Поддержка и развитие творческого потенциала ребенка
Обучение одаренного ребенка предполагает принятие личности и его индивидуальности, самоопределение и выбор собственного пути, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности.
Педагогическая деятельность дополнительного образования, будучи гибкой, вариативной, непосредственно откликающейся на интересы и потребности обучающихся, наиболее полно отвечает этим критериям. Дополнительное образование позволяет ребенку сделать индивидуальный выбор сфер деятельности и общения, проявить себя, свои возможности.
Одним из важных направлений деятельности центров творчества в рамках президентской программы «Одаренные дети» является создание условий, оказание помощи и поддержки каждого одаренного и талантливого ребенка, что способствует увеличению доли одаренных детей в различных областях знаний и творческой деятельности.
Расширяя сферу творчества обучающихся, дополнительное образование учитывает индивидуальные запросы и интересы одаренных детей.
В объединения по интересам часто приходят дети, одаренность которых уже начала раскрываться. Они мотивированы на овладение творческой деятельностью, и это создает условия для плодотворного освоения специальных умений и знаний. Занимаясь в Центре, дети имеют возможность использовать единство и взаимодействие различных искусств. Творчески одаренный ребенок после обучения в объединениях по интересам может выйти на следующий уровень, т. е. получить профессиональную подготовку.
Понимание одаренности как системного качества предполагает рассмотрение личностного развития в качестве основополагающей цели обучения и воспитания одаренных детей. Одаренность часто проявляется в успешности деятельности, имеющей стихийный, самодеятельный характер. Например, увлеченный техническим конструированием ребенок может дома с энтузиазмом строить свои модели, но при этом не проявлять аналогичной активности ни в школьной, ни в специально организованной внешкольной деятельности (кружке, секции, студии). Кроме того, одаренные дети далеко не всегда стремятся демонстрировать свои достижения перед окружающими. Так, ребенок, сочиняющий стихи или рассказы, может скрывать свое увлечение от педагога. Таким образом, судить об одаренности ребенка следует не только по его школьным или внешкольным делам, но по инициированным им самим формам деятельности. В некоторых случаях причиной, задерживающей становление одаренности, несмотря на потенциально высокий уровень способностей, являются те или иные трудности развития ребенка, например заикание, повышенная тревожность, конфликтный характер общения и т. п. При оказании такому ребенку психолого-педагогической поддержки эти барьеры могут быть сняты. В качестве одной из причин отсутствия проявлений того или иного вида одаренности может быть недостаток необходимых знаний, умений и навыков, а также недоступность (в силу условий жизни) предметной области деятельности, соответствующей дарованию ребенка. Таким образом, одаренность у разных детей может быть выражена в более или менее очевидной форме. Анализируя особенности поведения ребенка, педагог, психолог и родители должны делать своего рода «допуск» на недостаточное знание о его истинных возможностях, понимая при этом, что существуют дети, чью одаренность они пока не смогли увидеть. МБУ ДО «ЦТТ и ПО» города Старый Оскол, Белгородской области становится исключительно значимым для развития одаренного ребенка, подготавливая его к профессиональному пути.
Работа педагога дополнительного образования направлена на создание среды успеха для выявления и развития личностного потенциала и творческих способностей одаренных детей, оказание им педагогической поддержки в осмыслении, проектировании и самореализации, в соответствии со способностями их жизненной стратегии, ориентированной на успешную деятельность в контексте современной среды и современной культуры.
Мы не отбираем одаренных детей, а принимаем детей и работаем индивидуально с каждым, помогая самоопределиться. Ребенок сам еще не определился в интересах и предпочтениях к каким-либо видам творческих направлений. Реализацию своего потенциала он начинает с подачи педагога дополнительного образования, главным принципом которого является принцип создания условий и предоставления возможностей для предметной творческой деятельности. Как правило, одаренный ребенок выделяется из остальной группы, очень важно не создать у него «чувства исключительности», это может не получить подтверждения в дальнейшей жизни. Объединения по интересам посещают не только одаренные дети, но и те, кому просто доставляет удовольствие заниматься творчеством, и отношения с ними должны складываться гармонично. Так же педагогу дополнительного образования необходимо всегда помнить то, что эксплуатация неординарных способностей ребенка ради престижа учреждения и самого педагога часто идет во вред самому ребенку. Если всего этого удается избежать, то область дополнительного образования становится исключительно значимой для развития одаренного ребенка, подготавливая его к сознательному профессиональному пути.
