Поддержка развития ребенка с овз в образовательной среде

Поддержка развития ребенка с овз в образовательной среде thumbnail

Парушкин Артем Дмитриевич

Социально-педагогическая поддержка детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательного учреждения.

В современном государстве и обществе произошли изменения в представлении прав и возможностей ребенка-инвалида. Что и привело к постановке практической задачи максимального охвата образованием и воспитанием всех детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Признание права любого ребенка на получение образования, отвечающего его потребностям и использующего все возможности развития личности, привело к созданию новых ориентиров в образовательной политике.

Государство признало значимость социальной и образовательной интеграции детей с ОВЗ и необходимость создания для них  адекватного образовательного процесса именно в общеобразовательном учреждении.

Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ или затрудняет его без специальных условий обучения и воспитания. Это дети-инвалиды или дети в возрасте от 0 до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом и (или) психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий обучения и воспитания.

Группа школьников с ОВЗ достаточно неоднородная. В нее входят дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, включая аутистические нарушения, с задержкой  психического развития, с комплексными нарушениями развития. Область различий в развитии детей с ОВЗ очень велика. Она проходит от детей, нормально развивающихся, но испытывающих временные трудности, до детей с необратимыми поражениями центральной нервной системы. От ребенка, способного при специальной поддержке обучаться вместе с нормально развивающимися сверстниками, до детей, нуждающихся в адаптированной к их возможностям индивидуальной программе образования. При этом такие границы различий наблюдаются не только в группе учащихся с ОВЗ, но и в группе школьников с различными нарушениями в развитии.

В таких условиях общеобразовательное учреждение должно быть  адаптированным к потребностям и возможностям детей с ограниченными возможностями в здоровье.

Дети с ОВЗ наряду с характерными для их сверстников познавательными интересами и образовательными потребностями имеют свои специальные потребности обучения:

– начало обучение ребенка необходимо сразу же после выявления первичного нарушения развития;

– индивидуализировать обучение ребенка с ОВЗ следует в большей степени, чем требуется для нормально развивающегося  ребенка;

– введение в содержание обучения ребенка специальные разделы, которые не присутствуют в программах  образования нормально развивающихся сверстников;

– использование методов, приемов и средств обучения, которые обеспечивают реализацию «обходных путей» обучения и облегчают усвоение учебного материала;

– обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды;

– максимально раздвижение образовательного пространства за пределы образовательного учреждения.

Учет особых потребностей различных категорий детей с ОВЗ, обусловленных характером и выраженностью нарушений, ориентация на максимальное удовлетворение этих потребностей наряду с необходимостью реализации общего стандарта образования –  необходимое условие эффективности обучения учащихся с ОВЗ. Только удовлетворяя особые образовательные потребности такого ребенка, можно открыть ему путь к общему образованию.

Как показывает исследование, важную роль в данном моменте играет социально – педагогическая поддержка детей с ограниченными возможностями в здоровье, которая призвана решить следующие задачи:

-создание адаптивной образовательной среды, обеспечивающей удовлетворение как общих, так и особых образовательных потребностей ребенка с ОВЗ;

-обеспечение индивидуального педагогического подхода к ребенку с ОВЗ с учетом специфики и выраженности нарушения развития, социального опыта, индивидуальных и семейных ресурсов;

– построение обучения особым образом – с выделением специальных задач, разделов содержания обучения, а также методов, приемов и средств достижения тех образовательных задач, которые в условиях нормы достигаются традиционными способами;

– интеграция процесса освоения знаний и учебных навыков и процесса развития социального опыта, жизненных компетенций;

– обеспечение содействия ребенку и его семье, помощи педагогам;

– разработка специализированных программно-методических комплексов для обучения детей с ОВЗ;

– координация и взаимодействие специалистов разного профиля и родителей, вовлеченных в процессе образования;

– повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах обучения и развития детей с ОВЗ различной специфики и выраженности;

В связи с обозначенными задачами прогнозируются следующие результаты:

