Почему музыка важна для развития ребенка

Почему музыка важна для развития ребенка thumbnail

Вы никогда не задумывались, почему дети так любят петь? Они поют так вдохновенно, совершенно не задумываясь о качестве своего исполнения. Еще дети очень любят играть на инструментах. На всех. Они (почти все) хотят научиться играть на гитаре, пианино, баяне и трубе. На всех тех инструментах, которые попадают в их поле зрения. Они хотят, они пробуют, и приходят в бурный восторг от того, что из-под их маленьких пальчиков выходят звуки – музыкальные звуки.

Музыкальное воспитание – основа художественно-эстетического развития личности. Это важная составляющая в полноценном всестороннем развитии ребенка – гармоничного, счастливого и любящего весь мир.

А как они танцуют? Вы видели? И ведь их никто не учит. Маленькие дети одного года жизни живо реагируют на подвижные ритмы, кружась и маша потешно ручками, они творят свой первый танец, пропуская музыку через свое сердце. Музыка и дети – неразделимы, потому, что музыка была и будет не только видом искусства, а потребностью человека, и человек к ней инстинктивно тянется.

Как родилась музыка

Музыка появилась, когда появился человек разумный. Нет, это не было искусством. Искусством она стала позже. А вначале это была необходимость. Потребность человека, такая же, как сон. Потребность в звуках, гармоничных и радующих слух. Потребность в движении, потребность в передаче настроения. Ученые считают, что петь человек научился еще раньше, чем говорить. Нет, музыка не была искусством. Она была частью жизни человека. Она сопровождала его при рождении, в трагичных и радостных моментах. Она же провожала его в мир иной. Через музыкальные средства, первобытные люди искали контакт с природой, вселенной, Богами.

А потом появилось искусство. Музыка для наслаждения. Люди поняли, что приятно не только исполнять, но и слушать. Появились музыкальные инструменты. Играли на всем, что только может быть. Ударные и духовые инструменты стали первыми на земле, ведь их так просто было сделать. Музыка для увеселения, для удовольствия, для церемоний – все это родилось после. Сегодня музыка является одним из самых востребованных видов искусства. И объяснением тому является именно естественное стремление человека к звуку. А дети – тому лучшее подтверждение. Разве можно не дать детям то, что им так необходимо?

Зачем учить ребенка музыке

Музыкальное воспитание детей в нашей стране сегодня стало чем-то основным. И это не может не радовать. Музыкальные школы не ощущают нехватки учеников. Востребованными оказываются и те инструменты, которые еще два-три десятка лет назад были не в фаворе. Повышение культуры и грамотности среди родителей приводит к тому, что музыкальное воспитание прочно закрепляется, как основа воспитания гармоничной личности. Хорошо, что так думает большинство. Но, все-таки, не все. Есть такой тип родителей (их немало), которые искренне не понимают, и задаются вопросом: «А зачем учить моего ребенка музыке? Ведь он не станет музыкантом?».

Музыкантами становятся не многие. Нет, их, конечно, достаточно много, но это лишь десятая часть из всех, кто обучался в детстве. Но так ли это бесполезно? Совсем не бесполезно. Музыкальные занятия – не просто учебная деятельность. Это удовлетворение живых, естественных потребностей ребенка. Потребности в музыке, в звуках, в самовыражении с помощью ее средств.

«Если ребенок долго не говорит – научите его петь. Петь ему будет гораздо проще. Добавьте к пению игру с ручками. Пусть пальчики танцуют – это отлично стимулирует развитие речи» – говорят психологи.

«Если у ребенка проблема в произношении звука, пусть он его пропоет. Порой самые сложные дефекты речи устраняются в процессе пения» – говорят логопеды.

«Музыкальные упражнения на ритм, изучение элементарной теории музыки способствуют развитию математических способностей. Обучение игре на инструменте, с его систематическими занятиями и повторами вырабатывают усидчивость, терпение и способность рационально мыслить» – утверждают педагоги.

Добавим к этому упражнения на творчество, развитие памяти (текст песни и мелодии наизусть), координацию движений, да и просто море позитивной энергии, которое дарит детям каждое музыкальное занятие. Теперь на сакральный вопрос: «нужно ли учить ребенка музыке» вы ответите сами.