Обучение, развитие и поддержка одаренных детей, в рамках объединения осуществляется в ходе решения следующих задач:
– создание механизма для выявления одаренных и талантливых детей;
– создание условий для обеспечения индивидуального развития детей;
– предоставление широкого спектра знаний;
– психолого-педагогическое сопровождение;
– взаимодействие с родителями обучающихся.
Раскрытие одаренности детей является самой важной задачей для педагога и родителей. Ведь дело не только в передаче знаний, но и в создании условий ребенку для углубления этих знаний, разработать на их основе новые навыки, необходимые для творчества и жизни. Для определения одаренности ребенка достаточно выявить уровень способностей личности к творческой деятельности с помощью тестов.
Критерии одаренности ребенка:
– решая мыслительные задачи и осуществляя творческую деятельность, ребенок ярко демонстрирует способность к наблюдательности, хорошую память, легко ведет диалог, обладает подражательной способностью;
– в своих действиях ребенок часто опирается на работу фантазии и воображения, что не редко является основным мотивом деятельности;
– общаясь, ребенок широко использует мимику и жесты, особенно в разговорах со сверстниками;
– речь ребенка отличается повышенной выразительностью.
Развитие творческого потенциала одаренных обучающихся предполагает реализацию специальных программ. Реализация программы «Начальное техническое моделирование» предусматривает, наряду с более сложными и дополнительными материалами, разработки по развитию творческих способностей детей, коммуникативных, лидерских и иных личностных качеств, способствующих дальнейшей социальной адаптации одаренных детей. Каждый ребенок имеет разработанную образовательную траекторию.
Одаренные дети — это особые дети, и задача педагога — понять их, направить все усилия на то, чтобы передать им свой опыт и знания. Каждый ребенок одарен по-своему, и для педагога важнее не выявление уровня одаренности, а качества одаренности. Смысловой и конструктивной единицей системы работы с одаренными детьми в дополнительном образовании является ситуация совместной продуктивной и творческой деятельности педагога и ребенка, педагога и группы, педагога, ребенка и родителей.
Основные элементы педагогических технологий, применяемых в системе дополнительного образования для работы с одаренными детьми:
– деятельностный подход (между обучением и развитием стоит деятельность);
– формирование внутренней мотивации;
– рефлексия;
– возможность индивидуализации темпов прохождения образовательных программ, их обогащение и углубление;
– соблюдение принципов –“ситуация успеха”, “не сравнивать с другими” и т. д., которые создают благоприятный морально-психологический климат;
– проектное обучение;
– технология полного усвоения;
– инновационные компьютерные технологии.
Формы и методика проведения занятий в объединении по интересам дает возможность использовать и тренинги, и игры, а моделирование творческой ситуации часто составляет основу занятий. Приоритетной формой работы является общение педагога с детьми, поэтому занятия строятся не в традиционной форме урока, а в виде работы творческих групп, микро-коллективов и т. п., что даёт хорошую возможность уделить каждому ребёнку максимум внимания.
Дети, наделенные талантом, демонстрируют свои достижения через конкурсы проектных и исследовательских работ.
Дополнительное образование детей ориентировано на освоение опыта творческой деятельности в интересующей ребенка области практических действий на пути к мастерству. Проблема работы с одаренными детьми актуальна и перспективна для системы дополнительного образования, поскольку одаренные дети являются творческим и интеллектуальным потенциалом для развития дополнительного образования.
Работа с одарёнными детьми — это сложная, но интересная работа, которая должна вестись родителями и педагогами. Каждый шаг в этом направлении принесёт пользу в будущем. Воспитание одаренных детей в силу их особенностей требует индивидуального творческого подхода. Индивидуальная работа по развитию одаренных детей при активном включении их в совместную творческую деятельность повышает не только уровень их самостоятельности, но и помогает развивать их мыслительную деятельность и речь.
