Подходы к анализу внутренних причин психического развития ребенка

Подходы к анализу внутренних причин психического развития ребенка thumbnail

А. Я. Психология

6. Подходы к анализу внутренних причин психического развития ребенка.

Постановка вопроса о фундаментальной основе развития, о том, что главное: ассоциация, подкрепление, инстинкт или таксис – также послужила толчком для разносторонних исследований раннего онтогенеза животных и человека.
Идеи 3.
Фрейда, К.
Лоренца, Ж.
Леба, Ч.
Шеррингтона впитывались американскими учеными и далее разрабатывались для объяснения буквально лавины фактов о сензитивных, критических периодах онтогенетического развития.
Но каждый раз перед учеными выступала лишь одна сторона факта.
Так, американский зоолог Т.
Шнейрла, которого соотечественники считают основателем, отцом современной американской сравнительной психологии, еще в 30 – х годах высказал идеи, намного опередившие свое время.
Т.
Шнейрла провозгласил, что изучение развития – это изучение живого организма, оно требует изучения целостного организма и его интегрированных процессов.
Он подчеркивал, что исследование любого поведенческого акта должно начинаться с анализа активности в аспекте биосоциальной организации индивида, структуры группы, к которой индивид принадлежит, и природы взаимодействия, в котором проявляются акты его поведения.

Т.
Шнейрла развил концепцию двухфазных механизмов адаптивного поведения, согласно которой на каждом уровне организации имеются реакции приближения к стимулу и удаления от него.
Механизм, обеспечивающий приближение, способствует добыванию пищи, убежища, спариванию; механизм, обеспечивающий удаление, помогает регуляции защиты, бегства и др.
Это самые простейшие реакции мотивированного поведения животного.
Их возникновение, зависит от интенсивности стимула.
Стимулы высокой интенсивности вызывают реакции удаления от источника стимуляции, а; низкой интенсивности – приближения к стимулу.
Основная линия эволюции, несомненно, устлана “останками видов”, которые слишком далеко отклонились от этих путей и правил эффективной адаптивной взаимосвязи реакций и внешних условий, – писал Т.
Шнейрла.

У всех животных: у низших – на протяжении всей жизни, у высших – на ранних стадиях онтогенеза приближение и удаление зависит от генерализованных эффектов, регулируемых энергией стимула, а не от того, что этологи называют инстинктами и регулирующими их врожденными механизмами.
Новорожденные котята находят мать с помощью реакций на исходящие от нее термальные и тактильные стимулы; муравьи следуют друг за другом, приспосабливая свои движения к стимульному полю, в котором преобладают слабые ольфакторные и тактильные воздействия.

Представление о том, что стимул сам по себе вызывает реакцию, неадекватно (если это понимать обобщенно) для любого животного на любой стадии.
Используя понятие “врожденный реализующий механизм”, этологи не учитывают изменение стимула в ходе онтогенеза.
Эти идеи Т.
Шнейрла направляет как против этологов, так и против сторонников классического бихевиоризма.

Исследования по сенсорной депривации показывают, по мнению Т.
Шнейрлы, что постоянная афферентная стимуляция, поддерживающая метаболические процессы, существенные для всех видов деятельности – от гнездования до решения задач – первичная потребность организма.
Исследования на кошках показали, что постоянное присутствие комплекса химических и тактильных стимулов от гнездового окружения и связи с матерью и собратьями, начиная с момента рождения, необходимы для нормального развития.
Все их последующее развитие строится на основе селективного научения.

У новорожденных млекопитающих эти ранние двухфазные процессы физиологического порядка, возбуждающиеся в соответствии с величиной стимула, обеспечивают основу для последующего индивидуального развития.

В соответствии с теорией двухфазных процессов Т.
Шнейрла объясняет, например, развитие улыбки у новорожденного ребенка.

Анатомы установили существование двух антагонистических систем лицевой мускулатуры у млекопитающих: одна поднимает уголки губ, другая опускает их вниз.
Поведенческие данные говорят о том, что поднимающая система имеет более низкий порог возбуждения, чем опускающая.
При помощи стимула низкой интенсивности можно получить “механическую улыбку”, при более высокой интенсивности – различные гримасы, гораздо шире затрагивающие лицевую мускулатуру.