– выход детей с ОВЗ из состояния изолированности от общества;

– реализация конституционных прав детей с ОВЗ на образование в соответствии с их возможностями;

– получение ими образования в соответствии с индивидуальными возможностями;

– реализация себя в обществе;

– повышение качества жизни;

– овладения знаниями, социальными навыками;

Однако на первый план выходят противоречия, присущие обучению детей с ОВЗ, обусловленные стремлением к равным правам при неравных возможностях, а именно:

– между потребностью детей с ОВЗ учиться, развиваться вместе со сверстниками и их ограниченными возможностями;

– между затратами, усилиями на обучение детей с ОВЗ и аналогичными затратами и усилиями по отношению к их сверстникам;

– между общим и специальным в обучении детей с ОВЗ, имеющим нарушения различного генеза;

– между гуманистическим эффектом и экономической эффективностью инклюзии; и др.

Цель и смысл социально – педагогической поддержки детей с ОВЗ в общеобразовательном школах – это содействие в полноценном развитии и самореализации детей, имеющих те или иные нарушения, помощь в освоении ими общеобразовательной программы. Обретение важнейших социальных навыков с учетом индивидуально-типологических особенностей учащихся в познавательном, физическом, эмоциональном развитии.

Освоение образовательной программы призвано обеспечить введение в культуру ребенка, который выпадает из образовательного пространства в связи с особенностями своего физического или психического развития. Для этого необходимо использовать интегративные формы, организации обучения детей с ОВЗ в общеобразовательных учреждениях.

Интегративное обучение в форме надомного обучения при общеобразовательной школе предполагает открытие специализированного класса или отделения надомного обучения для детей с ОВЗ, обучающихся по индивидуальным программам и планам на дому и в школе со значительным числом общеразвивающих занятий и мероприятий.

Ребенок получает образование, которое можно сопоставить по уровню академического компонента с образованием здоровых сверстников, при этом находясь в среде сверстников со сходными проблемами развития и в более длительные календарные сроки. Учебное место организуется в соответствии с особенностями развития школьников и дополнительно переделывается к конкретному ребенку.

Для того, чтобы данная модель усвоилась необходима организация специального обучения и воспитания для реализации особых образовательных потребностей. В данном случае нужно усилить внимание к формированию полноценной жизненной компетенции, к использованию обучающимися полученных знаний в реальных жизненных условиях.

В связи с неизбежной упрощенностью образовательной и воспитательной среды, необходимо максимально приспособить данную среду к физическому ограничению ребенка и его жизненному опыту и взаимодействие со здоровыми сверстниками, поэтому требуется специальная работа по введению ребенка в более сложную социальную среду. Основным значением такой работы является поэтапное и планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов ребенка.

Основная задача образовательного учреждения  в сотрудничестве со специалистами – разработка и корректировка индивидуальных учебных планов и программ для каждого ребенка из специализированного класса на основе изучения его особенностей, психических и физических ресурсов и ограничений; обобщения опыта и результатов обучения на более ранних этапах.

Важным условием для повышения учебного процесса в специализированном классе или отделении надомного обучения должна стать комплексная социально -педагогическая поддержка психологического состояния ребенка; развитие его социального интеллекта, самостоятельности, способности к преодолению трудностей.  Таким образом, существенно повышается роль службы социально –педагогического сопровождения в образовательном учреждении.

Введение учащихся с ограниченными возможностями в здоровье в контекст общепринятых культурных ценностей открывает им возможность переосмысления собственной жизни; задает новые темпы для реализации личных задач, пробуждает стремление, готовность занять активную жизненную позицию в обществе.

Получая, таким образом, образование, ребенок с ОВЗ овладевает полезными для него знаниями, умениями и навыками, достигает максимально доступного ему уровня жизненной компетенции, осваивает необходимые формы социального поведения, оказывается способным реализовать их в условиях семьи и общества.

Источник

“Методы и приёмы педагогической поддержки детей с ОВЗ в образовательной организации”.

