Подготовка к школе ребенка с задержкой развития

Подготовка к школе ребенка с задержкой развития thumbnail

 «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития. С чего начать?»

У дошкольников с задержкой психического развития показатели психических процессов, таких как внимание, мышление, память, восприятие, отстают от показателей нормы для данного возраста. Эмоционально-волевая сфера так же находится на более низком уровне возрастного развития, у детей наблюдается преобладание  игровых интересов и низкая интеллектуальная направленность. То есть развитие таких детей соответствует нормальному развитию детей более младшего возраста.

Эмоционально-волевая сфера – это свойства человека, характеризующие содержание, качество и динамику его эмоций и чувств.

Воля – сознательная саморегуляция поведения, проявляющаяся в преднамеренной мобилизации поведенческой активности на достижение целей, осознаваемых субъектом как необходимость и возможность, способность человека к самодетерминации, самомобилизации и саморегуляции .

В развитии эмоционально-волевой сферы (ЭВС) выделяют три группы нарушений:

-расстройства настроения;

-расстройства поведения;

-нарушения психомоторики.

К первой группе относятся такие состояния, как эйфория, дисфория, депрессия, тревожный синдром, страхи.

Ко второй группе относятся апатия, эмоциональная тупость.

К расстройствам поведения можно отнести гиперактивность и агрессивное поведение: нормативно-инструментальную агрессию, пассивно – агрессивное поведение, инфантильную агрессивность, защитную агрессию, демонстративную агрессию, целенаправленно враждебную агрессию.

Гиперактивность – сочетание общего двигательного беспокойства, неусидчивости, импульсивности поступков, эмоциональной лабильности, нарушений концентрации внимания. Гиперактивный ребенок непоседлив, не доводит до конца начатое дело, у него быстро меняется настроение.

Агрессивность – Нормативно – инструментальная агрессия – это вид детской агрессивности, где агрессия используется в основном как норма поведения в общении со сверстниками.

Агрессивный ребенок держится вызывающе, неусидчив, драчлив, инициативен, не признает за собой вины, требует подчинения окружающих. Его агрессивные действия – это средство достижения конкретной цели, поэтому положительные эмоции испытываются им по достижении результата, а не в момент агрессивных действий. Пассивно-агрессивное поведение характеризуется капризами, упрямством, стремлением подчинить окружающих, нежеланием соблюдать дисциплину. Инфантильная агрессивность проявляется в частых ссорах ребенка со сверстниками, непослушанием, выставлением требований родителям, стремлением оскорблять окружающих

Защитная агрессия – это вид агрессивного поведения, которое проявляется как в норме (адекватный ответ на внешнее воздействие), так и в гипертрофированной форме, когда агрессия возникает в ответ на самые разные воздействия. Возникновение гипертрофированной агрессии может быть связано с трудностями декодирования коммуникативных действий окружающих. Демонстративная агрессия – разновидность провокационного поведения, направленного на привлечение внимания взрослых или сверстников. В первом случае ребенок использует в косвенной форме вербальную агрессию, которая проявляется в различных высказываниях в виде жалоб на сверстника, в демонстративном крике, направленном на устранение сверстника. Во втором случае, когда дети используют агрессию как средство привлечения к себе внимания сверстников, они чаще всего используют физическую агрессию – прямую или косвенную, которая носит непроизвольный, импульсивный характер (непосредственное нападение на другого, угрозы и запугивание – как пример прямой физической агрессии или разрушение продуктов деятельности другого ребенка в случае косвенной агрессии).

  • Особенности эмоционально-волевой сферы дошкольников с ЗПР.

Недоразвитие эмоционально-волевой сферы проявляет себя при переходе ребенка с ЗПР к систематическому обучению. В исследованиях отмечается, что для детей с ЗПР характерна, прежде всего, неорганизованность, некритичность, неадекватность самооценки. Эмоции детей с ЗПР поверхностны и неустойчивы, вследствие чего дети внушаемы и склонны к подражанию.

