Подвижная игра как средство физического развития ребенка курсовая

Татьяна Погодаева
Доклад «Роль подвижной игры в физическом развитии дошкольников»

Роль подвижной игры в физическом развитии дошкольников

Плынская Т. Ю.

МБДОУ «ДСОВ № 91»

Проблема физического развития подрастающего поколения сегодня рассматривается в качестве одной из приоритетных социально-педагогических задач.

Для укрепления здоровья детей особую роль играет применение разнообразных рациональных двигательных режимов и оздоровительных физических упражнений, подвижных игр, которые бы удовлетворяли требования учебного процесса и соответствовали закономерностям развития физических качеств дошкольника.

Детям дошкольного возраста просто необходимо движение. Известно, что дети, которые постоянно находятся в движении, меньше болеют и подвергаются различным заболеваниям, крепко спят, быстрее развиваются физически.

В педагогике подвижные игры являются методом всестороннего развития индивидуальности ребенка. Подвижная игра является первым уроком физической культуры в жизни ребенка.

Игра – естественный спутник в жизни ребенка и поэтому отвечает законам, заложенным самой природой в развивающемся организме ребенка, потребности его в жизнерадостных движениях. Творчество, фантазия, являющиеся непременным условием большинства подвижных игр, усиливают мозговые импульсы, которые в свою очередь, стимулируют гипофиз, деятельность щитовидной железы и всей эндокринной системы. Положительные эмоции, творчество – важнейшие факторы оздоровления.

Игры существуют разные: подвижные. сюжетные, подражательные, музыкальные, дидактические, познавательные и другие. Все они нужны и полезны детям, все должны быть использованы воспитателем в работе. Но особое место среди них занимают подвижные игры. Подвижные игры – это самое лучшее лекарство для детей от двигательного голода – гиподинамии.

Подвижные игры являются прекрасным средством развития и совершенствования детей, укрепления и закаливания их организма. Ценность подвижных игр в том, что они основываются на различных видах жизненно необходимых движений, и в том, что эти движения выполняются в самых разнообразных условиях. Большое количество движений сопровождаются химическими процессами, которые активизируют дыхание, кровообращение и обмен веществ в организме, что в значительной мере способствует развитию мышц, костей, соединительных тканей, повышает подвижность суставов, особенно позвоночника. Так как организм функциональное единое целое, повышенная деятельность одной системы органов влияет на повышение деятельности других органов. При быстрых движениях во время игры улучшается процесс дыхания, в результате чего происходит более быстрое насыщение крови кислородом, деятельность сердца и легких и улучшает координацию движений и реакции нервных центров, ускоряет все биологические процессы в организме, оказывает влияние на психическую деятельность.

Велика роль подвижныхигр в умственном воспитании: дети учатся действовать в соответствии с правилами, усваивают смысл игры, запоминают правила, обладают пространственной терминологией, учатся осознанно действовать в изменившейся игровой ситуации, познают окружающий мир.

В процессе игры активизируется память, развиваются интеллект, фантазия, мышление, воображение, формируются социальные качества.

Значение игры для развития волевых процессов, убедительно доказала, что сознательный контроль движений в игре значительно выше, чем в деятельности, осуществляемой по заданию.

Большое значение имеют подвижные игры и для нравственного воспитания. Дети учатся действовать в коллективе, подчиняться общим требованиям. Наличие правил и требование их соблюдения, часто сменяемость водящих ставят участников игры в положение равноправных партнеров, что способствует укреплению эмоциональных контактов между детьми. Дети в игре постепенно усваивают, что нельзя оставлять попавшего в беду, смеяться над чужой неловкостью, потому что это может случиться с каждым. От действий взаимной помощи зависит достижение общего успеха.

Правила игры дети воспринимают как закон, и сознательное выполнение их формирует волю, развивает самообладание, выдержку, умение контролировать свои поступки, свое поведение. В игре формируются честность, дисциплинированность, чувство справедливости. Подвижная игра учит искренности и товариществу. В коллективных играх выявляются дети-организаторы, дети-вожаки, умеющие упорно стремиться к цели, увлекать за собой других. Умелое, вдумчивое руководство игрой со стороны педагога способствует воспитанию активной творческой личности.

