План самообразования по социально эмоциональному развитию ребенка

План самообразования по социально эмоциональному развитию ребенка thumbnail

Юлия
План работы по самообразованию «Развитие эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста»

МБДОУ ЦРР-ДС

«Сказка»

Педагога-психолога Кафлиной Ю. В.

Тема: «Развитие эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста»

Цель: повысить собственную профессиональную квалификацию по вопросам формирования и развития эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста

Задачи:

-изучить теоретические основы эмоционального развития личности дошкольников;

-выявить особенности эмоционального развития детей;

-изучить диагностику эмоционального неблагополучия детей;

-изучить влияние семьи на эмоциональное развитие детей;

-рассмотреть способы преодоления негативных эмоций;

-научить детей понимать собственное эмоциональное состояние;

-формировать умения выражать свои чувства и распознавать чувства

Предполагаемый результат:

1. Повышен собственный профессиональный уровень в вопросах эмоционального развития детей дошкольного возраста;

2. Повышен уровень компетенции родителей в вопросах эмоционального развития детей;

3. Сформированы знания у детей в понимании собственных эмоциональных состояний и чувств;

4. Закреплены способы и приемы преодоления негативных эмоций.

Форма отчёта: групповые и индивидуальные консультации, материал – презентация, картотека диагностического инструментария, информационные листы в уголках психолога, памятки, буклеты, материал с презентацией, публикации в интернет – ресурсах.

Литература:

1. www.maam.ru

2. www.nsportal.ru

1. Д. Паркер, Д. Стимпсон «Чтобыребенок рос счастливым». – Харьков. – «Книжный клуб», 2008г

2. Ребенок без проблем. Решебник для родителей. М. :Эксмо, 2008г

3. «Развитие познавательной и эмоциональной сфер дошкольниклв» – Тв. центр. : Москва,2010г.

4. Преодоление тревожности и страхов у детей 5-7лет. Диагностика, занятия, рекомендации. Авт. сост. :Н. Ф. Иванова. – Изд. «Учитель».

5. Родительские собрания в детском саду: старшая группа / авт. -сост. С. В. Чиркова. – М. : ВАКО, 2009г.

6. Лютова Е. К., Монина Г. Б. Тренинг общения с ребенком. – СПб. : Издательство «Речь», 2006г.

7. Психодиагностика детей в дошкольных учреждениях (методики, тесты, опросники) / авт. -сост. Е. В. Доценко. – Волгоград: Учитель, 2010г.

8. Сидорова И. В. «Развитие и коррекция с использованием цвета эмоционального мира детей1 старшего дошкольного возраста». – СПб. : «Детство – пресс», 2013г.

9. Социально – эмоциональное развитие дошкольников /Под ред. Н. В. Микляевой. – М. : ТЦ Сфера, 2013

10. Р. Р. Калинина «Психолого- педагогическая диагностика в детском саду. – СПб. : Речь, 2003

11. О. В. Нифонтова «Учим детей разрешать конфликт». – М. : ТЦ Сфера, 2011г.

Раздел плана Сроки Форма работы Практический выход (рефераты, доклады, открытый просмотр, выставки и т. д)

1. Организационно – ознакомительный

Сентябрь

Подбор и изучение психолого – педагогической литературы по данной теме

Составление картотеки книг, статей журналов, подбор статей интернет –сайтов.

Составление перспективного плана работы по самообразованию

Октябрь

Подбор материала, консультаций, памяток и рекомендаций, презентаций по развитию эмоциональной сферы у детей

Создание, обновление и пополнение

развивающей предметно –

пространственной среды в кабинете

Информационные листы на тему:

«Что такое эмоциональное неблагополучие и его причины»

Консультации, буклеты, памятки по теме

Подготовка информационных листов в папки- передвижки для средних, старших и подготовительных групп

2. Практический

Ноябрь «11 признаков психологического неблагополучия ребенка, которые можно определить по его игре»

«Уровни эмоционального самочувствия детей»

