Подвижная игра как средство развития ребенка дошкольника

Петрова Елена
Подвижная игра как средство всестороннего развития ребёнка

Исследования учёных доказали, что произвольное внимание развивается только в процессе активной деятельности. Для ребёнка дошкольника характерны различные виды деятельности, но всё же как доказал Л. С. Выготский ведущим видом деятельности дошкольников является игра. Игра для дошкольника-это его естественное состояние, одна из важнейших потребностей. Игра по существу делает ребёнка ребёнком и необходима для его своевременного и полноценного развития. О том, что игра является потребностью ребёнка свидетельствует то, что элементы игрового поведения присуще животным и являются важнейшим условием развития детёныша во взрослую особь,готовую к самостоятельной жизни. То, что игра- это потребность ребёнка доказывает определение игры.

Игра-это один из видов деятельности, характерных для животных и человека, имитирует обстановку предметной и социальной действительности.

Таким образом в игре дети имеют возможность отражать полученную информацию об окружающем мире, общаться со сверстниками,учиться друг у друга. Также игра способствует развитию всех сторон развития личности,в игре ребёнок воспроизводит быт и труд взрослых, разные события из своего опыта, отношения между людьми. В игре дети учатся подчинять свои желания определенным требованиям — это становится важнейшими предварительными условиями для воспитания воли. Игра даёт благоприятые условия для развития моральных качеств личности.

В педагогике и психологии существует множество классификаций игр.

Свои классификации предлагали многие педагоги и психологи, среди них: Н. К. Крупская, П. Ф. Лестгафт, С. Л. Новосёлова и многие другие.

Но в современной отечественной педагогике принята следующая классификация игр.

Все игры делятся на творческие игры и игры с правилами.

К творческим играм относятся:Сюжетно-ролевая игра, режиссёрская игра, строительно-конструктивные игры, театрализованные игры.

К играмс правилами относятся: Подвижные игры, дидактические игры.

Также принято классифицировать все игры как сюжетные и бессюжетные игры.

Особое место среди игр занимают подвижные игры. Это самый древний вид игры, который встречается даже в животном мире. Чтобы оценить историческое значение подвижных игр необходимо рассмотреть историю возникновения и развития данного вида игр. Подвижная игра зародилась ещё в первобытно-общинном строе. Для этого периода уже было характерно участие в этих играх как детей и взрослых. По содержанию эти игры имитацией охоты или преодоления трудностей, связанные опять же с охотой,но в этих играх специально не преследовалась цель учить и развивать подрастающее поколение. Таким образом хоть и в своей примитивной форме подвижная игра уже в доисторические времена способствовала развитию выносливости,силы,ловкости и реакции.

Игра, в том числе и подвижная, как средство воспитания и развития использовалась уже в Древней Греции. В греческих школах специально организовывали подвижные игры и соревнования с целью развивать физические и моральные качества учеников,тогда же стали использовать и простейшие игрушки: подобия мячей, игрушечное оружие. Игры с такими игрушками развивали силу,выносливость,ловкость,умение быть в команде,а также внимание. В Восточной культуре использовались подвижные игры для развития физических качеств у таких народов как Китай, кочевые степные народы. Эти народы свои древние игры сохранили до наших дней. В Средние Века наблюдался некий упадок в развитии игровой деятельности, так продолжалось практически до времён Я. А. Каменского. Наступление эпохи Нового времени открыли для развития подвижных игр новые возможности. Философы и педагоги того времени писали работы,посвящённые играм, пытались понять их значение в развитии детей, пытались составлять описания игр. В то время увеличилось количество прогрессивных учителей, которые специально организовывали подвижные игры в школах с целью развития физических и нравственных качеств.

Большое место в жизни детей подвижные игры имели в отечественной истории. Письменные источники хранят большое количество описаний русских народных подвижных игр. Подвижные игры были особой частью жизни детей и взрослых уже с времён Древних славян. Частью сначала славянской,а затем и русской культуры было включение игр подвижного характера, а также соревнований в повседневную жизнь, существовал своеобразный календарь игр. Игры русских детей зависели от сезона,народного или христианского праздника и приветствовались взрослыми.