Ранняя реакция ребенка – это реакция – гримаса, физиологически вынужденная реакция на стимул высокой интенсивности; социальная улыбка возникает только после длительного развития.
Хотя эту реакцию могут вызывать разнообразные стимулы (легкое поглаживание грудной клетки, слабые прикосновения поблизости от уголков губ, даже интероцептивные изменения после принятия пищи – “газовая улыбка”), все они обладают общим свойством – низкой интенсивностью.
Этот процесс постепенно специализируется благодаря обуславливанию, где безусловным стимулом служит возбуждение лицевых нервов стимуляцией низкой интенсивности.

Улыбка, возбуждающаяся сначала тактильными стимулами, затем регулируется визуальными стимулами низкой интенсивности, когда зрительное восприятие достигает достаточного совершенства.

Визуальный эффект сначала очень генерализован и распылен, но со временем он становится более специфическим.
Меняется и сама форма улыбки: от быстротечной гримасы первых трех месяцев, не четко отличающейся от общей “лицевой активности”, до более четкого ее выражения.
Далее возникает “социальная улыбка”, обращенная к знакомым лицам.
Но эта улыбка появляется в результате научения, в значительной степени зависящего от обстановки, в которой происходит развитие.

В поисках внутренних механизмов развития Т.
Шнейрла игнорировал качественную грань между животными и человеком.

В отличие от американской психологии, которая, по существу, остается психологией научения, европейские психологи (3.
Фрейд, Ж.
Пиаже, К.
Левин, А.
Валлон, X.
Вернер) разрабатывали на основе созданных ими оригинальных методов исследования новые подходы к пониманию психического развития как качественного процесса, подчиняющегося внутренним законам самодвижения.

Жан Пиаже и его последователи создали одно из наиболее плодотворных направлений в изучении психического развития ребенка – Женевскую школу генетической психологии.
Как известно, психологи этой школы изучают происхождение и развитие интеллекта у ребенка.
Для них важно понять механизмы познавательной деятельности ребенка, которые скрыты за внешней картиной его поведения.
Для этой цели в качестве основного метода используется известный прием Ж.
Пиаже, который ориентирован не на фиксации внешних особенностей поведения ребенка и поверхностного содержания его высказываний, а на те скрытые умственные процессы, которые приводят к возникновению внешне наблюдаемых феноменов.
Работы Ж.
Пиаже и его учеников показали, что развитие интеллекта ребенка состоит в переходе от эгоцентризма (центрации) через децентрацию к объективной позиции ребенка по отношению к внешнему миру и себе самому.

Своеобразие развития психики ребенка психологи Женевской школы связывают с теми структурами интеллекта, которые формируются при жизни благодаря действию ребенка с предметами.
Внешние материальные действия ребенка (до двух лет) первоначально выполняются развернуто и последовательно.
Благодаря повторению в разных ситуациях действия схематизируются и с помощью символических средств (имитация, игра, речь и др.
) уже в дошкольном возрасте переносятся во внутренний план.

В младшем – школьном возрасте системы взаимосвязанных действий превращаются в умственные операции.
Порядок формирования фундаментальных структур мышления постоянен, но сроки их достижения могут варьировать в зависимости от внешних и внутренних факторов и, прежде всего, от социальной и культурной среды, в которой живет ребенок.
Согласно Ж.
Пиаже, законы познавательного развития универсальны, они действуют как в процессе развития мышления ребенка, так и в ходе научного познания.

Читайте также:  Индивидуальная карта развития ребенка средней группы в детском саду по фгос

Современник Ж.
Пиаже и его постоянный оппонент, французский психолог Анри Валлон высоко ценил его работы за то, что в них была сделана попытка преодолеть традиционный, чисто описательный подход к психическому развитию ребенка и было предложено генетическое объяснение ярких феноменов детского развития.
Ж.
Пиаже отказался рассматривать ощущения в качестве элемента психической жизни.
По его мнению, таким элементом должно стать движение, точнее, действие.
Эти представления легли в основу создания нового направления в исследовании развития психики ребенка.

