Пмпк и сопровождение развития ребенка

Пмпк и сопровождение развития ребенка thumbnail

Татьяна Щербакова
Организация комплексной службы сопровождения развития ребёнка дошкольного возраста с различными нарушениями. ПМПК ДОУ

Практическим воплощением гуманистического и личностно-ориентированного подхода к ребёнку явилась идея сопровождения, которая в настоящее время реализуется в системе образования, и обрела свою методологическую и организационную форму.

Сопровождение – это система профессиональной деятельности, направленной на создание социально-психологических условий для успешного обучения и психологического развития ребёнка на данном возрастном и социокультурном этапе онтогенеза в ситуациях дошкольного взаимодействия. Сопровождение опирается на личностные достижения, которые реально есть у ребёнка, и находится в логике его развития, а не искусственно задаёт ему цели и задачи.

Цель сопровождения – создать в рамках объективно данной ребёнку социально-педагогической среды условия для его оптимального личностного развития и обучения.

Задачей медико-психолого-педагогического сопровождения является создание условий для максимально успешного обучения в каждом конкретном случае.

В нашем ДОУ создана служба сопровождения по развитию проблемных детей, которая обеспечивает оказание профессиональной систематической помощи.

1. Сотрудничество различных специалистов: педагогов, психолога, логопедов, дефектологов, медицинских работников.

2. Объединение усилий всех стоящих на стороне дошкольника взрослых.

3. Определение перспективы возможностей на последующих этапах адаптации ребёнка, которая будет способствовать постепенному переводу его из пассивной позиции в активную.

Организационной формой службы был определён психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк).

Основные функции ПМПк:

1. Проведение углубленного психолого-медико-педагогического изучения ребенка на протяжении всего периода его обучения детском саду.

2. Диагностика и выявление индивидуальных особенностей личности, программирование возможностей ее коррекции.

3. Обеспечение общей и индивидуальной коррекционно-развивающей направленности учебно-воспитательного процесса.

4. Предупреждение психофизиологических перегрузок, эмоциональных срывов.

5. Создание климата психологического комфорта для всех участников педагогического процесса.

В состав ПМПк входят: заместитель руководителя образовательного учреждения по учебно-воспитательной работе, учитель-дефектолог, учитель-логопед, педагог-психолог, учитель или воспитатель дошкольного образовательного учреждения, представляющий ребенка на ПМПк, учителя (воспитатели) с большим опытом работы, врач-педиатр (невропатолог, психиатр, медицинская сестра.

Специалисты, включенные в ПМПк, выполняют работу в рамках основного рабочего времени, составляя индивидуальный план работы в соответствии с реальным запросом на обследование детей с отклонениями в развитии и/или состояниями декомпенсации.

Обследование ребенка специалистами ПМПк осуществляется по инициативе родителей (законных представителей) или сотрудников образовательного учреждения с согласия родителей (законных представителей) на основании договора между образовательным учреждением и родителями (законными представителями) обучающихся, воспитанников. Во всех случаях согласие родителей (законных представителей) на обследование, коррекционную работу должно быть получено в письменном виде.

Обследование проводится каждым специалистом ПМПк индивидуально с учетом реальной возрастной психофизической нагрузки на ребенка в присутствии родителей (законных представителей).

По данным обследования каждым специалистом составляется заключение и разрабатываются рекомендации.

На основании полученных данных (представление специалистов) коллегиально составляются заключение консилиума и рекомендации по обучению, развитию и воспитанию ребенка с учетом его индивидуальных возможностей и особенностей.

В рамках эксперимента в детском саду была разработана комплексная диагностика, о которой говорилось выше.

На основе комплексной диагностики и анализа проблем ребёнка служба сопровождения (ПМПк) высказала идею о составлении индивидуального маршрута воспитания и обучения, коррекционных программ.

Реализация адресных программ была разбита на шаги (ступеньки, определены цель каждого шага, промежуточный результат и функции каждого исполнителя службы.

Программа индивидуального сопровождения или индивидуальный образовательный маршрут вырабатывается на консилиуме при коллегиальном обсуждении.Это позволяет:

– изменить состояние ребёнка, создав поддерживающую среду, в которой осуществляется коррекция;

– изменить отношение взрослых к ребёнку, информируя их о его реальном состоянии и возможностях;

– определить позитивные прогнозы взрослых относительно положительных изменений ребёнка.

