План развития творческих способностей ребенка 3 лет

Процесс развития творческих наклонностей и талантов у малышей дошкольного возраста проходит достаточно быстро. Задача родителей – не пропустить этот важный момент и уловить, к чему именно у малыша есть талант. Пик творчества у детей младшего (3-4 лет) возраста происходит, когда они впервые серьёзно и методично, изо дня в день, занимаются одним и тем же делом, уделяя ему большую часть своего свободного времени. С этого момента все старания родителей должны быть направлены не на борьбу с увлечениями ребёнка, а на поиск и развитие его таланта. 

Чтобы развить в ребёнке творческую личность, вовсе не обязательно отдавать его одновременно во всевозможные кружки и секции или нагружать его различными занятиями и задачами, не оставляя времени для отдыха. Расширить кругозор и познания малыша можно в обычной обстановке – дома или на прогулке. Инструментом для развития творчества у ребёнка дошкольного возраста может стать как предмет, так и слово.

Инструменты для развития творчества у дошкольников

Общение

Не уклоняйтесь от разговоров с малышом, даже если вы испытываете усталость или раздражение. С детьми дошкольного возраста необходимо разговаривать. Находясь в пределах дома, на прогулке или где-нибудь в пути, разговаривайте с ребёнком. Старайтесь обратить его внимание на красоту природы: цвет и форму листьев на деревьях, яркость цветов, необычные композиции облаков в небе. Он будет стараться нарисовать то, что видел, будет задавать вам различные вопросы, уточнять детали и рассказывать всем об этом ярком событии в его жизни.

Игрушки и игровые процессы

Старые игрушки детям быстро надоедают, да и к новым игрушкам у них очень быстро пропадает интерес. Ребенка необходимо научить любить уже имеющиеся игрушки и уметь играть с ними, выдумывая новые сюжеты игр, помогите ему в этом, подскажите сюжет игры.

Необходимо добиться того, чтобы ребёнок приложил свою фантазию, подумал и придумал способ развлечь себя. Это может быть не обязательно игра с игрушками, а рисование, например. Попробуйте нарисовать на листе бумаги какую-нибудь абстракцию и предложите ребёнку дорисовать рисунок. Возможно, он увидит в вашей абстракции часть облака, дерева или машины. У детей обычно хорошо развита фантазия, необходимо лишь найти ей применение.

Литература и чтение

Дети в возрасте 3-4 лет любят, когда им читают сказки. Подрастая, они всё так же перед сном просят почитать им интересную книгу или любимую сказку. Не отказывайте ему в сказке перед сном. Чтение – это инструмент познания мира и инструмент, способствующий развитию творческой личности. Ребёнок мысленно рисует образы главных героев, пытается понять их характер, оценивает их поступки и высказывания – словом, анализирует прочитанное. После того как книга или рассказ будут прочитаны, поговорите с ребёнком, узнайте, о чём был этот рассказ. Даже если вы знаете сюжет наизусть, дайте малышу возможность рассказать его по-своему. В книгах детям часто попадаются новые и непонятные слова, смысл которых они спешат узнать у родителей. Никогда не отказывайтесь пояснить ребенку значение того или иного слова, словосочетания или выражения. 

Театр и актёрское мастерство

Дети любого возраста любят играть в ролевые игры, посредством которых они пытаются познать мир, учатся понимать взаимоотношения между взрослыми людьми, изучают законы общества, в котором живут. Чаще всего малыши дошкольного возраста играют в сказки, представляя себя на месте доброго и отважного героя из какого-нибудь мультсериала или персонажа из сказки. Малыши любят импровизировать на основе сюжетной линии конкретного произведения. Если ваш малыш силён как сценарист, помогите ему в постановке игрового сюжета, подготовке сцены и костюмов, подборе музыкального сопровождения, сыграйте одну из ролей в его игре. Организуйте домашний театр, в котором каждому члену найдётся место на «сцене» или в «зрительном зале».

Лепка

Далеко не все родители покупают своим детям пластилин. И зря – ведь лепка очень полезна для ребенка, она помогает развитию пальчиков малыша, в лепке ребенок может проявить свое творчество и фантазию. Сначала ваш малыш будет лепить для вас колбаски, шарики, колечки, но постепенно ему захочется расширить спектр своих умений, и он начнет лепить что-то более сложное. Обратите внимание, чтобы пластилин был яркий и мягкий.

