Подготовка ребенка к школе с проблемами речевого развития

Подготовка ребенка к школе с проблемами речевого развития thumbnail

ПОДГОТОВКА ДЕТЕЙ С ОТСТАВАНИЕМ В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ К ШКОЛЕ

Правильная речь является важнейшим условием для успешного обучения ребенка в школе. Чем лучше развита у ребенка устная речь, тем легче ему будет овладеть чтением и письмом.

Часто у детей наблюдается нерезко выраженное отставание в речевом развитии, которое в дошкольном возрасте обычно не привлекает к себе особого внимания, но в дальнейшем может помешать хорошей учебе и привести к появлению специфических ошибок на письме. Поэтому очень важно выявить даже самые незначительные отклонения в речевом развитии малыша и исправить их до начала его обучения грамоте.

До поступления в школу родителям следует обратить внимание на следующее:

1. Состояние звукопроизношения.

Ребенок к шести – семи годам должен  четко произносить все звуки.

2. Состояние фонематических процессов.

Этот раздел подразумевает умение ребенка подбирать слова с определенным звуком, владение навыками элементарного звукового анализа и синтеза (определение первого и последнего звуков в слове, умение из звуков составить слово, посчитать количество звуков в слове), умение различать и повторять сочетания типа: ба-па-ба, та-ца-та, вы-вы-фы и др.

3. Состояние грамматического строя.

Следует обратить внимание на словообразование (дождь – дождик), словоизменение (стул – стулья), согласование (желтый мяч), управление (вышел из дома, рассказал о друге).

4. Состояние слоговой структуры слова.

Шестилетний ребенок умеет безошибочно произносить слова типа: велосипедист, экскурсовод и т.п.

5. Состояние словарного запаса

В словаре 6-7-летнего ребенка должно быть около 2000 слов, в числе  которых представлены все части речи. Считать слова, известные Вашему ребенку, конечно же, не нужно, да и это невозможно. Но Вы можете проверить знание ребенка лексики по темам: «Семья», «Игрушки», «Мебель», «Одежда», «Продукты», «Животные дикие и домашние» и т.п. (т.е. всё то, что проходил ребенок в детском саду).

6. Состояние связной речи

Учите детей отвечать полными предложениями на вопросы, предложите сочинить или пересказать сказку и рассказ, продолжить предложение, описать то, что происходит на улице, картине, др.

7. Развитие мелкой моторики

Часто обучение письму вызывает у детей наибольшие трудности. Для того, чтобы избежать данных проблем, нужно решить вопрос о готовности к письму непосредственно руки.

Успешному развитию мелкой моторики способствует лепка из пластилина, глины, теста;  игры с мелким конструктором; пазлы, мозаика, застёгивание и расстёгивание пуговиц; пособия-шнуровки, завязывание шнурков, развязывание  узелков  на  шнурках;  раскрашивание, штриховка,   рисование (фломастеры  не  рекомендуются);   нанизывание  бус, бисероплетение и многое другое.

8. Состояние пространственных функций

Умение определять «право – лево» в различных условиях, положениях тела, умение узнавать предметы, буквы в разных положениях (перевёрнутые, заштрихованные наложенные друг на друга и пр.).

9. Развитие коммуникативных функций

Полноценному развитию коммуникативных функций ребенка способствует постоянное общение с детьми, взрослыми.  Речь идет об умении слушать, запоминать и выполнять инструкции и о выстраивании полного, развернутого, уверенного общения.

10. Развитие процессов внимания, памяти

Сегодня довольно большой выбор упражнения и заданий для развития внимания и памяти. Их можно купить, можно найти в интернете. Например, найти 10 отличий на двух практически одинаковых картинках; пройти по лабиринту; увидеть недостающие детали; запомнить ряд слов или предметов; и т.д.

