐmq!.c싮j.lÑ´Qõ¶*÷©xPO]?õ° éH?‚G³‹ÁæZ]mŪŠ‚–X#y¿níýeݦòaƒoKˆ¦Û ä‚”1ºðâv•iÅR½X “ÒíuÀ¹Ü‘§þ اR]I¶Æ7rYÙäÃ4“{sZíÕ]°n}5F̂¬û½[-£%ðËʔËR[Ý|–4,ÃW”“33¬i•ö‘ðªÒ¬ºQK(SĐxÑ煕Ðæ?˹1 ìwŒëäö.OÌqL;Žq¦¬mò²vR=¸ôŒ
‚ÙmùÂll#ÜDO~N öyfÒCsÙ-ÇÉ ×~ŸíÔùʜ¤Ý3áË]áA5?dɹœ,ÿT=¿6×¹•ã’ú²7iæ*Üù‚áúȕ
¤DG°È•‡|¡k‡ÊÈÃaeåwæÍ#êÝÛú0•2×±y6-qûUç·zZJ¼@Ä¡+֚ÒhìAz×x!=`öªª„•è$j.|`dgö§b:Í·ÿ¨ø3Ók9¬/šWׯgK‹òzBŽ¨g»­eô„RÒòºÍPPàíŸîhå¤~L¸X’7Xøðm
‚—àžïëÿÚ TŽ¤ë/_ìˆÄ¾®Ûm¢°€4Ðò¸ÁHœÑò­ªN-Ç=¨Hp¬ßt,,Ðê.º–-é¤$qŇ }¤ x1z¿^ö–Dû°Ô–y„ÏÒ uBG Y¥t2L·ÚŵÑý^bQöþUŒZBÝõ÷ŸW]lqVSW¯ömBU8*±¯c’ÒJœ6?V‰©UÏ9Â
Y÷qR@™f{VNûV9À·
k±ç[ Šþ‚Œ:‰e>fv¸!Ý/C¾“%±ñó’JZƅµév™rT[g¿ ­M>k9’SÀF˜ŒÖK¤ ìh¶¼’ ÏçtW|pڀےH´ŠØÚˆ×OU¹F¦§¨A}sD

Источник

Екатерина Сластунова
Подвижная игра как средство формирования двигательной активности дошкольников

Содержание

Введение…. 3 стр

Основная часть

1. Роль подвижных игр в развитии основных движений у детей дошкольного возраста …. 5 стр

2. Методика проведения подвижных игр с детьми дошкольного

возраста …. 8 стр

Заключение…. 12 стр

Список литературы…. 13 стр

Введение

Игра является одним из важнейших средств физического воспитания детей дошкольного возраста. Она способствует физическому, умственному, нравственному и эстетическому развитию ребенка. Разнообразные движения и действия детей во время игры при умелом руководстве ими эффективно влияют на деятельность сердечно – сосудистой и дыхательной систем, способствуют укреплению нервной системы, двигательного аппарата, улучшению общего обмена веществ, повышению деятельности всех органов и систем организма человека, возбуждают аппетит и способствуют крепкому сну. С помощью подвижных игр обеспечивается всестороннее физическое развитие ребенка.

Нормально развивающийся ребенок с рождения стремится к движениям. Огромную потребность в движении дети обычно стремятся удовлетворить в играх. Играть для них – это, прежде всего, двигаться, действовать. Анализ показателей здоровья, физического и двигательного развития детей дошкольного возраста в последние годы свидетельствует о тревожных тенденциях. По данным Е. Н. Вавиловой, Н. А. Ноткиной, М. А. Правдова, Ю. К. Чернышенко, В. И. Усакова от 30% до 40% детей дошкольного возраста имеют низкий уровень двигательного развития. Причины этого кроются в современном образе жизни. Психологи, педагоги, медики отмечают общую тенденцию для детских учреждений – снижение двигательной активности детей (Ю. Ф. Змановский, М. А. Рунова, С. Б. Шарманова, А. И. Федоров, а для ребенка-дошкольника потеря в движениях – это потеря в здоровье, развитии, знаниях. Не случайно в программе воспитания и обучения детей в дошкольных учреждениях вопрос здоровья стоит на первом месте. Если учесть, что двигательная активность является еще и условием, стимулирующим фактором развития интеллектуальной, эмоциональной и других сфер, то становится очевидным актуальность данного вопроса.

В решении этой проблемы первостепенное значение приобретает выявление источников пополнения и обогащения средств двигательного развития ребенка. По утверждению отечественных педагогов Е. Н. Водовозовой, П. Ф. Каптерева, П. Ф. Лесгафта, Е. А. Покровского, К. Д. Ушинского и др., подвижные игры являются эффективным средством физического воспитания.

