Планирование работы по развитию речи с ребенком 3 лет
с детьми 2-3 лет.
Неделя месяц.
Связь с другими видами деятельности.
Сентябрь
1.неделя.
-Рассказывание русской народной сказки «Курочка ряба» – с использованием книжных иллюстраций.
-Дидактические упражнения – «Кто что делает?», по сказки «Курочка ряба»
-Ди «Поручение»
Лепка – знакомство с пластилином
Рисование – «Зернышки» – рисование пальчиками.
Физкультура – Пи «Курочка с цыплятами»
Конструирование: узкая дорожка
2.неделя.
-Чтение потешек – «Вот и люди спят» – рассматривание картинок: птички на веточках, зайки на травки и т.д.
-Чтение сказки «Курочка ряба» пальчиковый теарт.
-Артикуляционная гимнастика. ЗКР– звука «А».
Лепка – «Дождик»
Рисование – «Спрячь мышку» – карандаш.
Физкультура – Пи «Птички»
Конструирование: широкая дорожка
3.неделя.
-Чтение потешек – «Вот и люди спят». Дидактические упражнения – «Птички летают, а звери бегают».
-Чтение стихов А.Барто из цыкла «Игрушки»
-Артикуляционная гимнастика. ЗКР– звук «У», «Паровоз»
Лепка – «Мячик»
Рисование – «Дорожка» – краски.
Физкультура – Пи «Поезд»
Конструирование: башенка
4.неделя.
-Чтение рассказа Е.Чарушина «Кошка». Театр игрушек – корова, коза, кошка – звукоподражание.
-ЗКР– звуки «У»-«А». Развитие речевого дыхания, упражнение «Ветерок».
-Д упражнение – «Что звучит?» – слуховое развитие.
Лепка – «Травка»
Рисование – «Травка» – рисование пальчиками.
Физкультура –Пи «Мыши и кот».
Конструирование: башенка.
Октябрь
1.неделя.
-Чтение потешек – «Водичка – водичка» – песенка водички: звук – «ССС»
-Экспериментирование- игры с водой. Потешки: «Наша Таня громко плачит».
-ЗКР– развивать умение правильно выдыхать воздух, через рот, для развития речевого дыхания «Ветерок»
Лепка – «Мячик»
Рисование – «Дождик кап-кап-кап» – карандаш
Физкультура –Пи «Догони мяч»
Конструирование: башня
Сюжетная игра: Дочки матери
2.неделя.
-Чтение сказки «Курочка ряба» – театр Би-Ба-Бо
-Экспериментирование: игры с водой – «Тонет, не тонет». Потешки «Водичка – водичка»
-Артикуляционная гимнастика, на улыбку. ЗКР– звук –«И»
Лепка – «Мячик».
Рисование – «Дождик» – красками.
Физкультура – Пи «Через ручеёк»
Конструирование: башня.
3.неделя.
-Е.Чарушин – «Курочка» – картинка «Курочка с цыплятами»
-Подвижные игры – «Наседка с цыплятами. Песенка: курочки – ко,ко,ко; цыплят – пи,пи.
-Артикуляционная гимнастика – округлые губы. ЗКР– звук «О»
Лепка – «Зернышки»
Рисование – «Зернышки» – карандаш.
Физкультура – Пи «Курочка с цыплятами»
Конструирование: ворота
4.неделя.
-Е.Чарушин –«Курочка».
-Чтение стихов А.Барто «Мячик».
-Артикуляционная гимнастика. ЗКР– звуки «И-О», развивать умение правильно выдыхать.
Лепка – «Зернышки».
Рисование – «Нитки» – карандаш
Физкультура – Пи с мячом.
Конструирование: ворота.
Ноябрь
1.неделя.
-Рассказывание р.н.с. «Курочка ряба» (повтор). Дидактические упражнения – «Кто, как кричит?» – звукоподражание и звуковосприятия (громко, тихо)
-Чтение русской народной сказки «Репка» – на фланелеграфе.
-Дидактическая игра – «Кто к нам пришёл?» – игрушки или картинки – корова, кошка, мышка, коза. Артикуляционная гим-а. ЗКР– звук «М»
Лепка – «Яичко»
Рисование – «Мостик через речку» – краски.
Физкультура – Пи «Солнышко и дождик»
Конструирование: автомобиль – деревянный конструктор
2.неделя.