Наиболее эффективно проведение игр на свежем воздухе. При активной двигательной деятельности детей на свежем воздухе усиливается работа сердца и легких, а следовательно, увеличивается поступление кислорода в кровь.Это оказывает благотворное влияние на общее состояние детей: улучшается аппетит, укрепляется нервная система, повышается сопротивляемость организма к различным заболеваниям. Работники дошкольных учреждений должны по возможности увеличивать время прогулок детей, насыщать их играми и различными физическими упражнениями.

Дошкольный возраст – это именно тот период, когда осуществляется наиболее интенсивный рост и развития важнейших систем организма и их функций, закладывается база для всестороннего развития физических и духовных способностей. Подвижные игры – одно из любимых занятий детей. Разнообразные игры, начиная от самых простых и кончая сложными, развивают немало спортивных умений и навыков.

В дошкольном детстве происходит формирование разных по структуре и характеру основных видов движений. Это такие движения, как ходьба, бег, подпрыгивание, перепрыгивание, ползание, которые не только широко применяются детьми в самостоятельной деятельности, в творческих играх, но являются неотъемлемым элементом содержания организованных подвижных игр, начиная с самого раннего возраста. Конечно, эти движения успешно усваиваются детьми в подвижных играх.

Для дошкольников подвижные игры являются жизненной потребностью.С их помощью решаются самые разнообразные задачи: образовательные, воспитательные и оздоровительные. В процессе игр создаются благоприятные условия для развития и совершенствования моторики детей, формирования нравственных качеств, а также привычек и навыков жизни в коллективе.

Подвижные игры в основном коллективные, поэтому у детей вырабатываются элементарные умения ориентироваться в пространстве, согласовывать свои движения с движениями других играющих, находить свое место в колонне, кругу, не мешая другим, по сигналу быстро убегать или менять место на игровой площадке или в зале.

Игра помогает преодолеть ребенку робость, застенчивость. Часто бывает трудно заставить ребенка выполнять какое-либо движение на глазах у всех. В игре же, подражая действиям своих товарищей, он естественно и непринужденно выполняет самые различные движения.

Основная задача педагога – поддержание в игре достаточной активности всех детей, постепенное усложнение движений в соответствии с возрастными особенностями детей дошкольного возраста. Укрепление и оздоровление организма детей, формирование необходимых навыков движений, создание условий для радостных эмоциональных переживаний детей, воспитание у них дружеских взаимоотношений и элементарной дисциплинированности, умение действовать в коллективе сверстников, развитие их речи и обогащение словаря – вот те основные воспитательные задачи, которые педагог может осуществлять при помощи разнообразных игровых заданий.

Читайте также:  Центр развития ребенка будущий гений

Влияние подвижных игр на развитие движений детей, а также некоторых волевых проявлений во многом зависит от того, сколько времени длится игра. Чем дольше и активнее действует ребенок в игре, тем больше он упражняется в том или ином виде движений, чаще вступает в различные взаимоотношения с другими участниками, то есть тем больше ему приходится проявлять ловкость, выдержку, умение подчиняться правилам игры.

Подвижные игры создают дополнительную возможность общения воспитателя с детьми. Воспитатель рассказывает, объясняет детям содержания игр, их правил. Дети запоминают новые слова, их значение, приучаются действовать в соответствии с указаниями.

Таким образом уже в младшем дошкольном возрасте подвижные игры являются не только средством для развития движений, но и воспитания таких качеств, как ловкость, быстрота, выносливость.

Источник

Наталья Пенкина
Реферат «Подвижные игры как эффективная форма физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ»

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 32 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно – эстетическому развитию детей Адмиралтейского района Санкт – Петербурга

Реферат на тему

Подвижные игры, как эффективная форма физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ

Выполнил:

Инструктор по физической культуре

Пенкина Н. И.

Санкт – Петербург

2019

Введение….3

Актуальность…3-4

Глава I. Теоретические основы изучаемой проблемы

1 Физическое развитие детей дошкольного возраста…4-5

2 Роль подвижных игр в физическом развитии дошкольников…5

Глава II. Педагогические возможности подвижных игр в развитии ребенка дошкольного возраста

Методические основы использования подвижных игр…. 6-10

Заключение….10-12

Список литературы…13

Здоровье – это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие.

