План развития ребенка с овз

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Майнский детский сад № 5 «Теремок»

СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ

РЕБЁНКА С ОВЗ

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

Обучающийся – мальчик Еремеев Иван, возраст- 4года.

Адаптация к группе детского сада прошла в тяжёлой степени. Ребенок расторможенный,  гиперактивный. Находится в постоянном движении, натыкаясь на предметы и сметая всё с полок.  Отказывается от приёма пищи. На занятиях с педагогами в контакт  вступает тяжело.

Устную инструкцию к заданиям не  принимает, действует по желанию, постоянно срываясь с места. При контакте с педагогом отводит взгляд и отворачивается.  В выполнении заданий не заинтересован. Манипуляции с предметами  сводятся к тому, чтобы схватить предмет  и бросить его на пол. Действия характеризуются хаотичностью с последующим отказом от выполнения задания. Отрицательно реагирует на музыку: начинает громко кричать и убегать из музыкального зала.

Состояние ручной моторики нарушено. Самостоятельно пользоваться столовыми предметами не умеет.

Пассивный словарь не соответствует возрасту. Активный словарь состоит из звуков: «г», «а», «ы».

Навыки самообслуживания не сформированы.

Сюжетно-игровая деятельность отсутствует.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Специальная индивидуальная программа развития (далее СИПР) предназначена для проведения коррекционно-педагогической работы с ребенком с умеренной и тяжелой степенью интеллектуальной недостаточности, а также с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития. СИПР составлена на основе «Адаптированной образовательной программы для детей с ОВЗ».

Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Целью реализации СИПР является достижение ребенком максимально возможной самостоятельности в решении повседневных жизненных задач, включение его в жизнь общества через индивидуальное поэтапное и планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных пределах.

Цель коррекционной работы: Создание оптимальных условий развития.

ЗАДАЧИ:

-развитие познавательных процессов: восприятия, памяти, мыслительных операций, коррекция внимания, развитие пространственно-временных представлений, общей и мелкой моторики.

-обучение игровым навыкам, навыкам произвольного поведения.

-снижение эмоционального и мышечного напряжения. Введение ребенка в мир человеческих эмоций.

-развитие общей и ручной моторики.

-стимуляция речевого развития ребенка.

-развитие коммуникативных навыков, необходимых для успешного развития процесса общения.

-развитие пространственных представлений.

-оказание психологической помощи и поддержки родителям.

Организационно-педагогические условия реализации адаптированной программы:

-форма проведения коррекционно-развивающей работы:

-индивидуальные занятия.

-форма контроля и учета достижений ребенка: промежуточная диагностика.

-коррекционно-развивающие технологии и программы:

«Учимся слушать и слышать» Борисенко М.Г., ДатешидзеТ.А., Лукина Н.А.

«Система коррекционного воздействия при моторной алалии» Т.В.Пятница, Т.В. Башинская;

«Методика формирования начального детского лексикона» О.Е.Громова

«Новые игры с пальчиками для развития мелкой моторики: картотека пальчиковых игр» Г.А.Османова

«Коррекционно-развивающая работа с умственно-отсталыми детьми в дошкольном учреждении» Стребелева, Екжанова.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН

Инвариативная часть

Образовательные области

Виды НОД

Объём нагрузки НОД

4-5 лет

5-6 лет

6-7 лет

Познавательное развитие

Математические представления

15-20 мин.

20-25 мин.

25-30 мин.

Формирование целостной картины мира

15-20 мин.

20-25 мин.

25-30 мин.

Речевое развитие

Развитие речи

15-20 мин.

Развитие речи и начал грамоты

20-25 мин.

25-30 мин.

Художественная литература

15-20 мин.

20-25 мин.

25-30 мин.

Социально-коммуникативное развитие

Художественно-эстетическое развитие

Музыкальное занятие

15-20 мин.

20-25 мин.

25-30 мин.

Рисование

15-20 мин.

20-25 мин.

25-30 мин.

Лепка/Аппликация/Конструирование

15-20 мин.

20-25 мин.

25-30 мин.

Физическое развитие

Физическая культура

15-20 мин.

20-25 мин.

25-30 мин.

Коррекционное направление

Логопедия

Психолог

15-20 мин.

20-25 мин.

25-30 мин.

Общее время образовательной деятельности

2ч.15 мин.- 3ч.

3ч. – 3ч.45 мин.