-Чтение потешек про пальчики, использование театра на пальчиках.
-Чтение р.н.с. «Курочка ряба» – театр на фланнелеграфе
-Подготовительные упражнения для развития речевого дыхания «Ветерок». Артикуляционная гимнастика. ЗКР– звук «П».
Лепка – «Пряник»
Рисование – «Письмо маме» – карандаш
Физкультура – Пи «Мышки»
Конструирование: ворота – Лего конструктор.
3.неделя.
-Рассказывание р.н.с. «Курочка ряба» настольный театр. Ду – «Скажи ласково за курочку»
-Чтение потешеки «Пошел котик не Торжок». Артикуляционная и пальчиковая гимнастика.
– ЗКР – звук «Б». Пальчиковая гимнастика. Игра на музыкальных инструментах.
Лепка – «Колбаски».
Рисование – «Клубок» – карандаш
Физкультура – Пи «Догони мяч»
Конструирование: дорожка – деревянный конструктор.
4.неделя.
– Чтение потешек «Пошел котик на Торжок» – рассматривание иллюстраций в книги.
-Игра драматизация – «Курочка ряба», с использованием костюмов.
-ЗКР- развитие слухового внимания (различие произношений звуков) «М-Б-П».
ДИ – Чудесный мешочек – «Кто к нам пришёл?»
Лепка – «Колбаски»
Рисование – «Ворота»
Физкультура – Пи «Догоните меня»
Конструирование: ворота – крупный конструктор
Декабрь.
1.неделя.
-Рассказывание р.н.с. «Репка» – настольный театр
-ДУ на величину – сравнение героев по величине (большой, маленький, меньше) и голосу, у кого какой голос (громкий, тихий, ласковый, сердитый).
-ЗКР- звук «Ф» -звукоподражание «аф-аф». ДИ – «Далеко, близко».
Лепка – «Скатаем снежный ком»
Рисование – «На деревья на лужок тихо падает снежок» – краски
Физкультура – Пи «Пузырь»
Конструирование: стул и стол
Сюжетная игра: Дочки матери
2.неделя.
-Рассказывание р.н.с. «Репка» – пальчиковый театр.
-Игра – «Посуда для всех героев», по сказки «Репка», на величину (большой, маленький).
-Артикуляционная гимнастика. ЗКР – звук «К»
Лепка – «Тарелка»
Рисование – «Огни в окнах» – карандаш.
Физкультура – Пи «Лохматый пёс»
Конструирование: диван
3.неделя
-Повторение р.н.с. «Репка» «Курочка ряба» – книги с иллюстрациями. По иллюстрации дети договаривают сказку за воспитателям.
-Игра инсценировка по сказки «Курочка ряба».
-ЗКР- звуки «В-К» упражнения для артикуляционного аппарата.
Лепка – «Угощение».
Рисование – «Зернышки»
Физкультура –Пи «Мыши и кот»
Конструирование: диван
4.неделя.
-Чтение потешк- «Наша Маша маленька»
-Игра драматизация «Репка» с использованием костюмов.
-ЗКР- звукоподражание: «Чудесный мешочек» -корова, коза, кошка, и т.д. произнесение звукосочитаний: мяу-мяу, мур-мур, кис-кис.
Лепка – «Яблоки на блюде»
Рисование – «Украсим елку, хлопушку» – краски.
Физкультура – Пи « Кто тише»
Конструирование: кресло
Январь
1.неделя.
-Чтение «Как у нашего кота» – театр игрушек
-Экспериментирование – ДУ – «Шерсть и перышко»
-Артикуляционная гимнастика. ЗКР- звук «Д».
Лепка – «Столбик»
Рисование – «Разукрасим шапку, варежку» – карандаш
Физкультура – Пи «Воробушки и кот»
Конструирование: домик из кубиков
2.неделя.
-Чтение сказки «Теремок» фланелеграф
-Ди – «Найди по цвету»
-ЗКР- звук «Т». ДУ- Игры с молоточками – забить втулки, шарики в ячейки.
Лепка – «Столбик»
Рисование – «Новогодняя елка» – краски.
Физкультура – Пи «Мышки»
Конструирование: домик – Лего конструктор
Сюжетная игра: Доктор Айболит
3. неделя.
-З.Чарушин «Кошка» – Татр «Би-Ба-Бо». Пальчиковая и артикуляционная гимнастики.