Российская Академия медицинских наук

Введение

Дошкольный возраст – приоритетный в формировании фундамента здоровья детей. На современном этапе развития общества по-новому ставится задача воспитания здоровых, гармонично развитых людей, обладающих высокой умственной и физической работоспособностью. В дошкольных учреждениях имеются все возможности для укрепления здоровья детей. На протяжении всего периода пребывания ребенка в детском саду обеспечивается охрана его здоровья, укрепление организма, повышение уровня работоспособности и сопротивляемости различным заболеваниям. Формирование здоровья детей, полноценное развитие их организма – одна из основных задач в современном обществе. В период дошкольного детства у ребенка закладываются основы здоровья, всесторонней физической подготовленности и гармонического физического развития. В детском саду создана система физкультурно-оздоровительной работы, которая способствует формированию здорового, крепкого, закалённого, жизнерадостного, отзывчивого и инициативного ребёнка, любящего спортивные и физические упражнения, способного к обучению в школе и к активной последующей творческой деятельности. Для этого созданы все условия, которые отвечают медицинским и учебно-воспитательным требованиям по сохранению и укреплению здоровья детей.

Актуальность

К сожалению, в наше время высоких технологий, многие дети зависимы от различных гаджетов. Долгое время они находятся в статическом состоянии, страдают гиподинамией и, как следствие различные нарушения опорно – двигательного аппарата, зрения, общей соматики. Так как большую половину времени дети проводят в виртуальных играх, соответственно они не умеют придумывать и играть в различные игры. Ребёнок, в первый раз посетивший детский сад, может почувствовать дискомфорт от отсутствия, так полюбившегося ему гаджета. Наша задача – сделать пребывание ребёнка в детском саду оздоровительным, комфортным, интересным и познавательным.

Глава I

1. Для этого педагоги и специалисты детского сада используют различные формы физкультурно-оздоровительной работы с детьми с учётом уровня их развития и состояния здоровья. Физическое воспитание в дошкольном учреждении осуществляется не только на образовательной деятельности по физической культуре, но и в повседневной жизни. Ежедневно в течение дня проводится несколько форм физкультурно-оздоровительной работы таких как, утренняя гимнастика и гимнастика после сна, физкультминутки, динамические паузы и много другое. Но я хотела бы остановиться подробнее на подвижных играх. Это достаточно объёмный раздел физкультурно-оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста. Сюда так же входят различные игры-эстафеты, игровые и имитационные упражнения, различные музыкальные игры.

Подвижные игры – одно из основных средств физического воспитания детей. Дети – дошкольники по своей сути, очень подвижны. В бесчисленном количестве движений проявляется их естественное стремление к развитию. Подвижные игры вырабатывают большое количество положительных эмоций, учат чувству коллективизма, развивают основные физические качества. Психологами, педагогами, врачами доказано, что ребенок, с раннего возраста погруженный в атмосферу радости, веселых улыбок, тепла, вырастает наиболее устойчивым к различным жизненным ситуациям. Очень важно поддерживать в ребенке радостное настроение, воспитывать умение находить радость и позволять ребенку со всей непосредственностью отдаваться ей, так как эмоции в жизни ребенка играют важную роль. Считаю, что этому в значительной мере способствуют, проводимые мною разнообразные игры как на физкультурных занятиях в зале, так и на улице.

2. Подвижные игры – одна из форм активного отдыха детей и родителей. Они включают в себя разнообразные виды физических упражнений в сочетании с элементами драматизации, хореографии, имитации. Сегодня подвижные игры — наиболее доступный и эффективный метод воздействия на ребенка при его активной помощи. Благодаря играм обыденное становится необычным, а потому особенно привлекательным. Преимущество подвижных игр перед строго дозируемыми упражнениями в том, что игра всегда связана с инициативой, фантазией, творчеством, протекает эмоционально, стимулирует двигательную активность. В игре используются естественные движения большей частью в развлекательной ненавязчивой форме. Игра — естественный спутник жизни ребенка и поэтому отвечает законам, заложенным самой природой в развивающемся организме ребенка — неуемной потребности его в жизнерадостных движениях. Как показывает практика, достаточное насыщение свободного времени детей играми содействует общему и всестороннему их развитию. В своей физкультурно-оздоровительной работе с детьми уделяю большое значение разнообразным играм. Ежегодно в течение учебного года провожу физкультурные досуги и праздники, в которые включаю уже знакомые детям игры. При проведении подвижныхигр ставлю перед собой основную цель: повысить интерес к занятию физкультурой и спортом через подвижные игры как детей, так и взрослых.Одновременно решаю образовательные и воспитательные задачи такие как:

Читайте также:  Значение правильной речи в развитии ребенка

1. Формирование здорового образа жизни и познавательной активности.

