Подростковый период в развитии ребенка
Этапы развития детей подростков. ОсобенностиПодростковый период — это переход из детства во взрослое состояние. Не существует чётко определённых возрастных пределов, однако обычно он определяется от начала пубертатного периода до 18-летнего возраста. В нашей стране проживают 7 млн подростков, что составляет 12-13% всей популяции. Переход из детского состояния во взрослое заключает в себе множество биологических, психологических и социальных изменений: I. Ранний этап подросткового периода. – Психологические изменения детей подростков: конкретное мышление, однако начинают развиваться представления о морали и осознание своей половой принадлежности – Социальные изменения детей подростков: раннее эмоциональное отделение от родителей, начало выраженной идентификации себя среди сверстников, раннее исследовательское поведение, например, подростки могут начать курить II. Средний этап подросткового периода. – Психологические изменения детей подростков: абстрактное мышление, однако всё ещё сохраняющее «бронебойность», улучшение вербальных навыков, может развиваться страстное следование определённой идеологии (религиозной, политической) – Социальные изменения детей подростков: продолжающееся эмоциональное отделение от родителей, интерес к сверстникам противоположного пола, ранние профессиональные планы III. Поздний этап подросткового периода. – Психологические изменения детей подростков: сложное абстрактное мышление, выявление различия между законом и нравственностью, улучшение контроля над импульсивностью, дальнейшее развитие самоосознания, дальнейшее развитие или отказ от идеологических воззрений – Социальные изменения детей подростков: социальная автономность, могут формироваться близкие отношения, дальнейшее получение образования или трудоустройство, может начаться или продолжить формироваться финансовая независимость Если изменения, связанные с половым созреванием, происходят раньше или задерживаются, то могут возникнуть сложности. Когда терапевты имеют дело со всеми проблемами подросткового возраста, в процессе оказания медицинской помощи могут возникать проблемы. За теми, кто младше 16 лет, наблюдают педиатры; те, кто старше 16 лет, наблюдаются терапевтами взрослой сети и хирургами. Однако удобства в педиатрических отделениях, например, детские палаты, могут быть приспособлены под нужды в большей степени маленьких детей, чем подростков, в то время как подростки могут быть ошеломлены клиническими состояниями, встречающимися в палатах для взрослых, и ожидаемой от них независимостью. Подростки женского пола с гинекологическими проблемами часто ведутся гинекологами обычно в условиях отделений для взрослых. Некоторые педиатры в настоящее время специализируются на подростковой медицине. – Также рекомендуем “Правила общения с подростками. Рекомендации” Оглавление темы “Детская неврология”:
|
Источник
Приветствую вас, дорогие читатели и создатели (родители) нашего будущего – подростков. Ваше чадо перешло в средние классы школы, а вместе с этим вы перестали его узнавать? Вы догадываетесь, что наступил подростковый период, но пока еще не уверены точно? Тогда читайте эту статью.
Понятие подросткового возраста
Сразу хочу оговориться, что материал в статье представлен с позиции старых вариантов определения подросткового возраста, а не новых предложений о его продлении до 24 лет (пока, кстати, это в любом случае не утвердили).
Поясню почему. На мой взгляд, психофизиологические изменения первичны, и эти нормы давно были установлены. Другой вопрос, что далеко не все люди проходят своевременно этапы «переключения» от одного возраста к другому. В связи с чем речь должна идти не о смещении границ в возрастной классификации, а о инфантилизме и аномалиях современного поколения.
- Представители новой теории оперируют идеей того, что современная молодежь поздно заканчивает обучение, но напомню, что поступать в ВУЗ можно в любом возрасте.
- Еще один аргумент – поздние браки. Но я думаю, что это признак изменения менталитета, стереотипов, гендерной идентификации и, наконец, влияние государственных условий, диктующих необходимость длительной и сложной самореализации перед созданием новой ячейки и новых жизней. Дело не в неготовности выполнять репродуктивную функцию, а в сознательном решении, принятом созревшим человеком.
То есть я считаю, что современные ученые предлагают менять отношение к ситуации и перетрактовать ее в норму, а не решать наблюдаемые в обществе проблемы.
Но хватит лирики. Поговорим о том, что такое подростковый возраст в устоявшейся теории психологии, которая пока и остается ведущей.