Однако это направление в психологии, естественно, не могло решить всех проблем и во многих отношениях было ограниченным.
Это заметил А.
Валлон.
Он не нашел в концепции Ж.
Пиаже ответа на вопрос: как и когда в ходе развития ребенка движения, моторные схемы превращаются в сознание, хотя, как известно, Ж.
Пиаже пытался ответить и на этот вопрос.
Он наметил последовательность стадий развития от простых рефлекторных движений до сложных интеллектуальных операций.
Фактически он руководствовался принципом “после этого – значит, по причине этого”.
Ошибку сразу же заметил А.
Валлон: увидеть в генетическом процессе его этапы – еще не означает объяснить сам процесс.
Кроме того, в концепции Ж.
Пиаже моторные схемы и связи между ними соотносились с логическими системами, а они, как заметил А.
Валлон, отражают господствующие идеи какой – либо научной школы или исторической эпохи.
Недостатки теории Ж.
Пиаже, по мнению А.
Баллона, – недостатки любой психологии, которая ограничивается изучением отдельного индивида вне конкретных условий его жизни.
По убеждению А.
Баллона, трудности традиционной психологии нельзя преодолеть, если факторы психической жизни искать только в индивиде.

Принципиальная методологическая установка А.
Валлона – j необходимость изучения конфликтов, противоречий, антиномии в 1 ходе развития ребенка, ибо “познание с самого начала и по своему | существу должно сталкиваться с противоречиями и преодолевать | их”.
Поэтому, с точки зрения А.
Валлона, при изучении развитияпсихики важно акцентировать внимание не столько на сходстве и | подобии процессов, сколько на различиях между ними.
Более того, для разрешения противоречий важно даже углубить различия между 1 явлениями, чтобы лучше понять причины и условия их взаимосвязи и переходов от одного состояния к другому.

Одно из ключевых противоречий психического развития состоит в том, как соотносятся душа и тело, биологическое, органическое, телесное и психическое, как происходит переход от органического к психическому? По мнению А.
Валлона, психика не может быть сведена к органике и в то же время не может быть объяснена без нее.
Для того, чтобы объяснить, каким образом органическое становится психическим, А.
Валлон рассматривает четыре понятия: “эмоция”, “моторика”, “подражание”, “социум”.

Подобно либидо у 3.
Фрейда, эмоции у А.
Валлона в генезисе психической жизни появляются раньше всего остального.
Ребенок способен к психической жизни только благодаря эмоциям.
Именно эмоции объединяют ребенка с его социальным окружением, через эмоции ребенок обретает опору для своей биологии, в эмоции осуществляется симбиоз органического и психического, происходит как бы “переливание” одного в другое.
Так, например, крик новорожденного – первоначально физиологическая реакция.
Под влиянием взрослых социальное как бы “перехватывает” физиологическое, чтобы оно стало психическим.
То же самое можно сказать и об улыбке младенца.
Будучи первоначально проявлением “вегетативного благополучия” ребенка, она связывает ребенка с его окружением и, прежде всего, с матерью.
Она соответствует потребностям, возникающим между ними, будучи их “непосредственным органом”.

В концепции А.
Валлона понятие “эмоция” тесно связано с понятием “движение”.
У маленького, еще не говорящего ребенка движения тела уже могут свидетельствовать о психической жизни.
По мнению А.
Валлона, среди разных форм или функций движения одна прямо касается выражения эмоций – это тоническая или постуральная функция.
Другая функция движения – кинетическая, или клоническая, направленная на внешний мир.
Благодаря ей осуществляются локомоции, – схватывание, манипуляции.
В отличие от кинетических реакций, тонус, который проявляется в позах, – это экспрессивное средство выражения собственных переживаний ребенка и его отношения к

другим

людям.

Период чистой импульсивности, недифференцированности движений ребенка сменяется эмоциональной стадией, когда, по образному выражению А.
Валлона, само движение есть экстериоризированная эмоция.
Дифференциация моторных функций наступает под влиянием поведения взрослого, удовлетворяющего потребности ребенка.
Анализ дифференциации и координации движений как сложной системы взаимодействия моторных функций позволил А.
Баллону выделить психомоторные типы развития ребенка, что составило основу дифференциальной психологии.
Связь эмоции с движением показывает, что психика рождается из органических реакций благодаря социальным запечатлениям.