Игры и упражнения на снятие тревожности и агрессивности, устранение страхов, расслабление

Информация для родителей в папку-передвижку в уголке психолога

Подготовка картотеки игр и упражнений для проведения педагогами с детьми

Игры для профилактики эмоционально-поведенческих нарушений у старших дошкольников

Занятия с детьми старших групп по программе «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь» С. В. Крюкова, С. В. Слободняк

Проведение занятий

Декабрь

Диагностика эмоционального неблагополучия

1. Детский рисунок «Моя семья»

2. Методика «Лесенка»

3. Тест «Шкала тревожности»

4. «Кактус»

5. «Сказка»

6. «Маски»

7. Цветопредпочтение»

8. «Паровозик»

Набор методик для диагностики эмоционального благополучия

Январь

«Преодоление эмоционального напряжения: борьба со страхами, методы профилактики стресса”

Подготовка инструкций для родителей по вопросам снятия эмоционального напряжения, его профилактики

Февраль

«Влияние родительских установок на развитие эмоциональной сферы дошкольников»

Роль семейного общения в развитии эмоциональной сферы дошкольника.

Подготовка для родителей памяток о влиянии семьи на эмоциональное развитие детей

Март

«Как помочь ребенку и себе преодолеть негативные эмоции. Как научить ребенка владеть собой» (презентация)

Подготовка презентации

3. Заключительный

Апрель

Семинар-практикум:

«Роль песочной терапии в формировании эмоциональной сферы детей дошкольного возраста»

Подготовка и проведение семинара-практикума с педагогами

Май

Публикация в интернет ресурсах на профессиональном сайте maam.ru материала с презентацией «Развитие эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста». Итоги работы за год.

Выступление на педагогическом совете по результатам самообразования.

Подготовка материала для публикации в интернет ресурсах.

Подгоговка отчёта.

Выводы: Самоанализ реализации и выполнения плана по самообразованию. Обмен опытом в интернет – ресурсах по данной теме. Выступление на педагогическом совете по результатам самообразования.

Источник

Миронова Юлия Александровна

План по самообразованию “Развитие эмоциональной сферы дошкольников”

Скачать:

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

 муниципального образования «город Бугуруслан»

«Детский сад комбинированного вида №16»

План

самообразования

Тема: 

«Развитие эмоциональной сферы дошкольников»

Миронова Юлия Александровна

(Ф.И.О. педагога)

Воспитатель

(специальность)

Высшее  

(образование)

6 лет

(стаж педагогической работы)

1 категория

(квалификационная категория)

2013г

(курсы повышения квалификации)

сентябрь 2014г

(дата начала работы над  темой)

май 2015г

(предполагаемая дата окончания работы)

План по самообразованию на 2014 – 2015 учебный год

«Развитие эмоциональной сферы дошкольников»

Цель: Продолжать повышать педагогический уровень, профессиональную компетентность. Рассмотреть вопросы развития эмоциональной сферы дошкольников.

Задачи:

– изучить теоретические основы эмоционального развития личности дошкольника;

– выявить особенности эмоционального развития у старших дошкольников;

– рассмотреть способы развития эмоциональных нарушений у старших дошкольников.

Содержание деятельности

Сроки

Форма предоставления результатов

1 ЭТАП информационно-аналитический (вводно-ознакомительный)

  1. Изучение научной и учебно-методической литературы :
  • Белопольская Н.А. и др. “Азбука настроения”. Развивающая эмоционально-коммуникативная игра.
  • Дьяченко О.М., Агаева Е.Л. “Чего на свете не бывает?” – М.: Просвещение,1991 г.
  • Клюева И.В., Касаткина Ю.В. “Учим детей общению”. – Ярославль: Академия развития, 1996 г.
  • Минаева В.М. “Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры” – М.: “АРКТИ”, 1999 г.
  • “Психология эмоций”. Тексты / Под редакцией В.К. Вилюнаса, Ю.Б.Гиппенрейтер, – М.:, 1993 г.
  • Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений/ В.И. Перегуда, О.А. Шаграева; Шаграева, Ольга Аркадьевна, Козлова, С.А.. – М.: Академия, 2003.- 176 с..-
  • Стрелкова Л.П. “Эмоциональный букварь от Ах до ай-яй-Яй” – М.: Интерпракс, 1995 г.