Музыкальные способности детей. Как их выявить, чтобы развивать

Ох уж это наличие музыкального слуха. Сколько вокруг него мифов крутится. Это хорошо, когда ребенок с трех лет недвусмысленно демонстрирует тягу к музыке, чистым голосом напевая любимую мелодию, аккомпанируя себе на импровизированном барабане. Тут все ясно, способности налицо. А если нет? Неужели нет слуха?

Хочется сказать всем родителям нашей большой страны – способности к музыке есть у каждого ребенка. А предпосылки с талантом, чтобы стать музыкантом есть у доброй половины детей. Но только единицы демонстрируют свои таланты в раннем детстве. Остальных надо развивать, им надо время, чтобы раскрыться.

Педагоги – музыканты выявляют три типа музыкальных способностей у детей:

  • Чувство ритма. Умение не только слышать и воспроизводить ритм мелодии или всего музыкального произведение, но и пропускать его через себя. Это врожденное чувство. Пропустить такую способность сложно. Дети с хорошим чувством ритма умело отбивают такт услышанной мелодии, воспроизводят заданный ритмический рисунок.
  • Музыкально-слуховое представление. Сюда входят умение слышать и запоминать мелодию, воспроизвести ее голосом или с помощью инструмента.
  • Ладовое чувство. Способность воспринимать музыку, эмоционально реагировать. Ладовое чувство предполагает понимание настроение, выраженное в музыкальном произведении, ощущение высоты звуков, их различие и порядок.

Он не умеет петь. Это аргумент?

Часто приходится слышать, как мама утвердительно заявляет, что ее ребенку «слон на ухо наступил». На логичный вопрос «С чего вы это взяли?» она дает непоколебимый ответ: «Он ужасно фальшиво поет». Для нее это аргумент – он не умеет петь. Она даже не знает, а умеет ли он слышать? Умение интонировать есть одно из проявлений музыкальных способностей детей. Только одно из многих, но далеко не самое главное умение. Умение интонировать голосом, безусловно, необходимо, если ребенок должен стать певцом. Но так ли это нужно ударнику группы, или первой скрипке в оркестре? Удивим многих мам, но есть прекрасные музыканты, и даже среди известных миру исполнителей, которые совершенно не умеют петь. При этом они обладают идеальным слухом, чувством ритма и тончайшей музыкальной чувствительностью.

При диагностировании педагогом музыкальных способностей, результаты частенько удивляют родителей. А ведь они даже не думали. Он же совсем не умеет петь…

Виды музыкальной деятельности – воспитываем играя

Музыкальные игры

Музыка – не математика и не физика. Музыка должна приносить радость, иначе воспитательный эффект не будет полноценным. Потому музыкальное воспитание не должно быть скучным. Детям такие занятия должны приносить удовольствие, заинтересовать их, затягивать. Поэтому ведущей деятельностью музыкального воспитания остается игра. Дидактические, подвижные, народные музыкальные игры, в которых дети знакомятся с музыкальными средствами, инструментами, элементами народной культуры. Играя, ребенок полностью расслабляется и открывается педагогу. В такой непосредственной обстановке очень просто и легко усваивается информация. Игровая деятельность является ведущей в дошкольном возрасте и вспомогательной в начальной школе.

Читайте также:  Основные показатели развития ребенка презентация

Танец

Танец – это потребность человека. Танец появился гораздо раньше, чем песня и исполнительское искусство. Мы все очень любим танцевать, и делаем это с удовольствием. Танцуя, мы избавляемся от стресса, даем физическую нагрузку на мышцы, сливаемся с ритмом мелодии, пропуская каждый такт через все тело. Танцуя, ребенок учится слышать и чувствовать ритм, настроение в музыке. Танец в музыкальных занятиях – это радость, это расслабление. Соединяя пение с танцевальными движениями, педагог решает важные задачи – развитие художественно эстетического вкуса, способностей вкупе с развитием речи, чувством ритма и памяти. К этому добавим снятие стресса, и получим богатый коктейль позитива и пользы.

Слушание музыки

Ничто так не формирует музыкальный вкус, как слушание музыки. Знакомства с музыкальными произведениями помогают научить детей слышать, эмоционально откликаться и анализировать музыку. Слушание нередко сочетается с другими видами деятельности, такими, как изобразительное искусство (рисовать во время прослушивания).

