Подходы к психическому развитию ребенка выготский

9.1. Основные закономерности психического развития ребенка

Основы культурно-исторического подхода к пониманию зако­номерностей психического развития ребенка заложил Лев Семено­вич Выготский (1896-1934). Дальнейшее развитие этого научного подхода неразрывно связано с теорией деятельности А. Н. Леонтье­ва, теорией психического развития ребенка Д. Б. Эльконина и тео­рией планомерно-поэтапного формирования умственных действий и понятий П. Я. Гальперина.

Л. С. Выготский противопоставлял две концепции развития — метафизическую и диалектическую. В рамках метафизического под­хода психическое развитие ребенка рассматривалось как простой рост, реализация, модификация и комбинирование врожденных за­датков, т. е. как чисто количественное изменение изначально пре-формированных человеку способностей. Психическое развитие ре­бенка в диалектическом подходе выступало как непрерывный про­цесс самодвижения, качественного преобразования психики, возникновения принципиально новых структур сознания. Ботани­ческому прообразу процесса развития как роста (отсюда метафора детского сада как места, где происходит развитие ребенка по анало­гии с развитием растений в соответствии с наследственной про­граммой) Выготский противопоставил понимание развития как качественного процесса развития поведения на основе перестройки структуры психических функций и изменения системного и смыс­лового строения сознания. Оценивая вклад исследователя в разви­тие психологии, А. Н. Леонтьев [53] писал, что идею историзма Вы­готский ввел в конкретное психологическое исследование. Поэто­му его концепция глубоко исторична по своей сути — генезис, становление и развитие психических функций и сознания челове­ка находятся в фокусе внимания его теории.

Л. С. Выготский выдвинул и обосновал принцип социально-ис­торической обусловленности психики человека и принцип специ-

122 ■ Возрастная психология. Конспект лекций

фики ее развития в онтогенезе [26]. Сознание человека понима­лось им как продукт исторического развития общества. Такое по­нимание природы психики противостояло натуралистическому взгляду на сознание как имманентно присущее человеку свойство, общепринятому в классической психологии. Выготский, напротив, утверждал, что сознание не дано человеку, а имеет генезис и исто­рию своего прижизненного развития. Принцип специфики разви­тия в человеческом онтогенезе означает, что законы развития пси­хики ребенка в онтогенезе принципиально иные, чем законы онто­генетического развития индивида всех других видов животного мира. Заслуга Л. С. Выготского состоит в том, что он не просто дек­ларировал эти принципы, а конкретизировал, в чем именно состоит отличительная особенность человеческой психики и специфика ее развития. Закономерности формирования сознания были раскры­ты исследователем в учец^га о высших психических функциях и законе развития высших психических функций.

Л. С. Выготский сформулировал ряд законов развития психи­ки в онтогенезе.

Закон метаморфозы определяет развитие как последователь­ное изменение качественных состояний сознания (структуры со­знания). Из такого понимания сущности развития возникает уче­ние о психологическом возрасте как «единице» анализа онто­генетического развития. Методологический принцип выделения «единиц», последовательно реализуемый Л.С.Выготским в воз­растной психологии, как и в исследовании мышления (где он был впервые заявлен), требовал выделения особой «клеточки» онтоге­нетического развития, которая бы задавала общую структуру ка­чественно своеобразных периодов целостного процесса развития, сохраняя его общие свойства и характеристики. Такой «едини­цей» в детской психологии, созданной Л. С. Выготским, стал «пси­хологический возраст».

Закон гетерохронности развития утверждает, что психическое развитие ребенка не совпадает с хронологическим возрастом, т. е не является простой функцией от времени, а имеет сложную орга низацию. Это означает, что психическое развитие имеет свой осо бый ритм, отличающийся от ритма биологического созревания. В течение жизни человека происходит изменение ритма и темпа раз­вития. В начале жизненного пути наблюдается очень высокий темп развития, но чем ближе к зрелости, тем темп ниже. Выготский пишет, что год в младенчестве не сопоставим по фундаментальнос­ти изменений с любым другим годом жизни. Гетерохронность (не-

______ Лекция 9. Культурно-исторический подход. Теория Л. С. Выготского ■ 123

равномерность) также требует выделения иной, чем хронология (время), «единицы» анализа процесса развития.