-Потешка «Заинька походи». Ди – «Кто в домике живет?» домашние и лесные животные.
-ЗКР – звук «Г». Закрепление гласных «Б-И-О»
Лепка – «Заборчик»
Рисование – «Следы котенка» – рисование пальчиками.
Физкультура – Пи «Зайка серенький сидит»
Конструирование: кресло
4.неделя.
-Чтение потешек «Заинька походи» – хороводная игра
-Беседа с детьми, на тему «Кто живет в лесу?». Игра на звукоподражание.
-Артикуляционная и пальчиковая гимнастики. ЗКР- звук «Т», закрепление «Д-Т-Г».
Лепка – «Заборчик»
Рисование – «Мишка топает, зайчик скачет» – краски.
Физкультура – Пи «Через ручеёк»
Конструирование: кровать
Февраль.
1.неделя.
-Чтение стихотворения А.Барто «Снег» – с движениями и с моделью снежков. Рассматривание картинок с изображением птиц.
-ЗКР – звук «Х». Ду «Сова» – на звукоподражание – «ууух-ууух-ууух»
-Экспериментирование – Ду «Шубка из перьев, или из меха.
Лепка – «Снеговик»
Рисование – «Снежные дорожки» – краски.
Физкультура – Пи «Птички»
Конструирование: лесенка из кирпичиков
2.неделя.
-Рассказывание р.н.с. «Теремок» – театр «Би-Ба-Бо». ДУ- «Попросись вежливо»
-Рассказывание р.н.с. «Заюшкина избушка». Потешки «Заинька походи» – хороводная.
-Артикуляционная гимнастика. ЗКР- звук «Э» – упражнения на выдох и на слух.
Лепка – «Бревнышки для домика»
Рисование – «Заборчик» краски
Физкультура – Пи «Зайцы и волк»
Конструирование: лесенка из кубиков
3.неделя.
-Рассказ р.н.с. «Теремок» – настольный театр.
-Артикуляционная гимнастика. ЗКР- звуки «Х-Э». Ду на звукоподражание, с использованием картинок.
-Ди «Высоко – низко» – на ориентировку в пространстве
Лепка – «Снеговик»
Рисование – «Лесенка» – краски
Физкультура – Пи «Мишка косолапый»
Конструирование: башенка и лесенка
4.неделя.
-Ду «Чей голос?» – картинки героев сказки «Теремок»
-Игра драматизация – «Теремок», с использованием костюмов.
-Артикуляционная и пальчиковая гимнастика. ЗКР- звуки «И-У»
Лепка – «Домик» – коллективная работа, изготовление бревнышек.
Рисование – «Горка» – краски.
Физкультура – Пи «Самолеты»
Конструирование: горка
Март
1.неделя
-Рассказывание р.н.с «Колобок» – театр на фланелеграфе.
-Ду –«Снежинки» -речевое дыхание. Развитие слухового внимания «Угадай по голосу».
-Артикуляционная и пальчиковая гимнастики. ЗКР- звук «Ы».
Лепка – «Сушка»
Рисование – «Дорожка»
Физкультура – Пи «Зайка серенький сидит»
Конструирование: горка и дорожка
Сюжетная игра: игры в уголке «Кухня»
2.неделя
-Рассказывание р.н.с. «Колобок» – театр «Би-Ба-Бо»
-Ди «Найди маму» – знание название животных взрослых и детёнышей.
-Артикуляционная гимнастика. ЗКР- звук «Ц»
Лепка – «Улитка»
Рисование – «Колобок»
Физкультура – «Мишка шалунишка»
Конструирование: короткая скамейка
Слушание аудио записи
3.неделя.
-Чтение потешек «Ладушки – ладушки». Пальчиковая гимнастика.
-Игра инсценировка – «Колобок»
-Артикуляционная гимнастика. ЗКР- звуки «Ц-И» в словосочетаниях
Лепка – «Блины»
Рисование – «Светит солнышко в окно» – краски.
Физкультура – Пи «Кто тиши»
Конструирование: длинная и короткая скамейки
4.неделя.
-Совместное с детьми рассказывание сказки «Колобок», настольный театр
-Игры на звукоподражание: утёнок – кря-кря, гусёнок – га-га, цыплёнок – пи-пи.
-ЗКР- звуки «Ц-И» – в словосочетаниях
Лепка – «Тарелка»
Рисование – «Заборчик и лестница» – карандаши.