11. Развитие мышления

Развитое мышление предполагает умение ребенка обобщать слова или предметы («назови одним словом»: например, стол, стул, кровать, шкаф – это мебель); умение классифицировать («распредели на группы»: помидор, огурец, яблоко, морковь, груша, персик); умение выделять лишнее с объяснением (тарелка, вилка, мячик, чашка).

Обязательно ли ребенок должен уметь читать к 1 классу?

Не обязательно.

Умение складывать из слогов слова еще не является умением читать. Многие дети с трудом осваивают эту сложную мыслительную операцию – не стоит их подгонять! Навык чтения и письма должен формироваться по специальным методикам. О необходимости умения читать до школы лучше поговорить с учителем, в класс к которому пойдет ребенок.

Основным умением при чтении являются понимание прочитанного текста, анализ описанной ситуации, ответы на вопросы после чтения.

Трудности при овладении чтением и письмом

В группу риска попадают следующие будущие первоклассники:

– Если ребенок левша

– Если он – переученный левша

– Если Ваш ребенок посещал логопедическую группу

– Если в семье говорят на двух и более языках

– Если ребенок слишком рано пошел в школу

– Если у ребенка есть проблемы с памятью, вниманием

– Если нарушено звукопроизношение (возможны ошибки на письме: ребенок пишет то, что говорит).

– Если нарушено фонематическое восприятие (ребенок не может правильно повторить слоги, набор звуков)

У детей, владеющих навыком письма и чтения, особое внимание необходимо обратить на характер ошибок. Логопедическими ошибками считаются:

– Смешение букв по оптическому сходству (т-п, а-о, Е – З).

– Пропуски букв, слогов.

– Недописывание слов, лишние буквы в словах, слитное написание слов.

Важно не учить читать, а развивать речь ребенка. Не учить писать, а создать условия для развития мелкой моторики.

Как единодушно считают педагоги, намного важнее, чтобы ребенок был общительным, любопытным, не боялся высказывать свое мнение, отвечать на вопросы, логически мыслил, хорошо пересказывал, фантазировал и «воображал». Чтобы был достаточно самостоятельным: мог обслужить себя в быту (аккуратно одеться – раздеться, беречь и содержать в порядке свои вещи), без помощи взрослых выполнять простейшие задания. Бросьте все силы на пополнение словарного запаса (беды нашего времени), обеспечив ребенка не только детским (в саду), но и взрослым уровнем общения.

Читайте также:  Работа с родителями как помочь ребенку развитие

Успехов Вам и Вашему будущему первокласснику!

hello_html_m6135a867.png

Источник

Подготовка к школе и задержка речевого развитияСовременный мир развивается настолько быстро, что социальные требования к человеку непрерывно возрастают. Этот процесс касается и детей. К примеру, чтобы поступить в 1 класс, малыш должен уметь читать, писать, считать и решать простые задачки. И такие запросы выдвигаются в самой обычной школе. Чтобы ребенка взяли учиться в более престижное учреждение, ему придется пройти настоящий экзамен. Однако это огромная нагрузка на нервную систему и далеко не все дети могут с ней справиться. Особенно это касается малышей с задержкой речевого развития.

ЗРР ‒ отставание от нормы возрастного развития речи. Статистика утверждает, что с начала XXI века количество детей, имеющих подобное отклонение, выросло в десятки раз.

Это заболевание чаще всего диагностируется у детей возрастом старше 5 лет. В этом возрасте малыш должен начать активно разговаривать. Если ребенок молчит, или его речь непонятна, он сильно выделяется на фоне своих сверстников. Именно тогда большинство родителей начинают бить тревогу.

Следует отметить, что 5 лет ‒ это уже поздний возраст для лечения ЗРР. Чем позже начнется терапия, тем меньше шансов на успех. Так, в возрасте 6 лет вероятность составляет всего 0,2%, после семи – надежды на полное выздоровление уже практически нет. Лучше всего начинать лечение, когда малыш только начинает полноценно разговаривать. Как правило, это 2-3 года.

