Плохое развитие ребенка речь и письмо

Плохое развитие ребенка речь и письмо thumbnail

В последнее время детей, имеющих нарушения письменной речи становится всё больше. Многие родители задаются вопросом, почему ребёнок с трудом овладевает навыком чтения или допускает большое количество ошибок при письме.

Иногда нарушения письменной речи (дисграфия и дислексия) являются следствием не до конца преодолённых нарушений устной речи: дизартрии, алалии, общего недоразвития речи. Но часто бывает, что дисграфия и дислексия наблюдаются и у детей с полноценной устной речью. Это происходит из-за того, что у них неравномерно развиты некоторые психические функции, на основе которых формируется письменная речь:

· Зрительное восприятие и память.

Во время чтения ребёнок должен охватить взглядом целое слово или даже несколько слов. Если зрительное восприятие развито недостаточно, то ребёнок не сможет сделать этого.

Зрительная память нужна для прочного усвоения начертаний букв.

· Пространственные представления.

Если пространственные функции недостаточны, то ребёнок будет плохо ориентироваться на листе с текстом, а при письме будет путать буквы, которые отличаются только расположением элементов в пространстве.

· Слуховые процессы.

Слуховое восприятие и внимание позволяют ребёнку выделять из речевого потока отдельные фрагменты: предложения, слова, звуки.

· Кинестетическое (двигательное) восприятие и память.

Эти функции дают возможность ребёнку подготовить руку к письму и освоить написание рукописных букв.

· Мыслительные операции.

Для успешного овладения навыками письма и чтения должны быть развиты определённые умственные навыки: обобщение, сравнение, анализ, проведение аналогий.

По каким же причинам происходит недостаточное развитие психических функций?

1. Современные дети начинают позже говорить.

2. В наше время дети получают большое количество информации.

При таком обилии информации ребёнку трудно охватить её взглядом или уловить на слух, как следствие, возникает поверхностность восприятия и быстрая утомляемость. Это приводит к тому, что ребёнку с трудом даётся деятельность, требующая усидчивости и монотонного повторения действий.

3. У современных детей по-другому наполнен досуг.

Дети меньше стали играть в подвижные и ролевые игры, которые предполагают перемещения в пространстве, манипулирование с предметами, планирование действий.

В наше время дети много времени уделяют просмотру телевизора. При просмотре телепередач формируется способность к пассивному восприятию и произвольному вниманию. А учебная деятельность требует активного восприятия материала.

Компьютерные игры затрудняют развитие зрительного и пространственного восприятия, поскольку ребёнок, глядя на монитор, не может адекватно воспринимать отношения между предметами в реальном пространстве.

4. Изменились школьные учебники (на мой взгляд, в худшую сторону).

Мало внимания в современной школе уделяют чистописанию. А чистописание, как известно, учит ориентироваться на тетрадном листе, развивает подвижность кисти, вырабатывает почерк.

Многие родители, и даже учителя, жалуются на то, что в современных учебниках попадаются ошибки, на сложность подачи материала, на отсутствие последовательности при изучении тем и др.

Интересная статья?

Жмите палец вверх, подписывайтесь на канал, и вы узнаете, что могут сделать родители, чтобы помочь ребёнку с речевыми проблемами, а также много полезных и интересных советов для развития ваших детишек.

Оставляйте комментарии, делитесь своими мыслями и идеями. Буду очень вам признательна!

Источник

О том, как распознать задержку речевого развития у ребенка, какие причины к этому приводят, а также какие методы коррекции предлагает современная медицина, и правда ли, что мальчики начинают говорить позже девочек, Medical Note спросил у врача-невролога столичного медицинского центра «Московия» Василия Васильевича Приходько.

Как распознать, что речь у ребенка развивается не так, как должна, что есть задержка?

— Существуют определенные нормы формирования у ребенка тех или иных предречевых и речевых навыков. В 3 месяца ребенок должен гулить, в 6 месяцев — лепетать, ближе к году появляется дифференцированный лепет и слова.

С года до двух по нормам ребенок учится понимать речь и постепенно увеличивает запас слов. Ближе к двум годам и далее до трех лет ребенок учится формироваться фразы, предложения и более сложные предложения.

В чем именно проявляется задержка речи?

