Планирование работы по развитию речи ребенка дошкольного возраста
Планирование работы по развитию речи детей в дошкольном учреждении.
Планирование работы по развитию речи – это проектирование становления и развития речи каждого ребенка, прогнозирование динамики педагогического воздействия на речь и его результативности.
На современном этапе, в условиях введения ФГОС ДО, каждое дошкольное учреждение разрабатывает свою программу развития дошкольников. В зависимости от типа ДОУ, ключевых задач и других условий вопросы планирования решаются по-разному.
Вместе с тем в методике сложились единые принципы планирования работы по развитию речи, которые объективно отражают существующие закономерности и логику речевого развития детей поэтому являются основой организации педпроцесса в дошкольных учреждениях любого типа.
Среди них первостепенное значение имеют следующие принципы:
1. Реализация всех задач речевого развития в их взаимосвязи. В плане должны найти отражение все разделы программы речевого развития: ЗКР, грамматика, словарь, развитие связной речи, ознакомление с художественной литературой.
2. Деятельностный подход к планированию работы. Работа должна планироваться с учетом особенностей становления и развития коммуникативной деятельности и осуществляться в процессе общения воспитателя с детьми во всех видах деятельности. Организованное обучение родной речи должно основываться на самостоятельности и активности детей и связываться с их бытом, игрой, трудом.
3. Последовательное нарастание требований к речи детей. В дошкольном образовании выработаны определенные требования – это усложнение содержания, методов и приемов речевой работы по мере продвижения в усвоении материала.
4. Индивидуальный подход к детям. Необходимость его определяется тем, что процесс усвоения родного языка у одних детей идет быстрее, у других — медленнее. По-разному складывается и речевое общение ребенка с окружающими людьми. Воспитатель должен уделять внимание не только детям, отстающим в развитии речи, но и одаренным, проявляющим особый интерес к явлениям языка и речи. Поэтому при планировании работы следует учитывать не только возрастные показатели, но и индивидуальное речевое развитие, данные диагностики речевого развития детей.
5. Учет конкретных условий. К конкретным условиям можно отнести особенности речевого окружения детей (характер общения в семье, обилие контактов со сверстниками и детьми другого возраста, местный диалект и т.д.), условия детского дошкольного учреждения, национальные традиции региона.
6. Систематичность педагогического воздействия на речь.
В современных ДОУ утвердились три основных вида планирования: перспективное, календарно-перспективное, календарное.
Перспективный план определяет основные направления в работе воспитателя на месяц и более. Он учитывает взаимосвязь между различными разделами, обеспечивает систематичность и последовательность, единство в работе воспитателей группы.
Запомните, что устоявшихся норм и правил оформления перспективных планов нет. Важно, чтобы они не были громоздкими и излишне детализированными.
В зависимости от того, на чем воспитатель акцентирует внимание — на отборе содержания или определении форм организации работы, — выбирается форма планирования.
Это могут быть перечни мероприятий, таблицы, схемы, картотеки, текстовые программы индивидуального развития или некоторые программы работы в группе на определенный отрезок времени (месяц, квартал, полугодие, год).
При планировании необходимо помнить о комплексном подходе к решению задач развития речи. Структура занятия определяется принципом взаимосвязи различных разделов речевой работы, при этом одной из главных задач является развитие связной монологической речи.
При разработке содержания каждого занятия учитываются постепенное усложнение программных задач, их значимость на данном этапе обучения, важность повторения определенного материала и т. д.
Существует практика составления перспективных планов по индивидуальной работе с детьми.
Такие планы представляют собой индивидуальные программы развития.
Обязательно нужно планировать работу с семьей по созданию благоприятной для речевого развития ребенка среды (просветительская работа с родителями, методическая помощь семье, консультации для родителей, привлечение родительского актива к организации коллективных форм работы с детьми по развитию речи и т. д.).
Календарно – перспективное планирование сочетает в себе элементы перспективного и календарного планов и ведется с учетом времени года.