Подвижные игры, построенные на движениях, требующих большой затраты энергии (бег, прыжки и др., усиливают обмен веществ в организме. Они оказывают укрепляющее действие на нервную систему ребёнка, способствуют созданию бодрого настроения у детей. Активные движения повышают устойчивость ребенка к заболеваниям, вызывая мобилизацию защитных сил организмов, способствует улучшению питания тканей, формированию скелета, правильной осанки и повышению иммунитета к заболеваниям.

Во время подвижных игр у детей совершенствуются движения, развиваются такие качества, как инициатива и самостоятельность, уверенность и настойчивость. Они приучаются согласовывать свои действия и даже соблюдать определенные правила.

В то же время целый ряд проблем, связанных с физическим воспитанием дошкольников и их развитием, еще не нашли своего полного разрешения. К ним мы относим, в частности, использование большего количества разнообразных подвижных игр в системе физического воспитания дошкольников.

Цель: раскрыть значимость подвижная игра как средство формирования двигательной активности дошкольников

Задачи:

– Систематизировать знания о роли подвижных игр в развитии основных движений у детей дошкольного возраста.

– Описать методику проведения подвижных игр с детьми дошкольного

возраста.

1. Роль подвижных игр в развитии основных движений у

детей дошкольного возраста

В дошкольном возрасте закладываются основы всестороннего гармонического развития личности ребенка. Важную роль при этом играет своевременное и правильно организованное физическое воспитание, одной из основных задач которого является развитие и совершенствование движений.

Развитие и совершенствование движений ребенка в период дошкольного детства осуществляются разными путями. С одной стороны, обогащению двигательного опыта малышей, приобретению новых навыков и умений способствуют их самостоятельная деятельность, игры, труд, с другой – специально организованные мероприятия по физической культуре, направленные на решение задач как оздоровительного, так и воспитательного характера.

Читайте также:  Центр развития ребенка в волковыске

Основной формой обучения детей движениям признаны занятия. В то же время весьма существенное место в системе физического воспитания дошкольников занимают подвижные игры, которые широко применяются во всех возрастных группах.

Для дошкольников подвижные игры являются жизненной потребностью.С их помощью решаются самые разнообразные задачи: образовательные, воспитательные и оздоровительные. В процессе игр создаются благоприятные условия для развития и совершенствования моторики детей, формирования нравственных качеств, а также привычек и навыков жизни в коллективе.

Детям дошкольного возраста выполнение игровых заданий доставляет большое удовольствие. Играя, ребенок упражняется в различных действиях. С помощью взрослых он овладевает новыми, более сложными движениями.

В дошкольном возрасте еще не выдвигается требование обязательного целенаправленного воспитания двигательных (физических) качеств. Однако меняющиеся игровые ситуации и правила игр заставляют маленького ребенка двигаться с большей скоростью, чтобы догнать кого-то, или быстрее спрятаться в заранее намеченное место (домик, гнездышко, чтобы не быть пойманным, ловко преодолеть элементарные препятствия (подлезть под веревку, рейку, не задевая за них, пробежать между кеглями, не свалив ни одной, обязательно добежать до определенного места и т. д.).

Многократное повторение этих действий требует от детей внимания, волевых и физических усилий, координации движений.

Таким образом, в дошкольном возрасте подвижные игры являются средством не только для развития движений, но и для воспитания таких качеств, как ловкость, быстрота, выносливость.

Подвижные игры в основном – коллективные, поэтому у детей вырабатываются элементарные умения ориентироваться в пространстве, согласовывать свои движения с движениями других играющих, находить свое место в колонне, в кругу, не мешая другим, по сигналу быстро убегать или менять место на игровой площадке или в зале и т. п.

Совместные действия маленьких детей создают условия для общих радостных переживаний, общей активной деятельности. В коллективных подвижных играх дети приучаются играть дружно, уступать и помогать друг другу. Нередко приходится наблюдать, как более старшие и самостоятельные дети подходят к маленьким, берут их за руки, помогают влезть на скамейку или приглашают малышей, сидящих безучастно на стуле, поиграть вместе с ними.

Игра помогает ребенку преодолеть робость, застенчивость. Часто бывает трудно заставить малыша выполнять какое-либо движение на глазах у всех. В игре же, подражая действиям своих товарищей, он естественно и непринужденно выполняет самые различные движения.