Физкультура – Пи «Мишка шалунишка»
Конструирование: ворота
Апрель
1.неделя.
-Чтение потешки «Ай качи, качи…» – без наглядности
-Ди по сказке «Теремок»: -«Кого не стало?»
-Артикуляционная гимнастика. ЗКР- звук «С». Игры с водой.
Лепка – «Баранки»
Рисование – «Капель»- карандаш
Физкультура – Пи «Где звенит»
Конструирование: ворота и скамейка:
2.неделя.
-Игра инсценировка «Как машина зверей катала»
-Чтение потешки «Ай качи, качи…»
-Артикуляционная и пальчиковая гимнастики. ЗКР звук «С»
Лепка – «Погремушка»
Рисование – «Дерево» – краски.
Физкультура – Пи «Лошадки»
Конструирование: мост и дорожка
3.неделя.
-Игра инсценировка «Гусь и жеребенок». Звукоподражание: гусенок: га,га; жеребенок: и-го-го. Ди – «Кто что ест?»
-Рассказывание сказки «Колобок» – плосткосной театр.
-Артикуляционная и пальчиковая гимнастики. ЗКР—звук «С»
Лепка – «Тарелка с яблоками»
Рисование – «Разукрасим конфету» – карандаш
Физкультура – Пи «Мышки»
Конструирование: домик
4.неделя.
– «Накормим птичек» – рассматривание сюжетной картины, пальчиковая гимнастика, звукопроизношение: «цып-цып-цып», «клю-клю-клю»
– Ди – на величину (большой, маленький) – пирамиды.
-Артикуляционная гимнастика. ЗКР- звук «З»
Лепка – «Пирамида»
Рисование – «Дождик и лужи» – краски.
Физкультура – Пи «Воробушки и автобус»
Конструирование: домик и дорожка
Май
1.неделя.
-Чтение знакомых потешек: «Как у нашего кота», «Маше маленькая», «Чики-чики-чикалочки».
-Игры и упражнения на дыхание – кораблики, вертушки, мыльные пузыри и др.
-Артикуляционная гимнастика. ЗКР- звук «З»
Лепка – «Цветок» барельеф на картоне.
Рисование – «Шарики воздушные» – карандаш.
Физкультура – Пи «Мошки, мышки»
Конструирование: скамейка – крупный конструктор.
2.неделя.
– Е.Чарушин – «Кошка», «Собака» – с использованием картинок животных.
– Игра драматизация «Колобок» с использованием костюмов.
-ЗКР- различать на слух звуки «С-З»
Лепка – «Угощение – для кошечки и собачки»
Рисование – «Салют» – краски.
Физкультура – Пи «Лохматый пес»
Конструирование: диван – мелкий строительный материал
3.неделя.
-Чтение стихов А.Барто «Козленок», «Зайка» – с использованием игрушек.
-Ди – «Чудесная коробочка» – набор игрушек и предметов (кот, кубик, лейка, лента и пр)
-Артикуляционная и пальчиковая гимнастика. ЗКР – звук «Ц»
Лепка – «Цветок»
Рисование – «Травка» – краски или карандаш.
Физкультура – Пи «Мой веселый звонкий мяч»
Конструирование: стул и стол
4.неделя.
-Чтение потешки «Наши уточки с утра» – театр на фланелеграфе (набор картинок)
-Ду – «Отгадай на слух» – музыкальные инструменты, вода, шумовые коробочки
-ЗКР – определять звуки «С-З-Ц»
Лепка – «Ужик или червечёк»
Рисование – по желанию детей.
Физкультура – Пи «Птички в гнездышках»
Конструирование: домик и скамейка – разнообразные наборы строительного материала.
Источник
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Развивающих логопедических занятий по предупреждению возникновения речевых нарушений у детей четвёртого года жизни
на 2015-2016 уч.г.
Автор: учитель-логопед
Бурлакова О. А.
Москва, 2015
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Ребёнка окружает множество звуков: музыка, щебетание птиц, шелест травы, шум ветра, журчание воды.… Но слова – речевые звуки с самого его рождения наиболее значимы. Звучащая речь обеспечивает необходимое для ребёнка общение с взрослыми, получение информации, приобщение к деятельности, овладение нормами поведения. Вслушиваясь в слова, сопоставляя их звучание и пытаясь повторить их, ребёнок начинает не только слышать, но и различать звуки родного языка.