Рекомендации по воспитанию творческой личности

1.     Определите круг интересов своего ребёнка, найдите сферу, которая более всего занимает его внимание.

2.     Детское воображение не имеет границ, дети – большие выдумщики и фантазёры. Никогда не ругайте ребенка за фантазии и изобретательность, за использование ваших вещей в его экспериментах.

3.     Если у малыша есть склонность к изобретательству, помогайте ему с поиском материалов, необходимых ему для воплощения собственных идей. Это могут быть самые простые вещи из вашего дома: пуговицы, пробки от бутылок, нитки, крупы и макаронные изделия, пластиковые бутылки и стаканчики, зубочистки, спички, скрепки, лоскуты ткани, проволока и пр.

4.     Проявляйте собственную фантазию – малыш оценит ваши способности и будет больше доверять вам. Устраивайте домашние спектакли чаще, ведь театральная деятельность позволяет малышу выражать различные эмоции: гнев, радость, страх, агрессию, любовь и пр. Играя роли с разной эмоциональной окраской, малыш не только познаёт различные эмоциональные состояния, но и улучшает свои коммуникативные навыки, повышает свой культурный уровень.

5.     Всегда находите время поговорить с ребёнком. За день его посещает тысяча идей, возникает масса вопросов, на которые у него не всегда есть ответы. Ваша помощь ему крайне необходима, так же как ваша забота о нём и любовь. Помните, что вы для своего ребёнка являетесь самым главным инструментом в его познании мира.

Источник

Татьяна Румянцева
Проект «Развитие творческих способностей детей 3–4 лет в изобразительной деятельности»

Развивать творческие способности детей необходимо во всех видах деятельности – на занятиях, в свободной деятельности, в театрально-музыкальной деятельности и, конечно, в игре. Во второй младшей группе проводились занятия по рисованию, лепке и аппликации. Очень важно было заинтересовать детей, вызвать у них эмоциональный отклик при знакомстве с окружающим миром, с природными явлениями, научить детей видеть яркий, красочный мир и восхищаться им.

Основная задача – развитие у детей интереса и желания заниматься изобразительной деятельностью.

Задачи по изодеятельности в программе «Детство» (вторая младшая группа):

1. Развивать собственный художественный опыт детей (обследование природного и бросового материала,экспериментирование с различными материалами: красками, акварельными мелками и т. п.)

2. Развивать тонкую моторику пальцев рук.

3. Формировать у детей основы культуры в изодеятельности (требование к внешней стороне рисунка, лепки, аппликации; правила поведения при выполнении художественной работы, обращения с материалами и орудиями художественного труда).

4. Учить детей наблюдать, замечать выразительность и сенсорные признаки предметов, живых объектов и явлений, узнавать их изображение в художественных картинах, иллюстрациях, скульптуре.

Читайте также:  Кризисы развития ребенка по выготскому

5. Учить детей выражать интерес к проявлению прекрасного в окружающем, осваивать представления о декоративно-прикладном искусстве.

6. Учить детейэмоционально отзываться на некоторые свойства выразительности: ритм цветовых пятен и линий, предметность, яркость и нарядность цвета, холодные и теплые цвета, оттенки.

7. В предметном изображении передавать общие признаки и некоторые характерные детали образа, сходство по форме («цыпленок гуляет», «цыпленок клюет», цвету, размеру, фактуре поверхности.

8. В сюжетном изображении – располагать рисунок на всем листе бумаги или полосе, изображающей землю, изображать обобщенный образ предметов (дерево: ствол, ветви, листья и т. д., живые объекты, игрушки, передавать пропорции отдельных деталей.

9. В декоративном изображении – осваивать умение видеть предметную или геометрическую форму как основу и строить на ней нарядный узор при помощи ритма и чередования форм, цветовых пятен на плоскости (прямые пересекающиеся линии, точки, круги, мазки).

10. Учить детей правильно держать инструменты, регулировать силу нажима, осуществлять последовательность операций.