Последующие законы конкретизируют принцип социально-ис­торической обусловленности психики человека в отношении зако­нов психического развития ребенка.

Закон развития высших психических функций определяет ге­незис высших психических функций, составляющих сознание че­ловека, как процесс интериоризации знаков и развития значений.

Закон среды определяет роль социальной среды как источника развития.

Закон ведущей роли обучения для развития: обучение ведет за собой развитие.

Закон системного и смыслового строения сознания раскрывает природу сенситивных периодов в психическом развитии ребенка.

9.2. Учение о психологическом возрасте

Психологический возраст — «единица» анализа развития. Воз­расты, согласно учению Л. С. Выготского, представляют собой цело­стную динамическую структуру, определяющую роль и удельный вес каждой частной линии развития. Психологический возраст ха­рактеризуется структурой и динамикой. Структура возраста вклю­чает две составляющие: социальную ситуацию развития и возраст­ные психологические новообразования.

Понятие «социальная ситуация развития» было введено иссле­дователем в его учении о структуре и динамике психологического возраста. Социальная ситуация развития как сущностная характе­ристика возраста наряду с психологическими новообразованиями сферы сознания и личности составляет структуру психологического возраста. Выготский резко возражал против позиции, в которой сре­да рассматривалась «как нечто внешнее по отношению к ребенку, как обстановка развития, как совокупность объективных, безотноси­тельно к ребенку существующих и влияющих на него самим фак­том своего существования условий» [26]. Пониманию среды как фак­тора развития Выготский противопоставил понятие социальной си­туации развития. Социальная ситуация развития, по мнению ученого, это «…совершенно своеобразное, специфическое для данного возрас­та, исключительное, единственное и неповторимое отношение между ребенком и окружающей его действительностью, прежде всего соци­альной» [26]. Такое определение социальной ситуации развития про-

124 • Возрастная психология. Конспект лекций

тивопоставляется бихевиористскому подходу, в котором среда пони­мается как стимульная среда, как фактор развития. Анализ соци­альной ситуации развития позволяет выделить «ближайшие» и «да­лекие» отношения ребенка к обществу. Первый план отношений — это отношения «ребенок— общественный взрослый», где взрослый выступает как представитель социальных требований, норм и обще­ственных смыслов деятельности. Второй план — отношения «ребе­нок — близкий взрослый и сверстник», реализующий индивидуаль­но-личностные отношения.

Читайте также:  Эльконин периодизация возрастного развития ребенка

Возрастные новообразования Л. С. Выготский определял как тот новый тип строения личности и ее деятельности, который воз­никает впервые на данной возрастной стадии и определяет созна­ние ребенка и его отношение к среде, внутреннюю и внешнюю жизнь, весь ход его развития в данный возрастной период.

Важнейшим принципам анализа психического развития в он­тогенезе исследователь считал учет динамики перехода от одного возраста к другому. Он указывал, что эмпирическое изучение разви­тия ребенка позволяет установить два типа возрастных изменений — постепенные, медленные, преимущественно количественные измене­ния, т. е. эволюционный тип развития, и быстрые, фундаментальные по масштабу и глубине преобразований, захватывающие все стороны личности ребенка, т. е. развитие революционного типа. Развитие эво­люционного типа характерно для стабильных или литических воз­растов, в развитие революционного типа — для кризисов. Динамика возрастного развития предполагает закономерное чередование ста­бильных возрастов и критических возрастов, или кризисов.

ЭлинаЗаслуга Л. С. Выготского в том, что он предложил новую эврис­тическую модель объяснения психологического смысла и механиз­мов возрастных кризисов развития. В традиционной психологии кризисы оценивали негативно, считая их болезнями роста и, в опре­деленной степени, нарушениями развития. Ученый предложил прин ципиально новое понимание кризисов. Кризис в его концепции — закономерное и необходимое звено в развитии. Функция кризи са — разрешение противоречий, возникающих в ходе психического развития ребенка. Суть противоречий — несоответствие старой со циальной ситуации развития и уровня достижений ребенка, т. е. тех новообразований, которые уже сформированы. Социальная си­туация развития (ССР), согласно Выготскому, определяет весь образ жизни ребенка, его социальное бытие, особенности сознания. ССР представляет исходный момент для всех динамических преобразо­ваний возраста. Не будучи ничем иным, как системой отношений

______ Лекция 9. Культурно-исторический подход. Теория Л. С. Выготского * 125

между ребенком и социальной действительностью, ССР, по словам Л. С. Выготского, по мере развития ребенка распадается, отражая в своей трансформации новые достижения ребенка и подготавливая в основных чертах новую ССР.

