Подходы к диагностике речевого развития ребенка

Современные подходы к организации ранней диагностики речевых нарушений в условиях МБОУ ЦДиК

Изучение проблемы риска возникновения речевых нарушений имеет большое значение как для разработки адекватных путей и методов коррекции речевых расстройств, так и для их прогноза и предупреждения. Статистика показывает, что в настоящее время наблюдается увеличение количества детей с тяжелыми нарушениями речи. Это обусловлено тем, что возрастают биологические и социальные факторы риска, среди которых можно выделить:

ухудшение экологической обстановки;

ослабление здоровья детей и рост детской заболеваемости;

увеличение числа патологий беременности;

увеличение количества родовых травм;

различные социальные причины.

Наибольшая вероятность возникновения речевых нарушений наблюдается именно у детей группы риска: ослабленных, часто болеющих; с неврологическими нарушениями, с задержкой в развитии моторной функции.

В связи с этим возрастает необходимость своевременной работы по предупреждению речевых нарушений у дошкольников группы риска. По определению Г. Ф. Кумариной «дети риска» – это дети, которые, не обнаруживая классических форм аномалии развития, имеют в силу различных причин биологического или социального свойства его парциальные недостатки, обуславливающие трудности обучения и воспитания в обычных условиях [1].

Качество и своевременность диагностики во многом определяют возможности и результативность коррекционно-развивающей работы с детьми. Поэтому целесообразно как обязательное требование выделить следующее:

1. диагностика должна быть ранней;

2. комплексной (участие специалистов разного профиля и использование разных методов) ;

3. динамической (направленной не на скорейшее установление окончательного диагноза, а на его планомерное уточнение с учетом особенностей онтогенетического развития ребенка, степени адаптации и коррекционной работы) .

Ранний возраст выделяется в онтогенезе человека как наиболее значимый этап процесса становления основных нервнопсихических функций.

Л. С. Выготский отмечал, что «если ребенок до 3 лет по каким-либо причинам не усвоил речь и начал ей обучаться с трехлетнего возраста, но на самом деле окажется, что трехлетнему ребенку гораздо труднее обучаться речи, чем полуторагодовалому»

На сегодняшний день в России имеется ряд методических разработок отечественных ученых (Е. А. Стребелева, Т. В. Волосовец, Л. И. Аксенова, Ю. А. Разенкова, К. Л. Печора, Э. Л. Фрухт и др., представляющих систему ранней диагностики и психолого-педагогической помощи детям раннего возраста. Авторы отмечают, что в случае поврежденного или дефицитарного развития ребенка ранняя диагностика дает возможность максимально раннего начала развивающей работы, что является залогом успешного формирования компенсаторных механизмов, коррекции первично нарушенных психических и моторных функций при обратимых дефектах, профилактики вторичных отклонений в развитии.

Несмотря на определенные достижения в разработке различных диагностических методик и медико-педагогической коррекции ряда отклонений в развитии, в настоящее время в России нет единой системы раннего выявления детей с подозрениями на те или иные отклонения в развитии. Ее создание – важная и актуальная задача современного этапа коррекционной помощи детям раннего возраста. Постоянный рост числа детей с ограниченными возможностями здоровья выдвигает диагностико-коррекционное и профилактическое направления деятельности дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) в ряд наиболее значимых и приоритетных. Самую многочисленную группу – до 60% от всех детей дошкольного возраста сегодня составляют дети с нарушениями в речевом развитии.

В настоящее время диагностическая задача деятельности педагога ДОУ реализуется на основе разработанных программ ранней логопедической диагностики (Г. В. Чиркина, Ю. А. Разенкова). Г. В. Чиркина [6] подчеркивает, что логопедическая диагностика и стимуляция речевого развития на начальных этапах становления речевой коммуникации имеет целью раннее распознавание и исправление отклонений речевого развития и начинается с первых месяцев жизни ребенка. При проведении ранней диагностики отклонений в речевом развитии целесообразно ориентироваться на традиционную схему нормального развития детей до 3-х лет Н. М. Аксариной, Л. О. Бадалян [7] и методы диагностики нервно – психического развития детей раннего возраста Г. В. Пантюхина, К. Л. Печоры, Э. Л. Фрухт [8].