С Древнейших времён у русского народа существовали игры для разного возраста,начиная от простейших пальчиковых игр для младенцев и детей раннего возраста, до игр со сложными правилами для старших детей. Русские народные подвижные игры выступали самым доступным средством для развития самых разных движений, физических и моральных качеств, также они развивали речь,мышление,память и внимание. Большое педагогическое значение народных игр для развития ребёнка отмечал великий русский педагог К. Д. Ушинский. В 20 веке как зарубежные,так и отечественные учёные признают значение подвижных игр для развития детей. Велись и ведутся до сих пор научные исследования, разрабатываются новые методики руководства подвижными играми, составляются разнообразные сборники с описаниями подвижных игр. Большое значение в разработке теории и методики руководства подвижными играми имели исследования: Н. К Крупской,П. Ф. Лестгафта, Е. А. Аркина,В. В. Гориневского,Т. И Осокиной,Е. А. Тимофеевой,З. М. Богуславской, Э. Я Степаненковой. Также большой вклад в систематизации опыта русского народа принадлежит собирателю народных игр Покровскому. Таким образом большое значение использованию подвижных игр для развития детей признаётся во всём мире.

Изучив этапы исторического развития использования подвижных игр в воспитании и развитии детей нельзя переоценить значение их для развития ребёнка.

В современной педагогике подвижной игре отводится особое место.

В подвижных играх развиваются все группы мышц. Нагрузка постепенно увеличивается и тем самым развивает и укрепляет всю мускулатуру,как крупную, так и мелкую, всё это способствует развитию таких качеств как сила и быстрота. Постепенное увеличение нагрузки способствует развитию общей выносливости ребёнка, тем самым укрепляется общее здоровье ребёнка особенно дыхательная, сердечно-сосудистая и костно-мышечная система. Большое значение эти игры имеют на оздоровление и укрепление здоровья детей, закаляют детский организм,особенно если они проводятся на воздухе.

Большое значение подвижные игры имеют для развития физических качеств детей, таких как ловкость,сила,быстрота,а также автоматизации движений. В физическом воспитании подвижные игры используют для решения целого комплекса задач. В первую очередь в подвижных играх развиваютсявсе основные движения:бег,ходьба,ползание, лазание, метание,прыжки, активно развивает чувство равновесия и умение владеть своим телом. В подвижных играх эти движения используются в разных условиях и тем самым дают детям возможность реализовать себя в движении, научиться использовать двигательный опыт на практике. Все движения выполняются самостоятельно в разнообразной среде,от качества выполнения задания зависит сама игра, тем самым развиваются такие качества как самостоятельность и способность к самоконтролю. Использование оценки игры даёт детям представление о значении каждого участника игры в общем деле. Дети испытывают радость,когда его движениям даётся положительная оценка и вызывает у детей желание стараться,быть более ловким,сильным,внимательным, стимулирует желание детей подражать лучшему, тем самым закладываются основы таких важных качеств личности как ответственность, упорство, целеустремлённость и старательность и выступает хорошей профилактикой развития таких отрицательных качеств как небрежность и грубость. Участие в играх большого количества детей приучает детей согласовывать свои действия с другими детьми,развивается не просто умение быть в коллективе. Игра даёт возможность проявить себя в разных позициях. Подвижные игры,возникающие по инициативе детей развиваю у детей лидерские качества, так как предложить игру, созвать всех на игру,организовать игру требует от детей определённых коммуникативных навыков, проявлений смелости,инициативы и организаторских навыков. Всё это выступает профилактикой против развития таких отрицательных черт личности как нерешительность, стеснительность,пассивность, мешает развитию закомплексованности. Но достижение этой цели будет невозможно если в детском коллективе допускать проявления детской жестокости, грубости, позволять детям высмеивать неудачи и особенности других детей. Тем самым участие детей в подвижных играх создаёт благоприятную почву для развития нравственных качеств личности. В подвижных играх дети имеют возможность проявить себя не только с позиции лидера, они учатся принимать чужие правила, подчиняться им уступать, сдерживать свои желания, учитывать интересы всех, а не только себя,всё это способствует развитию воли. Развитию волевого поведения способствует и тот факт,что сама по себе игра не состоится без дисциплины. Детям прививается дисциплинированность, которая необходима для формирования навыков учебной деятельности и для формирования навыков самоорганизации. Подвижные игры благоприятно действуют на мотивационную сферу ребёнка. У детей появляется мотивация быть лучше, выиграть,помочь команде. Всё это учит детей ставить перед собой определённые цели и их достигать.

