Подвижная игра как средство эмоционального развития ребенка
ТАТЬЯНА ЛОБАНКИНА
Подвижные игры как средство формирования эмоциональной сферы детей в условиях ДОУ
ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Лобанкина Т. В. воспитатель 1-ой категории МДОУ№52 Раменского района
Современные потребности общества характеризуются ориентацией на гуманизацию человеческих взаимоотношений. Воспитание отзывчивого, готового прийти на помощь молодого поколения является одной из важнейших задач современного образования. На современном этапе развития психолого-педагогических технологий, актуальным становится вопрос направленности, способов и средств развития эмоциональной сферы ребенка. Существующие на данный момент программы, как правило, реализуют частные задачи эмоционального развития ребенка, тогда как эффективность воздействий в первую очередь обусловлена комплексным воздействием на эмоциональную сферу ребенка в целом. Необходимость интеграции существующих подходов, к эмоциональному развитию детей определяет высокий исследовательский потенциал данной проблемы, как в научно-теоретическом, так и в прикладном аспектах. В период дошкольного детства развитие идет как никогда бурно и стремительно. Получают развитие все стороны психики ребенка, закладывается фундамент для дальнейшего роста. Внимание к проблеме эмоционального благополучия у дошкольников, привлечено тем, что с каждым годом появляется все больше дошкольников с отклонениями в эмоциональной сфере. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других. Пора детства связана, прежде всего, с играми. Игровая деятельность выступает своего рода полигоном, на котором «будущий взрослый» осваивает всё многообразие форм человеческой деятельности. Таким образом, усваивая весь спектр сложных социальных ролей. К младшему школьному возрасту ребенок способен самостоятельно задавать сюжеты, правила и выступать во множестве ролей. Потому как играет ребенок можно судить о его задатках и способностях. Таким образом, можно говорит о диагностической и развивающих функциях игры. В игровой деятельности наиболее интенсивно формируются психические качества и личностные особенности ребенка. Специальные экспериментальные исследования показывают, что игра влияет на формирование всех основных психических процессов, от самых элементарных, до самых сложных. В игре у ребенка начинает развиваться произвольное внимание и произвольная память. Сознательная цель выделяется для ребенка раньше и легче всего в игре. Сами условия игры требуют от ребенка сосредоточения на предметах, включенных в игровую ситуацию, на содержании разыгрываемых действий и сюжета. В игре ребенок учится действовать с заместителем предмета – он дает заместителю новое игровое название и действует с ним в соответствии с названием. Постепенно игровые действия с предметами сокращаются, ребенок научается мыслить о предметах и действовать с ними в умственном плане. Таким образом, игра в большой мере способствует тому, что ребенок постепенно переходит к мышлению в плане представлений. В тоже время опыт игровых и особенно реальных взаимоотношений ребенка в подвижной сюжетно – ролевой игре ложится в основу особого свойства мышления, позволяет стать на точку зрения других людей, предвосхитить их будущее поведение и на основе этого строить свое собственное поведение. Очень большое влияние игра оказывает на развитие речи. Игровая ситуация требует от каждого включенного в него ребенка определенного уровня развития речевого общения. Необходимость объясняться со сверстниками стимулирует развитие связной речи. В игре дети учатся полноценному общению друг с другом. Для того чтобы игра происходила успешно, ребенок должен обладать умениями, которые были охарактеризованы А. П. Усовой как качества «общественности». К таким умениям,она относила: умение действовать сообща, устанавливать связи с другими детьми, умение найти свое место среди играющих, проявить инициативу и убедить других, чтобы они в игру приняли, быть внимательным к сверстникам, умение не только оказывать влияние на детей, организуя их, но и подчиняться определенным требованиям сверстников, считаться с их мнением. В игре при решении коммуникативных организационных вопросах могут возникать ссоры, конфликты. Как отмечает Н. С. Пантина, дети часто ссорятся не потому, что реализация игровой деятельности вызывает у партнеров много различных представлений относительно действий того или иного участника, а характер конфликтов в игре свидетельствует о ее развитии как совместной деятельности. Игра как ведущая деятельность имеет особое значение для развития рефлексивного мышления. Рефлексия – способность человека анализировать свои собственные действия, поступки, мотивы и соотносить их с общечеловеческими ценностями, а также с действиями, поступками, мотивами других людей. Рефлексия способствует адекватному поведению человека в мире людей. В игре возникают предпосылки к рефлексии как чисто человеческие способности осмысливать свои собственные действия, потребности и переживания с действиями, потребностями и переживаниями других людей.
