План развития ребенка в приемной семье
«Школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»
Осуществление комплекса мер, направленных на оказание психолого-педагогической поддержки и помощи замещающим родителям по вопросам воспитания, развития детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в замещающих семьях, защиты прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществление мониторинга развития детей в замещающей семье
-создание и реализация системы сопровождения замещающей семьи и приемного ребенка;
-включение ребенка, нуждающегося в замещающей семейной заботе, в систему сопровождения;
-создание поддерживающей среды для замещающей семьи и приемного ребенка в условиях созданной семьи;
-обеспечение соответствия деятельности службы требованиям российского законодательства.
-организация и осуществление процесса комплексного сопровождения замещающей семьи на сложных этапах приема, в том числе получение обратной связи от субъектов сопровождения, а также организация системы мониторинга и оценки эффективности семейного жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
-создание позитивного имиджа семейного жизнеустройства детей, нуждающихся в замещающей семейной заботе;
– наблюдение за воспитанием и развитием приёмного ребёнка в замещающей семье.
№
пп.
Содержание работы
Периодичность
Ответственные
1.Организационно-правовое обеспечение
Формирование банка данных по замещающим семьям.
Сентябрь с последующим обновлением 1 раз в полгода
Соц.педагог совместно со специалистами ООиП
Разработка и утверждение документации работы Службы по сопровождению замещающих семей.
Сентябрь
Руководитель Службы
Ведение индивидуальных папок на каждую сопровождаемую семью с результатами психолого- педагогического сопровождения замещающей семьи.
В течение года
Социальный педагог
Ведение журналов учёта:
-регистрация заявлений обращений замещающих родителей
-оказание консультативной помощи;
-посещение замещающих семей.
Постоянно
Социальный педагог.
Педагог-психолог.
Заключение договоров с замещающими семьями.
По мере поступления запросов
Социальный педагог.
Педагог-психолог.
Проведение социально- психологической диагностики замещающих родителей, выявление сильных и слабых сторон семьи, степени привязанности между членами семьи, наличия возможностей для осуществления изменений в семье
В течение года
Социальный педагог.
Педагог-психолог.
Организация семинаров по обмену опытом для замещающих родителей.
В течение года
Руководитель Службы
2. Сопровождение замещающих семей
Первичное консультирование замещающих родителей.
По запросам
Специалисты Службы
Проведение психолого- педагогической диагностики внутрисемейных и личностных проблем, выявление комфортности пребывания детей в замещающих семьях.
Постоянно
Социальный педагог.
Педагог-психолог.
Просветительская работа.
Работа с замещающими родителями, направленная на повышение
родительской компетентности.
Педагогические университеты:
1.Родительские собрания:
– «Психологическая поддержка ребенка».
-«Детско-родительские отношения в замещающей семье. Психолого-педагогические основы эффективного взаимодействия родителей с приемными детьми».
2.Семинары:
-«Взаимоотношения в семье. Секреты счастливой семейной жизни».
-«Подростки на пороге взрослой жизни».
3.Круглый стол:
-«Успешный родитель».
4.Праздники:
-Ко дню матери: «Мамино сердце».
-Ко дню семьи: «Дом моей мечты».
В течение года
Ноябрь
Февраль
Январь
Март
Май
Ноябрь
Май
Социальный педагог.
Педагог-психолог.
Психолого-педагогическое консультирование замещающих родителей по проблемам воспитания и сопровождения ребенка.
По запросам
Социальный педагог.
Педагог-психолог.
Психологическое сопровождение ребенка в замещающей семье.
Постоянно
Социальный педагог.
Педагог-психолог.
Юридическое консультирование по вопросам правового обеспечения опекаемых детей.
По запросам
Юрист.
Организация и осуществление телефонного консультирования
По мере необходимости, запросам
Социальный педагог.
Педагог-психолог.
Мониторинг развития семьи с приемными детьми:
-проведение исследований в домашних условиях.