— Есть два типа речи — экспрессивная и рецептивная речь. Первая развивается при помощи артикуляции (здесь важны движения губ, языка, которые получают команды от головного мозга) — ребенок учится произносить звуки, которые со временем превращаются в слоги, а слоги — в слова. Рецептивная речь позволяет ребенку понимать то, что он говорит, и понимать других.

При задержках ребенок может не понимать речь, обращенную к нему, а может не говорить сам, так как вовремя не формируются звуки, слоги, слова. Если после двух лет сохраняется лепетная речь, это не норма.

Какие существуют причины задержки речи у детей?

— Причины могут быть наследственные, когда влияет то, как у родителей в свое время формировалась речь, идиопатические (то есть возникающие по непонятной причине), это может быть следствием перинатальных поражений центральной нервной системы (гипоксия, ишемия).

Кроме того, к задержке приводят перинатальные энцефалопатии, наследственные заболевания нервной системы.

Правда ли, что мальчики начинают говорить позже девочек, или это миф?

— Нет, это миф. В медицине есть нормы развития речи, которые и мальчиков, и девочек рассматривают одинаково. Врачи придерживаются одной нормы, не разделяя ее.

Это миф, что мальчики начинают говорить позже девочек.

Какому специалисту надо показать ребенка, если родителей что-то настораживает в развитии речи?

— Основной врач в этом случае — невролог. Можно обратиться и к педиатру, тот порекомендует невролога, логопеда, психиатра. Но у нас родители не очень любят обращаться к психиатрам.

Как долго специалист будет заниматься с ребенком? Как скоро появятся заметные улучшения в речи?

— Все будет зависеть от того, с какой именно проблемой в расстройстве речи мы имеем дело. Динамику можно получить уже через месяц, если у ребенка с сохранным интеллектом есть проблемы с экспрессивной речью.

Если у ребенка имеются еще задержки психологического развития или аутизм, то улучшения будут видны через полгода и больше. И в этом случае многое зависит от возможностей самого ребенка.
У детей, у которых лишь временные задержки развития речи, эффект от коррекции заметен быстро.

Какие методы лечения используются?

— Реабилитационных методов много. Существует медикаментозная терапия с использованием нейротрофических и ноотропных препаратов, но все-таки больший акцент мы в нашей клинике стараемся делать на занятия с логопедом, дефектологом, нейропсихологом, а также использовать немедикаментозные методы лечения — физиотерапию.

Например, транскраниальную микрополяризацию, нейросенсорную стимуляцию. Это эффективные методики, которые не уступают по эффективности ноотропам и чаще даже лучше.

При коррекции задержки речевого развития используются занятия с логопедом, нейропсихологом, дефектологом, физиотерапия.

Кроме того, в лечении задержки речевого развития, используются лечебная физкультура, различные виды гимнастики, игровая терапия. Все вышеперечисленные методы могут использоваться для формирования речевых навыков у ребенка.

Врачи всегда используют игровой подход, находят контакт с детьми, привлекают их внимание, степень сложности заданий возрастает постепенно.

Надо ли родителям заниматься с ребенком дополнительно дома?

— Да, это обязательное условие, чтобы ребенок начал говорить. Конечно, родители дома выполняют с детьми более простые задания, и занятия с логопедом гораздо эффективнее. Но даже пальчиковую гимнастику, физические упражнения, пение песенок, собирание кубиков, игры с крупой — все это возможно и нужно делать дома.

Когда пора показать ребенка врачу по поводу задержки речи?

— Если в три года родителей что-то настораживает в речи ребенка, например, малыш не говорит или говорит, но мало, непонятно и так далее, надо показаться врачу. Три года — идеальный возраст, когда диагностируют и исправляют задержки развития речи.

Занятия можно начать и раньше, в два года, если ребенок идет на контакт с логопедом.

Читайте также:  Консультация для родителей сенсорное развитие ребенка 3 лет

Как я уже говорил, с года до двух формируется одна экспрессивная речь, одни навыки, с двух до трех — другая по сложности экспрессивная речь. И если родители не видят динамики, лучше обратиться к специалисту.

Речь связана с мышлением, памятью, чтением и письмом. Не будет ли трудностей с обучением в школе, если у ребенка есть проблемы с задержкой развития речи?

— Зоны речи действительно связаны нейронами с другими зонами головного мозга, ответственными за мышление, память, письмо. Если вовремя не скорректировать речь, то получим проблемы с обучением — дисграфию, дислексию и многое другое.