Л.Ф.Обухова. Детская (возрастная) психология. М., 1996.

   RSS RSS 
  azps@azps.ru 

Источник

Подходы к анализу внутренних причин психического развития ребенка Постановка вопроса о фундаментальной основе развития, о том, что главное: ассоциация, подкрепление, инстинкт или таксис — также послужила толчком для разносторонних исследований раннего онтогенеза животных и человека. Идеи 3. Фрейда, К. Лоренца, Ж. Леба, Ч. Шеррингтона впитывались американскими учеными и далее разрабатывались для объяснения буквально лавины фактов о сензитивных, критических периодах онтогенетического развития. Но каждый раз перед учеными выступала лишь одна сторона факта.

Так, американский зоолог Т. Шнейрла, которого соотечественники считают основателем, отцом современной американской сравнительной психологии, еще в 30-х годах высказал идеи, намного опередившие свое время. Т. Шнейрла провозгласил, что изучение развития — это изучение живого организма, оно требует изучения целостного организма и его интегрированных процессов. Он подчеркивал, что исследование любого поведенческого акта должно начинаться с анализа активности в аспекте биосоциальной организации индивида, структуры группы, к которой индивид принадлежит, и природы взаимодействия, в котором проявляются акты его поведения.

Т. Шнейрла развил концепцию двухфазных механизмов адаптивного поведения, согласно которой на каждом уровне организации имеются реакции приближения к стимулу и удаления от него. Механизм, обеспечивающий приближение, способствует добыванию пищи, убежища, спариванию; механизм, обеспечивающий удаление, помогает регуляции защиты, бегства и др. Это самые простейшие реакции мотивированного поведения животного. Их возникновение, зависит от интенсивности стимула. Стимулы высокой интенсивности вызывают реакции удаления от источника стимуляции, а; низкой интенсивности -приближения к стимулу.

Основная линия эволюции, несомненно, устлана “останками видов”, которые слишком далеко отклонились от этих путей и правил эффективной адаптивной взаимосвязи реакций и внешних условий,– писал Т. Шнейрла.

Читайте также:  Психологические критерии развития ребенка 3 лет

У всех животных: у низших — на протяжении всей жизни, у высших — на ранних стадиях онтогенеза приближение и удаление зависит от генерализованных эффектов, регулируемых энергией стимула, а не от того, что этологи называют инстинктами и регулирующими их врожденными механизмами. Новорожденные котята находят мать с помощью реакций на исходящие от нее термальные и тактильные стимулы; муравьи следуют друг за другом, приспосабливая свои движения к стимульному полю, в котором преобладают слабые ольфакторные и тактильные воздействия.

Представление о том, что стимул сам по себе вызывает реакцию, неадекватно (если это понимать обобщенно) для любого животного на любой стадии. Используя понятие “врожденный реализующий механизм”, этологи не учитывают изменение стимула в ходе онтогенеза. Эти идеи Т. Шнейрла направляет как против этологов, так и против сторонников классического бихевиоризма.

Исследования по сенсорной депривации показывают,по мнению Т. Шнейрлы, что постоянная афферентная стимуляция, поддерживающая метаболические процессы, существенные для всех видов деятельности — от гнездования до решения задач — первичная потребность организма. Исследования на кошках показали, что постоянное присутствие комплекса химических и тактильных стимулов от гнездового окружения и связи с матерью и собратьями, начиная с момента рождения, необходимы для нормального развития. Все их последующее развитие строится на основе селективного научения.

У новорожденных млекопитающих эти ранние двухфазные процессы физиологического порядка, возбуждающиеся в соответствии с величиной ‘стимула, обеспечивают основу для последующего индивидуального развития.
В соответствии с теорией двухфазных процессов Т. Шнейрла объясняет, например, развитие улыбки у новорожденного ребенка.