Сентябрь-

Октябрь

Ноябрь

Конспектирование.

Оформление эмоций на шкафчиках детей.

Подготовка презентации для воспитателей «Эмоциональное благополучие ребенка в детском саду».

Подготовка папки-передвижки для родителей «Развитие эмоционального мира детей»

2 ЭТАП — Разработка программно-методического обеспечения образовательного процесса

1. Подготовить картотеку игр на формирование знаний об эмоциях.

  1. Привлечь родителей к изготовлению настольно-печатных игр.
  1. Совместное мероприятие родителей с детьми «Понимаем ли мы друг друга?» с использованием знакомых детям игр и упражнений на развитие эмоциональных способностей в ситуациях общения.

4. Беседа за круглым столом с родителями «Эмоциональное самочувствие – задача семьи и детского сада».  

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Картотека игр и упражнений:

  • на формирование знаний об эмоциях;
  • на формирование умения выражать эмоции;
  • на саморегуляцию;
  • на формирование социальных приемлемых способов.

Изготовление настольно-печатных игр: «Грустный, радостный, спокойный», «Ребята с нашего двора», «Пойми меня», «От чего меняется настроение».

Совместный тематический рисунок родителей и детей «Что нас радует?», «Что нас огорчает», «Чего я боюсь».

Разучивание с родителями психогимнастических упражнений

Беседа за круглым столом с родителями

3. Обобщение собственного опыта педагогической деятельности 2012-2013 учебный год

 Обобщение опыта работы, систематизация полученного материала для его распространения.

Анализ и самоанализ проделанной работы.

Май

Показ итогового мероприятия по теме «Эмоции» в подготовительной группе

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

  • Мне нравится 

Источник

                              по теме: «Социально –личностное,             эмоциональное развитие  детей

СОДЕРЖАНИЕ

ЛИТЕРАТУРА

ПРИМЕНЕНИЕ

     Сентябрь

Подбор  литературы  по  теме: «Социально – эмоцио-нальное   развитие   детей   подготовительной   к  школе  группы»

10 .Программа «Радуга» Т.Н.Доронова, В.В.Гербова

1.Минаевава В.М. «Развитие  эмоций дошкольников . Занятия .Игры. –М: Владос  2001

2. Краснощёкова Н.В. « Диагностика  и  развитие  личностной  сферы   детей  старшего  дошкольного  возраста. Тесты.Игры.Упражнения. –Ростов  н/Д.: Феникс 2006

3. «Азбука  общения: Развитие  личности  ребёнка,  навыков  общения  со  взрослыми  и  сверстниками» Москва .Детство – Пресс  2007. Шипицина Л.М.

4. . «Детский  этикет» Корчинова О.В. Ростов – на – Дону  «Феникс» 2002

5. . Ребёнок  в  детском  саду  №2/2003 « В царстве  вежливых  наук»

6. Д/в №10/2004  «Когда  мои  друзья  со  мной», «Коробка  со  страхами»

7.  Д/в №5/98 «Что  такое  эмоции»  

8. «Мой  мир» С.З. Козлова, Л.И.Катаева. Линка – пресс  Москва 2000.

9. «Я-ТЫ-МЫ»  -программа  социально – эмоционального  развития  дошкольников.  

10 .Программа «Радуга» Т.Н.Доронова, В.В.Гербова

Октябрь-Ноябрь

1. Проработка  отобранной  литературы  по  теме.

2. Рассмотреть  конспекты  занятий  в  методическом  кабинете.

1. Программа «Радуга»  Т.Н.Доронова, В.В.Гербова

2. «Алябьева Е.А. Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста.-М.: ТЦ Сфера, 2004.