К сожалению, это нередко бывает у детей с задержками развития речи, если вовремя не корректировать.

Задержки речевого развития нередко приводят к трудностям в обучении у школьников.

Задержка в развитии речи может говорить о наличии серьезных заболеваний — эпилепсии, аутизма, глухоте?

— Да. Если речь вовремя не формируется, это расстройство может входить в какую-то другую патологию — аутизм, умственную отсталость, некоторые формы эпилепсии, которые препятствуют речевому развитию, наследственные генетические болезни.

Специалист при обращении всегда проверит и слух — нейросенсорная тугоухость тоже влияет на формирование речи.

Кроме того, иногда родители считают, что у них просто гиперактивный, избалованный ребенок, а на самом деле это могут быть как проблемы с коммуникативным вступлением в контакт, так и расстройство слуха. Поэтому детей отправляют на консультацию к сурдологу, чтобы проверить слух.

Важно ли родителям с первых дней жизни ребенка разговаривать с ним, читать книжки, чтобы развивать восприятие речи?

— Конечно же. С ребенком обязательно надо разговаривать, петь ему, показывать картинки, называть то, что изображено. Нельзя оставлять ребенка надолго один на один с гаджетами.

Чем больше родители общаются с ребенком, тем лучше формируется у него речь. Ребенок слышит, понимает, постепенно формирует речевые навыки.

Получается, что гаджеты в раннем возрасте вредят развитию речи?

— Опосредованно гаджеты негативно влияют на речь. У детей, которые много времени проводят наедине с планшетом, возможны проблемы с поведением, эмоциями, появляется неусидчивость, дети становятся невнимательными. Все это мешает ребенку, если у него есть задержка речевого развития, заниматься с логопедом, нейропсихологом.

Бесконтрольное увлечение гаджетами у детей в раннем возрасте приводит к поведенческим и эмоциональным расстройствам, что неблагоприятно сказывается на формировании речевых навыков.

Читайте также:

Заикание у ребенка: как лечить остеопатией

Источник

Сложно передать радость родителей, когда ребенок вдруг произносит свое осознанное первое слово. Но увы, бывает и так, что долгожданная радость не наступает. В ход идут занятия с логопедами и дефектологами, медикаменты, лечебные процедуры. Чем раньше начинается лечение, тем быстрее прогресс. Но не всегда нарушения речевого развития поддаются полной коррекции.

Плохое развитие ребенка речь и письмо

Норма или нет?

Термином задержка речевого развития (ЗРР) врачи называют более позднее овладение устной речью детьми младше трех лет. У мальчиков она встречается в несколько раз чаще, чем у девочек. После трех лет появляются более конкретные диагнозы. «Задержка речи негативно влияет и на развитие психики ребенка, поэтому часто проблемы с речью и психикой идут рука об руку», – объясняет заместитель главного врача по медицинской части Центра восстановительного лечения «Детская психиатрия» имени С. С. Мнухина Марина Сермус.

К году ребенок осваивает около 10 слов в активном словаре, а к 2,5 годам учится строить простые предложения. Если ребенок серьезно отстает от описанной нормы, это повод обратиться к специалистам.

Нарушения речи могут проявляться либо в виде общего (или системного) недоразвития, либо в виде отдельных дефектов. Они влияют как на употребление речи (экспрессивная речь), так и на ее понимание (импрессивная речь).

Среди отдельных нарушений:

  • неправильное произношение отдельных звуков или групп звуков;
  • смешение звуков в речи;
  • искажение структуры слов;
  • бедность словаря;
  • аграмматизмы (проблемы с пониманием и употреблением грамматических форм);
  • трудности построения фраз и развернутого высказывания;
  • заикание (не всегда является признаком задержки развития речи, но может ее сопровождать).

В школьном возрасте у детей с задержкой речевого развития порой возникают проблемы с письмом и чтением (дисграфия и дислексия соответственно).

Не ждите чудес

Во многих случаях специалисты могут помочь ребенку овладеть нормальной речью. Однако полная коррекция возможна далеко не всегда. Это зависит от причин задержки развития (физиологических или социальных), вида и тяжести «речевого диагноза», сложности структуры дефекта, уровня речевого развития ребенка на момент обращения к специалистам, возраста начала коррекционных занятий и их систематичности, комплексности воздействия.