2. Совершенствование основных видов движений.

3. Повышение эмоционального фона детей.

4. Воспитание у детей интереса к играм.

Глава II

В процессе работы мною были созданы и периодически пополняются различные картотеки подвижных игр: Подвижные игры Народов Урала, Русские народные игры, хороводные игры, тематические игры, а также игры для детей с ОВЗ.

Подбор игр веду с учётом возраста и степени подвижности детей, по содержанию, а также видам движений. В работе с детьми третьего года жизни использую игровые упражнения, не имеющие правил. Особенно нужны они в начале года, когда вновь принятые малыши осваивают разнообразные новые для них движения, выполняя их в индивидуальном темпе. В этих упражнениях нет сюжета, и они содержат почти все виды основных движений. Вначале на занятиях полезно повторить и использовать игровые задания,предусмотренные для детей второго года жизни: «Перешагни через палку», «Пройди по дорожке», «Пройди по мостику», «Доползи до погремушки», «Проползи под воротики», «Будь осторожен», «Найди игрушку» и т. д., а потом можно предложить новые. Их дают нескольким малышам или всей подгруппе (10-12 детей) в повседневной самостоятельной деятельности и во время прогулок, а также включают в занятия. Игровые упражнения на третьем году жизни дети выполняют друг за другом или все одновременно. Например, «Пройди по тропинке» (ширина 25 см): они идут друг за другом; задание «Перешагни через палку» выполняют сразу всей подгруппой, причем переступая несколько палок; «Целься вернее» – каждый метает в свою цель (обруч) или все в одну корзину (сетку, ящик). При такой организации создаются благоприятные условия для многократного повторения движения, ребенок действует при этом в соответствии со своими возможностями и умениями, в удобном темпе.

В сочетании, чередовании и дополнении к игровым упражнениям в занятия первой младшей группы включаю сюжетные подвижные игры. На третьем году жизни у малышей появляются устойчивые игровые интересы, они уже могут соблюдать простые правила, играя вначале небольшим коллективом, а затем уже всей группой. Содержания игр детей данного возраста обогащается, им становятся доступны игры, требующие выдержки, смены видов движений, сравнительно быстрой реакции на сигнал. Подвижные игры способствуют устранению замкнутости, застенчивости. У ребенка появляется умение слушать и слышать речь взрослого, развивается навык начинать и заканчивать действия по сигналу, постепенно зарождается чувство коллективизма, товарищества, это очень важно. Объем знаний у детей третьего года жизни незначителен, внимание непроизвольное, неустойчивое, поэтому сюжет подвижных игр должен быть простым,понятия хорошо знакомы: (машины, птички, солнышко, самолет и т. д.)

Играя, ребенок удовлетворяет свою потребность в движениях и одновременно с этим повторяет уже освоенный материал. Например, в играх ««Воробышки и автомобиль» – подпрыгивание и бег; «Мой веселый звонкий мяч» – поскоки и бег; «Зайка серый умывается» – разнообразные движения. Так, производя одно и то же действие (ходьба, бег, прыжки, ползание, бросание и т. п.) в разных условиях, малыш совершенствует, закрепляет его, причем движение выполняется в игровых ситуациях, более свободно, непринужденно и естественно.

Как правило, для детей 2-ой младшей группы, доступны игры с бегом, подпрыгиванием на двух ногах на месте и с продвижением вперед, спрыгиванием, подлезанием. В младших группах предпочтительнее использовать сюжетные подвижные игры, в которых одно-два правила и одна-две роли (“Солнышко и дождик” – одна роль, “Кот и мыши” – две роли и т. д.). В младших группах можно применять игры соревновательного характера,направленные на повышение качества движения в индивидуальном выполнении: “Кто тихо пробежит” (дети, по сигналу должны перебежать на противоположную сторону; посередине сижу я с закрытыми глазами; если я услышу тяжелый бег, то открываю глаза, и ребенок, нарушивший правило, выходит из игры, “Кто легко спрыгнет”, “Кто подлезет и не заденет” и т. д. Знакомлю с содержанием и правилами подвижной игры в процессе самой игры. Дети знакомятся с сигналами, по которым следует начинать и заканчивать движения, и требованиями к их выполнению. Пособия, используемые в игре, располагаю до объяснения. Тогда детям легче понять, где и как они должны располагаться. Так же объяснение осуществляю в ходе игры. Роль играю изначально сама. Постепенно, по мере усвоения содержания и правил игры, передаю роль водящего ребенку.

