Плавание и его влияние на физическое развитие ребенка

Плавание и его влияние на физическое развитие ребенка thumbnail

Школьные годы – один из важнейших этапов в становлении человека как активного члена общества, завершается развитие физиологических систем, в том числе и двигательного аппарата.

В эти годы должна быть создана прочная основа для укрепления здоровья и физического совершенствования человека. Формирование основных двигательных качеств и навыков в процессе физического воспитания может быть более успешным при условии обоснованного применения средств и методов физической культуры, а также интенсификации физических нагрузок, требующих напряженной деятельности всех физиологических систем. Однако при этом необходимо учитывать возрастно-половые и индивидуальные особенности детей и подростков, а также резервные возможности их организма на разных этапах развития. Такой подход оградит практику физического воспитания от применения недостаточных и наряду с этим чрезмерных нагрузок, опасных для здоровья. В процессе физического воспитания следует не только повышать двигательную подготовленность, но и формировать психофизические качества, обеспечивающие готовность к труду и активной деятельности в условиях автоматизированного производства. Вот почему для теории и практики физического воспитания учащихся необходимы данные о переносимости и допустимости физических нагрузок с учетом адаптационных возможностей организма на отдельных возрастных этапах, о степени функциональной зрелости физиологических систем, об уровнях развития и совершенствования двигательных возможностей в процессе направленной тренировки.

Педагогические особенности организации занятий спортивным плаванием.

Записываться в бассейн рекомендуется в возрасте 6-7 лет. Этот возраст является оптимальным для обучения плаванию, ведь ребенок уже может отдавать себе отчет, что и как он делает в воде, что будет, если сделать вот так, а что, если так. Как и другие виды спорта, спортивное плавание требует серьезной дисциплины, и чем раньше ваш ребенок начнет к ней приучаться, тем лучше.

Для достижения результатов, ему придется несколько раз в неделю заниматься, причем это будет не обычное «купание», как в оздоровительной группе, а целевые упражнения, не всегда интересные и веселые. Занятия будут проходить не только в бассейне, но и в спортзале. Бег и силовые упражнения – всё это обычные будни для спортсмена-пловца. Польза плавания для здоровья будет достигнута только в том случае, когда ребенку будет нравиться его занятие. Плавание детей, как вид физкультуры, очень полезен. Для хорошей работы всех систем организма необходимы 20-30 минут непрерывного плавания.

Среди специалистов в настоящее время много противников раннего обучения плаванию. Нам также представляется, что весь дошкольный период должно быть простое нахождение ребенка в воде, закаливание, освоение в 5-6-летнем возрасте некоторых элементарных движений, необходимых для дальнейшего изучения техники плавания. В работе с детьми этого возраста должен действовать принцип: «Не навреди!». Направленное же обучение может начинаться только в период младшего школьного возраста. Этот период эффективен с точки зрения освоения различных по сложности двигательных навыков.

Физиолого-гигиеническому нормированию подлежат все основные факторы, определяющие состояние и развитие организма. И естественно ни у кого не возникает сомнений в необходимости обоснования физиологических норм физических нагрузок в процессе физического воспитания детей и подростков.

Наиболее рационален и перспективен типовой подход при условии научно обоснованного применения прогрессивных средств и методов физического воспитания, требующих напряженной, но адекватной деятельности всех жизненно важных систем. Однако существующие педагогические подходы не учитывают возрастно-половых, соматических и психических особенностей детей. Причины кроются не только в нежелании использовать достижения науки. Но и в незнании резервных возможностей организма ребенка на этапах раннего, первого и второго детства.

Индивидуальное развитие организма происходит при организующих началах внешней среды социальных факторов, которые способствуют развертыванию генотипической программы. Однако даже при самых благоприятных природных (генетических) задатках у ребенка могут не реализоваться имеющиеся двигательные задатки, если не будут своевременно использованы стимулирующие их средства. Скорость освоения ребенком новых двигательных действий зависит не только от его усердия и мастерства тренера, но и от того, насколько зрелой является морфологическая база и управляющие ею нервные структуры.

В период первого и второго детства происходят сложные процессы и дифференцировки физиологических систем организма. Их лабильность и пластичность. Это, в свою очередь, является основой своеобразного развития и совершенствования двигательной подготовленности детей. Процесс физического воспитания детей необходимо строить с учетом всех этих особенностей, которые объединены в конституционных типах детей и создают резервные возможности их организма.

