Подготовка к школе ребенка с нарушениями в развитии

ПОДГОТОВКА РЕБЕНКА С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ

Т.Г.Лобанова

Начало школьного обучения — закономерный этап на жизненном пути: каждый дошкольник, достигая определенного возраста, идет в школу. Однако не все дети, переступившие порог школы, психологически являются школьниками.
Процесс адаптации имеет большое значение для дальнейшего развития ребенка и во многом зависит от внимательного к нему отношения учителей и родителей.
Особая проблема — адаптация детей с теми или иными отклонениями в развитии. Вот об этом и пойдет речь в этой статье.

Родители и учителя заинтересованы в том, чтобы каждый ребенок учился хорошо, рос физически и психически здоровым. Однако известно, что не для всех детей адаптация к школе проходит быстро и гладко. Нежелание ходить в школу, выполнять домашние задания, утомляемость ребенка, нервные срывы, развитие невроза — довольно распространенные жалобы родителей.

Со своей стороны, учителя видят, как тяжело некоторым детям сидеть на уроке, быть внимательными, собранными, аккуратными, как формируется у таких детей негативное отношение к школе, не складываются отношения с одноклассниками.

От чего же зависит длительность и степень «болезненности» адаптационного периода? Возможны ли заблаговременный прогноз трудностей и своевременная помощь со стороны родителей и учителей?
Переход от дошкольного детства к школьному — качественный скачок в развитии ребенка. Определяется он не просто фактом зачисления в школу или возрастом (полных 6 или 7 лет), а созреванием физиологических систем организма, сформированностью определенных качеств психики и личности.

Однако не все дети, переступившие школьный порог, психологически являются школьниками. В этом случае говорят о той или иной неготовности их к школе.

Каковы же основные виды неготовности и связанные с ними особенности адаптации к школе?
Готовность к школе зависит от большого числа самых различных факторов: образовательного уровня родителей, состава семьи (полная или неполная), методов воспитания, состояния здоровья ребенка, особенностей его развития, начиная с внутриутробного развития. Чем менее готовым приходит ребенок в школу, тем длительнее и труднее для него период адаптации. Трудности при адаптации к новым условиям, новым требованиям испытывают все дети. Это проявляется в психологическом напряжении — эффект неопределенности, связанный с совершенно новой жизнью в школе, вызывает тревогу и ощущение дискомфорта в напряжении физическом. Новый режим ломает прежние стереотипы (снижение двигательной активности, значительные умственные нагрузки и т.п.). Если одни дети достаточно успешно и быстро преодолевают возникшие трудности, то для других, менее готовых к школе, эти нагрузки могут стать запредельными, привести к нарушению состояния здоровья. Задача родителей и учителя помочь таким детям адаптироваться наиболее безболезненно.

Для детей, не достигших школьной зрелости, запредельными станут в первую очередь физические нагрузки. Наблюдая за такими детьми, учитель замечает, как их работоспособность падает к концу урока, а к концу учебного дня, учебной недели — накапливается утомление.

Небольшой энергетический запас не позволяет им продолжительное время заниматься умственной работой, воспринимать объяснения учителя, организовывать собственную деятельность. Уже к середине урока им тяжело сидеть за партой, следить за осанкой. Если учитель не учтет все эти особенности, то очень скоро такой ребенок окажется стойким неуспевающим с трудностями уже и личностного плана: негативным отношением к школе, нежеланием учиться. В итоге это может привести к возникновению невроза и другим отклонениям в психическом здоровье.

Готовность к школе условно можно представить в виде суммы трех составляющих: готовности организма ребенка к систематическому обучению, готовности психических процессов и готовности личности.
Готовность организма, или школьная зрелость, рассматривается гигиенистами как уровень морфологического и функционального развития, при котором требования школьного обучения, нагрузки разного рода, новый режим жизни не будут для ребенка чрезмерно обременительными.

Критерием школьной зрелости ребенка может служить его работоспособность в течение учебного дня, учебной недели или обратный показатель — утомляемость ребенка.
Готовность ребенка к усвоению научных знаний обеспечивается уровнем сформированности психических функций: восприятия, мышления, памяти, внимания, речи. Здесь основными критериями готовности выступают произвольность познавательной деятельности, способность к обобщениям, развернутая речь, использование ребенком сложноподчиненных предложений.

Большое значение имеет развитие эмоционально-волевой сферы: способность ребенка соподчинять мотивы, управлять своим поведением. Если готовность психических процессов рассматривать как инструмент для овладения новыми знаниями, умениями, навыками, то базой для успешного усвоения учебных знаний можно назвать умственное развитие ребенка, т.е. определенный запас сведений об окружающем мире — о предметах и их свойствах, явлениях живой и неживой природы, различных сторонах общественной жизни, моральных нормах поведения.