11. В аппликации – создавать образы предметов, декоративные композиции, используя готовые формы, осваивать последовательность работы.

12. В лепке – закреплять знакомые способы и осваивать новые,включающие работу пальцев: раскатывать глину под углом ладонями рук (морковка, ракета, раскатывать и соединять различные формы (бублик, пирамидка, лесенка, скатывать и вдавливать пальцем глину (чашка, бокал, соединять нескольких частей в один образ (снеговик).

В начале учебного года я провела диагностику, с целью выявить знания и умения детейпо следующим направлениям:

1. Знает виды искусства и их назначение

2. Употребляет названия материалов, инструментов, название профессии «художник»

3. Передает в рисунке общие признаки и некоторые характерные детали образа

4. Располагает рисунок на всем листе бумаги

5. Передает элементы декоративного узора, чередование элементов, ритм

6. Регулирует силу нажима инструментом

7. В аппликации создает образы, используя готовые формы, соблюдает последовательность действий

8. В лепке освоены новые способы: раскатывание под углом, раскатывание и соединение и др.

Выяснилось, что из 25 детей группы – 12 детей имеют низкий уровень освоения программы, 13 детей – средний уровень, детей с высоким уровнем освоения программы – нет.

Появилась необходимость разработать план по развитию творческих способностей детей в изодеятельности.

Планирование включало в себя:

1. Дидактические игры по формированию пространственных представлений, развитию памяти, воображения, мелкой моторики рук,навыков различения формы и цвета:

•пальчиковые игры;

•показ при помощи рук различных изображений («очки», «стул», «колокольчик», «зайка» и т. д., которыми может сопровождаться чтение потешек или сказок;

•упражнения для формирования правильного захвата орудия письма: «Посолим суп»

Дети складывают пальцы в щепоть и имитируют движение («посолим»,которое сопровождается словами:

«Мы солили суп, суп

Из перловых круп, круп…»;

«Катаем шарик»

Упражнение проводится с использованием шарика, диаметр которого

15 мм (в течение 30 сек.);

«Урожай» (упражнение для большого и указательного пальцев).

Большой и указательный пальцы правой руки соединены с одноименными пальцами левой руки. Остальные пальцы на обеих руках согнуты и прижаты к ладоням.

С помощью ненапряженных больших и указательных пальцев дети изображают репку (образуют контур подземной части овоща). Затем, напрягая пальцы, изображают свеклу. При максимальном напряжении пальцев – морковь. Необходимо чередовать напряжение пальцев с расслаблением.

«Вырастала репка

Желтая и крепкая.

И свеколка удалась,

Поедим ее мы всласть.

И морковки урожай,

Сладкой, сочной, собирай»

•Работа со штампами.

При выполнении такой работы происходит быстрая неоднократная смена тонуса мускулатуры руки: напряжение, расслабление, силовое напряжение, расслабление. Кроме того, у ребенка развивается умение удерживать штамп за ручку в положении захвата тремя пальцами, то есть продолжает формироваться щепоть.Можно изготовить штамп самостоятельно: взять карандаш с твердым ластиком на конце и срезать острым лезвием конец ластика под углом в 45 градусов.

Необходимо показать ребенку, как правильно держать карандаш-штамп, поинтересоваться, какой по форме след останется от него на бумаге.

Сначала ребенку предлагаются картинки- заготовки, предоставляющие широкое поле его деятельности.

«Звезды»

«Наступила ночь. Вышел на небо месяц. Осмотрелся, огляделся – нет его подружек, желтых звездочек, опечалился месяц, заскучал. Развесели его, сделай так, чтобы на небе зажглось как можно больше ярких звезд».

Затем поле деятельности ребенка ограничивается определенными рамками. Он может действовать свободно, но не заходить за пределы контура.

•конструирование из счетных палочек;

•лепка из соленого теста или теплого воска;

•обрывание бумаги разной плотности и фактуры (папиросной, газетной, картона и др.). Восторг у детей вызывает создание в группе запланированного беспорядка – разрывание цветной бумаги на мелкие кусочки, подбрасывание вверх, любование их полетом («разноцветный бумажный дождь») с последующим сбором обрывков и выполнением коллективной аппликации «Радуга»;

•сминание, а затем разглаживание ладонями и пальцами скомканного листа бумаги (заготовка фактурной бумаги для рисования или аппликации;

•выполнение аппликаций из природного материала (семян, яичной скорлупы и т. д.)