3ч. 45 мин.- 4ч. 30 мин.

Форма организации коррекционной работы:

индивидуальные занятия с педагогом – психологом, учителем – логопедом 2- раза в неделю по 15 – 20 минут с обязательной динамической паузой 10 минут.

Расписание индивидуальных занятий

ребенка – инвалида обучающегося на дому

(длительность 1 занятия 20 мин.)

на 2018 – 2019 учебный  год

Дни недели

Время

Место проведения

Вид оказываемых услуг

Специалист

Понедельник

9.40-  10.00

Майнский д/с № 5

Изостудия.

Рисование

Воспитатель

Вторник

9.40 – 10.00

Майнский д/с № 5

Каб. логопеда

Развитие речи/Познава-тельное развитие

Учитель-логопед

10.10 – 10.30

Майнский д/с № 5

Муз. зал

Музыка.

Музыкаль-ный руководитель

Среда

9.40- 10.00

Майнский д/с № 5

Физкультур-ный  зал

Физическая культура  

Руководи-тель по физ.воспи-танию

10.10 – 10.30

Майнский д/с № 5

Изостудия

Лепка

Воспитатель

Четверг

9.40- 10.00

Майнский д/с № 5

Каб. логопеда

Коррекцион-ное занятие

Учитель-логопед

Пятница

 9.40 – 10.00

Майнский д/с № 5

Методич. кабинет

Коррекцион-но-развивающие занятия

Педагог-психолог

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ

Учить ребенка обращать внимание на предметы и явления окружающей действительности, выделять игрушки, предметы повседневного обихода (посуда, одежда, средства личной гигиены и т.д.), действовать с ними.

Обогащать представления ребенка об окружающей действительности, знакомить с основными социальными и бытовыми объектами, необходимыми ребенку для максимальной адаптации в жизненном пространстве (магазин, больница, аптека, детский сад, школа и т.д.).

Обращать внимание на животных, птиц, растения, природные явления. Формировать элементарные представления о временах года, их признаках.

Формировать представления о себе и ближайшем окружении. Учить показывать и по возможности называть членов семьи на фотографии, в процессе игровой деятельности с родителями. Расширять представления о себе, собственном лице и теле, учить показывать на себе и на кукле основные части тела и лица (голова, руки, ноги, живот, глаза, нос, рот, уши).

ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДМЕТНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Формировать эмоциональный контакт с ребенком, направленность на сотрудничество с педагогом. Учить понимать элементарную инструкцию, выполнять действия в соответствии с речевой инструкцией. Учить адекватно использовать простые игрушки в соответствии с их функциональным назначением. Учить выполнить орудийные действия с предметами: набирать крупу в ложку, пересыпать ее в коробочку; ударять молоточком по коробочке, забивать деревянные гвоздики; доставать палочкой далеко закатившиеся игрушки; доставать сачком из воды камешки (шарики); тянуть игрушки (тележку, шарики) за веревочку; играть деревянными ложками; перекладывать предметы (шарики, кубики, мячики) ложкой, сачком из тарелки в коробочку.

Читайте также:  Развитие мозга вашего ребенка книга

Учить выполнять предметно-игровые действия: катать мячики через ворота; катать игрушки в тележке; возить в машине кубики, играть с воздушными шариками; махать ленточкой; кормить куклу, используя совместные действия взрослого с ребенком или подражать действиям взрослого, снимать колечки с пирамидки и нанизывать их на стержень; строить из кубиков лесенку, обыгрывая ее (по лесенке шагает кукла «топ-топ», «прыг-прыг»); учить играть в прятки (накрывать и открывать платочком головку ребенка (взрослого);  учить прятать и искать игрушки (под салфеткой, в коробочке) и т.д.

Развивать мелкую моторику: обучать перекладывать игрушки различной величины, кидать и ловить различные предметы, развивать соотносящие действия и движения пальцев и кистей рук. Учить работать с пластилином, тестом, другим пластическим материалом (разминать, разрывать на крупные куски, раскатывать круговыми движениями, размазывать, придавливать и т.д). Учить рисовать кистью, применяя методы примакивания и касания кончиком кисти, осушать кисть, ритмично наносить штрихи, точки, прямые и округлые линии. Учить выполнять простые аппликации (наклеивание готовых форм), выполнять работу в технике обрывной аппликации. Формировать интерес к конструированию из кубиков, конструктора и т.д.

СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ

Развитие ориентировки на цвет, величину, форму. Учить брать маленькие предметы одной рукой, большие – двумя руками. Учить выделять признаки цвета, формы, величины в окружающих предметах по подражанию действиям взрослого, по образцу, по словесной инструкции. Развитие зрительного и слухового восприятия. Побуждать ребенка реагировать на появившиеся в его поле зрения предметы. Стимулировать реагирование на возникшие в помещении (за его пределами) звуки. Формировать целостный образ предмета. Развивать восприятие пространства и ориентировку в нем. Развивать внимание, фиксацию взгляда на предмете, слежение взглядом за перемещающимся предметом. Учить выделять один предмет из множества и собирать множество предметов по подражанию и образцу действия взрослого.

КОММУНИКАЦИЯ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ

Формировать интерес детей к предметному миру, миру социальных отношений посредством обогащения социально-бытового опыта ребенка.

Обучать детей сигнализировать о своих потребностях и состоянии с помощью речевых и неречевых средств.

Приобщать детей к использованию невербальных и вербальных средств общения окружающих людей.

Формировать алгоритм восприятия лица и тела.

Обучать способам ориентировки «на себе», «от себя».

Развивать органы артикуляции с целью активизации звукопроизношения;

Развивать и совершенствовать общую и мелкую моторику.

Формировать у учащихся потребность к речевой активности в процессе общения ребенка с окружающими взрослыми и сверстниками;     Способствовать развитию потребности в сопереживании.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Раздел программы

№ темы

Тема

Количество занятий

1. Диагностическое обследование

4

2. Ознакомление с окружающим миром и развитие речи

Тема 1

Представления о частях собственного тела, их назначении, расположении, их движениях.

2

Тема 2

Представления о ближайшем окружении, членах семьи.

2

Тема 3

Предметное окружение

4

Тема 4

Временные представления

2

Тема 5

Мир животных

2

Тема 6

Мир растений

2

Тема 7

Ориентировка в пространстве

2

3. Формирование предметно-практической деятельности

Тема 1

Формирование способности понимать просьбы, команды

4

Тема 2

Предметно-практическая деятельность с игрушками, конкретными предметами и дидактическим пособием.

6

Тема 3

Сюжетная игра

6

4. Сенсорное развитие

Тема 1

Представления о величине, группировка предметов относительно размера.

4

Тема 2

Представления о форме.

3

Тема 3

Представления о количестве (много-мало, один-много, пусто).

3

Тема 4

Основные цвета. Соотнесение предметов по цвету.

3

Тема 5

Сравнение предметов по форме, количеству, величине, используя приемы приложения, наложения.

3

5. Коммуникация и развитие речи

Тема 1

Зрительная стимуляция

4

Тема 2

Обучение пониманию значения слов, простых инструкций

4

Тема 3

Формирование умения обращаться к взрослому.

4

Тема 4

Употребление слов/жестов.

4

ИТОГО ПО ПРОГРАММЕ

68

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ СПЕЦИАЛЬНОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Система коррекционно-развивающих мероприятий, направленная на развитие познавательных процессов у ребенка с умеренной и тяжелой степенью нарушения интеллекта, ТМНР будет способствовать улучшению психофизического состояния, формированию определенных умений и навыков, в зависимости от индивидуальных особенностей каждого ребенка. Основным ожидаемым результатом освоения СИПР является развитие жизненной компетенции ребенка с тяжелыми множественными нарушениями развития и умеренной и тяжелой степенью нарушения интеллекта.

Ожидаемые личностные результаты:

1. Осознание своей принадлежности к определенному полу, осознание себя как «Я.

2.Эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности с педагогом.

3. Уважительное отношение к окружающим, овладение начальными навыками адаптации в социуме; освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына/дочери, пассажира, покупателя, пациента и т.д.).

4. Установка на безопасный здоровый образ жизни, учебная мотивация и т.д.

Предметные результаты:

1. Предполагается сформировать эмоциональный контакт с ребенком, направленность на сотрудничество.

2. Предполагается сформировать положительные эмоциональные реакции на действия с игрушками, предметными изображениями, выполняемыми в контексте содержания предъявляемой деятельности.

3. Предполагается сформировать элементарные сенсорные представления и следующие умения:

– выделять признаки цвета, формы, величины в предметах по подражанию действиям взрослого, по образцу действия взрослого;

– выделять один предмет из множества и собирать множество предметов по подражанию и образцу действия взрослого;

– узнавать на ощупь знакомые предметы, адекватно использовать простые игрушки в соответствии с их функциональным назначением.