Дословно этот период трактуется как «превращаться во взрослого». Подростковым возрастом принято называть этап жизни между 10 и 17 годами. При этом выделяют:
- ранний подростковый возраст (10-14);
- старший подростковый возраст (15-17).
Однако иногда старший возраст относят к раннему юношескому. Всемирная организация здравоохранения вовсе считает подростковым возраст периодом от 10 до 20 лет. Таким образом, в среднем подростковый возраст длится от 10 до 15 лет.
Резюме
Ведущая потребность возраста – стремление к нарочитой взрослости, самоутверждению.
Социальная ситуация развития – подросток-сверстник.
Ведущая деятельность возраста – интимно-личностное общение со сверстниками.
Из-за выплеска гормонов возникает:
- повышенная утомляемость,
- рассеянность,
- вялость,
- обидчивость.
К главным новообразованиям подросткового возраста относится:
- становление Я-концепции, самосознания, рефлексии;
- идентификация;
- осознание индивидуальности.
Всего в подростковом периоде можно выделить две фазы: негативную и позитивную. Переходом от первой ко второй считается начало продуктивной деятельности.
Специфика подросткового возраста
Переходный этап полон противоречий, но именно они обеспечивают развитие и становление личности. Основное противоречие, с которого и начинается этот период – несоответствие имеющихся инструментов (знания, опыт, навыки, мотивы) и новых социальных ситуаций, типов взаимодействия с миром.
В подростковом возрасте происходит стремительное развитие всех сторон личности:
- биологической (половое созревание и физический рост);
- психофизиологической (самосознание, самоуважение, идентификация);
- когнитивной (мышление);
- социальной (взаимоотношения, поведение, мировоззрение).
Стоит отметить, что при этом каждая из сфер развития тесно взаимосвязана с другой. При неравномерном или разнонаправленном их развитии возникают противоречия личности.
Раньше других о себе дают знать психические симптомы. Подросткам уже не интересны детские игры, но еще непонятны увлечения старших подростков. Они еще не имеют новых идеалов и полноценного самосознания, но уже не хотят, как дети, слепо подчиняться чьему-то авторитету.
К естественным негативным проявлениям возраста относится:
- пессимистичный настрой;
- повышенная чувствительность и раздражительность;
- физическое и душевное недомогание (капризы и драки);
- мечтательность и неопределенность;
- амбициозность;
- нервозность;
- неудовлетворенность собой.
Главный риск подросткового возраста – девиации (зависимости, суицид, преступления и другое). Подробнее о подростковых девиациях вы можете прочитать статье «Девиантное поведение детей и подростков: причины, профилактика и коррекция».
Стоит отметить, что проявления подросткового возраста не только отличаются по гендеру, но и зависят от ряда других факторов. Например, региона, места (город, село), климата, времени, страны и так далее. От чего представленные варианты поведения и состояния подростков стоит рассматривать как основу, но не как обязательную истину и единственный возможный вариант развития личности.
Характерные для возраста реакции
Для подросткового возраста характерны четыре реакции:
- эмансипации;
- группирования со сверстниками;
- интереса к противоположному полу;
- многочисленных увлечений.
Давайте рассмотрим каждую из них подробнее.
Реакция эмансипации
Это желание поступать самостоятельно. Оно пронизывает весь быт подростка, то есть наблюдать эту реакцию можно ежедневно. Выделяют:
- эмоциональную (уход к общению с ровесниками);
- поведенческую (уход от контроля родителей);
- нормативную эмансипацию (отрицание привычных ценностей, поиск новых).
Группирование со сверстниками
Группа ровесников – регулятор поведения подростка. Он ищет самоутверждение в ней.
Интерес к противоположному полу
Отношения с противоположным полом складываются двоякие: с одной стороны – интерес, а с другой – напускное равнодушие.
Увлечения
Можно выделить несколько групп подростковых увлечений:
- интеллектуально-эстетические (глубокая увлеченность чем-либо);
- телесно-мануальные (цель занятий – сила и выносливость);
- лидерские;
- эгоцентрические (самодеятельность);
- азартные (ставки);
- информативно-коммуникативные (телевизор, интернет, телефон).
Половое развитие
Проходит по двум направлениям:
- осознание собственной телесной сексуальности;
- поиск родственной души и любви, романтизация отношений.
