Подход к нравственному развитию ребенка

Подход к нравственному развитию ребенка thumbnail

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКА

Духовно-нравственное воспитание – это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоническое развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливости, ответственности и других качеств, способных придать высокий смысл делам и мыслям человека. Любое общество заинтересовано в сохранении и передаче накопленного опыта, иначе невозможно не только его развитие, но и само существование. Сохранение этого опыта во многом зависит от системы воспитания и образования, которая, в свою очередь, формируется с учетом особенностей мировоззрения и социально-культурного развития данного общества. Духовно-нравственное становление нового поколения, подготовка детей и молодежи к самостоятельной жизни – важнейшее условие развития России. Разрешение проблем нравственного воспитания требует поиска наиболее эффективных путей или переосмысления уже известных.

Мы можем наблюдать пристальное внимание к духовно-нравственному воспитанию и развитию подрастающего поколения со стороны Правительства России. Сложно переоценить значение воспитания духовно-нравственной культуры личности, способной сохранить душевный комфорт, достоинство, устойчивость к негативным влияниям современной жизни. Говоря о развитии духовно-нравственной культуры личности, необходимо прояснить, что сущностью духовности человека является его внутренняя мотивация, жизненные цели, смыслы и отношения к миру и самому себе, а понятие «нравственность» трактуется как набор правил поведения, в которых может проявиться духовность. Духовность всегда неразрывно связана с ценностными ориентациями личности, представляет собой интенцию  (осознанное устремление) человека к ценностям Добра, Красоты, Истины, устремление, беспокойство, напряженность, энергию, направленную на поиск истины. Духовно-нравственная культура современного человека являет себя как целостный, взаимосвязанный образ, ценностно-смысловая картина мира, выступающая основой определения правил созидательного, безопасного, социально-активного поведения в информационном обществе.

Основы духовно-нравственной культуры личности формируются в дошкольном детстве, когда ребенок взаимодействует с окружающим миром на основе естественной потребности в прочувствовании, познании, оценивании, осмыслении. Любознательность детей, их вопросы обо всех сторонах жизни способствуют становлению уникальной картины мира, которая может характеризоваться как целостностью, так и фрагментарностью в зависимости от качества представленной информации, ее источника, особенностей ее предъявления, доступности, наглядности и т.д. Стремление к целостному пониманию объектов и явлений выражается в огромном количестве вопросов, раскрывающих мир с разных точек зрения. Целостное представление возникает благодаря ответам взрослых, экспериментаторам, исследователям, информации из сказок, рассказов, телевизионных передач, компьютерных игр. С другой стороны, характеристикой дошкольного детства является творчество, побуждающее принимать собственные нестандартные решения в сложных ситуациях, придумывать и апробировать варианты поведения, опираясь или на внешне заданные правила или на  нормы, которые осмыслены и осознанно приняты ребенком. Дошкольника учат отличать доброе от злого, хорошее от плохого, прививают социально приемлемое поведение и отучают от порицаемых обществом поступков. Причиной, почему он должен поступать в соответствии с этими правилами, нормами является их принятие и одобрение значимыми людьми – воспитателем, родственниками, другими значимыми взрослыми. Возникает ситуация, когда в дошкольном учреждении ребенка учат одним правилам жизнедеятельности, а в жизни он сталкивается с другими (лидерство, достижение цели любой ценой, успешность). Так в сознании ребенка может возникнуть конфликт, причины которого кроются в самой системе воспитания. Поэтому несмотря на то, что современные дети обладают довольно большим объемом элементарных знаний о нравственных правилах и нормах поведения, они следуют им только при соответствующем контроле, не проявляя умственной активности, самостоятельной позиции при возникновении нестандартных ситуаций. «Духовно-нравственное воспитание ребенка предполагает становление его ценностно-смысловой картины мира, которая будет развиваться в его будущей взрослой жизни. Образование, навыки, сноровку можно приобрести и позже, но основа самого лучшего в человеке закладывается именно в дошкольном возрасте, возрасте интенсивного развития чувств и межличностных отношений».

