Подходы к развитию индивидуальности ребенка
Педагог должен увидеть ребенка таким,
какой он есть “внутри себя”,
каким знает себя “только он сам”.
Е.Ю. Сазонов
Мечтой большинства педагогических коллективов
и практически любого учителя является наиболее
полное раскрытие возможностей и способностей
каждого ученика, развитие его неповторимой
индивидуальности. К сожалению, и эту следует
отнести к разряду еще не исполненных. Но,
очевидно, что путь к осуществлению данной мечты
– стратегическое направление развития
образовательного учреждения. С этой целью
усилиями педагогического коллектива МОУ НОШ №39
г. Сургута в 2003-2004 учебном году была разработана
Программа развития школы “Личностно
ориентированный подход в педагогической
деятельности как средство формирования
гармонично развитой личности младшего
школьника”. Комплексная Программа состоит из
трех этапов и рассчитана на 7 лет (до 2009-2010
учебного года).
Одной из главных составляющих личностного
похода в учебно-воспитательном процессе
являются следующие принципы: самоактуализации,
выбора, творчества и успеха, доверия и поддержки,
субъектности, индивидуальности. Кратко
остановлюсь на значимости двух последних.
С точки зрения Е.Н. Степанова, “создание
условий для формирования индивидуальности
личности учащегося и педагога – это главная
задача образовательного учреждения. Необходимо
не только учитывать индивидуальные особенности
ребенка, но и всячески содействовать их
дальнейшему развитию. Каждый член школьного
коллектива должен быть (стать) самим собой,
обрести (постичь) свой образ [2].
В условиях переходного периода – от единой
унитарной общеобразовательной школы к
многообразию ее видов – очень важно
проанализировать опыт, накопленный нашим
образованием с учетом задач всеобуча. Следует
признать, что советская школа, формировавшая
носителей определенных общественных ценностей и
идеалов, все же обеспечивала предметную
дифференциацию, так как ориентировала своих
выпускников на поступление в ВУЗ.
В чем новизна (и практическая острота) этих
проблем в настоящее время? Для ответа необходимо
определиться в самом термине
“дифференцированное обучение”. Разделяю мнение
И.С. Якиманской о том, что это – “создание
наиболее благоприятных условий для развития
личности ученика как индивидуальности” [4].
Отсюда следует:
- дифференцированное обучение не цель, а средство
развития индивидуальности; - проектирование (технологизация) его невозможно
без знания индивидуальности каждого ученика как
данности, с присущими только ему личностными
особенностями; - только знание индивидуальности каждого
обеспечивает построение личностно
ориентированной системы обучения.
Следовательно, исходный пункт в организации
такого обучения – раскрытие индивидуальных
особенностей (возможностей) каждого ученика в
развитии. Именно дифференцированные формы
обучения создают благоприятные условия для
этого.
Должны ли в воспитании и обучении учитываться
индивидуальные особенности? Казалось бы, ответ
на этот вопрос должен быть однозначно
положительным. Но это не так. Среди специалистов
есть серьезные разногласия. Первая точка зрения:
массовая школа не может и не должна учитывать
индивидуальность, приспосабливаться к каждому
отдельному ученику; все дети должны получать
одинаковые “порции” учительской заботы.
Никаких различий не должно быть в воспитании
прилежных и ленивых, одаренных и неспособных, а
также старательных, любознательных и ничем на
свете не интересующихся.
Учителя, работающие творчески, систематически
изучают особенности учащихся и обеспечивают
индивидуальный подход в вопросах обучения:
дифференцируют объем и сложность заданий,
регулярно осуществляют помощь слабоуспевающим в
учебе, тщательно контролируют выполнение
домашних заданий, умеют держать одновременно в
поле зрения сильных, средних и слабых по уровню
учебной подготовленности учащихся.
В представлениях учащихся образование не может
и не должно выглядеть только как процесс
поглощения, пережевывания знаний. Это еще и
проживание чувств, проживание действий,
проживание деятельности, спаянных в нечто
органически целое, неделимое. Учитель с этих
позиций не столько информатор, сколько
соучастник, вдохновитель, не только умеющий
вести за собой, но и обладающий способностью
сопереживать, сострадать успехам и неудачам.
Полагаю, что тогда образование приобретает
главный социальный смысл – формирование
социального образа человека, неповторимой
личности, т.е. индивидуальности. Без такого
подхода личностно ориентированное образование
невозможно.