В периоды кризисов развития осуществляется коренная пере­стройка ССР, задающая новый импульс и направление психическо­му развитию ребенка.

Кризисные возрасты характеризуются четырьмя важными осо­бенностями. Первые три особенности кризиса были описаны в пси­хологии ранее, начиная с работы Э. Келер, содержащей классичес­кое описание кризиса трех лет. Четвертая впервые была выделена в работах Л. С. Выготского. Дадим краткую характеристику ука­занным особенностям.

Элина 2 Особая динамическая структура кризиса. Во-первых, границы кризиса четко не определены. В воспитании детей иногда не зна­ешь, когда кризис уже начался и когда уже закончился. Например, кризисы года и трех лет трудно дифференцировать в силу того, что при определенных условиях воспитания они практически не раз­делены по времени и один плавно перерастает в другой. Во-вторых, любой кризис включает три фазы: предкритическую, кульминаци­онную критическую и посткритическую. Предкритическая или не­гативная фаза развития характеризуется постепенным, а затем быстрым и в момент кульминации катастрофическим нарастани­ем негативных симптомов развития. Смысл негативной фазы в том, что ребенок обнаруживает несоответствие своего места в обществе своим возможностям. Это несоответствие и находит отражение в трудностях воспитания, утрате прежних интересов и достижений. Кульминация кризиса — резкое обострение противоречия между местом ребенка в системе социальных отношений, прежней соци­альной ситуацией развития и новыми возможностями ребенка, от­мирание и начало перестройки социальной ситуации развития. Посткритическая или позитивная фаза кризиса меняет характер развития в сторону позитивных изменений и формирования ново­образований кризиса. В этой фазе наблюдается постепенное сгла­живание негативных проявлений в поведении ребенка.

Относительная трудновоспитуемостъ. Эта особенность явля­ется относительной в отношении исходного уровня трудностей вос­питания ребенка. Есть дети послушные, и воспитателям с ними легко, есть дети сложные для воспитательного процесса, есть твор­ческие личности, требующие особого подхода. Каждая категория отличается уровнем трудностей воспитания. От относительно ис-

126 ■ Возрастная психология. Конспект лекций

ходного уровня и происходит нарастание трудновоспитуемое™. Прежние методы воспитательного воздействия в период кризиса оказываются неэффективными. Например, перестают действовать испытанные способы поощрения и наказания, утрачивают ценность прежние эталоны, идеалы и образцы для подражания. Отметим психологический смысл и необходимость такого обесценивания: чтобы переориентироваться на новые эталоны ценностей и образцы поведения, необходимо сначала отказаться от старых. ‘ Негативный характер развития. В первую очередь, данная осо­бенность проявляется в потере интересов — старые мотивы оказы­ваются недейственными, возникает феномен утраты смыслов пре­жних видов деятельности, увлечений и занятий. Например, именно в период кризиса 6-7 лет у ребенка впервые возникает слово «скуч­но». Интересно, что и в зрелом возрасте кризис 27-30 лет также нередко переживается к^: утрата интереса к жизни, к супругу и семье, к профессии. Во-вторых, у ребенка наблюдается снижение и иногда частичная потеря уже имеющихся познавательных способ­ностей. Например, известный феномен «подростковой амнезии» как временной утраты приобретенной в младшем школьном возрасте способности произвольной смысловой памяти. В подростковом воз­расте жизнь насыщена значимыми событиями и переживаниями, однако вспомнить, что именно происходило, подростку оказывается необыкновенно тяжело. Другим примером может стать явление подросткового личностного эгоцентризма как своеобразного возвра­щения к центрации на себе и личных переживаниях без должной координации различных социальных позиций и точек зрения на предмет в условиях, когда операциональный интеллект уже сфор­мирован. Вместе с тем отметим, что за «утратой» прежних способ ностей необходимо видеть процесс возникновения и развития не вых психологических структур и способностей.