Читайте также:  Ребенок в 9 месяцев развитие и питание вес и рост видео

Третья составляющая готовности к школе, т.е. готовность личности, прежде всего включает в себя желание ребенка стать школьником, выполнять серьезную деятельность, учиться. Появление такого желания к концу дошкольного возраста связано с тем, что ребенок начинает осознавать свое положение дошкольника как не соответствующее его возросшим возможностям, перестает удовлетворяться тем способом приобщения к жизни взрослых, который дает ему игра.

Он психологически перерастает игру, и положение школьника выступает для него как ступенька к взрослости, а учеба — как ответственное дело, к которому все относятся с уважением. Становясь школьником, ребенок вступает в новую систему отношений, обусловленных его положением ученика.
Отношения «ребенок—сверстники» определяются теперь не только тем, каков сверстник в игре, но и тем, как он учится, что о нем говорит учитель и т.п. Отношения «ребенок—родители» в основном теперь строятся по результатам деятельности ребенка, его успехам или неуспехам в учении.

Сам ребенок начинает иначе относиться к себе, видеть себя в сравнении с одноклассниками. Совершенно новыми выступают для него отношения с учителем.
Неготовность личности ребенка к новой социальной ситуации развития характеризуется преобладанием игровой мотивации поведения и деятельности над учебной, непониманием профессиональной роли учителя, особенностей отношений с ним, специфичности учебных задач.

Важной стороной готовности является сформированность качеств личности, помогающих ребенку войти в коллектив класса, найти свое место в нем, включиться в общую деятельность. Не имея таких качеств, ребенок работает в классе только в том случае, если учитель обращается непосредственно к нему. В остальное время он как бы отсутствует на уроке: не может продолжить за своим соседом стихотворение, не слышит ответов товарищей. Неумение ребенка объективно оценить результат своей деятельности, свое поведение и, следовательно, адекватно отнестись к замечанию учителя, к отметке ведет к еще большим трудностям в адаптации к школе. Закрепившееся негативное отношение к учебе, к школе может стать препятствием на пути всего дальнейшего обучения.

Процесс адаптации ребенка к школе имеет большое значение для всего его дальнейшего развития. Как он пройдет и как скажется на здоровье ребенка — во многом зависит от внимательного отношения к нему и его трудностям учителя и родителей.

Особая проблема — адаптация детей с теми или иными отклонениями в психическом развитии.
Умственная отсталость проявляется в резком интеллектуальном отставании от сверстников. Ребенок намного хуже одноклассников усваивает учебный материал, не понимает разъяснений учителя, у него не формируется учебная деятельность, отсутствует критическое отношение к своим возможностям. Умственно отсталые дети могут многократно повторять одни и те же ошибки, они плохо рисуют, в силу моторных нарушений плохо конструируют, конфликтуют в играх с одноклассниками, имеют разные формы нарушения речи.

Отклонения при задержке психического развития не носят резко выраженного характера. Если у детей с ЗПР нарушены только какие-то определенные функции, вследствие локальных органических поражений центральной нервной системы, то при специальной коррекционной работе они поддаются компенсации. Типичными нарушениями у таких детей являются нарушения движений, навыков письма, встречаются нарушения речи, механической памяти и т.п.

Нередко в классе встречаются дети с невротическими «нарушениями», проявляющимися в замедленном темпе деятельности, или с гиперактивностью. Ребенок как бы «спит на ходу», все делает чрезмерно медленно, «копается без конца», зашнуровывает долго ботинки, вяло ест. Он не успевает выполнить задание за отведенное время. Такой ребенок всегда в числе отстающих. Родители этого ребенка жалуются, что он своей медлительностью выводит их из себя. Они рассматривают такое поведение как непослушание, упрямство. Однако такой ребенок при наличии достаточного времени может выполнять задание вполне успешно. Если объяснять материал достаточно медленно, то он понимает не хуже других детей. Таких детей нельзя постоянно понуждать к деятельности, требовать быстрого, безоговорочного выполнения заданий — это только еще больше затормаживает его.

Двигательная расторможенность (гиперактивность) характеризуется беспокойством, нетерпеливостью, непроизвольным ускорением речи, неустойчивостью внимания, разбросанностью и непоследовательностью. Чем больше замечаний получает такой ребенок, тем сильнее он возбуждается.

После перенесенных заболеваний, особенно инфекционных, в связи с изменениями центральной нервной системы в результате травм головного мозга, а также вследствие умственных и эмоциональных перегрузок у детей развивается астения, характеризующаяся повышенной утомляемостью, снижением работоспособности.
Находясь в состоянии утомления, астеничный ребенок не усваивает учебного материала, перестает понимать объяснения учителя, у него падает активность, нередко появляются признаки расторможенности, он становится плаксивым и капризным.

