Подходы к проблеме развития ребенка положенные в основу фгос до
кузиванова вера
Современные подходы к реализации ФГОС в дошкольном образовании
СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
Кузиванова В. А. воспитатель
Приоритетным направлением деятельности дошкольных образовательных организаций с января 2014 года стала реализация федеральных образовательных стандартов дошкольного образования. В основу ФГОС ДО легли прочная идеологическая база и технические аспекты педагогики в отношении дошкольного детства. Государство теперь гарантирует не только доступность, но и качество образования на этой ступени. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования – документ, который все дошкольные образовательные организации обязаны реализовывать. ФГОС представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию и определяет задачи современного дошкольного образования,которые состоят в обеспечении:
равных стартовых возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства,
охраны и укрепления физического и психического здоровья детей,
благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными склонностями,
психолого-педагогической поддержки семьи,
объединения обучения и воспитания в целостный процесс,
вариативности и разнообразия содержания Программ,
формирования социокультурной среды.
Новый федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования призывает ценить, а не оценивать ребенка, также это серьезный шаг на пути повышения ценности и обособления образования дошкольного детства как самостоятельного звена общего образования. Для современного периода реформирования системы образования в России характерны кардинальные изменения на всех ее уровнях, характеризующиеся созданием единого образовательного пространства, направленного на развитие личности ребенка. Дошкольное обучение – это первое звено поступательного, непрерывного развития индивидуума, основной целью которого является достижение дошкольниками необходимого уровня для успешного освоения программ начальной школы. Специфика дошкольного возраста такова, что достижения детей- дошкольников определяются не суммой конкретных знаний, умений и навыков, а совокупностью личностных качеств. Организованная образовательная деятельность в свете реализации федеральных образовательныхстандартов представляет собой организацию совместной деятельности педагога с детьми: с одним ребенком; с подгруппой детей; с целой группой детей. Выбор количества детей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей; их интереса к данному занятию; сложности материала; вида деятельности (игровая, познавательно – исследовательская, двигательная, продуктивная). Новый документ ставит во главу угла индивидуальный подход к ребенку через игру. Факт повышения роли игры как ведущего вида деятельности дошкольника и отведение ей главенствующего места в образовательно-воспитательном процессе, это уход от учебной деятельности, повышение статуса игры, как основного вида деятельности детей дошкольного возраста; включение в процесс эффективных форм работы с детьми,таких как: ИКТ, проектная деятельность, игровая, проблемно – обучающая ситуация в рамках интеграции образовательных областей. Государственные стандарты являются основой для оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей. Определяются условия реализации требований ФГОС ДО в дошкольном учреждении. Одним из важных условий успешного введения ФГОС является организация развивающей предметно-пространственной среды, т. е. воспитатель должен решать задачи создания зоны ближайшего развития. Для этого педагог подбирает материалы, предназначенные детям данного возраста. Согласно образовательного стандарта необходимо обеспечить предметно- пространственную среду, которая будет полифункциональной, вариативной, содержательно- насыщенной, трансформируемой, доступной и безопасной.Но возникает проблема: обеспечение доступности и безопасности среды зависит от воспитателя, остальные пункты должны реализовываться совместно с руководителем образовательного учреждения, муниципальными органами. Для того, чтобы реализовывать федеральные образовательные стандарты необходимо, что бы все структуры действовали сообща. Не менее важное значение, уделяется качеству педагогических кадров их профессионализму. ФГОС ДО предлагает для мотивации образовательной деятельности, использовать комплексно-тематическое планирование подходить к его реализациипо следующему алгоритму: Выбирается тема, рассчитанная на 2-6 недель. Отбирается содержание образовательного материала для разных образовательных областей. Продумываются формы, методы и приемы работы с детьми по реализации программных задач. Планируется развивающая среда, которая будет помогать расширению самостоятельной деятельности детей по освоению предложенной темы. Такой подход придает системность и последовательность в реализации программных задач по разным образовательным областям. Детское сознание прекрасно удерживает эмоционально значимые для него события. Ребенок не перенапрягается, т. к. обеспечивается постоянная смена действий и впечатлений, и «проживает» тему не спеша, успевая осмыслить и прочувствовать ее. В ФГОС ДО впервые прописаны итоговые результаты, целевые ориентиры, которые должны быть достигнуты каждым ребенком в процессе обучения в ДОУ. Сформированность этих личностных и интеллектуальных качеств у будущих первоклассников необходима для развития у них предпосылок к учебной деятельности, которые являются основным показателем готовности дошкольника к обучению согласно исследованиям Я. Н. Белик и В. В. Давыдова, А. Н. Современные подходы к организации образовательного процесса в дошкольной образовательной организации связаны с переориентацией современного дошкольного образования с подхода знаниевого на выбор стратегии поддержки личностного становления каждого ребенка. В процессе перехода на федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования возникает необходимость в использовании инновационных подходов к организации образовательного процесса в современной дошкольной образовательной организации. В связи с этим перед дошкольными образовательными организациями стоит проблема пересмотра целевых основ ее функционирования, задача изменения содержания образования, форм и методов организации образовательного процесса, роли педагога. Сегодня осуществляется переход от информационной парадигмы, ориентированной, прежде всего, на накопление детьми знаний, к социально активной педагогике развития, культурно-исторической парадигме понимания ребенка (А. Г. Асмолов, В. Т. Кудрявцева, можно сказать, что цель дошкольного образования состоит в создании условий для максимального раскрытия индивидуального возрастного потенциала ребенка. Индивидуальный подход – это организация педагогом учебно-воспитательного процесса с учетом индивидуальных особенностей ребенка. Выявление проблемных или сильных сторон в развитии ребенка и определение путей коррекции или дальнейшего развития (Свирская Л. В.).