Говоря о принципе субъектности в обучении, Е.Н.
Степанов подчеркивает: “педагог стремится
строить учебное взаимодействие на основе
межсубъектных отношений с учащимися”. Он
помогает ученикам осваивать субъектную роль и
использовать на уроке свои субъектные
полномочия. Учитель организует процесс обучения
таким образом, чтобы изучение учебного материала
происходило путем актуализации и обогащения
субъектного опыта учащихся.
В каком случае возможно достижение такого
результата? Где учащиеся должны взять
информацию? Такой источник – жизненный
(витагенный) опыт ребенка, как бы мал он ни был.
Говоря языком науки – необходимо
актуализировать (востребовать) витагенный опыт
учащихся.
Речь идет не о простом соединении школьных
знаний с окружающей природой, не о простой
реализации принципа наглядности в обучении.
Важно не только актуализировать жизненный опыт
ребенка, но помогать его обогащению, своего рода
“капитализировать” нарастающую массу
информации подобно тому, как в банке к сумме
вклада приращиваются проценты. А новые проценты
исчисляются с учетом этого приращения [1]. Особую
роль в индивидуальной поддержке учителя придают
ситуациям успеха, созданию условий для
самореализации личности, повышению статуса
ученика, значимости его личных “вкладов” в
решение общих задач. Важно поддержать каждое
самостоятельное высказывание, творческую
инициативу, познавательный интерес. Не менее
важно поддержать ученика в его стремлении
преодолеть самого себя.
Индивидуальный подход как важный принцип
педагогики заключается в управлении развитием
человека, основанном на глубоком знании черт его
личности и условий жизни. С точки зрения И.П.
Подласого, “педагогика индивидуального подхода
имеет в виду не приспособление целей и основного
содержания обучения и воспитания к отдельному
школьнику, а приспособление форм и методов
педагогического воздействия к индивидуальным
особенностям с тем, чтобы обеспечить
запроектированный уровень развития личности”
[3].
В то же время саморазвитие личности зависит от
степени творческой направленности процесса
обучения. Данная закономерность составляет
основу принципа индивидуально-творческого
подхода, который предполагает непосредственную
мотивацию учебной и других видов деятельности,
организацию самодвижения к конечному
результату. Это дает возможность учащемуся
испытать радость от осознания собственного
роста и развития, от достижения поставленных
целей. Основное назначение
индивидуально-творческого подхода состоит в
создании условий для самореализации личности,
выявления (диагностики) и развития ее творческих
возможностей. Именно такой подход обеспечивает и
личностный уровень овладения базовой
гуманитарной культурой.
Жизнь подсказывает: образование – прежде всего
процесс формирования собственного образа. Это
процесс поиска ответа на вопросы “Кто Я?”,
“Какой Я?” Не случайно “Я” прописано с большой
буквы. Образование – средство актуализации
собственного “Я”. Личность воспринимает охотно
и прочно запоминает то, что помогает
самовыражению. Отбрасывает, борется с тем, что
тормозит, мешает. Мысль, высказанная еще К.
Роджерсом, но актуальная и сегодня.
ЛИТЕРАТУРА
1. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики:
Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений.
– М.: Издательский центр “Академия”, 2000. – 192 с.
2. Личностно ориентированный подход в работе
педагога: разработка и использование / Под ред.
Е.Н. Степанова. – М.:ТЦ Сфера, 2003. – 128 с.
3. Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов – 100
ответов: Учеб. пособие для студ. высш. учеб.
заведений. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001. – 368 с.
4. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное
обучение в современной школе. М., 1996.
Источник
Барышева Е.М.
Современные подходы в формировании личности дошкольника (консультация для родителей)
Личность — понятие, выработанное для отображения социальной природы человека, рассмотрения его как субъекта социокультурной жизни, определения его как носителя индивидуального начала, самораскрывающегося в контекстах социальных отношений, общения и предметной деятельности. Под «личностью» могут понимать или человеческого индивида как субъекта отношений и сознательной деятельности («лицо» — в широком смысле слова), или устойчивую систему социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности. Хотя эти два понятия — лицо как целостность человека (лат. persona) и личность как его социальный и психологический облик (лат. personalitas) — терминологически вполне различимы, они употребляются иногда как синонимы.