Родители должны быть готовы к тому, что отдельные последствия, вероятно, окажутся неизлечимы при наличии у ребенка:

  • грубых анатомических дефектов в строении артикуляционного аппарата;
  • органического поражения мозга (если точнее, речь идет о центральных или периферических отделах речедвигательного и речеслухового анализаторов);
  • интеллектуальной недостаточности;
  • сложной структуры дефекта речи.

Это не означает, что нужно смириться с поражением. Наоборот, нужно радоваться любым победам, даже самым незначительным, на первый взгляд.

Опыт родителей

Мы нашли истории борьбы с речевыми нарушениями, которые показывают, что норма не всегда достижима, но многие трудности можно преодолеть. По просьбе родителей публикуем истории без упоминания персональных данных.

Проблемы с речью из-за гипоксии

Проблемы у ребенка начались с гипоксии при родах. Врачи определили раннее поражение центральной нервной системы. С двух месяцев у малыша начались обмороки, приступы слабости, стонущего плача, с трех — проявилась задержка моторного развития. До пяти лет мальчик плохо спал, а днем с большим трудом мог сосредоточиться на чем-то одном. Проблемы со здоровьем сказались и на речевом развитии: к 1,5 годам ребенок не заговорил, более того, пропали даже те звуки, которые появлялись в 6–8 месяцев.

Мальчику помогло наблюдение у психоневролога, который сначала назначил полное обследование, затем провел медикаментозное лечение и порекомендовал дневной стационар, где с ребенком занималась целая группа специалистов. С трех лет ребенок ходил в логопедический садик, его речь стала прогрессировать: словарный запас расширился до 30 слов, речь стала более отчетливее, через год появились простые предложения. В 8 лет мальчик ходил во второй класс обычной школы и уже бегло читал.

Что не удалось исправить: проблемы с произношением отдельных звуков, смешение противоположных понятий и родов существительных, трудности с пониманием из-за эмоциональности и недостаточной концентрации внимания.

Сенсорная алалия

Ребенок нормально развивался, начал говорить первые слова, но затем перестал и перешел на лепет. Позже мама заметила, что он пытается произносить целые фразы, но в мешанине звуков было сложно разобрать, какие. Максимум, что он мог произнести четко — последнее слово обращенной к нему фразы взрослого. В два года малыш говорил около 30 подражательных слов, в 3,5 — 80. При этом ребенок с трудом понимал обращенные к нему фразы. Симптомы указывали на сенсорную алалию. Медикаменты, выписанные неврологом, результата не дали, логопед в садике помочь не смог. Помогли занятия с мамой в игровой форме: с наборами предметов, тематическими лото, поделками, с 4,5 лет — со специальными пособиями. Ребенок стал расширять словарь, осваивать грамматические формы.

Читайте также:  Цель развития ребенка развитие его как целостной личности

Что не удалось исправить: непонимание сложных фраз, неправильное употребление предлогов и приставок, неразличение близких по звучанию звуков.

Предпочтение письменной речи

Мальчик родился стремительно, раньше срока, и с гипоксически-ишемическим поражением ЦНС. До года развивался по нижней границе нормы, говорил несколько слов, но без понимания смысла. После года речь пропала совсем, начался острый психоз. Ребенку поставили диагноз прогрессирующая шизофрения с неблагоприятным прогнозом, лечили нейролептиками. Позднее медико-социальная экспертиза показала, что шизофрении нет, но есть органическое поражение мозга из-за недоношенности и тяжелых родов, которое привело к эпилепсии, поражению речедвигательного анализатора и психозу. Медикаментозное лечение изменили, с ребенком стали заниматься в игровой форме. Мама смогла научить мальчика читать, писать и считать. К шести годам он освоил программу первого класса, знал таблицу умножения.

Что не удалось исправить: в шесть лет ребенок совсем не говорил. С мамой общался письменно. Позже написал такую фразу: «Я хорошо умею разговаривать письменно и этого мне хватает для общения и поэтому я не вижу необходимости учиться разговаривать ртом».

Источник

Речевая терапия для детей: советы и упражнения

Рейтинг
20

Советы родителям, чьи дети не могут выражать мысли и страдают от нарушений речевого развития

  • Напечатать
  • Спросить
  • Отправить другу
  • Подписаться на новости

У некоторых детей встречается проблема: они могут говорить, но их речь прерывистая. Дети не могут выражать свои мысли с помощью завершенных предложений: их слова и даже слоги «ломаются». Такие дети могут заикаться, или их речь может быть путанной.