Плавание является одним из эффективнейших средств укрепления здоровья и физического развития человека.

Плавание способствует улучшению работы всех систем организма и в первую очередь сердечно-сосудистой и дыхательной системы. Во время интенсивного плавания частота сердечных сокращений юного пловца, находящегося в состоянии может увеличиться в 3-4 раза и достигнуть 150- 200 уд.вмин. Даже простое погружение человека в воду вызывает повышение функций различных органов – ускоряется обмен веществ. Плавание оказывает положительное влияние на состояние центральной нервной системы: устраняется излишняя возбудимость и раздражительность, появляется уверенность в своих силах. Это является следствием благотворного действия водной среды и физических упражнений на организм ребенка. Плавание закаливает организм детей и подростков. Частая смена температур внешней среды вырабатывает в организме защитные реакции. В результате этого повышается сопротивляемость организма к простудным заболеваниям.

Таким образом, плавание как физическое упражнение, гармонично развивающее и укрепляющее организм человека, способствует увеличению его двигательных возможностей и улучшению качества ряда движений, необходимых ему в повседневной жизни.

Занятия спортивным плаванием способствует развитию таких качеств, как сила, быстрота, выносливость, гибкость и ловкость, являются эффективным средством воспитания, повышения работоспособности, удовлетворение двигательных потребностей и продления активного долголетия. Помимо развития физических и двигательных способностей, занятия плаванием способствует созданию условий формирования личностных качеств интеллектуальной, волевой, нравственной и эмоциональной сферы занимающегося, то есть происходит целостное формирование личности человека.

Источник

Из всего многообразия спортивных секций для детей многие родители останавливают свой выбор на плавании. Этот вид спорта, стимулирующий тренировку всех мышц организма, не требует больших затрат на инвентарь. Также положительным фактором является  набор детей с 3-4 лет. Давайте посмотрим, какие плюсы есть у секции плавания, как проходит обучение и что нужно знать родителям до начала посещения занятий по плаванию.

Содержание:

  • Польза плавания для ребенка
    • Плавание для детей разных возрастов
    • Как проходит обучение плаванию
    • Медицинские противопоказания
    • Необходимый для занятий инвентарь
    • Мальчики и  девочки
    • Что делать, если ребенок отказывается ходить на плавание

Польза плавания для ребенка

О пользе плаванья каждый слышал, но какие конкретно плюсы от посещения такой секции получит ребенок? Среди наиболее явных можно выделить:

  • равномерное развитие всех мышц организма. Для удержания и движения по воде ребенок координирует и использует все мышцы тела, тренируя их, укрепляя. Лучше всего развиваются плечевой пояс, руки, ноги, пресс;
  • укрепление и расслабление опорно-двигательного аппарата. В воде тело легче, чем на суше, все суставы и позвоночник избавляются от компрессионной нагрузки, отдыхают. Плавание рекомендовано детям с легкими отклонениями в осанке, при различных заболеваниях (предварительно нужна консультация педиатра);
  • быстрый рост. Сниженная компрессионная нагрузка на суставы и позвоночник способствуют быстрому росту костей скелета;
  • улучшение координации. Чтобы удерживать тело на воде и плавать, ребенку нужно координировать движения тела, что положительно сказывается на умении владеть своим телом, чувствовать его;
  • улучшается работа легочной системы. Для того чтобы плавать, мальчикам и девочкам нужно научиться правильно дышать, делать глубокие вдохи и короткие выдохи. Постоянная тренировка “правильного” дыхания улучшает насыщаемость крови кислородом, способствует улучшению легочной системы;
  • укрепление иммунитета, закаливание организма. Вода способствует усилению сопротивляемости организма перепадам температур.
  • эмоциональный заряд, чувство удовлетворенности. Если ребенок, посещающий секцию плавания во время тренировки полностью выкладывается, то по завершению занятий он чувствует себя уставшим, но довольным.
  • снятие негатива, снижение нервного напряжения, раздражительности. Занятия в воде способствуют расслаблению нервной системы, через активное занятие спортом мальчики и девочки сбрасывают накопившуюся негативную энергию, чувствуют себя более уверенно.