1 раз в полгода
Социальный педагог.
Педагог-психолог.
Индивидуальное консультирование по личным проблемам приемных детей.
По мере необходимости, запросам
Социальный педагог.
Педагог-психолог.
Консультирование педагогов образовательных учреждений, в которых воспитываются и учатся приемные дети.
По запросам
Социальный педагог.
Педагог-психолог.
Контроль над психологическим состоянием, позицией в обучении приемных детей, микросоциуме .
1 раз в полгода
Социальный педагог.
Педагог-психолог.
Посредничество в конфликтных ситуациях, возникающих в замещающих семьях.
По запросам
Социальный педагог.
Педагог-психолог.
Разработка памяток в помощь замещающим семьям в преодолении кризисных ситуаций.
В течение года
Социальный педагог.
Педагог-психолог.
3. Сопровождение ребенка
Выявление детей, нуждающихся в коррекционных развивающих занятиях.
В течение года
Педагог-психолог
Коррекционно-развивающие занятия.
В течение года
Социальный педагог.
Педагог-психолог.
Работа с приемными детьми.
Беседа:
-«Что значит быть уверенным в себе»
-«Как не ссорится с учителями и родителями»;
-«Искусство быть самим собой»;
Ноябрь
Январь
Март
Социальный педагог.
Педагог-психолог.
Консультирование замещающих родителей по проблемам социализации приемного ребенка.
По запросам
Социальный педагог.
Педагог-психолог.
Телефонное консультирование приемных детей.
По запросам
Социальный педагог.
Педагог-психолог.
Мониторинг состояния ребенка в приемной семье.
2 раза в год
Социальный педагог.
Педагог-психолог.
Юридическое консультирование по вопросам обеспечения прав приемных детей.
По запросам
Юрист.
Ведение банка данных выпускников из замещающих семей.
Систематически
Социальный педагог.
Педагог-психолог.
Источник
Программа
психолого-педагогического сопровождения детей, находящихся на воспитании в приемной семье
Составитель:
Скиданова Т.В.
педагог-психолог
высшая квалификационная категория
Введение
Любая семья, в которой ребенка воспитывают не кровные родители, называется замещающей. К замещающим семьям относятся семьи усыновителей, опекунские и приемные семьи. Основная функция этих семей – заменить ребенку утраченную кровную семью и отсутствующих биологических родителей.
Детский сад и школа призвана оказывать помощь ребенку по защите его прав и законных интересов, осуществлять систематический контроль за воспитанием, обучением, состоянием здоровья, материально-бытовым содержанием, оказывать помощь в преодолении трудностей в учебе. А для этого необходимо объединить усилия педагогов, психолога, медицинских работников, которые взаимодействуя друг с другом, будут постоянно держать таких воспитанников в поле своего зрения.Итогом совместной деятельности является индивидуальная программа психолого- педагогического сопровождения.
Актуальность
Одним из тяжёлых проявлений кризиса современного российского общества стало увеличение числа детей-сирот, детей, оставшихся без родительского попечения. За последние годы в России устойчиво проявляется тенденция роста численности таких детей. Переход к рыночной экономике и связанные с этим процессы распада многих семей приводят к росту числа отвергнутых детей. Исследования в связи с данной проблемой показываю наличие сложных проблем у лиц этой категории в адаптации к современным условиям жизнедеятельности. Низкий уровень подготовленности к самостоятельной жизни характеризует мотивы и установки большинства детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Замедленное интеллектуальное развитие, не сформированное чувства родного дома, причастности к семье, психическая надломленность, ухудшает их самочувствие. Разрушение родственных связей усугубляет чувство одиночества, незащищённости. Это в свою очередь разрушает установку на семейную жизнь. Весьма сложны проблемы профессиональной ориентации и подготовки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной трудовой деятельности. Они отличаются неадекватностью ожиданий по сравнению с характером и сложностью встречаемых проблем. Неготовность и беспомощность к их решению усугубляется низким уровнем развития художественных интересов, обеднённым содержанием досуга, неумением реализовать свои задатки. Среди детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, отмечается большой процент правонарушений, склонность к курению, употреблению спиртных напитков. Таким образом, эта категория детей оказывается одной из самых социально уязвимых групп населения. Это, в свою очередь, указывает на актуальность данной проблемы и необходимость целенаправленной работы всех служб с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей для создания условий их полноценной социальной адаптации и интеграции в общество.