Эти проблемы мешают общению ребенка и иногда могут вызывать у него неуверенность в себе. Однако их можно решить с помощью речевой терапии. Рассмотрим, в чем она заключается, и какие игры и занятия можно использовать дома для того, чтобы устранить у ребенка речевые проблемы.

Что такое речевая терапия

Речевая терапия – это метод, направленный на улучшение речи ребенка, его способности распознавать речь. Также она призвана устранить такие проблемы, как плохая артикуляция отдельных звуков, заикание, фонологичеcкие и голосовые расстройства.

Речевая терапия помогает ребенку лучше выражать себя через вербальный и невербальный язык. Основное внимание в ней уделяется:

  • правильной артикуляции и свободному произношению звуков, слов и предложений. Дети, у которых есть проблемы с речью, как правило, плохо выговаривают слова и не могут бегло разговаривать. Речевая терапия направлена на решение данной проблемы и помогает лучше выговаривать слова;
  • работе над громкостью речи. Часто дети с нарушениями речи говорят или слишком тихо, или слишком громко. Речевая терапия направлена на то, чтобы научить ребенка лучше выговаривать слова и регулировать громкость речи;
  • выразительности речи, которая достигается с помощью иллюстраций, знаков и букв. Детям, которые страдают от нарушений речи, бывает трудно общаться не только устно, но и письменно. Им бывает трудно правильно употреблять грамматические конструкции, правильно составлять предложения и описывать ситуации. Речевая терапия направлена на то, чтобы научить ребенка этому.

Часто бывает так, что дети разговаривают неохотно или делают паузы во время разговора. Родителям бывает трудно понять, о чем они говорят. Но это еще не означает, что ребенку нужна речевая терапия.

Как узнать, нужна ли ребенку речевая терапия

Прежде чем обращаться к логопеду, стоит понять, существуют ли у ребенка реальные проблемы с речью. Рассмотрим несколько критериев, которые помогут в этом разобраться.

1. Речевая терапия необходима, если:

  • людям трудно понять, что говорит ребенок, поскольку его речь неразборчива;
  • ребенку трудно произносить слова или выражать с помощью слов свои мысли;
  • ребенок заикается: повторяет звуки или слоги или произносит какой-либо звук слишком долго:
  • ребенок может произнести только одно-два простых слова (например, мама, папа и т. д.) и не может говорить предложениями из трех и более слов;
  • ребенок не развивает такие социальные навыки, как дружба и общение со сверстниками. Он не может заговорить с другими детьми, поиграть с ними или взаимодействовать каким-либо другим образом.

2. У вашего ребенка может быть хорошее произношение или он может рано научиться читать. Однако ему может понадобиться речевая терапия для того, чтобы научиться правильно использовать речь в разных социальных ситуацях: заговорить с кем-то, завести друзей или попросить о чем-то другого человека.

3. Ребенку может понадобиться речевая терапия из-за инвалидности или таких заболеваний, как аутизм или нарушения слуха, поскольку они влияют на способность ребенка к общению.

Если вы столкнулись с одним из указанных случаев, проконсультируйтесь с логопедом. Как правило, логопеды работают с детьми, начиная с самого раннего возраста и на протяжении школьных лет.

Существуют упражнения, которые можно выполнять вместе с ребенком дома в дополнение к занятиям с логопедом.

Если развитие речи у ребенка происходит с задержками, прежде всего следует убедиться, что у него нормально развит слух. Родители должны обращать внимание на то, реагирует ли ребенок на громкие звуки, поворачивается ли он к источнику звука, когда включают телевизор и т. д.

Советы родителям о том, как развить речь ребенка в домашних условиях

Главная рекомендация – избегать негативных комментариев по поводу того, как ребенок разговаривает. Если он заикается – не давите на него. Вместо этого следуйте таким советам:

1. Поощряйте ребенка говорить. Задавайте ему вопросы, которые заставят его размышлять. Задавая вопросы, требующие подробного ответа, вы мотивируете его лучше выражать свои мысли.

2. Внимательно слушайте ребенка. Дослушивайте его до конца, даже если он говорит медленно и с паузами. Когда ребенок видит, что вы его слушаете, он обретает уверенность в себе и разговаривает свободнее.