Ш. Бюллер отметила, что существует еще и психическая пубертатность. Она может возникнуть задолго до физического созревания, а закончиться после него. Говоря простым языком, это стремление быть с кем-то, дополнять друг друга, которое согласно теории автора свойственно всем людям. Таким образом, можно сказать, что это как раз направление романтизма, отношений без сексуального подтекста: разговоры, совместное времяпрепровождение.
Половая идентификация – одно из новообразований возраста. То есть происходит становление половой ориентации, самовосприятия подростка по гендеру. Половая идентификация бывает биологической и психологической. Их расхождение чревато внутриличностным конфликтом и расстройствами полового поведения.
Учеными отмечено, что на становление половой идентификации больше влияет социокультурный фактор, нежели биологический. То есть решающая роль отводится культивируемым в обществе образцам и стереотипам, а также условиям среды подростка.
Физическое развитие
В год подростки вырастают в среднем на 9 сантиметров. Происходит стремительный рост сердечной мышцы (длина, ширина, объем). Изменяется давление (как правило, повышенное), сердечный ритм. Все системы организма стремительно видоизменяются.
Для современных подростков характерно общее ослабление. Несмотря на кажущуюся акселерацию, в сравнении с подростками прошлых десятилетий современные девушки и юноши, согласно результатам исследования Л. В. Мищенко, более чем в 80 % случаев испытывают дефицит веса. Уменьшилась и общая сила.
Эмоциональная сфера
Характерна эмоциональная неустойчивость и противоречивость:
- целеустремленность и импульсивность;
- самоуверенность и легкая ранимость;
- неуверенность, романтизм и рационализм, цинизм.
Эмоции отличаются длительностью и интенсивностью.
Когнитивное развитие
Происходит переход к абстрактному мышлению, гипотетико-дедуктивным рассуждениям, методам анализа и синтеза, умозаключениям, произвольному вниманию и памяти. Подросток может:
- видеть перспективы;
- ориентироваться на возможное будущее;
- анализировать собственное поведение;
- мыслить гипотетически;
- планировать будущее;
- двигаться от общего к частному;
- запоминать материал с помощью мнемонических приемов.
Личностное развитие
Для подростков характерно чувство взрослости. Взрослость у них может носить следующий характер:
- подражательный (самый простой, но сомнительный путь: имитация внешнего вида);
- образцовый (стремление походить на «настоящую женщину», «настоящего мужчину»);
- социальный (сотрудничество со взрослыми, участие в жизни семьи, общества);
- интеллектуальный (самообразование, дополнительный поиск научной информации).
В подростковом возрасте происходит слом прежних ценностных ориентаций и поиск либо создание новых ориентиров.
Самосознание формируется через эгоцентризм, который преодолевается путем познания сверстников (общение). Изначально эгоцентризм проявляется двумя вариантами:
- ощущение себя актером и восприятие мира как сцены;
- убежденность в уникальности своих эмоций.
Общение со сверстниками и любовь
Общение со сверстниками – ведущая деятельность подросткового возраста. Родителям нужно смириться, что былое доверие с их ребенком исчезнет. Однако его можно снова заслужить, если поменять тактику взаимодействия и признать в своем чаде равного партнера.
Но общение со сверстниками все же выходит на первый план. Оно выполняет ряд важных функций:
- передача опыта взросления, обсуждения (особенно актуально для половой сферы);
- половая идентификация (усвоение ролей, стереотипов, предпочтений, выявление ориентации);
- психотерапевтическая функция (подросток высвобождает свои душевные переживания);
- эмансипация от родителей.
Очень важна для подростков влюбленность. Любовь имеет 3 составляющие:
- платонический,
- эротический,
- сексуальный компонент.
Только сочетание всех трех обеспечивает гармонию в отношениях. В подростковом возрасте этого еще не происходит. У мальчиков, как правило, преобладает эротический характер, а у девочек – платонический. Тем не менее через отношения подросток готовится к будущей роли мужа (жены), отца (матери).
Задачи возраста
В процессе переходного возраста для благополучной социализации в дальнейшем подростку нужно успешно решить ряд задач. В чем поддержка и помощь родителей будет неоценима. Однако важно помнить, что речь может идти только о сотрудничестве. Итак, что это за задачи возраста.
- Принятие своей внешности.
- Успешная половая идентификация (усвоение мужской и женской роли, принятой в обществе).