Как отмечают авторы, в обследовании детей раннего возраста очень важно правильно выбрать значимые критерии оценки уровня их общего и речевого развития, чтобы избежать гипердиагностики и в то же время не пропустить явные отклонения от нормы.

При логопедической диагностике следует использовать следующие методы обследования ребенка:

анкетирование (анкеты для родителей) ;

беседа с родителями;

наблюдение за поведением и деятельностью ребенка в естественных условиях и в ходе выполнения специальных заданий;

изучение медицинской документации;

ознакомление с педагогической характеристикой;

собственно логопедическое обследование ребенка.

Логопедическое обследование включает в себя: сбор данных о раннем доречевом развитии, предречевом развитии ребенка до момента обследования; обследование особенностей строения черепа, лица, наличие или отсутствие черепно-лицевых асимметрий при различных эмоциональных состояниях ребенка: во время смеха, крика, плача, нахмуривания, зажмуривания и т. д. ; обследование артикуляционного аппарата; обследование сформированности понимания речи; отмечается возрастная сформированность лексико-грамматической стороны речи, усвоение частей речи, формирование слоговой структуры слов и звуковой стороны речи; отмечается уровень сформированности слухового внимания и фонематического слуха; отмечаются аномалии строения рук, положение пальцев кисти руки, движения пронации – супинации кисти руки, формирование дифференциальных захватов и противопоставление пальцев рук.

Читайте также:  Режим дня ребенок 5 месяцев питание развитие

Во время проведения обследования необходимо учитывать, что адекватность оценки уровня развития ребенка раннего возраста, в том числе и речевого, во многом определяется состоянием ребенка раннего возраста, мотивированностью его деятельности, общим фоном настроения ребенка, наличием доброжелательного контакта с исследователем. Логопедическое обследование завершается анализом полученных данных в форме речевого заключения. Логопедическое заключение о речевом развитии ребенка раннего возраста коренным образом отличается от общепринятой в детской логопедии терминологии для детей старше 3 лет, так как мы имеем дело с формирующейся функцией в ее сензетивном периоде становления.

Ю. А. Разенкова [9] выделяет нормальное развитие ребенка и развитие с опережением на один – два эпикризных срока (один – два квартала, полугодия, что является физиологической нормой, развитие с опережением на три и более эпикризных срока (три квартала и более) и задержанное развитие, которое включает в себя задержку темпов развития и собственно задержку развития.

Задержка темпов развития предполагает, что ребенок отстает от своего нормально развивающегося сверстника только по срокам формирования психических процессов и речи, что задержка обусловлена замедлением темпа созревания мозговых структур и их функций при отсутствии качественных изменений в центральной нервной системе. По степени выраженности задержанное развитие предполагает деление на легкую задержку, значительную, (среднюю) задержку, грубую (тяжелую) задержку.

О легкой задержке развития говорит тот факт, что становление возрастных навыков запаздывает не более чем на один – два эпикризных срока (один – два квартала, одно полугодие). При этом отмечается тенденция к постепенному сокращению временного дефицита по мере роста коррекции.

При задержке средней тяжести (отставание на два – четыре эпикризных срока или два – четыре квартала, или два полугодия) временной дефицит становления возрастных навыков не имеет тенденции к сокращению, а иногда и нарастает по мере усложнения формирующихся функций. Проявляющиеся навыки неполноценны или имеют качественные особенности.

Тяжелая задержка развития характеризуется выраженным временным дефицитом становления возрастных навыков, превышающим пять – шесть эпикризных сроков (четыре – квартала и два полугодия, и неуклонно увеличивающимся отставанием по мере роста ребенка. Возрастные функции либо не появляются, либо рудиментарны и грубо изменены.