3. «Весёлый  этикет» Н.Е.Богуславская, Куприна  

4. «Азбука  общения: Развитие  личности  ребёнка,  навыков  общения  со  взрослыми  и  сверстниками»

5. «Я-ТЫ-МЫ»  -программа  социально – эмоционального  развития  дошкольников.  

1.Беседы :  

  • «Какая у меня семья»
  • «Мои братья и сёстры»
  •  «Давайте будем все дружить!»
  •  «Как научиться быть храбрым»
  • «У страха глаза велики»

2. Чтение  и  беседы  по рассказам:  

  •  С.Козлов «Дружба»
  • Е.Пермяк « Как Маша стала  большой»

4.Чтение  стихотворений  и нравственные  беседы  по  ним:

  • З.Александрова « Что взяла клади на место»
  • С.Михалков «Песенка друзей»
  • А.Барто, П.Барто « Девочка рёвушка»
  • С.Михалков «Про девочку, которая плохо кушала»
  • З.Александрова «Купанье»
  • Т.А.Шоргина «Жадный Мишка», «Ябеда»

5.Чтение  сказок:

                Русская народная сказка «Курочка ряба»,«Колобок»

        «Репка»,  «Петушок и бобовое    зёрнышко»

                                              К.Чуковский «Мойдодыр»

              С.Маршак «Сказка о глупом мышонке»

             В. Сутеев « Три котёнка»

             Русская народная сказка «Теремок»

7. Тренинг «Хорошее настроение»

8. Дидактические  игры:

  • «Кто в домике живёт?»
  • «Знакомство с колобком»
  • «Кто веселее»

10. Пальчиковые  игры:

  • «Капуста»»
  • «Дружные братья»
  • «Котик»
  • «Вышли мыши как – то раз»

11. Подвижные игры:

  • «Кто позвал»
  • «Кто у нас хороший»»
  • «Огуречек – огуречек»
  • «Автобус»»
  • «Лохматый пёс»

12.Театрализованная  деятельность:

  • Осенний  театрализованный  праздник «Осенины»
  • Настольный  театр « Репка»
  • Театральная игра «Курочка и цыплята»
  • Этюды  на  воспроизведение  отдельных  черт  характера  « На улице две курицы»

14.Сюжетно-дидактические   игры :

  • «Семья»
  • «Шофёры»

15.Консультации  с  родителями :

  • «Игротерапия  общения»
  • «Осенняя  прогулка»
  • «Формирование ребёнка как личности в процессе ознакомления с народными играми »
  • «Сказкотерапия »
  • Адаптационный период в детском саду»

16. Папки – передвижки:  

  • «Адаптационный период в детском саду»
  • « Я – сам! Кризис трёх лет» 

17.Беседы  с  родителями:

    Декабрь- Январь

    1. Внедрение  отработанных  методик:

    • Взаимопосещение
    • Обмен  опытом
    • Открытые  просмотры
    • Методические  объединения

    2. Отобрать  игры  и  упражнения  по  теме.

    3.Отбор  элементов  по  теме: «Формы  и  методы  социально-эмоционального  воспитания  детей  подготовительной  группы»

                                                     4.Проработка  журналов

    1.«Моральное  воспитание  в  детском  саду» С.Г.Якобсон

    2.«Уроки  этикета»  

    3.«Мой  мир» С.З. Козлова, Л.И.Катаева.

    4.«Детский  этикет» Корчинова

    5.«Ознакомление  дошкольников  с  окружающим  и  социальной  действительностью» Н.А.Алёшина

    Д /в №7/99 «Программа  по  социально-эмоциональному  развитию  детей  дошкольного  возраста «Я – ТЫ –МЫ»

    9. Д/В № 9/96 « О  программе  эмоционально – эстетического  развития  детей»

    10 Д/в  №8/88 «Игры  и  эмоции»

    11.Д/в № 1/92 «Эмоциональное  благополучие  ребёнка – условия физического  и  душевного  здоровья»

    12. Д/в №9/90 «Мимика  и  жесты»

    13.Д/в №11/79 «Развитие  эмоций  у  детей»

    14. Ребёнок  в  детском  саду  №2/2003 « В царстве  вежливых  наук»

    15.Д/в №10/2004  «Когда  мои  друзья  со  мной», «Коробка  со  страхами»

    16. Д/в №5/98 «Что  такое  эмоции»  

    17. «Детский  этикет» Корчинова О.В. Ростов – на – Дону  «Феникс» 2002

    1.Беседы:

    • « Лучшие на свете – воспитанные дети!»
    • « Все мы дружная семья»
    • «  К нам гости пришли, дорогие пришли!»