3. Попробуйте сделать такое упражнение: соберите в круг ребенка, его братьев, сестер или друзей. Скажите шепотом ребенку какую-либо фразу, затем он так же должен передать ее дальше по кругу. Последний ребенок в кругу должен озвучить фразу (в идеале – ту же, что вы сказали первому ребенку).

4. Мотивируйте ребенка читать. Купите ему несколько интересных книг и попросите читать их вслух. Просите ребенка перечитывать отрывки несколько раз. Это способствует развитию у ребенка разговорной речи и языковых навыков.

5. Оцените уровень развития ребенка. Посмотрите, в каких сферах развития у него возникают задержки. Это поможет вам понять, возникли ли проблемы с речью сами по себе или связаны с другими проблемами развития. Вы можете сравнить показатели развития ребенка с типичными показателями для данного возраста.

6. Сконцентрируйтесь на определенных сферах. Выберите конкретные сферы, которые вы хотите исправить. Сосредоточьтесь на достижении показателей, которыми обычно обладают дети данного возраста.

7. Решайте одну проблему за раз: разбейте проблему на мелкие задачи и затем последовательно их достигайте.

Читайте также:  Умка центр развития ребенка казань

Например, если вы хотите научить ребенка правильно произносить звук «ф», сначала покажите ему, как правильно произносить сам звук, затем учите слог, в котором он содержится («уфф», «ффу»), затем переходите к словам («флаг»). Наконец, используйте слова в предложениях.

Вы можете попробовать несколько упражнений, чтобы улучшить речь вашего ребенка. Однако помните, что они должны нравиться ребенку. Ребенок не будет сотрудничать, если ему будет скучно.

Упражнения и занятия для речевой терапии

Рассмотрим несколько упражнений, которые нравятся детям и стимулируют развитие речи.

1. Карточки с картинками и вопросами

Положите перед ребенком несколько карточек с картинками и попросите сказать, что он видит на них. Начните с нескольких карточек и постепенно увеличивайте количество изображений. Если ребенку трудно произносить какое-либо слово, остановитесь на нем и уделите ему больше времени.

Можно также использовать карточки с вопросами. Выберите одну карточку и задайте вопрос ребенку. Такая игра может вовлечь его в разговор. Например, вопросы могут быть такими: «Если бы ты мог сейчас получить любой подарок, что бы ты хотел?», «Если бы ты что-то мог изменить в школе, что бы это было?»

2. Упражнение с зеркалом

Зеркало является для ребенка хорошим средством обратной связи. Большинство детей с проблемами артикуляции не знают, какие движения ртом нужно делать, чтобы произнести определенный звук. Разговор перед зеркалом поможет ребенку увидеть, как правильно произносить звуки.

Встаньте перед зеркалом и покажите ребенку, как произносить разные звуки. Затем помогите ему увидеть различия между правильным произношением и тем, как произносит звуки он.

3. Классики

В ходе игры ребенок произносит то или иное слово 9 раз. Начните со слов, которые даются ребенку трудно.

Нарисуйте классики с цифрами от 1 до 9 и предложите ребенку произносить слово каждый раз, когда он делает прыжок. Когда он дойдет до числа 9, измените слово и начните игру сначала. Сначала можно играть с несколькими словам, а затем увеличивать их количество.

Когда ребенок правильно произнесет все слова, вознаградите его чем-то. Это повысит его уверенность в себе.

4. Игра с мячом

Возьмите мяч и бросайте его ребенку. Играя в мяч, ребенок может повторять новые слова. Таким образом, он одновременно развивает и физические, и речевые навыки.

5. Прогулки

Когда вы идете на прогулку вместе с ребенком, предложите ему повторять какое-либо слово, делая каждый шаг. Уделяйте этому небольшое количество времени, когда вы гуляете по парку или когда возвращаетесь домой.

Кроме игр и занятий, ребенок должен тренировать свой речевой аппарат.

Упражнения для тренировки речевого аппарата

Тренировки речевого аппарата задействуют мышцы губ, щек, нижней челюсти и языка. Мышцы могут быть сильными или слабыми, скоординированными или несогласованными.

Человеку нужны развитые ротовые мышцы для того, чтобы есть, пить и глотать. Рассмотрим несколько упражнений для тренировки речевого аппарата, которые вы можете практиковать с ребенком дома.