Анатомы установили существование двух антагонистических систем лицевой мускулатуры у млекопитающих: одна поднимает уголки губ, другая опускает их вниз. Поведенческие данные говорят о том, что поднимающая система имеет более низкий порог возбуждения, чем опускающая. При помощи стимула низкой интенсивности можно получить “механическую улыбку”, при более высокой интенсивности — различные гримасы, гораздо шире затрагивающие лицевую мускулатуру.

Ранняя реакция ребенка — это реакция-гримаса, физиологически вынужденная реакция на стимул высокой интенсивности; социальная улыбка возникает только после длительного развития. Хотя эту реакцию могут вызывать разнообразные стимулы (легкое поглаживание грудной клетки, слабые прикосновения поблизости от уголков губ, даже интероцептивные изменения после принятия пищи — “газовая улыбка”), все они обладают общим свойством — низкой интенсивностью. Этот процесс постепенно специализируется благодаря обуславливанию, где безусловным стимулом служит возбуждение лицевых нервов стимуляцией низкой интенсивности.

Подходы к анализу внутренних причин психического развития ребенка

Источник

Большинство зарубежных теорий можно объединить в 3 подхода:

• Биогенетическое направление.

Ребенок рассматривается как существо биологическое, наделенное от природы определенными способностями, чертами характера, формами поведения. Наследственность определяет весь ход его развития. Среда, в которой воспитывается ребенок, становится всего лишь условием такого изначально предопределенного развития, как бы проявляющим то, что дано ребенку до его рождения.

К числу ранних психологических теорий относится концепция

рекапитуляции Стэнли Холла. Воснову легла теория Э.Геккеля, который

считал, что в процессе внутриутробного развития эмбрион проходит все

стадии, которые проходит материя в процессе эволюции.

С.Холл сформулировал подобный закон для послеутробного развития:

ребенок рождаясь, кратко повторяет стадии развития человеческого

общества (например, игра ребенка с песком – пещерная стадия жизни

людей; далее стадия охоты, стадия обмена и т.д.).

В дальнейшем психологи подчеркивали несостоятельность подобных

теорий.

В рамках этого же, биогенетического подхода создавалась теория трех ступеней детского развития Карла Битера. К.Бюлер выделил три ступени развития – инстинкт, дрессура (навык), интеллект. Таким образом, ребенок от рождения до 7 лет находится на стадии инстинкта , с 7 до 14 лет – на стадии научения, и с 14 до 21 года наступает стадия развития интеллекта.

ВЫВОД: основным фактором считается наследственность, ребенок рассматривается как пассивный объект.

• Социогенетическое направление.

Его истоки в идеях философа XVII века Джона Локка. Он считал, что ребенок появляется на свет с душой чистой, как белая восковая доска {tabula rasa). На этой доске воспитатель может написать все, что угодно, и ребенок, не отягощенный наследственностью, вырастет таким, каким его хотят видеть взрослые.

ВЫВОД: в качестве основного фактора рассматривалась среда, активность ребенка не учитывалась.

Очевидно, что оба подхода – и биологизаторский, и социологизаторский -страдают односторонностью, преуменьшая или отрицая значение одного из двух факторов развития.

• Теория конвергенции двух факторов, разработанная Вильямом Штерном

По его мнению, оба фактора в равной мере значимы для психического развития ребенка и определяют две его стороны. Эти стороны развития (одна – созревание наследственно данных способностей и черт характера, другая – развитие под влиянием ближайшего окружения ребенка) пересекаются, т.е. происходит конвергенция.

Эта теория рассматривала вопрос соотношения среды и наследственности (Айзенк считал, что развитие на 20% определяется средой, а на 80% наследственностью).

Отечественная теория психического развития

Л. С. Выготского

В отечественной психологии психическое развитие рассматривается как усвоение общественно-исторического опыта, в процессе чего происходит очеловечивание психики ребенка.

У человека есть особый опыт, которого нет у животных, – это опыт общественно-исторический, который определяет в значительной мере развитие ребенка.

Как наследственные, так и врожденные особенности представляют собой лишь возможности будущего развития личности.