По мнению многих педагогов, при таком планировании удобно использовать картотеку занятий, наблюдений, игр, дидактических речевых упражнений, развлечений, фольклорных текстов и т. д. Кроме содержания работы на карточках указываются образовательные задачи, которые решаются с использованием данного материала. Планируя работу на месяц, воспитатель отбирает из разных картотек нужные разработки (конспекты, планы, сценарии, тексты худ. произведений, упражнения, игры для детей) и выстраивает их в определенной последовательности, отмечая при этом на отобранных карточках даты и время проведения мероприятий, использования дидактического и художественного материала.
При календарно – перспективном планировании в конце месяца воспитатели смотрят, все ли задачи реализованы. Если задачи реализованы не полностью, то карточки переставляются в следующий месяц, а картотеку дополняют новыми играми, упражнениями, дидактическими материалами.
Календарное планирование.
На утренние часы планируют коллективные и индивидуальные разговоры педагога с детьми (цель – формирование умений разговорной речи, навыков культуры речевого общения, расширение кругозора детей); работу по ознакомлению с художественной литературой (чтение и рассказывание, повторение стихотворений, рассматривание иллюстраций, занятия в уголке книги по желанию детей); разнообразные дидактические игры и лексические упражнения; индивидуальную работу.
В практике сложились определенные требования к оформлению плана занятия.
Рекомендуется указывать:
а) название занятия;
б) задачи, которые предстоит решить;
в) дидактический материал;
г) последовательный ход занятий;
д) способ организации детей на занятии (работа со всей группой, с подгруппой, с определенными детьми; за столами, на коврике, со сменой места и расположения детей).
Источник
КАТЕГОРИИ:
Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)
Успех работы по развитию речи детей во многом зависит от качества ее планирования, которое является проектированием становления и развития речи каждого ребенка, прогнозированием динамики педагогического воздействия на речь и его результативности.
Принципы планирования работы по развитию речи:
1. Реализация всех задач развития речи в их взаимосвязи. В плане должны отразиться все разделы программы речевого развития.
2. Деятельностный подход к планированию работы. Работа должна планироваться с учетом особенностей становления и развития коммуникативной деятельности и осуществляться в процессе общения воспитателя с детьми во всех видах деятельности. Организованное обучение родной речи основывается на самостоятельности и активности детей, связывается с их бытом, игрой, трудом.
3. Последовательное нарастание требований к речи детей, усложнение содержания, методов и приемов речевой работы по мере продвижения в усвоении материала.
4. Индивидуальный подход к детям. Воспитатель должен уделять внимание не только детям, отстающим в развитии речи, но и одаренным, проявляющим особый интерес к явлениям языка и речи.
5. Учет конкретных условий. К конкретным условиям можно отнести особенности речевого окружения детей (характер общения в семье, обилие контактов со сверстниками и детьми другого возраста, местный диалект и т.д.), условия детского дошкольного учреждения, национальные традиции региона.
6. Систематичность педагогического воздействия на речь.
Виды планирования:перспективное, календарно-перспективное, календарное.
Перспективный план определяет основные направления в работе воспитателя на месяц и более. Он учитывает взаимосвязь между различными разделами, обеспечивает систематичность и последовательность, единство в работе воспитателей группы. Они не должны быть громоздкими и излишне детализированными. В зависимости от того, на чем воспитатель акцентирует внимание — на отборе содержания или определении форм организации работы, — выбирается форма планирования. Это могут быть перечни мероприятий, таблицы, схемы, картотеки, текстовые программы индивидуального развития или некоторые программы работы в группе на определенный отрезок времени (месяц, квартал, полугодие, год).
Работа по развитию речи включается в перспективные планы по разным направлениям педагогического процесса дошкольного учреждения.
Воспитателям старших групп целесообразно намечать перспективный план по обучению детей монологической речи; предусмотреть тематику связных высказываний; чередование типов связных высказываний; последовательность приемов обучения.
Целесообразно планировать на перспективу занятия как организованную форму обучения речи и работу по развитию речи вне занятий. Опираясь на рекомендации программы, можно определить количество занятий в неделю, месяц, квартал, их последовательность. Система занятий В.В.Гербовой. В основе занятий, разработанных коллективом под руководством Ф.А.Сохина и О.С.Ушаковой, лежит принцип комплексности решения задач речевого развития. Структура занятия определяется принципом взаимосвязи различных разделов речевой работы, при этом главной задачей является развитие связной монологической речи.
