План развития ребенка с нарушением зрения в доу
Октябрь
«Познавательное развитие»
Формировать умение анализировать предметы по таким признакам, как цвет, форма, величина.
– формировать умения считать предметы, рисовать точки и образующее линию множество точек;
– развивать умение пересчитывать и отсчитывать предметы, их условные изображения;
– развивать память, воображение, логическое мышление, умения добиваться цели и доводить начатое дело до конца;
– закреплять счёт до 8.
Д/и «Собери картинку»
Д/и «Что изменилось»
Д/и «Чудесный мешочек».
Д/и «Разрезная картинка».
Д/и «Который по счёту помидор?»
Д/и «Что такое?»
Д/и «Уложи горошины в стручок».
Д/и «Съедобное – несъедобное».
Д/и « Что растёт у нас в саду?»
Д/и «Сколько фруктов на тарелке».
Д/и «Который по счёту апельсин?»
Д/и «Собери картинку».
Д/и «Найди 5 одинаковых грибов».
Д/и «Собери ягоды в корзинку».
« Урожай»
Социально- коммуникативное развитие
Развитие речи, чтение художественной литературы, обучение грамоте.
Формировать позитивные установки к различным профессиям, видам труда и творчества.
Обогащение активного словаря;
развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха.
– учить определять названия овощей, их разнообразные качества (цвет, форму, величину, запах, вкус) по алгоритму;
– учить различать надземные и подземные части растений;
– совершенствовать умение группировать по признакам, строению, назначению;
– формировать умение сравнивать пары и группы разных видов;
– учить делать обобщения «Овощи»;
– развивать мелкую моторику.
– упражнять в правильном произношении звуков;
– продолжать учить производить звуковой анализ слов;
– продолжать знакомство с буквами и звуками.
Обогащать словарный запас прилагательными.
– учить эмоционально воспринимать стихи, понимать содержание поэтических текстов, развивать поэтический слух.
Д/и: «Что где растет?», «Какой на вкус?», «Чей силуэт?», «Посадка картофеля», «Что лишнее?»
Д/и «Составь описательную загадку»
Д/и «Что лишнее»
Д/и «Собери картинку»
Д/и «Чудесный мешочек», загадки об овощах;
Д/и «Узнай, о чем я говорю»
Д/и «Обследуй овощи»
Д/и «Сравни овощи (фрукты)»
Д/и «Интересные загадки» (составление описательной загадки)
Д/и «Отгадай этот звук!»
Д/и «Найди лишнее»
Игры со слоговыми таблицами.
Д/и «Скажи наоборот» Д/и «Подбери по образцу», «Составь картинку»
«Парные картинки»,
Д/и «Найди, что опишу».
Образовательная ситуация «Потерялся звук».
Звуковой анализ слов, состоящих из 4-5 букв.
Заучивание стих-ия И.Мазнина «Осень».
Источник
Семинар
«Дети с нарушениями зрения
в ДОУ»
Тема: Особые образовательные потребности детей
с нарушением зрения.
Подготовила
воспитатель высшей
квалификационной категории Панина Н.Р
Освещение
Согласно гигиеническим требованиям, в учебных помещениях на расстоянии 1 м от стены, противоположной световым проемам, коэффициент естественной освещенности КЕО должен быть 1,5 %. Для учебных помещений слабовидящих и слепых детей коэффициент должен быть не менее 2,5 %. Коэффициент естественной 22 освещенности КЕО представляет собой отношение освещенности внутри помещения к освещенности в тот же момент под открытым небом. Для учебных помещений этот световой коэффициент должен составлять 1:5, для прочих помещений — 1:8. (Световым коэффициентом называют отношение застекленной площади окон к площади пола.) Для защиты от прямых солнечных лучей рекомендуется пользоваться легкими светлыми шторами или жалюзи. В пасмурные дни, ранние утренние и вечерние часы для обеспечения оптимальной освещенности на рабочем месте необходимо включать искусственное освещение. Нужно обращать особое внимание на состояние оконных стекол, так как их чистота влияет на освещенность помещения. Немытые стекла поглощают 20 % световых лучей. К концу зимы, когда на окнах накапливается особенно много пыли и грязи, это число достигает 50 %. Для устранения препятствий к проникновению в помещения детских образовательных учреждений дневного света необходимо содержать оконные стекла в чистоте. Регулярно (1 раз в неделю в яслях и детских садах ) нужно мыть или протирать стекла влажным способом с внутренней стороны и не менее 2 раз в год — снаружи. Для эффективного использования дневного света и равномерного освещения учебных помещений не следует ставить на подоконники цветы, наглядные пособия, большие аквариумы и т. п. Комнатные цветы и различные растения нужно размещать в простенках между окнами в переносных цветочницах высотой 65—70 см от пола или расставлять в коридорах. На окнах устанавливаются регулируемые солнцезащитные устройства (жалюзи, тканевые шторы и т. п.) для устранения слепящего действия прямых солнечных лучей. Не допускается использование штор из поливинилхлоридной пленки. Для декоративной цели рекомендуется располагать занавески по краям оконного проема таким образом, чтобы 23 они только на 