План самообразования воспитателя по теме художественная литература как средство всестороннего развития ребенка
План работы по самообразования
«Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольника».
Воспитатель :
Евдокимова Ж.В.
2019г.
Актуальность темы
Всем известно, что художественная литература служит действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей и оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка.
Воспитание подрастающего человека путём приобщения его к книжной культуре – важная педагогическая задача. Через художественную литературу ребёнок постигает ценности, без которых невозможна духовная жизнь общества и отдельного человека.
В настоящее время актуальна проблема приобщения детей дошкольного возраста к художественной литературе. Практически в каждой семье есть компьютер, интернет, телевидение, и родители не считают нужным читать своим детям. В связи с этим перед педагогикой встает проблема переосмысления ценностных ориентиров воспитательной системы, в особенности системы воспитания дошкольного детства. И здесь огромное значение приобретает овладение народным наследием, естественным образом приобщающего ребенка к основам художественной литературы.
Как показал анализ практики приобщения детей к художественной литературе, в воспитании дошкольников знакомство с художественной литературой используется в недостаточном объёме, а также затронут только её поверхностный пласт. Кроме того, возникает общественная потребность в сохранении и передачи семейного чтения. Воспитание дошкольников художественной литературой не только несёт им радость, эмоциональный и творческий подъём, но и становится неотъемлемой частью русского литературного языка.
В работе с детьми особое значение имеет – обращение к художественной литературе. Дошедшие из глубины веков потешки, заклички, приговорки, прибаутки, перевертыши и т.д., наилучшим образом открывают и объясняют ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Художественная литература развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции.
Следует помнить, что художественная литература является основным источником воспитания, способствует развитию воображения, развивает речь, прививает любовь к Родине, к природе.
Художественная литература открывает и объясняет жизнь общества и природы мир чувств и взаимоотношений. Также чтение художественного произведений способствует развитию мышления и воображения ребенка, обогащают ребенка эмоциями.
Не стоит забывать, что книга – это, прежде всего, источник знаний. Из книг дети узнают много о жизни общества, о природе. А умение воспринимать художественное произведение и элементы художественной выразительности к ребенку само собой не приходит, его надо развивать и воспитывать с детства.
Одна из главных ценностей чтения художественной литературы в том, что с её помощью взрослый может легко установить эмоциональный контакт с ребенком.
Особенно важно донести до современных родителей, какое значение оказывает книга на развитие ребёнка.
Гипотеза.
Планирование и проведение различных мероприятий с участниками образовательных отношений с использованием художественной литературы, применение приемов, направленных на анализ произведений художественной литературы создает условия для всестороннего развития детей, в частности: развития творческих способностей ребенка, формирования общечеловеческих ценностей и культуры речи в общении.
Цель работы по теме самообразования: создать условия для обеспечения всестороннего развития детей старшего дошкольного возраста через формирование устойчивого интереса к художественной литературе.
Задачи:
– проанализировать методическую литературу по данной теме;
– повысить своё профессиональное мастерство.
– составить картотеку игр-драматизаций с использованием художественных текстов с целью развития у детей речи, воображения, творческих способностей.
– разработать серию наблюдений в природе для детей дошкольного возраста с использованием художественных текстов, которые способствуют воспитанию положительного эстетического отношения к произведению, умению чувствовать образный язык стихов, развитию художественного вкуса.
– создать условия для эстетического развития через пополнения предметно-развивающей среды (уголок книги).
-способствовать формированию целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений;
-способствовать приобщению детей к словесному искусству;
-формировать интерес к художественной литературе, обеспечить усвоение содержания произведений и эмоциональную отзывчивость на неё;
-приобщать родителей к ознакомлению детей с художественной литературой в семье;
– формировать интерес родителей к совместной работе в данном направлении;
Предполагаемый результат:
Составлен и проанализирован план изучение методической литературы;
разработана серия наблюдений в природе для детей дошкольного возраста с использованием художественных текстов;
составлена картотека игр-драматизаций;
пополнена предметно-развивающей среды (уголок книги).