4. В контексте представлений о себе и окружающей среде предполагается сформировать у ребенка следующие умения:

– показывать и по возможности называть членов своей семьи на фотографии, в процессе игровой деятельности с родителями;

– показывать на себе части тела и лица;

Читайте также:  Линеечки для беременных для форумов развитие ребенка

– выполнять простые упражнения на перемещение в пространстве, на изменение положений частей тела по подражанию действиям взрослого.

5. Предполагается сформировать у ребенка коммуникативные навыки: эпизодически адекватно реагируют на простую инструкцию педагога:

– при общении использовать мимику и жесты;

– определять источник речевых и неречевых звуков, направление звука в пространстве;

– понимать и выполнять действия с игрушкой;

– показывать иллюстрации в соответствии с содержанием;

– вслушиваться в речь взрослых, отвечать на вопросы о себе, об окружающих людях, предметах (использование символов, предметов-заместителей);

– повторять один и тот же слог, подражая взрослому;

– адекватно реагировать на простую инструкцию педагога.

– соблюдать очередность в выполнении предметно-игровых действий;

– использовать звукоподражания, лепетные и простые слова для называния объектов окружающего мира;

– выполнять движения по инструкции, когда она сопровождается жестом («встань, сядь»);

Результаты индивидуальной коррекционно-развивающей работы

Динамика состояния ребёнка:

В конце первого полугодия _________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Результативность обучения (на конец учебного года) ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Рекомендации по дальнейшей работе _________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Дата начала обучения____________________________________

Дата окончания обучения ______________

Подпись родителя ____________________

Подпись специалиста__________________

Источник

обучающихся в общеобразовательной школе в условии инклюзии.

Дубойская Н. А.,

г. Нерюнгри

Инклюзия означает – раскрытие каждого ученика с помощью образовательной программы, которая достаточно сложна, но соответствует его способностям.

Инклюзия учитывает как потребности, так и специальные условия и поддержку, необходимые ученику и учителям для достижения успеха.

Предложенные в программе упражнения рассчитаны на пол года работы. Они не единственные, но могут быть полезны для развития познавательной сферы  детей с ОВЗ. По аналогии с этими упражнениями учителя, воспитатели и психологи могут составлять задания, используя иной дидактический материал, меняя способы предъявления заданий.

Данные упражнения способствуют развитию познавательных психических процессов ребёнка. И это очень важно, потому что ребёнок получает возможность нормально и полноценно развиваться,  входить в мир человеческих отношений и не чувствовать себя ущербным.

Ф. И. ребенка__Артем А._______ ________                    _        Период работы по ИКП 1.09.2019 – 31.12.2019

DS    РЭП                                                                                        Дата рождения ______________

Цель: повысить уровень общего развития, психических процессов, развить творческие способности, коммуникативные навыки, снизить уровень личностной и школьной тревожности.

Показатели психофизического развития

(зона актуального развития)

Рекомендации психолога, дефектолога педагогам (учителя, воспитатели) работающим над развитием психофизических функций, эмоционально-волевых нарушений (зона ближайшего развития)

Рекомендации учителю физкультуры по использованию комплекса ЛФК, тренажеров, дозированию нагрузки

Система психологических воздействий

Контакт

В контакт вступает легко. При дальнейшем общении ведет себя спокойно вежливо. Улыбка мягкая, открытая и добрая. С ребятами ведет себя адекватно.

Поддерживать при общении благоприятную, доброжелательную обстановки. Проявление внешних позитивных эмоций – улыбка, взгляд.

Использование тренажеров для общего физического развития.

Подбор комплекса упражнений на укрепление общей моторики, а также комплекс на снятие спастики мышечного тонуса.

Отрабатывать на своих уроках пространственную ориентировку (лево-право, назад-вперед), ориентировку на своем теле.

Использовать кинезиологические упражнения для развития общей и мелкой моторики, а также развития высших психических функций (автор Сиротюк)

Учитывая межпредметные связи закреплять понятия «мало-много», «близко-далеко» в двигательной активности.

Ребенку необходимо продолжать развивать коммуникативные навыки:

– игры в группах «Иноходец», «Угадай чувство», «Кто быстрее», «Кляксы», «Имитация».

Эмоционально-волевая сфера

Общий эмоциональный фон положительный. Волевые качества не сформированы.