В теории дошкольной педагогики сформировались представления об основных средствах воспитания, которые могут быть использованы и в духовно-нравственном воспитании детей. Основными назовем игру, сказку и диалог.

Игра – это такая символическая деятельность, в которой воссоздаются социальные отношения между людьми. В играх ребенок символически моделирует определенную реальность, принимает на себя роль, пробует пережить различные человеческие страсти и чувства, ценности и смыслы жизни. В играх детей проявляется их духовно- нравственная культура. В игровых ситуациях апробируются те предпочтения, установки, интересы ребенка, которые станут ориентирами в его реальной жизни. Й. Хейзинга называет человеческую игру культурообразующей деятельностью, т.к. игра глубоко родственна важнейшим явлениям культуры. Именно поэтому именно игра и избранна нами в качестве средства воспитания у детей основ духовно-нравственной культуры. Творческий, целостный взгляд на мир побуждает ребенка к освоению его всеми способами, которые предлагает современность. Он владеет компьютером, мобильным телефоном и другими техническими устройствами, готов к освоению новых технологий, новых источников информации, одним из которых являются компьютерные игры для дошкольного возраста. Эти игры соответствуют ведущей деятельности ребенка, поэтому в определенной мере решают проблему развития его любознательности и воспитания основ духовно-нравственной культуры. Информатизация общества вызывает необходимость учета факта трансформации сознания, т.е. того, как современные дети осмысливают проблемы, каким образом получают, используют, обобщают информацию и как относятся к ней.

В игре заложен огромный потенциал, она вызывает массу эмоций, удовольствия, азарта, позволяет устранить комплексы, способствует проявлению спонтанности, и создает бескрайнее творческое пространство. От того, каким игровым опытом обладает ребенок, зависит его способность ориентироваться в тексте игры, а, значит и в «тексте жизни». Игра позволяет ребенку схватывать целое раньше части, переносить свойства одного образа на другой, выражать в символической форме обобщенные связи и закономерности объективного мира, духовно-нравственные принципы, например: принцип дарения (больше давая другим, еще больше получаешь для себя), эха (как аукнется, так и откликнется, зло вернется злом, а любовь любовью) и т.д. Именно в игре он учится ответственно управлять своим собственным поведением, подчиняя его ценностям и смыслам роли, сценария, правила. И поскольку соотношение между игрой и реальностью имеют характер взаимопроникновения, взаимоотражения, то все способы жизни, которые ребенок присвоил в игре, становятся его ориентирами и в реальных взаимоотношениях с миром людей, предметов, культуры, природы.

Читайте также:  Уголок развития ребенка своими руками

«Действенным средством в воспитании моральных качеств личности дошкольников является сказка. Русская педагогика еще более ста лет назад отзывалась о сказках не только как о воспитательном и образовательном материале, но и как о педагогическом средстве, методе. Сказки представляют богатый материал для нравственного воспитания детей. Недаром они составляют часть текстов, на которых дети постигают многообразие мира». Великий русский педагог К.Д.Ушинский был о сказках настолько высокого мнения, что включил их в свою педагогическую систему, считая, что простота и непосредственность народного творчества соответствуют таким же свойствам детской психологии. Ушинский детально разработал вопрос о педагогическом значении сказок и их психологическом воздействии на ребенка.

В.А.Сухомлинский теоретически обосновал и подтвердил практикой, что «сказка неотделима от красоты, способствует развитию эстетических чувств, без которых немыслимо благородство души, сердечная чуткость к человеческому несчастью, горю, страданию. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем». По его мнению, сказка благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине. Интересен уникальный опыт этого педагога по созданию комнаты сказок, где дети не только знакомились с ней, но и учились создавать, воплощая в ней свои детские мечты.

Сказка вызывает протест против существующее действительности, учит мечтать, заставляет творчески мыслить и любить будущее человечества. Сложная картина жизни представляется детям в сказке в виде простой, наглядной схемы борющихся принципов, руководствуясь которой легче разобраться в самой действительности. Идеал человека, данный в сказках можно рассматривать как основную воспитательную цель, причем идеал этот дифференцирован: идеал девушки, юноши, ребенка (мальчика или девочки). Для того чтобы максимально эффективно использовать сказку с целью воспитания нравственных качеств детей, необходимо знать особенности сказки как жанра. Увлекательность сюжета, образность и забавность делают сказки весьма эффективным педагогическим средством. Образность – важная особенность сказок, которая облегчает их восприятие детьми, не способными еще к абстрактному мышлению. В герое обычно весьма выпукло и ярко показываются главные черты характера, которые сближают его с национальным характером народа: отвага, трудолюбие, остроумие и т.п.