Таким образом, система ранней, комплексной, динамической диагностики гарантирует снизить уровень возникновения сложных речевых нарушений у детей группы риска. Эффективность данной системы зависит от раннего начала диагностической работы педагога в группах раннего возраста, целью, которой является раннее выявление отклонений в речевом развитии и последующая профилактическая работа.

Список литературы:

1. Кумарина, Г. Ф. Коррекционная педагогика в начальном образовании. М. :Академия, 2003, – 320 с.

2. Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии. СПб. : СОЮЗ, 1997, – 224 с.

3. Винарская, Е. Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии: Периодика раннего развития. Эмоциональные предпосылки освоения языка. М. : Просвещение, 1987, – 159 с.

4. Мастюкова, Е. М. Лечебная педагогика (ранний дошкольный возраст) : Советы педагогам и родителям по подготовке к обучению детей с особыми проблемами в развитии. М. : ВЛАДОС, 1997, – 304 с

5. Жукова, Н. С., Мастюкова, С. М. Если ваш ребенок отстает в развитии. М. : Медицина, 1993, – 112 с.

6. Чиркина, Г. В. К проблеме раннего распознавания и коррекции отклонений речевого развития у детей. М. : Полиграфсервис, 1998, – 148 с.

7. Аксарина, Н. М. Воспитание детей раннего возраста. М. : Медецина, 1992, – 240 с.

8. Пантюхина, Г. В., Печора, К. Л., Фрухт, Э. Л. Методы диагностики нервно-психического развития детей раннего возраста. М. : ВУНМЦ, 1996, – 76 с.

Источник

Диагностика и коррекция речевых нарушений у детей

Сушкова В.Б. учитель-логопед МБДОУ «Детский сад №28 комбинированного вида»

Для успешности воспитания и обучения детей с нарушением речи необходима правильная оценка их возможностей и выявление особых образовательных потребностей. В связи с этим особая роль отводится психолого-медико-педагогической диагностике, позволяющей:

Читайте также:  Критические периоды развития ребенка функциональных ансамблеи

– своевременно выявить детей с нарушением речи;

– выявить индивидуальные психолого-педагогические особенности детей;

– определить оптимальный педагогический маршрут;

– обеспечить индивидуальным сопровождением каждого ребенка с нарушением речи в дошкольном учреждении;

– спланировать коррекционные мероприятия, разработать программы коррекционной работы;

– оценить динамику развития и эффективность коррекционной работы;

– определить условия воспитания и обучения ребенка;

– консультировать родителей ребенка.

На основе диагностики выстраивается дальнейшая индивидуально-групповая работа всех специалистов.

Задачи диагностики:

– обеспечить комплексный подход к оценке итоговых и промежуточных результатов;

– обеспечить оценку динамики достижений воспитанников.

Установлена следующая периодичность проведения исследований – три раза в год:

– Сентябрь – выявление уровня развития детей и корректировки содержания образовательной работы;

– январь – выявления уровня развития детей и дальнейшей корректировки содержания образовательной работы в процессе образовательной деятельности;

– май – с целью сравнения полученного и желаемого результата.

Проводят диагностику воспитатели, узкие специалисты: диагностику физического и музыкального развития детей проводят инструктор ФИЗО, музыкальный руководитель, диагностику уровня развития речи проводит учитель-логопед.

Основными методами диагностики являются наблюдение, беседа, экспертная оценка, анализ продуктов детской деятельности, создание игровых ситуаций, психологический тест, тестовые задания. Результаты исследований различных областей представляются в виде трехуровневой шкалы: высокий уровень, средний уровень, низкий уровень:

– высокий уровень – ребенок самостоятельно справляется с предложенным заданием или с небольшой помощью взрослого;

– средний уровень – ребенок частично справляется с заданием с помощью взрослого;

– низкий уровень – ребенок не справляется с заданиями, даже с помощью взрослого.

Приступая к обследованию ребенка, необходимо иметь сведения о его физическом состоянии, интеллекте (заключения специалистов), ознакомиться с данными раннего речевого развития (когда появились первые слова, фразы, предложения). Приводится беседа с родителями и ребенком.