Читайте также:  Развитие ребенка между 5 и 6 месяцами

Подвижная игра способствует ознакомлению детей с окружающим миром. Для этого используют разнообразные сюжеты,отражающие деятельность людей и животных. Закрепляются знания о предметах и явлениях,поведении животных, сезонных изменениях в природе. Включение народных игр и игрового фольклора способствует приобщению детей к культуре своего народа и к общей мировой культуре.

Участие детей в изготовлении атрибутов к играм (масок, пособий для эстафет,

разучивание стихов,считалок, закличек, использование музыкального сопровождения, участие в играх с имитационными движениями,где необходимо выразительно передавать образ-всё это способствует художественно-эстетическому развитию детей. В старшем дошкольном возрасте необходимо уделять особое внимание добиваться красивых, точных движений, не допускать небрежности в движении, всё это оказывает влияние на формирование общего облика ребёнка, где важнейшее место занимает воспитание правильной осанки.

Подвижные игры замечательно организуют детскую жизнь, делая её эмоционально насыщенной и богатой впечатлениями, дети учатся организовывать свой досуг полезными для здоровья занятиями. Всё это закладывает основу для формирования здорового образа жизни.

Таким образом подвижная игра выступает средством всестороннего развития ребёнка и имеет большое педагогическое значение.

Существует множество определений подвижной игры, но самым распространённым является следующее.

Подвижная игра-это сознательная двигательная активная, всегда эмоционально окрашенная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами.

В теории и методике физического воспитания существует несколько классификаций подвижных игр, но самой полной и распространённой считается классификация Д. В. Хухлаевой.

По степени сложности игры делятся на элементарные и сложные

По наличию сюжета игры делятся на сюжетные,бессюжетные, игры-атракционы и игры-забавы.

По колличеству участников игры делятся на коллективные и индивидуальные

По распределению участников игры делятся на командные и общие

По использованию предметов игры делятся на игры с использованием предметов (мячей,обручей,скамейки) и игры без использования предметов.

По физической нагрузки игры делятся на игры большой подвижности,игры средней подвижности и игры малой подвижности.

По двигательному содержанию игры делятся на игры с бегом,прыжками,метанием,ползанием, лазанием.

Также игры классифицируют:

По развивающему значению игры делятся на игры направлены на развитие ловкости,выносливости, внимания,реакции на сигнал и так далее.

По историческому значению игры делятся на современные и старинные

По авторству игры делятся на народные и авторские

Также игры делят на традиционные и нетрадиционные

По принципу сезонности игры делятся на сезонные и универсальные

В своих разработках по руководству и описанию подвижных игр Д. В. Хухлаева даёт следующую характеристику всем видам игр.

Сюжетные игры имеют заявленный сюжет и чёткие правила Сюжет отображает явления знакомые детям, игровые действия зависят от сюжета роли, которую выполняет ребенок.

Бессюжетные подвижные игры направлены на ловлю,действия с предметами («Догони мяч», «Из кружка в кружок») не обозначены сюжетом, но имеют сходства с сюжетными играми тем,что в них также присутствуют правила,

В играх-забавах, аттракционах двигательные задания переносятся в необычные условия и могут содержать элемент соревнования.

К сложным играм относятся спортивные игры (городки, бадминтон, настольный теннис, баскетбол, волейбол, футбол, хоккей).

К играм большой подвижности относятся те, в которых одновременно участвует все игроки и обусловлены высоким темпом движения.

Игры средней подвижности -игры с активным участием большого количества детей,игроки активны, темп движений невысокий (ходьба, передача предметов) или движение дети выполняют подгруппами.

Игры малой подвижности-игры этого вида очень распространены,так как их можно проводить в любом помещении,темп выполнения движений низкий,эти игры используют с целью дать детям отдых, снять напряжение и усталость, часто их используют как подвижно-дидактические игры,оптимальны для развития внимания,ориентировки в пространстве.