Артем нуждается в постоянном одобрении своего хорошего поведения, его можно приводить в пример как дисциплинированного.

Волевые качества необходимо развивать, переводя волевые навыки в сознание.

«Я могу, даже если не хочу»

Ребенку надо научиться осознавать свое настроение, свои желания. Здесь помогут такие игры, как: «Нарисуй свое настроение», «Улыбка», «Твой страх», «Бездомный котенок», «Четыре стихии»,  «Молчанка», «Займи пустой стул», «Кулак-ладонь» и т.д.  Игры на привитие навыков саморегуляции поведения: «Мой образ», «Рисуем себя», «Зеркало»/

Уровень развития деятельности

Характер действий с предметами – старается использовать в соответствии с их функциональным назначением. С учебной деятельностью справляется с большим трудом.

Обучаемость

Развитие познавательных процессов на среднем уровне. Круг интересов необходимо расширять.

Использовать игры, направленные на снятие напряженности, концентрацию внимания, проявлять адекватность поощрений и стимуляции деятельности ребенка, мотивировать его при выполнении заданий на успех. Организовать в игровой деятельности жизненные ситуации, в которой происходят те или иные события и участвует в них перенимая правильный стереотип поведения (через обучение). При изучении нового необходимо поэтапно формировать новый навык с опорой на образец.

С ребенком необходимо поработать на формирование навыков, соответствующих учебной деятельности:

– ставить перед собой конкретные задачи

– находить решение этих задач

– укладываться в установленные временные рамки

– стимуляция познавательной активности

А также упражнения: «Продолжи узор», «Платочек», «Составь фигуру», «Светофор», «Лабиринт», «Играем кубиками».

Работоспособность

Периодически отвлекается, недостаточный уровень саморегуляции.

Создавать ситуацию успеха. Организовать частую смену деятельности. Использовать наглядный материал, опора на слуховой анализатор, тактильный. Направляющая помощь взрослого.

Для повышения работоспособности необходимы:

– пальчиковые упражнения-игры

– кулак-ребро-ладонь

– массаж рук

– массаж ушных раковин

– качание головой

– дыхательная гимнастика

Запас общих представлений

Широкий

Продолжать работу по обогащению словаря с опорой на жизненный опыт ребенка – экскурсии, простые опыты, занятия по развитию речи через ознакомление с окружающим миром

Читайте также:  Раннее развитие ребенка до года форум

Беседы на общие темы:

– о человеческом организме

– об отношениях между людьми

– совместное изучение научно-популярной литературы

Зрительное восприятие

Знает и называет основные цвета, соотносит предметы по величине, различает геометрические формы, дифференцирует их между собой

Продолжать работу по изучению промежуточного цветого спектра. Продолжить изучение геометрических фигур.

Артему помогут:

– арттерапия

– лепка

– склеивание из цветной бумаги разных фигур

– оригами

– упражнения «Продолжи узор», «Графический диктант», «Платочек».

Восприятие пространственных отношений:

Знает значение частей тела и лица, ориентируется в сторонах собственного тела. Целостный образ предмета не нарушен – собирает разрезные картинки из 3 частей.

Конструирование

Выполняет по представлению (домик). Затруднена дифференциация пространственных ориентаций.

Временные представления

Части суток называет, времена года, месяцы и дни недели немного путает.

Продолжать коррекционную работу в развитии восприятия пространственных отношений своего тела в зеркальном отображении. Продолжать выполнять конструирование по представлению через усложнение заданий. Дифференцировать пространственные понятия можно через уроки рисования, труда и физкультуры. Работа по развитию временных представлений должна проводиться на каждом уроке.

Для развития этих критериев можно использовать:

– пазлы

– конструктор

– собирание разрезных картинок

– упражнения «Разноцветные точки», «Копирование точек», «Составление узоров из геометрических фигур», «Лабиринты».

Количественные представления

Порядковый счет в пределах 20 и обратный. Счетные операции на сложение и вычитание выполняет, при работе с задачами иногда требуется наводящая помощь взрослого

Продолжать работу над прямым и обратным счетом, постепенно увеличивая объемы. Продолжать работу в развитии умения составлять схемы к задачам, мотивировать на конечный результат.

Игры, в которых можно усваивать колличественные понятия:

– запретный номер

– много-мало

Навыки чтения и письма

Читает бегло. Самостоятельно списывает. Письмо под диктовку выполняет, редко с ошибками.