В апреле – мае ПМПк анализирует результаты коррекционно-развивающего обучения каждого ребенка на основании динамического наблюдения и принимает решение о его дальнейшем обучении. Изменение типа образовательного учреждения осуществляется только при наличии письменного согласия на это родителей (законных представителей). В случае выведения воспитанника в другую образовательную систему оформляется выписка из карты развития, которая выдается родителям (законным представителям) по запросу из того образовательного учреждения, в котором будет обучаться ребенок.

Таким образом, сопровождение рассматривается нами как процесс, целостная деятельность, в рамках которой обязательно выделяются три взаимосвязанных компонента:

1. Систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса ребёнка и динамики его психического развития в процессе обучения и воспитания в ДОУ. Для получения и анализа информации такого рода используются методы педагогической и психологической диагностики, о чём уже упоминалось ранее.

2. Создание социально-психологических условий для развития личности ребёнка и его успешного обучения на основе данных диагностики. Реализация данного компонента предполагает, что учебно-воспитательный процесс в ДОУ может изменяться и трансформироваться в зависимости от психологических особенностей тех детей, которые находятся в данном учреждении. Кроме того, известная гибкость требуется от каждого педагога, логопеда, психолога, так как их подходы и требования должны ориентироваться на конкретных детей с их реальными возможностями и потребностями.

3. Создание специальных социально-психологических условий для оказания помощи детям, имеющим проблемы в психологическом развитии, обучении. Для этого разрабатывается система действий, конкретных мероприятий, которые позволяют им преодолеть или компенсировать возникшие проблемы.

Кроме этого, поддерживается также тесная связь с невропатологом, психиатром,офтальмологом: дети, нуждающиеся в их помощи, всегда в полной мере получают соответствующие консультации и лечение. По мере необходимости поддерживается связь и с другими специалистами.

Таким образом, индивидуализация процесса образования, обучения и воспитания помогает выстроить текущую работу как логически продуманный, осмысленный процесс, охватывающий все направления и всех участников взаимодействия внутри ДОУ.

Взрослые участники учебно-воспитательного процесса – педагоги, логопеды, психолог, дефектологи, администрация, родители – участвуют в нём на принципах сотрудничества, личной и профессиональной ответственности. В решении проблем конкретного ребёнка, при определении оптимальных условий его обучения и развития все заинтересованные взрослые совместно устанавливают единый подход и стратегию медико-психолого-педагогического сопровождения.

Источник

Марина Валентиновна Рюгина-Семенова
Комплексная индивидуальная коррекционно-развивающая программа психологического сопровождения по результатам ПМПК

Комплексная индивидуальная

коррекционно-развивающая программа

Никулина Ивана Ивановича

Возраст: 25.07.2011 г.

на 2016 – 2017 учебный год

Заключение логопеда: ЗРР от 03.11.2016г.

Заключение психиатра: F 88 от 11.11.2016г.

Заключение ПМПК:___

Протокол № ___

Педагог-психолог: Рюгина-Семенова М. В.

Пояснительная записка

Для устранения трудностей в обучении у детей необходимо использовать комплексную методику коррекции. Основными направлениями этой методики являются двигательные, когнитивные и игровые методы, которые применяются в комплексе с учетом их взаимодополняющего влияния.

В ходе коррекционной работы воздействие на сенсомоторный уровень вызывает активизацию в развитии всех ВПФ. Двигательные методы, используемые в ходе коррекционного процесса, создают некоторый потенциал для будущей работы, активизируют, восстанавливают и простраивают взаимодействие между различными уровнями и аспектами психической деятельности.

Основные проблемы развития:

– низкий уровень психических процессов: внимания, предметного и социального восприятия, представлений, памяти, мышления;

– несформированность мотивационно-потребностной сферы;

– недоразвитие и искажение эмоционально-волевой сферы;

– недостаточность моторного и психомоторного развития;

– снижение произвольности психических процессов, деятельности, поведения.

– низкая речевая активность, использование речи только в роли обиходно-коммуникативного средства.

