Подвижная игра как творческое развитие ребенка
Садыгова Э.Э., воспитатель
ОДОД ГБОУ СОШ№4 Кусто «Калипсо»
г. Санкт-Петербург
Подвижные игры, развивающие творческую активность
Ребенку свойственно неутомимое желание играть. Малыш, не испытывающий этого желания, по меткому определению Н. К. Крупской, «или болен, или перепедагогизирован». Подвижные игры составляют обширный, многообразный и вполне самостоятельный мир ребенка. Немецкий поэт Ф. Шиллер писал: «Человек играет тогда, когда он в полном значении слова Человек, и он бывает вполне человеком лишь тогда, когда играет». Голландский историк культуры Й. Хейзинга называет современного человека «гомолуденс» – «человек играющий».
Через всю человеческую жизнь проходит игра, от своеобразного символа младенчества – погремушки до более поздних игр в мяч. В игре ребенок проходит тот путь, который преодолело человечество от первобытного состояния до современного. Это положение дает основание рассматривать подвижную игру как неотъемлемую часть развития культуры общества.
Подвижная игра является важным воспитательным стимулом. В ней не только развиваются физические и умственные способности, но и изучаются и осваиваются общие правила поведения, сведения о коллективе, усваиваются этические ценности общества. Игра развивает фантазию и воображение, формирует духовное богатство человека. Ряд исследователей обращают внимание на то, что игра как способ общения между людьми даже шире чем речь (Ю. В. Бромлей, Ю. Г. Подольный, М. Мид и др.). Дети дошкольного возраста, принадлежащие к разным народам и не понимающие речи друг друга, без труда находят общий язык в игре.
Подвижные игры – одно из условий развития культуры ребенка. В игре малыш, двигаясь, осмысливает и познает окружающий мир. Наряду с развитием движений игра развивает интеллект, будит фантазию, воображение, формирует социальную направленность.
В социальном воспитании ребенка подвижные игры имеют огромное педагогическое значение. Ученые отмечают, что игры отражают индивидуальность ребенка и его творческую деятельность, в основе которой обычно лежат унаследованные от прошлого, но приспособленные к современным условиям традиции.
Отмечая разнообразное содержание детских игр, их свойств, характера, следует подчеркнуть, что общим во всех подвижных играх является творчество. Творческая деятельность свойственна только человеку. Она всегда социальна по содержанию и выражает свободу личности.
Игровая деятельность ребенка имеет два источника – объективный и субъективный:
• объективно игра моделирует жизненную ситуацию;
• субъективно для ребенка она полна реального смысла, теснейшим образом связана с действительностью, ведь творя свой фантастический мир в игре, ребенок верит в его реальность. Нередко он изображает ситуацию, с которой может столкнуться в жизни. Игра воспитывает в ребенке чувство свободы, независимости: он чувствует себя хозяином своей судьбы, а это основа человеческого достоинства.
Начальным этапом формирования творческой деятельности является подражание, особенно характерное для подвижных игр детей младшего возраста. В этот период ребенок подражает всему, что видит. Характерно, что подвижные игры малышей отражают не общение со сверстниками, а изображают жизнь взрослых или окружающий животный мир.
У малышей великолепно развито воображение, они могут с удовольствием летать, как «воробушки», взмахивать руками, как «бабочки крылышками», и т. д. Это стремление к одухотворению предметов объясняется желанием ребенка придать изображаемому образу живой характер. Ребенка интересует такое игровое действие, в котором он вживается в образ. В этот момент активно формируются сопереживание, соучастие, сопричастность к игровым событиям.
На пятом году жизни меняется характер игровой деятельности детей. Их начинает интересовать результат подвижной игры. В игровой деятельности ребята стремятся выразить свои чувства, желания, осуществить задуманное, творчески отобразить в своем воображении и поведении накопленный двигательный и социальный опыт.
Однако подражательность и имитация продолжают играть важную роль и в старшем дошкольном возрасте. Взрослые часто недооценивают тот факт, что в подвижной игре дети осваивают разнообразие окружающего мира, испытывают глубокие переживания и чувства. Детские переживания влияют на весь дальнейший уклад, на всю дальнейшую работу человека, хотя часто и остаются в области подсознания. Человек может забыть о них, но они, помимо его воли, часто определяют его дальнейшие поступки.