При логопедическом обследовании детей (в начале учебного года) прежде всего тщательно изучается строение и подвижность артикуляционного аппарата. Логопед должен определить, нет ли дефектов в строении зубов, губ, прикуса, челюстей, нёба и языка. У детей с дизартрией подробно обследуется речевая моторика. При обследовании звукопроизношения должно быть определено умение ребенка произносить тот или иной звук изолированно (используются предметные картинки) и во фразовой речи (стихотворения). При обследовании слоговой структуры слова обращается внимание на умение ребенка произносить многосложные слова (аквариум, водопроводчик, велосипед) и слова с истечением согласных (экскурсия, экскаватор). Затем проверяется фонематический слух, т.е. различение фонем из групп свистящих и шипящих звуков (са-ша, за-жа, са-за и т.д.); звонких и глухих (ка-га, да-та-да и т.д.); сонорных (ра-ла, ри-ли); мягких и твердых (за-зя, та-тя и т.д.); различение ребенком слов, близких по звучанию (ком-дом, кот-год и т.д.). С помощью специальных заданий и таблиц обследуется развитие психических процессов: внимание, память (запомнить и повторить 10 слов) и мышление (сложить разрезную картинку из 4 частей). При обследовании словаря и грамматического строя речи ребенку предлагаются следующие задания:

1) образовать множественное число существительных (дом, ведро, утка, стул, ухо, воробей, мост);

2) образовать словосочетания:

– существительное + прилагательное (красный флажок, красная …, красное…);

– существительное + числительное (один помидор, два …, пять…);

3) объяснить значения слов (пылесос, холодильник, …);

4) образовать обобщающие слова:

– помидор, огурец, тыква, горох – это …;

– яблока, груша, слива, абрикос – это…;

– кофта, футболка, брюки – это…;

– сапоги, тапочки, туфли, сапоги – это…;

– заяц, медведь, ёж, лиса – это…;

– воробей, утка, ворона, сорока – это…;

– шкаф, тумбочка, диван – это…;

– автобус, трамвай, электричка – это….

5) подобрать признаки к предметам (какой? какая?): лимон, лиса;

6) составить прилагательные: стакан из стекла (стеклянный), сок из клюквы (…), шуба из меха (…), сумка из кожи (…);

7) образование антонимов: («Скажи наоборот»), большой – …, длинный – …, толстый – …, высокий – …, холодный – …, мокрый – …;

8) образовать притяжательные прилагательные (Чей дом? Чей хвост?);

9) образовать глаголы («Кто как кричит?»): собака – лает, кот – …, свинья – …, корова – …, гусь – ….

При обследовании связной речи дети должны: пересказать небольшой рассказ; составить рассказ по серии сюжетных картинок («Ёж», «Кораблик») и рассказ по представлению.

Читайте также:  Развитие речи к школе ребенок должен

Задачи и содержание коррекционной работы определяются речевыми нарушениями детей. В соответствии с требованиями ФГОС по дошкольному воспитанию была составлена рабочая программа логопеда.

Основные задачи коррекционного обучения:

– Раннее выявление и своевременное предупреждение речевых нарушений;

– Преодоление недостатков в речевом развитии;

– Воспитание артикуляционных навыков звукопроизношения и развитие слухового восприятия;

– Подготовка к овладению элементами грамоты;

– Формирование навыков учебной деятельности;

– Развитие связной речи старших дошкольников;

– Развитие коммуникабельности, успешности в общении;

– Осуществление преемственности в работе с родителями воспитанников, сотрудниками ДОУ и специалистами медицинских учреждений;

– Развитие познавательных процессов и мелкой моторики (сопутствующая задача программы).

Особенности рабочей программы:

– Определение приоритетных направлений и установление преемственных связей в коррекционной деятельности участников образовательного процесса с учетом структуры дефекта детей с ОНР.