Дидактизм является одной из важнейших особенностей сказок. Намеки в сказках применяются именно с целью усиления их дидактизма. «Добрым молодцам урок» дается не общими рассуждениями и поучениями, а яркими образами и убедительными действиями. Тот или иной поучительный опыт как бы исподволь складывается в сознании слушателя.

Работа со сказкой имеет различные формы: чтение сказок, их пересказ, обсуждение поведения сказочных героев и причин их успехов или неудач, театрализованное исполнение сказок, проведение конкурса знатоков сказок, выставки рисунков детей по мотивам сказок и многое другое.

Диалог как средство духовно нравственного воспитания ребенка мы избрали в связи с тем, что диалог представляет собой не только вопросно-ответную форму мышления, но и само реальное бытие культуры, ее сущность. В диалоге проявляются откровения, искренние, задушевные, ценностно-ориентированные мысли, идеи, основания и правила жизни. Характеристиками диалога являются: присутствие, включенность, подлинное и откровенное общение, признание, подтверждение. В процессе диалога происходит взаимный обмен результатами деятельности, чувствами, идеями, что позволяет ребенку  координировать свое поведение в обществе. Чем больше собеседующих идей, мыслей, тем более многограннее, целостнее рассматривается проблема.

«Диалогичность становится особым качеством культуры личности, обеспечивающим механизм саморазвития и способность воспринимать чужие аргументы, чужой опыт, соблюдать баланс, компромисс в коммуникациях. Взаимодействие культур и цивилизаций предполагает и какие-то общие культурные ценности. Диалог культур может выступать и как примиряющий фактор, предупреждающий возникновение войн и конфликтов, и как средство духовно-нравственного воспитания и развития, ориентированное на становление ценностно-смысловой картины мира ребенка». [3, с. 15]

Обобщая все выше сказанное, подчеркнем: сказка отражает мир символикой, а игра – это определенный путь к постижению знаков и символов, формированию духовно-нравственных жизненных ориентиров в диалоге с собой, другими людьми и миром. Ребенок познает мир чувствами и чувственное восприятие форм культуры в детстве проникает во внутреннюю жизнь ребенка, в его внутренний мир и оно «работает» на протяжении всей жизни человека, формируя познавательные и духовные способности, нравственные понятия и собственные, уникальные нормы поведения, основанные на ценностях и смыслах жизни. Все это создает определенную среду, в которой ребенок и создает себя. Игра, сказка и диалог являются определенной культурной традицией, создающей в процессе воспитания ценностно-смысловой фон, который определяет приоритеты будущей жизнедеятельности. Родителям хочется видеть своего ребенка счастливым, улыбающимся, умеющим общаться с окружающими людьми. Но не всегда ребенку самому удается разобраться в сложном мире взаимоотношений со сверстниками и взрослыми. Задача взрослых – помочь ему в этом.

Источник

Нравственное воспитание детей: основные этапы и советы родителям

Рейтинг
28

Моральное развитие ребенка не менее важно, чем физическое или психическое, поэтому родители должны привить ребенку моральные ценности с раннего возраста

  • Напечатать
  • Спросить
  • Отправить другу
  • Подписаться на новости

Елена, мать 8-летнего Жени, рассказывает, что однажды ее сын принес из школы новую ручку. Он сказал, что нашел ее на полу в классе, и поэтому взял себе. Елена объяснила Жене, что так поступать нельзя и сказала отдать ручку учителю, чтобы он выяснил, кому она принадлежит. Сначала Жене это не понравилось, но, когда Елена объяснила, почему будет правильно отдать ручку ее владельцу, он согласился.