Источник

Ольга Алавацкая
Рекомендации родителям по подготовке детей с интеллектуальной недостаточностью к обучению в школе

Читайте также:  Программа для развития ребенка дошкольного возраста

Рекомендации родителям

по подготовке детей с интеллектуальной недостаточностью

к обучению в школе

“Готовность ребенка к школе представляет собой целостную систему свойств и качеств, характеризующих достижение ребенком новой, более высокой стадии общего физического, умственного, нравственного и эстетического развития» А. В. Запорожец.

Ошибка многих родителей в том, что они стараются обучать ребенка- дошкольника чтению, письму, счету, не понимая, что не только это обеспечивает его дальнейшее успешное обучение в школе. В школу должен идти ребенок не столько «образованный», сколько психологически подготовленный к учебному труду. Это значит, что будущий первоклассник должен обладать нравственно-волевыми качествами – настойчивостью и трудолюбием, прилежанием и усидчивостью, терпением и чувством ответственности, организованностью и дисциплинированностью. В разной мере эти качества должны быть сформированы и у детей с интеллектуальной недостаточностью: от того, какими они придут в школу, будут зависеть их дальнейшие успехи в обучении.

Самым главным условием, необходимым при поступлении в школу, является социальная зрелость. За этими словами скрывается потребность детей в общении со сверстниками и взрослыми, умение подчиняться определенному режиму, понимание школьной ситуации и т. д. Для того, чтобы учитель мог начать работу с ребенком,им необходим контакт: ребенок не должен тревожиться при встрече с детьми и педагогами, испытывать отрицательные эмоции к самому процессу обучения. И здесь большая роль отводится родителям. Они должны создавать условия для общения, не бояться выводить своих детей за порог дома, не должны стесняться их недостатков. Ребенок с отклонениями в развитии действительно меньше знает и умеет, чем нормально развивающиеся сверстники.Но именно поэтому и надо расширять его контакты: приглашать гостей, организовывать игры с другими детьми, совместные прогулки и т. д.

Никакая болезнь не может служить оправданием незнания элементарных правил общежития. Родителям необходимо учить ребенка считаться с желаниями окружающих, вежливому поведению со старшими. Нередко приходится наблюдать ситуации, в которых ребенок с нарушением интеллекта боится незнакомых, с трудом вступает в контакт со взрослыми и детьми. А иногда наоборот ребенок ведет себя слишком фамильярно, не учитывает возрастную дистанцию в процессе контакта со взрослыми.

Воспитание адекватного поведения, культуры общения достигается прежде всего личным примером родителей. То, как взрослые ведут себя с другими членами семьи, в различных общественных местах, их внешний вид становится предметом подражания. Дети копируют поступки родителей, поэтому им нужно быть требовательными к себе, не допускать неуважительного отношения к ребенку и взрослым, не использовать в речи бранных слов, быть последовательными в своих действиях. Родители должны создавать ситуации, в которых ребенку придется самостоятельно принимать решение, определять стиль поведения («сходи в магазин», «поиграй с детьми в песочнице» и т. д.). Главная задача педагогов и родителей – учить ребенка общению.

Очень важно, чтобы к началу школьного обучения у ребенка была достаточно зрелой эмоционально-волевая сфера.Основные показатели эмоционально-волевой готовности – определенная степень сформированности произвольных психических процессов: внимания, памяти, мышления; быстрый темп работы; овладение основными правилами поведения; умение правильно оценить свою работу, найти и исправить свою ошибку. Школьная жизнь требует от детей эмоциональной устойчивости.

Немалую роль в формировании умения управлять своим поведением играет семейное воспитание. Зная особенности своего ребенка, родители смогут скорее найти подход к нему и помочь педагогу выбрать наиболее эффективные методы воздействия в каждом конкретном случае.

Эмоции детей с интеллектуальной недостаточностью крайне не зрелы, что чаще всего становится причиной их неправильного поведения. Родители должны, насколько возможно, предупреждать нежелательные проявления характера ребенка, совместно с педагогами вырабатывать оптимальный стиль поведения для многих прогнозируемых ситуаций. Взрослые должны вносить в жизнь ребенка побольше положительных эмоций, чаще фиксировать его внимание на добрых делах, на занятиях, приносящих радость.