Читайте также:  Формирование и развитие ребенка дошкольного возраста

Возникновение новообразований кризисного периода. Особенност этих новообразований в том, что они связаны с отмиранием старой возникновением новой социальной ситуации развития. Поэтому период кризиса новообразования приобретают гипертрофированны и не всегда адекватный реальным условиям характер. Например, ходе становления автономии подросток борется за независимость, самостоятельность, взрослость. В период подросткового кризиса за рождающееся «чувство взрослости» [104] может приобретать неадек ватную гипертрофированную форму — требований приходить домой позже 10-11 вечера, посещать бары и употреблять спиртные напит­ки, пользоваться косметикой в школе и т. д. За этим поведением

Лекция 9. Культурно-исторический подход. Теория Л. С. Выготского ■ 127

стоит новое социальное самосознание подростка «я — взрослый» и соответствующее новому осознанию себя требование равноправия и уважения, принимающее, однако, в период кризиса чрезмерно рез­кую форму. Л. С. Выготский считал, что именно формирование пси­хологических новообразований по мере отмирания старого и состав­ляет главную сущность возрастных кризисов.



Источник

1. Культурно-исторический подход. Теория психического развития ребенка Л.С. Выготского.

2. Понимание психического развития в теории деятельности А.Н. Леонтьева.

3. Теория развития Д.Б. Эльконина.

9.1. Культурно-исторический подход. Теория психического развития ребенка Л.С. Выготского

Основы культурно-исторического подхода к пониманию закономерностей психического развития ребенка заложил Л.С. Выготский. Дальнейшее развитие этого научного подхода неразрывно связано с теорией деятельности А.Н. Леонтьева, теорией психического развития Д.Б. Эльконина и теорией планомерно-поэтапного формирования умственных действий и понятий П.Я. Гальперина.

Развитие – процесс освоения культуры, овладения системой культурных орудий.

Механизм развития – интериоризация.

Развитие – качественный процесс изменения личности на основе перестройки структуры психических функций и изменения системного и смыслового строения сознания.

Л.С. Выготский выдвинул и обосновал принцип социально-исторической обусловленности психики человека (сознание человека – продукт культурно-исторического развития общества) и принцип специфики развития психики в онтогенезе (законы развития психики ребенка в онтогенезе принципиально иные, чем законы онтогенетического развития человека в другие возрастные периоды).

Законы развития психики в онтогенезе:

1. Цикличность развития. Развитие имеет сложную организацию во времени. Периоды подъема, интенсивного развития сменяются периодами замедления и затухания. Такие циклы характерны как для отдельных психических функций, так и для развития психики ребенка в целом.

2. Неравномерность (гетерохронность) развития. Разные стороны личности, психические функции развиваются неравномерно, непропорционально, На каждом возрастном этапе происходит перестройка связей, изменяется соотношение между ними. Развитие отдельных психических функций зависит от того, в какую систему межфункциональных связей она включена.

3. Закон метаморфозы. Развитие – последовательное изменение качественных состояний сознания (структуры сознания). Психика ребенка своеобразна на каждой возрастной ступени, она качественно отлична от того, что было раньше, и что будет потом.

4. Сочетание процессов эволюции и инволюции. Инволюция – процесс «обратного развития», свертывания, отмирания, распада старого. Если инволюционные процессы запаздывают, наблюдается инфантилизма ребенка: сохранение в новом возрастном периоде старых детских черт.

5. Закон развития высших психических функций.

Высшие психические функции (ВПФ) – продукт социально-исторического развития. В процессе развития человек изменяет способы и приемы своего поведения, трансформирует задатки и функции, вырабатывает новые культурные формы поведения.

Примеры ВПФ: логическое мышление, произвольная логическая память, произвольное внимание.

ВПФ формируются посредством овладения человеком культурными знаками и значениями (психологическими орудиями психической деятельности), опосредствующими их структуру. Психологические орудия (знаки): речь, математические знаки, мнемотехнические средства и др.

