Подготовка ребенка к обучению в школе методика развития речи

Подготовка ребенка к обучению в школе методика развития речи thumbnail

«Речевая подготовка детей к школе»

Речь – это форма мышления. Основная функция речи – общение, сообщение или, как принято говорить, коммуникация. Готовность или неготовность ребенка к обучению в школе во многом определяется уровнем его речевого развития. Чем лучше у него будет развита речь до поступления в школу, тем быстрее он овладеет чтением и письмом.

К шестилетнему возрасту словарный запас нормально развитого ребенка составляет от 3000 до 7000 слов.

Среди некоторых родителей часто бытует ошибочное мнение, что если ребёнок знает цифры и названия букв и немного их пишет, то это означает, что он готов к школе. Однако освоение ребёнком этих навыков и знаний не является достаточным условием и критерием его подготовленности к школе. Помимо знания цифр и букв есть нечто более важное, что подчас упускают родители в их работе по подготовке детей к школе. Это – устная речь ребёнка, развитие которой является необходимым условием для успешного усвоения им письменной речи (чтения). Будущий школьник должен иметь достаточный словарный запас, уметь грамотно и логично излагать мысли, запоминать и читать стихи, а также пересказывать короткие тексты. От степени богатства и грамматической правильности устной речи ребёнка зависит понимание им прочитанного. Иными словами, каждому ребёнку необходимо обладать к началу занятий в первом классе школы достаточным уровнем развития связной устной речи и мышления.

Не все родители понимают значимость процесса развития речи детей. Некоторые считают, что их дети и так самые умные, некоторые считают, что у них нет сил для этого, многие думают, что детский сад и так всё за них сделает. Мною в группе №8 был проведён опрос среди родителей по теме «Как Вы развиваете речь своему ребёнку?» Предлагала я и папам, и мамам ответить на поставленный мною вопрос, но от пап получила категорический отказ. Из чего сделала вывод о том, что папы совершенно не занимаются развитием речи своих детей. Результаты опроса оказались предсказуемыми. Большинство родителей мало внимания уделяют развитию речи у ребёнка. Вот некоторые ответы родителей: «Читаем по слогам», «Пишем», « Возим в цирк». По данным результатам можно сделать вывод, что родители не понимают, какими методами и способами нужно развивать речь своему ребёнку.

Есть, конечно, и другие ответы: «Составляем рассказы по картинкам», «Развиваем мелкую моторику», «Читаем книги», «Придумываем загадки», «Разговариваем об окружающем мире». Но это ответы тех мам, которые сами являются педагогами, либо у кого уже есть старшие дети.

Поэтому основная роль по развитию речи лежит на педагогах ДОУ: воспитателях, психологах, логопеде.

Чтобы ускорить и облегчить процесс усвоения ребёнком необходимых навыков, необходимо совместить в своей работе по подготовке ребёнка три одинаково важных и взаимно связанных компонента – общение с ребёнком, игра с ним и его обучение. При этом можно использовать как простые, известные всем нам с детства обучающие игры, так и специальные и разработанные психологами методики обучения. Для того чтобы ребёнок одновременно и получал удовольствие от этих игр, и успешно осваивал необходимые для его развития навыки, не понадобится ни специальное помещение, ни абсолютная тишина. Все это можно делать с тем же, если и не большим, успехом в свободной и совершенно непринуждённой обстановке – на детской площадке, в группе, на экскурсии, в музыкальном зале. Чрезвычайно необходимы для развития ребёнка и разнообразные детские игры, рисование, лепка и другие виды детского творчества.

Для обучения детей 6-ти лет навыкам устной речи, как необходимого условия развития навыков чтения (письменной речи), я предлагаю некоторые развивающие игры и методические рекомендации:

Игры, развивающие устную речь ребёнка:

* Испорченный телефон.

* Съедобное – несъедобное.

* Назвать любые слова на определённую букву

* Что звучало? (Постучите вместе с ребёнком палочкой по столу, по полу, по пластмассовой игрушке. Затем завяжите ребёнку платком глаза, постучите по одному из названных предметов и попросите его угадать, по какому предмету Вы постучали. Чтобы ребёнок сумел лучше отработать этот навык, периодически меняйтесь с ним ролями.)

