Подходы к разработке содержания математического развития ребенка

Подходы к разработке содержания математического развития ребенка thumbnail

«Современные подходы к организации формирования математических представлений дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС ДО»

«От того, как заложены элементарные математические представления в значительной мере зависит дальнейший путь математического развития, успешность продвижения ребенка в этой области знаний» Л.А. Венгер

Одна из важных и актуальных задач воспитания ребенка дошкольного возраста– это развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое.

Для современной образовательной системы проблема умственного воспитания (а ведь развитие познавательной активности и является одной из задач умственного воспитания) чрезвычайно важна и актуальна. Так важно учить мыслить творчески, нестандартно, самостоятельно находить нужное решение.

Большое значение в умственном воспитание детей имеет развитие элементарных математических представлений. Именно математика оттачивает ум ребенка, развивает гибкость мышления, учит логике, формирует память, внимание, воображение, речь.

         ФГОС ДО требует сделать процесс овладения элементарными математическими представлениями привлекательным, ненавязчивым, радостным.

Рассмотрим подробнее образовательную область «Познавательное развитие», а именно «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников» в содержание Федерального государственного образовательного стандарта.

С учётом Федерального государственного образовательного стандарта к структуре общеобразовательной программы, она подразумевает развитие у детей в процессе различных видов деятельности внимания, восприятия, памяти, мышления, воображения, а также способностей к умственной деятельности, умение элементарно сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать простейшие причинно – следственные связи.

        В соответствии с ФГОС ДО основными целями математического развития детей дошкольного возраста являются:

1.     Развитие логико-математических представлений о математических свойствах и отношениях предметов (конкретных величинах, числах, геометрических фигурах, зависимостях, закономерностях);

2.     Развитие сенсорных, предметно-действенных способов познания математических свойств и отношений: обследование, сопоставление, группировка, упорядочение, разбиение);

3.     Освоение детьми экспериментально-исследовательских способов познания математического содержания (экспериментирование, моделирование, трансформация);

4.     Развитие у детей логических способов познания математических свойств и отношений (анализ, абстрагирование, отрицание, сравнение, классификация);

5.     Овладение детьми математическими способами познания действительности : счет, измерение, простейшие вычисления;

6.     Развитие интеллектуально-творческих проявлений детей: находчивости, смекалки, догадки, сообразительности, стремления к поиску нестандартных решений;

7.     Развитие точной, аргументированной и доказательной речи, обогащение словаря ребенка;

8.     Развитие инициативности и активности детей.

 Математическое развитие дошкольников – позитивные изменения в познавательной сфере личности, которые происходят в результате освоения математических  представлений и связанных с ними логических операций.

Формирование элементарных математических представлений – это целенаправленный процесс передачи и усвоения знаний, приемов и способов умственной деятельности, предусмотренных программными требованиями. Основная его цель – не только подготовка к успешному овладению математикой в школе, но и всестороннее развитие детей.

ВОПРОС: Как же «разбудить» познавательный интерес ребенка?

Ответы: новизна, необычность, неожиданность, несоответствие прежним представлениям.

Т.е необходимо сделать обучение занимательным. При занимательном обучении обостряются эмоционально-мыслительные процессы, заставляющие наблюдать, сравнивать, рассуждать, аргументировать, доказывать правильность выполненных действий.

Задача взрослого – поддержать интерес ребенка!

Сегодня воспитателю необходимо так выстраивать образовательную деятельность в детском саду, чтобы каждый ребёнок активно и увлеченно занимался. Предлагая детям задания математического содержания, необходимо учитывать, что их индивидуальные способности и предпочтения будут различными и поэтому освоение детьми математического содержания носит сугубо индивидуальный характер.

Овладение математическими представлениями будет эффективным и результативным только тогда, когда дети не видят, что их чему-то учат. Им кажется, что они только играют. Не заметно для себя в процессе игровых действий с игровым материалом считают, складывают, вычитают, решают логические задачи.