Ученые рекомендуют психологам, педагогам использовать движения как важнейшие средство умственного развития детей. Подвижная игра – это сложная эмоциональная деятельность детей, направленная на решение двигательных задач, основанная на движении и наличии правил. Отсутствие же эмоций ведет не только к пассивности мыслительных процессов, но и к двигательной пассивности. Физическая культура способствует развитию, обеспечивает не только физическое, но и духовное здоровье человека. Физиологи, занимаясь изучением развития мозга и его функций, объективно доказали, что при любом двигательном тренинге упражняются не руки, а мозг.Игра активизирует: дыхание, кровообращение и обменные процессы, совершенствует движения, развивает их координацию, формирует быстроту, силу, выносливость, учит детей действовать в соответствии с правилами, осознанно действовать в изменяющийся игровой ситуации, познавать окружающий мир, активизирует память, представления, развивает мышление, воображение, пополняет словарный запас и обогащает речь детей, учит действовать в коллективе, подчиняться общим требованиям, формирует честность, справедливость, дисциплинированность, учит дружить, сопереживать, помогать друг другу, развивает чувство ритма, способствует овладению пространственной терминологии. Во второй половине девятнадцатого века появляются работы виднейших педагогов Н. И. Пирогова, позднее Е. Н. Водовозовой, П. Ф. Каптерева, в них подчеркивается первостепенное значение подвижной игры как деятельности, отвечающей возрастным потребностям ребенка.
Интегрируя положения отечественных и зарубежных исследователей эмоциональной сферы ребенка (А. В. Запорожец, Я. З. Неверович, А. С. Золотнякова, О. В. Гордеева, С. Дональдсон и Н. Вестерман, Дж. Рассел, эмоциональное развитие понимается, как комплексный закономерный процесс усложнения и обогащения эмоциональной сферы в контексте общей социализации ребенка. Эмоциональное развитие дошкольников – целенаправленный психолого-педагогический процесс, тесно связанный с личностным развитием детей, с процессом их социализации и творческой самореализации, введением в мир культуры межличностных отношений, усвоением культурных ценностей. Одной из самых серьезных социальных проблем, которой сталкивается в дошкольном возрасте, является нарушение коммуникативных навыков. Так же недостаточное развитие эмоциональной сферы детей, что обусловлено чрезмерной «интеллектуализацией» воспитания, «технологизацией» нашей жизни. Многие педагоги, психологи (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. А. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин, Л. И. Божович, Я. З. Неверович, А. П. Усова, Т. А. Маркова и др., утверждали, что положительные эмоции создают оптимальные условия для активной деятельности мозга и являются стимулом для познания мира. Но чрезмерное воздействие отрицательных эмоций разрушает мозг и психику ребенка.
При помощи различных игр, таких как подвижно – ролевые, подвижные, а также ряд техник можно развивать эмоциональную сферу ребенка 5-7 лет,однако нужно учесть следующие правила:
1) чтобы внимание испытало ощущения его нужно правильно направить;
2) умелое сравнения и различие эмоциональных ощущений поможет определить характер ощущений;
3) внимание направлять на мышечные ощущения и на экспрессивные движения, которые сопровождаются любыми собственными эмоциями и эмоции, которые испытывают окружающие.
Подвижные игры используются на занятиях с группой детей.
При групповых занятиях работа идет по таким направлениям как:
1) Аксиологическое направление формирует у ребенка умения, помогает принимать и оценивать свои и чужие достоинства и недостатки. 2)Инструментальное направление формирует личностную рефлексию.
3)Потребностно-мотивационное направление формируют умения, нахождения выхода из реально сложных ситуаций. Если будет трудно бороться за свою жизнь, правильно сделать выбор из создавшийся ситуации. Также формирование эмоциональной децентрации и произвольной регуляции поведения.
На занятиях используются следующие методические средства:
1) Подвижные и ролевые игры основываются на понимании социальной роли ребенка в обществе. Основным нарушением ролевого развития у детей, является ролевая ригидность — неумение переходить из роли в роль, ролевую аморфность — неумение принимать любую роль, отсутствие ролевой креативности — неумение изображать новые образы, неумение принятие любую ролей.
