Планирование работы по физическому воспитанию и физическому развитию ребенка дошкольного возраста
Развитие и совершенствование всестороннего физического воспитания ребенка, его воздействие на организм — процесс долгий и сложный. Поэтому тщательное планирование учебного материала в дошкольных учреждениях имеет огромное значение. Оно предполагает распределение физических упражнений и приемов их проведения в различных формах работы по физическому воспитанию на определенный отрезок времени.
Программа решения задач физического воспитания ребенка включает общеразвивающие упражнения, основные движения, подвижные игры, игры-эстафеты, упражнения со спортивными элементами.
Педагог тщательно продумывает систему подготовительных и подводящих к освоению основных движений упражнений, учитывает основные физические принципы — систематичность, последовательность и т.д.
Важно при планировании учитывать этапы обучения, что обеспечивает систему усвоения программного материала.
В дошкольных учреждениях используются разные формы планирования, цикличное планирование с учетом смены времен года. Наиболее распространено спиралевидное, обеспечивающее постепенное усложнение двигательного действия от возраста к возрасту, от группы к группе. Оно подчиняется закону отрицания отрицания, обеспечивающему отмирание примитивных форм движения по мере формирования навыка, появления новых, более координированных и сложных технических видов движений.
Планируя двигательный материал, необходимо учитывать следующие факторы:
1.Выбор упражнений — это сложный процесс физического воспитания, предопределяющий всестороннее физическое совершенствование детей. Планируя, надо учитывать конкретные экономико-бытовые условия, правила гигиены, режим труда и отдыха, особенности врожденного физического развития детей, соответствие количества движений и способности ребенка их выполнять. Важно, чтобы при этом у ребенка возникали положительные эмоции.
2. Планирование должно гарантировать правильное и своевременное выполнение учебно-развивающих, оздоровительных и воспитательных задач на разных этапах обучения с учетом программных требований, контингента группы, условий работы. Исходя из этого составляется содержание занятий по физическому воспитанию, избираются методы обучения.
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к
профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные
корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.
3. Планируется не только изучение новых упражнений, но и последующие этапы обучения, обеспечивающие прочное формирование двигательных навыков.
В дошкольных учреждениях составляется годовой план работы, а также план-график для каждой возрастной группы.
Общий годовой план разрабатывается заведующим дошкольным учреждением совместно с воспитателем по физическому воспитанию и всем педагогическим коллективом.
В разделе физического воспитания плана намечаются конкретные задачи, мероприятия, способствующие успешному решению обучающих задач, методы обучения, оборудование и инвентарь.
В плане нужно указать, какое спортивное оборудование и инвентарь имеются на территории дошкольного образовательного учреждения, что будет приобретено и т.д. В общем плане должны быть отражены и контакты детского сада с родителями, их совместная деятельность по улучшению здоровья и всестороннего физического развития детей.
Учебно-воспитательная работа в дошкольном образовательном учреждении — это систематическая, постоянная, четко направленная деятельность. Этим требованиям должна соответствовать и организация занятий по физическому воспитанию. На них дети изучают основные постепенно усложняющиеся движения. Занятия должны проводиться в одни и те же дни недели и часы, что помогает формировать у детей определенные привычки, любовь к физическим упражнениям, стремление добиваться лучших результатов.
На занятиях решаются все задачи физического воспитания, стоящие перед дошкольным образовательным учреждением, а также специфические задачи. На них должны преобладать элементы, развивающие движения детей, формирующие их осанку (дети учатся правильно стоять, сидеть, лежать, ходить, бегать, прыгать, бросать, лазать и т.д.). Чтобы дети приобрели навыки правильного исполнения основных движений, лучше всего выполнять их не статично, а двигаясь.
Также очень важно правильно спланировать и распределить программный материал по отдельным занятиям. Наиболее подходящим является графическое планирование. В ПЛАНЕ-ГРАФИКЕ целесообразно использовать способ спирального планирования, т.е. изучать одни и те же упражнения на нескольких занятиях подряд к возвращаться к ним спустя месяц, два, три и т.д. На протяжении одного занятия рекомендуется изучить 2—4 упражнения.
Составлять план-график нужно в соответствии со временем года, учитывая сложность упражнения, его воздействие на физическое развитие организма. Последовательность упражнений должна соответствовать способности детей их усваивать.