Индивидуализация – обучение, при организации которого учитывается вклад каждого ребенка в процесс обучения. Индивидуализация основывается на предпосылке, что каждый ребенок приобретает и проявляет собственные знания, отношение, навыки, личностные особенности и т. д. В противовес восприятию ребенка как «пустой корзины», которую воспитатель «наполняет» информацией, индивидуализация рассматривает ребенка и воспитателя так, как будто бы они вместе закладывают основы личности,в том числе начала ключевых компетентностей: социальных, коммуникативных, деятельностных, информационных и здоровьесберегающих. Индивидуализация образования основана на поддержке детей в развитии их потенциальных возможностей, стимулировании стремления детей самостоятельно ставить цели и достигать их в процессе познания. Внимания педагогов направлено на обеспечение активного участия ребенка в учебном процессе. Все дети, в том числе и типично развивающиеся, обладают индивидуальными особенностями, которые педагогу следует выявлять и учитывать, чтобы обеспечить оптимизацию процесса обучения и развития. Внимательно наблюдая за детьми и выявляя их интересы и сильные стороны, взрослые помогают детям решать их проблемы такими путями, которые бы соответствовали их индивидуальному стилю учения.
Позитивно реагируя на индивидуальные особенности детей (способности, стили обучения, потребности и пр., педагог демонстрирует детям, что принять другого, конструктивно отреагировать на различия – важно, правильно. Противоположный подход, предполагающий, что все дети одинаково реагируют на определенный метод обучения, что следует быть «как все», «не проявлять характер», «не требовать лишнего» способствует конформизму и часто оказывается неэффективным при обучении. Делая свой собственный выбор (содержания, партнерства, материалов, места и способа работы, каждый ребенок действует по своему усмотрению или по согласованию с другими членами микрогруппы, в своем темпе, получая свои результаты (в том числе приобретая новые знания, умения). Ситуация, когда каждый ребенок в группе занят своим делом – это и есть индивидуализация, возникающая естественным образом.
Таким образом, новые стратегические ориентиры в развитии системы образования при реализации ФГОС ДО обеспечат гармоничное формирование личности подрастающего ребёнка. Система дошкольного образования должна развиваться в соответствии с запросами общества и государства.
Источник
«Детство – важный период жизни, и от того, как
прошло детство, что вошло в разум ребенка и его
сердце, зависит, каким человеком станет
сегодняшний малыш».
В. А. Сухомлинский
(слайд1)
Приоритет школьного образования, главенствующий достаточно долгое время в системе образования, определял применение в дошкольных учреждениях тактик форсирования или ускорения темпов развития детей и прямую подгонку социально-педагогических приоритетов дошкольного образования к требованиям школы.
В истории отечественной дошкольной педагогики было несколько вариантов построения педагогического процесса. В 20-30-е гг., когда система общественного дошкольного воспитания еще только развертывалась, педагогический процесс, строился по организующим моментам. Каждый организующий момент строился на основе следующих частей программы: общественно-политическое воспитание, трудовое воспитание, природоведение, физическое воспитание, музыкальное воспитание, лепка, аппликация, конструирование, рисование, математика. Раскрывалось содержание каждого подраздела, и предлагались конкретные формы работы.
В 1960 г. в нашей стране был создан первый научно – исследовательский институт дошкольного воспитания АПН РСФСР (позднее АПН СССР), который возглавил академик А.В.Запорожец. В исследованиях НИИ АПН СССР рассматривались проблемы развития и воспитания детей раннего и дошкольного возраста, в ходе которых исследователи пришли к выводу о том, что ни одна из них не может быть успешно решена ДОО без сотрудничества с семьей и, что хотя у этих социальных институтов единые цели и задачи, но формы, содержание, методы воспитания и обучения детей значительно различаются.