- Изменение стиля и форм общения со сверстниками.
- Установление нового стиля отношений с родителями (равноправное сотрудничество).
- Развитие профессиональных интересов и способностей для дальнейшего профессионального ориентирования в юности.
- Принятие и усвоение зрелого поведения, предполагающего ответственность и инициативность.
Если на все эти пункты относительно какого-то подростка на этапе завершения возрастного периода можно ответить утвердительно, то значит, его переходный возраст прошел успешно.
Дезадаптация
Дезадаптация, то есть проблемы с принятием новой социальной ситуации и вхождением в нее, является нормативным феноменом подросткового возраста. Возникает это на фоне неравномерного развития сфер личности. Дезадаптация проявляется:
- критичностью к себе и другим;
- сверхчувствительностью;
- ранимостью;
- агрессивностью;
- неустойчивостью желаний и настроений;
- внутриличностными конфликтами (самый популярный – «Кто я?»).
Подросток стремится познать себя, отсюда вытекает тяга к сверстникам (клубы по интересам, субкультуры, множественные знакомства). То есть подросток получает информацию о себе, глядя на своих ровесников.
Все подростки – исследователи. Они изучают мир, себя, других людей. Иногда самоанализ принимает крайний вариант и превращается в самокопание, самобичевание.
- Экспериментальным путем было выявлено, что проблемы с адаптацией имеют тревожные, неуверенные, некоммуникабельные, замкнутые, чрезмерно контролирующие себя и испытывающие чувство вины подростки.
- Средний уровень адаптации был отмечен у неустойчивых подростков со средним уровнем самоконтроля, склонных к доминированию и агрессии.
- Успешной адаптацией отличаются уверенные, коммуникабельные, нетревожные подростки с адекватной самооценкой и уровнем самоконтроля.
Иногда нормативная дезадаптация затягивается, и тогда, как правило, речь идет об отклоняющемся поведении.
Подростковый кризис
Подростковый кризис – понятие относительное:
- часть исследователей считает, что это и есть весь период переходного возраста;
- кто-то отводит на это первый год;
- а кто-то считает, что это индивидуальный феномен, который может возникнуть в любое время в рамках подросткового возраста или не возникнуть вовсе.
Например, психолог Л. С. Выготский на этапе отрочества (подростковый период) выделил два кризиса – 13 лет и 17 лет. Первый кризис знаменует переход от детства к отрочеству, второй – от отрочества к юности.
Говоря упрощенно, кризис подросткового возраста – это пик эмоциональной активности, гормонального выброса, личностного развития. Крайний вариант кризиса – девиации.
Таким образом, подростковый кризис – это проявление внутриличностного конфликта, формируемого под влиянием внешних факторов (стиль воспитания родителей) и внутренних (несоответствие потребностей подростка и возможностей их удовлетворения).
Если родители педагогически грамотно поступают, то девиаций, аффективных вспышек и конфликтов можно избежать. Правда важно не путать гладкое течение подросткового возраста со специфическим кризисом. Некоторые дети наоборот излишне замыкаются в себе, что опасно депрессией и суицидом.
Если говорить о первичном кризисе начала подросткового возраста (переход от детства к отрочеству), то для него свойственны две главные черты:
- снижение работоспособности, школьной успеваемости (обусловлено происходящей сменой типа мышления);
- негативизм (негативные поведенческие реакции, вызванные стремлением к эмансипации).
Родители и подростки: рекомендации
- Несмотря на стремление подростков отойти от семьи, важно оказывать им поддержку. Подростки нуждаются в опоре и ненавязчивой подсказке взрослого человека в трудную минуту. Однако родителям важно исключить назидательность, подозрительность и строгий контроль.
- От сложившихся до подросткового возраста взаимоотношений родителей и детей зависит возможность ребенка любить. А первая любовь – важное чувство для личности. Любовные отношения необходимы. Только так подросток сможет узнать себя и противоположный пол для того, чтобы в будущем построить семью.
- Взаимодействуя с подростком, важно помнить, что идеальных отношений не бывает. Бывают «достаточно хорошие», как говорят в психологии. То есть вам нужно научиться сопереживать своему ребенку, признать в нем индивидуальность и личность.