Родители и учителя должны учить ребенка моральным принципам и объяснять ему, какие поступки являются правильными, а какие – нет. Понимание нравственного поведения и умение поступать правильно во многом зависит от окружения, в котором растет ребенок, а также от его эмоциональных, познавательных, физических и социальных навыков.

Читайте также:  Центр гармоничного развития ребенка на ул ленина 37

Рассмотрим основные этапы нравственного развития детей и попытаемся разобраться, как родители могут привить ребенку моральные ценности.

Что такое нравственность

Нравственность – это способность видеть разницу между правильными и неправильными намерениями, мыслями, поступками и поведением. Родители должны привить ребенку эти понятия – это основная цель всего процесса воспитания. Нравственное развитие ребенка связано с понятиями о морали, которым ребенок учится с младенчества и на протяжении всей взрослой жизни.

Этапы нравственного развития детей

Нравственное развитие ребенка происходит постепенно, начиная с младенческого возраста до подросткового и старшего возраста. Рассмотрим подробнее основные этапы этого процесса:

1. Младенчество

Младенцы не понимают моральных принципов. Их понимание правильного и неправильного зависит от их чувств и желаний. Проведя 9 месяцев в утробе матери, младенец ожидает, что мать и дальше будет удовлетворять его потребности. От того, удовлетворяются ли эти потребности, зависит то, как младенец понимает правильное и неправильное:

  • чувства голода и одиночества причиняют ребенку дискомфорт, поэтому он считает их неправильными;
  • когда мама заботится о ребенке, обнимает и кормит его, он делает вывод, что это правильно, а если мама не отвечает на его потребности, чувствует страх и делает вывод, что это неправильно.

2. Раннее детство (2–3 года)

В этом возрасте ребенок начинает понимать, что у других людей тоже есть права и потребности. Однако он еще не осознает разницы между правильным и неправильным. В возрасте 2–3-х лет малыш может чувствовать вину и придерживаться нравственного поведения, основанного на эмпатии. Основываясь на реакции родителей, ребенок понимает необходимость слушаться их, так как:

  • ребенок знает, что забирать игрушки у младшего брата – плохо, потому что за это родители могут его наказать;
  • он не понимает, почему нельзя толкать сверстников, но знает, что будет за это наказан;
  • ребенок обычно придерживается установленных правил, чтобы избежать наказания.

3. Дошкольный возраст (3–5 лет)

В этом возрасте ребенок перенимает семейные ценности. Отметим некоторые закономерности этого процесса:

  • поскольку правила и нормы необходимы для дисциплины в семье, они становятся важными и для ребенка;
  • ребенок ожидает, что родители или другие взрослые возьмут на себя контроль над ситуацией;
  • он понимает роли ребенка и взрослого и ожидает, что взрослые будут его контролировать;
  • он понимает, что поступки влекут за собой последствия;
  • позитивное воспитание позволяет устанавливать связь с ребенком, и он ведет себя хорошо. Если такой связи нет, ребенок будет поступать, исходя из своих чувств, до тех пор, пока его не поймают на плохом поведении.

4. Школьный возраст (710 лет)

С семилетнего возраста дети начинают сомневаться, так ли непогрешимы родители, учителя и другие авторитетные люди. Особенности этого этапа таковы:

  • ребенок четко понимает, что он должен и что не должен делать. Он хочет принимать участие в установлении правил;
  • у ребенка развивается чувство справедливости, он понимает необходимость правил;
  • он понимает, что у детей есть свои права. Он рассматривает правила, исходя из того, подходят они ему или нет.

5. Подростковый возраст (11–16 лет)

По мере того, как ребенок приближается к взрослому возрасту, он начинает развивать свои собственные моральные ценности, анализируя и подвергая сомнению ценности, которые прививают ему родители:

  • подросток расширяет горизонты своих моральных принципов и видит правила как набор социальных ориентиров, приносящих пользу всем;
  • он ценит правила, но обсуждает их;
  • подросток проявляет интерес к тому, что полезно для общества, поскольку в этом возрасте он развивает способность к абстрактному мышлению;
  • он начинает понимать, что его решения влияют и на окружающих людей;
  • подросток хочет, чтобы сверстники его принимали, для этого он может менять свои моральные принципы;
  • таким образом, мнение ребенка меняется от «я делаю так, потому что считаю это правильным» до «я делаю так, потому что так принято в моей семье» и далее – «я делаю так, потому что это правильно».