Задержка речевого развития: основные причины

У большинства детей после двух лет происходит настоящий речевой прорыв. Развитие мозга к тому моменту достигает необходимых для полноценного общения параметров. Если же речь малыша запаздывает, на то может быть ряд причин ‒ внутренних и внешних.

Внутренние факторы исходят из особенностей функционирования организма:

  • тяжелое течение беременности и родов;
  • аномалии развития (патология ротовой полости, глухота);
  • перенесенные инфекции и травмы;
  • различные заболевания (аутизм, синдром Дауна, слабоумие, болезни эндокринной системы, ожирение, гормональные расстройства и т.д.).
  • Задержку речевого развития, возникшую по внешним причинам, значительно легче откорректировать:

  • Стресс. Один из главных психологических факторов. Такая ситуация может возникнуть из-за испуга, начала посещения детского сада, переезда и т.д.
  • Невостребованность речи. Некоторым родителям достаточно того, что дети указывают на предмет, не называя его. Таким образом, ребенок теряет интерес к правильному произношению, ведь его понимают и без слов.
  • Разговор на разных языках. Если члены семьи разговаривают с малышом на нескольких языках, ребенок понимает слова, однако не может сопоставить их и отнести к одной языковой группе.
  • Задержка речевого развития: симптомы

    ЗРР может начать проявлять себя очень рано. Поэтому родителям с самого рождения малыша необходимо внимательно следить за возможными признаками заболевания:

  • Ребенок до 8 месяцев не произносит элементарные звуки («м-м-м», «у-у-у»).
  • В 10-14 месяцев малыш не реагирует на свое имя. Внимание привлекает плачем или различными вербальными способами (толкнуть взрослого, бросить какую-то вещь и т.д.).
  • Не выполняет просьбы взрослого («Принеси игрушку», «Не снимай шапку»).
  • Не узнает предметы и явления на слух (как гремит гром, едет машина).
  • У ребенка старше двух лет задержка речевого развития проявляется более выразительно:

  • Малыш знает меньше 20 слов и не умеет их комбинировать (под словами подразумеваются также звуки «ма» ‒ мама, «хо» ‒ хочу и т.д.).
  • Слова произносятся невнятно.
  • Ребенок не играет с другими детьми.
  • Не отвечает на вопросы, не называет членов семьи и простые предметы.
  • Если родители заметили у малыша хотя бы некоторые из вышеперечисленных признаков, нужно незамедлительно обращаться к логопеду. Самое главное ‒ не слушать советы родственников и знакомых, утверждающих, что нужно подождать до 5 лет. Якобы в таком возрасте само наладится. Это заблуждение! Дело в том, что период чувствительности детского мозга очень ограничен. Вот почему вовремя принятые меры способствуют быстрейшей коррекции речевого дефекта.

    Отставание речи обязательно станет причиной появления трудностей с изучением школьной программы. Если задержку вовремя не откорректировать, ребенку будет сложно читать и писать, а также могут возникнуть проблемы с социальной адаптацией. Поэтому врачи советуют обязательно пройти специальные курсы подготовки к школе, разработанные для малышей с ЗРР.

    Обнаружив симптомы, сразу паниковать не стоит! Диагноз «задержка речевого развития» ставится на основании единого заключения нескольких врачей: невропатолога, логопеда и психолога. Иногда требуются консультации фонолога, оторинолариноголога, психиатра. В большинстве своевременная терапия заканчивается полным излечением.

    Курсы подготовки к школе: особенности обучения

    Ребенку с задержкой речевого развития необходим особый подход и специфическая методика обучения. Своими силами родители не способны с этим справиться. Поэтому необходимо обратиться к помощи специалистов.

    В ходе знакомства с ребенком опытный врач или коррекционный педагог должны вызвать у малыша чувство доверия. Для этого существует несколько способов. Один из самых распространенных ‒ исключить ситуацию «доминирования». Во время общения взрослый не «нависает» над ребенком. Он размещается на его уровне лицом к лицу. Таким образом, дети невольно чувствуют расположение к человеку.