•выкладывание из морской гальки на фоновой бумаге или индивидуальных фланелеграфах различных изображений (декоративных узоров, геометрических фигур и др.);

•набор мозаичных композиций из цветного пластика на основе, покрытой слоем пластилина. Для изготовления элементов используются цветные пластиковые емкости от шампуней и пищевых продуктов, разрезанные на квадраты размером 1*1 см;

•нанизывание бус, пуговиц, колпачков от фломастеров с отрезанным верхом на проволоку, тесьму или леску;

•создание на ткани изображений и узоров из цветных нитей;

•сматывание шерстяной или хлопковой пряжи в клубки;

•завязывание бантов и узлов различной конфигурации;

•перебирание и сортировка различных круп и семян (рис, пшено, фасоль, бобы и т. д.);

•Игры с песком

2. В группе работал кружок «Волшебные пальчики» – 1 раз в неделю проводились занятия кружка.На занятиях дети:

•рисовали ладонями и пальцами («Ягодки», «Солнышко»);

•экспериментировали с красками;

•рисовали печаткой и поролоном;

•рисовали ватными палочками, штампами («Солнышко, раскидай колечки», «Светлячок», «Ягоды рябинки на моей картинке»);

•рисовали пластилином – пластилинография («Воздушные шары», «Яблочки», «Звездное небо»);

•наблюдали явления в природе и создавали выразительные образы («Вьюга-завируха» – рисование в технике «по-мокрому», «Горы и море» (по картине) – аппликация из мятой газеты, ваты, бумаги, салфеток);

•клеили из фантиков и салфеток «Ковер», «Вазу для цветов» в подарок маме.

В конце учебного года для родителей было показано открытое занятие по пластилинографии с элементами музыкальной гимнастики «Вышла курочка гулять, а за ней цыплятки», на котором дети показали свои знания и умения, полученные за год, прекрасно справились с приемами лепки, свободно общались с педагогом, читали стихи и потешки.

Читайте также:  Особенность умственного развития ребенка дошкольного возраста

И, как итог, – выставка детских работ кружка «Волшебные пальчики» за год, вставленных в оригинальные рамки, изготовленные родителями.

3. В группе был создан уголок изодеятельности для самостоятельного экспериментирования детей с разнообразными материалами (карандаши, краски, восковые мелки, шаблоны, штампы, крупа, семена, и т. д.)

4.На занятиях ставились игровые задачи: «Помоги белочке заготовить грибы на зиму», «Курочка плачет, потеряла цыпляток! Мы поможем курочке найти малышей? Давайте, слепим цыплят!», которые помогали заинтересовать детей.

5. Устраивались выставки детских работ с рекомендациями для родителей для закрепления технических приемов в рисовании, лепки, аппликации.

6. В группе начал работать родительский клуб «Радуга». Родители участвовали в выставке «Художница-осень», помогали эстетично оформить группу, собирали природный и бросовый материалы, помогали в изготовлении раздаточного материала, оформляли фойе красочными открытками к праздникам, фотовыставками, участвовали в мастер-классе «Мастерская Деда Мороза», конкурсе «Оригинальные рамки для детских рисунков». Рамки, выполненные руками родителей, отличались эксклюзивностью, неповторимостью, творческой идеей. Родители использовали различные материалы для оформления рамок (пуговицы, фасоль, рис, ракушки, морские звезды, гипс, камни, цветы из ткани, пробки, яичную скорлупу, бисер, бусины, тесьму, пластик, масляную краску) и привлекали к изготовлению рамок своих малышей.

7. В перспективе, на следующий год, будут запланированы занятия, на которых дети будут учиться «шить шнурками», рисовать бросовым материалом (карандашной стружкой, ёлочными иголками, салфетками, конфетти, макаронами) для развития творческих способностей, фантазии, воображения.