В 2013г. А.Г Асмолов возглавил группу разработчиков Стандарта, которые призывают отойти от традиционного понимания ДОО как места, где за ребенком присмотрят и обеспечат уход. Выстроить цепочку доверия между ребенком и его родителями могут помочь в дошкольной образовательной организации, полагают разработчики нового Стандарта. Методологической основой Стандарта являются:
-культурно-исторический подход;
-системно-деятельностный подход.
Главную задачу дошкольного образования А.Г Асмолов видит в том, чтобы дать ребенку точку опоры, чтобы он почувствовал уверенность в своих знаниях и силах.
С 01 января 2014 г. вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО), который является документом, учитывающим современные традиционные подходы, инновационные идеи организации образовательного процесса с детьми дошкольного возраста и требования по взаимодействию ДОО с родителями.(слайд 2)
ФГОС ДО является основой для оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.
Среди задач, решаемых ФГОС ДО, – объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения, в интересах человека, семьи, общества.
Родители (законные представители) должны принимать участие в разработке части основной образовательной программы дошкольного образования, формируемой участниками образовательных отношений с учётом образовательных потребностей, интересов и мотивов детей, членов их семей и педагогов.
В соответствии с ФГОС дошкольного образования ДОО обязана:(слайд 3)
– информировать родителей (законных представителей) и общественность относительно целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации, а также о Программе, и не только семье, но и всем заинтересованным лицам, вовлечённым в образовательную деятельность;
– создавать условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности;
– поддерживать родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья;
– обеспечить вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи;
– создавать условия для взрослых по поиску, использованию материалов, обеспечивающих реализацию Программы, в том числе в информационной среде, а также для обсуждения с родителями (законными представителями) детей вопросов, связанных с реализацией Программы.
В дошкольном детстве ребенок приобретает основы личностной культуры, ее базис, соответствующий общечеловеческим духовным ценностям.
В связи с внедрением ФГОС ДО в дошкольных группах МБОУ СОШ с.Большая Поляна мы пересмотрели подходы к воспитательно-образовательному процессу, искали новые формы взаимодействия с семьей, инновационные технологии в построении образовательного процесса и стараемся обогатить духовный мир детей, насыщаем их жизни яркими, необычными, интересными событиями: делами, встречами, играми, приключениями.
Мы начинаем работу с анкетирования (слайд4), анализа социального состава родителей, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в дошкольных группах, изучения медицинских карт, наблюдения за детьми. Личные беседы с родителями помогают правильно выстроить работу, сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия.(слайд 5) 1. Состояние и качество оформления информационного уголка____________________
2. Актуальность информации, представленной в информационном уголке___________
3. Раскрытие и доступность тем в папках, в папках-передвижках_________________
4. Тактичность и культура поведения педагогов с родителями_____________________
5. Полнота и качество подачи информации о ребенке во время бесед________________
6. Умение воспитателей ответить на вопросы родителей во время бесед и собраний___
7. Незамедлительное реагирование и эмоциональный отклик во время беседы________
8. Полнота и освещенность вопросов на тематических консультациях_______________
9. Уровень проведения родительских собраний__________________________________
10. Понятность излагаемой информации на родительских собраниях________________
1. Помощь в развитии материальной базы группы.
2. Активное участие в занятиях.
3. Участие в подготовке и проведении праздников и утренников.
4. Оформление помещений детского сада.
5. Пошив костюмов.
6. Изготовление декораций.
7. Подготовка подарков детям.
8. Посещение родительских собраний.
9. Внесение предложений по совершенствованию работы детского сада, группы.
10. Активное участие в обсуждении вопросов.
11. Участие в развлечениях, досуговых мероприятиях (спортивных праздниках и эстафетах, викторинах и др.).
12. Родительский клуб (клубные встречи, вечера).
13. Выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями, фотовыставки.
14. Участие в творческих фестивалях, акциях, конкурсах и др..
15. Совместные поездки, встречи с интересными людьми.
16. Совместные походы и экскурсии.
17. Родительский день в детском саду (совместное проведение дня с детьми в детском саду для пожелавших родителей).
18. Руководство кружковой деятельностью.
19. Поддержание постоянной связи с помощью интернет ресурсов.
Мы интересуемся, какие трудности у родителей, говорим об обязательном режиме дня, питании, приближенном к ДОО, но, не навязывая, а выстраивая диалог, объясняем, как организовать деятельность с детьми дома. Например, если родители очень заняты, предлагаем посадить ребенка рядом играть, если ребенок рассыпает муку – предлагаем создавать условия для лепки или другой альтернативной деятельности, в ходе которой сформируется самостоятельность, и родителям можно будет потом просто присматривать за ребенком.