Все эти факторы необходимо учитывать при организации индивидуальных коррекционно-развивающих занятий. В систему индивидуальной работы включены игры и игровые упражнения, которые повышают умственную активность, совершенствуют речевые навыки, способствуют развитию психических процессов, повышают эмоциональную активность. Большое и разностороннее влияние игр на личность ребёнка позволяет использовать их как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство, ведь ребёнок во время игры чувствует себя более раскованно, свободно, естественно.

Психолого-педагогическая характеристика ребенка

Ребенок адекватно реагирует на замечания, указания при выполнении предложенных заданий. Иногда бывает застенчив. В случае затруднений принимает помощь педагога.

Графическая деятельность (рисунок, письмо) слабо координирована за счет отсутствия тренировки. Ярко выражено двигательное беспокойство, недоразвитие движений в виде общей моторной неловкости, не может долго сидеть на месте, проявляется избыточность движений.

Неустойчивость функции восприятия (проявления по астеническому типу): трудности переключения с одного воспринимаемого образа на другой связаны с неустойчивостью психических процессов, в результате наблюдается «соскальзывание», т. е. повышенная переключаемость.

Снижение устойчивости и объема и продуктивности внимания из-за отсутствия тренировки.

В общении со сверстниками не претендует на лидерство, по предложенным игровым сюжетам играет с удовольствием. Не агрессивен.

Задачи программы

– интенсивное накопление пассивного словаря, стимуляция активной речи, создание ситуаций, требующих речевой активности;

– расширение понимания смысла обращенной к ребенку речи;

– овладение различными навыками в процессе подражания;

– формирование адекватного взаимодействия с педагогами;

– становление представлений о себе;

– формирование системы сенсорных эталонов;

– формирование количественных представлений;

– развитие наглядно-образного мышления;

Содержание

Программа рассчитана на 6 месяцев (середина октября по май, 1 занятие в неделю, по 15-20 минут каждое в зависимости от состояния ребенка.

В организации занятий необходимо учитывать следующие виды педагогической поддержки:

– обучение без принуждения (основанное на интересе, успехе, доверии);

– одновременное подключение слуха, зрения, моторики, памяти и логического мышления в процессе восприятия материала;

– использование ориентировочной основы действий (опорных сигналов, мнемокарт и др.);

– формулирование определений по установленному образцу, использование алгоритмов, инструкций;

– дополнительные упражнения;

– оптимальность темпа с позиции полного усвоения.

Занятия проводятся индивидуально. Каждое занятие состоит из нескольких заданий. На протяжении всего курса происходит постепенное усложнение материала.

Также на занятиях применяются:

– подвижные игры,

– продуктивные виды деятельности.

В планировании занятий использован принцип концентрического наращивания материала по всем разделам изучаемых лексических тем.

Практический материал для занятий распределяется так, что каждая тема пронизывает все этапы работы – от развития понимания речи до умения проговаривать, чувствовать и передавать интонацию, пользоваться движениями, мимикой, жестами, сенсорными эталонами и т. д.

Развитие эмоций, познавательной деятельности, с одной стороны, и решение задач коррекционного обучения (расширение знаний об окружающем мире, становление основных психических процессов, формирование сенсорных эталонов и количественных представлений, развитие речи) – с другой, тесно взаимосвязаны между собой в занятиях.

В занятиях часто используются театрализованные игры, которые помогают ребёнку имитировать движения персонажей, при этом совершенствуется их координация, вырабатывается чувство ритма. А движения в свою очередь повышают активность речедвигательного анализатора, «балансируют» процессы возбуждения и торможения. Движения могут сопровождаться репликами, стихами, пением.

Театрализованные игры – занятия включают в себя все виды театра, доступные детям (настольный театр, театр на фланелеграфе, би-ба-бо, пальчиковый) и другие виды театров, в которых чётко фиксируются различные ситуации и разыгрываются сценки.

В игре нарастает активность ребёнка, они запоминают текст, «входят в образ». Педагог остаётся активным её участником. Своими пояснениями он направляет внимание воспитанника на те предметы и явления, которые надо уточнить, закрепить в их сознании.

№ Время проведения Программное содержание Краткое содержание занятия.

1 октябрь Развитие операции мышления: обобщения.