Цель программы:
Обеспечение наиболее благоприятных условий для гармоничного развития, самореализации и социализации ребенка, оставшегося без попечения родителей в силу той или иной семейной ситуации.
Задачи:
1. разработать индивидуальную образовательную программу для психолого-педагогического сопровождения.
2. создать условия для удовлетворения образовательных потребностей ребенка.
3. осуществление информационной поддержки педагогов и родителей по проблемам воспитания и развития детей, правовое консультирование.
Принципы реализации программы:
1. Следование за естественным развитием ребёнка на разных возрастных и социокультурных этапах его жизни.
2. Принцип психолого-педагогической поддержки. Это процесс совместного определения с ребёнком его собственных интересов, возможностей, целей и путей преодоления – препятствий, мешающих ему сохранить его человеческое достоинство и самостоятельно достигать желаемых результатов в обучении, самовоспитании, общении, образе жизни.
3. Принцип повышение роли общественных организаций. В соответствии с законом “О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей” от 21 декабря 1996 года 159 ФЗ для защиты законных прав и интересов детей во всех сферах жизни, в том числе права на адекватные с семейными условия воспитания и развития, охрану личных и имущественных прав, права на постоянное место жительства, на жильё, на защиту от посягательств различных лиц на личность ребёнка, от причинения вреда физическому, психическому здоровью, его нравственному и духовному развитию, особая ответственность возлагается на представителей органов государственной власти.
Механизм реализации программы:
Индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение приёмных и опекаемых детей – это система мер, которая включает в себя:
проведение комплексной диагностики, направленной на выявление склонностей, способностей и особенностей развития опекаемых детей;
выбор методов и приемов обучения, оптимальных для каждого воспитанника;
организация индивидуальной и групповой коррекционно-развивающей деятельности;
информирование родителей по вопросам воспитания и развития опекаемых детей.
Ожидаемые результаты.
реализация индивидуальной образовательной программы (приложение 1)
развитие активной жизненной позиции детей
развитие педагогических компетенций у приёмных родителей и опекунов.
План работы с опекаемыми и приёмными
детьми и их семьями
Основные направления:
Выполнение закона РФ «Об образовании» в части:
а) реализация прав на образование граждан;
б) соблюдение санитарных норм, охраны здоровья воспитанников;
в) выполнение законными представителями ответственности за воспитание воспитанников; за получение ими общего основного образования.
г) содействие в улучшении жизни детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей; их воспитании и материальном содержании;
д) содействие в улучшении здоровья опекаемых, защите их личных, имущественных прав;
е) выявление детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Ежемесячно:
1) организация индивидуальной и групповой коррекционно-развивающей деятельности;
2) Оказание помощи опекунам в обучении, воспитании, содержании опекаемых детей.
Направления и формы работы с приёмными и опекунскими семьями
№
Направления работы с
замещающими семьями
Формы работы с замещающими семьями
1.
Диагностика замещающих семей
* анкетирование детей и родителей;
* опросники;
* тесты;
* мини-консилиумы;
* тренинги;
* анализ документов;
* анализ продуктов детского творчества;
* анализ состояния здоровья детей;
* анализ развития, успеваемости.
2.
Индивидуальная помощь опекунам и приёмным родителям
* советы по преодолению сложных жизненных ситуаций;
* консультации специалистов;
* индивидуальные беседы;
* психотерапия.