Дети:
интересуются художественной литературой, используют в общении литературную речь, бережно относятся к книгам;
имеют представление о семье, о малой Родине, о гендерной принадлежности;
самостоятельно составляют рассказы на определенные темы, сочиняют четверостишия, инсценируют отрывки из произведений.
Родители:
регулярно используют чтение произведений художественной литературы в повседневной жизни;
проявляют интерес к взаимодействию с воспитателем, детьми.
План
работы над темой самообразования
1 этап. Подготовительный (выявление)
№ | Содержание работы | Сроки реализации |
1 | Определение темы по обобщению опыта работы, обоснование ее актуальности, необходимости рассмотрения | сентябрь |
2 | Постановка целей, задач работы | сентябрь |
3 | Выдвижение гипотезы | сентябрь |
2 этап. Аналитический (изучение)
№ | Содержание работы | Сроки реализации |
1 | Составление плана работы по самообразованию | сентябрь |
3 этап. Организационный (обобщение)
№ | Содержание работы | Сроки реализации |
1 | Теоретическая часть:
| В течение года Октябрь |
2 | Практическая часть:
| В течении года В течении года апрель |
4 этап. Завершающий (внедрение)
№ | Содержание работы | Сроки реализации |
1 |
| май в течении года |
5 этап. Презентационный (распространение)
№ | Содержание работы | Сроки реализации |
1 | Выступление на педагогическом совете:
| май |
План работы на год
Раздел | Сроки | Содержание работы | Практические выходы |
Изучение методической литературы | Сентябрь – май | 1. Боголюбская М. К., Шевченко В. В. Художественное чтение и рассказывание в детском саду. Изд. -3-в. М., «Просвещение», 1970. 2. Гербова В.В., Приобщение детей к художественной литературе. Программа и методические рекомендации. Мозаика-Синтез. Москва, 2008. 3. Гурович Л. М., Берегова Л. Б., Логинова В. И., Пирадова В. И. Ребенок и книга: СПб.: 1999. 4. Карпинская Н. С. Художественное слово в воспитании детей. М., «Педагогика», 1972. 5. Найденов Б. С. Выразительность речи и чтения. М., «Просвещение», 1969. 6. Ушаков О. С., Гавриш Н. В. Знакомим дошкольников с литературой. – М., 1998. | Анализ изученной литературы (в плане по самообразованию). |
Работа с детьми | Сентябрь-май | Чтение воспитателя по книге или наизусть, рассказывание художественных произведений. | Ежедневный вечер чтения. |
Ноябрь | Чтение сказок А.С. Пушкина. | Выставка рисунков по сказкам А.С. Пушкина. | |
Январь | Чтение и придумывание загадок, скороговорок и считалок. | Конкурс «Кто больше, загадок, скороговорок, считалок знает?» | |
Март | Чтение любимых стихотворений. | Развлечение «Расскажи стихи руками» | |
Апрель | Игры-драматизации по мотивам любимых художественных произведений. | Спектакль с участием детей по мотивам русских народных сказок «Русская народная сказка глазами детей». | |
Май | Чтение произведений о Родине, Великой Отечественной войне, её героях. | Вечер памяти. | |
Работа с семьёй | Сентябрь | Консультация «Насколько важно читать ребёнку» | Информация в уголке для родителей. |
Октябрь | Подготовка фотографий детей во время инсценирования ими художественных произведений, чтения стихов на утренниках, рассматривания книг. | Фотовыставка «Наши юные таланты» | |
Январь | Привлечение родителей к участию в жизни детского сада. | Семейный конкурс «Папа, мама, я – читающая семья». | |
Апрель | Показ образовательной деятельности на тему «Чтение сказки В.Сутеева «Мешок яблок»» | Родительское собрание | |
Самореализация | Сентябрь | Подбор произведений художественной литературы для чтения детям по темам недель. | Список произведений художественной литературы для чтения детям по темам недель. |
Ноябрь | Консультация для педагогов ДОУ «Художественная литература как средство всестороннего развития ребёнка». | Выступление на педагогическом совете. | |
Февраль | Обобщение работы «Воспитание этических норм у детей дошкольного возраста посредством художественной литературы». | Оформление работы. | |
Май | Отчёт о проделанной работе по теме самообразования на итоговом педсовете. | Выступление на педсовете. |
Восприятие произведений художественной литературы зависит от возраста детей, их опыта, индивидуальности.
