План занятий с ребенком 5 лет по развитию речи

муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«Детская музыкальная школа №7»

«Рассмотрено»

Методическим советом

МБУДО «ДМШ №7»

__________________

(дата рассмотрения)

«Утверждаю»

Директор

Л.В. Белоус

_______________

(подпись)

__________________________

(дата утверждения)

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

«РАННЕЕ ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»

программа по учебному предмету

«РАЗВИТИЕ РЕЧИ»

(срок реализации – 1 год)

Возраст обучающихся: 5 лет

Срок реализации: 1 год

Составитель: 

 преподаватель

Цвентарная Лариса Георгиевна

Красноярск 2018

Пояснительная записка.

Направленность программы «Развитие речи» социально – педагогическая. Программа направлена на развитие активной речи  у детей дошкольного возраста.

Актуальность:

Хорошее знание русского языка является основой успешного обучения детей в школе.

Практическое овладение русским языком невозможно без знания определенного количества слов. Следовательно, при первоначальном обучении дошкольников русской речи одно из главных мест занимает словарная работа. Задачами словарной работы является накопление запаса слов, усвоение новых значений известных слов, законов их сочетаемости, формирование навыков употребления их в речи.

Богатство словаря – признак развития человека, поэтому работе над словарем придается большое значение.

Каждый ребенок живет в определенной культурной среде, слыша вокруг себя один или несколько языков. Так им  усваиваются фонетика, словарь, правила составления предложений. Все, что выучил ребенок в период дошкольного детства, он запомнит на всю жизнь.

В возрасте 5 лет ребенок уже владеет запасом слов (примерно 2500), и в норме пользуется ими активно, стоит предложения, описывает свои действия и переживания словами. В случае недостаточно развитой речи ребенку тяжелее общаться со сверстниками и взрослыми, особенно новыми и еще чужими для ребенка взрослыми. Развитие речи предполагает пополнение запаса слов, умения с ними оперировать, составлять словесные конструкции. При недостаточно развитой речи сложнее усваиваются понятия, не развиваются мыслительные процессы. А также тормозится развитие словесного мышления. Обладая свободной речью ребенку легче адаптироваться  в системе социальных отношений с детьми и взрослыми, тем самым усвоить моральные нормы, этические нормы, познать окружающий мир.

Программа «Развитие речи»  предназначена для дошкольников и рассчитана на 36 часов.

Цель обучения: развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи обучающегося среднего дошкольного возраста.

 .

        Задачи:

  • осваивание ребёнком связной монологической речи: умение составлять описательные рассказы о предметах и объектах, описательные рассказы по картинкам;
  • развивать диалогическую речь: умение формулировать вопросы, при ответах на вопросы использовать элементы объяснительной речи;
  • развивать словарь детей посредством знакомства детей со свойствами и качествами объектов, предметов и материалов и выполнения обследовательских действий;
  • развивать умение чистого произношения сложных звуков родного языка, правильного словопроизношения;
  • воспитывать желание использовать средства интонационной выразительности в процессе общения со сверстниками и взрослыми.

Программа рассчитана на обучающихся среднего дошкольного звена (5 лет). Срок реализации программы –  1 год (36 часов, 1 час 1 раз в неделю).  

Ожидаемые результаты обучения.

Обучающиеся должны знать: 

  • правила постановки  существительных в форму множественного числа (цветок – цветы, девочка – девочки);
  • основные характеристики предметов  по описанию (яблоко – круглое, сладкое, желтое);
  • значение предлогов (в, на, под, за, между, перед, около и т. д.);
  • какие бывают профессии, чем занимаются люди этих профессий;
  • свое имя, фамилию, сколько ему лет, называть город, в котором живет;
    чем отличается строение человека от строения животных, называть их части тела (руки – лапы, ногти – когти, волосы – шерсть).

Обучающиеся должны уметь:

  • использовать речь в повседневной жизни;
  • сопровождать свои действия речью;
  • выразить словами  свои переживания,  чувства;
  • изменить слова по числам и падежам;
  • говорить простыми фразами, вступать в речевые диалоги со сверстниками и взрослыми;
  • называть по картинке некоторых животных, имитировать звуки с разной громкостью, изменять интонацию;
  • различать звуки природы, звуки музыкальных инструментов, машин, звуки, издаваемые животными.

Оценка планируемых результатов освоения программы.