3.
Групповая работа с опекунами и приемными родителями
* родительские собрания;
* консультирование;
* тренинги;
* лектории;
* круглые столы
Сопровождение воспитанников требует индивидуализации работы с родителями. Традиционные формы родительского всеобуча (консультации, родительские собрания) не всегда удовлетворяют потребности родителей. Индивидуальная форма работы расширяет представления о процессах. происходящих в дошкольном учреждении, позволяет увидеть проблемы собственного ребенка более объективно.
Приложение 1
Индивидуальная программа
психолого-педагогического сопровождения ребёнка,
воспитывающегося в приемной и опекаемой семье:
Ф.И.О. воспитанника:_______________________________
___________________________________________________________
Составители:
Педагоги
Педагог-психолог
Раздел 1.
Сведения о воспитаннике:
1.Ф.И.О._________________________________________________________
2.Пол___________________________________________________________
З. Дата, месяц, год, рождения _______________________________________
4.Образовательное учреждение:_______________________________________
5. Место фактического проживания:_________________________________
6.Место регистрации:______________________________________________
Сведения о законном представителе (опекуне (попечителе), приемном родителе): ________________________________________________________________
Место работы:____________________________________________________
Рабочий телефон: ____________________________________________
Домашний телефон:_______________________________________________
Дата, № Постановления о назначении опеки (попечительства), передачи в приемную семью: ________________________________________________
Дата фактической передачи:________________________________________
Актуальные проблемы:
1. Ребенка
* отклонение от нормы поведения:__________________________________
* снижение интереса к учебной деятельности:_________________________
*отсутствие навыков самообслуживания:_____________________________
* повышенный уровень тревожности:________________________________
* проблемы со здоровьем:__________________________________________
2. Семьи
*сверхзанятость родителей:________________________________________
*проживание в семье с авторитарным стилем воспитания:______________
*отсутствие в семье эмоционального и доверительного общения:_________
________________________________________________________________
*конфликтные ситуации в семье из-за ревностного отношения к другому ребенку:_________________________________________________________
Цель программы: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Диагностика
Дата
Характер диагностики
Заключение и рекомендации
Коррекционно-развивающая работа
Дата
Тема занятия
Примечание
План работы
№ п/п
Мероприятия
Сроки
Ответственные
Результат
Работа с ребёнком
Работа с семьёй
Мониторинг
Заключение по результатам психодиагностического обследования
Ф.И.О.:_______________________________________________________________
Образовательное учреждение:___________________________________________
Группа : ______________________________________________________________
Было проведено психологическое обследование воспитанника , ……………………, с целью выявления личностных особенностей и развития эмоционально-волевой сферы ребенка.
Данные обследования: ________________________________________________
Рекомендации специалистам , работающим с ребёнком:____________________________________________________________
Рекомендации приемным родителям:___________________________________
Источник
Ф. И.О. приемного родителя (родителя-воспитателя)_________________________________________________
Ф. И.О. приемного ребенка (воспитанника ДДСТ) ___________________________________________________
Адрес проживания семьи_____________________________________________________________
№ п/п
Ф. И.О.
членов семьи
Дата рождения
Родственные отношения
Род занятий, учреждение, которое посещает несовершеннолетний
Сведения о биологических родителях / близких родственниках приемных детей
Актуальные проблемы семьи
(членов семьи)
№ п/п
Мероприятия по реализации плана
Сроки выполнения
Ответственный,
социальные партнеры
Результаты и выводы по работе
(по истечению срока реализации Плана)
1. Организационно-методическая и аналитическая работа
1.1.
Повышение профессиональной компетентности приемных родителей (родителей-воспитателей): повышение квалификации; участие в работе методических объединений, творческих групп, клубной деятельности, семинарах, совещаниях; аналитические и творческие отчеты; самообразование и др.
Расписать конкретно! С точным временным периодом!