Развитие речи – её фонетической стороны, словарного запаса, грамматического строя – одна из важнейших задач воспитания в детском саду. Вместе с тем работа по развитию речи – это составная часть и логопедической работы с детьми, имеющими различные нарушения речи. Логопедическое воздействие, таким образом, оказывается педагогическим по своему характеру и коррекционно-развивающим – по своей направленности.
Чистота речи зависит от многих факторов: от развития речевого слуха, внимания, дыхания, голосового и речевого аппарата. Все эти компоненты без специальной их ”тренировки“ часто не достигают нужного уровня развития. Чтобы предупредить закрепление речевых дефектов у школьников, пропедевтическую логопедическую работу рекомендуется начинать с младшего дошкольного возраста.
Предлагаемая программа подразумевает работу с детьми младшего дошкольного возраста в строгой последовательности с использованием разнохарактерных игр и упражнений, наглядности, при обеспечении высокой речевой активности детей на занятиях будет способствовать как восприятию речи, так и фонетическому её оформлению.
Цели программы:
Предупреждение возникновения речевых нарушений и совершенствование речи детей 3-4 лет, посредством игровых технологий.
В соответствии с этой целью ставятся основные задачи:
- расширять объём понимания речи;
- обогащать словарный запас;
- формировать и совершенствовать грамматический стой речи;
- совершенствовать фразовую речь;
- развивать навыки связной речи;
- развивать фонематические процессы;
- развивать артикуляционный аппарат и речевое дыхание, необходимых для успешного формирования звуко-произносительной системы языка;
- формировать слоговую структуру слова;
- развивать когнитивные функции (рече-слуховую память, слуховое внимание, словесно-логическое мышление)
Достижение поставленной цели и решение задач осуществляется с учётом следующих принципов:
- принцип опережающего подхода, диктующий необходимость раннего выявления детей с функциональными и органическими отклонениями в развитии, с одной стороны, и разработку адекватного логопедического воздействия – с другой;
- принцип развивающего подхода (основывается на идее Л. С. Выготского о «зоне ближайшего развития»), заключающийся в том, что обучение должно вести за собой развитие ребёнка;
- принцип полифункционального подхода, предусматривающий одновременное решение нескольких коррекционных задач в структуре одного занятия;
- принцип сознательности и активности детей, означающий, что педагог должен предусматривать в своей работе приёмы активизации познавательных способностей детей. Перед ребёнком необходимо ставить познавательные задачи, в решении которых он опирается на собственный опыт. Этот принцип способствует более интенсивному психическому развитию дошкольников и предусматривает понимание ребёнком материала и успешное применение его в практической деятельности в дальнейшем;
- принцип доступности и индивидуализации, предусматривающий учёт возрастных, физиологических особенностей и характера патологического процесса. Действие этого принципа строится на преемственности двигательных, речевых заданий;
- принцип постепенного повышения требований, предполагающий постепенный переход от более простых к более сложным заданиям по мере овладения и закрепления формирующихся навыков;
- принцип наглядности, обеспечивающий тесную взаимосвязь и широкое взаимодействие всех анализаторных систем организма с целью обогащения слуховых, зрительных и двигательных образов детей.
ХАРАКТЕРИСТИКА РЕЧИ ДЕТЕЙ ЧЕТВЕРТОГО ГОДА ЖИЗНИ
На четвертом году жизни у детей непрерывно идет процесс увеличения словаря — как активного, так и пассивного. Если в два года ребенок владеет словарем из 250 — 300 слов, то к трем годам запас слов, как правило, увеличивается до 800— 1000, слова приобретают более точное значение. Малыш много говорит сам, любит слушать короткие стихи, рассказы, сказки, запоминает и рассказывает их. У детей этого возраста наблюдаются недостатки в произношении ряда слов, особенно длинных и малознакомых: сокращения слов («сипед» — велосипед, «атабиль» — автомобиль); перестановки звуков в слове («певрый» — первый); пропуски согласных звуков при их стечении («босой мальчик» — большой мальчик, «девича» — девочка). Иногда дети в случаях стечения согласных звуков вставляют между ними дополнительные гласные («корабель — корабль, «не зинаю» — не знаю). Трехлетние дети говорят короткими фразами, состоящими из нескольких слов (чаще из 3 — 4). Постепенно фраза удлиняется и усложняется. У ребенка этого возраста можно отметить ряд несовершенств фразовой речи: неправильный порядок слов в предложении («я хочу нет»), ошибки в согласовании слов («один колесо», «у меня много подругов»). Произношение детей четвёртого года жизни характеризуется рядом особенностей.