Планирование систематических занятий и совместной деятельности воспитателя с детьми и родителями дало хорошие результаты знаний и умений детей в изодеятельности в конце учебного года.

Повторная диагностика по тем же направлениям показала, что детей с высоким уровнем освоения программы стало восемь. Детей со среднем уровнем – 12, детей с низким уровнем освоения программы стало – 5, на 7 меньше, чем в начале учебного года.

Работу по развитию творческих способностей детей в изодеятельности во второй младшей группе можно считать успешной.

Источник

Сообщение на тему:

«Особенности в развитии творчества  у детей раннего возраста»

Воспитатель первой группы раннего возраста

Зацарина Е.И.

Основными факторами психического развития ребенка в раннем возрасте являются ведущая предметная деятельность и ситуативно-деловое общение со взрослым. В рамках предметной деятельности и общения ребенка развиваются познавательные способности, речь, игровая деятельность, он учится общаться со сверстниками, складываются основные личностные новообразования.

Третий год жизни характеризуется резко возрастающей речевой активностью ребенка. Овладение речью позволяет ребенку преодолеть ограниченность ситуативного общения и перейти от чисто практического сотрудничества со взрослым к сотрудничеству «теоритическому» – внеситуативно-познавательному общению. Параллельно с развитием речи как средства общения происходит становление ее регулятивной функции, обеспечивающей произвольное поведение ребенка.

Развитие регулятивной функции речи в раннем возрасте можно рассматривать как первый этап в развитии произвольности ребенка.

Среди игр и забав малышей в раннем возрасте особое место занимают игры с сюжетными игрушками, в которых дети пытаются воспроизводить те

действия взрослых, которые наблюдают в своей повседневной жизни. Маленького ребенка привлекает все, что делают взрослые. Стремление подражать взрослому лежит в основе появления особого вида детской деятельности – предметной или процессуальной игры, в ходе которой ребенок в условном плане («понарошку») может действовать как взрослый. Особенность таких игр заключается в том, что в них многократно воспроизводится процессуальная сторона деятельности взрослых, а результат является мнимым, воображаемым. В процессуальных играх ребенок чаще всего отображает ситуации, в которых он является объектом воздействий взрослых (мамы, папы, врача, парикмахера), переносит реальные бытовые действия на игрушечные персонажи (кукол, собачек,зайчиков).

                                                                                                                            1

На втором году жизни происходит становление основных компонентов процессуальной игры (игровой мотивации, самостоятельных игровых действий, действий с предметами-заместителями) усложнение ее структуры.

Третий год жизни – время расцвета процессуальной игры. В этот период значительно усиливается потребностно-мотивационная сторона игры.

Совершенствуется состав и структура игровых действий, увеличивается их вариативность, они начинают отражать логическую последовательность событий.

Ребенок начинает все чаще включать в игру предметы-заместители. Появление символических замещений расширяет возможности игры, дает простор фантазии, освобождает ребенка от давления наглядной ситуации. Игра приобретает творческий характер.

На протяжении раннего возраста происходит постепенная подготовка ребенка к принятию на себя той или иной роли.

Во второй половине третьего года жизни у детей постепенно начинает формироваться ролевое поведение. В игре появляются диалоги с персонажами. К концу раннего возраста подготавливаются основные предпосылки для перехода к ролевой игре – ведущей деятельности дошкольного возраста.

Процессуальная игра вносит особый вклад в развитие ребенка раннего возраста. Она является одним из важных средств познания окружающего социального и предметного мира. Игра позволяет ребенку расширить границы своих практических возможностей, воспроизводя действия взрослых в условном плане. Поэтому игра является важным фактором социального развития ребенка: она способствует развитию навыков общения, умения понимать чувства и состояния других людей, способности к сопереживанию.

Игра – легкая  и радостная для ребенка деятельность. Она способствует поддержанию у него хорошего настроения, обогащению его чувственного опыта, развитию речи, наглядно-образного мышления, воображения. В процессуальной игре закладываются основы творчества.                        

Творчество – психологически сложный процесс. Оно не исчерпывается какой-либо одной стороной, но существует как синтез познавательной, эмоциональной и волевой сфер человеческого сознания. Творчество тесно связано со свойствами личности (характером, способностями, интересами и др.).