Развитие мелкой моторики.

Восприятия величины, наглядно-действенного мышления.подбери картинки: «домашние животные», «игрушки», «овощи», «фрукты», «цветы».

«раскрась кукле платье».

собери матрешку 4 части

разрезная картинка 5 частей.

2 октябрь Развитие восприятия формы и величины.

Развитие зрительной памяти.

Развитие наглядно-действенного мышления. ящик с формами.

пирамидка 5 колец

Запомни пару. Найди, кто с кем дружит.

кубики.

3 ноябрь Развитие логики.

Развитие внимания.

Развитие словаря и знаний об окружающем. 4-й лишний.

чего не хватает на рисунке.

назови животных и их детенышей.

кубики.

4 ноябрь мелкая моторика руки. Пластилиновая живопись.

5 декабрь Развитие зрительной памяти.

Развитие внимания.

Логического мышления.

Восприятия цвета. запомни игрушки.

найди одинаковых бабочек, жуков.

найди пару

разрезная картинка 4 части.

цветные коврики.

6 декабрь Развитие разговорной речи.

Развитие логики.

Зрительного восприятия беседа по картине «зимой».

эталоны.

7 декабрь Развитие операций мышления.

Творческого мышления.

Тактильного восприятия.кубики Никитина: «елочка», «дорожка», «квадрат», «лесенка».

сложи свою картинку.

чудесный мешочек.

8 Развитие логического мышления.

Развитие связной речи.

Развитие мелкой моторики. простые аналогии

рассказ по картине «дети в песочнице»

собери узор из палочек.

застегни пуговицы на домике.

9 январь Развитие внимания.

Зрительного восприятия.

Зрительной памяти.

Творческого мышления. найди двух одинаковых кошек.

найди отличие у кукол.

найди щенка, похожего на маму.

какие предметы пропали с полки магазина?

дорисуй предмет.

10 январь Развитие зрительной памяти.

Мышления.

Мелкой моторики. запомни, что везет каждая машина.

лабиринты

раскрась предметы, которые ты видел на картинке.

подбери карман к платью Маши.

11 февраль Развитие восприятия формы, величины.

Логического мышления, умения обобщать.

почта.

миски

разрезная картинка 6 частей

4-й лишний

назови предметы одним словом.

12 февраль Развитие словаря.

Развитие внимания, зрительного восприятия.

Логического мышления.

Мелкой моторики. о ком так говорят?

помоги зайцу добраться до морковки

найди контур автомобилей

раскрась кубики до конца

пуговицы

13 март Обогащение словаря, развитие знаний об окружающем.

Развитие мышления, операции обобщения.

Развитие умения рассуждать. назови профессии. Подбери предметы, нужные для работы.

разложи фрукты и овощи по корзинкам.

кто из зверей быстрее доберется до домика. Почему?

лабиринт.

14 март Развитие связной речи.

Развитие мышления.

Восприятия.

Мелкой моторики. закончи предложение.

аналогии.

собери гирлянду из флажков.

найди тень у каждой игрушки.

пальчиковая гимнастика.

15 апрель Развитие логического мышления.

Зрительного восприятия.

Мелкой моторики.

логические задачки.

найди фигуру такую же, как в рамочке.

что сначала, что потом.

раскрась узор на ковре по образцу.

16 апрель Развитие зрительного восприятия. Умения производить синтез.

Развитие мелкой моторики руки. Заплатки. Подбери недостающий фрагмент к картинке.

пальчиковая гимнастика

«зоопарк»

17 май Развитие мыслительных процессов. Кубики Никитина.

18 май Развитие воображения.

Развитие связной речи.

Мелкой моторики. что ты видишь на картинке?

закончи сказку.

дорисуй незаконченный рисунок.

Ожидаемые результаты

Ребенок, полностью усвоивший программу обучения:

– с интересом включается в спланированную педагогом деятельность, имеет хороший пассивный и активный словарь, проявляет активность в речевых ситуациях;

– основные ВПФ соответствуют возрастным показателям;

– правильно понимает смысл обращенной к нему речи;

– владеет различными навыками в процессе подражания;

– адекватно взаимодействует с педагогами и сверстниками;

– сформирована система сенсорных эталонов;

– сформированы навыки социального поведения;

– есть предпосылки к формированию основных понятий;

Литература:

1. Акименко В. М. Речевые нарушения у детей.