Подчинение правилам игры воспитывает у детей организованность, внимание, умение управлять своими движениями, способствует проявлению волевых усилий. Дети должны, например, начинать движения все вместе по указанию воспитателя, убегать от водящего только после сигнала или последних слов текста, если игра сопровождается текстом.

Сюжетные подвижныеигры благодаря многообразию их содержания помогают детям закреплять свои знания и представления о предметах и явлениях окружающего их мира: о повадках и особенностях движений различных животных и птиц, их криках; о звуках, издаваемых машинами; о средствах передвижения и правилах движения поезда, автомобиля, самолета.

Подвижные игры создают дополнительную возможность общения воспитателя с детьми. Воспитатель рассказывает, объясняет детям содержание игр, их правила. Малыши запоминают новые слова, их значение, приучаются действовать в соответствии с указаниями.

Очень важна роль подвижных игр в увеличении двигательной активности детей в течение дня. Особое значение имеют они для увеличения физиологических нагрузок на организм ребенка. Активные двигательные действия при эмоциональном подъеме способствуют значительному усилению деятельности костно-мышечной, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, благодаря чему происходит улучшение обмена веществ в организме и соответствующая тренировка функций различных систем и органов.

Влияние подвижных игр на развитие движений детей, а также некоторых волевых проявлений их во многом зависит от того, сколько времени длится эта игра. Чем дольше и активнее действует ребенок в игре, тем больше он упражняется в том или ином виде движений, чаще вступает в различные взаимоотношения с другими участниками, т, е. тем больше ему приходится проявлять ловкость, выдержку, умение подчиняться правилам игры.

Активность детей в играхзависит от целого ряда условий: содержания игры, характера и интенсивности движений в ней, от организации и методики ее проведения, а также от подготовленности детей.

2. Методика проведения подвижных игр с детьми дошкольного возраста

Одной из задач педагогического руководства подвижными играми является поддержание в них достаточной активности всех детей, постепенное усложнение движений в соответствии с возрастными особенностями детей младшего дошкольного возраста.

Наиболее эффективно проведение подвижных игр на свежем воздухе. При активной двигательной деятельности детей на свежем воздухе усиливается работа сердца и легких, а, следовательно, увеличивается поступление кислорода в кровь.Это оказывает благотворное влияние на общее состояние здоровья детей: улучшается аппетит, укрепляется нервная система, повышается сопротивляемость организма к различным заболеваниям. Работники дошкольных учреждений должны по возможности увеличивать время прогулок детей, насыщать их играми и различными физическими упражнениями.

Разнообразие игр по содержанию и организации детей позволяет подбирать их с учетом времени дня, условий проведения, возраста детей, их подготовленности, а также в соответствии с поставленными воспитателем задачами.

Укрепление и оздоровление организма детей, формирование необходимых навыков движений, создание условий для радостных эмоциональных переживаний детей, воспитание у них дружеских взаимоотношений и элементарной дисциплинированности, умения действовать в коллективе сверстников, развитие их речи и обогащение словаря – вот те основные воспитательные задачи, которые педагог может осуществлять при помощи разнообразных игровых заданий.

Читайте также:  Ребенок 6 месяцев развитие питание вес видео

Можно выделить следующие виды подвижных игр:

Игры малой подвижности рекомендуются для снятия интенсивной физической нагрузки, статической утомленности, тревоги, напряженности. Это игры со спокойными перемещениями, движения не большие по амплитуде, в спокойном и умеренном темпе (спокойная ходьба, ходьба с заданиями, движения руками, движения по кругу, повороты туловища и т. п.)

Игры средней подвижности. Двигательная нагрузка в таких играх достигается за счет интенсивной ходьбы, спокойных перебежек, приседаний, подпрыгиваний, действий с предметами, имитации движений животных, общеразвивающих упражнений, частой и быстрой смене движений, наличии нескольких ролей, попеременному их выполнению

Игры большой подвижности. Двигательная нагрузка в таких играх достигается за счет интенсивной ходьбы, спокойных перебежек, приседаний, подпрыгиваний, действий с предметами, имитации движений животных, общеразвивающих упражнений, частой и быстрой смене движений, наличии нескольких ролей, попеременному их выполнению

Организация и проведение подвижных игр в разных возрастных группах постепенно усложняется.