Отдел образования, спорта и туризма, СПЦ, приемные родители (родители-воспитатели)
1.2.
Консультации специалистов по созданию электронной почты, регистрации Skype. Прохождение курсов компьютерной грамотности.
СПЦ, учреждение образования, отдел, образования, спорта и туризма
1.3.
Предоставление отчетной документации в рамках контроля и анализа за исполнением приемными родителями (родителями-воспитателями) должностных обязанностей и обязанностей опекуна, договора об условиях воспитания и содержания ребенка, плана развития приемной семьи (ДДСТ)
Отдел образования, спорта и туризма, СПЦ
1.4.
Ведение отчетной документации приемной семьи (ДДСТ) («Книга жизни», дневник наблюдений и др.). Консультации специалистов.
Приемные родители (родители-воспитатели), СПЦ
2. Обеспечение прав и законных интересов воспитанников
2.1.
Оформление документов на несовершеннолетних (регистрация ребенка по месту жительства и месту пребывания, оформление выплат, пособий, пенсий по потере кормильца, по инвалидности, защита жилищных и имущественных прав детей, обращение в государственные органы и иные организации для разрешения вопросов, связанных с защитой прав и законных интересов несовершеннолетних и др.);
предоставление отчетов по расходованию средств, выплачиваемых на содержание ребёнка, пенсий (израсходованных с разрешения отдела образования, спорта и туризма), сохранности имущества несовершеннолетнего
Приемные родители (родители-воспитатели), СПЦ,
отдел образования, спорта и туризма
2.2.
Консультирование приемных родителей (родителей-воспитателей) и несовершеннолетних по вопросам гарантий социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Отдел образования спорта и туризма, ТЦСОН
3. Социально-педагогическая работа
3.1.
Мероприятия, направленные на успешную адаптацию детей:
в семье и социуме (семейные праздники, определение круга семейных обязанностей и др.),
в учреждении образования (изучение особенностей развития личностной сферы, принятие своевременных мер по предотвращению и преодолению дезадаптации, коррекционные занятия и др.)
Приемные родители (родители-воспитатели), СПЦ, учреждения образования
3.2.
Подготовка детей к самостоятельной жизни, их социализация, сопровождение, формирование навыков общения в социуме, профориентация выпускников
Приемные родители (родители-воспитатели), учреждения образования, СПЦ
3.3.
Сотрудничество с учреждениями образования (посещение и участие в родительских собраниях, уроках (по необходимости), регулярные беседы с классным руководителем и др.)
Приемные родители (родители-воспитатели), учреждения образования
3.4.
Досуговая деятельность детей: организация экскурсий, культурно-массовых мероприятий, посещение объединений по интересам, обеспечение участия в мероприятиях и др.
Указать конкретные мероприятия!
Приемные родители (родители-воспитатели), учреждения образования, ТЦСОН
3.5.
Профилактика негативных явлений среди несовершеннолетних
При наличии таковых, указать конкретно!
Приемные родители (родители-воспитатели), отдел образования, спорта и туризма, СПЦ, учреждения образования, здравоохранения, РОВД, МЧС
3.6.
Организация мероприятий по поддержке родственных отношений с биологической семьей, близкими родственниками (конкретно с кем!)
Организация общения ребенка с кандидатами в усыновители (при целесообразности, например, для ребенка раннего или дошкольного возраста!)
Приемные родители (родители-воспитатели),
отдел образования, спорта и туризма, СПЦ
4. Психолого-педагогическая поддержка семьи и ребенка (детей)
4.1.
Участие в работе психолого-педагогического консилиума
Специалисты СПЦ, СППС учреждения образования, приемные родители (родители-воспитатели), отдел образования, спорта и туризма
4.2.
Изучение познавательной деятельности, уровня адаптации, личностных особенностей ребенка, детско-родительских отношений (для рассмотрения результатов диагностики на заседаниях консилиумов и определения направлений коррекционной работы)
(указывать возможные методики, тесты с конкретным временным периодом!)