1. Согласные произносятся смягченно («лёзецька» — ложечка).
2. Свистящие звуки с, з, ц произносятся недостаточно четко, пропускаются («абака» — собака, «амок» — замок); заменяются: с — ф («фобака» — собака), з — в («вамок» — замок), ц — ф («фыпленок» — цыпленок), с — т («тобака» — собака), з — д («дамок» — замок), ц — т («тветок» — цветок).
3. Шипящие звуки ш, ж, ч, щ произносятся недостаточно четко, пропускаются («апка» — шапка, «ук» — жук и др.); заменяются: ш — с, ф («сапка», «фапка» — шапка), ж — з, в («зук», «вук» — жук), ч — ц, ть («оцки», «отьки» — очки), щ — с’, т’ («сетка», «тётка» — щётка).
4. Звуки пропускаются («ампа» — лампа, «ука» — рука); заменяются звуками л’ («лямпа» — лампа, «люка» — рука), («ямпа» — лампа, «юка» — рука).
Учитывая эти недостатки, необходимо готовить речедвигательный и речеслуховой анализаторы детей для правильного восприятия и произношения звуков.
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Эффективность развивающих логопедических занятий определяется чёткой организацией детей в период их пребывания в детском саду, правильным распределением нагрузки в течение дня, координацией и преемственностью в работе всех субъектов педагогического процесса: логопеда, родителей и педагогов.
Организация деятельности логопеда, воспитателей и других специалистов в течение года определяется поставленными задачами рабочей программы.
Развивающие логопедические подгрупповые занятия по предупреждению возникновения речевых нарушений у детей младшего возраста проводятся с 1 октября.
Для подгрупповых занятий объединяются дети одной возрастной группы, имеющие сходный характер речевого развития. Частота проведения занятий: 1 раз в неделю.
Количество детей: до 10 человек.
СОДЕРЖАНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
Содержание работы логопеда с детьми младшего дошкольного возраста, в соответствии с федеральным государственным образовательными стандартами дошкольного образования (далее – ФГОС ДО), направлено на организацию профилактической работы по предупреждению возникновения речевых нарушений у дошкольников;
Вся работа по предупреждению возникновения речевых нарушений у младших дошкольников строится с опорой на ведущий вид деятельности – игровую деятельность.
Перспективный план работы
Месяц | № занятия | Лексическая тема | Развитие слухового и зрительного внимания и восприятия, развитие фонематического восприятия, дифференциации звуков, работа над слоговой структурой слова | Развитие просодической стороны речи, уточнение произношения звуков, воспитание общих речевых навыков | Формирование и совершенствование грамматического строя речи | Развитие речевого общения, связной речи |
Октябрь, | 1 2 | Осень. Деревья. | 1.Формирование внимания к неречевым звукам, умения узнавать и различать неречевые звуки. 2.Воспитание слухового внимания, чувства ритма в играх и упражнениях со звучащими игрушками. 3.Развитие зрительного внимания, умения различать контрастные по размеру и цвету игрушки, предметы. | 1.Воспитание правильного речевого диафрагмального дыхания и правильной артикуляции гласных звуков [у], [а], [о], [и]. 2.Развитие длительного речевого выдоха (2—3 сек) на материале гласных и их сочетаний. 3.Развитие интонационной выразительности речи, модуляции голоса на материале звукоподражаний 4. С помощью упражнений артикуляционной гимнастики начать подготовку артикуляционного аппарата к формированию правильной артикуляции свистящих звуков | 1.Обучение пониманию вопросов косвенных падежей: где? куда? откуда? кому? 2.Обучение правильному построению двухсловных предложений 3.Формирование умения отвечать на вопросы кто это? что делает? 4.Развитие умения согласовывать прилагательные и числительное «один» с существительными в роде и числе в именительном падеже | 1.Стимулирование детей к составлению и использованию в речи двухсловных предложений 2.Обучение договариванию за взрослым слов и словосочетаний в потешках, упражнениях, стихотворениях. 3.Обучение ответам на вопросы кто это? что это? 4.Формирование умения задавать эти вопросы. 5.Обучение пониманию несложных рассказов взрослого по сюжетной картинке. 6.Обучение слушанию сказок со зрительной опорой на картинку. |