 Возможности организации такой деятельности расширяются при условии создания в группе детского сада развивающей предметно-пространственной среды. Ведь правильно организованная предметно-пространственная среда позволяет каждому ребенку найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и со сверстниками, понимать и оценивать чувства и поступки, аргументировать свои выводы.

Использовать интегрированный подход во всех видах деятельности педагогам помогает наличие в каждой группе детского сада занимательного материала, а именно картотек с подборкой математических загадок, весёлых стихотворений, математических пословиц и поговорок, считалок, логических задач, задач-шуток, математических сказок.Занимательные по содержанию, направленные на развитие внимания, памяти, воображения, эти материалы стимулируют проявления детьми познавательного интереса. Естественно, что успех может быть обеспечен при условии личностно-  ориентированного взаимодействия ребёнка со взрослым и другими детьми.

Традиционными направлениями формирования элементарных математических представлений у дошкольников являются: количество и счёт, величина, форма, ориентировка во времени, ориентировка в пространстве.

В организации работы по ознакомлению детей с количеством, величиной, цветом, формой предметов выделяется несколько этапов, в ходе которых последовательно решается ряд общих дидактических задач:

• приобретение знаний о множестве, числе, величине, форме, пространстве и времени как основы математического развития;

Читайте также:  Обучение грамоте как средство развития ребенка

• формирование широкой начальной ориентации в количественных, пространственных и временных отношениях окружающей действительности;

• формирование навыков и умений в счете, вычислениях, измерении, моделировании

• овладение математической терминологией;

• развитие познавательных интересов и способностей, логического мышления, общее развитие ребенка

• формирование простейших графических умений и навыков;

формирование и развитие общих приемов умственной деятельности (классификация, сравнение, обобщение и т. д.);

Образовательно – воспитательный процесс по формированию элементарных математических способностей строится с учётом следующих принципов:

• принцип интеграции образовательных областей в соответствие с возрастными возможностями и особенностями детей;

• формирование математических представлений на основе перцептивных действий детей, накопления чувственного опыта и его осмысления;

• использование разнообразного и разнопланового дидактического материала, позволяющего обобщить понятия «число», «множество», «форма»;

• стимулирование активной речевой деятельности детей, речевое сопровождение перцептивных действий;

   возможность сочетания самостоятельной деятельности детей и их разнообразноговзаимодействия при освоении математических понятий;

Для развития познавательных способностей и познавательных интересов у дошкольников необходимо использовать следующие методы:

• элементарный анализ (установление причинно-следственных связей) ;

• сравнение;

• метод моделирования и конструирования;

• метод вопросов;

• метод повторения;

• решение логических задач;

• экспериментирование и опыты.

В зависимости от педагогических задач и совокупности применяемых методов, образовательная деятельность с воспитанниками может проводится в различных формах:

• организованная образовательная деятельность (фантазийные путешествия, игровая экспедиция, занятие-детектив; интеллектуальный марафон, викторина; КВН, презентация, тематический досуг)

• демонстрационные опыты;

• сенсорные праздники на основе народного календаря;

• театрализация с математическим содержанием;

• обучение в повседневных бытовых ситуациях;

• беседы;

• самостоятельная деятельность в развивающей среде

Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является – игра. Руководствуясь одним из принципов Федерального государственного образовательного стандарта – реализация программы происходит, используя различные формы, специфичные для детей данной возрастной группы и прежде всего в форме игры.

Как сказал В. А. Сухомлинский “Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности. ”

Именно игра с элементами обучения, интересная ребенку, поможет в развитии познавательных способностей дошкольника. Такой игрой являются дидактическая игра.

Дидактические игры по формированию математических представлений можно разделить на следующие группы.

1. Игры с цифрами и числами

2. Игры путешествия во времени

3. Игры на ориентировку в пространстве

4. Игры с геометрическими фигурами

5. Игры на логическое мышление

В дидактических играх ребёнок наблюдает, сравнивает, сопоставляет, классифицирует предметы по тем или иным признакам, производит доступный ему анализ и синтез, делает обобщения.