  • Типичные для детей с ЗПР особенности в эмоциональном развитии:

1) неустойчивость эмоционально-волевой сферы, что проявляется в невозможности на длительное время сконцентрироваться на целенаправленной деятельности. Психологической причиной этого является низкий уровень произвольной психической активности;

2) проявление негативных характеристик кризисного развития, трудности в установлении коммуникативных контактов;

3) появление эмоциональных расстройств: дети испытывают страх, тревожность, склонны к аффективным действиям.

Также детям с ЗПР присущи симптомы органического инфантилизма: отсутствие ярких эмоций, низкий уровень аффективно-потребностной сферы, повышенная утомляемость, бедность психических процессов, гиперактивность.

 В зависимости от преобладания эмоционального фона можно выделить два вида органического инфантилизма: неустойчивый — отличается психомоторной расторможенностью, импульсивностью, неспособностью к саморегуляции деятельности и поведения, тормозной — отличается преобладанием пониженного фона настроения.

Дети с ЗПР отличаются несамостоятельностью, непосредственностью, не умеют целенаправленно выполнять задания, проконтролировать свою работу. И как следствие для их деятельности характерна низкая продуктивность работы в условиях учебной деятельности, неустойчивость внимания при низкой работоспособности и низкая познавательная активность, но при переключении на игру, соответственную эмоциональным потребностям, продуктивность повышается.

У детей с ЗПР незрелость эмоционально-волевой сферы является одним из факторов, тормозящим развитие познавательной деятельности из-за несформированности мотивационной сферы и низкого уровня контроля.

Дошкольники с ЗПР испытывают трудности активной адаптации, что мешает их эмоциональному комфорту и равновесию нервных процессов: торможения и возбуждения. Эмоциональный дискомфорт снижает активность познавательной деятельности, побуждает к стереотипным действиям. Изменения эмоционального состояния и вслед за этим познавательной деятельности доказывает единство эмоций и интеллекта.

Читайте также:  Если у вас ребенок с особенностями психофизического развития

Дети с проблемами поведения и особенностями развития эмоционально-волевой сферы испытывают выраженные трудности в адаптации к новой ситуации и нуждаются в целенаправленной помощи педагога иили специальной организации условий обучения.

Целью занятий по подготовке к школе является формирование у ребенка с ЗПР  предпосылок для последующей интеграции в школьной среде, то есть активного участия в учебной деятельности и жизни школьного социума. Подготовка каждого ребенка осуществляется с ориентацией на подходящий ему тип школы, в зависимости от уровня его познавательного и речевого развития и навыков социального взаимодействия (причем в процессе коррекционной работы ориентация может меняться в связи с развитием возможностей и потенциала ребенка).

При организации помощи в развитии со стороны педагогов и родителей дефицит в развитии полностью или в значительной степени компенсируется. Иногда ребенок догоняет сверстников в своём развитии уже по окончании коррекционной группы детского сада, и, пройдя повторное обследование комиссией ПМПК, идет в обычный класс массовой школы. В ином случае ребенок продолжает обучение также в массовой школе только в классе коррекционно-развивающего обучения, по окончании которого ребёнок обследуется комиссией ПМПК .

Бывают случаи, когда у ребёнка, прошедшего обучение в начальных классах коррекционно-развивающего обучения, остаётся стойкое недоразвитие психических функций. Это может быть при тяжёлых задержках психического развития, отягощенных неврологической симптоматикой. Такой ребёнок не способен усвоить программу массовой школы.

Итак, как же подготовить ребенка, имеющего задержку психического развития к школе?

С точки зрения развития когнитивной сферы важным результатом является формирование базовых познавательных навыков и уточнение подходящего для ребенка образовательного маршрута.

С точки зрения личностного развития, необходимо добиться умения ребенка действовать по правилам, в частности. Произвольно начинать и заканчивать повторяющиеся действия (такие, как, например, написание крючков и палочек, решение типовых примеров и т.п.). В результате успешной работы по подготовке к школе ребенок должен научиться вступать в отношения с взрослым человеком как носителем правил, опираться на его авторитет при освоении учебного материала и регуляции собственного поведения, а также подражать другим детям, действовать в соответствии с тем, как это принято в данном сообществе.

