Подвижная игра средство всестороннего развития ребенка

Петрова Елена
Подвижная игра как средство всестороннего развития ребёнка

Исследования учёных доказали, что произвольное внимание развивается только в процессе активной деятельности. Для ребёнка дошкольника характерны различные виды деятельности, но всё же как доказал Л. С. Выготский ведущим видом деятельности дошкольников является игра. Игра для дошкольника-это его естественное состояние, одна из важнейших потребностей. Игра по существу делает ребёнка ребёнком и необходима для его своевременного и полноценного развития. О том, что игра является потребностью ребёнка свидетельствует то, что элементы игрового поведения присуще животным и являются важнейшим условием развития детёныша во взрослую особь,готовую к самостоятельной жизни. То, что игра- это потребность ребёнка доказывает определение игры.

Игра-это один из видов деятельности, характерных для животных и человека, имитирует обстановку предметной и социальной действительности.

Таким образом в игре дети имеют возможность отражать полученную информацию об окружающем мире, общаться со сверстниками,учиться друг у друга. Также игра способствует развитию всех сторон развития личности,в игре ребёнок воспроизводит быт и труд взрослых, разные события из своего опыта, отношения между людьми. В игре дети учатся подчинять свои желания определенным требованиям — это становится важнейшими предварительными условиями для воспитания воли. Игра даёт благоприятые условия для развития моральных качеств личности.

В педагогике и психологии существует множество классификаций игр.

Свои классификации предлагали многие педагоги и психологи, среди них: Н. К. Крупская, П. Ф. Лестгафт, С. Л. Новосёлова и многие другие.

Но в современной отечественной педагогике принята следующая классификация игр.

Все игры делятся на творческие игры и игры с правилами.

К творческим играм относятся:Сюжетно-ролевая игра, режиссёрская игра, строительно-конструктивные игры, театрализованные игры.

К играмс правилами относятся: Подвижные игры, дидактические игры.

Также принято классифицировать все игры как сюжетные и бессюжетные игры.

Особое место среди игр занимают подвижные игры. Это самый древний вид игры, который встречается даже в животном мире. Чтобы оценить историческое значение подвижных игр необходимо рассмотреть историю возникновения и развития данного вида игр. Подвижная игра зародилась ещё в первобытно-общинном строе. Для этого периода уже было характерно участие в этих играх как детей и взрослых. По содержанию эти игры имитацией охоты или преодоления трудностей, связанные опять же с охотой,но в этих играх специально не преследовалась цель учить и развивать подрастающее поколение. Таким образом хоть и в своей примитивной форме подвижная игра уже в доисторические времена способствовала развитию выносливости,силы,ловкости и реакции.

Игра, в том числе и подвижная, как средство воспитания и развития использовалась уже в Древней Греции. В греческих школах специально организовывали подвижные игры и соревнования с целью развивать физические и моральные качества учеников,тогда же стали использовать и простейшие игрушки: подобия мячей, игрушечное оружие. Игры с такими игрушками развивали силу,выносливость,ловкость,умение быть в команде,а также внимание. В Восточной культуре использовались подвижные игры для развития физических качеств у таких народов как Китай, кочевые степные народы. Эти народы свои древние игры сохранили до наших дней. В Средние Века наблюдался некий упадок в развитии игровой деятельности, так продолжалось практически до времён Я. А. Каменского. Наступление эпохи Нового времени открыли для развития подвижных игр новые возможности. Философы и педагоги того времени писали работы,посвящённые играм, пытались понять их значение в развитии детей, пытались составлять описания игр. В то время увеличилось количество прогрессивных учителей, которые специально организовывали подвижные игры в школах с целью развития физических и нравственных качеств.

Большое место в жизни детей подвижные игры имели в отечественной истории. Письменные источники хранят большое количество описаний русских народных подвижных игр. Подвижные игры были особой частью жизни детей и взрослых уже с времён Древних славян. Частью сначала славянской,а затем и русской культуры было включение игр подвижного характера, а также соревнований в повседневную жизнь, существовал своеобразный календарь игр. Игры русских детей зависели от сезона,народного или христианского праздника и приветствовались взрослыми.

С Древнейших времён у русского народа существовали игры для разного возраста,начиная от простейших пальчиковых игр для младенцев и детей раннего возраста, до игр со сложными правилами для старших детей. Русские народные подвижные игры выступали самым доступным средством для развития самых разных движений, физических и моральных качеств, также они развивали речь,мышление,память и внимание. Большое педагогическое значение народных игр для развития ребёнка отмечал великий русский педагог К. Д. Ушинский. В 20 веке как зарубежные,так и отечественные учёные признают значение подвижных игр для развития детей. Велись и ведутся до сих пор научные исследования, разрабатываются новые методики руководства подвижными играми, составляются разнообразные сборники с описаниями подвижных игр. Большое значение в разработке теории и методики руководства подвижными играми имели исследования: Н. К Крупской,П. Ф. Лестгафта, Е. А. Аркина,В. В. Гориневского,Т. И Осокиной,Е. А. Тимофеевой,З. М. Богуславской, Э. Я Степаненковой. Также большой вклад в систематизации опыта русского народа принадлежит собирателю народных игр Покровскому. Таким образом большое значение использованию подвижных игр для развития детей признаётся во всём мире.