Результаты освоения рабочей программы отслеживаются в качестве педагогического мониторинга, основной формой которого является наблюдение.

Результат обучения:

В  процессе обучения дети научатся строить фразы из 6-8 слов; понимать, чем отличается строение человека от строения животных, называть их части тела; правильно ставить существительные в форму множественного числа; находить предмет по описанию (яблоко – круглое, сладкое, желтое);  самостоятельно составлять описание предмета;
понимать значение предлогов (в, на, под, за, между, перед, около и т. д.) и использовать их в своей речи; перечислять, какие бывают профессии, чем занимаются люди этих профессий;
поддерживать беседу: отвечать на вопросы и правильно их задавать;
пересказывать содержание услышанной сказки, рассказа; рассказывать наизусть несколько стихов, потешек; называть свое имя, фамилию, возраст, называть город в котором живет;
отвечать вопросы, касательно недавно произошедших событий:  Где ты был сегодня? Кого встретил по дороге? Что мама купила в магазине? Что было на тебе одето?; объяснять значение некоторых пословиц (Например: «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда»); составлять рассказы по картинкам; выразительно рассказывать стихи; различать гласные и согласные буквы.

Формы и методы работы:

Методы обучения:

• словесные игры;

• игровые ситуации – игровая деятельность;

Основные формы обучения:

1 Игры (игры-драматизации, сюжетно-ролевые игры, риторические игры);

2 Упражнения (подражательно-исполнительского и творческого характера);

3 Этюды;

4 Импровизации;

5 Чтение художественных произведений;

6 Рассказ преподавателя и рассказы детей;

7 Сочинение историй, рифмовок, загадок;

8 Беседы;

9 Лингвистические и коммуникативные игры;

10 Мини-конкурсы, игры – соревнования.

Учебно-тематический план:

№ п/п

Тема занятия

Количество часов

Дата

1.

Знакомство. Живое – неживое. Общее представление о категории одушевлённости – неодушевлённости.

1

1.09

2.

Игра «Я фантазирую». Группируем предметы с живыми – неживыми предметами

1

8.09

3.

Игра «Подбери слово». Правильно подбираем вопросы кто или что?

1

15.09

4.

Игра «Угадай, кто я?» Узнавание животного по признаку.

1

22.09

5.

«Кто это сказал?» Соответствие животного и действия.

1

29.09

      6.

Рассказ «Письмо на юг».

1

6.10

      7.

«Мы едем, едем, едем…» Соответствие неживого предмета и действия.

1

13.10

8.

«Одень Зайчишку». Название одежды и её слово-признак

1

20.10

9.

«Что растёт в огороде?». Фрукты, овощи, ягоды.

1

27.10

10

«Порядок на кухне». Соответствие предмета и его назначение.

1

3.11

11.

Падежи существительного. Падежные окончания. Игра «Венок из…»

1

10.11

12.

Предлоги при падежах. Игра «Я готовлю сам!»

1

17.11

13.

Родительный падеж. Игра «Для кого и для чего?»

1

24.11

14.

Винительный и родительный падежи. Упражнение «Кто где живёт?»

1

1.12

15.

Дательный падеж. Упражнение «Кому что отдать?». Игра «Потеряшки»

1

8.12

16.

Творительный падеж. Игра «Весёлые рифмы»

1

15.12

17.

Творительный падеж. Конкурс «Исправь ошибки»

1

22.12

18.

Предложный падеж. Игра «Я мечтаю…»

1

29.12

19.

Предложный падеж. Употребление слов с предлогом О. Проект «Найди ошибку»

1

20.

Предложный падеж. Употребление слов с предлогами В, НА. Рассказ по картинке

1

21.

Категория числа. Игра «Один – много»

1

22.

Категория рода. Игра «Он – она»

1

23.

Суффиксы. Уменьшительно-ласкательные суффиксы. Суффиксы ИК и ИЩ.

1

24.

Суффиксы профессий. Упражнение «Все профессии важны»

1

25.

Сложные слова. Упражнения «Разложи слова», «Сложи слова»

1

26.

Синонимы, антонимы. Игра «Близко – далеко»

1

27.

Глагол. Игра «Режим дня»

1

28.

Игра «Путаница». Категория рода у глагола.

1

29.

Постфикс СЯ у глагола. Упражнение «Сам себе».

1

30.

Приставки у глагола. Упражнение «Движение»

1

31.