    2. Чтение  стихотворений  и нравственные  беседы  по  ним:

    Р. Сеф «Совет»

    Э.Мошковская « К нам бегут автобусы»

    Р.Сеф «Враньё»

    М.Яснов «Мирная считалка»

    • И. Муравейко  «Я  сама»
    • Ю. Мориц «Грустный Петрушка»
    • Т.А Шорыгина «Никого не красит ложь»

    3.Чтение   сказок :

    •  К.Чуковский «Федорино горе»
    • Русская народная сказка « Кот, петух и лиса»
    • Русская народная сказка «Снегурушка и лиса»
    • К. Чуковский «Краденое солнце»
    • Русская народная сказка «Волк и козлята»
    • Русская народная сказка «У страха глаза велики», « Лиса и заяц»

    4. Дидактические  игры:

    • «Весёлые загадки»
    • « Ворчун и весельчак»
    • « Моя любимая игрушка»
    • «Приставь нос»
    • «Кто сильнее огорчиться»

    5. Пальчиковые  игры:

    • «Бычок»
    • «Радуга»
    • «Рыбки»
    • «Маленькая мышка»

    6. Подвижные  игры:

    • « Дружные вагончики»
    • «Перепрыгни через ров»
    • «Мышки в кладовой»
    • « Не боимся мы кота»
    • «Карлики и великаны»
    • «Найди  кота»

    7. Театрализованная  деятельность:

    • Новогоднее  театрализованное  представление « Однажды в лесу»
    • Настольный  театр «Заюшкина избушка»,
    • Этюды  на  воспроизведение  отдельных  черт  характера  –

    « Настроение сказочных героев», « Маленькие кустики»

    Инсценирование  потешки «Кошкин дом»

    8. Музыкально – хороводные

    • « А кто будет плясать?»
    • «Поссорились»

    9. Сюжетно – дидактические  игры:

    « Больница

    •  «Парикмахерская»

    10Консультации  с  родителями:

    • «Здравствуйте и другие добрые слова»
    • « Мой беспокойный ребёнок»
    • «Мы любим Вас , дети!»
    • «Наказывая, подумай зачем»
    • «Безобидный непоседа»

    11.Беседы  с  родителями:

    • «Социальные навыки детей 3-4 лет»
    • «Учитывайте  вкусы и предпочтения своих детей»
    • «Как вы относитесь к негативным  эмоциональным состояниям вашего ребёнка»
    • « Воспитывая – учитывайте темперамент вашего ребёнка»

    12. Анкетирование  родителей  на  тему «Что Вы считаете наиболее значимым для своего ребенка»

    13.Папки – передвижки:

    • Шесть заблуждений о морозной погоде
    • Безопасность вашего ребёнка дома и на улице

    Использовала  следующие  методы  и  формы  работы  с детьми  и  родителями:

    • Занятия
    • Экскурсии
    • Беседы
    • Тренинги
    • Создание  и  решение  проблемных  ситуаций
    • Игры – инсценировки
    • Досуговые  игры
    • Подвижные  игры
    • Музыкально-хороводные  игры
    • Наглядно-информативный  метод
    • Анкетирование  родителей
    • Проведение  родительских  собраний
    • Оформление  уголка «Для  Вас, родители!»
    • Участие  в  подготовке  к  проведению  праздников, развлечений (родителей)

    Проработав  журналы  познакомилась  с  формами  и  методами  работы  по  социально- эмоциональному  воспитанию:

    • Занятия
    • Создание  и  решение  проблемных  ситуаций
    • Дидактические  игры
    • Игры, способствующие  адаптации  ребёнка  в  социальном  мире
    • Игры, обеспечивающие  социально- эмоциональную  раскрепощённость ,  умение  выразить  свои  чувства.
    • Примеры  педагогических  ситуаций
    • Консультации  для  родителей  и  воспитателей

    Февраль –Март

    Анализ  и  оценка  своей  деятельности.