Литература:
- Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии- СПб.: Питнр Ком, 1999.-720с.
- Куницына В. Н., Казаринова Н. В., Погольша В. М. Межличностное общение. Учебник для вузов.-СПб.: Питер, 2002.-544.: ил.-(Серия «Учебник нового века»)
- А. А. Реан, Я. Л. Коломенский Социальная педагогическая психология.-Спб.:Издательство «Питер», 2000.-416с.:(Серия «Мастера психологии»)
- Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия: Учеб пособие для студ. высш. учеб. Заведений/Сост. И. В. Дубровина, А. М. Прихожан, В. В. Зацепин.-М.:Издательский центр «Академия, 2001.-368с».
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, дополнительное образование, одаренный ребенок, творческая деятельность, педагог, развитие, создание условий, интерес, обучение, одаренность ребенка.
Источник
Доклад
«Сплочение детского коллектива в условиях ДОУ»
Подготовила Дроздова Татьяна Сергеевна
Воспитатель МБДОУ д/с №6 г. Ярцево
Ребенок с полуторагодовалого возраста учится общаться и строить свои взаимоотношения со сверстниками, и от того, насколько благоприятно складываются его отношения детском коллективе, зависит его психическое здоровье в дальнейшем, умение эффективно взаимодействовать друг с другом, договариваться и искать компромиссы в процессе выполнения совместной деятельности, воспринимать и понимать других людей.
В дошкольном учреждении развитие коммуникативных навыков детей происходит при постоянном участии воспитателя.
Я поставила перед собой цель – создание дружного детского коллектива в группе.
Задачи:
– создать атмосферу доброжелательности и внимания к каждому ребенку;
– обучить детей правилам и требованиям поведения в группе;
– обучить детей совместным играм;
– развивать умения детей коллективно планировать совместную деятельность;
– повышать культуру общения дошкольников;
– формировать организаторские способности у детей.
Обязательным условием успешной работы является создание доброжелательной атмосферы в группе, уважительное отношение к детям, на основе учета индивидуальных способностей каждого ребёнка. Другим не менее важным фактором является осознание детьми правил и требований поведения в группе.
Воспитание культуры общения включает освоение детьми правил вежливости по отношению к сверстникам и формирование культуры совместной деятельности: игровой, трудовой, учебной. Воспитание организованного поведения предполагает формирование у дошкольников умений сознательно выполнять правила поведения, подчиняться общим требованиям, установленным в группе, действовать согласованно и совместными усилиями добиваться поставленной цели.
Формирование детского дружного коллектива – длительный и сложный процесс. Вначале это небольшие по численности объединения детей (по 3-6 человек), возникающие в связи с общей деятельностью, чаще всего игрой; эти объединения очень неустойчивы по составу, недлительны по времени, легко распадаются. Организатором первых объединений детей младшего дошкольного возраста является воспитатель. Например, по моему предложению небольшая группа играет с общей игрушкой (один нагружает автомобиль, другой возит его, а третий разгружает; 4-5 девочек вместе играют с куклами в «семью», а воспитатель помогает им распределить роли и т. д.). На первых шагах создания детских объединений я часто становилась их центром: читаю небольшой группе детей сказки, пою песенку, показываю забавную игрушку. Так у детей появляются общая цель, совместная деятельность, направленная на нее осуществление, необходимость договориться, радость от общения с товарищами. Воспитатель поддерживает и поощряет первые объединения детей.
Также сплочению коллектива способствуют игры малой подвижности. Например, “Что изменилось?”, “Ветер дует на того. “, “Угадай меня”, “Прятки с игрушкой”, “Спрятанное слово”, “Подарок”, ” Пузырьки”,” Животные и детеныши” и т. д.
Следующий этап – формирования детской сплоченности заключается в том, чтобы сделать эти первые объединения более устойчивыми, продлить их деятельность во времени. На этом этапе дети проявляют больше самостоятельности и организаторских умений, растет число участников объединения. Их может быть уже 8-10 человек. Выдвигаются более сложные цели совместной деятельности – игровой, трудовой. Состав объединений становится более устойчивым, так как детей привлекает совместная деятельность именно в такой группе сверстников.