В плане-графике упражнения программного материала следует излагать так, чтобы в нем были последовательно поставлены все задачи физического воспитания: физическое развитие детского организма, выработка правильной осанки, усвоение упомянутых в программе основных движений, создание условий для свободного развития положительных качеств характера у детей. Для достижения намеченных целей нужно учить детей преодолевать трудности, считаться с интересами коллектива.
При составлении плана-графика применяются следующие принципы:
1. Подбирать упражнения для каждого занятия таким образом, чтобы они развивали основные группы мышц: рук, плеч, поясницы, брюшного пресса, ног.
2. Выполняя эти упражнения, дети должны получать необходимую физическую нагрузку.
3. Упражнения подбираются так, чтобы сложные, трудные чередовались с более легкими. После статичных, не динамичных упражнений предусмотреть выполнение более динамичных и подвижных.
Таблица
Примерное распределение основных движений
Программный материал | Количество движений по кварталам | За год | |||||||
I | II | III | IV | ||||||
II младшая группа | |||||||||
1. Ходьба, бег, упражнения на равновесие | 24 | 9 | 15 | 12 | 60 | ||||
2.Прыжки | 15 | 12 | 13 | 13 | 53 | ||||
3. Броски | 28 | 14 | 14 | 20 | 76 | ||||
4. Лазание и пролезание | 11 | 6 | 8 | 16 | 41 | ||||
Средняя группа | |||||||||
1. Ходьба, бег, упражнения на равновесие | 20 | 20 | 13 | 18 | 71 | ||||
2. Прыжки | 15 | 19 | 17 | 16 | 67 | ||||
3. Броски | 15 | 12 | 13 | 15 | 55 | ||||
4. Лазание и пролезание | 11 | 13 | 15 | 17 | 56 | ||||
Старшая группа | |||||||||
1. Ходьба, бег, упражнения на равновесие | 24 | 23 | 15 | 27 | 89 | ||||
2.Прыжки | 13 | 17 | 20 | 19 | 69 | ||||
3. Броски | 16 | 16 | 15 | 16 | 63 | ||||
4. Лазание и пролезание | 10 | 15 | 19 | 13 | 57 | ||||
Подготовительная к школе группа | |||||||||
1. Ходьба, бег, упражнения на равновесие | 23 | 25 | 19 | 7 | 74 | ||||
2. Прыжки | 17 | 20 | 17 | 6 | 60 | ||||
3 Броски | 15 | 18 | 18 | 6 | 57 | ||||
4. Лазание и пролезание | 23 | 14 | 21 | 5 | 62 | ||||
В плане-графике должно предусматриваться психофизиологическое назначение отдельных упражнений, уровень их освоения и возможность их правильного исполнения.
Все упражнения одного занятия обозначаются буквами:
у— учить (упражнение выполняется впервые),
п — повторить (упражнение повторяется точно так же, как на прошедшем занятии),
с — совершенствовать (упражнение повторяется, но с некоторыми усложнениями.
В плане-графике предусматривается, что одна часть занятия отводится на обучение упражнению, а остальные — на его повторение и закрепление.
Указанные подвижные игры должны подбираться в соответствии с содержанием и активностью упражнений, направляемых на обучение основным движениям. Если на занятии выполняются упражнения, требующие от детей большой нагрузки, то затем подбирается игра более спокойного характера. И напротив — после упражнений, имеющих статичный характер, выбирается более подвижная игра.
Игры также обозначаются буквами: у, п, с.
В КАЛЕНДАРНОМ ПЛАНЕ излагаются мероприятия по физическому воспитанию детей на каждый день недели с утра до вечера.
В нем указываются те упражнения, которые в течение текущей недели дети будут выполнять во время утренней гимнастики, а также раскрывается содержание занятий по физическому воспитанию, характер подвижных игр, применяемых во время прогулки; называются вспомогательные средства и игрушки, с которыми дети во время прогулки будут играть в подвижные игры самостоятельно.
В плане должно быть отражено, в какие дни будут изучаться, а впоследствии и совершенствоваться основные движения, а также перечислены мероприятия по работе с родителями: тематические беседы о физическом развитии и подготовке детей к школе, об укреплении их здоровья в детском саду и дома и т.п.
В календарном плане также делается пометка о том, какой комплекс утренней гимнастики назначается на данную неделю. Излагается краткое содержание комплекса упражнений (если содержание комплексов воспитатель записывает в отдельной тетради, то в журнале указывается только номер комплекса и дата его выполнения). Д. В.Хухлаева предлагает разрабатывать ПЛАН РАБОТЫ НА НЕДЕЛЮ по следующей форме:
Формы работы, виды деятельности | Дни недели | ||||||
Поне-дельник | Вторник | Среда | Четверг | Пятница | Суббота | Воскре- сенье | |
1……………………….. 2………………………. 3………………………. | Содержание работы и время в мин |
В первой графе записываются все формы работы по физической культуре на каждый день (включая субботу и воскресенье) с утра до вечера, не только в дошкольном учреждении, но и в семье.