Прилагательное. Категория рода. Описание предмета (понятия величины, формы, цвета, весовая категория, на ощупь и т. д.). Игра «Помоги Зайке»

1

32.

Прилагательное. Образование прилагательных. Упражнение «Я делаю сок»

1

33.

Наречие. Образование наречий. Рассказ по картинке.

1

34.

Местоимение. Упражнение «Мой, моя, моё, мои»

1

35.

Предлоги. Рассказ по картинке.

1

36.

Итоговое занятие. Конкурсная программа «В стране знаний»

1

Итого

36

Содержание программы

  1. Имя существительное. Знакомство. Живое – неживое. Общее представление о категории одушевлённости – неодушевлённости. Правильная постановка вопроса к одушевленным и неодушевленным именам существительным. Упражнение «Что я вижу?»
  2. Игра «Я фантазирую». Группируем предметы с живыми – неживыми предметами. Задаем правильные вопросы: «Кто это?», «Что это?».
  3. Игра «Подбери слово». Правильно подбираем вопросы кто или что? Работа с глаголами бежит, стоит, идёт, летит, лежит, сидит. Подбор существительных к глаголам по вопросам кто и что.
  4. Игра «Угадай, кто я?» Узнавание животного по признаку. Формирование навыка узнавать животное по признаку, характеризующему его. Задавание вопроса кто относительно живых существ.
  5. «Кто это сказал?» Соответствие животного и действия. Звукоподражания. Определение названия животного по звукоподражанию. Кто лишний, почему.
  6. Рассказ «Письмо на юг». Составление связного рассказа из 4-5 предложений с постановкой вопросов.
  7. «Мы едем, едем, едем…» Соответствие неживого предмета и действия. Закрепление изученного о категории одушевленности – неодушевленности.
  8. «Одень Зайчишку». Название одежды и её слово-признак. Работа с существительными и прилагательными. Соотнесение слова и его признака на предметах одежды.
  9. «Что растёт в огороде?». Фрукты, овощи, ягоды. Классифицируем предметы по видовому признаку. Использование вопроса что. Добавляем действие к существительному.
  10. «Порядок на кухне». Соответствие предмета и его назначение. Знакомство с кухонными принадлежностями, их предназначением. Добавление признака по цвету, материалу, размеру.
  11. Падежи существительного. Падежные окончания. Игра «Венок из…». Слова в родительном падеже.
  12. Предлоги при падежах. Игра «Я готовлю сам!». Группирование слов по назначению: для компота, для супа.
  13. Родительный падеж. Игра «Для кого и для чего?». Знакомство с животными и названиями их жилищ в форме родительного падежа.
  14. Винительный и родительный падежи. Упражнение «Кто где живёт?». Знакомство с обитателями тундры, Севера, тайги в форме винительного падежа множественного числа.
  15. Дательный падеж. Упражнение «Кому что отдать?». Игра «Потеряшки». Формирование представления об  отличительных особенностях животных в форме дательного падежа.
  16. Творительный падеж. Игра «Весёлые рифмы». Импровизированное стихотворение в соответствии с заданными рифмами в форме творительного падежа.
  17. Творительный падеж. Конкурс «Исправь ошибки». Знакомство с животными Африки, Австралии, Евразии в форме творительного падежа множественного числа.
  18.  Предложный падеж. Игра «Я мечтаю…». Беседа о предметах в предложном падеже. Мечты сказочных героев, животных в лесу, домашних животных. Знакомство с профессиями.
  19. Предложный падеж. Употребление слов с предлогом О. Проект «Найди ошибку». Еда животных. Соотнесение картинок.
  20. Предложный падеж. Употребление слов с предлогами В, НА. Рассказ по картинке. Разграничение предлогов на примере места обитания животных и места жительства.
  21. Категория числа. Игра «Один – много». Формирование представления о категории числа на примере составления пар по образцу.
  22. Категория рода. Игра «Он – она». Знакомство с категорией рода имен существительных. Разница в произношении, значении. Словообразование слов.
  23. Суффиксы. Уменьшительно-ласкательные суффиксы. Суффиксы ИК и ИЩ. Знакомство с суффиксами и их назначением. Словообразование слов с по мощью суффиксов ОК, ИК, ОЧК, К, ИН, ИНК. Словообразование существительных с помощью суффиксов ИК и ИЩ.
  24. Суффиксы профессий. Упражнение «Все профессии важны». Словообразование имен существительных с помощью суффиксов ИЦ, ЩИК.
  25. Сложные слова. Упражнения «Разложи слова», «Сложи слова». Соединительные гласные О и Е. Словообразовательная работа.
  26. Синонимы, антонимы. Игра «Близко – далеко». Формирование представления о синонимах и антонимах. Использование их в речи. Подобрать к слову антоним и синоним.
  27. Глагол. Игра «Режим дня». Понятие действия. Перечисление действий в течение дня. Действия животных.
  28. Игра «Путаница». Категория рода у глагола. Разграничение действия в соответствии с родом, числом  и лицом имени существительного.  
  29. Постфикс СЯ у глагола. Упражнение «Сам себе». Оттенки значения. Словообразование глаголов с использованием постфикса СЯ.
  30. Приставки у глагола. Упражнение «Движение». Словообразование глаголов с помощью приставок ПРИ, ОТ, ОБ, ПРО, ДО, НА, ПОД, В, У, С. Синонимы, антонимы.
  31. Прилагательное. Категория рода. Описание предмета (понятия величины, формы, цвета, весовая категория, на ощупь и т. д.). Игра «Помоги Зайке». Формирование представления о словах-признаках. Вопросы имен прилагательных.
  32. Прилагательное. Образование прилагательных. Упражнение «Я делаю сок». Слова-признаки: величина, форма, цвета, вес и др.
  33. Наречие. Образование наречий. Рассказ по картинке. Словообразование наречий. Назначение наречий. Использование наречий в речи.
  34. Местоимение. Упражнение «Мой, моя, моё, мои». Слова для замещения. Составление рассказа из 4 предложений с использованием местоимений.
  35. Предлоги. Рассказ по картинке. Составление рассказа по цепочке, используя разные части речи.
  36. Итоговое занятие. Конкурсная программа «В стране знаний».