2. Закраквская О. В. Развивайся, малыш! Система работы по профилактике отставания и коррекции отклонений в развитии детей раннего возраста.

3. Катаева А. А., Стребелева Е. А. Дидактические игры в обучении дошкольников с отклонениями в развитии.

4. Сиротюк А. Л. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучение.

Источник

Организация психолого-педагогического сопровождения в образовательной организации через ПМПк

ПМПк является одной из форм взаимодействия специалистов образовательного учреждения, объединяющихся для психолого-медико-педагогического сопровождения учащихся.

В нашей школе ПМПк работает на протяжении уже нескольких лет и имеет четко организованную структуру. При построении работы школьного консилиума мы понимаем, что психолого-медико-педагогический консилиум это постоянно действующий, скоординированный, объединенный общими целями коллектив специалистов, реализующий ту или иную стратегию сопровождения ребенка в образовательном учреждении.

У школьного консилиума есть цель и ряд задач, которые направлены на обеспечение психолого-медико-педагогического сопровождения учащихся, исходя из реальных возможностей ОО и в соответствии со специальными образовательными потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями учащихся.

Деятельность консилиума определена нормативными документами разных уровней. ПМПк образовательного учреждения действует на основе Положения Министерства образования Российской Федерации (приказ № 27/901-6 от 27.03.2000). В этом нормативном документе определены все параметры, режим деятельности и необходимая документация для деятельности ПМПк. Консилиум ОО создаётся приказом руководителя. Работу специалистов регламентирует положение о ПМПк. Также ПМПк в своей деятельности руководствуется Уставом ОО, договором между ОО и родителями ребенка.

Важно отметить, что психолого-педагогический консилиум проводится:

• в соответствии с планом работы;

• по результатам обследования всех специалистов сопровождения (психологической, педагогической диагностики, медицинского обследования);

• по запросу учителя;

• по запросу родителей школьников.

Объектом обсуждения на консилиуме может быть: параллель классов, отдельный класс, группа школьников или отдельный ученик.

ПМПк разделяется на плановые и внеплановые и проводится под руководством председателя. Работа консилиума заканчивается принятием коллегиального решения и написанием итогового документа – протокола, в котором фиксируется окончательное коллегиальное заключение по результатам ПМПк с рекомендациями.

Состав консилиума достаточно гибок, он включает в себя постоянных и временных членов, возможность участия которых должна быть учтена в положении о ПМПк. Постоянные члены консилиума присутствуют на каждом заседании, участвуют в его подготовке, последующем контроле за выполнением рекомендаций. Согласно Положению о ПМПк участниками консилиума нашей школы являются: заместитель директора по учебной-воспитательной работе (председатель); педагог-психолог; учителя с большим опытом работы, медицинская сестра.

Необходимая информация от учителей-предметников может поступать консилиуму через классного руководителя и частично – педагога-психолога. Представление данных для консилиума следует осуществлять согласно утвержденным формам. Эти формы заполняются на тех школьников, чьи проблемы выносятся для обсуждения на консилиуме в период подготовки к его заседанию.

Проблемы каждого ребенка обсуждаются отдельно. Удобнее всего группировать обсуждения на консилиуме не по классам, а по степени близости проблем. Это позволяет значительно ускорить процесс обсуждения и принятия решения. По результатам обсуждения каждого случая принимается совместное решение, в котором намечаются конкретные шаги по оказанию помощи или сбору дополнительной информации, определяются исполнители и сроки.

Рассмотрим подробнее, какую информацию предоставляет каждый участник школьного психолого-медико-педагогического консилиума.

Педагог-психолог предоставляет на консилиум информацию, которая включает в себя результаты собственных наблюдений; результаты экспертных опросов педагогов и родителей школьников, результаты диагностического обследования школьников.

Классный руководитель представляет на консилиум результаты своих наблюдений и бесед с учителями-предметниками; педагогическую характеристику учебной деятельности и поведения конкретных школьников.

Медицинский работник предоставляет информацию о состоянии здоровья и физических особенностях школьников.