2) Психогимнастические игры, игры основаны на специальных тренинговых программах.
3) Коммуникативные игры:
4) Игры и задания, направленные на развитие произвольности, осознание таких понятий, как «хозяин своих чувств» и «сила воли».
5) Игры,направленные на развитие воображения: вербальные игры, невербальные игры и «мысленные картинки».
6) Задания с использованием «терапевтических» метафор.Систематическое предъявление детям метафор приводит к усвоению ими основной идеи метафоры: «безвыходных ситуаций не бывает», тем самым у ребенка формируется «механизм самопомощи».
7) Релаксационные методы — использование упражнений, основанных на методе активной нервно-мышечной релаксации, дыхательные техники, визуально – кинестетические техники.
8) Использование эмоционально-символических методов.
Соответственно организованная психолого – педагогическая работа в этом направлении может не только обогатить эмоциональный опыт дошкольников, но и значительно смягчить или даже полностью устранить недостатки в их личностном развитии. Осваивая социальную обусловленность эмоций, дети овладевают нормативными категориями, эталонами их проявления, что способствует начальному становлению эмоциональной культуры личности. Ребенок с развитыми эмоциями легче преодолевает эгоцентризм, лучше включается в учебно-познавательные ситуации, успешнее самореализуется в деятельности.
Правильно подобранная система подвижных игр, может оказать значительное влияние на эмоциональную сферу детей старшего дошкольного возраста, и на повышение самооценки. Дети моделируют в игре своё отношения с окружающим миром, проигрывают различные ситуации: в одних они лидируют, в других – подчиняются, в- третьих – осуществляют совместную «кооперативную» деятельность с другими детьми и взрослыми. Дети становятся более дружелюбными, внимательными друг к другу, проявляют сочувствие, помощь, что имеет положительное значение во всестороннем развитии личности ребенка. Используя подвижные игры в комплексе с другими воспитательными средствами, способствует формированию гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство, к развитию нравственных чувств, и дальнейшего проявления их в общественно полезной и творческой деятельности. Проведение подвижных игр всегда сопряжено с большим эмоциональным подъемом, радостью, весельем, ощущением свободы. Поэтому подвижные игры оказалась, наиболее понятными, доступными средствами развития эмоциональной сферы ребенка дошкольника. Развитие эмоциональной сферы личности в любом возрасте ведет к личностному росту, более глубокому пониманию человеком себя и других людей, расширению эмоциональной коммуникации.
Литература:
1. Агафонова И. Н. Развитие эмоциональной сферы дошкольника: Учебно-методическое пособие/ И. Н. Агафонова.- СПб: АППО, 2006.–82 с.
2. Данилина Т. А., В мире детских эмоций: Пособие для практических работников ДОУ/Т. А. Данилина. – М.: Айрис – пресс, 2004. – 160с.
3. Запорожец А. В., Неверович Я. З., Колелева А. Д. Эмоциональноеразвитие дошкольника: Пособие для воспитателей детского сада/А. В. Запорожец., Я. З. Неверович., А. Д. Колелева. – М.: Просвещение, 1985. – 176 с.
4. Осокина Т. И. Физическая культура в детском саду/Т. И. Осокина – М.: Просвещение, 2006-137с.
Периодические издания
5. Далингер В. А. Развитие игровой деятельности // Дошкольное воспитание. – 2003. – № 5. – С. 25.
6. Изотова Е. И. Эмоциональное развитие детей в условиях дошкольного учреждения // Дошкольное воспитание. -2007.-№1.-С. 57.
Источник
Консультация для педагогов
Значение и роль подвижных игр в эмоциональном развитии детей младшего дошкольного возраста.
Игра имеет большое значение для развития личности ребенка. Она является естественным состоянием, потребностью детского организма. Игры создают положительный эмоциональный фон.
Велико влияние игры на чувства детей. Она обладает притягательной способностью завораживать человека, вызывать волнения, азарт и восторг.
З. Фрейд писал, «Самая любимая и всепоглощающая деятельность ребенка – это игра. Возможно, мы можем сказать, что в игре каждый ребенок подобен писателю: он создает свой собственный мир так, как ему больше нравиться. Было бы неверно сказать, что он не принимает свой мир всерьез, напротив, он относится к игре очень серьезно и щедро вкладывает в нее свои эмоции».