Младшая группа:

– Организация игр с более легкими правилами

– Рекомендуются игры с текстом (сюжетом)

– Педагог играет вместе с детьми

– Использование атрибутов

Средняя группа:

– Усложнение условий игры (внесение новизны атрибутов, правил)

– Педагог распределяет роли среди детей

– Поручается роль ведущего детям

– Используется образный рассказ

Старшая группа:

– Использование более сложных движений

– Перед детьми ставится задача реагировать на сигнал

– Использование игр с элементами соревнования, вводятся соревнования по звеньям

– Под руководством педагога выбирают водящего в игре

Подготовительная к школе группа:

– Педагог обращает внимание на качество движений

– Ставятся задачи для самостоятельного решения

– На примере одной игры, педагог предлагает детям придумать варианты усложнения правил

– Самостоятельно выбирают водящего считалочкой

– Использование спортивных игр, эстафет

Структура проведения подвижных игр:

1. Сбор детей на игру

2. Создание интереса к игре

3. Организация играющих, объяснение игры

4. Определение ведущего

5. Проведение игры

6. Окончание игры и подведение итогов

Воспитатель должен помнить, что при организации даже уже знакомой детям подвижной игры,необходимо преподносить ее с большим эмоциональным откликом и внеся элемент новизны: новый атрибут, изменения правил, новая считалочка и т. д. Это позволит вызвать эмоциональный отклик у детей, они качественнее будут выполнять движения. Дети захотят самостоятельно организовать подвижную игру, будет развиваться двигательная активность.

Подвижная игра – двигательная деятельность, основным содержанием которой является выполнение движений в изменяющихся условиях. В отличие от сюжетно-ролевых игр содержание большинства подвижных дается в готовом виде. Основной целью деятельности детей в подвижной игре является решение двигательной задачи. Структура игры регламентируется правилами. Правила четко формулируются с самого начала, и им должны подчиняться все участники. Правила определяют время выполнения двигательных действий и требования к их точности. Овладеть правилом – значит овладеть своим поведением, научиться управлять им.

Игровая деятельность всегда связана с решением определенных задач, выполнением определенных обязанностей, преодолением разного рода трудностей и препятствий, преодоление препятствий укрепляет силу воли, воспитывает выдержку, решительность, настойчивость в достижении цели, веру в свои силы.

Подвижные игры создают атмосферу радости и потому делают наиболее эффективным комплексное решение оздоровительных, образовательных и воспитательных задач. Активные движения, обусловленные содержанием игры, вызывают у детей положительные эмоции и усиливают все физиологические процессы. Таким образом, подвижные игры – действенное средство разностороннего развития.

Заключение

В заключение хочется еще раз подчеркнуть, что подвижная игра – наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении.

Выдающийся исследователь Л. С. Выготский подчеркивал неповторимую специфику дошкольной игры. Она заключается в том, что свобода и самостоятельность играющих сочетается со строгим, безоговорочным подчинением правилам игры. Такое добровольное подчинение правилам происходят в том случае, когда они не навязываются извне, а вытекают из содержания игры, ее задач, когда их выполнение составляет главную ее прелесть.

Подвижные игры имеют оздоровительное, воспитательное и образовательное значение и легко доступны для семейной физкультуры. Доказано, что они улучшают физическое развитие детей, благотворно воздействуют на нервную систему и укрепляют здоровье.

Почти в каждой игре присутствует бег, прыжки, метания, упражнения на равновесие и т. д. В играх воспитываются основные физические качества ребенка, такие как сила, быстрота, выносливость и совершенствуются разнообразнейшие двигательные умения и навыки.

Во время игр у малышей формируются и совершенствуются разнообразные навыки в основных движениях (беге, прыжках, метании, лазаний и др.) Быстрая смена обстановки в процессе игры приучает ребенка использовать известные ему движения в соответствии с той или иной ситуацией. Все это положительно сказывается на совершенствовании двигательных навыков.

Список литературы

1. Вавилова Р. И. Сборник инструктивно-методических материалов по физической культуре. – М.: Просвещение, 2003.

2. Вильчковский Э. С. Физическое воспитание дошкольников в семье. – К.: Рад. шк., 2003.

3. Дегтярев И. П. Физическое развитие. Киев, 2005

4. Инновационные направления развития системы физического воспитания детей дошкольного возраста // Теория и практика физической культуры: Научно-теоретический журнал. – 2010.

5. Концепция физического воспитания детей и подростков //Физическая культура: Научно-методический журнал. – 2004.

6. Лайзане С. Я.Физическая культура для малышей: Кн. для воспитателя дет. сада. – М.: Просвещение, 2002.

Интернет-ресурсы

1. https://nsportal.ru/detskiy-sad/zdorovyy-obraz-zhizni/2016/04/20/podvizhnye-igry-kak-sredstvo-razvitiya-dvigatelnoy

2. https://nsportal.ru/detskiy-sad/fizkultura/2016/02/16/podvizhnaya-igra-kak-sredstvo-razvitiya-dvigatelnoy-aktivnosti

.

Источник