Пение

Воспроизведение мелодии голосом – важная задача. Петь не так уж просто, как кажется. Педагог уделяет массу времени постановке певческого аппарата, используя, опять же игры-упражнения для дыхания, укрепление связок и воспроизведения мелодии. Петь можно по-разному. Не только песни, выучив слова наизусть. Пропевание мелодии от лица различных героев (баба яга, дед Мороз, кошечка, собачка, свинка и т.д) развивает творческие способности и театральные навыки. К пению относят и всевозможные игры «с язычком», которые так нравятся детям и логопедам. Соединение пения с движениями (логоритмика) является отличным вспомогательным средством для развития речи и решения логопедических проблем.

Пару слов для родителей

Музыкальные занятия – это не просто развлечение для ваших детей. Музыка не является чем-то лишним или ненужным. Иначе зачем, по -вашему, министерство образования включает музыку в обязательное дошкольное и начальное образование? Умные ученые-педагоги давно выявили связь между музыкальными занятиями и полноценным, всесторонним развитием маленькой личности.

Учите детей музыке. Поощряйте их тягу к миру звуков и ритмов, ведь это естественная потребность человека, которую маленькие люди еще не утратили. Вовсе не обязательно тратиться на покупку музыкального инструмента.

  • Включайте почаще хорошую классическую музыку. Пусть ваши дети научатся слушать.
  • Прислушивайтесь к советам и рекомендациям музыкальных руководителей – они могут видеть в вашем ребенке особенные способности.
  • Не критикуйте ваших детей в их, пусть даже нелепых попытках выражать свои эмоции музыкально. Никогда не говорите, про слона, наступившего на ухо. Ребенок поет с удовольствием – оставьте ему это удовольствие. Он любит себя в этом искусстве.
  • Хвалите даже за самые незначительные достижения. Двухминутное выступление на утреннике – это не пустяк. Это его звездный час, поддержите и порадуйтесь.
  • Не ругайте за то, что он шумно выстукивает запомнившийся ритм ложкой по кастрюле. Для него это не шум. Это его первый ударный инструмент. Прислушайтесь к тому, что он стучит. Возможно, его музыкальные эмоции требуют выражения. Пусть выражается. Составьте ему компанию.

Музыкантами становятся не все. Но зачем нам надо такое количество музыкантов? Миру нужны и доктора, и адвокаты – это замечательно. Но музыка помогает нам раскрыться. Помогает тоньше чувствовать этот мир, стать добрее, лучше. Музыкальное воспитание – основа художественно-эстетического развития личности. Это важная составляющая в полноценном всестороннем развитии ребенка – гармоничного, счастливого и любящего весь мир.

Читайте также:  Питание ребенка в год и 2 месяца развитие видео

Источник

Музыка и пение играют важную роль в современной культуре. Музыкальное сопровождение присутствует в кино, в театре, на телевидении, на праздниках, торжествах, правительственных и военных церемониях. Дома ваши любимые мелодии могут стать частью семейных традиций, непременной составляющей ежедневного опыта. Если говорить о ребенке, он приобщается к музыкальной культуре с самого момента рождения, когда мама поет ему колыбельные песни. Родители инстинктивно полагаются на мелодии, передающиеся из уст в уста, из поколения в поколение, для того чтобы успокоить и убаюкать кроху.

Музыка

Музыка становится частью жизни ребенка с рождения

Когда ребенок начинает сидеть, песни используются, как часть взаимодействия, как демонстрация любви, радости и других светлых чувств. Если вы узнаете, что музыка благотворно влияет на развитие ребенка, вы приложите максимум усилий, чтобы научить свое чадо игре на одном из музыкальных инструментов. Несмотря на то что дополнительное образование отнимает много сил и свободного времени, современные родители понимают, что это улучшает социальные навыки школьников вне зависимости от возраста. Рассмотрим важность музыкального образования применительно к различным аспектам нашего существования.

Развитие

Для пользы мозга

В 2016 году сотрудники университета Южной Калифорнии обнаружили, что музыкальный опыт, перенесенный в раннем детстве, ускоряет развитие головного мозга. Любопытно, что наилучших результатов дети-музыканты добиваются в освоении иностранных языков и навыков чтения. По другим данным, музицирование помогает повысить общую успеваемость в целом и математические навыки в частности. Научные достижения – это не единственные плюсы, которые получит ваш ребенок, после того как начнет посещать музыкальную школу.