Человеческий мозг устроен так, что накопленный общественный опыт не может передаваться генетически. Главную, определяющую роль в психическом развитие ребенка играет социальный опыт, зафиксированный в форме предметов, знаковых систем. Его он не наследует, а присваивает. Психическое развитие ребенка протекает по образцу, существующему в обществе, определяясь той формой деятельности, которая характерна для данного уровня развития общества. Поэтому дети в разные исторические эпохи развиваются по-разному. Таким образом, формы и уровни психического развития заданы не биологически, а социально. А биологический фактор влияет на процесс развития не прямо, а опосредованно.

При таком понимании развития складывается и иное понимание социальной среды. Она выступает не как обстановка, не как условие развития, а как его источник, поскольку в ней заранее есть все, чем должен овладеть ребенок, как положительное, так и отрицательное. Причем социальная среда не складывается только из непосредственного окружения ребенка. Она представляет собой взаимосвязь трех компонентов:

• Макросреду составляет общество, как определенную социально-
экономическую, социально-политическую и идеологическую систему. В
ее рамках протекает вся жизнедеятельность личности.

• Мезосреда включает национально-культурные и социально-
демографические особенности региона, в котором проживает ребенок.

• Микросреда – это непосредственная среда его жизнедеятельности
(семья, соседи, группы сверстников, культурные, воспитательно-
образовательные учреждения, которые он посещает).

Читайте также:  Познавательное развитие ребенка 6 месяцев

Л.С.Выготский выделил 2 уровня (зоны) психического развития:

1) Зона актуального развития те знания, умения, навыки и действия,
которые есть в психике ребенка на сегодняшний день; то, что ребенок
может делать самостоятельно.

2) Зона ближайшего развития задачи, которые сегодня ребенок может
выполнить при помощи взрослого, а завтра – самостоятельно.

Обучение должно опираться на зону ближайшего развития. Обучение, по Л.С. Выготскому, ведет за собой развитие “тянет” его за собой. Но оно не должно, в то же время, отрываться от развития ребенка. Значительный отрыв, искусственное забегание вперед без учета возможностей ребенка приведет в лучшем случае к натаскиванию, но не будет иметь развивающего эффекта.

Перинатальная психология

Перинатальная психология новая увлекательная область сихологии, занимающаяся изучением условий становления психики ребенка в перинатальном периоде. Объектом изучения перинатальной психологии является диада «мать-дитя».

Медики – акушеры и неонатологи – определяют продолжительность перинатального периода от срока беременности, когда появившийся на свет малыш способен выжить (по традиционным взглядам с 28-й недели внутриутробной жизни, при современных медицинских технологиях- с 22 недели) по 7-е сутки жизни после рождения. Перинатальные психологи и психотерапевты расширяют границы перинатального периода, включая в него весь период от планирования ребенка до первых месяцев его жизни и вплоть до конца первого года его жизни. В это время психика ребенка развивается самыми быстрыми темпами, а условия ее развития обеспечиваются мамой. Поэтому становление материнской сферы женщины (онтогенез материнства) также входит в сферу интересов перинатальной психологии.

Начало психологическому изучению перинатального периода было положено во второй четверти XX века в рамках психоаналитического направления. В психической жизни ребенка наблюдаются следующие процессы.

СРОК БЕРЕМЕННОСТИ РАЗВИТИЕ ПСИХИКИ ВЛИЯНИЕ МАТЕРИ
Первый триместр – появление сенсорных переживаний, положительных и отрицательных эмоций (комфорт и дискомфорт) Влияние матери только через функции организма. Непосредственное взаимодействие отсутствует.
Второй триместр – появляется активность ребенка (отвечает движением на тактильную и слуховую стимуляцию) Поступающие с кровью гормоны матери меняют эмоциональное состояние ребенка (удовольствие или неудовольствие).
Третий триместр – формируются индивидуальные особенности нервной системы (тип ВИД), психические особенности (способности). Под влиянием эмоциональной информации от матери формируется внутренняя реальность будущего ребенка (например, вина и страх напрямую угнетают развитие ребенка)

В перинатальной медицине и педагогике уже много известно о связи между эмоциональным содержанием ожидания ребенка и его последующим развитием и обучением.

ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ МАТЕРИ

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ

ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

Клиницисты и психологи подчеркивают важность перинатального воспитания как основы для будущего воспитания и обучения ребенка, для его полноценного и творческого включения в человеческую культуру. Перинатальное воздействие должно осуществляться через обращение к эмоционально-ценностному слою личности будущей матери.

Американский психолог Станислав Гроф, работая с измененным сознанием пациентов, обнаружил и описал травматические следы, оставляемые в психике человека родовым процессом. Им было введено понятие «сгущение опыта». С точки зрения С. Грофа, эти следы образуют одну из четырех «перинатальных матриц».

• В первой фазе, соответствующей началу родового процесса, пациенты
переживали всеобъемлющее чувство беспокойства и ощущение
опасности для жизни.

• Вторая фаза, совпадающая с первой клинической фазой родов, – это
время, когда «существование кажется лишенным смысла», происходит
концентрация на роли жертвы, на невозможности спасения и
безысходности.

• Третья перинатальная матрица, соотносящаяся со второй стадией
родов, воплощается в переживании борьбы, напряжения, возбуждения,
ярости, сопротивления.

• Четвертая матрица (третья клиническая стадия родов) переживается
как максимум боли, смерть и повторное рождение. Страдания и агония
доходят до переживания разрушения. Ребенок, получивший во время
рождения опыт избегания или сопротивления, будет действовать в
новых ситуациях аналогичным образом. Человек приходит в жизнь с
опытом рождения, а к рождению – с опытом внутриутробной жизни;
похожие ситуации оживляют, сгущают его опыт.

Связь между эмоциональным неблагополучием беременной и течением родового процесса подтверждается клиницистами.

Новорожденность.

Период новорожденности – это начало младенческого возраста. Процесс рождения – тяжелый, переломный момент в жизни ребенка. Недаром психологи говорят о кризисе новорожденности.

Рождение — это всегда резкий переход к новому. Адаптация ребенка в этот период связывается с резкими изменениями средовых факторов. 3. Фрейд сравнивал рождение ребенка со смертью, а крик новорожденного с криком отчаяния и нежеланием покинуть комфортный мир. Вот как драматично описывает момент рождения Е.В. Субботский:

«Тюрьма», доселе нежно обнимавшая ребенка, взбунтовалась. Она сжимает его все сильнее и сильнее, стремясь раздавить. Голова упирается в стенку. Неведомая сила сдавила так, что смерть кажется неминуемой… Страдание и боль достигают вершины.

И вдруг все взрывается. Вселенная залита светом. Нет больше «тюрьмы», нет неведомой страшной силы. Малыш родился. Он в ужасе: ничто более не касается его спины, его головы, ничто не поддерживает его…

«Посмотрите на новорожденного в первые минуты его жизни. Эта трагическая маска лица, закрытые глаза, кричащий рот. Эта запрокинутая голова, руки, охватившие ее, ноги, напряженные до предела. Это тело, напоминающее спазм, -разве все это не говорит, не кричит нам: «Не трогай меня, не трогай меня!» -ив то же время: «Не бросай меня, не бросай меня!»…Вы говорите, ада не существует? Но он есть, и не там, за порогом жизни, а в ее начале. Что если вас нагими поместить в холодильник вниз головой, заполнить пространство едким дымом, а затем ослепить прожекторами под громовые раскаты взрывов? «Такое и в страшном сне не приснится», – скажете вы. И, тем не менее, не то ли испытывает ребенок, впервые увидевший свет?»

Причины кризиса новорожденности:

Физиологические – рождаясь, ребенок физически отделяется от матери.
Он попадает в совершенно иные условия: холод, яркая освещенность,
воздушная среда, требующая другого типа дыхания, необходимость
смены типа питания (признак кризиса — потеря в весе в первые дни
после рождения);

Психологические — психика новорожденного ребенка представляет
собой набор врожденных безусловных рефлексов, которые помогают
ребенку в первые часы его жизни.

Особенности развития новорожденного:

• Развитие сенсорных процессов опережает развитие моторики, в то
время как развитие детенышей животных имеет обратный порядок;

• Безграничные возможности усвоения нового опыта, приобретения
свойственных человеку форм поведения. Формируются потребности в
получении впечатлений, в движении, в общении со взрослым.



Источник