Большое внимание надо уделить формированию у детей организаторских умений, умению справедливо и спокойно разрешать споры и конфликты, считаться с мнением коллектива. Для формирования у детей представлений о том, как надо жить в коллективе, что значит быть хорошими товарищами и друзьями, нужно использовать литературные произведения. Например, рассказы о детях Н. Носова (“Замазка”, “Огородники”, “Огурцы”, “Живая шляпа” и др.), В. Драгунского ” Девочка на шаре”, “Друг детства”, ” Дымка и Антон” и др.) рассматривание картин и иллюстраций соответствующей тематики, проводить этические беседы.
Более высокий этап развития детского коллектива характеризуется дальнейшим ростом самостоятельности детей: они сами создают объединения, регулируют свои взаимоотношения, оценивают поведение отдельных их членов, по своему усмотрению могут и не принять в игру и исключить из нее. Ребенок осознает себя как часть общего, как член коллектива. На этом этапе так же, как и на предыдущих очень важна поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.
Развитие коммуникативных навыков ребенка, культуры общения, формирование самостоятельности, умения подчиняться установленным правилам является необходимой основой для создания сплоченного детского коллектива в группе дошкольного учреждения.
Источник
Марина Федоренко
Консультация для воспитателей «Развитие творческого потенциала ребенка, создание условий для его реализации».
Одна из первостепенных задач воспитания и обучения в дошкольных учреждениях, согласно вступившему в силу ФГОС – воспитание нового поколения детей, обладающих высоким творческим потенциалом. Но проблема заключается не в поиске одарённых, гениальных детей, а целенаправленном формировании творческих способностей, развитии нестандартного видения мира, нового мышления у всех детей посещающих детские сады.
Дошкольный возраст уникален, поскольку как сформируется ребёнок, такова будет его жизнь. Именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребёнка.
Развитие творческого потенциала детей: что это такое?
Способности к творчеству объединяет несколько составляющих.Среди них:
• Тяга к познанию;
• Живой ум;
• Умение постигать новое
• Уметь в обычных вещах и явлениях видеть нестандартное;
• Воображение без границ;
• Стремление делать открытия;
• Уметь в жизни применять полученные знания;
• Интуиция и фантазия, которые порождают открытия и изобретения, а также что-то свежее и новое.
Развитие творческого потенциала детей: когда начинать?
Важнее всего творчество как раз для взрослого человека, потому что помогает ему успешно справляться с трудностями, строить отношения с людьми, быть радостным и счастливым. Однако если у ныне взрослого в детстве с творчеством «не сложилось», то, скорее всего, творческой личностью ему стать не удастся, как бы он не хотел. Поэтому развитие творческого потенциала детей нужно начинать с ранних лет, как и все иные задатки. Нередко небылицы, которые рассказывает малыш, взрослые не воспринимают всерьез, а иногда и грубо пресекают. А ведь фантазирование – это свойственная дошкольникам черта, и не нужно мешать им, воображать. В это время рождается творчество. Нужно знать, что пик фантазирования приходится в возрасте трех или четырех лет, и малыш может насочинять таких историй, что диву даешься, как можно вообще такое придумать.
Как же найти такие стимулы к творчеству, которые бы рождали у ребенка подлинное желание творить? Как развить творческий потенциал всех детей, ибо каждый ребенок одарен и талантлив, оберегая индивидуальное, самобытное, опираясь на его природу, страшась заглушить способности?
Самое важное условие развития творческого потенциала детей — это создание общей атмосферы комфортности, свободы и увлеченности, чтобы каждый ребенок сумел познать «радость успеха». Такая задача требует от взрослого особого внимания.При выполнении заданий детям могут оказываться разные виды помощи: кому-то из них достаточно одобряющей улыбки, кто-то нуждается в дополнительных разъяснениях, некоторым нужна совместная работа с взрослым. В любом случае общение должно строиться таким образом, чтобы каждый ребенок мог публично порадоваться результату своего собственного или совместного с взрослым творчества. Дети могут также делиться своими достижениями друг с другом, помогать друзьям, выполнять задания в группах.