Удобно составлять перспективные планы по индивидуальной работе с детьми (индивидуальные программы развития). На полугодие или на год целесообразно планировать работу с семьей по созданию благоприятной для речевого развития ребенка среды (просветительская работа с родителями, методическая помощь семье, привлечение родительского актива к организации коллективных форм работы с детьми и т. д.).
Календарно-перспективное планированиесочетает в себе элементы перспективного и календарного планов и ведется с учетом времени года.
Удобно использовать картотеку занятий, наблюдений, игр, дидактических речевых упражнений, развлечений, фольклорных текстов и т. д. Кроме содержания работы на карточках указываются образовательные задачи, которые решаются с использованием материала. Планируя работу на месяц, воспитатель отбирает из разных картотек нужные разработки (конспекты, планы, сценарии), тексты художественных произведений, упражнения, игры и выстраивает их в определенной последовательности, отмечая на отобранных карточках даты и время проведения мероприятий, использования дидактического и художественного материала. При планировании индивидуальной работы имена детей проставляются после занятия, игры, наблюдения в соответствии с указанным видом и формами индивидуальной работы.
Если задачи в конце месяца реализованы не полностью, карточки переставляются в следующий месяц, а картотеку дополняют новыми играми, упражнениями, дидактическими материалами.
Заблаговременное определение последовательности осуществления работы с детьми в течение дня с указанием необходимых условий, средств, форм и методов составляет сущность календарного планирования.
На утренние часы планируют коллективные и индивидуальные разговоры с детьми с целью формирования умений разговорной речи, навыков культуры речевого общения, расширение кругозора детей; работу по ознакомлению, с художественной литературой (чтение и рассказывание, повторение стихотворений, рассматривание иллюстраций, занятия в уголке книги по желанию); дидактические игры и лексические упражнения; индивидуальную работу.
Требования к оформлению плана занятия. Рекомендуется указывать:
а) название занятия;
б) задачи, которые предстоит решить (содержание главной речевой задачи, например речевые умения, которые необходимо сформировать, перечень слов для введения в словарь или перечень звуков и труднопроизносимых звукосочетаний);
в) дидактический материал;
г) последовательный ход занятий;
д)способ организации детей (работа с группой, подгруппой, определенными детьми; за столами, на ковре, со сменой места, расположения детей).
В план прогулки можно включать словарную работу в процессе наблюдений, труда детей на участке; работу по звуковой культуре речи в ходе подвижных игр; дидактические игры и упражнения по различным разделам программы речевого развития; индивидуальную работу с детьми; коллективные и индивидуальные разговоры на заданную тему; приемы руководства речевым общением детей со сверстниками.
Вечер — удобное время для развлечений, подготовки и проведения игр-драматизаций и инсценировок, индивидуальной работы с детьми.
По своему усмотрению воспитатель распределяет основные формы работы с детьми в течение дня. Работа по развитию речи вне занятий должна предлагаться ненавязчиво, проходить непринужденно, не должна подавлять самостоятельную речевую активность детей.
Педагогическая работа требует постоянного анализа, который должен быть направлен на выявление причин, определивших результат. Результаты анализа могут быть отражены в форме дневника, таблиц, карт речевого развития детей.
В конце квартала (года) педагог может подвести итоги работы по разделам, сравнить их с данными учетно-проверочных занятий, с материалами специального обследования речевого развития детей.
Вопросы
1. В чем заключается значение планирования работы по развитию речи дошкольников?
2. Раскройте основные принципы планирования работы по развитию речи детей.
Задания для самостоятельной работы
Составьте примерное календарное планирование работы по развитию речи дошкольников.
Рекомендуемая литература
Бородич A.M. Методика развития речи детей. – М., Просвещение, 1974.
Развитие речи детей дошкольного возраста / Под ред. Ф.А. Сохина. – М., 1976.
Тихеева Е.И. Развитие речи детей раннего и дошкольного возраста. – М., 1972.