Являясь следствием естественной потребности в деятельности, подвижная игра, с одной стороны, дает ребенку возможность познать и преобразовать окружающую действительность, а с другой – развивает его способности и творческую деятельность.
Для подвижных игр характерны большой эмоциональный подъем и наличие правил, обязательных для всех играющих и являющихся законом.
Таким образом, в каждой подвижной игре творчество является обязательным компонентом. Даже при отсутствии специального педагогического руководства развитие творческой деятельности спонтанно-стихийно всегда присутствует и развивается в игре. Целенаправленное, методически продуманное руководство подвижной игрой совершенствует, активизирует творческую деятельность детей, поднимает ее на более высокий социальный уровень. Методика руководства игровой деятельностью предполагает ведущую роль педагога, направляющего и формирующего творческую деятельность детей.
Важная роль в подготовке и проведении игры принадлежит художественному слову. Оно действует на детей не только смысловым содержанием, но и внутренним ритмом, мелодичностью, что значительно увеличивает силу воздействия на фантазию и воображение. Поэтому объяснение подвижной игры должно быть не сухим, ситуативным, а образным, лаконичным, максимально вразумительным, воздействующим на фантазию, воображение; пробуждающим мысль и чувства.
Большинство подвижных игр включает множество физических упражнений, выполнение которых требует переноса двигательных навыков в игровую ситуацию. Поэтому важно при обучении физическим упражнениям направлять творческую деятельность детей. Особое значение имеет использование метода творческих заданий, обеспечивающего развитие творчества при составлении комбинаций физических упражнений.
Использование разнообразных комбинаций движений в подвижных играх не только активизирует творческую деятельность детей, но и способствует использованию физических упражнений в качестве средства решения двигательных задач. Важно, чтобы дети стремились в игре к активным физическим упражнениям, способным дать интенсивные мышечные усилия. Оригинальные комбинации движений дети придумывают в ряде подвижных игр («Затейники», «Сделай фигуру», «Цветные домики», «День и ночь» и др.). Чем больше внимания педагог уделяет развитию творческой деятельности детей при обучении физическим упражнениям, тем более необычные, интересные упражнения, движения придумывают ребята в таких играх.
При ведущей роли воспитателя дети привлекаются к созданию вариантов игр. Многочисленные и довольно интересные варианты придумывают ребята в таких играх, как «Ловишки», «Перебежки», «Пожарные на учении» и др.
Следующим чрезвычайно важным этапом развития детского творчества является умение ребенка самостоятельно организовывать подвижные игры. Наивысшим уровнем детского творчества является придумывание новых подвижных игр по материалам знакомых художественных произведений, эпизодам из жизни. При систематическом, целенаправленном руководстве воспитатель, вооруженный соответствующей методикой, может добиться значительных результатов в комбинировании движений, варьировании игр, проведении знакомых игр со всей группой и небольшими группами детей.
Придумывание новых игр дается не всем ребятам. Причинами этого являются индивидуальные особенности, уровень двигательного и социального опыта и заорганизованность педагогического процесса, не всегда достаточно активно побуждающего детей к творчеству.
Чрезвычайно важна атмосфера добра, радости, веселья в игре, но это не означает, что в проведении игры не должно быть строгости, требовательности. Воспитатель должен помочь ребенку раскрыть в игре его интеллектуальные и физические способности.
По своей природе каждая подвижная игра является носителем творческой деятельности. При умелом руководстве игровой деятельностью можно значительно повысить творческий потенциал ребенка. Развивая, совершенствуя творчество ребенка в игре, мы воспитываем социально активного, умного, разносторонне развитого человека, относящегося к любой деятельности вдумчиво и творчески.
При проведении подвижных игр создаются широкие возможности для формирования у детей творчества, потому что игры никогда не состоят только из автоматизированных действий. Творческая инициатива проявляется у детей уже в младшем дошкольном возрасте: в начальной форме у двухлетних и в более развитой – у детей трех лет.
В репертуаре подвижных игр для маленьких детей преобладают сюжетные игры: они уточняют представления об окружающем их мире, содействуют активности наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, воздействуют на возникновение и развитие воображения.
Подвижные игры, развивающие творческую активность детей.