Изучение возрастных особенностей показывает, что у дошкольников можно развить эмоциональное эстетическое восприятие литературы, т.е. умение понимать и чувствовать не только содержание, но и форму произведения, проявлять поэтический слух, сценическое творчество.
Источник
Татьяна Пикашова
Индивидуальный план работы по самообразованию «Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольника»
Индивидуальный план работы по самообразованию на 2018 – 2019 учебный год Пикашова Татьяна Владимировна
Тема: «Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольника».
Дата начала работы над темой: сентябрь 2018 года
Предполагаемая дата окончания работы: май 2019 года
г. о. Тольятти
Актуальность темы:
Всем известно, что художественная литература служит действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей и оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребёнка.
Воспитание подрастающего человека путём приобщения его к книжной культуре – важная педагогическая задача.
Через художественную литературу ребёнок постигает ценности, без которых невозможна духовная жизнь общества и отдельного человека. В настоящее время актуальна проблема приобщения детей дошкольного возраста к художественной литературе. Практически в каждой семье есть компьютер, интернет, телевидение, и родители не считают нужным читать своим детям. В связи с этим перед педагогикой встаёт проблема переосмысления ценностных ориентиров воспитательной системы, в особенности системы воспитания дошкольного детства. И здесь огромное значение приобретает овладение народным наследием, естественным образом приобщающего ребёнка к основам художественной литературы. Знакомство детей с художественной литературой используется в недостаточном объёме. Кроме того, возникает общественная потребность в сохранении и передачи семейного чтения. Воспитание дошкольников художественной литературой не только несёт им радость, эмоциональный и творческий подъём, но и становится неотъемлемой частью русского литературного языка. В работе с детьми особое значение имеет – обращение к художественной литературе. Дошедшие из глубины веков сказки, потешки, загадки, заклички, поговорки, прибаутки, перевертыши и т. д., наилучшим образом открывают и объясняют ребёнку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Художественная литература развивает мышление и воображение ребёнка, обогащает его эмоции, развивает речь, творческие способности, прививает любовь к семье, к Родине, к природе. Следует помнить, что художественная литература является основным источником всестороннего развития и воспитания ребёнка. Не стоит забывать, что книга – это, прежде всего, источник знаний. Из книг дети узнают много о жизни общества, о природе. А умение воспринимать художественное произведение и элементы художественной выразительности к ребёнку просто так не приходит, его надо развивать и воспитывать с детства.
Одна из главных ценностей чтения художественной литературы в том, что с её помощью взрослый может легко установить эмоциональный контакт с ребёнком. Особенно это важно донести до современных родителей, которые чаще предпочитают просмотр телепередач и компьютер.
Гипотеза.
Планирование и проведение различных мероприятий с участниками образовательных отношений с использованием художественной литературы, применение приёмов, направленных на анализ произведений художественной литературы создаёт условия для всестороннего развития детей,в частности: развития творческих способностей ребёнка, формирования общечеловеческих ценностей и культуры речи в общении.
Цель: создать условия для обеспечения всестороннего развития детей старшего дошкольного возраста через формирование устойчивого интереса к художественной литературе.
Задачи:
– повысить своё профессиональное мастерство, проанализировать методическую и художественную литературу по данной теме;
– создать условия для художественно – эстетического, речевого, познавательного развития через пополнения предметно-развивающей среды;
– формировать интерес к художественной литературе, обеспечить усвоение содержания произведений и эмоциональную отзывчивость на неё;
– способствовать приобщению детей к словесному искусству, умению слушать, отвечать на вопросы, пересказывать, обыгрывать, чувствовать образный язык стихов, развитию художественного вкуса;
– приобщать родителей к ознакомлению детей с художественной литературой в семье, к совместной работе в данном направлении;
План работы:
Месяц Формы работы
С детьми С педагогами С родителями
Сентябрь – «Вечер сказок» – чтение или рассказывание сказок, рассматривание иллюстраций,
беседа, пересказ.