10—15 см заходили за его края. Занавески должны быть светлыми и сочетаться с цветом стен и мебели. Нельзя допускать затемнения окон деревьями. Сажать деревья необходимо не ближе чем в 15 м, а кустарник — не ближе чем в 5 м от здания . Для окраски потолка, оконных проемов и рам необходимо использовать белый цвет, для стен помещений — светлые тона желтого, бежевого, розового, зеленого, голубого цвета. Светлая окраска оказывает положительное психологическое действие. Занятия в светлом помещении повышают жизненный тонус и работоспособность детей. Также необходимым требованием является использование отделочных материалов и красок, создающих матовую поверхность, чтобы избежать блёскости. Использование дневного света должно быть максимальным. Однако даже при соблюдении всех приведенных выше условий одного естественного освещения учебных помещений бывает недостаточно, и возникает необходимость в дополнительном освещении. Нужно помнить, что освещение для детей с нарушениями зрения должно быть не только достаточным в количественном отношении, но и высококачественным. Искусственное освещение обеспечивается искусственными источниками света: электрическими лампами накаливания или газоразрядными лампами (например, люминесцентными). Оно позволяет создать постоянные уровни освещенности на рабочем месте и легко регулируется. В то же время искусственное освещение имеет ряд недостатков: слепящая яркость ламп, специфический спектр светового потока, зачастую искажающий цвет окружающих предметов, пульсация освещенности при использовании газоразрядных ламп, а также общая монотонность освещения. В учебных помещениях предусматривается преимущественно люминесцентное освещение с использованием таких ламп, как ЛБ, ЛХБ, ЛЕЦ. При этом создаются более эффективные условия для восприятия цветов, что особенно важно для слабовидящих детей, так как способность различать цвета у них снижена.
Специальное оборудование
— для слепых: индивидуальная трость для передвижения по зданию;
— оборудование в спортивном зале, имеющее тактильную поверхность;
— для слабовидящих: зрительные ориентиры на спортивном оборудовании;
— столы, регулируемые по росту ребенка и по наклону столешницы;
— для слабовидящих: указки с ярким наконечником;
— различные увеличительные приборы (лупы настольные и для мобильного использования);
— дополнительное освещение на рабочем месте ребенка и дополнительное освещение доски;
— комната для психологической разгрузки, оборудованная мягкими модулями и ковром.
Гигиенические требования к учебному оборудованию
В учебно-воспитательной работе необходимо учитывать зрительные возможности детей: увеличение шрифта, изменение цветовой гаммы, соотнесение работы в разных плоскостях, сокращение объема и времени выполнения письменных работ.
Для слабовидящих детей важна степень равномерности освещения рабочей поверхности. Недопустима большая разница в яркости между рабочей поверхностью и окружающим пространством. Это приводит к повышенному утомлению и снижению зрительной работоспособности. Для данной категории детей должны использоваться учебные пособия с более крупными буквами, для меньшего напряжения глаз при работе. Материал должен быть четким, точным, ярким и красочным, без излишней детализации.
При косоглазии дети меньше обращают внимание на цвет, а больше на форму предмета. При косоглазии ребенку очень трудно переключать внимание с одного предмета на другой, с одной плоскости на другую, определять место начала написания и чтения. Рекомендуется использовать наглядные пособия с небольшим количеством элементов.
Особенности размещения детей с нарушениями зрения
Детям с косоглазием без амблиопии («ленивый глаз» (от др.-греч. ἀμβλύς — тупой и ὄψ + ὀπός — глаз) — различные по происхождению формы понижения зрения, причиной которого преимущественно являются функциональные расстройства зрительного анализатора, не поддающиеся коррекции с помощью очков или контактных линз.) следует сидеть в среднем ряду, детям с косоглазием и амблиопией — в среднем ряду (чем ниже острота зрения, тем ближе к доске). Однако необходимо учитывать вид косоглазия. При сходящемся косоглазии ребенку нужно сидеть настолько далеко от доски, насколько позволяет острота зрения; при расходящемся косоглазии — напротив, как можно ближе к доске, несмотря на остроту зрения. Дети, страдающие светобоязнью (при альбинизме и др.), должны сидеть как можно дальше от освещенных окон; можно затенить их место ширмочкой. При катаракте дети успешнее работают вдали от света. Дети, страдающие глаукомой (при отсутствии светобоязни), наоборот, должны сидеть максимально близко к освещенным окнам. В помещениях устанавливают темно-коричневые и темно-зеленые матовые доски, чтобы избежать бликов и резкого контраста между поверхностью доски и прилегающей к ней светлой поверхностью стены.