Основная функция ВПФ – внутренняя регуляция поведения человека и его отношения с окружающим миром посредством знаков.

Три свойства, отличающие ВПФ от натуральных функций: 1) произвольность, 2) осознанность, 3) системность.

Происхождение ВПФ определяет генезис сознания: «всякая ВПФ появляется на сцене дважды: сначала как деятельность коллективная, социальная, т.е. как функция интерпсихическая; второй раз – как действие индивидуальное как внутренний способ мышления ребенка, т.е. как функция интрапсихическая». Психические функции не врожденны и не возникают сами по себе, а лишь в особой ситуации общение и сотрудничества между людьми. ВПФ – это «интериоризированные отношения социального порядка».

Становление ВПФ: 1) взрослый вводит знаки и значения в контекст общения с ребенком, 2) постепенное выделение знаков ребенком (ориентация на значение знака), 3) использование ребенком знака для регуляции поведения взрослого, 4) использование ребенком знака для регуляции собственного поведения.

Две линии развития ВПФ: 1) интериоризация психических функций (процесс перехода знака из внешнего во внутренний план), 2) развитие значений (изменение структуры обобщения, три ступени развития обобщения: 1) синкреты (обобщение по случайным субъективным признакам, 2) комплексы (обобщения по объективным фактическим, но несущественным признакам), 3) понятия (обобщения по существенным объективным признакам).

6. Закон о роли среды в психическом развитии ребенка. Социальная среда рассматривается как источник развития ребенка. Среда и ребенок не противопоставлены друг другу. Среда не является для ребенка внешней, т.к. он развивается в единстве его связей и отношений с социальной действительностью. Ребенок занимает активно-действенную позицию в отношении среды. «Единицей» отношений личности и среды в развитии является переживание – «внутреннее отношение ребенка как человека к тому или иному моменту действительности». Характер и содержание переживания определяют, какое влияние на развитие ребенка оказывают особенности среды.

7. Закон ведущей роли обучения для развития (проблема соотношения обучения и развития). Основные подходы к решению вопроса о соотношении обучения и развития. 1) Независимость обучения от развития. Развитие обеспечивает созревание психологических способностей, а обучение использует возможности, предоставляемые развитием (теории созревания, подходы В. Штерна и Ж. Пиаже). 2) Отождествление развития с научением (бихевиоризм, теории научения). 3) Влияние обучения на развития через специфические (знания, умения и навыки) и неспецифические (обучаемость, способность к решению новых задач) эффекты (К. Коффка). 4) Обучение – движущая сила развития. Обучение ведет за собой развитие, т.к. предоставляет ребенку образцы высших психических функций (Л.С. Выготский). Развивающее обучение должно осуществляться в зоне ближайшего развития(ЗБР) ребенка. Содержанием обучения должна стать система научных понятий. ЗБР – это расхождение между уровнем потенциального развития ребенка (того, что он достигает в сотрудничестве со взрослым) и уровнем актуального развития (того, что достигается ребенком в самостоятельной деятельности). Величина ЗБР зависит от двух условий: 1) «созревающих» способностей, внутренней логики развития способностей, 2) форм развития и совместной деятельности, содержания и способов взаимодействия, предлагаемых взрослым.

Читайте также:  Крупный ребенок при рождении особенности развития

8. Закон системного и смыслового строения сознания раскрывает природу сензитивных периодов в развитии ребенка.

Возрастная сензитивность – присущее определенному возрастному периоду оптимальное сочетание условий для развития определенных психических свойств и процессов. Сензитивный период – период максимальной чувствительности ребенка к обучению и развитию определенных функций.

Сущность возрастной сензитивности объясняется системным и смысловым строением сознания. Системное строение сознания – структура отдельных психических процессов (восприятия, памяти, мышления и т.д.), при которой на данной стадии развития какой-нибудь процесс занимает определяющее место. Системность сознания воплощена во взаимозависимости психических функций, в изменении иерархии функций в ходе возрастного развития.