* Назвать больше слов по теме. ( в течение минуты назвать как можно больше слов, обозначающих известных ребёнку животных, птиц, растений, материалов, имена стран и т.д.)

* Составить цепочку слов. (Так, чтобы последняя буква предыдущего слова была бы и первой последующего. Например: ребёнок-корова-аромат-торт-тень.)

* Составить цепочки слов-антонимов. (Например: горячий-холодный, тёмный-светлый, высокий-низкий, худой-толстый и т.д.)

* Назвать все известные предметы одного и того же цвета. ( Например: жёлтого-лимон, солнце, подсолнух, канарейка; или красного-помидор, перец, кровь и т.д.)

* Угадай, что я хочу сказать. (Произнесите первый слог в каком-либо слове, и попросите ребёнка угадать все слово целиком по этому слогу. Загадывайте и отгадывайте по очереди.)

* Освоение понятий о местоположении предметов в пространстве (внутри, над, под, снизу, сверху, между, слева, справа). Например: предложите ребёнку взять карандаш и положить его между компьютером и книгой, или на третью полку в правом ряду, или справа от телевизора.

Читайте также:  Может ли недоношенный ребенок отставать в развитии

Некоторые рекомендации родителям по развитию устной речи ребёнка:

* Обращать внимание на то, насколько связно, логично и грамматически правильно ребёнок излагает свои мысли.

* Помогать ребёнку описывать предметы, события и явления как можно более подробнее. Границы познаний ребёнка при этом расширяются и его речь обогащается.

* При разучивании стихов и песенок, ребёнок не должен создавать видимость ”как-бы поёт”, не понимая смысла слов и произнося нечленораздельно какие-то слога. Надо помочь ему, особенно в песнях, правильно понимать и произносить каждое слово. Поэтому – пойте вместе с ним.

* Учить ребёнка находить и придумывать рифмы.

* Чаще применять самим и поощрять использование детьми поговорок, пословиц и распространенных выражений.

* Учить ребёнка придумывать и загадывать загадки.

* Учить придумывать смешные истории.

Что такое речевая готовность ребёнка к школе?

Особые критерии готовности к школьному обучению предъявляются к усвоению ребенком родного языка как средства общения. Перечислим их.

1. Сформированность звуковой стороны речи. Ребенок должен владеть правильным, четким звукопроизношением звуков всех фонетических групп.

2. Полная сформированность фонематических процессов, умение слышать и различать, дифференцировать фонемы (звуки) родного языка.

3. Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи.

4. Умение пользоваться разными способами словообразования, правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательным значением, выделять звуковые и смысловые различия между словами; образовывать прилагательные от существительных.

5. Сформированность грамматического строя речи: умение пользоваться развернутой фразовой речью, умение работать с предложением.

Наличие у первоклассников даже слабых отклонений в фонематическом и лексико-грамматическом развитии ведет к серьезным проблемам в усвоении программ общеобразовательной школы.

Задача логопеда — устранить речевые дефекты и развить устную и письменную речь ребенка до такого уровня, на котором он бы смог успешно обучаться в школе.

Программа обучения в начальных классах насыщена, ее усвоение детьми, имеющими отклонения в речевом развитии, затруднено. Поэтому на логопедических занятиях не даются заданий сверх программного материала, не перегружает первоклассников дополнительной информацией.

Для воспитания полноценной речи нужно устранить все, что мешает свободному общению ребенка с коллективом. Ведь в семье малыша понимают с полуслова и он не испытывает особых затруднений, если его речь несовершенна. Однако постепенно круг связей ребенка с окружающим миром расширяется.

Младшие школьники пишут преимущественно так, как говорят, поэтому среди неуспевающих школьников младших классов (в первую очередь по родному языку и чтению) отмечается большой процент детей с фонетическими дефектами. Это одна из причин возникновения дисграфии (нарушения письма) и дислексии (нарушения чтения).

Школьники, у которых отклонения в речевом развитии касаются только дефектов произношения одного или нескольких звуков, как правило, учатся хорошо. Такие дефекты речи обычно не сказываются отрицательно на усвоении школьной программы. Дети правильно соотносят звуки и буквы, не допускают в письменных работах ошибок, связанных с недостатками звукопроизношения. Среди этих учащихся неуспевающих практически нет.