Читайте также:  Запорожцев игра и развитие ребенка

Далее в соответствии с темой исследования необходимо рассмотреть методику руководства подвижными играми в старшем дошкольном возрасте. Большой вклад в изучение и разработку методики руководства подвижными играми большой вклад внесли A.B. Кенеман, М. М. Конторович, Т. Н. Осокина, Е. А. Тимофеева.

При проведении подвижной игры большое значение имеет оценка того,насколько дети готовы к её освоению. Необходимо обратить внимание на уровень сформированности движений и игровой опыт детей. Если используется сюжетная игра,то нужно проанализировать насколько данный сюжет интересен,понятен и знаком детям. Перед проведением новой игры нужно хорошо разучить все необходимые движения и действия.Важна роль предварительной работы: чтения художественной литературы,рассматривание иллюстраций,игрушек,наблюдение. Все атрибуты и пособия для игр готовятся заранее, а в старшем возрасте привлекают к ней детей. Необходимо определить место,время проведения игры,а также количество детей,которые будут в неё играть. От подготовки к игре зависит успешность её проведения.

Ознакомление с новой игрой не должно затягиваться. Правила игры нужно объяснять чётко,кратко и понятно. В младшем возрасте можно сразу ставить перед детьми игровую задачу. Перед игровой детям надо объяснить,а иногда и показать игровые действия, правила, показать все сигналы и ориентиры, затем с помощью вопросов проверить усвоена ли полученная информация. В играх,где необходима большая концентрация внимания детям надо дать установку быть внимательнее. В старшем возрасте важно напомнить детям необходимость чётко выполнять правила,а то потеряется смысл игры,делать акцент на качестве,а не на скорости. В старшем возрасте велика роль водящего. На этапе освоения игры роль ведущего может брать воспитатель,но позже эту роль должны принимать дети. Важно избегать конфликтов при выборе ведущего. Ведущего можно назначить только в том случае,когда игра мало знакома детям,на роль ведущего лучше назначить активного и раскрепощённого ребёнка чтобы он задал темп игре и показал менее активным и инициативным детям образец. Для выбора ведущего можно применять считалки,жеребьёвку, игровой приём.

В процессе игры необходимо следить за выполнением правил игры качеством движений. Игра должна проходить ярко,эмоционально и доброжелательно,нельзя допускать грубость по отношению к другим детям.

Большое значение в старшем дошкольном возрасте имеет оценка игры. При оценке необходимо отметить как положительные,так и отрицательные стороны. Оценивать нужно и ведущего и других игроков. Особое внимание надо уделять проявлениям находчивости,взаимопомощи,выдержки и качеству выполнения.

ПЕТРОВА ЕЛЕНА ВЛАДИМИРОВНА

ВОСПИТАТЕЛЬ ГБДОУ 38

ФРУНЗЕНСКОГО РАЙОНА

САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

Источник

Консультация для воспитателей

Подвижные игры, как средство физического и всестороннего  развития дошкольников

Подвижные игры – наиболее доступный и эффективный метод воздействия на ребенка при его активной помощи. Современные дети мало двигаются, меньше, чем раньше играют в подвижные игры из-за привязанности к телевизору и  компьютерным играм. Уменьшается и количество открытых мест для игр. Родители и педагоги все более и более обеспокоены тем, как, где и когда можно предоставить детям возможность активно и творчески поиграть. А чтобы поддержать интерес детей к таким играм, они должны их узнать, и задача педагога помочь им в этом.

По мнению М.Н.Жукова, «подвижная игра – относительно самостоятельная деятельность детей, которая удовлетворяет потребность в отдыхе, развлечении, познании, в развитии духовных и физических сил».

А В.Л.Страковская считает, что «подвижная игра – это  средство пополнения ребенком знаний и представлений об окружающем мире, развития мышления, ценных морально-волевых качеств».

Таким образом, подвижная игра— это сознательная, активная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами.

Игры, используемые для физического воспитания в детском саду, очень разнообразны. Их можно разделить на 2 большие группы: подвижные и спортивные. Спортивные игры – высшая ступень развития подвижных игр. Они отличаются от подвижных едиными правилами, определяющими состав участников, размеры и разметку площадки, продолжительность игры, оборудование и инвентарь и др., что позволяет проводить соревнования различного масштаба.