«Волшебник»
Играющие выбирают волшебника. Он встаёт в стороне и ждёт, когда участники договорятся, что будут делать. Например, собирать ягоды, купаться в реке и т.п. Договорившись дети подходят к волшебнику и говорят: «Добрый день, Волшебник!» Волшебник отвечает: «Добрый день, милые детки! Где вы были7» Дети отвечают: «В лесу» – начинают показывать движения, о которых договорились. Волшебник отгадывает действия.
«Что делаешь?»
Дети выбирают «хозяйку дома» и, встав в круг, чертят вокруг себя маленькие кружочки – домики. «Хозяйка» обходит играющих и каждому поручает работу. Например, рубить дрова, косить сено, стирать бельё, печь пироги и т. п. Дети имитируют эти движения «хозяйка» становится в центр круга и говорит «А сейчас будем все вместе забивать гвозди!» Дети выполняют задания «хозяйки». Неожиданно она показывает рукой на кого – либо из детей и спрашивает «Что делаешь?». Ребёнок должен назвать и показать работу, которую ему поручили выполнять в начале игры. После этого «хозяйка» даёт новые задания. Игровое действие повторяется.
«Фигуры»
Игроки выбирают водящего и разбегаются по залу. По сигналу останавливаются, изображая застывшие фигуры спортсмена, работающего человека, животного, птицы и др. Водящий ходит среди фигур и выбирает наиболее удачную. Отмечаются дети принявшие самые трудные позы.
«Упрямые обезьянки»
Воспитатель показывает отдельные движения или жесты, а дети изображают непослушных обезьянок и выполняют движения противоположного характера. Например, воспитатель поднимает правую руку – дети левую и т.п.
Выставка картин
Воспитатель выбирает трёх «посетителей» выставки, остальные дети – «картинки». По сигналу «Подготовить выставку!» дети начинают советоваться, какие картинки будут изображать (лыжника, конькобежца, пловца, конника, вратаря и т.п.) Картину можно изображать вдвоём или группой: елочка – под ней зайчик, сказка «Репка» и т.п. Через несколько секунд воспитатель объявляет: «Открыть выставку!» Дети принимают задуманные позы. «Посетители» осматривают «выставку», угадывают, что изображено на «картинках» и отмечают наиболее удачные. По сигналу «Выставка закрыта» дети принимают свободные позы.
«Ровным кругом»
Дети образуют круг, внутри которого находится водящий. Двигаясь влево (вправо) по кругу, дети проговаривают:
Ровным кругом, друг за другом.
Эй, ребята не зевать!
Все, что (имя) нам покажет,
Будем дружно повторять!
Ведущий показывает какое – либо движение, дети должны в точности повторить его. После назначается новый водящий и игра повторяется.
«Три движения»
Инструктор показывает три движения и просит детей запомнить их. Дети повторяют движения в той же последовательности. Затем начинается игра: инструктор показывает одно движение, а называет номер другого. Дети должны выполнить движение, которое назвал, а не показал инструктор.
«Воздух, вода, земля, ветер»
Дети образуют круг с водящим в центре. Подойдя к кому – либо из детей, водящий говорит «воздух», «вода», «земля» или «ветер» и считает до пяти. За это время в зависимости от слова, которое ему задано, ребёнок должен придумать и показать птицу, рыбу, зверя или кружиться на месте (ветер).
Кто не успел выполнить задание, выбывает из игры.
«Повтори – ка»
Один из играющих показывает движение какого – либо зверя, например зайчика. Каждый следующий игрок, выполнив движение показанное ранее животного, прибавляет от себя ещё одно, новое. Побеждает тот, кто лучше запомнит движения и не повториться, добавляя новое.
«Тень»
Дети стоят парами – один впереди, другой на шаг сзади. Первый ребёнок выполняет разные движения, другой копирует его.
«Путаница»
Дети делятся на две группы. Одни – надевают маски (зайчик, кошка, лиса, петух и т.д.) и заранее договариваются, кого они будут изображать. Например, кошка изображает зайчика, лиса – петуха и т.д. Другие дети внимательно наблюдают и говорят, кто из детей ошибается.
«Карлики и великаны»
Игроки строятся в одну шеренгу (или в круг). По команде «великаны» они встают на носки и поднимают руки вверх, по команде «карлики» приседают, кладут руки на пол. Тот, кто ошибся, делает шаг вперёд. После 6-8 команд, подводятся итоги.