Для пользы тела

Музыка благотворно влияет на все сферы детского развития. Она помогает подготовиться к школе, повысить интеллектуальный уровень, затрагивает социально-эмоциональный аспект, улучшает двигательную функцию, разговорную речь и повышает общую грамотность. Дополнительное эстетическое образование синхронизирует работу тела и ума. Чем раньше вы захотите обучить ребенка игре на одном из музыкальных инструментов или вокалу, тем больше шансов укрепить навыки памяти. Танцующие дети улучшают слух, координацию движений и практику самовыражения.

Важность

Выражение эмоций

На земле не было бы столько музыкантов и хороших певцов, если бы музыка не дарила людям радость. Вспомните, что вы испытываете, когда по радио звучит ваша любимая композиция? Это обеспечивает колоссальный эмоциональный подъем и воодушевление. Если вам плохо, музыка скорбит вместе с вами, проникая в самую глубину сердца. Если вам хорошо, любимая мелодия способна сделать день незабываемым.

Музыкальные игры

Самовыражаться посредством музыки могут дети всех возрастов. Включите зажигательную ритмичную композицию младенцу, он станет улыбаться и тут же примется двигаться в такт. Многие дошкольники (даже те, кто не имеет музыкального слуха) пытаются импровизировать с нотами, сочиняя незамысловатую мелодию. Когда дети играют, они часто имитируют игру на фортепиано, на барабанах, на гитаре или трубе. Когда ребенок начинает хорошо осознавать свои действия, он не против показать витиеватые па, выразив свои эмоции в танце. Познакомьте малышей с забавными музыкальными играми – и ваши дети получат истинное удовольствие.

Музыка

Категория младенцев

Младенцы учатся распознавать мелодии задолго до того, как они осваивают навыки устной речи. Это доказывают многочисленные научные исследования и наблюдения родителей. Вы тоже можете предложить своему малышу участие в эксперименте. Пойте для крохи не только перед сном, но и во время процедур купания, одевания или кормления. Включайте в песню слова, которые дублируют ваши действия. Малыш забудет о капризах и быстрее научится говорить. Используйте высокую тональность и мягкость в голосе. Ну а если вы хотите развлечь младенца, тогда повысьте уровень шума в комнате с помощью современной модной песни.

Категория от года до трех лет

Когда дети только учатся стоять в кроватке, услышав свою любимую композицию, они пытаются подпрыгивать и пружинить на ножках. Они весело размахивают ручками, издают громкие возгласы и смеются. Когда песни многократно повторяются, развивается детская память. Попробуйте спеть известную вашему ребенку песню, заменив в ней слова. Проверьте реакцию малыша. Вы можете попросить малыша отбить ритм знакомой мелодии пальцами или хлопками в ладоши.

Развитие

Дошкольники

В более осознанном дошкольном возрасте на смену страсти к танцевальным па приходит страсть к пению. В этом возрасте малыши еще не знакомы с застенчивостью, они поют много, громко и с великим удовольствием. Дети любят песни с незатейливым мотивом и повторяющимися словами на тему игрушек, животных, людей или повседневных действий.

Читайте также:  Сенсорное развитие ребенка в доу и игры

Дети школьного возраста

Младшие школьники продолжают любить пение и с удовольствием посещают музыкальные занятия. Правда, теперь сфера их интересов затрагивает арифметические действия, тему дружбы, семьи или праздников. Дети с удовольствием разучивают песни со сложной последовательностью событий, которые можно дублировать движениями.

Категория подростков

Дети среднего школьного возраста уже имеют ярко выраженные предпочтения в музыке, которые помогают им формировать дружеские отношения. После уроков подростки часто собираются вместе небольшими группами, слушают музыку и даже объединяются в музыкальные коллективы.

Важность

В заключение

Родители могут использовать преимущества музыки с момента рождения ребенка для успокоения или стимулирования развития. В дальнейшем прослушивание композиций разных жанров улучшает эстетический кругозор и дает возможность насладиться гармонией. Любимые мелодии приносят радость, объединяют незнакомцев и создают милые семейные традиции. Нет сомнений в том, что музыка обогащает жизнь детей.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

Источник

Лариса Горчакова
Зачем Вашему ребенку нужна музыка?