Материально-техническое обеспечение

Рабочий кабинет  с мебелью для детей дошкольного возраста; магнитная доска, классная доска, шкаф для хранения дидактических материалов и игрушек; методические пособия – магнитная азбука, разрезная азбука, счетный материал, раздаточный материал (в соответствии с темой занятий), букварь, тетради и т.д. Материалы и инструменты (пластилин, цветная бумага, альбом для рисования и т.д.). Оборудование для мультимедийных демонстраций (компьютер, медиапроектор,  DVD-проектор,  видеомагнитофон  и др.).    

Заключение. Результаты работы.

       Содержание программы «Развитие речи», технология организации занятий направлены на развитие познавательной активности, познавательной мотивации, интеллектуальных способностей детей. Таким образом, средние дошкольники, прошедшие материал по данной программе, смогут составлять описательные рассказы о предметах и объектах, описательные рассказы по картинкам; формулировать вопросы, при ответах на вопросы использовать элементы объяснительной речи.

.

Методическое обеспечение

  1. Холодова О. А. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей: Методическое пособие 1,2,3,4 класс.-М.: «Росткнига», 2009г.
  2. Завязки О. В. Память. Запоминаем и воспроизводим [Текст] / О.В. Завязки.- Можайск, 2005.
  3.  Козырева Л. М. Как стать внимательным: (4 -5 лет) [Текст] / Л.М. Козырева.- Ярославль, 2000.
  4.  Кутявина И. Г. Тесты для детей: [Текст] / И. Г. Кутявина. – Москва, 2006.
  5.  Кутявина И. Г. Я готовлюсь к школе: [Текст] / И. Г. Кутявина. – Москва, 2006.
  6. Сохин Ф.А. Основы развития речи дошкольников/ Ф.А.Сохин. – М.: Центр, 2005 – 250 с.
  7. Танникова Е.Б Формирование речевого творчества дошкольников/ Е.Б. Танникова. – М.: Издательский центр «Сфера», 2008 – 105 с.
  8. Тихеева, Е.И. Влияние пословиц и поговорок на развитие речи детей/ Е.И.Тихеева. – М.: Просвещение, 1981 – 195 с.
  9. Ушакова, О.С. Развитие речи дошкольников/ О.С.Ушакова. – М.: Издательство Института Психотерапии. Научно-исследовательский институт дошкольного воспитания и семейного образования РАО, 2001 – 205 с.
  10. Ушакова, О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста: учебно-методическое пособие, для студентов высших учебных заведений/ О.С. Ушакова, Е.М. Струнина. – М.: Академия – 2004 –215 с.
  11. Скворцова И. В. Логопедические игры. Для детей 4-6 лет. – М.:ЗАО «ОЛМА Медиа Групп», 2008. – 208 с.