Отклонения в развитии устной речи создают серьезные препятствия при обучении грамотному письму и правильному чтению. Письменные работы этих детей полны разнообразных специфических, орфографических и синтаксических ошибок.

Фонематические и лексико-грамматические нарушения речи не всегда сопровождаются нарушением звукопроизношения и поэтому родители их не замечают. Однако эти нарушения самым серьёзным образом влияют на усвоение ребёнком школьной программы. Подобных осложнений можно избежать, если с ребёнком проводить специальные коррекционные занятия, направленные на исправление дефектов речевого развития.

Ни для кого не секрет, что совместная деятельность родителей и специалистов приносит более эффективный результат в коррекционной работе.

Основная задача родителей — вовремя обратить внимание на различные нарушения устной речи своего ребенка, чтобы начать логопедическую работу с ним, предотвратить трудности общения в коллективе и неуспеваемость в общеобразовательной школе. Чем раньше будет начата коррекция, тем лучше ее результат.

Что могут сделать родители, чтобы обеспечить речевую готовность ребёнка к школе?

– создать в семье условия, благоприятные для общего и речевого развития детей;

– проводить целенаправленную и систематическую работу по речевому развитию детей и необходимую коррекцию недостатков в развитии речи;

– не ругать ребенка за неправильную речь;

– ненавязчиво исправлять неправильное произношение;

– не заострять внимание на запинках и повторах слогов и слов;

– осуществлять позитивный настрой ребенка на занятия с педагогами.

Необходимо учитывать важность речевого окружения ребенка. Речь должна быть четкой, ясной, грамотной, родителям необходимо как можно активнее способствовать накоплению словарного запаса детей.

Однако часто родители не уделяют должного внимания борьбе с тем или иным речевым нарушением. Это связано с двумя причинами:

1) родители не слышат недостатков речи своих детей;

2) не придают им серьезного значения, полагая, что с возрастом эти недостатки исправятся сами собой.

Но время, благоприятное для коррекционной работы, теряется, ребенок из детского сада уходит в школу, и недостатки речи начинают приносить ему немало огорчений. Сверстники высмеивают его, взрослые постоянно делают замечания, а в тетрадях появляются ошибки. Ребенок начинает стесняться, отказываться участвовать в праздниках. Он неуверенно чувствует себя, отвечая на уроках, переживает из-за неудовлетворительных оценок по русскому языку.

Читайте также:  Творчество как основа для развития личности ребенка

В такой ситуации критические замечания и требования говорить правильно не дают нужного результата. Ребенку необходимо умело и вовремя помочь. При этом очевидно, что помощь именно родителей в коррекционной работе обязательна и чрезвычайно ценна.

Во-первых, родительское мнение наиболее авторитетно для ребенка, а во-вторых, у родителей есть возможность ежедневно закреплять формируемые навыки в процессе повседневного непосредственного общения.

Таким образом, благодаря совместной работе учителя-логопеда, педагога- психолога, учителей начальных классов, родителей удаётся своевременно и качественно помочь учащимся преодолеть речевые нарушения, более успешно овладеть программным материалом по русскому языку и чтению, сформировать положительную мотивацию к учебной деятельности, сформировать у учащихся с речевой патологией уверенность в своих возможностях.

Источник

Использование игровых методик в развитии речи
детей при подготовке к школе.

Качество образования зависит не в последнюю очередь от одного из субъектов процесса – ребёнка. Одно из главных условий его успешного обучения – владение правильной родной речью. Принцип «Кто ясно мыслит – ясно излагает» помогает человеку в любой из областей жизни. Речевое развитие ребёнка – наверное, один из самых не быстрых процессов.

Все психические процессы у ребенка – восприятие, память, внимание, мыслительные операции, воображение – развиваются через речь (Л. С. Выготский). К моменту поступления ребенка в школу, система родного языка должна быть им в достаточной мере усвоена и, как правило, он уже может хорошо владеть устной, разговорной речью. Развитие письменной речи начинается с овладения чтением. Осмысленное чтение даётся не сразу, это умение развивается постепенно, в процессе обучения. Как правило, непонимание текстов зависит от бедности детского словаря, неумения связывать отдельные части произведения в общий контекст. Преодоление этих недостатков в развитии чтения требует специальной работы. Грамотному письму могут помешать, в том числе и недостатки в развитии звукобуквенного восприятия. Уровень развития речи в целом определяют качество и количество словарного запаса. Необходимо, чтобы ребёнок знал, какие значения есть у слова, умел употреблять их в речи.