Учебно-дидактическое обеспечение.
Натуральные объекты, игрушки.
Рельефно-графические изображения.
Набор геометрических фигур.
Набор геометрических тел.
Мелкие предметы (пирамидки, матрёшки).
Мозаика.
Конструктор «Лего» с крупными деталями.
Конструктор металлический.
Шнуровка (мягкий конструктор, деревянный конструктор).
Рамки и вкладыши Монтессори.
Волшебная дощечка.
Прибор «Ориентир».
Брайлевское шеститочие.
Колодка со штифтами.
Прибор «Школьник».
Трафареты.
Грифель.
Шило.
Азбука в картинках. В двух альбомах. М.: ООО «ИПТК “ЛОГОС”». 2002.
Источник
Светлана Озимчук
«Создание условий для развития детей дошкольного возраста с нарушением зрения»
Дошкольное детство – период рождения личности, первоначального раскрытия творческих сил ребёнка, становление основ индивидуальности.
Главная задача ДОУ состоит в том, чтобы ребёнок рос здоровым, жизнерадостным, гармонично развитым и деятельным.
В нашем ДОУ работают шесть групп для детей с нарушением зрения. Наиболее часто встречающееся заболевание у наших воспитанников – это гиперметропия, миопия, амблиопия, астигматизм и различные виды косоглазия.
При организации коррекционно-развивающей среды учитываем:
•структуру первичного дефекта и проблемы, возникающие у детей при ориентации и взаимодействии с окружением;
•обеспечение комплексного подхода во взаимосвязи медицинских и психолого-педагогических средств коррекции.
То есть, в учреждении созданы такие условия, чтобы задачи коррекционно-компенсаторной и лечебно-восстановительной работы были взаимосвязаны.
Рассмотрим те элементы среды,которые отвечают выше перечисленным требованиям:
1. Оформление стен групповых комнат и спален различными зрительными тренажёрами.
2. Подбор дидактических игр и игрушек для развития сенсорного восприятия дошкольников.
При оформлении групповых комнат, спален, кабинетов учтена возможность размещения зрительных тренажёров: схемы Базарного, различных лабиринтов.
При прохождении лабиринтов используются гимнастические катки; дети с расходящимся косоглазием проходят их ниже уровня глаз, а со сходящимся выше уровня глаз; работа с лабиринтами тренирует мышцы глаза, развивает точность движений, а также способствует коррекции осанки.
Дети с нарушением зрения из-за плохой ориентации в пространстве подвержены гиподинамии, а так же имеют нарушения в координации движений и в овладении двигательными актами. Поэтому в группах созданы условия для полноценного физического развития дошкольников, для удовлетворения их физической активности.
Органично вписываются в интерьере групп, кабинетов заслоненные и силуэтные изображения предметов, выполненные на ватмане или потолочных плитках, такие изображения позволяют учить воспитанников чтению заслонённых и зашумлённых изображений в свободное от занятий время, изображения могут меняться в зависимости от темы изучаемого материала, что обеспечивает подвижность окружающей среды.
Дети с нарушением зрения получают недостаточно информации об окружающем мире, либо она искажена, зрительное восприятие у них происходить на суженной сенсорной основе. Вследствие этого снижается качественный уровень представлений о том, что их окружает.
Развитие сенсорного восприятия у дошкольников с нарушением зрения требует системной и постоянной работы тифлопедагог и воспитателей и конечно, создание определённых условий, одним из которых является подбор дидактических игр и пособий для развития
•Зрительного восприятия;
•Тактильного восприятия;
•Слухового восприятия;
•Обоняния.
К сожалению, вопрос о развитие обоняния, классификации и идентификации запахов недостаточно изучен в методической литературе, и в нашем ДОУ нет достаточного количества пособий для решения этой задачи.
Проблема, возникающая при подборе игр и пособий для развития сенсорного восприятия, состоит в том, что наша промышленность практически не предлагает игровых пособий для детей, имеющих патологию зрения, и педагогам приходится пользоваться тем, что выпускается для нормальновидящих детей.Поэтому при покупке и изготовлении игр и пособий обращаем внимание на следующее:
1. Цветовое изображение;
2. Чёткий контур изображений;
3. Отсутствие лишних деталей;
4. Игрушки должны быть похожи на реальные объекты и по внешнему виду и по цветовой гамме.