Нравственное развитие ребенка – более сложный процесс, чем усваивание семейных ценностей. Психологи предлагают различные теории, объясняющие этот процесс.

Теория нравственного развития Жана Пиаже

Швейцарский психолог Жан Пиаже, чьи работы были посвящены детскому развитию, утверждал, что в своем нравственном развитии дети проходят два основных этапа.

Первый этап, который длится до семилетнего возраста, называется гетерономия. На этом этапе моральные принципы навязываются ребенку. После семи лет постепенно начинается новый этап – автономия.

Пиаже отмечал, что нравственное развитие ребенка зависит от его познавательных способностей. Соответственно, он разделял процесс нравственного развития на такие стадии:

Сенсомоторная стадия (до 2-х лет):

  • ребенок понимает мир в соответствии с развитием моторики;
  • он получает новый опыт через физическое взаимодействие: смотрит на объекты, хватает их или кладет в рот;
  • ребенок усваивает «постоянство объектов»: он понимает, что предметы существуют, даже когда он не может их увидеть, услышать или схватить.

Дооперациональная стадия (от 2-х до 7 лет):

  • у ребенка не развита способность к децентрализации, т. е. все его действия исходят из убеждения, что его потребности кто-то должен обеспечить;
  • у него недостаточно развита логика, чтобы проводить умственные операции;
  • мышление ребенка эгоцентрично, т. е. он не способен понять точку зрения другого человека.

На первых двух стадиях ребенок не способен различать то, что принадлежит ему, и то, что принадлежит другим. Следовательно, все его действия направлены на удовлетворение собственных потребностей, поэтому он проявляет беспокойство по этому поводу.

Читайте также:  Развитие музыкальных способностей ребенка игры

Стадия конкретных операций (7–11 лет):

  • у ребенка не развита способность абстрактно рассуждать;
  • во время этого процесса у ребенка сильно возрастает психическое представление объектов;
  • вследствие развития познавательно-символической сферы ребенок быстро осваивает язык;
  • у ребенка уменьшается эгоцентризм.

Стадия формальных операций (11–12 лет):

  • ребенок начинает рассуждать абстрактно;
  • у ребенка развивается физическое и психическое представление объектов.

На стадиях конкретных и формальных операций ребенок может видеть вещи со стороны. Он понимает важность сотрудничества, взаимности и равенства. В этот период он переходит от гетерономии к автономии.

Теория нравственного развития Лоренса Кольберга

Американский психолог Лоренс Кольберг предложил теорию нравственного развития, в соответствии с которой выделил следующие этапы:

  • Этап 1: ориентация на наказание и послушание. Маленькие дети ведут себя правильно, потому что они боятся тех, кто обладает властью, и следуют правилам, чтобы избежать наказания;
  • Этап 2: эгоизм/индивидуализм. Ребенок считает правильными действия, удовлетворяющие его потребности, а иногда и потребности других. Взаимность на этом этапе не связана с привязанностью или справедливостью;
  • Этап 3: хороший мальчик/хорошая девочка. Правильное действие в понимании ребенка – то, которое нравится окружающим и впечатляет их. Ребенка волнует то, какое впечатление он производит на окружающих, с помощью хорошего поведения он ищет одобрения;
  • Этап 4: ориентация на закон и порядок. Правильное поведение означает выполнение своего долга, подчинение социальным нормам себе во благо и уважение к власти;
  • Этап 5: ориентация на социальный контракт. Ребенок признает универсальные принципы, права и социальные нормы. Кроме социально принятых норм, правильные действия основываются на личных ценностях и убеждениях;
  • Этап 6: ориентация на универсальные этические принципы. Правильные действия определяются совестью человека в соответствии с выбранными этическими принципами.

Первый и второй этапы Кольберг называл доконвенциональной моралью, третий и четвертый – конвенциональной, а два последних этапа – постконвенциональной моралью.