– «Журавль и цапля», – Д. Мамин-Сибиряк «Серая шейка», – «Петушок и бобовое зёрнышко»
– Изучение методической литературы по теме самообразования. – Подбор художественной литературы для чтения детям. – Создание в группе развивающей предметно – пространственной
среды – «Центр речевого развития», «Уголок книги», «Театральный уголок»– Консультация для родителей:
«Роль книги в развитии речи детей»
– Индивидуальные консультации
Октябрь – Чтение художественной литературы про осень, беседы, пересказ,заучивание стихотворений: – «Осень» И. Соколов-Микитов. – «Лес осенью» И. Соколов-Микитов. – «В лесу» И. Соколов-Микитов. – «Грибы» И. Соколов-Микитов – И. Бунин «Листопад»
– Осенний театрализованный праздник: «Осень золотая»
– Консультация для педагогов: «Художественная литература как средство всестороннего развития ребёнка».
– Сюжетные картинки: «Времена года», «По грибы», «Урожай», «Лес осенью», «листопад».- Совместная подготовка к осеннему театрализованному празднику: «Осень золотая» (разучивание стихов с детьми, подготовка атрибутов к играм, маски, костюмы).
Ноябрь – Игры на развитие связной речи детей: «Доскажи словечко», «Придумай конец», «Кто в домике живёт?», «Слова перепутались», «Придумай рассказ (сказку) про…», «Из какой сказки?», «Состарь рассказ по картине» и др. – Изготовление дидактических игр на развитие связной речи детей.
– «Памятки для родителей по обучению связной речи».
– Предложить родителям поиграть с детьми в игры на развитие связной речи: «Доскажи словечко», «Придумай конец», «Кто в домике живёт?», «Слова перепутались», «Придумай рассказ про…»
Декабрь – Чтение и заучивание стихотворений о зиме: – Ф. Тютчев «Зима не даром злится» – С. Городецкий «Первый снег»– Знакомство с пословицами и поговорками о зиме: – Мороз и железо рвет и на лету птицу бьет. -Что летом родится, то зимой пригодится. – Без шубы и валенок – и зима без конца. -Мороз не велик, да стоять не велит. -Хороший снежок урожай сбережет. -Мороз ленивого за нос хватает.
– Зимний театрализованный праздник: «Зимушка – зима»– Сюжетные картинки: «Зима», «Зимние забавы», «Катание на лыжах» Папка –передвижка для родителей: «Почитайте детям о зиме» (стихи, рассказы, поговорки, загадки)
– Совместная подготовка к зимнему театрализованному празднику: «Зимушка – зима» (разучивание стихов с детьми, подготовка атрибутов к играм, маски, костюмы).
Январь – Чтение сказок В. Сутеева
– Воспитание этических норм у дошкольников. Беседа по прочитанному, рассматривание иллюстраций.
Подготовить детскую художественную литературудля выставки в родительском уголке для совместного семейного чтения – Родительское собрание: «Воспитание сказкой – радость встречи с книгой»
– Выставка книг: «Папа, мама, я – читающая семья или «Книги, которые можно читать всей семьёй».
Февраль – Чтение и придумывание загадок, скороговорок и считалок.
– Конкурс: «Кто больше знает загадок,
скороговорок, считалок?»
– Чтение стихов, рассказов о Родине, армии,солдатах: «День Защитника Отечества»– Изготовление альбома: «Загадки, скороговорки, считалки для детей»
– Иллюстрации:
«День Защитника отечества», «Наша армия сильна» – Предложить родителям с детьми придумать загадки, нарисовать отгадки.