Усложнение: инструктор подаёт команду «карлики», а сам поднимается на носки; по команде «великаны» – приседает. Дети должны выполнять то, что слышат, а не то, что видят.
«У кого длинный хвост»
Дети образуют круг. Инструктор называет разных животных. Если у животного длинный хвост (лошадь, осёл, белка, тигр) дети должны поднять правую руку и помахать ею, если хвоста нет (лягушка, горилла) или он короткий (заяц, овца, медведь, свинья), остаться неподвижными. Инструктор поднимает руку во всех случаях. За ошибку начисляется штрафное очко. Побеждает тот, кто за время игры набрал меньше штрафных очков.
«Овощи и фрукты»
Вариант 1. Дети строятся в шеренгу по одному. Инструктор называет различные овощи и фрукты. Если назван овощ, дети должны быстро присесть, если фрукт – поднять руки вверх. Те, кто ошибся, делает шаг вперёд. Побеждает игрок, сделавший меньше ошибок.
Вариант 2. Дети делятся на две команды и встают в две шеренги лицом друг к другу на расстоянии 2-3м. Если назван фрукт – руки поднимают игроки, стоящие от инструктора справа, если овощ – игроки слева. За каждую ошибку, допущенную игроком, команда получает штрафное очко. Побеждает команда, получившая меньше штрафных очков.
«Запрещённое движение»
Перед игрой участники договариваются об одном или двух движениях, которые нельзя выполнять. Хотя инструктор может их показывать (например, руки на пояс, упор – присев и т.п.). Инструктор демонстрирует детям ряд простых общеразвивающих упражнений, дети повторяют движения. Сделавший запрещенное движение выбывает из игры.
«Опасная зона»
Перед игрой участники договариваются о положении, которое будет сигналом об «опасной зоне» (например, руки в стороны). Инструктор проводит комплекс упражнений в разомкнутом строю в колонне по четыре или по три. Каждая колонна – отдельная команда. Если при показе упражнения инструктор дал сигнал об «опасной зоне», игроки принимают положение упор – присева или другое заранее оговоренное движение. Команда, сделавшая это первой, получает одно очко. После проведения комплекса упражнений объявляют команду победительницу.
«Обманные движения»
Дети должны реагировать только на словесные команды, не обращая внимание на отвлекающие действия инструктора. Например, произнося команду «Руки вперёд», инструктор поднимает руки вверх. Дети должны выполнять задание «руки вперёд».
Реально-условная ситуация сюжетных игр помогает ребенку своеобразно воспроизвести знакомый ему жизненный образ. Малыш испытывает радость от самих движений, подражания птицам и животным: летает, как птичка; прыгает, как зайчик, бегает, как лошадка. Поэтому во время игры слышатся смех, веселые восклицания, и в основе игрового процесса заключается простейшая исполнительская активность ребенка, начальная попытка воплощения в игровой образ.
Творческая направленность игровой деятельности детей во всех возрастных группах, особенно в младших, определяется продуманной эмоционально-образной методикой руководства воспитателя. Его задача состоит в том, чтобы постепенно формировать у детей эмоционально положительное отношение к игровым образам, отражающим окружающую жизнь, чувство сопереживания и действенного творческого соучастия в данной игровой ситуации. Для успешного проведения подвижной игры большое значение имеет ознакомление детей с ее содержанием, игровыми действиями персонажей и правилами. Учитывая особенности детей младшего возраста, педагог продумывает приемы общения с ребятами, содействующие возникновению у них эмоциональной заинтересованности при восприятии содержания, нетерпеливого желания действовать. Он намечает игровые приемы, включающие сюрпризность, неожиданность, уместные для начала и в процессе всей игровой деятельности; краткий эмоционально-образный рассказ сюжета игры, уточняющий наглядно-образно ее ситуации, характеристику и действия игровых персонажей; создает вариант игры для использования при повторении. В вариантах игры, сохраняя основной сюжет игры, педагог вводит новых персонажей, действия, изменяет ситуацию (например, игра «Воробушки и кошка» и ее варианты: «Воробушки и автомобиль», «Воробушки и лошадка» и т. п.). Указанные приемы содействуют возникновению и сохранению интереса детей к игре благодаря некоторой новизне восприятия, вызывающей работу творческого воображения, ориентировку в игровой ситуации, освоение несколько усложненных двигательных действий.