Проблема развития личности ребенка дошкольного возраста раскрыта в психолого-педагогических исследованиях Л.И. Божович, Л.C. Выготского, В.В. Давыдова, A.B. Запорожца, Я.Л. Коломинского, Т.С. Комаровой, А.Н. Леонтьева, В.И. Логиновой, Д.Б. Эльконина. Ученые утверждают, что в дошкольном возрасте происходит становление основных личностных механизмов и образований, благодаря которым ребенок приобретает индивидуальные особенности психики и поведения, позволяющие ему быть неповторимой личностью. Но для того, чтобы ребенок стал личностью, надо сформировать у него потребность быть ею. Подняться до уровня личности ребенок может только в условиях социального окружения, через взаимодействие с этим окружением и освоение духовного опыта, накопленного человечеством.
Дошкольное детство – короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер. Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре – важнейшему виду детской деятельности. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально – волевых качеств. В.А. Сухомлинский подчеркивал, что «игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем».
Особое место занимают сюжетно – ролевые игры, которые создаются самими детьми. В этих играх дошкольники воспроизводят в ролях все то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. Здесь все «как будто», «понарошку», но в этой условной обстановке, которая создается воображением ребенка, много настоящего: действия играющих всегда реальны, их чувства, переживания всегда подлинны. Ребенок знает, что кукла и мишка – только игрушки, но любит их как живых, понимает, что он не «поправдашний» летчик или моряк, но чувствует себя отважным пилотом, храбрым моряком, который не боится опасности, по-настоящему гордится своей победой.
Подражание взрослым в игре связано с работой воображения. Ребенок не копирует действительность, он комбинирует разные впечатления жизни с личным опытом.
Детское творчество проявляется в замысле игры и в поиске средств для его реализации. Сколько выдумки требуется, чтобы решить, в какое путешествие отправиться, какой соорудить корабль или самолет, какое подготовить оборудование. В игре дети одновременно выступают как драматурги, бутафоры, декораторы, актеры. Однако, они не вынашивают свой замысел, не готовятся длительное время к выполнению роли, как актеры. Они играют для себя, выражая свои мечты и стремления, мысли и чувства, которые владеют ими в настоящий момент. Поэтому игра – всегда импровизация.
Игра – самостоятельная деятельность, в которой дети вступают в общение со сверстниками. Их объединяет единая цель, совместные усилия к ее достижению, общие интересы и переживания. Дети сами выбирают игру, сами организуют ее. Но в то же время ни в какой другой деятельности нет таких строгих правил, такой обусловленности поведения. Поэтому игра приучает детей подчинять свои действия и мысли определенной цели, помогает воспитывать целенаправленность.
Игра является школой воспитания чувств дошкольников. Нравственные качества, сформированные в игре, влияют на поведение ребенка в жизни, в то же время навыки, сложившиеся в процессе повседневного общения детей друг с другом и со взрослыми, получают дальнейшее развитие в игре.
Игра – важное средство умственного воспитания ребенка. Знания, полученные в детском саду и дома, находят в игре практическое применение и развитие. Воспроизводя различные события из жизни, эпизоды из сказок и рассказов, ребенок размышляет над тем, что видел, о чем ему читали и говорили; смысл многих явлений, их значение становится для него более понятным. В игре умственная активность всегда связана с работой воображения: нужно найти себе роль, представить себе, как действует человек, которому хочется подражать, что он говорит. Воображение проявляется и развивается также в поиске средств для выполнения задуманного: прежде чем отправиться в полет, необходимо соорудить самолет; для магазина надо подобрать подходящие товары, а если их не хватает, – изготовить самому. Так в игре развиваются творческие способности будущего школьника.
Интересные игры создают бодрое, радостное настроение, делают жизнь детей полной, удовлетворяют их потребность в активной деятельности. Даже в хороших условиях, при полноценном питании ребенок будет плохо развиваться, станет вялым, если он лишен увлекательной игры.
Большинство игр отображает труд взрослых: дети подражают домашним делам мамы и бабушки, работе воспитателя, врача, учителя, водителя. Следовательно, в играх воспитывается уважение ко всякому труду, утверждается стремление самим принимать в нем участие.
Игра и труд часто естественно объединяются. Нередко можно наблюдать, как долго и увлеченно дети мастерят, готовясь к игре в уже определенном образе: моряки строят корабль, делают спасательные круги, врачи и медсестры оборудуют поликлинику.
В игре формируются моральные качества: ответственность за порученное дело, чувства товарищества и дружбы, согласование действий при достижении общей цели, умение справедливо разрешить спорные вопросы.