Специалисты СПЦ, СППС учреждения образования, приемные родители (родители-воспитатели)
4.3.
Консультирование у специалистов. Выполнение рекомендаций специалистов
Специалисты СПЦ, СППС учреждения образования, ЦКРОиР, ТЦСОН, приемные родители (родители-воспитатели)
4.4.
Обеспечение посещения коррекционных занятий с узкими специалистами (педагог-психолог, учитель-дефектолог и др.). Выполнение рекомендаций
Указывать конкретно с кем!
Специалисты СПЦ, учреждения образования, ЦКРОиР, приемные родители (родители-воспитатели)
5. Медицинская помощь, поддержка здоровья воспитанников и семьи
5.1.
Прохождение медицинского осмотра с целью контроля за состоянием здоровья ребенка / детей
Даты!
Учреждения здравоохранения, приемные родители (родители-воспитатели)
5.2.
Обеспечение мероприятий по медицинскому обследованию ребенка, организации своевременной помощи по медицинским показаниям, выполнение рекомендаций по уходу за ребенком
Учреждения здравоохранения, приемные родители
(родители-воспитатели)
5.3.
Организация мероприятий по поддержанию и укреплению здоровья членов семьи
Приемные родители
(родители-воспитатели)
5.4.
Формирование у детей культурно-гигиенических навыков, соблюдение режимных моментов (согласно возрасту ребенка)
Приемные родители
(родители-воспитатели)
5.5.
Обеспечение безопасной жизнедеятельности детей
Приемные родители
(родители-воспитатели), МЧС
5.6.
Консультирование по организации рационального питания, режима дня, профилактических мероприятий в соответствии с возрастом, состоянием здоровья ребенка (детей)
Учреждения образования, здравоохранения, ЦКРОиР, приемные родители (родители-воспитатели)
5.7.
Организация оздоровления детей
Ориентировочно период указать!
Отдел образования, спорта и туризма,
приемные родители (родители-воспитатели)
6. Материальная деятельность
6.1.
Обеспечение ребёнка одеждой, обувью по сезону, мягким инвентарём и оборудованием, учебными, игровыми пособиями в соответствии с возрастом ребенка, предметами личной гигиены, иными предметами первой необходимости (указываются крупные покупки), денежными средствами на личные расходы (по достижении ребёнком возраста 7 лет);
оказание гуманитарной, материальной и др. видов помощи
Указать для каждого ребенка, находящегося в семье!
Отдел образования, спорта и туризма, ТЦСОН,
приемные родители (родители-воспитатели)
6.2.
Обеспечение благоустройства детской комнаты (косметический ремонт, приобретение необходимой мебели, оборудования и др.)
Указать конкретно!
Приемные родители,
отдел образования, спорта и туризма
(подпись, дата) (Ф. И.О.)
(подпись, дата) (Ф. И.О.)
(подпись, дата) (Ф. И.О.)
В отчете необходимо отразить: Достигнуты ли задачи? Какие выявлены проблемы? Что требует изменений? На что обратить внимание при составлении плана на следующий период.
Примечание: План развития приемной семьи (ДДСТ) разрабатывается приемными родителями (родителями-воспитателями) при участии и с помощью специалистов отдела образования, спорта и туризма, социально-педагогического центра, СППС учреждения образования, которое посещает ребенок.
План составляется сроком на 6 месяцев с учетом оценки потребностей приемных детей, их индивидуальных и возрастных особенностей, знаний, умений, запросов приемных родителей (родителей-воспитателей), содержания организационной и методической работы с семьями, принявшими на воспитание детей, в районе (городе), а также традиций и правил семьи.
В плане определяются конкретные мероприятия по развитию семьи (т. е. мероприятия для конкретного ребенка (или в целом для семьи)) и указываются конкретные сроки их выполнения на основании предложенных в каждом разделе направлений-ориентиров.
Источник