Интернет – источники

Справочно-информационный портал «Русский язык» — ГРАМОТА.РУ

Источник

Ольга Сластенко
Игры и упражнения для развития речи 5–6 лет

Сластенко Ольга Юрьевна

Предлагаю картотеку ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ 5-6 лет

Найди первый звук»

Цель: учиться четко выделять в слове первый звук.

Для этой игры нужна машина и разные игрушки, но среди них обязательно должны быть слон и собака.

Взрослый предлагает ребенку назвать все игрушки и покатать в машине тех зверят, название которых начинается со звука «с» (слон, собака). Если ребенок называет слово, в котором нет звука «с», то взрослый произносит это слово, выделяя каждый звук, например, кооошшшкааа.

Взрослый сажает в машину гуся, машина не едет.

— Машина не поедет, потому что в слове гусь звук «сь», а не «с».

Развитый речевой слух дает возможность детям различать повышение и понижение громкости голоса, замедление и убыстрение темпа речи взрослых и сверстников. Причем такие упражнения можно проводить параллельно с подбором звуков в словах и фразах.

«Громко — шепотом»

Цель: учить детей подбирать сходные по звучанию фразы, произносить их громко или шепотом.

Взрослый говорит, что в гости к котенку прилетела оса.Сначала можно произнести фразу вместе: «Са-са-са — прилетела к нам оса». Затем эта рифмовка повторяется громко — тихо — шепотом (вместе со взрослым и индивидуально):

— Су-су-су — кот прогнал осу (текст проговаривается быстро и медленно).

Предложите ребенку закончить фразу самостоятельно: са-са-са. (там летит оса, су-су-су. (я боюсь осу).

Особое внимание уделяется интонационной выразительности речи, детей учат в инсценировках говорить разными голосами и разными интонациями (повествовательной, вопросительной, восклицательной). Для выработки хорошей дикции, четкого и правильного произнесения как отдельных слов, так и фраз широко используется специальный материал (чистоговорки, потешки, считалки, небольшие стихотворения, который произносится детьми с разной силой голоса и в различном темпе. При отгадывании загадок дети могут определить, есть ли заданный звук в отгадке.

«Кто больше слов скажет»

Цель: называть качества, признаки и действия животных, обращая внимание не только на внешний вид героев, но и на черты характера.

Взрослый показывает ребенку картинку — например, белочку — и предлагает сказать о ней, какая она, что умеет делать, какая она по характеру, тем самым давая простор для подбора слов разных частей речии называя не только внешние черты персонажа: белочка рыжая, пушистая, шустрая, быстрая, смелая, сообразительная; она карабкается на сосну, собирает грибы, накалывает их для просушки, запасает шишки, чтобы на зиму были орехи.

Аналогично дается задание и про других зверят: зайчик — маленький, пушистый, пугливый, дрожит от страха; мышонок — с длинным хвостом, любопытный.

«Кто заблудился?»

Цель: образовывать однокоренные слова, подбирать синонимы к заданным словам.

— Кто скачет по лесной тропинке? (Заяц.) Как назвать его ласково? (Зайчонок, зайчик, заинька.) Остановился зайчик, огляделся по сторонам и заплакал. Почему? (Потерялся, заблудился, лапку уколол.) Скажите, какой сейчас зайчик? (Грустный, печальный, огорченный.)

— Закончите предложения. Если зайчик потерялся. (мы поможем ему найти свой дом). Если зайчик уколол лапку, мы. (перевяжем ее, полечим, успокоим, утешим).

Дети учатся понимать смысл загадок, сравнивать предметы по размеру, цвету, величине; подбирают не только действия к предмету (лейка, утюг, молоток… нужны для того, чтобы., но и предметы к тому или иному действию (поливать можно. цветы, грядки на огороде; гладить можно. платье, брюки. одежду).

Необходимо развивать у детей желание узнавать, что означает новое слово, учить замечать незнакомые слова в чужой речи, составлять из слов и словосочетаний предложения (игры «Какое что бывает?», «Что умеет делать. ветер, вьюга, солнце?»). Одновременно можно развивать у детей понимание многозначного слова, ориентировку в сочетаемости разных слов («идет» можно сказать про человека, автобус, поезд, часы, мультфильм).