Автор: Кулигина Елена Александровна,

первая квалификационная категория,

МБДОУ д./с № 20 «Дельфин», г. Саяногорск.

«Подлинный смысл педагогики заключается в том, чтобы даже человек, которому трудно то, что посильно другим, не чувствовал себя неполноценным, испытывал высокую человеческую радость, радость познания, радость интеллектуального труда, радость творчества».                                                                                                                                                                      

В.Сухомлинский «Трудные дети».

Дети с ограниченными возможностями здоровья – группа детей с сенсорными, интеллектуальными, эмоционально-волевыми, физическими и другими отклонениями в психофизическом развитии.

Группа дошкольников с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. Это определяется, прежде всего тем, что в нее входят дети с разными нарушениями развития: нарушение слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, с задержкой и комплексными нарушениями развития. Таким образом, самым главным приоритетом в работе с такими детьми является индивидуальный подход с учетом специфики психики и здоровья каждого ребенка. 

Особые образовательные потребности различаются у детей разных категорий, это определяет особую логику построения учебно-воспитательного процесса. Наряду с этим можно выделить особые по своему характеру потребности, свойственные всем детям с ОВЗ: 

  • начать специальное воспитание и обучение ребенка сразу же после выявления первичного нарушения развития; 
  • ввести в содержание воспитания и обучения ребенка специальные разделы, не присутствующие в воспитательно-образовательных программах нормально развивающихся сверстников; 
  • использовать специальные методы, приемы и средства обучения; 
  • индивидуализировать обучение в большей степени, чем требуется для нормально развивающегося ребенка; 
  • обеспечить особую пространственную и временную организацию образовательной среды; 

            У большинства детей с ОВЗ отмечается недостаточный уровень познавательной активности, незрелость мотивации к образовательному процессу, сниженный уровень работоспособности и самостоятельности. Поэтому поиск и использование активных форм, методов и приёмов обучения является одним из необходимых средств повышения эффективности коррекционно-развивающего процесса в работе педагогов.

Термин «метод» происходит от греческого слова «metodos», что означает путь, способ продвижения к истине, к ожидаемому результату. В педагогике имеется множество определений понятия «метод обучения». К ним можно отнести следующие: «методы обучения – это способы взаимосвязанной деятельности детей и педагога, направленные на решение комплекса задач в педагогическом процессе»; «под методами понимают совокупность путей и способов достижения целей, решения задач воспитания и образования»

Самые активные методы – игровые – очень гибкие методы, многие из них можно использовать с разными возрастными группами и в разных условиях.

Если привычной и желанной формой деятельности для ребенка является игра, значит, надо использовать эту форму организации деятельности, объединив игру и учебно-воспитательный процесс, точнее, применив игровую форму организации деятельности детей для достижения образовательных целей. Таким образом, мотивационный потенциал игры будет направлен на более эффективное освоение детьми образовательной программы. А роль мотивации в успешном воспитании и обучении  трудно переоценить.

В соответствии с возможностями детей с ОВЗ определяются методы воспитания и обучения. При планировании работы важно использовать наиболее доступные методы: наглядные, практические, словесные. Психологи доказали, что чем большее количество анализаторов было задействовано в процессе изучения материала, тем полнее, прочнее знания. Вопрос о рациональном выборе системы методов и отдельных методических приемов решается педагогом в каждом конкретном случае.

Существует ряд нетрадиционных методов в коррекционной работе с детьми с ОВЗ, которые можно использовать как на уроке, так и во внеурочной деятельности или на коррекционных занятиях. Это могут быть индивидуальные занятия, парные, групповые.

  • Фитотерапия
  • Ароматерапия
  • Музыкотерапия 
  • Хромотерапия или Цветотерапия
  • Рефлексотерапия и точечный массаж
  • Куклотерапия
  • Сказкотерапия
  • Песочная терапия

Следующие методы при индивидуальном подборе могут быть использованы в работе с детьми с ОВЗ. Эти методы в большей степени касаются личностной сферы ребенка.