    Анализ  и  оценка  знаний  детей.

    1.« Формирование  нравственного  воспитания  дошкольников»

    2.« Проблемы  формирования  личности».

    3.  «Дружные  ребята»

    4 Д/в №10/2005 «Развитие  у  детей  коммуникативных  способностей»                                                                                   5.Ребёнок  в  детском  саду №2/2006 «Школа  эмоций»

    1.Беседы:

    • «Мой мир»
    • « Что в тебе и во мне общего»
    • «Какой подарок ты хочешь получить?»
    • « Дружная поездка»

    2. Чтение  стихотворений  и нравственные  беседы  по  ним:

    • Р.Сеф  «Дисциплина»
    • Р. Юдина «Я сам!»
    • С.Чёрный « Когда никого нет дома»
    • С.Михалков «Птичий двор»
    • С.Михалков «Мой щенок»
    • Эуспенский «Необычный слон»
    • Т.А Шарыгина « Ленивый Егорка»

    3.Чтение   сказок :

    • К.Чуковский      «Краденое солнце»
    • В.Сутеев « Мышонок и карандаш»
    • Венгерская нар. сказка «Два жадных медвежонка»
    • Русская нар. сказка « Маша и медведь»
    • Русская нар. сказка «Гуси лебеди»
    • Русская нар .сказка «Бычок – чёрный бочок, белые копытца»
    • Украинская народная сказка «Рукавичка»

    4. Дидактические  игры:

    • «Волшебный стул»
    • «Передача чувств»
    • «Загадки – путаницы»
    • «Собери портрет»
    • «Найди злых животных»

    5.  Пальчиковые  игры:

    •  «Травка – муравка»
    • «Две сосны»
    • «Чай»
    • «Тараканы»

    6. Подвижные  игры:

    • «Мяч соседу»
    • « Делай так»
    • «Бездомный заяц»
    • « Воробушки  и автомобиль»
    • «Сердитый мишка»
    • «Кто позвал?»

    7. Театрализованная  деятельность:

    • Этюды на выразительность жестов:

    «На двери весит замок»,  « Баю – бай», « Катя, Катя маленька, « У  пчёлки  хвори», « Тень – тень, потетень»

    8. Сюжетно – ролевые  игры:

    • «Кафе»
    • «Больница »

    9.Консультации  с  родителями:

    • « О вежливости, этикете, хороших манерах»
    • « Как лучше разговаривать с ребёнком»
    • « Мама – лучший пример!»
    • « Игра – это серьёзно»

    10 .Беседы  с  родителями:

    • Чтение,  как воспитание нравственных норм поведения
    • Закаливание на каждый день
    • Пятки на 5
    • Как справиться с детским гневом

    Апрель -Май

    Продолжить  работу  с  детьми  по  теме «Формирование  социально- эмоционального  воспитания  детей  младшего  возраста»

    1.Корректировка планов.

    2.Работа  с  литературой.

      С  вновь  поступившими  журналами  в  методическом  кабинете.

    Продолжать  работу  по  социально-эмоциональному  развитию детей  :  играть  в  дидактические,  подвижные , музыкально – хороводные,  театрализованные игры  проходившие  в  предыдущие  месяцы. Продолжать  инсценировки  любимых  сказок,  тренинги. Чтение  любимых  и  новых  произведений.

    Проводить  досуги  социально-  эмоциональной  направленности, сюжетно – ролевые  игры  проходившие  в  течении  предыдущих  месяцев.

    Продолжить  проводить  консультации  с  родителями  и индивидуальные   беседы.

    Источник