– чтение небольших текстов с разъяснением смысла каждого слова

– продолжать развивать навык письма через списывание небольших текстов

Необходимы упражнения на развитие звуко-буквенного анализа «Хлоп-хлоп», «Играем со словом», «Придумай новое слово», «Игра в слова», «Признак», «Закончи слово», «Объясни слово», «Составь фразу», «Пропавшие слова»

Мышление

Наглядно-образное. Процессы обобщения сформированы, выполняет задания «Четвертый лишний. Не всегда умеет дифференцировать существенные и несущественные признаки. Скрытый смысл картин улавливает, последовательность событий устанавливает по картинкам не более трех, а дальше только с помощью взрослого.

Продолжать работу по установлению причинно-следственных связей через составление сюжета по серии картинок с разъяснением смысла каждой картинки, по классифицированию предметов по основным признакам. Развивать процессы обобщения через другие группы предметов. Работать с простейшими картинками-нелепицами (учить видеть неправильное)

Составление рассказов по картинкам. Беседы на разные темы с целью выработать навыки логического рассуждения. Упражнения «Бег ассоциаций», «Продолжи фразу», «Загадай предмет», «Придумай слова», «Как использовать слова», «классификация предметов», «Сравнение понятий».

Внимание

Нарушение внимания. Не устойчивое, поверхностное, быстро истощаемое внимание, требующее частое переключение с одного вида деятельности на другой

Использовать частую смену видов деятельности на уроках. Использовать физминутки, отдых от основного вида деятельности. Обязателен зрительный контакт с ним для эмоционального реагирования ребенка с обязательным настроем на хорошее внимание.

Развитие внимания через введение «корректурных проб», игры «Чего не стало», «Что лишнее», таблицы Шульте в пределах 5, 10, «Найди цветную полоску по образцу на время», «Найди слова».

Моторика кистей и пальцев рук

Ведущая рука – правая. Нарушена моторика пальцев рук, несогласованность кистей.

Продолжать занятия по развитию моторики рук через

– разучивание гимнастики для пальцев рук, пуговиц, заплетание лент.

Упражнения:

– обучение самомассажа с использованием ребристого карандаша или резиновых шаров

– шнуровка различных предметов

– штриховка и обводка по трафарету

– закрашивание предметов не выходя за линию с использованием только карандашей

– эспандер для укрепления мышц кистей рук

– застегивание и растегивание пуговиц

– нанизывание бусин

Навыки самообслуживания, санитарно-гигиенических норм

Самостоятельно одевается, раздевается, чистит зубы и умывается

Совершенствовать навыки самообслуживания через подготовку и уборку рабочего места на уроках

Развитие речи

Системное недоразвитие речи II – III уровня. Словарь ограничен, на уровне обиходно-бытовой речи. Связная речь – преобладают в речи простые двусоставные предложения. Составляет рассказ по очень простому сюжету.

Обогащать словарь прилагательными, наречиями, существительными и вводить в активную речь. Учиться распространять предложения до 3-4-5 слов через описательные рассказы, составление рассказа по сюжету. Развитие артикуляционной моторики через специальные игры, упражнения (артикуляционная гимнастика). Закреплять умение правильно согласовывать слова в словосочетаниях и предложениях. Осуществлять формирование функций словоизменения и словообразования как в устной, так и в письменной речи.

– Упражнения «Подбери противоположное слово», «Сюжетные картинки», «Разучивание стихотворений», «Пересказ сказки»

– игры в слова

– придумывать короткие рассказы о школе, друзьях, семье, животных

1. Инклюзивное образование. Выпуск №1 / Фадина А.К., Семаго Н.Я., Алехина С.В. – М.: Центр «Школьная книга», 2010. – С.132

2. Никишина, В.Б. Практическая психология в работе с детьми с задержкой психического развития: пособие для психологов и педагогов. – М.: ВЛАДОС, 2004. – С. 126

3. Сорокоумова С.Н. Психологические особенности инклюзивного обучения. // Известия Самарского научного центра Российской академии наук, т. 12. – №3. – 2010. – С.136.

4. Шипицина Л.М. Интеграция и инклюзия: проблемы и перспективы // Материалы российского форума «Педиатрия Санкт-Петербурга: опыт, инновации, достижения» 20-21 сентября 2010 г. – СПб, 2010. – С. 200

Источник