Основной задачей курса подготовки к школе выступает коррекция эмоционально-волевых и когнитивных нарушений, препятствующих участию ребенка в групповом образовательном процессе, а именно:

1.Формирование и развитие личностной готовности к школьному обучению:

а) формирование и развитие ролевого общения с взрослым ( учитель-ученик); умения принимать помощь взрослого; выполнять инструкцию, в том числе фронтальную;-развитие мотивационной сферы; формирование познавательных интересов; формирование способности принимать учебную задачу; пробуждение интереса к внешней школьной атрибутике;

б) развитие эмоционального взаимодействия и коммуникативных навыков:

-развитие общения со сверстниками в процессе учебной деятельности и на переменах;

-пробуждение желания участвовать в совместной деятельности с другими детьми;

-обучение адекватному выражению различных эмоциональных состояний;

-формирование умения обходиться без помощи и поддержки родителей в течение школьного дня, обращаться за помощью к другим взрослым, принимать помощь;

-формирование умения справляться со сложными ситуациями социально приемлемыми способами:

в) формирование и развитие самосознания и самоконтроля, развитие произвольной регуляции поведения и деятельности.

2.Формирование базовых систем и функций, которые позволят ребенку успешно адаптироваться и осваивать ту или иную учебную программу: развитие восприятия; развитие зрительного и слухового внимания; развитие памяти; развитие речи; развитие пространственных представлений; развитие зрительно-моторной координации; развитие мышления; формирование и развитие предпосылок логического мышления; формирование возможностей для переноса приобретенных навыков в другую ситуацию; развитие общеучебных и предметных знаний, умений, навыков.

3.Формирование навыков самообслуживания и опрятности, необходимых для социализации в школе, развитие самостоятельности.

Самая большая сложность заключается в том, что  такие дети очень быстро теряют интерес к любым занятиям. Для них привлекательна только игровая деятельность, но не учебная. Ребенок не может сосредоточиться, отвлекается, не знает, с чего начать, что делать дальше, то есть не умеет планировать свою работу. Отсюда следует, что главной целью подготовки ребенка к школе мы должны ставить формирование способности к учению как таковой.

Удобнее всего учить ребёнка планировать свою предстоящую деятельность, когда он выполняет практическое действие. То есть, когда вы занимаетесь рисованием, лепкой, аппликацией с ребёнком, вы при этом не должны забывать, что цель наша — это не то, что ребёнок слепит или нарисует, а создание условий для улучшения возможностей ребёнка в целом.

Мы должны вырабатывать навыки осознанной деятельности, а не бездумной, когда ребёнок просто копирует результат чужого труда, формировать навык самоконтроля. Значит, приучайтесь работать с ребёнком по такой схеме: сначала вы даёте ребёнку задание (любое, даже очень лёгкое), затем помогаете ему осознать составные части задания, то есть проговариваете вместе с ним, что нужно сделать сначала, как это нужно делать (проговаривание правил выполнения), что будем делать потом. Если ребёнок не может определить последовательность выполнения действий, то вы проговариваете, а ребёнок обязательно повторяет.

Читайте также:  Современные методы диагностики нормального развития ребенка

Итак, постепенно ребёнок должен научиться выполнять задания по плану и проговаривать все действия (первое время вслух, а в дальнейшем про себя): называем то, что нужно сделать, как будем это делать, по каким правилам.

Формируем действия самоконтроля следующим образом: по началу выполнения действия ребёнку предлагается оценить, правильно ли выполняется задание, повторить задание , потом проверить, соблюдаются ли правила его выполнения.

Очень важно учить ребёнка с задержкой психического развития оценивать результат своей работы. Для этого предлагаем ребёнку вспомнить задание, что нужно было делать и по каким правилам, а затем задаём вопрос: «Какие правила ты выполнил, а какие неточно?». Когда ребёнок научится сравнивать свою работу с образцом, давать ей оценку в развёрнутой форме, тогда действие самоконтроля считается сформированным.

Источник

Перед родителями детей с ЗПР всегда возникает вопрос о том, как организовывать образование ребенка с ЗПР и как подготовить его к школе. Есть несколько вариантов, таких как индивидуальное обучение со специалистами или родителями на дому. Можно пойти в специальные заведения, или же выбрать обычную школу. В основном, самым оптимальным вариантом кажется специальные учреждения и общеобразовательные школы, где есть классы для детей с ЗПР. Однако у многих все равно возникает вопрос о том, так ли необходимы отдельные школы для детей с задержкой психического развития, и как к ним готовиться.