Источник

Юлия Пухова
Семинар на тему: Современные подходы к организации формирования математических представлений дошкольников

СЕМИНАР

на тему:

«Современные подходы к организации формирования математических представлений дошкольников»

Подготовила и провела:

воспитатель I кв. кат. Пухова Ю. Ю.

Современные подходы к организации формирования математических представлений дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС ДО

Одна из важнейших задач воспитания ребенка дошкольного возраста– это развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое. Для современной образовательной системы проблема умственного воспитания (а ведь развитие познавательной активности и является одной из задач умственного воспитания) чрезвычайно важна и актуальна. Так важно учить мыслить творчески, нестандартно, самостоятельно находить нужное решение. Именно математика оттачивает ум ребенка, развивает гибкость мышления, учит логике, формирует память, внимание, воображение, речь.

ЦЕЛЬ

Мотивировать педагогов к обновлению содержания дошкольного образования, повышать профессиональное мастерство педагогов ДОУ по вопросам развития у дошкольников элементарных математических представлений в соответствии с ФГОС ДО ФГОС ДО

АКТУАЛЬНОСТЬ

Воспитание и обучение детей в детском саду носит образовательный характер и учитывает два направления получения детьми знаний и умений: широкое общение ребенка со взрослыми и сверстниками и организованный образовательный процесс. «Умное» детство закладывает хороший фундамент интеллектуальной деятельности личности. Современные психологи (А. А. Вагнер, С. П. Проскура и др.) считают, что 80% интеллекта формируется до 8 лет. Такое положение выдвигает высокие требования к организации воспитания и обучения старших дошкольников. Формированию и совершенствованию интеллектуальных способностей способствует обучение детей математике в дошкольном возрасте: логике мысли, рассуждений и действий, гибкости мыслительного процесса, смекалки и сообразительности, развитию творческого мышления. Практика начальной школы доказывает – залог успешности обучения математике – в обеспечении эффективного математического развития детей в дошкольном возрасте, в ориентации ДОУ на развитие математических способностей, познавательных интересов, в индивидуальном подходе в обучении, в математически и методически корректной передаче знаний, умений и навыков. А как сделать, чтобы дети во время НОД были внимательны, не отвлекались, правильно и с удовольствием выполняли задания. Что же нужно для того, чтобы воспитатели и дети получали от занятий удовлетворение? На это мы сегодня попытаемся ответить.

Читайте также:  Психология любви мать подавляет развитие ребенка

Целевые ориентиры по формированию элементарных математических представлений:

-Ориентируется в количественных, пространственных и временных отношениях окружающей действительности

-Считает, вычисляет, измеряет, моделирует

-Владеет математической терминологией

-Развиты познавательные интересы и способности, логическое мышление

– Владеет простейшими графическими навыками и умениями

-Владеет общими приемами умственной деятельности (классификация, сравнение, обобщение и т. д.)

-Как же «разбудить» познавательный интерес ребенка?

-Ответы: новизна, необычность, неожиданность, несоответствие прежним представлениям.

-Т. е необходимо сделать обучение занимательным. При занимательном обучении обостряются эмоционально-мыслительные процессы, заставляющие наблюдать, сравнивать, рассуждать, аргументировать, доказывать правильность выполненных действий.

ФГОС ДО требует сделать процесс овладения элементарными математическими представлениями привлекательным, ненавязчивым, радостным.

-В соответствии с ФГОС ДО основными целями математического развития детей дошкольного возраста являются:

-Развитие логико-математических представлений о математических свойствах и отношениях предметов (конкретных величинах, числах, геометрических фигурах, зависимостях, закономерностях);

– Развитие сенсорных, предметно-действенных способов познания математических свойств и отношений: обследование, сопоставление, группировка, упорядочение, разбиение);

-Освоение детьми экспериментально-исследовательских способов познания математического содержания (экспериментирование, моделирование, трансформация);

-Развитие у детей логических способов познания математических свойств и отношений (анализ, абстрагирование, отрицание, сравнение, классификация);

-Овладение детьми математическимиспособами познания действительности: счет, измерение, простейшие вычисления;

-Развитие интеллектуально-творческих проявлений детей: находчивости, смекалки, догадки, сообразительности, стремления к поиску нестандартных решений;

-Развитие точной, аргументированной и доказательной речи, обогащение словаря ребенка;

– Развитие инициативности и активности детей.