Неравнодушные взрослые не пускают дело на самотёк, они знают: те, кто говорят: «Мол, чего его учить говорить правильно, сам научится!», – совсем даже не правы. Функции коры полушарий мозга организуются в результате действий внешних раздражителей на воспринимающие органы и ответного на них реагирования. Заинтересованные в развитии ребёнка взрослые используют эффективные и интересные, в первую очередь для самого ребёнка, методики. А что всего интереснее? Правильно, игра! Тем более, в младшем школьном возрасте, когда, как нам известно, игра является ведущим видом деятельности.

Игр таких великое множество. Например, «Расшифруй слова». Представляем, что мы – юные разведчики-скауты, и нам нужно, глядя на картинку какой-либо местности, понять, что за слово зашифровано в подписи с пропущенными буквами. Или «Короткие истории»: берём много-много (чем старше ребёнок, тем больше, до 30 штук) картинок, на которых что-то происходит. И сочиняем по ним рассказ, логически связывая воедино сюжетную нить. Такие игры обогащают и активизируют словарный запас, развивают связную речь и логику.

Чтобы было интересней, можно построить пирамиды. Из словарных слов, например. Вырезаем из плотного картона карточки в виде равносторонних треугольников количеством 36 штук и на их сторонах пишем слова с пропущенными буквами и эти самые буквы. Задача – сложить треугольники правильными сторонами, чтобы слово совпало с пропущенной в нём буквой.

Для расширения словарного запаса можно выстраивать пирамиду противоположностей – на разных гранях подобных треугольников пишем слова-антонимы и прикладываем друг к другу соответствующие слова.

А ребусы? Это великолепное изобретение человечества! Ребусы учат правильно чувствовать слово, позволяют вспомнить его написание, включают воображение и логическое мышление. Кстати, если у вас не хватает времени на создание базы для подобных игр, можно, просто, купить их уже в готовом виде, они существуют в полиграфическом исполнении, производства ОАО «Радуга», и любой педагог и родитель может купить их в Интернет – магазине vesna. kirov. ru.

А ещё можно поиграть с ребёнком в …кубики! Но не простые, а практически волшебные. Кубики, которые сами объявляют на весь мир главную цель ребёнка «Я буду говорить!» (кстати, эти кубики производства ОАО «Радуга» именно так и называются). На их гранях нарисованы не привычные и обычные буквы, а слова, рисунки продуктов с разным вкусом, предметы, прямоугольники. Некоторые грани просто раскрашены в разные цвета. Кубики могут научить ребёнка различать понятия, говорить о них, связывать воедино разные оценочные категории.

Кубики действительно могут поспособствовать важнейшему умению в жизни человека – вербальной коммуникации. Просто играя с ребёнком в кубики, вы сможете научить его говорить. Хотя эти кубики не так просты, как казалось бы. На их основе разработано целых восемь игр! Кстати, чем раньше начать развитие речи ребёнка, тем больше шанс, что к первому классу проблем у него практически не будет. Кубики на начальном этапе самый подходящий для развития речи материал. Самые маленькие могут строить из них башни, гаражи, стены, повторяя за взрослым названия предметов, нарисованных на гранях кубиков: «Это зонт, а вот мяч».

Читайте также:  Развитие позновательной деятельности ребенка в игре

Когда будет накоплен минимальный активный словарь для более сложных игр, можно предложить ребёнку знакомство с сенсорными эталонами. Для этой игры выберем кубики с разноцветными гранями и предметными цветными картинками. В этой игре сравним цвета кубика и предметов, и найдём одинаковые.

Следующий этап развития – игра номер три. Цветные картинки заменим на чёрно-белые. Пусть ребёнок ответит, какого цвета предметы? Взрослый показывает цветную сторону кубика, а ребёнок выбирает предметы, и формулирует фразу, например: «Красный дом, красный мяч».