Условия, способствующие развитию творческого потенциала у детей:
*Планирование содержания и методов обучения, учитывая взаимосвязь всех видов деятельности.
*Педагогический процесс, способствующий накоплению впечатлений, эмоций, опыта.
*Использование разнообразных технологий в работе с детьми.
*Предоставление ребенку возможности творить самостоятельно, доступность любого материала.
*Создание творческой, доброжелательной атмосферы в каждой деятельности, тактичное, внимательное отношение к каждому ребенку, уважение к его творчеству. *Возможность для совместного творчества.
*Обогащение эмоционально-интеллектуального опыта детей.
Для того чтобы дети поняли чем прекрасен тот или иной предмет или явление, педагог должен сам уметь искренне чувствовать, видеть красоту в жизни. А это качество нужно развивать в себе и в детях постоянно. Как этого достичь? День за днем наблюдать, рассматривать, рассуждать, вглядываться, прислушиваться. Можно проводить минуты созерцания.
Советы педагогам:
Что мешает развитию творческого потенциала дошкольника.
Взрослые не должны делать следующее.
1. Наблюдать за ребенком, не участвуя в его деятельности, а также следить за дошкольником постоянно. Стоит не только играть с ребенком, но и давать ему возможность чем-то заняться в одиночестве.
2. Оценивать его творчество по привычной шкале. Исследователи доказали, что когда дети ждут награду за «правильные» ответы или поведение, они стремятся угодить взрослым, и это мешает их творческому развитию, они учатся искать стандартные выходы, а не мыслить креативно.
3. Критиковать как результат, так и сам процесс, а также идеи ребенка. Ищите во всем то, что можно похвалить, а недостатки указывайте, только акцентируя внимание на том, как их можно исправить.
4. Отмахиваться от вопросов ребенка как от нелепых или «неправильных», избегать вопросов, ответов на которые вы не знаете. Развитие творческого потенциала дошкольника возможно только тогда, когда ум его находится в интеллектуальном напряжении – поощряйте любознательность и покажите, что некоторые ответы нужно искать, размышляя над ними.
Развитие творческого потенциала детей: роль родителей.
Успех в работе может быть, достигнут только при тесном контакте с родителями воспитанников, поскольку те знания, которые ребенок получает в детском саду, должны подкрепляться в условиях семьи.
Советы родителям: Начинать родителям нужно с самих себя, ведь именно они играют главную роль в воспитании ребенка. Многие взрослые хотят, чтобы осуществлялось развитие творческого потенциала детей, но при этом сами творчески не развиваются, и менять в себе ничего не хотят. Если мама или папа имеют творческие способности – это просто великолепно, семья будет отличным творческим тандемом. Если же нет – не беда. Это вовсе не означает, что вам нечем помочь ребенку. Важно иметь желание, а также знания в этой теме. Не относитесь к фантазиям малыша, как к примитивности, ведь любая фантазия содержит в себе толику творчества. Не высмеивайте его небылицы. Ведь творческий малыш видит обычные вещи совершенно иначе. Не расстраивайтесь и не ругайте его, если он говорит, что на иллюстрации в книге видит не чайник, а уточку, не стул, а осьминога. Несомненно, ребенок узнает стол или чайник, но скорее всего ему просто захотелось немного пофантазировать. Помните, что дети часто не хотят воспринимать обычное понимание предметов, а склонны дать волю воображению. Скованность, консервативность и излишняя серьезность родителей не способствуют развитию потенциала творческого детей. Учитесь играть в детские игры, не опасайтесь на какое-то время снова стать ребенком, веселитесь и шалите. Порой стоит нарушить правила поведения взрослого во имя вашего сына или дочери. Это сблизит вас с ребенком, но не только.
Это будет хорошей психотерапией для самих родителей, позволит отдохнуть, отвлечет, снимет стресс и напряжение. Сочиняйте вместе с ребенком сказки и стихи, воображайте несуществующие растения и животных, поддерживайте развитие творческого потенциала детей. Всякий ребенок – индивидуален, имеет персональные задатки и свой предел уровней способностей.
Только совместная систематическая, планомерная работа педагогов и родителей даст положительные результаты.
Источник