    На курсах подготовки к школе педагоги понимают, что ребенку с ЗРР присуща низкая степень устойчивости внимания. Вот почему необходимо специально организовывать и перенаправлять концентрацию дошкольника. Ему следует предоставить большее количество пробных попыток, чтобы малыш смог войти в ситуацию и освоить новый вид деятельности.

    Читайте также:  Консультация закаливание и физическое развитие ребенка летом

    Часто случается, что задержка речи является основным фактором неадекватной вербализации понимаемого или происходящего вокруг. К примеру, если ребенку показать страшную картинку, он ответит, что боится. Однако объяснить почему, не сможет. Многие простые для других детей вещи малышу с ЗРР непонятны. Поэтому всю информацию необходимо дробить на порции. Короткие отрезки важно преподносить ребенку поэтапно. Все задачи должны быть сформированы четко и конкретно.

    Обычный школьный учитель не всегда сможет понять, что детям с проблемами речи может быть присуща быстрая утомляемость или, наоборот, чрезмерная возбужденность. В таких случаях педагог поступит с малышом также как с другими учениками: накричит или накажет иным способом. Это крайне неверный подход! Такое поведение может привести к усугублению ситуации.

    Курсы подготовки к школе необходимы еще и по той причине, что психологи прекрасно понимают, когда дети с ЗРР манипулируют взрослыми. Они могут избегать ситуаций, которые требуют целесообразности действий и волевых усилий. Поэтому врач должен применить всю свою проницательность, чтобы отличить утомленного малыша от «симулянта».

    Огромную роль играет церемония прощания маленького пациента и психолога. Обычных слов «До свидания!» недостаточно, ‒ у ребенка может остаться негативный осадок после посещения курсов. Как правило, педагог использует следующие фразы: «Мне сегодня было очень интересно общаться с тобой. Ты придешь еще?», «Сегодня ты столько всего рассказал. Смотри: я целую страницу об этом написала!» и т.д.

    Успешность лечения и подготовки к школе напрямую зависят от вовлеченности родителей в процесс. Только в тандеме ребенок-родитель-специалист можно добиться положительных результатов и освоить новые знания, навыки и умения!

    Источник

    Особенности подготовки детей с нарушениями речи к школьному обучению

    Статья посвящена изучению особенностей развития детей с нарушениями речи и его статусной позиции в коллективе. Для того чтобы дети с речевыми нарушениями не испытывали затруднений при установлении контактов со взрослыми и обладали достаточно гибкими способами установления взаимоотношений с другими детьми, чтобы  проблема осознания своего дефекта не приводила к нарушениям поведения и явлениям социальной дезадаптации нужно готовить их к школе. Значимым компонентом готовности детей с тяжелыми нарушениями речи к школе является социально-психологическая составляющая. 

    Ключевые слова:  готовность к школе, самооценка, дезадаптация

    Основы формирования всесторонне развитой личности закладываются в дошкольном детстве. Воспитание ребенка в первые годы жизни во многом предопределяет успех его дальнейшего полноценного развития.

    Детский сад – первая и очень ответственная ступень общей системы народного образования. Перед педагогическими работниками, учеными стоит общая задача совершенствования всей воспитательно-образовательной работы в детском саду и улучшения подготовки детей к· систематическому школьному обучению.

    Понимание педагогами значимости и сущности целенаправленной подготовки детей к школе играет особую роль. Поступление ребенка в школу является переломным моментом в его жизни: он вступает в новый тип отношений с окружающими людьми, у него начинаются складываться новые формы деятельности.

    Подготовка детей к школе – задача многогранная, охватывающая все сферы жизни ребенка. Психологическая и социальная готовность к школе один из важных и значимых аспектов этой задачи.