Утром (до завтрака) планируются подвижные игры со всей группой, индивидуальные занятия и самостоятельная двигательная деятельность ребенка.
На каждый день недели записывается название подвижных игр, упражнений, физкультурный инвентарь, который будет использоваться ребенком в самостоятельной двигательной деятельности; обозначается комплекс утренней гимнастики, намечаемый на данную неделю.
При планировании физкультурных занятий указываются задания, которые решаются в основной части, и перечисляются упражнения. При планировании основных движений выделяются ведущие и сопутствующие ему. Продумывается также сочетание основных движений, которое наиболее разнообразно воздействовало бы на мышечные группы, например, упражнения в метании целесообразно сочетать с прыжковыми упражнениями и т.д.
При планировании подвижных игр учитываются психофизические качества, развиваемые в них.
Педагог планирует физкультминутки как на занятиях, требующих высокой умственной активности от ребенка (рисования, математики и т.д.), так и в перерыве между ними.
На дневной прогулке указываются названия подвижных игр, задачи и содержание физических, спортивных упражнений и игр. В соответствии со временем года планируется езда на велосипеде и игры с мячом, городки, серсо, катание на лыжах, санках, коньках и т.д. В календарном плане записывается, например: совершенствовать игру в городки; повторить броски мяча в корзину и т.д.
Работу по физическому воспитанию планируют в связи с другими видами деятельности.
На прогулках планируется вид подвижных игр, содержание физических упражнений, физкультурный инвентарь для самостоятельной двигательной деятельности.
После дневного сна проводятся закаливающие процедуры, воздушные ванны, обливание ног, душ (в плане указывают температуру воздуха, воды, длительность мероприятия и номер его плана-конспекта), а также ежедневные физические упражнения.
После полдника предусматриваются подвижные самостоятельные игры и упражнения, физкультурный досуг.
Вечером в круглосуточных группах и в семье планируются подвижные игры и самостоятельная двигательная деятельность ребенка. В плане производится соответствующая запись, включающая рекомендации для родителей.
Планируется индивидуальная работа, рекомендации для родителей на субботу и воскресенье.
На основе плана на неделю составляются ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ физкультурных занятий, утренней гимнастики, подвижной игры и других форм работы по физическому воспитанию.
В учебных целях Д.В.Хухлаева предлагает развернутые планы-конспекты физкультурных занятий, утренней гимнастики, подвижных игр.
План-конспект физкультурного занятия составляется следующим образом:
План-конспект физкультурного занятия
для детей группы детского сада
Дата проведения _____________________
Время проведения ____________________
Место проведения____________________
Количество детей ____________________
Физкультурный инвентарь, атрибуты, игрушки (перечень и количество)
_________________________________________________________
Задачи занятия ____________________________________________
Задачи фиксируются только те, которые решаются в основной части занятия. Формулировать их надо кратко и конкретно. Сначала записывают образовательные задачи. Например, если включено новое упражнение (метание), то задачу записывают так: «Разучивание метания на дальность правой рукой (замах)».
При этом в скобках указывается, на какой элемент техники упражнения обращается внимание на данном занятии. После разучивания с детьми основных элементов техники физического упражнения предусматривается закрепление двигательного навыка. И задачу занятия тогда записывают следующим образом: «Закрепление прыжка в длину с места». Если навык закрепляется в игровой форме, в скобках указывается название подвижной игры.
На физкультурных занятиях развиваются в той или иной степени все психофизические качества (ловкость, быстрота, гибкость, равновесие, глазомер, сила, выносливость), но для каждого требуются особые условия и своеобразная методика проведения упражнений и подвижных игр. Как правило, на одном занятии развивается в большей степени какое-либо одно психофизическое качество, поэтому особое внимание на этом занятии обращается на данное качество (например, ловкость) и соответствующим образом создаются условия, продумывается методика проведения физических упражнений. Задачу занятия при этом записывают так: «Развитие ловкости (“Ловишки с ленточками”)» или «Развитие быстроты (“Ловишки”)».
Наряду с главными задачами в процессе занятий решаются и многие другие, но они не фиксируются в плане-конспекте.