Методы педагогической защиты ребенка от самого себя, включающие методы физиолого-педагогической и психолого-педагогической защиты:

  • Метод «угашения переживаний»  – успокоение путем «беседы рационализации» – превращения обидной ситуации в иную, в которой ребенок сохранил бы к себе самоуважение; невербальными средствами: рукопожатие, прижать к себе, погладить, приласкать, возможно использование спокойной музыки;
  • метод «прямого действия»  – остановка ребенка от совершения поступка, направленного против себя;
  • метод «рефлексивного анализа»  – осмысление с ребенком действий, эмоциональных состояний, приведших к возникновению опасности для его жизни и здоровья;
  • метод «переключения»  – включение ребенка в другие виды деятельности, в которых он был бы успешен, путем замещения (перенос агрессии на допустимые объекты, например, избить подушку, – грушу в спортзале и т.д.), сублимации (творческое действие – нарисуй что-нибудь, вылепи);

Методы, с помощью которых возбуждается чувство радости, положительного эмоционального настроя, веры в свои силы:

  • метод «радостной перспективы»  – это радостные события, которые ждут человека и значимых для него в ближайшее время;
  • метод «увлечения весельем»  – юмор всегда помогает преодолевать трудности, оптимизм создает мажорный настрой жизни;
  • метод «поощрения и похвалы» – этот метод возбуждает у ребенка чувство радости от сделанного, веры в себя и желания делать еще лучше, применяется путем одобрения (мимикой, жестом, взглядом, словом);
  • метод «самонаблюдения за своими эмоциями» – метод, с помощью которого ребенок может понять, под воздействием каких причин возникает та или иная эмоция, чувство. Это необходимо для поддержания положительного эмоционального настроя в жизни.

Методы поддержки физического здоровья ребенка:

  • метод «оптимального режима жизни» – приучение ребенка к режимным моментам;
  • метод «постепенности» – приучение ребенка к последовательности и обдуманности во избежание скачкообразного образа жизни, ведущего к заболеваниям;
  • метод «физических упражнений и занятия спортом» – приучение ребенка к систематическим физическим нагрузкам;
  • метод «рекреации» – обеспечение спокойного отдыха организма;
  • метод «массажа и самомассажа» – физического оздоровления путем растирания участков тела.

Методы педагогической поддержки психического здоровья ребенка:

  • метод «угашения отрицательных переживаний»  – способ обдумывания таких эмоций, как обида, стыд, ненависть, злоба, страх, вина, определение причин их возникновения и как следствие – угашение отрицательных эмоций;
  • метод «устранения плохих привычек»;
  • метод «выработки хороших привычек и положительных черт характера»;
  • метод «релаксации» – способ расслабления организма с целью успокоения, создания внутреннего комфорта.

Методы укрепления чувства  ответственности:

  • метод «доверия»  – развивается вера в свои силы;
  • метод «просьбы»  – обращение к ребенку за помощью с целью получения им удовольствия от самостоятельно выполненного поступка;
  • метод «беседы-размышления»  – обсуждение вопросов, направленных на поиск и принятие каждым участником самостоятельного решения;
  • метод «поручения»  – обращение к ребенку с заданием творческого характера с предоставлением ему права выбора способов его решения.

Методы, с помощью которых укрепляется воля ребенка:

  • метод «напоминания»  – возбуждается чувство значимости просьбы;
  • метод «сомнения»  – этим методом возбуждается чувство неудовлетворенности собой и появляется желание исправить свои ошибки, стать лучше;
  • метод «достижения согласия с самим собой»  – метод, с помощью которого достигается чувство терпимости к внутреннему рассогласованию и возникает желание коррекции черт характера;
  • метод «достижения гармонии с окружающим»  – метод защиты от раздражения и неприятностей, причиняемых природным, вещевым, человеческим окружением путем усвоения методов саногенного (отлат. Sanitas – здоровье) мышления.