Изучив этапы исторического развития использования подвижных игр в воспитании и развитии детей нельзя переоценить значение их для развития ребёнка.

В современной педагогике подвижной игре отводится особое место.

В подвижных играх развиваются все группы мышц. Нагрузка постепенно увеличивается и тем самым развивает и укрепляет всю мускулатуру,как крупную, так и мелкую, всё это способствует развитию таких качеств как сила и быстрота. Постепенное увеличение нагрузки способствует развитию общей выносливости ребёнка, тем самым укрепляется общее здоровье ребёнка особенно дыхательная, сердечно-сосудистая и костно-мышечная система. Большое значение эти игры имеют на оздоровление и укрепление здоровья детей, закаляют детский организм,особенно если они проводятся на воздухе.

Большое значение подвижные игры имеют для развития физических качеств детей, таких как ловкость,сила,быстрота,а также автоматизации движений. В физическом воспитании подвижные игры используют для решения целого комплекса задач. В первую очередь в подвижных играх развиваютсявсе основные движения:бег,ходьба,ползание, лазание, метание,прыжки, активно развивает чувство равновесия и умение владеть своим телом. В подвижных играх эти движения используются в разных условиях и тем самым дают детям возможность реализовать себя в движении, научиться использовать двигательный опыт на практике. Все движения выполняются самостоятельно в разнообразной среде,от качества выполнения задания зависит сама игра, тем самым развиваются такие качества как самостоятельность и способность к самоконтролю. Использование оценки игры даёт детям представление о значении каждого участника игры в общем деле. Дети испытывают радость,когда его движениям даётся положительная оценка и вызывает у детей желание стараться,быть более ловким,сильным,внимательным, стимулирует желание детей подражать лучшему, тем самым закладываются основы таких важных качеств личности как ответственность, упорство, целеустремлённость и старательность и выступает хорошей профилактикой развития таких отрицательных качеств как небрежность и грубость. Участие в играх большого количества детей приучает детей согласовывать свои действия с другими детьми,развивается не просто умение быть в коллективе. Игра даёт возможность проявить себя в разных позициях. Подвижные игры,возникающие по инициативе детей развиваю у детей лидерские качества, так как предложить игру, созвать всех на игру,организовать игру требует от детей определённых коммуникативных навыков, проявлений смелости,инициативы и организаторских навыков. Всё это выступает профилактикой против развития таких отрицательных черт личности как нерешительность, стеснительность,пассивность, мешает развитию закомплексованности. Но достижение этой цели будет невозможно если в детском коллективе допускать проявления детской жестокости, грубости, позволять детям высмеивать неудачи и особенности других детей. Тем самым участие детей в подвижных играх создаёт благоприятную почву для развития нравственных качеств личности. В подвижных играх дети имеют возможность проявить себя не только с позиции лидера, они учатся принимать чужие правила, подчиняться им уступать, сдерживать свои желания, учитывать интересы всех, а не только себя,всё это способствует развитию воли. Развитию волевого поведения способствует и тот факт,что сама по себе игра не состоится без дисциплины. Детям прививается дисциплинированность, которая необходима для формирования навыков учебной деятельности и для формирования навыков самоорганизации. Подвижные игры благоприятно действуют на мотивационную сферу ребёнка. У детей появляется мотивация быть лучше, выиграть,помочь команде. Всё это учит детей ставить перед собой определённые цели и их достигать.

Подвижная игра способствует ознакомлению детей с окружающим миром. Для этого используют разнообразные сюжеты,отражающие деятельность людей и животных. Закрепляются знания о предметах и явлениях,поведении животных, сезонных изменениях в природе. Включение народных игр и игрового фольклора способствует приобщению детей к культуре своего народа и к общей мировой культуре.

Участие детей в изготовлении атрибутов к играм (масок, пособий для эстафет,

разучивание стихов,считалок, закличек, использование музыкального сопровождения, участие в играх с имитационными движениями,где необходимо выразительно передавать образ-всё это способствует художественно-эстетическому развитию детей. В старшем дошкольном возрасте необходимо уделять особое внимание добиваться красивых, точных движений, не допускать небрежности в движении, всё это оказывает влияние на формирование общего облика ребёнка, где важнейшее место занимает воспитание правильной осанки.