Л. Френк предположил, что игра для детей – это способ научиться тому, чему их никто не может научить, способ ориентации в реальном мире, пространстве и времени, способ исследования предметов и людей. Включаясь в процесс игры, дети учатся жить в современном мире. Игра помогает ребенку раскрепостить свое воображение, овладеть ценностями культуры и выработать определенные навыки. «Когда дети играют, они выражают собственную индивидуальность и ближе подходят к внутренним ресурсам, которые могут стать частью их личности».
Согласно Ж. Пиаже игра является мостиком между конкретным опытом и абстрактным мышлением, и именно символическая функция игры является особенно важной.
Огромное значение в социально – эмоциональном развитии, кроме стиля взаимоотношений со взрослыми имеет игра. Она может рассматриваться как несущая и диагностическую, и коррекционную, и развивающую функции.
Среди множества детских игр особое внимание отводится подвижным играм, которые разнообразны по своему содержанию и организациям. Одни игры имеют сюжет, роли и правила, тесно связанные с сюжетом, игровые действия в них производятся в соответствии с требованиями.
В других играх сюжет и роли отсутствуют, предложены только двигательные задания, регулируемые правилами, которые определяют последовательность, быстроту и ловкость их выполнения. В – третьих, сюжет, действия играющих обусловлены текстом, определяющим характер движений и их последовательность.
Развитие и совершенствование движений ребенка в период дошкольного возраста осуществляется разными путями. Основной формой обучения детей движением являются занятия. В то же время существенное место в системе физического воспитания дошкольников занимают подвижные игры, которые широко используются во всех возрастных группах. В дошкольном детстве происходит формирование разных по структуре и характеру основных движений. Это такие движения, как ходьба, бег, прыгание, лазанье, которые не только широко применяются детьми в самостоятельной деятельности, в творческих играх, но являются неотъемлемым элементом организованных подвижных игр, начиная с самого раннего возраста.
Для младших дошкольников подвижные игры являются жизненной необходимостью. С их помощью решаются самые разнообразные задачи: образовательные, воспитательные, оздоровительные и коррекционные. В процессе игр создаются благоприятные условия для развития и совершенствования моторики детей, формирования нравственных качеств, а также привычек и навыков жизни в коллективе. Подвижные игры в основном коллективные, поэтому у детей вырабатываются элементарные умения согласовывать свои действия с движениями других играющих, находить свое место в колонне, в кругу, не мешая другим, по сигналу быстро убегать или менять место на игровой площадке или в зале, ориентироваться в пространстве. Игра помогает ребенку преодолеть робость, застенчивость. Часто бывает трудно заставить ребенка выполнять какое – либо движение на глазах у всех. В игре же, подражая действиям своих товарищей, он естественно и непринужденно выполняет самые различные движения.
Подчинение правилам игры воспитывает у детей организованность, внимание, умение управлять своими движениями, способствует проявлению волевых усилий. Дети должны, например, уметь начинать движения все вместе по указанию воспитателя, убегать от водящего только после сигнала или последних условных заданий, если игра сопровождается текстом.
Сюжетные подвижные игры благодаря многообразию содержания помогают детям закреплять свои знания и представления о предметах и явлениях окружающего мира: о поводках и особенностях движений различных животных и птиц, их криках; о звуках окружающей природы; о средствах передвижения (поезд, автомобиль, самолет). Все игры детей дошкольного возраста можно разделить на две большие группы: подвижные игры с правилами и спортивные игры .
Первую группу игр детей составляют игры, разные по содержанию, структуре организации детей, степени сложности и своеобразию двигательных заданий. Среди них можно выделить сюжетные и бессюжетные игры, игры – забавы. Вторая группа – спортивные игры: бадминтон, баскетбол, футбол, хоккей и т. д. В работе с дошкольниками их применяют обычно с упрощенными правилами.