Для решения постепенно усложняющихся задач по совершенствованию движений подбираю игры, основанные на выполнении уже усвоенных детьми движений, доведенных до двигательного навыка. Поэтому, в средней группе можно использовать подвижные игры не только с вышеназванными движениями, но и с бросанием (“Мяч через сетку”, “Лови, бросай, упасть не давай” и др.). Дети 4 лет уже могут свободно подчиняться правилам, данным в открытом виде, поэтому бессюжетные подвижные игры можно использовать достаточно широко. В играх соревновательного характера даю задания на быстроту выполнения движения (“Кто быстрее добежит до флажка”, “Кто самый ловкий” и т. д.). Для детей этого возраста доступны командные игры с элементами соревнования, построенные на беге или подлезании (“Самолеты”, “Цветные автомобили” и др.). В средней группе я также знакомлю детей с народными подвижными играми, включающие простые основные движения. (Бабка-Ёжка, Дударь, Горелки, Воевода). Дети 4-6 лет способны понять и запомнить содержание и правила игры через их объяснение до начала действий, если оно четкое, краткое, выразительное. Роль водящего в этом возрасте выполняет уже сам ребёнок. Его можно назначить или выбрать с помощью считалки. Условия для игр, дети в этом возрасте, а также в старшем могут уже создавать сами. Дети очень любят, когда к ним обращаются за помощью в расстановке и уборке инвентаря. В дальнейшем эти умения могут им пригодиться и в самостоятельной деятельности.

Читайте также:  Центр развития ребенка волгоград краснооктябрьский

В старшем дошкольном возрасте выбираю уже игры с прыжками в длину с места, метанием и лазаньем. Возможностям старших дошкольников соответствуют бессюжетные игры и детям они по-прежнему доставляют большое удовольствие. Роль водящего дети выбирают с помощью считалки. Игры с элементами соревнования строю на различных движениях и их сочетаниях, включаю как индивидуальные, так и командные соревнования. С пятилетнего возраста использую разнообразные игры-эстафеты, предусматривающие взаимодействие между играющими. Продолжаю разучивание подвижных игр как своего, так и других народов.

В процессе игр слежу за правильностью выполнения движений, соблюдением правил игр, нагрузкой и взаимоотношениями детей. Регулирование нагрузки осуществляю через определение количества повторений игры, увеличение или уменьшение активности играющих путем назначения водящими детей с разным уровнем развития движений. Разрешение конфликтов во взаимоотношениях между детьми в младших группах легче осуществляется через игровые образы. В средней и старшей группах для этого можно использовать разъяснение, удаление из игры, извинение.

У старших дошкольников большой интерес вызывают подвижные игры с элементами соревнования. Они увлекают их своей эмоциональностью, возможностью померяться силами, умениями, способностями. В таких играх ребенок мобилизуется, направляя усилия на достижение лучших результатов. Развитие игр соревновательного характера происходит от игр с индивидуальным соревнованием (“Кто быстрее добежит (подпрыгнет) до флажка”, к коллективному соревнованию. Особую значимость в работе с дошкольниками имеют командные игры, в которых действия каждого следующего участника являются как бы продолжением действий предыдущего ребенка. В этом случае неудачи одного ребенка компенсируются еще большим усердием других. Эти игры предоставляют детям возможность выручить команду, “вырвать” победу. Дополнительная нагрузка на играющих, хорошо владеющих движением, еще больше их активизирует и создает предпосылки для дальнейшего совершенствования двигательных навыков. В этих играх наглядно отмечается не успех каждого ребенка, а победа всей команды.