- Подростки занимают маргинальное, то есть пограничное положение, то же происходит со взрослыми. Общаясь с подростком (полуребенком-полувзрослым), вам нужно одновременно выступать родителем и равным партнером.
- Не стоит пытаться вызвать уважение к вам с помощью чувства долга («мы тебя кормим, растим, поим») или возраста («я старше»). Так вы встретите только протест. Ребенок должен сам прийти к уважению вас, основанному на родительской поддержке. Вам нужно принять ребенка, не акцентировать внимание на его недостатках. Понимайте, а не судите.
- Если подросток говорит о чем-то, значит, для него это важно. Недопустимы фразы со стороны родителей типа «Не сходи с ума. Это разве проблемы! Вот у меня …», «Хватит ерундой страдать» и подобные. Выслушайте ребенка и помогите решить задачу. Если вы убеждены, что его проблема – пустяк, то, значит, вы можете ему помочь быстро от него избавиться. Научите подростка (фактами и аргументами, действиями) тоже считать это пустяком.
Запомнить новый принцип взаимодействия просто:
- не приказы, а просьбы;
- не нотации, а пожелания;
- не контроль, а просьба информировать и так далее.
Оптимального и единого стиля нет. Ведь ваш ребенок единственный и неповторимый. Вы сами должны выстроить взаимоотношения на основе общих принципов, возрастных и личностных особенностей вашего ребенка.
Большая часть скандалов и капризов в отношениях родителей и подростков объясняется нежеланием родителей (или непониманием необходимости) менять привычный стиль взаимодействия. Для изучения сути капризов и перестройки взаимоотношений рекомендую прочитать книгу Е. Н. Корнеевой «Детские капризы. Что это такое и как с этим бороться». В книге подробно рассмотрены все возрастные кризисы (в том числе подростковый) и наиболее популярные конфликты детей и родителей.
Как поспособствовать положительному поведению ребенка
Представленная ниже информация актуальна для преодоления и профилактики девиаций, коррекции подростковых акцентуаций. То есть это базовые принципы поведения родителей для успешного прохождение подросткового возраста у их чада.
- Пригласить подростка на диалог. Банальное и простое «давай поговорим?».
- Хвалить по каждому поводу. Нельзя сочетать похвалу и ругань. В силу естественного возрастного негативизма подросток не заметит похвалы, а возьмет на заметку только порицание.
- Совместно с подростком написать желаемые стили поведения (актуально для обеих сторон), обсудить их.
- Важно устанавливать реальные и четки границы, запреты и наказания. Нередко подростки проверяют родителей на прочность и ценность их слова. Сдерживайте любые обещания и не говорите: «Я тебя убью» (ведь не убьете же, надеюсь). Вот «На день буду вынуждена отключить интернет» звучит куда лучше и реалистичнее.
- Не требуйте мгновенного выполнения просьбы. Подростку нужно дать 5-10 минут на обдумывание и внутреннее размышление.
- Ненавязчиво напоминайте об обязанностях подростка.
- Всегда предлагайте альтернативу (или хотя бы держите ее наготове).
- Ориентируйтесь на положительные и желаемые явления, игнорируйте нежелательные.
- Договаривайтесь о наказании заранее. Не имеет смысла придумывать порицание после того, как подросток не ночевал без предупреждения дома. Он должен был знать все риски и последствия заранее.
Критичные ситуации
В подростковом возрасте, к сожалению, нередко встречаются крайне опасные для самого ребенка и его окружения ситуации:
- преступность,
- зависимости,
- депрессии и суицид,
- психосоматические заболевания.
Это опасные состояния, требующие незамедлительного обращения к специалисту. Для их предотвращения важно избегать разрушающих стилей воспитания и заниматься профилактикой девиаций у подростков.
В заключение рекомендую прочитать книгу О. В. Холодковской, В. А. Пашниной «Трудный переходный возраст: Легкое решение сложных проблем». В работе отведена целая глава на подробное рассмотрение этих проблем (признаки, практические советы).
Итак, подростковый период – непростой этап для родителей и ребенка. Но при успешном его прохождении вы получите хорошего собеседника, компаньона, поддержку, понимание.
О половых различиях в протекании переходного возраста вы можете узнать из статей «Переходный возраст у девочек – советы психолога» и «Переходный возраст у мальчиков – советы психолога».
Желаю вам взаимопонимания с вашим прекрасным отпрыском!
Источник