1. Движения губ

  • Предложите ребенку произнести звук «о-о-о», затем «э-э-э». Затем объедините звуки: «оо-ээ». Для этих звуков необходимы разные движения губ;
  • попросите ребенка широко улыбнуться, расслабиться и повторить упражнение;
  • затем предложите ребенку надуть щеки, не открывая рта. Затем он должен надуть одну щеку, а вторую расслабить;
  • попросите ребенка надуть воздушный шар или свиснуть;
  • проделайте то же самое с губами. Предложите ребенку надуть верхнюю губу, затем нижнюю;
  • Попросите ребенка расслабиться, затем повторите упражнение;
  • для тренировки губ предложите ребенку пить через соломинку.

2. Движения языка

  • начните со звуков, которые задействуют кончик языка: «т-т-т», «д-д-д»;
  • предложите ребенку сжать зубы и не прикасаться языком к губам и зубам. Для этого ребенок должен сжать язык, а затем расслабить;
  • предложите ребенку высунуть язык и делать круговые движения.

3. Движения щек

  • предложите ребенку сжать губы и втянуть щеки;
  • предложите ребенку вытянуть губы и делать круговые движения губами. Затем он должен расслабить рот и повторить упражнение;
  • для тренировки щек предложите ребенку пить через соломинку.

4. Выдувание мыльных пузырей

Пускание мыльных пузырей полезно для контроля дыхания и тренировки губ. Чтобы выдуть пузырь, ребенок должен сжать губы. Это хорошее упражнение для тренировки речевого аппарата.

5. Игра на губной гармошке

Игра на губной гармошке помогает ребенку контролировать дыхание и тренирует губы. Если ваш ребенок плохо контролирует дыхание, попросите его играть на гармошке громче, а если сила его губ слабая, попросите играть одну ноту.

Кроме этих занятий, вы можете использовать упражнения для того, чтобы развить речь ребенка. Их можно использовать с самого раннего возраста ребенка.

Упражнения для развития речи ребенка

Помните, что дети учатся разговаривать в индивидуальном темпе, поэтому не нужно на них давить. Данные упражнения стоит использовать только в том случае, если они нравятся ребенку. Не нужно заставлять ребенка выполнять их.

До 2-х лет

В этом возрасте ребенок еще не может разговаривать, а только издает отдельные звуки. Поэтому вы не можете знать наверняка, нужна ли ему речевая терапия. Но вы можете научить ребенка определенным упражнениям, чтобы научить его произносить звуки и слоги:

  • произносите слоги «ма», «ба», «па». Ребенок будет повторять их за вами;
  • делайте вид, что вы разговариваете с ребенком, когда он произносит звуки. Повторяйте звуки за ним – это побудит его «говорить» больше;
  • научите ребенка хлопать в ладоши;
  • говорите с ребенком во время купания или кормления. Вы можете говорить о чем угодно, главное – говорите;
  • используйте жесты: машите и указывайте руками на предметы;
  • объясняйте ребенку звуки животных, например: «Собака говорит «гав».

2-4 года

  • говорите с ребенком разборчиво, чтобы он учился этому у вас;
  • повторяйте то, что говорит вам ребенок, чтобы он понял, что вы его понимаете;
  • продолжайте реплики ребенка, например: «Яблочный сок? У меня есть сок. Хочешь сок?»;
  • научите ребенка задавать вопросы, чтобы понять услышанное. Сыграйте в игру «да или нет». Ребенок должен задавать вопросы, а вы отвечайте на них «да» или «нет»;
  • сложите в коробку несколько предметов. Затем попросите ребенка доставать предметы по одному, называть их и рассказывать, для чего они нужны. Например: «Это карандаш. С помощью карандаша я рисую и пишу»;
  • попросите ребенка прочитать вслух какое-либо предложение, медленно произнося каждое слово.

Если вы заметили небольшие нарушения речи у ребенка, не спешите обращаться к логопеду. Дайте ребенку время улучшить свои речевые навыки. Наберитесь терпения и будьте позитивными, когда помогаете ребенку научиться говорить. Ребенок получит наибольшую пользу, когда вы будете сочувствовать ему.

Оцените публикацию

Рейтинг статьи:
5.00 из 5 на основе
4 оценок.

Развитие ребенка
16.03.2020

Источник