3 4 | Овощи | |||||
Ноябрь | 5 6 | Фрукты | ||||
7 8 | Домашние птицы | |||||
Декабрь | 9 10 | Дикие животные | 1. Развитие внимания к неречевым звукам, совершенствование умения разлить их. 2.Воспитание слухового внимания при слушании тихо и громко звучащих игрушек, тихой и громкой речи. 3.Развитие внимания к ритмической основе, слоговой структуре слова. 4. Формирование умения воспроизводить гласные звуки на основе восприятия беззвучной артикуляции. 5. Формирование умения различать гласные звуки по принципу контраста: [а] — не [а], [у] – [а], [и] – [у], [э] – [о], [и] – [о], [э] – [у]. 6.Формирование слов с правильным воспроизведением ударного слога и интонационно-ритмического рисунка в двусложных и односложных словах (Аня, кот i. 7.Составление и заучивание двусложных слов из одинаковых слогов и разных слогов | 1.Воспитание речевого диафрагмального дыхания. 2.Формирование длительного плавного ротового выдоха (3—4 сек.) 3.Развитие речевого подражания. 4.Развитие силы и динамики голоса. 5.Пение гласных звуков [а], [о], [у], [и], [э], их слияний, слогов с согласными звуками [м], [п], [б], [д], [т], [н], [м’], [п’], [б’], [д’], [т’], [н’], звукоподражаний. 6.Развитие интонационной выразительности речи в звукоподражаниях. 7. С помощью упражнений артикуляционной гимнастики начать подготовку артикуляционного аппарата к формированию правильной артикуляции шипящих звуков 8.Активизация движений речевого аппарата. 9.Воспитание умеренного темпа речи (речь с движением). | 1. Формирование умения различать имена существительные единственного и множественного числа мужского и женского родов в именительном падеже (кот ~ коты, кукла — куклы). 2. Формирование умения образовывать родительный падеж имен существительных со значением отсутствия (Чего нет у кота? Хвоста). 3. Формирование умения образовывать и различать глаголы настоящего времени (стою — стоим — стоит). 4. Формирование умения образовывать и использовать глаголы в повелительном наклонении (иди, сиди). 5. Обучение согласованию прилагательных с существительными мужского и 6. Обучение употреблению предлога у. 7. Обучение самостоятельному изменению числа существительных, глаголов, местоимений по демонстрации действия. 8. Введение в речь местоимений, наречий, числительных, простых предлогов. | 1.Формирование простого предложения. 2.Формирование фразы с прямым дополнением. 3.Обучение ответам на вопросы по демонстрации действия и по картинке. 4.Обучение пониманию вопросов по прочитанной сказке со зрительной опорой и ответам на них. 5.Формирование умения заканчивать фразу. 6.Заучивание маленьких стихотворений с опорой на картинки. |
1112 | Домашние животные | |||||
Январь | 13 14 | Дикие птицы | ||||
15 16 | Зима . Новый год. | |||||
Февраль | 17 18 | Кто где живёт | ||||
19 20 | Кто что ест | |||||
Март | 2122 | Весна. Мамин день. | 1.Обучение различению звуковых сигналов, состоящих из 3—4 звуков. 2.Развитие чувства темпа и ритма. 3.Воспитание слухоречевой памяти. 4.Воспитание зрительного внимания и памяти. Различение гласных, близких по артикуляции. 5.Сопоставление согласных в открытых слогах: [м]—[п], [м]—[н], [п]—[м], [н]-[т], [п]-[т], [т]-[к]. 6.Различение существительных, сходных по звучанию и отличающихся одним звуком (бочка — точка, дом — ком). 7.Прохлопывание, отстукивание слогов в словах с определенной звуко-слоговой структурой | 1.Формирование правильного речевого диафрагмального дыхания и длительного ротового выдоха (4—5 сек.). 2.Развитие речевого подражания, пение гласных, их слияний, слогов с согласными. 3.Развитие интонационной выразительности, ритмичности речи, модуляции голоса. 4.Воспитание правильного умеренного темпа речи (речь с движением). 5.Развитие эмоционально-выразительных жестов и мимики на основе подражательной деятельности. 6. Активизация движений речевого аппарата. 7.Уточнение произношения свистящих и шипящих звуков. | 1.