Для новой игры возьмём кубик с цифрами и кубик с предметами (ягода, груша, малина, кот, кукла, стул). Кубики поворачиваются, каждый раз перед ребёнком возникают новые грани с очередным предметом и следующей цифрой. Используя кубик с цифрами, можно добавлять любые из сторон, составляя словосочетания: один круг, семь стульев.

Игра с такими волшебными кубиками развивает мышление – логическое, абстрактное. Например, если взять кубики с геометрическими фигурами и с предметами (конфета, торт, камень, дверь, подушка), то можно найти к каждой фигуре соответствующий по форме предмет: овальная конфета, круглая конфета и т. д. Можно найти все предметы одинаковой формы.

Как же использовать в игре кубики с прямоугольниками на гранях? Эти прямоугольники – не что иное, как обозначения понятий: низкий – высокий, узкий – широкий, маленький – большой. Переворачиваем кубик и получаем новое понятие. Соединяя их с предметными гранями кубиков, можем изменять размеры, например, дома: низкий дом; переворачиваем кубик – и сразу получаем высокий дом. Так развивается и абстрактное мышление.

С помощью кубиков, на которых нарисованы картинки и сенсорные эталоны (цвет, форма, размер, вкус), ребёнок может составить длинное предложение, характеризующее какой-либо предмет. «Это арбуз. Расскажи, какой он?», – показывая картинку сладкой ягоды, просит взрослый. Ребёнок, выбирая соответствующие грани кубика, характеризует предмет: «Арбуз большой, круглый».

Если ребёнок уже умеет читать, но имеет ограниченность в понимании речи или низкую речевую активность, можно использовать для игры кубик с напечатанными словами. Используя его в каждой игре, мы формируем умение составлять более пространственные конструкции: «Это красный мяч», «Там большой дом» и т. п.

Всего двенадцать небольших ламинированных кубиков в коробке из плотного картона, а сколько радости, развлечения и, главное, обучения они могут дать, если попадут в руки к умному, понимающему и заботливому взрослому и заинтересованному ребёнку! Для того, чтобы мама, папа, воспитатель, учитель или специалист-логопед смогли методически правильно организовать игру, в коробку с кубиками вложены правила. А ведь вы можете придумать и свои варианты!

Удовольствие от игры – это не единственная награда тем, кто понимает, как важно развивать ребёнка, играя с ним. Главный приз – воплощение в настоящем времени названия игры «Я буду говорить» – «Я говорю», «Мы говорим!», – воскликнете вы вместе с ребёнком, и это будет настоящая победа для всех.

Кубики! Символ детства. Башню из кубиков строил Карлсон, а сверху на его башне лежала трогательная фрикаделька. Кубики – повод для знакомства – она сидит и строит, а я как подойду, кА-А-К всё разломаю! Вот и познакомились… Детские кубики – предтеча будущих взрослых архитектурных и не очень сооружений. Сколько городов было построено из этого удобного строительного материала! Ну и пусть, что они почти сразу же перестраиваются во что-нибудь новенькое. Облик многих настоящих городов тоже далёк от первоначального, а Карфаген так и вообще разрушили навсегда. Кубики – пропуск в мир большой литературы. Многие из нас научились читать именно благодаря кубикам, где каждой картинке соответствовала своя буква.

А кстати, почему до сих пор нигде в мире нет памятника детским кубикам? Кубику Рубика есть, и кубику сахара-рафинада, да и то не в России – в Гомеле (Беларусь) и в Дацине (Чехия). Маленькие и побольше, из дерева, картонные или пластмассовые, детские кубики положили себя на алтарь развития стольких детей, что уже пора увековечить их в каком-нибудь достойном материале, более прочном, чем они сами. Ведь не зря в них, и в другие не менее уважаемые игры, которые учат нас говорить хорошо и правильно, играем мы уже не одно десятилетие!

Уважаемые педагоги, дорогие родители! Время, вложенное вами в подготовку занятий с использованием игровых методик, не пропадёт зря, ведь и эти силы, и это время – инвестиции в наше общее будущее. Ясно излагающий человек сможет донести до общества все свои мысли, и как знать, возможно, сделать его, наше общество лучше. А мы будем горды тем, что говорить и мыслить правильно научили его мы.

Источник: https://doshvozrast.ru/metodich/konsultac130.htm

Источник