Воспитательные задачи записывают в том случае, если педагог считает необходимым обратить на них особое внимание (например: «Воспитание смелости»).
Содержание занятия и методика его проведения записываются по форме:
Части и содержание занятия (название упражнения) | Дозировка | Темп | Дыхание | Организационно-методические указания | Примечания |
В графе «Части и содержание занятия» записывают названия частей занятия (вводная, основная, заключительная) и физические упражнения в той последовательности, в которой они будут даны на занятии. Если в занятие включается подвижная игра, то записывают ее название («Ловишки», «Хитрая лиса») и указывают
физические упражнения, которые входят в нее (бег и др.).
Описание общеразвивающих упражнений ведется по правилам, принятым в гимнастике. Четкая запись позволяет экономить время.
В графе «Дозировка» обозначается количество повторений упражнений (6 раз) или время, отводимое на выполнение упражнений (40 с), или расстояние для ходьбы, бега (10 м).
В графе «Темп» указывается темп выполнения упражнений (медленный, быстрый); если упражнение выполняется в умеренном темпе, то слово «умеренный» не записывают.
При подготовке воспитателя к проведению занятия для открытого просмотра нужно подробно записывать методику проведения физических упражнений.
В графе «Примечания» следует предусмотреть все изменения, которые могут произойти во время занятия, например: увеличение или уменьшение нагрузки в связи с повышением или понижением температуры воздуха.
После проведения физкультурного занятия нужно записать изменения, которые произошли в ходе этого занятия, и указать их причину, а также зафиксировать замечания, пожелания, которые следует учесть при составлении плана-конспекта следующего занятия.
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему
учебному проекту
Узнать стоимость
Источник
Эффективность учебно-воспитательного процесса во многом определяется планированием, которое призвано обеспечить не только последовательное рациональное распределение программного материала на конкретный период, но и преемственную связь различных форм организации физического воспитания.
Планирование — распределение физических упражнений и приемов их проведения в разных формах работы по физическому воспитанию на определенный отрезок времени (Д.В. Хухлаева).
Назначение планирования состоит в том, чтобы обеспечить высокие конечные результаты в отношении здоровья, физического и двигательного развития детей.
Правильность планирования зависит от:
- • теоретической подготовки воспитателя;
- • знания воспитателем техники физических упражнений;
- • знания закономерностей формирования двигательных навыков у детей;
- • знания этапов обучения;
- • опыта работы с детьми.
Основная цель планирования — обеспечить выполнение программы воспитания в дошкольной образовательной организации в каждой возрастной группе.
Для того чтобы эта цель была достигнута, необходимо учитывать ряд требований.
Планирование призвано обеспечить идейную направленность всей воспитательной работы с детьми. Содержание воспитания и обучения, методы и приемы педагогического воздействия отбирают и отражают в плане, исходя из целей и задач воспитания.
Планирование должно способствовать организации воспитательного процесса в той или иной группе в целом. В плане предусматриваются разнообразные виды детской деятельности, определяются основные методы и приемы их организации и руководства детьми. Коллективные формы работы с дошкольниками рационально сочетаются с индивидуальными. Особого внимания требуют дети с временным отставанием в развитии.
В плане необходимо предусматривать постепенное усложнение содержания методов воспитания и обучения, форм организации деятельности детей с учетом их достижений.
План может служить руководством к деятельности, если он реален и конкретен. Это достигается постановкой в нем определенных задач с учетом уровня развития детей, их интересов, климато-метеорологических факторов.
План работы определяет конкретные задачи, содержание, формы и методы работы с детьми на определенный отрезок времени. План должен быть информативным, кратким и точным, удобным в работе. Выделяются следующие виды планов.
- 1. Перспективный план укрепления здоровья, физического и двигательного развития детей (по возрастным группам). При распределении физических упражнений нужно учитывать условия дошкольной образовательной организации (размер помещения, площадки, наличие физкультурного оборудования, инвентаря, атрибутов), а также климато-метеорологические факторы. На летние месяцы планируются, как правило, физические упражнения, которые уже ранее разучивались с детьми.
- 2. План-система физкультурно-оздоровительных мероприятий в группе. На основе диагностических данных и условий в группе следует предусмотреть использование в полной мере психогигиенических и эколого-природных факторов, спрограммировать целостный двигательный режим.