Подвижные игры замечательно организуют детскую жизнь, делая её эмоционально насыщенной и богатой впечатлениями, дети учатся организовывать свой досуг полезными для здоровья занятиями. Всё это закладывает основу для формирования здорового образа жизни.

Таким образом подвижная игра выступает средством всестороннего развития ребёнка и имеет большое педагогическое значение.

Существует множество определений подвижной игры, но самым распространённым является следующее.

Подвижная игра-это сознательная двигательная активная, всегда эмоционально окрашенная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами.

В теории и методике физического воспитания существует несколько классификаций подвижных игр, но самой полной и распространённой считается классификация Д. В. Хухлаевой.

По степени сложности игры делятся на элементарные и сложные

По наличию сюжета игры делятся на сюжетные,бессюжетные, игры-атракционы и игры-забавы.

По колличеству участников игры делятся на коллективные и индивидуальные

По распределению участников игры делятся на командные и общие

По использованию предметов игры делятся на игры с использованием предметов (мячей,обручей,скамейки) и игры без использования предметов.

По физической нагрузки игры делятся на игры большой подвижности,игры средней подвижности и игры малой подвижности.

По двигательному содержанию игры делятся на игры с бегом,прыжками,метанием,ползанием, лазанием.

Также игры классифицируют:

По развивающему значению игры делятся на игры направлены на развитие ловкости,выносливости, внимания,реакции на сигнал и так далее.

По историческому значению игры делятся на современные и старинные

По авторству игры делятся на народные и авторские

Также игры делят на традиционные и нетрадиционные

По принципу сезонности игры делятся на сезонные и универсальные

В своих разработках по руководству и описанию подвижных игр Д. В. Хухлаева даёт следующую характеристику всем видам игр.

Сюжетные игры имеют заявленный сюжет и чёткие правила Сюжет отображает явления знакомые детям, игровые действия зависят от сюжета роли, которую выполняет ребенок.

Бессюжетные подвижные игры направлены на ловлю,действия с предметами («Догони мяч», «Из кружка в кружок») не обозначены сюжетом, но имеют сходства с сюжетными играми тем,что в них также присутствуют правила,

В играх-забавах, аттракционах двигательные задания переносятся в необычные условия и могут содержать элемент соревнования.

К сложным играм относятся спортивные игры (городки, бадминтон, настольный теннис, баскетбол, волейбол, футбол, хоккей).

К играм большой подвижности относятся те, в которых одновременно участвует все игроки и обусловлены высоким темпом движения.

Игры средней подвижности -игры с активным участием большого количества детей,игроки активны, темп движений невысокий (ходьба, передача предметов) или движение дети выполняют подгруппами.

Игры малой подвижности-игры этого вида очень распространены,так как их можно проводить в любом помещении,темп выполнения движений низкий,эти игры используют с целью дать детям отдых, снять напряжение и усталость, часто их используют как подвижно-дидактические игры,оптимальны для развития внимания,ориентировки в пространстве.

Далее в соответствии с темой исследования необходимо рассмотреть методику руководства подвижными играми в старшем дошкольном возрасте. Большой вклад в изучение и разработку методики руководства подвижными играми большой вклад внесли A.B. Кенеман, М. М. Конторович, Т. Н. Осокина, Е. А. Тимофеева.

При проведении подвижной игры большое значение имеет оценка того,насколько дети готовы к её освоению. Необходимо обратить внимание на уровень сформированности движений и игровой опыт детей. Если используется сюжетная игра,то нужно проанализировать насколько данный сюжет интересен,понятен и знаком детям. Перед проведением новой игры нужно хорошо разучить все необходимые движения и действия.Важна роль предварительной работы: чтения художественной литературы,рассматривание иллюстраций,игрушек,наблюдение. Все атрибуты и пособия для игр готовятся заранее, а в старшем возрасте привлекают к ней детей. Необходимо определить место,время проведения игры,а также количество детей,которые будут в неё играть. От подготовки к игре зависит успешность её проведения.

Ознакомление с новой игрой не должно затягиваться. Правила игры нужно объяснять чётко,кратко и понятно. В младшем возрасте можно сразу ставить перед детьми игровую задачу. Перед игровой детям надо объяснить,а иногда и показать игровые действия, правила, показать все сигналы и ориентиры, затем с помощью вопросов проверить усвоена ли полученная информация. В играх,где необходима большая концентрация внимания детям надо дать установку быть внимательнее. В старшем возрасте важно напомнить детям необходимость чётко выполнять правила,а то потеряется смысл игры,делать акцент на качестве,а не на скорости. В старшем возрасте велика роль водящего. На этапе освоения игры роль ведущего может брать воспитатель,но позже эту роль должны принимать дети. Важно избегать конфликтов при выборе ведущего. Ведущего можно назначить только в том случае,когда игра мало знакома детям,на роль ведущего лучше назначить активного и раскрепощённого ребёнка чтобы он задал темп игре и показал менее активным и инициативным детям образец. Для выбора ведущего можно применять считалки,жеребьёвку, игровой приём.