Тема 9. Методическое руководство работой по развитию речи детей
в дошкольных учреждениях
Ведущая роль в руководстве работой детского сада принадлежит заведующей. У методиста и заведующей общие задачи, план работы, которые выполняются совместными усилиями всего коллектива. На основании годового плана работы детского сада они составляют индивидуальные календарные планы, по договоренности распределяя между собой объем методической работы.
Один из разделов методической работы— работа по развитию речи:
1. Обеспечивать и контролировать выполнение программы развития речи детей во всех возрастных группах.
2. Обеспечивать правильную постановку воспитания и обучения детей, преемственность в работе воспитателей разных возрастных групп, а также детского сада и школы.
3. Направлять и контролировать работу персонала, оказывать методическую помощь воспитателям.
4. Содействовать созданию правильных условий для развития речи детей, организовывать работу методического кабинета в детском саду, обобщать инструктивно-методический материал по развитию речи.
5. Изучать и обобщать передовой опыт по развитию речи, организовывать обмен опытом между воспитателями.
6. Содействовать повышению квалификации и самообразованию педагогов, росту их мастерства.
7. Организовывать работу по пропаганде педагогических знаний среди родителей.
Для успешного решения задач заведующая должна знать методику развития речи, обновлять знания, повышать профессиональный уровень каждого воспитателя, развивать их творческие способности; знать каждого ребенка, уделяя особое внимание тем детям, у которых наблюдается отставание в развитии речи. Создание условий для правильного развития речи
Необходимыми условиями формирования правильной речи ребенка являются его крепкое здоровье, нормальная работа центральной нервной системы, речедвигательного аппарата, органов слуха, зрения, разнообразная деятельность детей, богатство их непосредственных восприятий, обеспечивающих содержание детской речи, высокий уровень профессионального мастерства педагогов.
Гигиена органов слуха и речи предполагает обеспечение в детском саду гигиенических условий, профилактические меры по охране этих органов.
Особое внимание, как известно, уделяется охране органов слуха детей, для чего ведется борьба с шумом. Воспитатель должен знать состояние слуха каждого ребенка группы, чутко реагировать на жалобы детей на уши.
Гигиена органов речи включает заботу о легких и дыхательных путях ребенка, для чего важен правильный воздушный режим в детском саду, развитие емкости легких, укрепление мышц брюшного пресса.
Задача заведующей — обеспечить периодическую санацию полости рта детей, лечение зубов.
Заведующая должна продумать, как обеспечить достаточное освещение, особенно учебных мест (правильное освещение поверхности рабочего стола, демонстрационных пособий, лица воспитателя; источник света должен находиться слева или сзади от детей) и книжного уголка.
Систематически с врачом заведующая проверяет гигиеническое состояние мебели и пособий: соответствие росту ребенка стола и стула, четкость и яркость картин, размер, чистоту и опрятность пособий, а также всей обстановки.
Внимание воспитателей нужно привлекать к выработке у детей культурных навыков, способствующих охране речевых органов.
В начале года заведующей необходимо провести информацию об общих педагогических требованиях к речи взрослых для всех сотрудников. Традицией в детском саду должны стать негромкая речь, правильный приветливый тон обращения к детям, отсутствие жаргонных, бранных слов, подчеркнутая вежливость в обращении друг к другу.
Рукописные методические пособия отражают передовой опыт детских садов (конспекты, доклады, перечни занятий, сценарии и др.).
В педагогическом кабинете хранится часть наглядных пособий (натуральные, изобразительные) — дидактический материал: а) игрушки для рассматривания и описания, в том числе механические и электронные; 1—2 набора для рассказов-инсценировок; б) 1—2 комплекта натуральных предметов, в том числе раздаточных (почтовые или школьные принадлежности и т. п.); в) образцы детских поделок и рисунков для занятий по обучению рассказыванию; г) материал для краеведческой работы с детьми подготовительных к школе групп (фотографии, достопримечательности, образцы продукции предприятий и пр.).
Самостоятельную группу составляют технические средства обучения и аудиовизуальные пособия: экранные — диафильмы, слайды и др.; звуковые — магнитные, граммофонные записи, радиопередачи; экранно-звуковые (озвученные) диафильмы, звуковые кинофильмы, телепередачи.
Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 23712; Нарушение авторских прав?
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Рекомендуемые страницы:
Читайте также:
Источник