- 3. Общий годовой план дошкольной образовательной организации. Он составляется на основе анализа диагностических карт всех возрастных групп дошкольной образовательной организации и дает возможность коллективу определить приоритетную задачу по физическому воспитанию на предстоящий учебный год. В плане предусматриваются мероприятия по совершенствованию уровня физической культуры, пропаганда здорового образа жизни в семьях детей. Реализация идей перспективного плана находит непосредственное отражение в календарном плане.
- 4. Календарный план. В нем излагаются мероприятия по физическому воспитанию детей на каждый день недели. В нем раскрывается содержание физкультурного занятия, подвижных игр, организуемых во время прогулки. В календарном плане также отмечается, какой комплекс утренней гимнастики назначается на данную неделю. Излагается краткое содержание комплекса упражнений (если содержание комплексов воспитатель записывает в отдельной тетради, то в журнале указывается только номер комплекса)1.
Важно уметь правильно планировать подвижные игры.
Для детей 2 и 3 лет необходимо подбирать игры, которые развивают функцию равновесия и ориентировку в пространстве в доступных движениях (ходьбе, беге по прямой), силу и координацию в катании, прокатывании и бросании мяча, гибкость и координацию в ползанье, подлезании, силу в прыжках на месте и в длину. Всего
Кожухова Н.Н., Рыжкова Л.А., Борисова М.М. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. М.: ВЛАДОС, 2003. С. 132-134.
в год рекомендуется планировать в среднем 25—26 подвижных игр и игровых упражнений.
В начале года следует использовать игры, разученные детьми в предыдущей группе, внося в них необходимые усложнения. Известно, что разучивать игру целесообразно на прогулке, в свободное время.
Одну и ту же игру следует провести три-четыре раза в неделю, повторить в течение двух-четырех недель, затем перейти к другим и снова вернуться к ней. Неоднократно повторяя игры, следует варьировать их, внося несложные изменения. В младших группах ежедневно разучивается 1—2 подвижные игры. Всего в месяц получается 12—14 игровых упражнений (включая физкультурные и музыкальные занятия). В течение недели планируется приблизительно 5—6 игр с разными основными движениями. На один день рекомендуется планировать по две игры на каждую прогулку. Причем на первой прогулке одна игра дается как часть занятия, другая проводится по желанию детей или со всей группой. Игры на первой прогулке могут быть разные по сложности, по нагрузке, по движениям с учетом предстоящей деятельности. Во второй половине дня работоспособность организма ребенка ниже. Поэтому игры для второй прогулки подбираются проще, знакомые. В дополнение к ним проводятся игры или игровые упражнения с подгруппой детей.
Для детей средней группы необходимо подбирать игры, которые развивают быстроту в беге по прямой, ориентировку в пространстве, ловкость в катании и бросании мяча, гибкость в ползании, подле- зании, силу в прыжках на месте и с продвижением. Всего в год рекомендуется планировать в среднем 25 подвижных игр и игровых упражнений. Ежемесячно рекомендуется разучивать 2—3 подвижные игры. Всего в месяц в среднем получается 12—14 подвижных игр и игровых упражнений. В начале года по мере разучивания новых игр — 7—9, в летний период, когда игры все разучены, — до 16—17.
Для детей старшего дошкольного возраста следует подбирать игры, которые развивают быстроту, ловкость и выносливость, ориентировку в пространстве, в беге с увертыванием. Не менее значимы подвижные игры, основанные на сочетании бега с прыжками, метанием, лазанием и пр., которые обеспечивают комплексное развитие психофизических качеств. В старшем возрасте создаются предпосылки для обучения детей играм-эстафетам, спортивным играм и играм с элементами соревнования. Эта категория игр основана на соревновательной мотивации, где победа команды обеспечивается вкладом каждого игрока. Всего в год рекомендуется планировать в среднем 33—34 подвижные игры, которые равномерно распределяются по месяцам. Неоднократно повторяя игры, следует варьировать их, активизируя детей к придумыванию новых ролей, правил, спо-
собов движений, использованию нового инвентаря и т.п. Ежемесячно рекомендуется разучивать в среднем 3 подвижные игры. Всего в месяц в среднем получается 12—14 подвижных игр. В начале года по мере разучивания новых игр — 7—9 в месяц, в летний период, когда игры все разучены, — до 18—20.
Контрольные вопросы:
- 1. Дайте понятие «планирование». В чем состоит назначение планирования? Назовите основную цель планирования. Перечислите требования к планированию.
- 2. От чего зависит правильность планирования?
- 3. Назовите виды планов и дайте им характеристику.
- 4. Раскройте перспективное планирование подвижных игр и игровых упражнений в разных возрастных группах.
Источник