Освоение подвижных игр дошкольниками имеет некоторые закономерности. Так, для детей двух – трех лет характерны только игры типа «ловишки», для детей среднего дошкольного возраста характерны сюжетные игры с богатым речевым материалом, со зримыми игровыми образами и атрибутами. Дети старших групп охотно играют в различные бессюжетные игры с соревновательным элементом, эстафеты, игры с различными предметами (кегли, мяч, скакалка, кольцеброс и т. п., и только к шести – семи годам дети готовы для участия в спортивных играх. Вместе с тем в работе с детьми младшего дошкольного возраста широко применяются мировые упражнения, занимающие как бы промежуточное положение между гимнастическими упражнениями и подвижными играми. Подвижные игры и игровые упражнения взаимосвязаны, и часто педагоги не видят между ними принципиальной разницы. В различие от подвижной игры, которая в своей основе всегда имеет определенный замысел, упражнение представляет собой организованные двигательные действия, специально подобранные для выполнения какого-нибудь конкретного задания. В игровых упражнениях, как правило, отсутствуют игровые действия группы детей, каждый ребенок действует по отдельному указанию педагога, и успешность выполнения заданий зависит лишь от личных возможностей. Многие упражнения имеют сюжетный характер, то есть образ, благодаря которому упражнения приобретают игровой элемент («пройди через речку», «прыгни через канаву» и т. п.) . Для маленьких детей гораздо понятнее фраза: «Покачай веточками», чем «Покачивающие движения руками, поднятыми вверх». Все предложенные далее игровые упражнения на координацию движения и речи опираются на образ, в соответствии с которым ребенок выполняет задание. Воспитатель может оценить выполнение упражнения каждым ребенком и, используя соответствие или несоответствие с образом, корректировать неправильное движение (выполнение). «Почему у твоей щуки два хвоста, сделай один», – говорит педагог лежащему на полу ребенку, выполняющему упражнение «щука».
Сюжетные игры строятся на основе опыта детей, их представлений и знаний об окружающем мире. Сюжет игры и правила обуславливают характер движений играющих. В одном случае дети могут, переваливаясь, как мишки, в другом весело скачут как зайчики.
Сюжетные подвижные игры имеют широкое применение во всех возрастных группах. Однако наиболее подходят детям младшего дошкольного возраста. Двигательные возможности детей 2 – 3 лет достаточно ограничены: дети еще не могут равномерно ритмично бегать и ходить, не могут преодолевать препятствия, их выразительные движения еще далеко не совершенны – это игры типа «догонялок». В коррекционном курсе с детьми 2 – 3 лет велика потребность в разнообразии игровых сюжетов, так как все они в основном направлены на совершенствование таких движений, как ходьба, бег и прыжки. В сюжетных играх дети очень непосредственны, перевоплощаясь в персонажей Иры, увлекаясь ею, они с удовольствием многократно повторяют все движения. Стихотворный текст в игре, как правило, проговаривает воспитатель, а дети только подчиняются его голосу как условной команде.
Для детей трех – четырех лет в сюжетных играх более сложные движения, обязательным условием является наличие развернутого текста. Для детей речевых групп это имеет принципиальное значение, так как в условиях игрового действия и группы ребенок меньше концентрирует внимание на собственном «Я» и на своих речевых проблемах. В этих играх, как правило, есть ведущий – водящий, который в своих действиях и поступках противопоставляется всей группе. Ребенок должен запомнить и проговорить весь текст своей роли и затем выполнить свою игровую задачу. Сюжетные игры с развернутым речевым содержанием являются прекрасным и очень эффективным психокоррекционным средством воздействия. Именно в играх такого рода удается «разговорить» и активизировать застенчивых и робких детей, научить выжидать, терпеть и подчиняться правилам агрессивных и расторможенных.
Бессюжетные игры типа «догонялок» и перебежек очень близки к сюжетным – в их лишь нет образов, которым дети подражают. В основе таких игр лежит выполнение определенных двигательных заданий в соответствии с простейшими правилами.
В работе с детьми дошкольного возраста используются также игры – забавы. Двигательные задания в этих играх выполняются в необходимых условиях и часто включают элемент соревнования (как правило, эти задания используются на завершающем уроке, вечере развлечений, спортивном празднике).
Таким образом, игры укрепляют различные группы мышц, тренируют вестибулярный аппарат, способствуют профилактике нарушений зрения и осанки. Непринужденность обстановки, свобода импровизации, возможность отступления от заданных правил, бесконечность вариаций, нацеленность педагога на создание у детей эмоционального подъема, отсутствие проигравших – все это создает у игроков состояние особого психико – педагогического комфорта.
Источник