В группах созданы центры коррекции, включающие в себя специальные дидактические пособия и игры.
роме того, пособия по развитию цветового восприятия, тактильных ощущений и слухового восприятия находятся в центре искусств, а в центре математики размещены пособия по развитию восприятия формы и величины.
Большое количество игр относится к развитию зрительного восприятия. Такие дидактические пособия и игрушки,как: пирамидки, логические кубы, «Сложи узор», палочки Кюизенера с цветными альбомами по возрасту детей (используем приём наложения, блоки Дьенеша, различные виды мозаик, конструкторов позволяют формировать умения различать форму, цвет, величину и пространственное положение объектов на основе применения сенсорных эталонов, а также воссоздавать предмет по контурному изображению, разделять конструкцию на составные части, воссоздавать форму из геометрических фигур.
Палочки КЮЕЗЕНЕРА. Это универсальный дидактический материал. Основные его особенности – абстрактность, высокая эффективность. Велика их роль в реализации принципа наглядности, цвет, математические понятии в доступной малышам форме. Заниматься с ними дети могут индивидуально или подгруппой в зависимости от цели задания. Палочки могут использоваться для выполнения дидактических заданий.Операции: сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация.
Блоки ДЬЕНЕША. Дидактический материал “Логические блоки” состоят из 48 объемных геометрических фигур, различающих по форме, цвету и толщине. В процессе, разнообразных действии с логическими блоками дети овладевают различными мыслительными умениями, важных как в плане пред математической подготовки, так и с точки зрения общего интеллектуального развития. К их числу относятся умения анализа, абстракция, сравнения, классификация, обобщения, кодирования. С помощью логических блоков дети тренируют внимание, память, восприятие.
Размер деталей мозаик и конструкторов зависит от зрительной нагрузки, рекомендованной офтальмологом, таким образом, работа с этими играми является тренировочным комплексом в помощь к лечению.
Для упражнения детского глазомера и глазодвигательных функций, развития периферического зрения и координационных способностей детей используются игры типа скатывания шара с горки по жёлобу, «продвинь шар», сетка, скользящие фигурки, копировальный экран.
Лото «Птицы», дидактический набор «Моторика» развивают умение анализировать изображения, сличать их с реальным объектом, силуэтным и контурным изображением, обучают зрительно-пространственной ориентировке на плоскости.
Дети с нарушением зрения имеют определённую специфику развития. У них наблюдается снижение осязательной чувствительности и моторики пальцев. Вследствие малоподвижности детей в разных видах детской деятельности, у многих отмечаются вялость мышц рук или слишком большая их напряжённость. Поэтому особое внимание мы обращаем на развитие мелкой моторики и ориентировки в пространстве. Через разные формы двигательной активности ребёнка с нарушением зрения мы стараемся обогатить коррекционно-познавательную и двигательную деятельность. С этой целью нами разработаны комплексы коррекционно-развивающих занятий, которые содержат большое разнообразие движений, пальчиковую и зрительную гимнастику, физкультминутки, дидактические игровые упражнения, досуговые мероприятия. Для этого создаётся предметно-развивающая среда, направленная на развитие общей и мелкой моторики и ориентировку в пространстве.
Для развития общей моторики и зрительно-двигательной координации используем материал с учётом зрительного диагноза:
•«Кольцеброс» и «Шароброс» – для детей с расходящимся косоглазием, взор таких детей должен быть направлен вниз;
•«Кегли» и «Дарц» – для детей со сходящимся косоглазием, взор таких детей должен быть направлен вверх или вдаль;
•Крупные и средние мячи – для детей с близорукостью;
•Мелкие мячи – для детей с дальнозоркостью.
Для развитияи стимулирования осязательных и тактильно-кинестетических функций мы применяем различные игровые средства: тактильные дощечки, контейнеры, мешочки, коробочки с природным материалом. Использование шнуровок, нанизывание бус, сортировка предметов пинцетом, дидактическое упражнение «Обведи по контуру» помогают развитию мелкой моторики и сочетаются с активизацией и стимуляцией зрительных функций, локализацией, фиксацией, аккомодацией, способствуют формированию бинокулярного зрения. Дифференцированный подход в различных коррекционных приёмах: например, использование красного и жёлтого фона при амблиопии, выделение контуров изображения и рабочей поверхности при астигматизме, работа на подставках и на мольберте при сходящемся косоглазии способствует закреплению успехов ортоптического лечения.
Источник