Следует выделить также игры-эстафеты, в которых предусмотрено последовательное выполнение нескольких движений. При этом каждый член команды осуществляет только одно из них. Эти игры иногда называют комбинированными эстафетами. Они интересны тем, что в них есть распределение действий между детьми с учетом интересов и возможностей каждого из них. В таких играх успех команды нередко зависит от правильной расстановки сил, учета способностей детей к выполнению различных движений, уровня развития двигательных умений и физических качеств каждого играющего, осознания ими своих физических особенностей (рост, полнота и т. д.).

Подвижные игры — это всегда веселое и здоровое времяпровождение детей. Различные уже знакомые детям эстафеты, конкурсы и игры я включаю в физкультурные развлечения, досуги и праздники. Участвуя в них, дети учатся быстро и правильно мыслить. Такие мероприятия, конечно же, развивают в них командный дух, воспитывают чувство товарищества, такие черты характера, как коллективизм, дисциплинированность, уважение к соперникам. Во время проводимых мной физкультурных праздников, досугов и развлечений все дети принимают активное участие в подвижных и спортивных играх, эстафетах, аттракционах, упражнениях, музыкально- ритмических движениях.

Заключение

В своей работе я рассмотрела: физическое развитие детей дошкольного возраста, роль подвижных игр в физическом развитии дошкольников. Изучила опыт работы по использованию подвижной игры в ДОУ, а также выделила методические основы использования подвижных игр в физическом развитии дошкольников

В общей системе образовательной работы физическое воспитание детей дошкольного возраста занимает особое место. Именно в дошкольном детстве в результате целенаправленного педагогического воздействия укрепляется здоровье ребенка, происходит тренировка физиологических функций организма, интенсивно развиваются движения, двигательные навыки и физические качества, необходимые для всестороннего гармоничного развития личности.

Особое значение подвижных игр заключается в том, что они широко доступны людям самого разного возраста. Подвижные игры, несмотря на огромное разнообразие, отражают такие общие характерные черты как взаимоотношение играющих с окружающей средой и познание реальной действительности. Подвижная игра характеризуется как многоплановое, комплексное по воздействию, педагогическое средство воспитания. Комплексность выражается в формировании двигательных навыков, развитии и совершенствовании жизненно важных физических, умственных и морально-волевых качеств. Подвижные игры создают атмосферу радости и поэтому делают наиболее эффективными комплексное решение оздоровительных, образовательных и воспитательных задач. Естественно, проявляются физические качества – быстрота реакции, ловкость, глазомер, равновесие, навыки пространственной ориентировки. Подвижные игры расширяют общий кругозор детей, стимулируют использование знаний об окружающем мире, человеческих поступках, поведении животных, пополняют словарный запас.

Различные игры с детьми дошкольного возраста ценны и тем, что создают условия для эмоционально – психологического благополучия, так как оказывают большое влияние на развитие ума, воспитание характера, воли, нравственности, создают определенный духовный настрой, пробуждают интерес к самовыражению, способствуют не только лучшему усвоению знаний и закреплению навыков, но и благотворно влияют на детскую психику.

Для игр нет возрастных ограничений, ведь в них мы играем с раннего возраста. Главное, что должно быть — это желание. Желание дарить детям радость и желание видеть их здоровыми и веселыми.

Список используемой литературы

1. Э. Я. Степаненкова «Методика проведения подвижных игр» Пособие для педагогов дошкольных учреждений. Издательство МОЗАИКА – СИНТЕЗ Москва 2009

2. Э. Я. Степаненкова «Физическое воспитание в детском саду» Программа и методические рекомендации. Издательство МОЗАИКА – СИНТЕЗ Москва 2009

3. Л. И. Пензулаева «Физическая культура в детском саду» Система работы в группах. Издательство МОЗАИКА – СИНТЕЗ Москва 2009

4. Э. Я. Степаненкова «Сборник подвижных игр» Для работы с детьми 2-7 лет. Издательство МОЗАИКА – СИНТЕЗ Москва 2009

5. Т. И. Осокина, Е. А. Тимофеева, Л. И. Фурмина «Игры и развлечения детей на воздухе»Серия:Библиотека воспитателя детского сада Издательство: М. Просвещение 1983

6. Лайзане С. Я. Физическая культура для малышей. Пособие для воспитателя дет. сада. Москва «Просвещение», 1978.

Источник