Дети учатся различать и подбирать слова, близкие и противоположные по смыслу (синонимы и антонимы).Например: дети, ребята, мальчики и девочки; сладкий—горький, старый—новый.

«Какие бывают иголки»

Цель: дать детям представление о многозначном слове «игла», упражняться в подборе однокоренных слов, согласовывать существительные и прилагательные в роде, числе, падеже.

— Какие иглы вы знаете? (Швейные, сосновые, еловые, медицинские.)

Чем похожи все иголки? (Они острые, тонкие, колючие.)

— Какой иглой мы шьем и вышиваем? (Швейной.) Что шьют швейной иглой? (Одежду). Что делают медицинской иглой? (Укол.)

Есть у ежика и елки

Очень колкие иголки.

В остальном на елку еж

Совершенно не похож.

— Где живет еж? Для чего ему нужны иголки? (Защищаться.) От кого еж защищается?Вспомните стихотворение Бориса Заходера про ежа:

— Что ж ты, еж, такой колючий?

— Это я на всякий случай.

Знаешь, кто мои соседи?

Волки, лисы и медведи.

—Ответьте на мои вопросы: можно ли ежа погладить рукой? Почему нельзя вдеть нитку в ежиную иголку?

—Закончите предложения: «Ты ежа не трогай лучше, потому что он. (колючий). Лиса потрогала ежа и. (укололась)».

— У папы-ежа иголки длинные и толстые, а у ежат. (короткие и тонкие).

Иглы на елке еловые, а на сосне. (сосновые). Отвечай поскорей, какие из них длинней?

— Придумайте рассказ про девочку, которая пошла в лес за грибами и встретила ежика.

«Кого можно гладить»

Цель: познакомить детей с многозначным глаголом «гладить».

— Помните, мы с вами говорили, что ежа нельзя погладить. А кого можно погладить? (Зайчика, котенка, ребенка.) А что можно погладить? (Брюки, платье, юбку.) Как одним словом все это назвать? (Одежда.)

Глажу платье утюгом,

А кота и кошку,

Что гуляют под окном,

Глажу я ладошкой.

— Что делает котенок, когда его гладят? (Мурлычет, выгибает спинку.) У каких предметов есть спина, а у каких спинка? У собачки, у дивана.

«Шишка»

Цель: познакомить с разными значениями многозначного слова «шишка».

Что растет на елке?

Шишки да иголки.

Если мы растем на ели,

Мы на месте, мы при деле,

А на лбах у ребятишек

Никому не нужно шишек.

— Про какие шишки говорится в первом стихотворении и про какие во втором?

— Подбери к слову «шишка» складные слова («малышка», «мышка», «мишка».). Вспомните стихотворение про мишку. («Мишка косолапый по лесу идет, шишки собирает, песенки поет».)

— Про кого эта загадка? «Рыжая, пушистая, на сосну взбирается, шишками кидается». (Белка.)

Белка-шалунья сидела на елке,

Бросила шишку прямо на волка.

Ох, какая она шалунишка!

У волка на лбу сразу выросла. (шишка).

При знакомстве с многозначными словами (лапка, ручка) необходимо использовать наглядность (рисунки, иллюстрации). Например, находить на картинке предметы, которые называются одним словом «игла» (швейная, медицинская, игла у ежа, елки, сосны).

Для закрепления ориентировки в разных значениях многозначного слова можно предлагать доступные детям слова разных частей речи (лежит, льет, бьет; ножка, нос, молния; сильный, слабый, острый).

«Как сказать по-другому?»

Цель: заменять многозначные слова в словосочетаниях.

— Скажи по-другому! Мальчик идет. (шагает). Снег идет. (падает). Поезд идет. (едет, мчится). Весна идет. (наступает). Пароход идет. (плывет).

В речевой работе с детьми расширяется круг грамматических явлений, подлежащих усвоению (без наглядного материала).

Продолжается обучение образованию форм родительного падежа единственного и множественного числа существительных (нет. шапки, варежек, брюк); правильному согласованию существительных и прилагательных в роде, числе и падеже; развивается ориентировка на окончание слов при их согласовании в роде (добрый мальчик, веселая девочка, голубое ведро).

Обучение детей образованию форм глаголов в повелительном наклонении (спой! спляши! попрыгай) происходит в играх, когда дети дают поручения зверятам, игрушкам, друзьям (аналогично с играми, представленными выше).