Учить ребенка плаванию можно начиная с 2 недельного возраста, но большинство секций начинают прием желающих после 3 лет.

Рекомендуемый возраст начала посещения секции плавания с тренером с 6-7 лет.

Любительские секции плавания предусматривают занятия 2-3 раза в неделю по 1 часу. Для детей младше 6 лет одно занятие в воде занимает около 20 минут, оставшееся время идет отработка элементов на суше.

Плавание для детей разных возрастов

польза плаванияВ зависимости от возраста ребенка применяются разные техники и методики обучения детей.

С 2 недель до 3 лет малыш обучается по техникам грудничкового плавания, основанным на развитии врожденных рефлексов: плавания и задержки дыхания. При желании обучать малыша этого возраста желательно пройти инструктаж или заниматься под руководством специалиста. В бассейн дети допускаются с 2 месяцев

С 3 до 6 лет применяются техники обучения основам плавания: понимания свойств воды, ее сопротивления движениям тела, способам удержания тела на воде в горизонтальном положении и вертикальном положении. По итогу, к 6 годам ребенок учится лежать на спине на воде.

До 5-6 лет во время занятий должны присутствовать родители. Отдавая в секцию плавания дошкольника, следует учитывать, что для него это будет больше развлечение, чем целенаправленное обучение. Осознанное отношение к занятиям появляется у детей ближе к 6 годам. Чаще всего дети с 3 до 6 лет обучаются в индивидуальном порядке или в маленьких группах (до 5 человек).

С 6-7 лет применяются техники обучения разным стилям плавания (брасс, кроль). Если ребенок только начинает посещать плавание, то в первые месяцы его будут учить удерживать тело на воде, правильно координировать движения рук и ног, расслабляться. Младшие школьники более собранные, чем дошкольники, они уже могут дольше удерживать внимание на объяснениях тренера, четко выполнять поставленные задачи.

Занятия в секции плавания для детей дошкольного возраста всегда осуществляются по общеоздоровительной программе, основная цель — научить вести себя в воде, улучшить физические показатели. Профессиональное обучение плаванию начинается после 7 лет, если ребенок показывает хорошие результаты, обладает способностями к этому виду спорта.

Как проходит обучение плаванию

Методики и техники обучения плавания зависят от цели, которую преследуют родители, отдавая ребенка в секцию:

  • если основной задачей является оздоровление ребенка, гармоничное развитие и формирование двигательных навыков, то достаточно посещать секцию 2-3 раза в неделю, работать с тренером для формирования основ плавания.
  • при нацеленности на спортивные достижения, в дополнение к ежедневным тренировкам, должны быть занятия по вырабатыванию навыков на суше, наращивание мышечной силы на беговой дорожке и в тренажерном зале.

В профессиональное плавание ребенок может попасть только после посещения оздоровительной группы обучения плаванию, после оценки способностей и рекомендаций тренера.

Посещение секции плавания должно приносить ребенку удовольствие, радость, только в этом случае получится достичь хороших результатов и не навредить здоровью ребенка.

Прежде чем начинать учить ребенка плаванию, тренер должен провести подготовительную работу. В первую очередь малыш должен научиться лежать на воде, почувствовать как можно управлять своим телом в новых условиях.

После того, как ребенок осваивает умение лежать на воде, его научат скользить по ней. В большинстве случаев для этого используют специальные доски. Опираясь на нее, ребенок отталкивается от дна бассейна и начинает интенсивно перебирать в воде ногами. Таким образом он учится передвигаться в воде.

Вместе с умением удерживать свое тело и скользить, тренер обучает детей правильно дышать. Чтобы тело хорошо удерживалось водой, в легких человека должно быть достаточно воздуха. Правильное дыхание — залог успешного плавания.

Только после полного освоения умения держать тело на воде и скользить, а также правильно дышать тренер приступает к обучению ребенка разным стилям плавания.

Обучение детей в секции плавания отличается от обучения взрослых своими подходами. Если взрослый хочет научиться плавать, то тренер в первую очередь работает над снижением страха перед водой. Обучение детей выстраивается по-другому. Цель тренера — научить правильно действовать в воде, чувствовать свое тело, не бояться воды, но не впадать в беспечность.