– Обеспечение преемственности и взаимосвязи в деятельности логопеда, воспитателей и специалистов в разнообразных организационных формах обучения посредством реализации интеграционного подхода в планировании ООД, интеграции задач коррекционной, развивающей направленности.

– Организация единого речевого режима в совместной деятельности воспитателя с детьми и самостоятельной деятельности детей в соответствии с методическими комплектами по лексическим темам.

– Распределение ООД по развитию речи, проводимых воспитателем и логопедом в течение недели в соответствии с требованиями к максимальной образовательной нагрузке на ребенка в ДОУ, определенным СанПиНами.

– Организация развивающей речевой среды.

– Обеспечение преемственности и взаимосвязи в работе педагогов при организации индивидуальной работы с детьми.

Обучение детей в логопедической группе предусматривает три периода, каждый из которых имеет свою продолжительность: 1 период – сентябрь, октябрь, ноябрь; 2 период – декабрь, январь, февраль; 3 период – март, апрель, май.

В работе используются следующие логопедические методы и приемы:

– артикуляционные упражнения и упражнения на дыхание;

– пальчиковые игры, игры с движениями по разным лексическим темам («Домашние животные», «Космос», «Профессии» и т.д.);

– упражнения на развитие мелкой моторики с использованием мелких предметов (бусинок, палочек);

– упражнения с массажными мячами;

– игры дидактические («Доскажи словечко», «Телеграф», «Осенние листья», «Угадай: что это?» и т.д.), дидактические с элементами движения (игры с мячом: «Назови ласково», «Кто как голос подает?»);

– чтение и обсуждение программных произведений разных жанров;

– викторины («Цирк», «Лесная сказка»), сочинение загадок («Загадай-ка», «Что в сундучке?»);

– инсценирование и драматизация отрывков из сказок, разучивание стихотворений с помощью мнемотаблиц на разные лексические темы;

– самостоятельное составление детьми графического плана связного рассказа;

– рассматривание и обсуждение предметных и сюжетных картинок, иллюстраций к знакомым сказкам;

– музыкально-ритмические движения, хороводы;

– физкультминутки;

– речевые упражнения без музыкального сопровождения («Дождик», «Веселые человечки»);

– упражнения по методике: «Расскажи стихи руками»;

– игры и упражнения под тексты стихотворений, народных песенок, считалок; игры и упражнения под музыку.

Программа воспитания и обучения детей с нарушениями речи предполагает решение коррекционных задач в форме:

– фронтальных (подгрупповых) занятий;

– индивидуальных занятий;

– подгрупповых занятий.

Приоритет при составлении занятия отдается игре, как ведущей деятельности дошкольников («Лягушонок в стране звуков», «Звукоград» и т.д.).

Для проведения фронтальных логопедических, а также частично и воспитательных ООД делить группу на две подгруппы с учетом уровня речевого развития.

На подгрупповых занятиях изучаются звуки, которые правильно произносятся всеми детьми; уточняется, расширяется и обогащается словарный запас; отрабатываются грамматические категории.

В связи с ограничением количества занятий в неделю, на подгрупповые выносятся ООД по формированию фонетико-фонематической и лексико-грамматической стороны речи.

На ООД используется лексико-грамматический подход. При таком подходе изучаются наиболее типичные формы словообразования, а также основные модели построения словосочетаний и предложений, характерные для грамматической системы русского языка. Таким образом, у дошкольников с общим недоразвитием речи формируются грамматические представления.

Индивидуальные занятия направлены на формирование артикуляционных укладов нарушенных звуков, их постановку, автоматизацию и развитие фонематического слуха и восприятия, уточнение и расширение словарного запаса, отработку лексико-грамматических категорий.

Эффективность коррекционно-воспитательной работы определяется чёткой организацией детей в период их пребывания в детском саду, правильным распределением нагрузки в течение дня, координацией и преемственностью в работе всех субъектов коррекционного процесса: учителя – логопеда, родителя, воспитателя и специалистов ДОУ.

Источник