В процессе игры необходимо следить за выполнением правил игры качеством движений. Игра должна проходить ярко,эмоционально и доброжелательно,нельзя допускать грубость по отношению к другим детям.

Большое значение в старшем дошкольном возрасте имеет оценка игры. При оценке необходимо отметить как положительные,так и отрицательные стороны. Оценивать нужно и ведущего и других игроков. Особое внимание надо уделять проявлениям находчивости,взаимопомощи,выдержки и качеству выполнения.

ПЕТРОВА ЕЛЕНА ВЛАДИМИРОВНА

ВОСПИТАТЕЛЬ ГБДОУ 38

ФРУНЗЕНСКОГО РАЙОНА

САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

Источник

Карасёва Ольга
Подвижная игра как средство всестороннего развития ребёнка

«В игре ребёнок живёт, и следы этой жизни глубже остаются в нём, чем следы действительной жизни…» К. Д. Ушинский

Подвижные игры создают атмосферу радости и поэтому делают наиболее эффективными комплексные решения оздоровительных, образовательных и воспитательных задач.

Подвижная игра способствует развитию двигательных и физических навыков,

быстроту, ловкость движений, раскрывая возможности для того, чтобы ребёнок расширял и совершенствовал приобретённые умения, организованность и дисциплинированность. Кроме того, игра требует от ребёнка проявление таких качеств как инициативность, общительность,

способность координировать свои действия с действиями сверстников, закладывая, таким образом, основы социальных отношений.

Подвижные игры являются не только эмоциональной и психологической

нагрузкой, но и эффективным средством развития двигательных качеств.

Через подвижные игры достигается наиболее гармоничная координация деятельности всех органов и систем ребёнка.

Целесообразно подобранные с учётом возраста, состояние здоровья, степени физической подготовленности детей подвижные игры, особенно на воздухе, способствуют укреплению организма, закаливанию и тем самым профилактике заболеваний.

Глубочайший смысл подвижных игр заключается в том, что они функционально нагружая организм, органы и системы, формируют и совершенствуют.

Подвижную игру можно назвать важнейшим воспитательным институтом, способствующим как развитию физических и умственных способностей, так и освоению нравственных норм, правил поведения.

Различные по содержанию подвижные игры позволяют проследить разнообразие подходов к поиску путей гармоничного развития детей.

Условно можно выделить несколько типов подвижных игр: подражательные, творческие, выполняются в виде двигательных задач, требующих проявления ловкости, быстроты, силы и других качеств, которые по разному способствуют всестороннему развитию дошкольников.

В умственном воспитании ребёнка велика роль подвижной игры: дети учатся действовать в соответствии правилам, овладевать терминами, осознанно действовать в изменение игровой ситуации и познавать окружающий мир.

Подвижные игры нередко сопровождаются песнями, стихами….

Такие игры пополняют словарный запас, обогащают речь детей.

Подчиняясь правилам игры, дети упражняются в нравственных поступках, учатся дружить, сопереживать, помогать друг другу.

Эстетическое восприятие мира совершенствуется в подвижных играх. Дети познают красоту движений, у них развивается чувство ритма. Они овладевают поэтической образной речью.

Трудовое воспитание в подвижной игре: дети изготовляют игровые атрибуты, раскладывают и убирают их в определённой последовательности, совершенствуют двигательные навыки, необходимые для будущей трудовой деятельности.

П. Ф. Лесгафт рассматривал подвижные игры как средство разностороннего воспитания личности ребёнка, развития у него честности, правдивости, выдержки, товарищества. Он рекомендовал воспользоваться играми. Чтобы научить ребёнка владеть собой, подчинять свои действия сознанию.

Подвижную игру надо рассматривать как средство формирования личности ребёнка. Надо придать огромное значение оздоровительной направленности, положительных эмоций, которые ребёнок испытывает в игре.

Подвижная игра – процесс, в котором все играющие обязательно вовлекаются в активные действия, обусловленные сюжетом и правилами, игры направленные на достижение определённой условной цепи, поставленной перед детьми, взрослыми.

В пользу использования подвижных игр выступает то обстоятельство, что их можно проводить фронтально, индивидуально с подгруппами детей в различное время. На занятиях ив процессе проведения режимных моментов, в детском саду и дома с родителями, можно играть не только под руководством взрослого, но и самостоятельно.

Таким образом, подвижная игра является одним из условий развития культуры ребёнка, всегда является творческой деятельностью, в которой проявляется естественная потребность ребёнка в движение, необходимость найти решение задачи.

Источник