Техника обучения плаванию детей предусматривает обязательную отработку всех элементов на берегу перед применением ее в воде. Обязательно скажите вашему крошке об этой особенности, попросите его быть внимательным к словам тренера, стараться усвоить все нюансы движений до отработки их в воде. Это обеспечит быстрое обучение, удовольствие от посещения секции.

Медицинские противопоказания

Перед началом посещения секции плавания вам обязательно понадобится посетить участкового педиатра. Ребенку могут отказать в выдаче справки, если у него есть противопоказания:

  • порок сердца;
  • судорожный синдром;
  • кожное заболевание с нарушением целостности кожного покрова (экзема);
  • заразные кожные заболевания (чесотка);
  • эпилепсия;
  • явные признаки вирусной инфекции: насморк, повышенная температура, кашель.

Необходимый для занятий инвентарь

инвентарь

Для первых занятий в секции плавания нужно подготовить:

  • плавки;
  • шапочка для плавания;
  • резиновые тапочки или другая обувь, чтобы дойти из раздевалки до бассейна;
  • очки для плавания;
  • мочалка и мыло;
  • полотенце;
  • шапочка х/б. Она одевается после душа после тренировки до полного высыхания волос на голове;

В зависимости от количества детей в группе могут понадобиться нарукавники, воротник или пояс. Необходимость приобретения этих деталей необходимо уточнить у тренера.

Мальчики и  девочки

Секция плавания подходит и мальчикам, и девочкам. Выбор этой секции не зависит от пола вашего ребенка. Среди всех вариантов плавания исключение по гендерному признаку есть только в синхронном плавании, в него набирают только девочек.

Что делать, если ребенок отказывается ходить на плавание

Польза плавания для детей неоспорима, но достаточно часто сталкиваясь со сложностями во время обучения, дети начинают отказываться посещать секцию. В этой ситуации родителям нужно оценить ситуацию по нескольким критериям:

Спросить ребенка о причинах нежелания посещать выбранную секцию.

В зависимости от ответа ребенка есть несколько вариантов действий:

  • Не нравится тренер и его манера обучения. В такой ситуации нужно уточнить, что именно в тренере не нравится ребенку. Возможно руководитель секции слишком много требует от малыша или недостаточно понятно объясняет. В этой ситуации можно подойти и поговорить напрямую с тренером о его взгляде на сложившуюся ситуацию, если после этого ситуация не изменится, можно подыскать другого специалиста.
  • Сложности с выполнением предложенной нагрузки. Поговорите с тренером, попросите, чтобы на время для вашего крохи была пересмотрена программа занятий.
  • Недопонимание с ребятами в группе. В детских коллективах иногда случаются стычки и насмешки, если ваш кроха отказывается ходить по причине сложностей в общении с другими детьми — поговорите с тренером, чтобы он применил педагогические технологии, поговорил с родителями других детей.

В любом случае, прежде чем отказываться от посещения бассейна необходимо поговорить с тренером, узнать его мнение о способностях и возможностях вашего ребенка, услышать его профессиональное мнение о сложившейся ситуации. Дети, особенно младшие школьники не всегда могут четко объяснить, в чем причина нежелания посещать секцию. Если вы не найдете причину этого нежелания, то есть вероятность, что и другом кружке или секции появятся те же проблемы. Первый шаг по восстановлению желания посещать дополнительные занятия — найти причину неприятия.

Предложить заняться другим видом спорта

Плавание — хороший вид физической нагрузки, но не все дети с радостью посещают бассейн. Каждый малыш индивидуален, и, возможно, для вашего крошки более желанным будет другой вид спорта. Этот вариант подходит вам в том случае, если ребенок находясь в хороших отношениях с тренером, детьми, выполняя все предложенные нагрузки легко, не испытывает желания ходить на тренировки, увлеченно рассказывает о других занятиях.

Предложите сделать перерыв в занятиях на короткий срок.

Этот выход хорошо применять для школьников посещающих секцию плавания. Иногда школьная и внешкольная нагрузка на ребенка становится ему не под силу и организм требует отдыха. Предложите своему сыну или дочке не посещать секцию 2-3 недели, после чего попробуйте возобновить занятия. Вероятно после небольших каникул сложности с посещением пройдут.