Теория нравственного развития Кэрол Гиллиган

Кэрол Гиллиган, ученица Лоренса Кольберга, заметила, что исследование Кольберга касалось только нравственного развития мальчиков и мужчин. Она утверждала, что нравственное и психическое развитие женщин и мужчин отличается. Мужчины рассматривают мораль с точки зрения правил и справедливости, а женщины – с точки зрения заботы и отношений. Кэрол Гиллиган выделяет такие этапы нравственного развития:

  • на доконвенциональной стадии цель ребенка – выживание;
  • затем ребенок обретает чувство ответственности за других;
  • на конвенциональной стадии ребенок развивает самопожертвование;
  • затем ребенок воспринимает себя как личность и теперь пытается вести себя не хорошо, а правильно;
  • на постконвенциональном этапе ребенок понимает необходимость не причинять вреда себе и другим.

Теория нравственного развития Берреса Скиннера

Теория Берреса Скиннера основывается на принципах бихевиоризма:

  • внешний мир имеет решающее значение для формирования нравственности ребенка;
  • главный инструмент нравственного развития – социализация.

Существует несколько теорий о нравственном развитии ребенка. Суть их заключается в том, что на этот процесс влияют родители и окружение ребенка.

Роль родителей в нравственном развитии детей

Дети учатся морали у самых близких им людей. Чтобы помочь в этом ребенку, родители могут предпринять следующие шаги:

  • мотивируйте ребенка действовать в рамках приемлемых норм;
  • определение и признание эмоций на ранних этапах поможет ребенку понять, что вы ему сочувствуете;
  • хвалите ребенка каждый раз, когда он проявляет позитивное поведение и демонстрирует правильное моральное поведение. Так ребенок поймет, чего от него ожидают;
  • ваши дети внимательно наблюдают за вами. Придерживайтесь правил, которым вы учите ребенка, показывайте ему хороший пример.

Кроме того, чтобы стать хорошим примером для подражания для вашего ребенка, вам следует научить его правильным с моральной точки зрения моделям поведения.

Как привить ребенку моральные ценности

Привить ребенку какие-либо моральные ценности непросто. Предлагаем несколько советов по этому поводу:

  • объясните ребенку моральные принципы, которые, по вашему мнению, имеют первостепенное значение;
  • расскажите ребенку, как плохое поведение влияет на других и на него самого. Например: «Если ты говоришь неправду, однажды тебе никто не поверит»;
  • обсудите с ребенком гипотетические ситуации, чтобы он оценил свои мысли и принял решение. Например: «Представь, что над твоим другом издеваются в школе. Как бы ты поступил?»;
  • объясните ребенку, что хорошие поступки имеют хорошие последствия;
  • убедитесь, что вы выполняете свои обязательства и обещания, данные ребенку, и проявляете доброту к нему;
  • подавайте ребенку хороший пример высокоморального поведения;
  • поощряйте занятия, которые учат ребенка нравственности.

Занятия, развивающие нравственность у ребенка

Чтобы проявить в ребенке его лучшие моральные качества, предложите ему поиграть в индивидуальные, групповые и развивающие игры. Игры могут научить детей сотрудничеству и равенству, так как:

  • групповые игры (например, прятки, бег наперегонки и т.д.) учат детей честности и важности следования правилам;
  • через групповые игры дети понимают, что следовать правилам нужно не для того, чтобы избежать наказания, а потому что это правильно и этично;
  • игра в крестики-нолики хорошо подходит для маленьких детей. Играйте в нее с ребенком, чтобы показать, что вы можете быть с ним на равных;
  • эта игра помогает детям понять, что они могут брать на себя ответственность за некоторые свои действия и решения и что не все зависит от других людей.

Нравственное развитие ребенка не менее важно, чем физическое и психическое. Вам не нужно ждать, пока ребенок вырастет, чтобы объяснить ему моральные нормы. Начинайте с раннего детства и станьте для ребенка хорошим примером. Так ребенок сможет перенять ваши моральные ценности и сделать их неотъемлемой частью своей жизни.

Оцените публикацию

Рейтинг статьи:
4.67 из 5 на основе
6 оценок.

Развитие ребенка
21.05.2018

Источник