Игра тесно связана с художественным творчеством детей – рисованием, лепкой, конструированием. Несмотря на различные средства отражения впечатлений жизни, мыслей, чувств, эти виды детской деятельности имеют много общего: можно увидеть одни и те же темы в игре и рисунке; по ходу игрового сюжета дети нередко поют, пляшут, вспоминают знакомые стихи.
Часто ставится вопрос: может ли и должен ли взрослый вмешиваться в игру? Разумеется, такое право у него есть, если это требуется для того, чтобы дать игре нужное направление. Но вмешательство взрослого только тогда будет успешным, когда он пользуется у детей достаточным уважением и доверием, когда он умеет, не нарушая их замыслов, сделать игру увлекательнее.
По мнению же К.Д. Ушинского «Взрослые могут иметь только одно влияние на игру, не разрушая в ней характера игры, а именно – доставление материала для построек, которыми уже самостоятельно займется сам ребенок.
Но не должно думать, что этот материал весь можно купить в игрушечной лавке.
Вы купите для ребенка светлый и красивый дом, а он сделает из него тюрьму; вы купите для него куколки крестьян и крестьянок, а он выстроит их в ряды солдат; вы купите для него хорошенького мальчика, а он станет его сечь; он будет переделывать и перестраивать купленные вами игрушки не по их назначению, а по тем элементам, которые будут вливаться в него из окружающей жизни, и вот об этом – то материале должны больше всего заботиться родители и воспитатели».
Нас тревожит, что дети стали меньше играть? Настораживают сюжеты игр? Да, это серьезный повод для размышлений. Только «педагогически воздействовать» в этом случае следует не на саму игру – ведь она лишь отражает то, чем наполнена душа ребенка. То, что мы видим в играх наших детей – это отражение мира, созданного взрослыми. Это мы так разговариваем друг с другом, так укладываем малышей спать, покупаем для них такие игрушки, это мы создаем и сморим такие телепередачи и видеофильмы… Мир детских игр бесконечно разнообразен, как и миры окружающих их взрослых. Давайте же наберемся мужества увидеть в играх детей отражение нашей взрослой жизни. И если это отражение нам не нравится, то, как известно, на зеркало нечего пенять…
Сюжеты игр детей меняются постоянно – в зависимости от того, что в это время смотрят по телевизору взрослые (помните, дети играли «в мушкетеров», потом – «в Верховный совет», потом – «в рабыню Изауру», «в Марианну»), и какие мультфильмы показывают для них самих (в играх появились черепашки с именами художников Возрождения, спасатели Чип и Дейл). Вслед за нами дети играют в политические дебаты, создают предприятия и заключают договора, открывают банки и торговые точки, вслед за нами они перестают играть в полярников и космонавтов…
Фраза «учить детей играть» напоминает ахмадуллинское ощущение от обучения музыке Марины Цветаевой: « …как если бы свече внушали правила свечения». Но ведь это, к сожалению, нередко происходит в практике.
Что же делать? По возможности обеспечить детей игрушками и материалами для игры; освободить время в режиме дня и понаблюдать, во что и как ребенок играет. Уделить внимание детям и стать партнером по игре, если они сами этого захотят. Приглашение взрослого в игру – знак величайшего доверия ребенка. На эту суверенную землю его мыслей и чувств мы должны ступать очень мягко и осторожно, не входить со своим уставом в этот особенный мир, не спешить перестраивать его по своему разумению. Этому внимательному отношению к миру ребенка, который отражается в его игре, нам следует учиться.
Личностные качества складываются в процессе общения не только со взрослыми, но и со сверстниками. Коммуникативные действия со сверстниками богаче, разнообразнее, ребенок в них более инициативен, оригинален, ярче выражает себя. Чем старше дошкольник, тем в большей мере этот вид общения влияет на самосознание и самооценку. Однако, ведущим фактором личностного развития остается взрослый, его поведение, требования, отношение к ребенку.
Список литературы
1.Асмолов А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа. – М.: Изд-во Моск. ун-та. 2010.
2.Богословский В.В. и др. Общая психология: учеб. пособие для студентов пед. институтов. – М.: Просвещение, 2011.
3.Наркулова Б.А., Усенбаева С.С., Аманбеккызы Ж., Джахаева А.П. Значение игр в формировании личности // Международный журнал экспериментального образования. – 2014. – № 1 – С. 37-40.
Источник