Семинар на тему: Современные подходы к организации формирования математических представлений дошкольников

Общедидактические принципы в основе методики ФЭМП

Принципы:

-Доступности

-Индивидуального подхода

-Систематичности и последовательности

– Развивающего и воспитывающего обучения

-Наглядности

-Научности

-Интеграции

Принцип наглядности Я. А. Коменский называл «золотым правилом» дидактики, согласно которому в обучении необходимо использовать все органы чувств человека. Он отмечал, что «…Если мы намерены насаждать в учащихся истинные и достоверные знания, то мы вообще должны стремиться обучать всему при помощи личного наблюдения и чувственной наглядности»

Формы работы по развитию элементарных математических представлений

-Организованная образовательная деятельность

-Опыты, эксперименты

-Математические праздники, досуги

-Театрализация с математическим содержанием

-Обучение в повседневных бытовых ситуациях

-Беседы

-Самостоятельная деятельность в развивающей среде.

Наглядный материал

2 вида наглядного материала:

Демонстрационный и раздаточный

Наглядный материал должен соответствовать определенным требованиям:

-Быть разнообразным на одном занятии, динамичным, удобным;

-В достаточном количестве;

-Предметы для счета и их изображения должны быть известны детям;

-И демонстрационный и раздаточный материладолжен отвечать эстетическим требованиям: привлекательность имеет огромное значение в обучении – с красивыми пособиями детям заниматься интереснее. А чем ярче и глубже детские эмоции, тем полнее взаимодействие чувственного и логического мышления, тем более интенсивно проходит занятие, и более успешно усваивается материал.

Подходы к разработке содержания математического развития ребенка

Методы, используемые на занятиях по ФЭМП

Словесный метод в элементарной математике занимает не очень большое место и в основном заключается в вопросах к детям. Характер постановки вопроса зависит от возраста и от содержания конкретной задачи. в младшем возрасте – прямые,конкретные вопросы: Сколько? Как? в старшем –в основном поисковые: Как можно сделать? Почему ты так думаешь? Для чего?

Практический и игровой метод. Упражнениям. Игровым задачам, дидактическим играм и упражнениям отводится большое место. Ребенок должен не только слушать, воспринимать, но и сам должен участвовать в выполнении той или иной задачи. И чем больше он будет играть в дидактические игры, выполнять задания, тем лучше усвоит материал по ФЭМП.

Древняя пословица гласит: «Я слышу – и я забываю, я вижу – и я запоминаю, я делаю – и я понимаю».

ИГРА

Игры с математическим содержанием развивают логическое мышление, познавательные интересы, творческие способности, речь, воспитывают самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели, преодолении трудностей.

Игра – это не только удовольствие и радость для ребенка, что само по себе очень важно, с ее помощью можно развивать внимание, память, мышление, воображение малыша. Играя, ребенок может приобретать, новые знания, умения, навыки, развивать способности, подчас не догадываясь об этом. К важнейшим свойствам игры относят тот факт, что в игре дети действуют так, как действовали бы в самых экстремальных ситуациях, на пределе сил преодоления трудности. Причем столь высокий уровень активности достигается ими, почти всегда добровольно, без принуждения.

Читайте также:  Дошкольное развитие ребенка нижний новгород

Можно выделить следующие особенности игры для дошкольников:

1. Игра является наиболее доступным и ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста.

2. Игра также является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств.

3. Все психологические новообразования берут начало в игре.

4. Игра способствует формированию всех сторон личности ребенка, приводит к значительным изменениям в его психике.

5. Игра – важное средство умственного воспитания ребенка, где умственная активность связана с работой всех психических процессов. На всех ступенях дошкольного детства игровому методу во время образовательной деятельности отводиться большая роль. В формировании у детей математических представлений широко используются занимательные по форме и содержанию разнообразные дидактические игровые упражнения.