Если статья понравилась, пожалуйста, поделитесь ссылкой на нее

Источник

Марина Росланова
Влияние плавания на физическое развитие детей 3–7 лет

Плавание – одно из важнейших звеньев в воспитании ребёнка. Оно содействует разностороннему физическому развитию и стимулирует деятельность нервной, сердечно – сосудистой и дыхательной систем, расширяет возможности опорно-двигательного аппарата. Систематические занятия ведут к совершенствованию органов кровообращения и дыхания. Это происходит благодаря ритмичной работе мышц и необходимости преодолевать сопротивление воды. Каждый должен уметь плавать. И чем раньше он научится тем лучше. Купание игры на воде и плавание благоприятны для всестороннего физического развития ребёнка. Это особенно актуально в наше время,так как очень высок процент детей с медицинскими отклонениями. Работоспособность мышц у детей 3-7 лет невелика. Они довольно быстро утомляются при статических нагрузках. Им более свойственна динамика. Во время плавания чередуются напряжение и расслабление разных мышц, что увеличивает их работоспособность и силу. В воде уменьшается статическое напряжение тела и снижается нагрузка на ещё не окрепший детский позвоночник, который в этом случае правильно формируется и вырабатывается хорошая осанка. В то же время активное движение ног в воде в безопорном положении укрепляет стопы ребёнка и предупреждает развитие плоскостопия.

Систематические занятия плаванием ведут к совершенствованию органов кровообращения и дыхания. Улучшается сердечная деятельность, подвижность грудной клетки и увеличивается жизненная ёмкость лёгких. Занятия плаванием – лучшая тренировка дыхательной системы. При выполнении упражнения на дыхание – вдох и выдох в воду происходит усиленная работа дыхательных мышц, которая приводит к укреплению дыхательной мускулатуры. Это очень важно для детей с заболеваниями органов дыхания.

Сердечно – сосудистая система детей 3-7 лет хорошо приспособлена к потребностям растущего организма. Сосуды относительно широкие и ток крови по ним от сердца не затруднён. Ток крови по направлению к сердцу облегчается большой подвижностью ребёнка – мышцы во время движения проталкивают венозную кровь по сосудам. Но надо знать, что сердце ребёнка быстро утомляется при напряжении. Отсюда необходимость частого отдыха.

При плавании органы кровообращения ребёнка находятся в облегчённых условиях деятельности благодаря положению тела ребёнка – работе крупных мышечных групп и механическому воздействию давления воды на поверхность тела, помогающему оттоку крови к сердцу.

Так как физическую нагрузку на сердце во время плавания возможно произвольно дозировать, то плавание является одним из эффективных видов лечебной физкультуры, способствуя развитию и укреплению здоровья тех,у кого ослаблена сердечная деятельность.

Занятия плаванием повышают функциональную устойчивость вестибулярного аппарата, улучшают чувство равновесия. Давление воды стимулирует работу нервных окончаний, тем самым укрепляя нервную систему ребёнка. Кроме того, благодаря разнице температур и большому расходу энергии в процессе плавания регулируется обмен веществ и поддерживается соотношение мышечной и жировой массы тела.

Регулярные занятия плаванием положительно влияют на закаливание детского организма – совершенствуется механизм терморегуляции, повышаются иммунологические свойства, улучшается адаптация к разнообразным условиям внешней среды.

Закаливание – ведущий метод повышения устойчивости организма постоянно меняющимся условиям внешней среды.

В природе постоянно меняются уровень солнечной радиации, температура воздуха и воды, влажность воздуха. Следовательно, основными средствами закаливания организма являются свежий воздух, солнечный свет и вода.

По характеру воздействия закаливающие процедуры можно разделить на местные и общие. Рефлекторный механизм действия закаливающих процедур обеспечивает общий оздоровительный эффект даже при местном воздействии. Но местные процедуры влияют на организм слабее, чем общие, поэтому при местном воздействии нужно пользоваться более сильными раздражителями. Чем сильнее действие температурного раздражителя, тем короче должна быть процедура.

Применение какой-либо одной закаливающей процедуры, даже сильнодействующей, не оказывает должного эффекта.

Закаливание-это система мероприятий, неоднократно повторяющихся в течение дня, месяца года. На занятиях по плаванию применяются такие процедуры, как гимнастика, обтирание и обливание.