     Психологическая готовность ребенка к школе состоит из:

    1. мотивационной готовности (наличие у детей стремления, желания учиться)
    2. интеллектуальной готовности (развитие познавательных процессов памяти, внимания, мышления; представлений о пространстве и времени, о животном и растительном мире, об общественных явлениях.)
    3. волевой готовности (развитие самоконтроля, умения слушать, умение подчиняться;
    4. социально-психологической готовности.

     Социальная готовность к обучению в школе представляет собой готовность ребенка к новым формам общения, новому отношению к окружающему миру и самому себе, обусловленным ситуацией школьного обучения. Этот компонент готовности включает в себя формирование у детей качеств, благодаря которым они могли бы общаться с другими детьми, взрослыми. Ребенок приходит в школу, класс, где дети заняты общим делом, и ему необходимо обладать достаточно гибкими способами установления взаимоотношений с другими детьми, необходимы умения войти в детское общество, действовать совместно с другими, умение уступать и защищаться.

    Таким образом, данный компонент предполагает развитие у детей потребности в общении с другими, умении подчиняться интересам и обычаям детской группы, развивающиеся способности справляться с ролью школьника в ситуации школьного обучения.

    Сложилось определенное противоречие между требованиями школы и готовностью детей их принять. Сегодня значительное количество детей, несмотря на соответствующий возраст и имеющиеся у них навыки и умения, испытывают большие трудности в адаптации к школьному обучению.          

    У детей, поступивших в школу, могут наблюдаться различные нарушения речи: ее недоразвитие, дизартрия, ринолалия, заикание [3]. Для  общего недоразвития речи характерными признакам и являются: нарушение фонетико-фонематической стороны речи, лексико-грамматического строя и смысловой стороны речи. Это, в свою очередь, осложняет процесс подготовки дошкольников с общим недоразвитием к школе.

    Нередко стойкое речевое недоразвитие у детей осложняется различными неврологическими, психопатологическими синдромами, страдают вегетативные функции. Поэтому проблемы обучения для них в новых условиях значительно возрастают. У таких детей отмечаются слабость мотивации, снижение потребности к речевому общению, своеобразие в формировании центральных психологических новообразований, в том числе и способность к произвольному общению со взрослым, т.е. способность действовать в рамках задания.

    Читайте также:  Особое место в развитии ребенка дошкольного возраста занимает

    Дети, имеющие нарушения речи, не способны к длительной игровой деятельности, они упрямы, в отдельных случаях проявляется негативизм. У них отмечаются склонность к колебаниям настроения, переходы от импульсивного состояния к заторможенному[3].

    Наблюдаемые у детей с тяжелыми нарушениями речи серьезные трудности в организации собственного речевого поведения отрицательно сказываются на их общении с окружающими.

            Если дети выполняют какую-либо общую работу по поручению взрослого, то каждый ребенок стремится сделать все по-своему, не ориентируясь на партнера, не сотрудничая с ним.

    Роль, которую играет ребенок в игре, очень сильно зависит от особенностей характера, темперамента ребенка. Поэтому, в каждом коллективе найдутся «звезды», «предпочитаемые» и «изолированные» дети [1].  

              Среди «непринятых» и «изолированных» чаще всего оказываются дети, которые плохо владеют коммуникативными средствами, находятся в состоянии неуспеха во всех видах детской деятельности. Их игровые умения, как правило, развиты слабо, игра носит манипулятивный характер; попытки общения  этих детей со сверстниками не приводят к успеху инередко заканчиваются вспышками агрессивности со стороны «непринятых» [2].

    В целом коммуникативные возможности детей с выраженной речевой патологией отличаются заметной ограниченностью и по всем параметрам значительно ниже нормы.

    Для большинства таких детей характерна крайняя возбудимость, которая связана с различной неврологической симптоматикой, в связи с чем игры, не контролируемые воспитателем, приобретают порой весьма неорганизованные формы. Часто дети данной категории вообще не могут занять себя каким-либо делом. что говорит о недостаточной сформированности у них навыков совместной деятельности [1].  