Чрезвычайно важна в школе и способность к волевым усилиям. Ребенок, вместо «хочу это», должен заставить себя делать то, что «надо». В играх, при выполнении хозяйственных поручений дома, на специально организованных занятиях необходимо ставить перед ребенком задачи, решение которых требует от него волевого усилия. Не следует допускать, чтобы он, не закончив одну работу, принимался за другую. Ребенок должен прочно усвоить, что любое дело следует доводить до конца.

Еще одним необходимым условием школьного обучения является определенный уровень умственной зрелости ребенка. Умственная готовность определяется познаниями ребенка об окружающем мире, о живой и неживой природе, о некоторых социальных явлениях и систематизированностью этих представлений. Ребенок к школе должен уметь делать простые обобщения, т. е. находить сходство в предметах и объединять их по выявленным признакам в группы, а также распознавать различия в сходных предметах и явлениях. Чтобы помочь в этом ребенку с нарушением интеллекта, родители должны обращать его внимание на цвет, форму, величину и другие свойства предметов, учить сравнивать их с целью обнаружения сходных и различных признаков; объяснять причину и результат явлений, происходящих вокруг. Дети с интеллектуальной недостаточностью сами не проявляют умственной активности, не задают вопрос «Почему?». К этому их надо побуждать, создавая такие ситуации, в которых ребенку придется решать несложные задачи, находить выход. Детям с нарушением интеллектасвойственна леность мысли: им не хочется думать. Именно по этой причине они нередко отказываются от выполнения задания. В то же время при участии взрослых они вполне способны сделать то, что им предлагают. Взрослые не должны давать им готовые ответы, а обязаны помогать в поисках способов действия. Учите их планировать свою работу, обдумывать решение, осуществлять самоконтроль. Активизации мыслительной деятельности, развитию способности анализировать, сравнивать,обобщать способствуют следующие упражнения:

Читайте также:  Коррекционная технология нарушенного развития ребенка

«Возьми, что подходит», «Что к чему подходит»,«Назови одним словом», «Четвертый лишний».

Чем бы не занимались родители с ребенком, они непременно должны обращать внимание на его речь. Речевая готовность к школе подразумевает правильное произношение всех звуков родного языка, навыки словообразования и грамматически верного оформления высказываний, умение связно рассказывать и пересказывать. Очень важно, чтобы ребенок с особенностями в развитии к школе понимал разговорную речь и сам владел ею. Родители должны постоянно следить за тем, как он произносит слова, правильно ли строит фразы, использует ли слова по назначению. Необходимо вводить в речь ребенка новые слова, разъясняя их смысл. У ребенка с особенностями в развитии снижена способность воспринимать и различать звуки в словах, т. е. не развит фонематический слух.С этой целью можно предложить ребенку следующие задания: «Подбери слова, чтоб звук М стоял в начале слова?», «Определи какой звук в конце?», «Выбери только те картинки, в названии которых есть звук К?» и др. Не менее важна смысловая сторона слов. Полезно вместе с ребенком подбирать разные слова со сходным значением, а также с противоположным смыслом.Ребенок с удовольствием поиграет в игры: «Скажи наоборот», «Вставь подходящее слово» и т. д. В случаях грубых нарушений или недоразвития речи важно вовремя обратиться за помощью к логопеду.

Для успешного обучения в школе большое значение имеет определенный уровень развития осмысленной памяти. У детей с интеллектуальной недостаточностью память снижена. Они с большим трудом запоминают новый материал. Исследования психологов свидетельствуют, что память таких детей можно значительно улучшить при условии систематической и целенаправленной работы, поэтому родители должны использовать любую возможность, чтобы научить детей приемам запоминания и припоминания. Наибольшие возможности для обучения приемам осмысленного запоминания представляет классификация. Ребенок в процессе классификации создает группу. Он называет каждую картинку, а затем дает им общее название. Через некоторое время нужно спросить у ребенка, какие предметы были изображены на картинках.Можно поиграть с ребенком в следующие игры:«Назови, что запомнил», «Слушай и повторяй», «Запомни слова».

Не следует забывать и о том, что для формирования навыка письма и иной школьной деятельности необходима ручная ловкость, координированность движений, развитие моторики мелких мышц кисти. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. У детей с интеллектуальной недостаточностью общая моторика слабо развита. Они неловки, неуклюжи. Движения мелких мышц руки отличаются некоординированностью, напряженностью. В дошкольном возрасте важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.

Работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления ребенка в школу.

Дети с нарушением интеллекта по разным причинам лишены возможности усваивать новые знания и навыки наравне со своими нормально развивающимися сверстниками. Трудности усвоения программного материала осложняет их обучение и воспитание, делает особенно сложным процесс формирования личности. Тесное взаимодействие в работе педагогов специализированных заведений и их родителей помогает подготовить ребенка с интеллектуальной недостаточностью к обучению в школе.

Источник