В младенческом возрасте сознание не дифференцировано, отдельные психические функции не выделены. В раннем детстве доминирует функция восприятия. В дошкольном возрасте во главе иерархии становится память. В школьном возрасте доминирующим процессом становится словесно-логическое мышление, коренным образом преобразующее сознание.

Учение о психологическом возрасте

Психологический возраст – «единица» анализа развития. Психологический возраст характеризуется структурой и динамикой.

Структура возраста включает две составляющие: 1) социальную ситуацию развития, 2) возрастные психологические новообразования.

Социальная ситуация развития – совершенно своеобразное специфическое для данного возраста отношение между ребенком и окружающей его социальной действительностью.

Возрастное новообразование – новый тип строения личности и ее деятельности, который впервые возникает на данной возрастной ступени и определяет сознание ребенка и его отношение к среде, внутреннюю и внешнюю жизнь, весь ход его развития.

Динамика перехода от одного возраста к другому. Существует два типа возрастных изменений: 1) постепенные, медленные изменения личности в стабильные периоды, 2) быстрые революционные, глубинные преобразования в периоды кризисов. Возрастной кризис – противоречие старой социальной ситуации развития и возрастных новообразований. Два этапа в «жизни» возрастного новообразования: 1) накопление новообразования (стабильный период), 2) проявление новообразования (кризисный период). Разрешение кризиса происходит за счет смены старой социальной ситуации развития.

Основные характеристики кризиса:

1. Границы, отделяющие начало и конец кризисов крайне неотчетливы.

2. Любой кризис включает три фазы: предкритическую, кульминационную и посткритическую.

3. Во время кризиса ребенок как бы выпадает из системы педагогического воздействия, обнаруживаются острые конфликты с окружающими, внутренние конфликты и переживания.

4. Негативный характер развития в период кризиса (развитие совершает скорее разрушительную работу, чем созидательную, на первый план выходят процесс свертывания, распада, разложения прежних форм общения, поведения, интересов).

Периодизация психического развития

Кризис новорожденности – 0 – 1,5 (2) мес.

Младенческий возраст – 2 мес. – 1 г.

Кризис 1 года.

Раннее детство – 1 – 3 г.

Кризис 3-х лет

Дошкольный возраст – 3 – 7 лет

Кризис 7 лет

Школьный возраст – 7 – 12 лет

Кризис 13 лет

Пубертатный возраст – 14 – 17 лет

Кризис 17 лет

9.2. Понимание психического развития в теории деятельности А.Н. Леонтьева

В изучении психического развития ребенка нужно исходить из места ребенка в системе социальных отношений и анализа его деятельности. Развитие человека происходит в форме присвоения социокультурного опыта, что требует осуществления деятельности, адекватной, но не тождественной родовым способностям, кристаллизованным в предметах культуры. Деятельность – движущая сила развития, т.к. именно в ней впервые возникает структура, которая, пройдя путь интериоризации, станет психической функцией.

Деятельность – целенаправленная активность человека, направленная на удовлетворение потребностей. Структура деятельности: Потребность (Мотив)→Цель→Действие→Операция. Потребность – состояние нужды в чем-либо. Мотив – опредмеченная потребность.

А.Н. Леонтьев ввел понятие «ведущей деятельности». На основании идеи системности сознания Л.С. Выготского автором было сформулировано положение о системности различных видов деятельности. Жизнь не есть механическое соединение различных видов деятельности, они не равнозначны в отношении психического развития и по отношению друг к другу.

Каждый возраст характеризуется определенным ведущим на данном этапе отношением ребенка к действительности, ведущим типом деятельности, зависящим от места ребенка в системе социальных отношений. С другой стороны, ведущая деятельность предписывается обществом, которое культивирует определенные виды деятельности на каждой возрастной стадии. Но не все виды деятельности в равной степени поощряются обществом (например, интимно-личностное общение подростка со сверстниками). Ведущая деятельность определяет отношение ребенка к миру, его социальное бытие.

Признаки ведущей деятельности:

1. Внутри ведущего вида деятельности возникают и дифференцируются другие виды деятельности, одна из которых впоследствии становится ведущей.

2. Внутри ведущего вида деятельности формируются личностные новообразования.

3. Внутри ведущего вида деятельности формируются новообразования познавательной сферы.

Источник