При всей многогранности творческого процесса особое место в нем занимает воображение. Оно как бы центр, фокус, вокруг которого, образно говоря, теснятся другие психические процессы и свойства, которые обеспечивают его функционирование.

О появлении воображения у ребенка мы можем говорить тогда, когда он начинает действовать не на основе реальности, а на основе возникающих у него собственных представлений. Воображение в раннем детстве носит воссоздающий характер. Вместе с тем его нельзя назвать активным: оно возникает непроизвольно, без специального намерения, под влиянием интереса к окружающим предметам и явлениям и вызываемых ими чувств.

В своих играх ребенок воспроизводит действия и ситуации, показанные взрослым (или усвоенные по подражанию), не строя собственного замысла. Создавая рисунки, конструкции, он исходит не из образов воображения, а из усвоенных действий, и только полученный результат может вызвать у него соответствующий образ.

Читайте также:  Развитие творческих способностей ребенка с нарушением речи

Слушая рассказы и сказки, ребенок начинает представлять себе их персонажей, описанные в них ситуации и события. Однако запас его жизненных впечатлений чрезвычайно ограничен, а главное он еще не стремится и не умеет перерабатывать их в соответствии с описанием. Дети раннего возраста склонны устанавливать «прямое замыкание» между тем, о чем они слышат от взрослых, и образами конкретных предметов, взятыми из личного опыта. Слушая сказку про деда и бабу, они «подставляют» на их место собственных дедушку и бабушку, а слушая про петушка, представляют себе свою игрушку.

Иногда при наблюдении за маленькими детьми возникает впечатление, что их воображение отличается богатством и творческим характером. Такое впечатление основано на легкости, с которой дети «продуцируют» образы, довольствуясь малейшим намеком на сходство одних предметов с другими.

В действительности здесь проявляется не богатство воображения, а его недостаточная управляемость, расплывчатость, склонность связывать «все со всем» по случайным основаниям.  

К концу раннего возраста дети нередко начинают « сочинять» собственные сказки, рассказы. Это, однако, не более чем «Склеивание» кусочков из знакомых произведений.

Отличительной чертой воображения во всех видах деятельности ребенка раннего возраста является полное отсутствие предварительного замысла. Также как предмет часто направляет игру малыша, линии, проведенные им на бумаге, изменяют и ведут за собой замысел рисунка, а положенные так или иначе кубики – замысел постройки.

Возникновение воссоздающего воображения, при всей его ограниченности, имеет огромное значение для общего развития познания ребенком окружающего мира. Оно выводит ребенка за узкие рамки личного опыта, дает возможность знакомиться с предметами и явлениями, которых он сам никогда не воспринимал.

Занятия рисованием, лепкой, конструированием – одни из самых больших удовольствий для ребенка. Они приносят малышу много радости. Рисуя, ребенок отражает не только то, что видит вокруг, но и проявляет собственную фантазию. Нельзя забывать, что положительные эмоции составляют основу психического здоровья и благополучия детей. А поскольку изобразительная деятельность является источником хорошего настроения, следует поддерживать и развивать интерес ребенка к творчеству.

В изобразительной деятельности идет интенсивное познавательное развитие.

У ребенка раннего возраста уже формируются первые сенсорные ориентировки в цвете, форме, величине, фактуре предметов, развивается способность всматриваться, вслушиваться, анализировать предметы, явления, видеть в них общее и отличительное, быть внимательным. Идет первоначальное освоение орудийных действий с изобразительным материалом.

Рисование приобщает ребенка к миру прекрасного, развивает креативность, формирует эстетический вкус, позволяет ощутить гармонию окружающего мира, несет в себе элементы психотерапии: успокаивает, отвлекает, занимает.

Рисование побуждает детей к творчеству, учит видеть мир в живых красках.

При обучении рисованию активно используется игра. Взрослый обыгрывает сюжеты будущего рисунка с помощью игрушек, сопровождая рисование эмоциональным комментарием, использует стихи, загадки, потешки.