– Разучивание с детьми стихотворений к празднику: «День Защитника Отечества»
Март – Знакомство с пословицами и поговорками о труде: – Торопливый дважды одно дело делает. – Без труда нет плода. – Больше дела – меньше слов. – Всякая работа мастера хвалит. – Глазам страшно, а руки сделают.- Весенний театрализованный праздник: «Весна – красна»– Сюжетные картинки: «Весна», «Весенние заботы», «Мамин праздник»
– Совместная подготовка к весеннему театрализованному празднику: «Весна – красна» (разучивание стихов с детьми, подготовка атрибутов к играм, маски, костюмы).
– Консультация: «Роль описательных рассказов для расширения словарного запаса детей».
Апрель – Игры-драматизации по мотивам любимых сказок:
«Русская народная сказка глазами детей».
Подготовка атрибутов для игр – драматизаций – Консультация: «Роль описательных рассказов для расширения словарного запаса детей».
Май «Вечер памяти» – Чтение произведений о Родине, Великой Отечественной войне, её героях. – Выставка консультаций, наглядного материала, пособий для педагогов.
– Фотовыставка – Подведение итогов работына родительском собрании: «Успехи наших детей»
– Выставка детских рисунков по прочитанным произведениям для родителей: «Великий День Победы»
– Рекомендации родителям на летний период: «Читайте вместе с детьми»
Список используемой литературы:
1. Боголюбская М. К., Шевченко В. В. «Художественное чтение и рассказывание в детском саду». Изд. -3-в. М., «Просвещение», 2012.
2. Гербова В. В., «Приобщение детей к художественной литературе». Программа и методические рекомендации. Мозаика-Синтез. Москва, 2008.
3. Гурович Л. М., Берегова Л. Б., Логинова В. И., Пирадова В. И. «Ребенок и книга»: СПб.: 2017.
4. Карпинская Н. С. «Художественное слово в воспитании детей». М., «Педагогика», 2016.
5. Найденов Б. С. «Выразительность речи и чтения». М., «Просвещение», 2009.
6. Ушаков О. С., Гавриш Н. В. «Знакомим дошкольников с литературой». – М., 2013.
7. Бойко Е. А. Учимся строить предложения и рассказывать. Простые упражнения для развития речи дошкольников. – Рипол Классик, 2011.–256 с.
8. Бородич А. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 2004. – 255 с.
9. Гербова В. В. Работа с сюжетными картинами // Дошкольное воспитание – 2005. – N 1. – с. 18-23.
10. Гербова В. В. Составление описательных рассказов // Дошкольное воспитание. – 2006. – N 9. – с. 28-34.
11. Ершова Е. Б. Говорим правильно. Игры и задания для развития речи у дошкольников // Уроки логопеда. – Астрель, 2011. – 64 с.
Предоставление опыта работына следующих мероприятиях:
Предоставление плана работы по теме самообразования в методический кабинет.
Размещение материала на сайте МАОУ д/с №69 «Веточка»
Планируемый результат:
Составлен и проанализирован план работы по теме самообразования, подобрана методическая литература.
Подобран практический материал согласно плану работы по теме самообразования (пополнена развивающая предметно -пространственная среда: «Уголок книги», атрибуты для игр – драматизаций, иллюстрации для рассматривания и бесед)
Дети:
интересуются художественной литературой, используют в общении литературную речь, бережно относятся к книгам;
самостоятельно составляют рассказы на определенные темы, сочиняют четверостишия, придумывают сказки, инсценируют отрывки из произведений.
Родители:
регулярно используют чтение произведений художественной литературы в повседневной жизни;
проявляют интерес к взаимодействию с воспитателем, детьми.
Форма отчёта:
Подведение итогов работы за 2018 – 2019 уч.год на родительском собрании: «Успехи наших детей»
Выставка детского творчества: «Мои любимые книжки»
Рекомендации родителям на летний период: «Читайте вместе с детьми»
Систематизация и подборка практического материала согласно плану работы по самообразованию (детская художественная литература, альбом с портретами писателей, иллюстрации, атрибуты для театрализованной деятельности, фотоматериал и др.)
Подпись педагога: ___/Пикашова Т. В. /
Источник