Методы поддержки развития аналитико-рефлексивных способностей, с помощью которых педагог и воспитанник получают возможность осмыслить свою деятельность, соответствие способов работы целям и полученному результату:

  • метод наблюдения;
  • метод «коллективного анализа деятельности»,  размышления;
  • метод рефлексии  – самопознание своей роли и отношения к произошедшим событиям,  делам;
  • метод тестирования и анкетирования.

Методы поддержки развития организаторских способностей:

  • метод – «творческого выполнения задач»;
  • метод игры – творческое действие в воображаемых условных обстоятельствах с целью развития самостоятельности и творчества;
  • метод поручения  – регулярное выполнение определенных действий в целях превращения их в привычные формы поведения (положительные привычки);
  • метод упражнения  – повторение, закрепление, упрочение и совершенствование ценных способов действий.

Методы поддержки развития коммуникативных способностей:

  • метод «создания воспитывающих ситуаций» – ситуаций свободного выбора поведения;
  • метод «коммуникативного тренинга» (ролевые игры, выполнение заданий по заданным параметрам)
  • метод творческого поиска.

Методы педагогической поддержки развития самостоятельной личности включают методы стимулирования развития личности:

  • метод поощрения (устная благодарность, вручение грамоты, приза, ценного подарка, помещение фотографии на доску почета, в книгу лучших, награждение родителей  и т.д.);
  • метод наказания (взглядом, замечанием, порицанием в

индивидуальной беседе, обсуждением проступка в коллективе);

  • метод «предоставления дополнительных полномочий» (обучение поиску дополнительных средств для достижения цели);
  • метод критики (обучение самоанализу действий и поступков);
  • метод «ролевой игры» (представление себя в ролях отрицательных и положительных персонажей);
  • метод самодиагностики – обучение анализу своих индивидуальных особенностей, потребностей, возможностей, поступков;
  • метод самооценки – обучение адекватному оцениванию себя, адекватности целей, использованных средств;
  • метод самоопределения – создание ситуаций, когда ребенок должен самостоятельно сделать выбор;
  • метод самореализации – создание условий для выполнения индивидуальной работы в соответствии с поставленными задачами (метод поручения и др.);
  • метод самоконтроля – самостоятельный способ наблюдения за собой и своими поступками;

Рекомендации педагогу по проблеме социально-педагогической поддержки развития личности ребенка с ОВЗ

  • Относитесь к ребенку спокойно и доброжелательно, так же, как к другим детям.
  • Учитывайте индивидуальные возможности и особенности ребенка при выборе форм, методов, приемов работы.
  • Сравнивайте ребенка с ним самим, а не с другими детьми.
  • Создавайте у ребенка субъективное переживание успеха.
  • Помогайте ребенку почувствовать свою состоятельность.
  • Дайте, ребенку возможность делать выбор, решать самому, высказывать свою точку зрения.

Концентрировать внимание ребёнка можно следующим способам:

  • Стоять рядом. Ребёнок должен видеть и слышать того, кто с ним разговаривает.
  • Устанавливать зрительный контакт. Заботиться о том, чтобы лицо педагога было на уровне его глаз так, чтобы ребёнок мог видеть его. Ведь это именно то, на чём он должен сосредоточиться.
  • Называть ребёнка по имени. Прежде чем попросить о чём-нибудь, привлекать его внимание, окликнув по имени. Не продолжать, пока он не повернется  и не смотрит на вас.
  • Внимательно подбирать слова. Пользоваться знакомыми словами и короткими предложениями.
  • Быть постоянной. Говоря о людях, местах и предметах, использовать всегда одни и те же слова.
  • Использовать жесты. Дополняя свои слова соответствующими жестами, ребёнку будет  легче понять вас и тем самым сконцентрировать внимание.

Таким образом, применение активных методов и приёмов обучения повышает познавательную активность дошкольников, развивает их творческие способности, активно вовлекает детей в образовательный процесс, стимулирует их самостоятельную деятельность, что позволяет детям с ОВЗ быть успешными.

Источник