Сухие обтирания проводятся рукавичками из фланели или мягким сухим полотенцем до появления лёгкой красноты кожи. Длительность процедуры 1-2 минуты. Курс 7 дней, после чего можно переходить к влажным обтираниям. Рекомендуемая температура воды для влажных обтираний для детей 3-4 лет- 32-34градуса начальная температура воды, а конечная температура воды 25 градусов. Для детей старше 4 лет- начальная 28-32 градуса, конечная- 18-20- градусов. Температура воды каждые 5-7 дней понижают на 1 градус. Обтирают рукавицей или полотенцем, смоченными в тёплой воде и отжатыми, последовательно руки, грудь, живот, спину, ноги, а затем растирают махровым полотенцем. Через 1-2 месяца можно перейти к обливаниям. Начинают с местных обливаний стоп ног, затем постепенно переходят к общим, обливаясь сверху с головы до ног.

Занятия плаванием способствуют также развитию физических качеств ребёнка – выносливости, гибкости, ловкости, силы и скоростных способностей.

Выносливость – это способность ребёнка противостоять утомлению.

Для развития выносливости используются физические упражнения, включающие в работу большие мышечные группы, которые работают относительно длительное время.

Выносливость бывает общая и специальная.

Общая – это способность ребёнка продолжительное время выполнять различные по характеру виды физических упражнений сравнительно невысокой интенсивности.

Специальная – это способность эффективно выполнять специфическую нагрузку на время.

Средства выносливости:

Проплывание длинных отрезков с разным заданием, с поддерживающими предметами и без и в полной координации.

Дозировка – 4 отрезка по 8-10 метров.

Игры и эстафеты на воде.

Сила в плавании развивается, уже как минимум, за счёт усилий, прилагаемых для преодоления сопротивления воды.

Способы передвижения могут быть различными – шагом, бегом, прыжками, с применением изученных способов плавания и с помощью игр.

Гибкость – одно из важных физических качеств в плавании.

Хорошая гибкость обеспечивает при плавании свободу, быстроту и экономичность движений, увеличивает путь эффективного приложения усилий во время гребка.

Средства развития гибкости:

Сухое плавание (на суше, упражнения с элементами вращения в суставах, с поворотами, разворотами.)

ОРУ на суше и в воде, с элементами вращения в суставах, с поворотами, разворотами.

Ловкость – это целесообразность движений в данной конкретной ситуации, она является сложным двигательным качеством.

Плавание предъявляет специфические требования к координационным способностям.

На занятиях плаванием в основном способствуем развитию координации: координация – реакция на изменения условий окружения, координация, ка согласованное движение рук и ног.

Средства:

Подвижная игра «Ловишка «с обручем, с определёнными правилами (под водой не ловить) и усложнениями, как например двое или трое водящих.

Игра на быстрое принятие решений –«Караси и щуки «, «Кто быстрее добежит до мяча. «, «Найди свой дом. «

Упражнения с изменением направления движения : ныряния, выныривание, подныривание, проныривание и их комбинации с обручами.

Упражнения с разучиванием техники стиля плавания – у бортика (работа ног и попеременная работа рук на разный темп ног, в движении – в основном в подготовительной группе.

Скоростные способности:

Скоростные способности в плавании характеризуются умением проплывать короткие отрезки дистанции с максимально высокой скоростью.

Средства:

Подвижная игра «Кто быстрее «на перемещение в воде на коротких отрезках.

Специальные упражнения на скорость в соревновательном виде.

Эстафеты.

При систематических занятиях у дошкольников увеличивается сила, гибкость, ловкость, выносливость и скоростные способности. Дети не боятся воды, не паникуют при изменении условий игры или двигательной деятельности, активно и с интересом посещают занятия по плаванию.

Плавание так же благотворно влияет на формирование волевых качеств личности ребёнка. Не всем детям общение с водой доставляет удовольствие и радость, некоторые бояться входить в воду, боятся глубины. Психологами установлено, что главная опасность на воде – не действия в ней, а чувство страха и боязнь глубины. Именно поэтому первые шаги обучения плаванию направлены на то, чтобы помочь ребёнку преодолеть это неприятное чувство. Занятия плаванием развивают такие черты личности, как целеустремлённость, настойчивость, самообладание, решительность, смелость, дисциплинированность, умение действовать в коллективе, проявлять самостоятельность.

Таким образом можно сделать вывод, что плавание благотворно влияет на развитие детей дошкольного возраста.

Источник