подготовка к школе при зпр

Нужны ли детям с ЗПР специальные учебные заведения

Прежде всего, важно понимать, что в ситуации выбора учебного заведения трудно всем – и родителям, и ребенку. Взрослые не знают, на что ориентироваться, у них есть сомнения по поводу способа обучения. Но и будущему ученику тяжело пережить этот период, ведь часто родители начинают завышать к нему требования, давать задачи не по способностям и умениям. В том случае, если будет выбрана обычная школа, не избежать ситуации, в которой учитель будет недоволен успехами ученика с ЗПР, также как и родители, которые могут к тому же и ругать за неудачи.

Поэтому важно понимать особенности будущего школьника при выборе учебного заведения, как обычного, так и для детей с ЗПР.

Это заболевание приводит к тому, что у детей формируется индивидуальный ритм усвоения материала, поэтому обычный темп урока им не подходит. Такие школьники прекрасно осознают свои успехи и неудачи и сравнивают себя с другими учениками. Видя свое отставание, ребенок будет пытаться привлечь к себе внимание. Поэтому в классе может начаться плач, ученик будет проявлять агрессию, отказываться выполнять требования учителя.

Из-за трудностей в усвоении материала, а также нежелания взрослых уделять большое количество времени на совместный разбор тем, капризы начинаются и дома. Это заставляет взрослых задуматься о том, что пора переходит в класс для детей с ЗПР. Это будет правильное решение, если у родителей нет навыков и времени самим справиться с обучением.

выбор ЗПР-класса

Неважно, какое название у школы, главное подход учителей к обучению. Важно найти педагога, который сможет следовать нескольким правилам, и индивидуальный ритм восприятия только одно из них. Нельзя завышать требования к ребенку с ЗПР, так как его возможности не увеличатся от необходимости выполнить программу.

Чтобы не очутиться в такой ситуации, перед выбором школы необходимо протестировать возможности и не превышать их. Для этого заранее просматриваются программы учебных заведений, которые обычно доступны на сайте.

Но забрасывать на устоявшемся уровне развитие знаний и навыков нельзя. Наряду с обучением проводиться коррекция недостатков по специальному плану и процедуры для общего улучшения здоровья. Подобное внимание можно оказать только в специализированных заведениях, что является их преимуществом.

Есть несколько других отличительных черт, которые показывают, что ребенку с ЗПР действительно нужна специальная школа.

Во-первых, это маленькие классы. Это позволяет поддерживать контакт со сверстниками, но все равно получать достаточно внимания от учителя.

Во-вторых, такие классы предлагают идти по специальной адаптивной программе и дома, что приводит к успешным результатам обучения и коррекции. После того, как школьник догонит сверстников без задержки, он может перевестись в обычную школу. Но на начальных этапах все-таки стоит обратиться к специалистам и школам для детей с ЗПР.

Как подготовиться ребенку с ЗПР к обучению в школе

Прежде всего, необходимо четко следовать предписаниям, которые были получены от педагогов из дошкольного учебного заведения, которые уже занимались с ребенком. Также должны быть наработки от узкопрофильных специалистов, таких как логопед, дефектолог и детский психолог.

Далее, учителя и родители должны согласовать план по поводу адаптационного периода. В это время происходит привыкание к новой среде, и у пациента с ЗРП он гораздо дольше. Следует продумать то, как он будет привыкать к правилам, к расписанию, к людям и к занятиям. Надо быть готовым к тому, что он будет сопротивляться переменам, капризничать на уроках и отказываться идти на контакт. В таком случае необходимо добавить в учебный процесс игровых моментов, возможно, использовать те методики и упражнения, которые уже знакомы школьнику.