Обучение образованию и использованию в речи существительных в дательном и творительном падежах и родительном падеже с предлогом у (у киски). 2.Обучение образованию и использованию существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами 3.Закрепление умения использования глаголов в инфинитиве, повелительном и изъявительном наклоненииях настоящего времени 3-го лица единственного и множественного числа 4.Обучение образованию глаголов изъявительного наклонения от повелительного путем «наращивания» звука [т] (сиди, сидит). 5.Обучение образованию и дифференциации глаголов 3-го лица единственного и множественного чисел изъявительного наклонения по демонстрации действий и по сюжетным картинкам, а также различению вопросов к этим глаголам. 6.Обучение детей употреблению возвратной формы глагола 2-го лица единственного числа настоящего времени по демонстрации действия и по картинке 7.Обучение согласованию подлежащего со сказуемым. 8.Согласование прилагательных, обозначающих признаки предметов, с существительными мужского и женского рода в именительном падеже единственного числа. 9.Согласование местоимений с существительными. (Моя книжка. Мой мяч.) 10.Правильное употребление местоимений меня, мне в родительном и дательном падежах. 11.Различение рода и числа глаголов прошедшего времени (упал, упала, упали). | 1.Обучение ответам на поставленные вопросы по простым сюжетным картинкам: кто это? что он делает? что это? 2.Подбор существительных к глаголам. 3.Развитие умения составлять предложения по небольшой сюжетной картинке с одним действующим лицом. 4.Развитие умения использовать инфинитив глаголов в словосочетаниях. 5.Совершенствование умения договаривать словосочетания в разучиваемых стихотворениях, при пересказе знакомых сказок и небольших рассказов. 6.Заучивание небольших песенок, потешек, стишков со зрительной опорой на картинки. 7.Развитие умения передавать содержание знакомой сказки по серии картин с помощью логопеда. |
2324 | Дом. | |||||
Апрель | 2526 | Мебель, посуда | ||||
27 28 | Насекомые. | |||||
Май | 29 30 | ,Грибы,. Ягоды | ||||
3132 | Лето . Цветы |
Методическая литература.
1. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – Москва, Мозаика-Синтез, 2011.
2. Н.В. Нищева «Система коррекционной работы в логопедической группе», Санкт- Петербург, «Детство – Пресс», 2001г.
3. В.П. Балобанова, Л.Г. Богданова «Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения», Санкт- Петербург, «Детство – Пресс», 2000г.
4. Миронова С.А. «Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях», Москва, Просвещение, 1991г.
5. Г.Р. Шашкина, Л.П. Зернова «Логопедическая работа с дошкольниками», Москва, «Академия», 2003г.
6. А. Герасимова, О. Жукова «Уникальная методика развития речи дошкольника», СПб, «Нева», 2002г. «Просвещение», 1981г.
7. М.Ф. Фомичёва «Воспитание у детей правильного произношения», Москва,
8.Л.П. Успенская, М.Б. Успенский «Учитесь правильно говорить» (в 2-х частях), Москва, «Просвещение», 1995г.
9. Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова «Формирование правильной разговорной речи у дошкольников», СПб, «Союз», 2004г.
10. М.Г. Генинг, Н.А. Герман «Обучение дошкольников правильной речи», Чебоксары, 1980г.
11. Т.А. Ткаченко «Учим говорить правильно» (система коррекции общего недоразвития речи у детей 6 лет), Москва, «Гном и Д», 2002г.
12. Л.Н. Ефименкова «Формирование речи у дошкольников», М., «Просвещение», 1981г.
13. В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко «Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения», Москва, «Гном-Пресс», 1998г.
14. Н.В. Дурова «Фонематика», Москва, «Мозаика-Синтез», 2002г.
15. Н.С. Четверушкина «Слоговая структура слова» , Москва, 2001г.
16. Н.В. Новоторцева «Учимся писать, обучение грамоте в детском саду», Ярославль, «Академия развития», 1998г.
17. Лукина Н. А., Никкинен И. И. Научи меня слышать (Развитие слухового восприятия,
18. Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелёва «Логопедическая работа в специальном детском саду», М, Просвещение, 1987 г.
19. Борисенко М.Г.,Лукина Н.А «Комплексных занятия по сказкам», М, Паритет, 2006
Источник