    Большую роль в общении детей с окружающими, играет – самооценка ребенка.

    Самооценка является ядром самосознания, так же как и связанный с самооценкой уровень притязаний. Самооценка и уровень притязаний могут быть адекватными и неадекватными. Последние, бывают завышенными и заниженными. Самооценка и уровень притязаний ребенка оказывают большое влияние на эмоциональное благополучие, успешность в различных видах деятельности и его поведения в целом.

    У детей с тяжелыми нарушениями речи обычно заниженная самооценка. Дети с заниженной самооценкой нерешительны, малообщительны, недоверчивы, молчаливы, скованны в движениях. Они очень чувствительны, готовы расплакаться в любой момент, не стремятся к сотрудничеству и не способны постоять за себя. Эти дети тревожны, неуверенны в себе, трудно включаются в деятельность. Они заранее отказываются от решения задач, которые кажутся им сложными, но при эмоциональной поддержке взрослого легко справляются с ними. Ребенок с заниженной самооценкой кажется медлительным. Он долго не приступает к выполнению задания, опасаясь, что не понял, что надо делать и выполнит все неправильно; старается угадать, доволен ли им взрослый. Чем более значима деятельность, тем труднее ему с ней справиться.

    Эти дети как правило имеют низкий социальный статус в группе сверстников, попадают в категорию отверженных, с ними  никто не хочет дружить.

    У большинства старших дошкольников с нарушениями в речевом развитии преобладает ситуативно-деловая форма сотрудничества, что характерно для нормально развивающихся детей 2-4 лет. Предпочитаемый вид коммуникации – общение со взрослым на фоне игровой деятельности, которая отличается не только содержательной бедностью, но и недостаточной структурированностью используемой речи. Практически у половины детей с ОНР не сформирована культура общения: они фамильярны со взрослыми, у них отсутствует чувство дистанции, интонации часто крикливы, резки, они назойливы в своих требованиях.

    У некоторых детей с ОНР преобладает внеситуативно познавательная форма общения. Они с интересом откликаются на предложение взрослого почитать книги, внимательно слушают несложные тексты, но по окончании чтения организовать с ними беседу трудно: как правило, дети почти не задают вопросов по содержанию, не могут сами пересказать услышанное в силу несформированности репродуцирующей фазы монологической речи. Даже при наличии интереса к общению со взрослым ребенок в процессе беседы часто перескакивает с одной темы на другую, познавательный интерес у него кратковременен, и беседа не может длиться более 5-7 мин. Значительная часть детей данной категории старается изолироваться от взрослых. Они замыкаются в себе, очень редко обращаются к старшим, стесняются и избегают контактов с ними.

    Очень важной для формирования личности ребенка с речевой патологией является проблема осознания своего дефекта. Расстройства в эмоционально-волевой и личностной сферах детей с нарушениями речи не только снижают и ухудшают их работоспособность, но и могут приводить к нарушениям поведения и явлениям социальной дезадаптации.

    Таким образом, комплекс нарушений речевого и когнитивного развития у детей с тяжелой речевой патологией препятствует становлению у них полноценных коммуникативных связей с окружающими, затрудняет контакты со взрослыми и может приводить к изоляции в коллективе сверстников [1].

    Указанные особенности в развитии детей с нарушениями речи спонтанно не преодолеваются. Они требуют от педагогов специально организованной коррекционной работы. При организации работы при подготовке детей с речевыми нарушениями необходимо учитывать их психологические особенности, степень речевых нарушений, личностные качества.

    ЛИТЕРАТУРА

    1. Косякова О.О. Логопсихология: учебное пособие / Ольга Олеговна Косякова Ростов-на-Дону: Феникс.2007, 284 с.
    2. Павлова О. С. Нарушение коммуникативного акта у детей с общим недоразвитием речи. М., 1998.
    3. Пантелеева Л. А. Психологическая готовность к школьному обучению детей с речевыми нарушениями/ Логопед 2004 №4, с.61

    Источник