В уголках для родителей регулярно вывешиваем информацию, которую стараемся преподнести четко, коротко, лаконично, чтобы заинтересовать родителей.
На родительских собраниях стараемся родителей заинтересовать, увлечь проблемой. Чтобы настроить родителей на эмоциональный лад в начале собрания дети старшей группы могут показать театрализованную деятельность, по интересующей проблеме, и мы можем спросить: «А есть ли у вас такая проблема?».
Проведение открытых занятий в дошкольных группах организуется по-разному. Например, в одном случае родители в качестве гостей посещают занятия, где преодолевается их поверхностное суждение об обучении в д/с. Они видят собственных детей в необычной для себя обстановке, получают рекомендации об обучении детей в семье. В другом случае родители являются активными участниками педагогического процесса. Они отвечают на вопросы, совместно с детьми двигаются под музыку, поют, рисуют, выполняют задания педагога и т.д. Здесь папы и мамы выступают в качестве партнёров воспитателя.
На традиционные праздники приглашаются почетные жители села, представители по охране природы (слайд 6), представители полиции и др.
К праздничным датам в дошкольных группах оформляются плакаты, газеты, выставки совместного творчества детей и родителей, педагогов.
Традицией при проведении праздника «День Победы» является возложение вместе с родителями воспитанников цветов к памятнику «Неизвестный солдат», (Слайд 7) а также участие воспитанников в праздничном концерте в школе.
В основу формирования личности детей на протяжении всего дошкольного детства мы ставим идею обогащения их духовного мира, насыщение их жизни яркими, необычными, интересными событиями: делами, встречами, играми, приключениями. Детский сад для детей является особым микромиром, в котором создается «счастливая культурная социоситуация для детей» . Главная цель, которую ставят стандарты – это сформировать устойчивость к стрессам, к внешней и внутренней агрессии, сформировать способность и желание учиться. Стратегическая направленность стандартов на формирование личностных качеств тесно связана с установкой на индивидуализацию образования. И если ранее под ней понималось использование особого подхода к достижению детьми нормы развития, т.е. установленного оптимального уровня для конкретного возраста, то в рамках стандарта под индивидуализацией понимается наличие у каждого ребенка своего пути развития и следования ему на протяжении всего дошкольного детства.
Мы разработали для каждого ребёнка карту индивидуального образовательного маршрута , который будет учитывать особенности его нервно- психического, эмоционально-волевого, физического и интеллектуального развития .(слайд8,9)
Но говоря об важнейших характеристиках личности дошкольника необходимо отметить, что формирование их происходит, прежде всего, посредством игровой деятельности.
На сегодня стоит остро проблема, связанная с организацией игровой деятельности современных детей. Дети избалованы изобилием и разнообразием игр и игрушек, которые не всегда несут в себе нужную психологическую и педагогическую информацию. Трудности испытывают и родители и воспитатели: то, в какие игры играли родители и то, что годами отрабатывали на практике и применяли в своей жизни воспитатели, теперь – в изменившихся условиях –перестало работать. Сенсорная агрессия окружающей ребенка среды (Барби, роботы, монстры, киборги и т.д.) может привести к кризису игровой культуры.
ФГОС определяет виды деятельности (слайд 10)
виды деятельности :
в раннем возрасте (1 год – 3 года) – предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками; экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.), общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого, самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.), восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок, двигательная активность;
для детей дошкольного возраста (3 года – 8 лет) – ряд видов деятельности, таких как игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры, коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками), познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними), а также восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице), конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал, изобразительная (рисование, лепка, аппликация), музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах) и двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка.
В нашем детском саду играм детей отводится значительное место в режиме дня. В поле зрения воспитателей постоянно находится обновление предметно-развивающей среды, подбор игрового оборудования, детской художественной литературы. Но этого еще недостаточно чтобы дети играли. Практика показывает, пока ребенок не очень самостоятелен, он не умеет и не любит играть. Поэтому наши воспитатели в любом виде детской деятельности стараются предоставить ребятам как можно больше возможностей проявлять свою самостоятельность. Конечно же мы не навязываем своим воспитанникам игру, но и не оставляем ее без руководства.
Мы ввели в этом году в расписание новый вид деятельности-игровую деятельность.
Мы-воспитатели, обязаны хорошо понимать, что дошкольный возраст – благоприятный возраст для разностороннего развития ребенка, а разные подходы к воспитанию у родителей и воспитателей ломают личность ребенка. И от того, насколько грамотно будет спланирована образовательная деятельность в ДОО и претворена в жизнь, зависит развитие и эмоциональное благополучие ребенка. (слайд 11)
Источник