Упражняются дети и в правильном понимании и употреблении предлогов пространственного значения (в, под, над, между, около). Детей учат соотносить названия животных и их детенышей (утенок — утята — не стало утят; зайчонок — зайчата — много зайчат; лисенок — лися-та — нет лисят). Дети, упражняясь в образовании наименований предметов посуды, осознают, что не все слова образуются одинаковым способом (сахарница, салфетница, но — масленка и солонка).

Кроме того, детей надо знакомить с происхождением некоторых слов («Почему грибы называют. подберезовиком, подосиновиком, лисичкой, мухомором?. шапку — ушанкой. цветок — подснежником?»).

Особое внимание уделяется образованию разных форм глаголов, умению правильно спрягать глаголы по лицам и числам. Так, следя за действиями игрушки, дети обучаются правильному образованию глаголов (лезла — залезла — вылезла; прыгнула — подпрыгнула — перепрыгнула; несла — принесла — унесла). Продолжается работа по образованию звукоподражательных глаголов (ворона «карр-карр» — каркает, петух «кукареку» — кукарекает, поросенок «хрю-хрю» — хрюкает). Широко используется обучение способам отыменного образования глаголов (мыло — мылит, звонок — звенит, краска — красит,а также: учитель — учит, строитель — строит,но: врач — лечит, портной — шьет).

Работа с глагольной лексикой находит прямой выход в синтаксис. Составляя с глаголами словосочетания, предложения, дети подводятся к построению связного высказывания. Для этого проводятся специальные игры и упражнения («Закончи предложение»; «Зачем тебе нужны. ?»).

Для развития связной речи детей учат пересказывать литературные произведения, как уже знакомые, так и впервые прочитанные на занятии.

Рассматривая картины, дети учатся составлять небольшие рассказы и подводятся к составлению рассказов из личного опыта (по аналогии с содержанием картины). Рассказывание об игрушке проводится сначала по вопросам воспитателя, затем в совместном рассказывании со взрослым, а после этого и самостоятельно.Эти виды рассказывания предполагают обучение разным типам высказывания: описанию, повествованию и некоторым компонентам рассуждения (выявление причинной связи — «Мне нравится зима, потому что.»). Чаще всего дети составляют контаминированные (смешанные) тексты, когда в повествовании встречаются элементы описания или рассуждения.

Продолжается формирование навыков повествовательной речи, для чего детям даются схемы составления совместного рассказа — тем самым они глубже осознают структуру, т. е. композиционное строение связного высказывания (начало, середина, конец). Сначала закрепляется представление о том, что рассказ можно начинать по-разному («Однажды.», «Как-то раз.», «Дело было летом.» и т. п.). Взрослый, давая зачин рассказу, предлагает ребенку наполнить его содержанием, развить сюжет («Как-то раз. собрались звери на полянке. Стали они. Вдруг. Взяли звери. И тогда.».) Заполнение схемы помогает ребенку закрепить представления о средствах связи между предложениями и между частями высказывания. Необходимо учить детей включать в повествование элементы описания, диалоги действующих лиц, разнообразить действия персонажей, соблюдать временную последовательность событий.

Составление сказки «Приключения Маши в лесу»

В,спрашивает: «Зачем Маша пошла в лес? Зачем вообще ходят в лес? (За грибами, ягодами, цветами, погулять.) Что с ней могло случиться? (Заблудилась, встретила кого-то.) Этот прием предотвращает появление одинаковых сюжетов и показывает детям возможные варианты его развития.

«Расскажем про белочку»

Цель: составлять совместный рассказ, соблюдая структуру высказывания.

— Давай еще раз посмотрим на белочку (вспомни, какая она, что умеет делать) и составим рассказ про белочку, которая встретила волка. Сначала скажи, какая была белочка? (Смелая, веселая, шустрая, находчивая.) А волк какой? (Злой, сердитый, недобрый.) Я начну рассказывать, а ты заканчивай. Как-то раз белочка побежала погулять. (и шишек набрать). Она залезла. (на высокую сосну). А на сосне шишек. (много, видимо-невидимо). Только сорвала первую шишку. (увидела волка). Но белочка. (не испугалась). Она бросила. (шишку прямо на волка). На лбу у него. (выросла шишка). Давайте нарисуем белочку, сосну, волка и шишку.

Приведем пример занятия,в котором сочетаются разные речевые задачи: формирование грамматического строя речи, словарная работа, развитие связной речи

Источник