Основополагающий принцип развития современного дошкольного образования, предложенный Федеральным государственным образовательным стандартом – принцип интеграции образовательных областей

Интеграция – это состояние (или процесс, ведущий к такому состоянию) связанности, взаимопроникновения и взаимодействия отдельных образовательных областей содержания дошкольного образования, обеспечивающее целостность образовательного процесса.

Интеграция развития математических представленийосуществляется через все образовательные области:

-Социально-коммуникативное развитие

-Познавательное развитие

-Речевое развитие

-Художественно-эстетическое развитие

– Физическое развитие

Встречается во всех видах детской деятельности:

– Игровая

-Коммуникативная

-Познавательно-исследовательская

-Восприятие художественной литературы и фольклора

-Самообслуживание и элементарный бытовой труд

-Конструирование из разного материала

-Изобразительная (рисование, лепка, аппликация)

-Музыкальная

-Двигательная

Необходимыми педагогическим условиями математического развития дошкольников на основе интегрированного подхода являются:

-продуманная система организованной образовательной деятельности, включающая интегрированные занятия;

-рациональное совмещение различных видов деятельности (игровой, изобразительной, познавательной, исследовательской и др.) с вовлечением детей в решение проблемно-игровых ситуаций, сформулированных на основе личного опыта ребенка;

– активизация познавательного интереса к математике у старших дошкольников и стремления к усвоению новых знаний.

Создание предметно-развивающей среды для математического развития дошкольников

Целенаправленно организованная предметно-развивающая среда предполагает комфортабельную обстановку, рационально организованную в пространстве и во времени, насыщенную разнообразными предметами и игровым материалом. Трансформируемость и полифункциональность пространства дает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей

Вариативность среды предполагает:

наличие в ДОУ или группе различных пространств, а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; периодическую сменяемость материала, появление новых предметов, стимулирующих познавательную деятельность детей

Доступность среды обеспечивает:

– свободный доступ воспитанников, в том числе детей с ОВЗ, посещающих группу, к играм, игрушкам, материалам, пособиям;

-исправность и сохранность материалов и оборудования

Безопасность предметно-пространственной среды предполагает:

соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.

МОНИТОРИНГ

Мы должны создать условия для общего психического развития детей, в частности условия формирования у них готовности к современному (развивающему) школьному обучению.

МОНИТОРИНГ ПОМОЖЕТ ПЕДАГОГУ СДЕЛАТЬ ВЫВОДЫ:

-Что уже достигнуто ребенком

-Чего еще необходимо достичь

-Какую работу необходимо провести педагогу, чтобы решить проблемы и добиться ожидаемых результатов.

Общие рекомендации по проведению диагностических ситуаций

-Убедитесь, что ребёнок эмоционально положительно настроен на общение.

-Игровые задания предлагаются в точном соответствии с инструкцией.

– Оценка математического развития ребёнка делается на основании результатов наблюдений.

– Выбор конкретной диагностической методики производится в соответствии с базовой и основной общеобразовательной программой ДОО.

-При подведении итогов следует учитывать результаты кратковременных наблюдений за ребёнком, его поведение в условиях новой игры, в творческой или проблемной ситуации.

Взаимодействие с родителями

Не менее важным условием формирования элементарных математических представлений у детей является активное участие в образовательном процессе родителей.

В детском саду используем такие формы работы с семьей: консультации, оформление папок-передвижек, проведение математических развлечений, ярмарок, мастер-классов

Безусловно одной из современных и эффективных форм поддержки детской инициативы является проектная деятельность, в которой участие родителей всегда актуально. Используя проектную деятельность для развития математических представлений детей, педагоги тем самым активизируют познавательное и творческое развитие ребенка, а так же уделяют внимание формированию личностных качеств ребенка. Знания, приобретаемые детьми в ходе реализации проекта, становятся достоянием их личного опыта.

Подходы к разработке содержания математического развития ребенкаПодходы к разработке содержания математического развития ребенка

Источник