В структуре подвижной игры выделяют содержание, двигательные действия и правила.

Содержание игры определяется движениями, которые входят в состав той или иной игры.

 Правила в подвижной игре носят организующий характер: они определяют ход игры, последовательность выполнения действий, взаимоотношения участников игры, поведение каждого играющего. Правила показывают, как должны вести себя все дети во время игры. Например, в игре «Гуси-лебеди» первое правило требует, чтобы «гуси» находились на лугу до тех пор, пока их не позовет «хозяйка», и бежать им можно только на окончание слов диалога. Второе правило запрещает «волку» ловить «гусей» раньше, чем они побегут домой. При этом «волк» имеет право только пятнать «гусей», а «гуси» должны считать себя пойманными, если «волк» до них дотронется.

Двигательные действия в подвижных играх очень разнообразны. Они могут быть, например, подражательными, образно-творческими, ритмическими; выполняться в виде двигательных задач, требующих проявления ловкости, быстроты, силы и других физических качеств. Все двигательные действия могут выполняться в самых различных комбинациях и сочетаниях.

Подвижные игры – игры с правилами. В детском саду используются преимущественно элементарные подвижные игры. Подвижные игры различают по двигательному содержанию, иначе говоря, по доминирующему в каждой игре основному движению (игры с бегом, игры с прыжками и т. д.).

По образному содержанию подвижные игры делятся на сюжетные и бессюжетные. Для сюжетных игр характерны роли с соответствующими для них двигательными действиями. Сюжет может быть образный (“Медведь и пчелы”, “Зайцы и волк”, “Воробышки и кот”) и условный (“Ловишки”, “Пятнашки”, “Перебежки”).

В бессюжетных играх (“Найди себе пару”, “Чье звено быстрее построится”, “Придумай фигуру”) все дети выполняют одинаковые движения.

Особую группу составляют хороводные игры. Они проходят под песню или стихотворение, что придает специфичный оттенок движениям. По характеру игровых действий отличаются игры соревновательного типа. Они стимулируют активное проявление физических качеств, чаще всего – скоростных.

По динамическим характеристикам различают игры малой, средней и большой подвижности.

Читайте также:  Психолог развитие ребенка до года

В программу детского сада вместе с подвижными играми включены игровые упражнения, например, “Сбей кеглю”, “Попади в круг”, “Обгони обруч” и др. В них отсутствуют правила в общепринятом смысле. Интерес у играющих детей вызывают привлекательные манипуляции предметами. Самых маленьких игровые упражнения подводят к играм.

Подвижные и спортивные игры проводятся на занятиях по физической культуре, а также на прогулках. На каждый месяц планируется  2-3 новые игры и повторение 4-5 уже знакомых подвижных игр. Объяснение новой игры детям дается как в свободное время, так и на прогулке. Педагог должен четко объяснить содержание и правила игры, показать, где должны находиться играющие и как действовать.

Объяснение игры должно быть кратким и понятным, интересным и эмоциональным. Все средства выразительности – интонация голоса, мимики, жесты, а в сюжетных играх и имитация, должны найти целесообразное применение в объяснениях для того, чтобы выделить главное, создать атмосферу радости и придать целенаправленность игровым действиям. Таким образом, объяснение игры – это и инструкция, и момент создания игровой ситуации.

Последовательность объяснения: назвать игру и ее замысел, предельно кратко изложить содержание, подчеркнуть правила, напомнить движение (если нужно), распределить роли, раздать атрибуты, разместить играющих на площадке, начать игровые действия.

Если в игре есть слова, то специально разучивать их во время объяснения не следует, дети естественно запомнят их в ходе игры.

Если игра знакома детям, то вместо объяснения нужно вспомнить с ними отдельные важные моменты. В остальном схема действий воспитателя сохраняется

Проводить игры можно в любое время года, на открытом воздухе. Продолжительность игры с детьми от 3 до 6 лет зависит от ее интенсивности и сложности двигательных движений, особенностей физического развития ребенка, состояния его здоровья, и в среднем может составлять 10-20 минут.