Специалисты ПМПк составляют заключение по данным соответствующего обследования и разрабатывает рекомендации педагогам, родителям и другим специалистам службы сопровождения.

Для полноценной работы ПМПк в школе ведется документация, позволяющая отследить все этапы работы консилиума: приказ о создании ПМПк на учебный год; план работы ПМПк на учебный год; договоры о взаимодействии ПМПк с родителями; журнал записи детей на ПМПк; журнал регистрации заключений и рекомендаций специалистов и коллегиального заключения и рекомендаций ПМПк.

Алгоритм действий специалистов ПМПк при первичном обследовании ребенка на ПМПК (1- 4 классы):

Классные руководители образовательного учреждения, на основании наблюдения за развитием ребенка выявляют из числа учащихся детей испытывающих трудности в усвоении программы общеобразовательной школы.

Проводят беседу с родителями (законными представителями) о необходимости обследования ребенка на ПМПк. В случае несогласия родителей (законных представителей) проводят с ними просветительскую, разъяснительную работу по созданию адекватного понимания проблемы в развитии ребенка.

В случае согласия родителей (законных представителей) на обследование ребенка классный руководитель обращается к председателю школьного ПМПк с просьбой на обследование ребенка специалистами школьного ПМПк и готовит на ребенка пакет документов (педагогическая характеристика, педагогическое представление), образцы письменных работ учащегося, сведения об успеваемости ребенка и сведения о количестве пропущенных уроков.

Обследование ребенка проводится каждым специалистом школьного ПМПк индивидуально. Медицинский работник школы готовит информацию об истории развития ребенка, начиная с раннего детства и до настоящего времени (в свободной форме).

После того как все необходимы документы на ребенка будут собраны, председатель ПМПк назначает дату проведения заседания школьного ПМПк.

Члены ПМПк заслушивают всех специалистов. Проводится собеседование с родителями (законными представителями) учащегося с целью выяснения условий и характера его семейного воспитания, позиции родителей.

По результатам проведенного заседания школьного ПМПк составляется протокол.

Если по решению школьного ПМПк ребенок направляется на областную ПМПК, то председатель школьного ПМПк делает письменную заявку на имя председателя ПМПК с просьбой обследовать детей, испытывающих трудности в усвоении программы общеобразовательной школы с целью уточнения программы обучения.

Для обследования ребенка на областной ПМПК образовательное учреждение предоставляет следующие документы:

  • Характеристика от педагога.

  • Характеристика от педагога – психолога.

  • Коллегиальное заключение ПМПк

  • Контрольные работы (математика).

  • Письмо под диктовку, списывание с рукописного и печатного текстов (1 -4 класс).

  • Амбулаторная карта (медицинское учреждение)

  • Копии: Личное дело, Свидетельство о рождении.

Все документы должны лежать в файле, на каждого ребенка отдельно.

В назначенный по утвержденному графику день, ребенок вместе с родителями (законными представителями) приглашается для обследования в областную ПМПК. Родители должны иметь при себе документ, удостоверяющий их личность, медицинскую карту ребенка из поликлиники.

По результатам проведенного обследования председателю ПМПк выдается выписка из протокола заседания ПМПК, которая хранится в личном деле учащегося.

Изменение условий получения образования (в рамках возможностей, имеющихся в данном образовательном учреждении) осуществляется по заключению ПМПК и заявлению родителей (законных представителей).

На период последующей реализации рекомендаций ребенку назначается ведущий специалист – классный руководитель. Ведущий специалист отслеживает динамику развития ребенка и эффективность оказываемой ему помощи и выходит с инициативой повторных обсуждений на ПМПк.

Общий анализ мы проводим на итоговом заседании ПМПк в конце учебного года. Определяются цель, задачи и направления на новый учебный год.

Для нас школьный ПМПк стал необходимым условием для успешного психолого-педагогического сопровождения учащихся, целостным и непрерывным процессом сопровождения ребенка, что позволит ему в дальнейшем более успешно социализироваться в обществе, а педагогам строить свою работу, учитывая особенности развития ребенка.

Педагог-психолог МКОУ СОШ им. И.А. Пришкольника с. Валдгейм Якубенко О.А.

Источник