Такой метод позволяет заинтересовать детей, дольше удерживать внимание, создает необходимый эмоциональный настрой и положительный мотив деятельности. При этом необходимо учитывать особенности раннего возраста. У детей не сформированы многие навыки, не умеют правильно держать карандаш и кисть, регулировать силу давления на бумагу, ориентироваться на листе.

Не следует забывать, что рисунок для детей – прежде всего игра. Важно не ограничивать детскую свободу.

Занятия рисованием предполагают совместное творчество взрослого и ребенка. Чтобы заинтересовать ребенка, необходимо показать ему способы действий с изобразительным материалом. Основная задача взрослого – научить ребенка действовать, помочь на начальном этапе, но давать свободу выбора(цветок может быть и желтого, и синего цвета, грибы могут расти в разных местах).

Следует внимательно отнестись к судьбе рисунка. Важно, чтобы дети чувствовали уважение к своим творениям. Необходимо помнить, что детям раннего возраста важно постоянное внимание взрослого, его одобрение, похвала. Ожидание такого внимания является одним из самых сильных психологических мотивов, побуждающих детей к деятельности и достижению результата. Не бойтесь перехвалить ребенка.

Таким образом, изобразительная деятельность предоставляет богатейшие возможности для развития творческих способностей ребенка .Этот процесс вызывает : радость, гордость, удивление, интерес к познанию нового. Частью любого творческого процесса является умение видеть мир образно, в его живых красках. Развитие такого умения происходит в дошкольном возрасте. Поэтому важно не упустить момент, чтобы расширить возможности ребенка к образному познанию окружающего.

Развитие творческих способностей у детей раннего возраста совершается в процессе приобщения к театрализованной деятельности. Она способствует освоению мира человеческих чувств, коммуникативных навыков, развитию способности к сопереживанию. Театрализованная деятельность близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе, находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой. Малыши очень любят театрализованные представления. Волшебство, превращения, сказка очаровывают их. Театрализованная игра развивает память, внимание, художественно-образное восприятие, воображение, совершенствует речь и пластику движений.

С первыми театрализованными действиями малыши знакомятся очень рано в процессе разнообразных игр-забав, хороводов, при прослушивании выразительного чтения стихов и сказок взрослыми. Педагог должен использовать разные возможности для того, чтобы обыграть какой-либо предмет или событие, пробуждая фантазию ребенка. Малышам предлагают изобразить, как топает медведь, прыгает зайчик, летает самолет, качаются веточки деревьев, шелестят листочки. Желательно сопровождать такие действия подходящими стихами и песенками.  

С помощью теневого, пальчикового, настольного, театра на фланелеграфе можно инсценировать знакомые детям стихи и сказки («Репка», «Теремок», «Колобок», «Курочка ряба» и др.), привлекать детей к посильному участию в инсценировках, обсуждать с ними увиденное. Детям раннего возраста сложно произнести текст роли полностью, но они в состоянии проговаривать некоторые фразы, изображать действия персонажей. Например, при инсценировании сказки «Репка» малыши могут «тянуть репку», при разыгрывании сказки «Курочка Ряба» изображать плач деда и бабы, показывать, как мышка махнула хвостиком и пищать за нее. Малыши могут не только сами исполнять некоторые роли, но и действовать кукольными персонажами. В процессе таких игр-инсценировок, действуя вместе со взрослым и подражая ему, малыши учатся понимать и использовать язык мимики и жестов, совершенствовать свою речь, в которой важными составляющими являются эмоциональная окраска и интонация.

Привлекая детей к игре-инсценировке, не следует ждать от них точной передачи особенностей персонажа, гораздо важнее желание ребенка участвовать в ней, его эмоциональное состояние. Стремление детей показать, что испытывает персонаж, помогает ему осваивать азбуку взаимоотношений. Сопереживание героям инсценировок развивает чувства ребенка, представления о плохих и хороших человеческих качествах.

 Занятия театрализованной деятельностью с детьми развивают не только психические функции ребенка, художественные способности, творческий потенциал, но и общечеловеческую способность к межличностному взаимодействию, творчеству в любой области, помогают адаптироваться в обществе, почувствовать себя успешным. Взрослый призван  помогать ребенку открывать черты прекрасного в окружающем мире, приобщать его к доступным видам художественно-эстетической деятельности.

Источник