Нагрузка может дозироваться следующими приемами: уменьшением или увеличением числа играющих; продолжительностью игры по времени; размеров игровой площадки; количества повторений; тяжести предметов и наличия перерывов для отдыха. Учитывая то, что зимой движения ребенка ограничены, нагрузку уменьшают или увеличивают перерывы между повторениями игры. То же самое делают летом при высокой температуре воздуха.

Подвижные игры – школа движений. Поэтому по мере накопления детьми двигательного опыта, игры нужно усложнять. Кроме того, усложнение делает интересными для детей хорошо знакомые игры.

Варьируя игру, нельзя менять замысел и композицию игры, но можно:

– увеличивать дозировку (повторность и общую продолжительность игры);

– усложнить двигательное содержание (воробушки из домика не выбегают, а выпрыгивают);

– изменить размещение играющих на площадке (ловишка не сбоку, а в середине площадки);

– сменить сигнал (вместо словесного, звуковой или зрительный);

– провести игру в нестандартных условиях (по песку бежать труднее; в лесу, убегая от ловишки, можно повиснуть, обхватив ствол дерева руками и ногами);

– усложнить правила (в старшей группе пойманных можно выручать; увеличить число ловишек и т.д.).

Игра является одним из важнейших средств физического воспитания детей дошкольного возраста. Она способствует физическому, умственному, нравственному и эстетическому развитию ребенка. Кроме того, целесообразно подобранные, с учетом возраста, степени физической подготовленности детей, подвижные игры, особенно игры на воздухе, несомненно,  способствуют оздоровлению, укреплению организма ребенка, повышению двигательной активности, закаливанию и тем самым профилактике заболеваний.

Во время игр у дошкольников формируются и совершенствуются разнообразные навыки в основных движениях (беге, прыжках, метании, лазаний и др.). Быстрая смена обстановки в процессе игры приучает ребенка использовать известные ему движения в соответствии с той или иной ситуацией. Все это положительно сказывается на совершенствовании двигательных навыков.

Велико также значение подвижных игр в воспитании физических качеств: быстроты, ловкости, силы, выносливости, гибкости.

Игра –  исключительно ценный способ вовлечения ребенка в двигательную деятельность. На основе положительных эмоций, связанных с понятным, близким сюжетом, и доступности движений у ребенка постепенно появляется желание участвовать не только в играх, но и в упражнениях во время занятий и самостоятельной деятельности.

По определению П.Ф.Лесгафта, подвижная игра является упражнением, посредством которого ребенок готовится к жизни. Увлекательное содержание, эмоциональная насыщенность игры побуждают ребенка к определенным умственным и физическим усилиям.

Главным признаком, отличающим большинство игр, является их сознательный характер. Перед играющим всегда ставится цель –  выполнение какой – либо конечной задачи игры, т. е. получение результата. Специфика подвижной игры состоит в молниеносной, мгновенной ответной реакции ребенка на сигнал «Лови!», «Беги!»,«Стой!» и др.

Для игры характерно особое явление, свойственное только ей, – растущее напряжение, радость, сильные переживания и незатухающий интерес к успеху. Возбуждение, которое переживает ребенок в игре, приводит весь организм в исключительное физиологическое состояние, которое способствует тому, что ребенок добивается таких результатов в движении, которых в других условиях, вне игры, он никогда бы не добился. Подвижные игры являются прекрасным средством развития и совершенствования движений детей, укрепления и закаливания организма. Ценность подвижных игр в том, что они основываются на различных видах необходимых движений, и в том, что эти движения выполняются в самых разнообразных условиях.

Игра – естественный спутник жизни ребенка, его ведущая деятельность и поэтому отвечает законам, заложенным самой природой – неуемной потребности его в движениях. Достаточное насыщение свободного времени детей играми содействует всестороннему их развитию. В игровой деятельности детей объективно сочетаются два очень важных фактора: с одной стороны, дети включаются в практическую деятельность, развиваются физически, привыкают самостоятельно действовать; с другой стороны – получают моральное и эстетическое удовлетворение от этой деятельности, углубляют познания окружающей их среды. Все это в конечном итоге способствует воспитанию личности в целом. Таким образом, игра – одно из комплексных средств воспитания: она направлена на всестороннюю физическую подготовленность (через непосредственное овладение основами движения и сложных действий в изменяющихся условиях коллективной деятельности), совершенствование функций организма, черт характера играющих.

Источник