Зачем нужна музыка Вашему ребенку?

Зачем Вашему ребенку нужна музыка?

Уважаемые родители, сегодня мы вместе с вами попытаемся ответить на вопросы:

1. Зачем нужна музыка Вашему ребенку?

2. Почему музыка необходима детям в раннем возрасте?

3. Зачем надо заниматься всем детям дошкольного возраста музыкой? Что это дает!

Исследования психологов и педагогов показывают, что занятия музыкой в самом раннем возрасте очень эффективны для общего развития ребенка.

Речь, координация движений, концентрация внимания, способность к обучению, способность слушать и слышать, видеть, чувствовать – вот далеко не полный список того, что могут развить занятия музыкой.

Занятия музыкой способствуют гармоничной работе обоих полушарий мозга, что повышает общий уровень интеллекта ребенка.

В дальнейшем ему легче учиться в школе, проще воспринимать и запоминать новую информацию.

Исследование, проведенное психологами, доказало, что в основе развития творческих и музыкальных способностей лежит высокий уровень развития всех видов памяти, пластичность сенсорных систем, скорость обработки информации.

Пение и музыка:

развивают воображение, и способность выражать мысли словами, музыкой, танцами и жестами;

– приятный способ развития памяти (многократные ненавязчивые повторения);

обогащение словаря ребенка;

– развитие способности последовательного изложения фактов, событий, явлений;

– тренировка более четкой артикуляции со стороны и педагога, и ученика;

– развитие навыка чтения: пение помогает понять ритмический строй языка;

– песни, сопровождающиеся жестами, движениями, способствуют не только прочному запоминанию, но и развитию координации движений.

– правильное дыхание при пении развивает легкие, что способствует лучшей циркуляции крови в организме, что, в свою очередь, дает оздоровительный эффект;

– пение в группах развивает способность работы в команде.

Музыка дает ребенку ощущение счастья, а также музыка влияет на интенсивность обменных процессов, работу сердечнососудистой системы, на повышение тонуса головного мозга и кровообращения.

Пение помогает в лечении многих хронических заболеваний.

Медики заметили, что пение способствует улучшению состояния больных с заболеваниями позвоночника и суставов. Практика именно группового пения активно внедряется в программу лечения и профилактики заболеваний.

Здоровье и развитие мозга.

Игра на музыкальных инструментах способствует развитию мозга через мелкую моторику пальцев рук, так как на кончиках пальцев сосредоточены нервные окончания всех внутренних органов организма.

Учеными биофизиками отмечено удивительное влияние акустических волн классической музыки на здоровье человека.

Во всем мире с помощью хорового пения успешно лечат детей от заикания, болезней органов дыхания, укрепляют сердечную мышцу. Хоровое пение является эффективным средством для снятия внутреннего напряжения и для самовыражения.

Что дети приобретают через занятия музыкой:

– Воспитание характера без риска и травм;

– Развитие математических способностей;

– Развитие навыков общения;

– Развитие структурного мышления;

– Развитие эмоциональности и чувственности (только эмоциональные люди не способны на жестокие поступки);

– Выявление новых черт характера;

– Музыкальные занятия воспитывают маленьких «Цезарей», умеющих делать много дел сразу.

Вновь и вновь многочисленные исследования ученых всего мира, изучающих психологию, подтверждают, что психологические основы обучения закладываются с рождения и закрепляются уже к трехлетнему возрасту.

Отсюда вывод: не упускать время от самого рождения и развивать музыкальные способности, не забывая об общем развитии ребенка.

Музыка, игра, пение, пляски создают положительные эмоции.

А положительные эмоции – это внутреннее благополучие малыша, его душевное и физическое здоровье.

Музыкальные педагоги существуют, прежде всего, не для того, чтобы дрессировать детей для выступления на утренниках или концертах перед взрослыми!

У нас другая цель: доставлять музыкальными занятиями удовольствие детям и занимаясь с ними музыкой, делать их жизнь лучше и счастливее!

Это и есть наша главная цель, а, может быть, даже МИССИЯ.

Источник