Читайте также:  Школа для развития ребенка пенза

подготовка к обучению при ЗПР

Если программа, которую учитель пытается донести, оказывается не по силам ученика, надо начать с повторения изученного, а новый материал упростить или изменить подачу. В некоторых случаях может понадобиться сопровождение детей с ЗПР в школе для стабилизации дисциплины. Это может быть как логопедическое сопровождение, так и дефектологическое сопровождение в школе. Это означает, что вместе с учеником на занятиях будет присутствовать логопед и дефектолог, помогающий на уроках.

Перед тем, как начнется новый учебный год, родители должны провести подготовку к школе. Во-первых, объяснить, что такое уроки, и что от детей там будут требовать. Далее подготовить к расписанию, возможно, попробовать позаниматься в школьном режиме дома. Заниматься дополнительно нет необходимости в том случае, если сохраняется регулярный режим коррекционных домашних упражнений.

Что касается покупки школьных принадлежностей, то тут необходимо ориентироваться как на стандартный список, так и на дополнительные требования учителя, которые вызваны индивидуальным подходом к обучению.

В чем разница между обычной школой и ЗПР?

В стандартной школе у учителей есть программа и время, за которое ее надо пройти. Каждая тема укладывается в отпущенные занятия, задержки невозможны, а тема заканчивается контрольной работой.

В классах для детей с ЗПР график более свободный, а программа легче. Преподаватель, даже в группах, а не на индивидуальных занятиях, прислушивается к детям и придерживается того темпа, который комфортен всем учащимся.

В обычных классах детей может быть более 30 человек, а в специальных группах не больше десяти. В результате получается уделить всем внимание. Это сказывается не только на качестве преподавания, но и на эмоциональном фоне ученика, который чувствует себя комфортно и спокойно.

В классе обычной школе ученика с ЗПР будут окружать дети, которые будут опережать его в учебе и в жизни класса, группы. В ЗПР-заведениях такого неравенства не будет, поэтому школьник не будет сравнивать себя с окружающими и чувствовать неудобство.

Как выбрать школу с ЗПР-классом

школа для детей с ЗПР

В Сети можно встретить довольно много жалоб, что в школах закрываются классы для детей с особенностями в психическом развитии. Это соответствует реальной ситуации, и родители могут столкнуться с тем, что ни в городе, ни в области такой школы не будет. В таком случае можно попытаться пройти в обычный класс, но сейчас в большинстве школ перед первым классом проводят вступительное тестирование.

Можно попробовать подыскать частное заведение. Приватные коррекционные организации для детей с ЗПР создаются не только как кружки, но и как садики и даже школы. При выборе такого заведение необходимо посмотреть на репутацию и отзывы на сайте и в Сети. Можно попросить программу, по которой занимаются, и посоветоваться со специалистами в том, насколько она эффективна.

Вот что говорят об обучении детей с ЗПР в разных школах родители:

Специальные школыОбразовательные школы
Плюсы
Есть реальные примеры того, как дети выравнивались в таких заведениях и очень скоро переходили в обычные школыСтрогое расписание хорошо дисциплинирует
Детям подходит индивидуальная размеренная программа обученияВокруг другие школьники, что заставляет усерднее трудиться, чтобы быстрее догнать одноклассников
Хорошо стимулирует к учебе отсутствие «нагоняев» со стороны учителей – в ЗПР-классах учителя понимают, что такой подход не действует на их школьников.
Маленькие группы – за детьми хорошо следят
Минусы
Специальные классы очень тяжело найтиЖестокость детей
Некоторые педагоги выбирают слишком мягкие методики и потакают капризам,Нет индивидуального подхода – школьник ничего не запоминает из-за быстрого темпа занятий

Выводы

Решение о выборе места учебы родители принимают самостоятельно, основываясь на способностях школьника и предписаниях специалистов. Рекомендуется выбирать специальные заведения, так как они построены таким образом, чтобы максимально комфортно влить детей с ЗПР в школьную среду. Занятия ориентированы не на простое прохождение программы, а на освоение навыков и коррекцию особенностях при задержке в развитии.

подготовка к школе при зпр
Обычные школы не считаются самым плохим вариантом, так как учителя все равно будут стараться подстроиться под всех своих учеников. Необходимо понимать, что на пятерки школьник с ЗПР учиться не будет, но углубит свои знания в кругу других детей.

Источник