Необходимо приучать детей выполнять правила игры уже в младшей группе. Наиболее целесообразно это делать так, чтобы правило опиралось на роль и игровую ситуацию. Для этого в подвижную игру вносят различные атрибуты, с их помощью ребенок входит в роль, а в роли он, естественно, подчиняется правилам.
Итак, в развитии творческой активности детей важное место отводится эмоционально-образной методике руководства воспитателя. Расширяя двигательный опыт детей, воздействуя образным словом на воображение, педагог стимулирует и направляет творческо-исполнительскую игровую деятельность каждого ребенка.
Источник
Елена Протасова
Консультация «Развитие творчества в подвижных играх»
В детстве ребенку свойственно неутомимое желание играть. Подвижная игра составляет обширный, многообразный и вполне самостоятельный мир ребенка.
Через всю человеческую жизнь проходит игра, от своеобразного символа младенчества — погремушки, до более поздних игр в мяч. Это положение дает основание рассматривать подвижную игру как неотъемлемую часть развития культуры общества.
Физическая культура как неотъемлемая часть общей культуры общества всегда предполагает творческое преобразование человеком своей природы. Подвижная игра составляет основу физической культуры дошкольника. Она всегда является творческой дея-тельностью, так как в ней проявляется естественная потребность ребенка в движении. Играя, ребенок познает окружающий мир, преображая его, развивая все присущие ему способности.
Подвижные игры — одно из условий развития культуры ребенка. В ней маленький человек, двигаясь, осмысливает и познает окружающий мир. Наряду с развитием движений она развивает интеллект, будит фантазию, воображение, формирует социальную направленность.
Отмечая разнообразное содержание детских игр, их свойств, ха-рактера, следует подчеркнуть, что общим во всех подвижных играх является творчество.
Игровая деятельность ребенка имеет два источника —объективный и субъективный: 1) объективно игра моделирует жизненную ситуацию; 2) субъективно для ребенка она полна реального смысла, теснейшим образом связана с действительностью, ведь творя свой фантастический мир в игре, ребенок верит в его реальность. Нередко он изображает ситуацию, с которой может столкнуться в жизни. Игра воспитывает в ребенке чувство свободы, независимости.
Начальным этапом формирования творческой деятельности у детей является подражание, особенно характерное для подвижных игр детей младшего возраста. В этот период ребенок подражает всему, что видит. Характерно, что подвижные игры малышей отражают не общение со сверстниками, а изображают ту жизнь, которую ведут взрослые или окружающий животный мир.
У малышей великолепно развито воображение, они могут с удо-вольствием летать, как «воробушки», взмахивать руками, как «ба-бочки крылышками», и т. д. Это стремление к одухотворению пред-метов объясняется желанием ребенка придать изображаемому об-разу живой характер. Его интересует такое игровое действие, в изображении которого он вживается в образ. В этот момент у него активно включаются механизмы симпатии,формируя ценнейшие личностные качества: сопереживание, соучастие, сопричастность к игровым событиям. *
Воспитательное значение подражания отмечала Н. К.Крупская: «Подражательность ребенка есть не что иное, как особая форма творчества — перевоплощение чужих мыслей и чувств. Это период, когда у ребенка очень сильно начинают развиваться общественные инстинкты, и человеческая жизнь, и человеческие отношения делаются центром внимания». Именно благодаря развитой способности к имитации большинство подвижных игр детей младшего возраста носят сюжетный характер.
Являясь следствием естественной потребности в деятельности, подвижная игра, с одной стороны, дает возможность ребенку по-знать и преобразовать окружающую действительность, а с другой — развивает его способности и творческую деятельность.
Для подвижных игр характерен большой эмоциональный подъем, наличие правил, которые серьезны и обязательны для всех играющих, являются «законом» для них.
Таким образом, в каждой подвижной игре творчество является обязательным компонентом. Даже при отсутствии специального педагогического руководства развитием творческой деятельности она спонтанно – стихийно всегда присутствует и развивается в игре. Целенаправленное, методически продуманное руководство подвижной игрой значительно совершенствует, активизирует творческую деятельность детей, поднимает ее на более высокий социальный уровень. Поэтому методика руководства игровой деятельностью предполагает ведущую роль педагога, который направляет и формирует творческую деятельность.
Источник